Скачать 33.26 Kb.


Дата12.02.2018
Размер33.26 Kb.

Скачать 33.26 Kb.

Диалог актерского театра и публики: гастроли Сары Бернар и Элеоноры Дузе на русской сцене Фролова Надежда Леоновна



Диалог актерского театра и публики: гастроли Сары Бернар и Элеоноры Дузе на русской сцене

Фролова Надежда Леоновна

Студентка

Российский университет театрального искусства ГИТИС

продюсерский факультет, Москва, Россия

E-mail: frolova.gitis@gmail.com
В театре известны два вида успеха – у критики и у публики, причем принято считать, что второй неизбежно влечет за собой высокий кассовый сбор. Исключения – гастроли в России двух всемирно известных трагических актрис – Сары Бернар и Элеоноры Дузе.

Природа диалога сцены и зала разнилась на выступлениях Бернар и Дузе. Анализируя гастроли Сары Бернар, можно говорить о том, что состоялась ее встреча с русской публикой, диалога же не произошло: семиотические системы художника и зрителя не совпали [2, 11, 13]. Однако механизм организации успеха и опыт самоменеджмента Бернар [1] принес доход всему предприятию, но обратной стороной этого процесса оказались обманутые ожидания зрителей, а предвзятое настороженное отношение внутри аудитории к зарубежным гостям [9], напротив, получило оправдание.

Спектакли Дузе вызвали единодушные восторги критики и простого зрителя [7, 9, 16], артистка разговаривала с публикой на одном художественном и эмоциональном языке [5], ее творчество стимулировало развитие русской художественной мысли. Но гастроли оказались убыточными [12] вследствие неучтенного совпадения многих причин. Радость сотворчества, которую Дузе дарила зрителям [10], не помогла актрисе преодолеть экономические трудности: приезд и продолжительное пребывание в «некассовый» период [6, 15], большие расходы на содержание многочисленной труппы [12], и, как следствие, высокие цены на билеты [12] и быстрое исчерпывание аудитории.

***


Таким образом, кажущаяся нерушимой взаимосвязь зрительского и кассового успеха зависит от рационального сочетания творческого, организационного и социологического факторов. Данная работа наглядно показывает, как при выпадении из заданной системы любого из указанных факторов, даже великие артисты могут лишиться полноценного заслуженного триумфа.
Литература
1. Бернар С. Моя двойная жизнь. М., 2006.

2. Боборыкин П.Д. Сара Бернар и русский театр//Живописное обозрение. 1881.

3. Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала ХХ века. СПб., 2007.

4. Иванов И. Театр и музыка//Русские ведомости. 1891, 3 мая

5. Иванов И. Театр и музыка. Театр г.Корша. «Дама с камелиями», драма А.Дюма//Русские ведомости. 1891, 5 мая.

6. Иванов И. Театр и музыка//Русские ведомости. 1891, 8 мая.

7. Иванов И. Г-жа Дузэ в роли Норы//Русские ведомости. 1891, ноябрь.

8. Леонтьевский Н. Три приезда Сары Бернар в Россию//Театр. 1970. №2. С. 142-143.

9. П.В. Элеонора Дузе на петербуржской сцене // Отзывы в печати о гастролях Дузе в Санкт-Петербурге. СПб., 1891.

10. Рок. Театр и музыка. Элеонора Дузе//Новости дня. 1891, 2 декабря.

11. Тур Е. О Саре Бернар и ее репертуаре на московской сцене//Русская мысль. 1882. № 2.

12. Урусов А.. По театрам. - Московский листок, 1891, декабрь

13. Чехов А.П. Полное собр.соч.: В 30-и т. – М.: Наука, 1987. Т. 16.– 624 с.

14. Новости дня. 1891, 26 января.



15. Театр и музыка//Русские ведомости. 1892, 4 февраля.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Диалог актерского театра и публики: гастроли Сары Бернар и Элеоноры Дузе на русской сцене Фролова Надежда Леоновна

Скачать 33.26 Kb.