• Дидактический материал «Лингвокраеведение на уроках русского языка»
  • Материалы к урокам V класс Части речи
  • VI класс Имя числительное
  • Проверяемые безударные гласные в корне
  • VIII класс Вводные слова
  • Односоставные предложения
  • IX класс Синтаксис
  • Сложноподчинённые предложения
  • Микроисследования, сочинения-рассуждения
  • Готовимся к экзаменам Итоговая аттестация в 9-м и 11-м классах
  • Ко дню пожилого человека

  • Скачать 264.56 Kb.


    Дата08.09.2017
    Размер264.56 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 264.56 Kb.

    Дидактический материал «Лингвокраеведение на уроках русского языка»



    Шамакина Наталья Владимировна

    МОУ «Искринская СОШ» Абдулинского района, Оренбургской области











    Дидактический материал

    «Лингвокраеведение на уроках русского языка»
    Аннотация: Желание научить всех учащихся, сделать доступными, запоминающимися правила заставляют меня искать свои формы работы с детьми. Чтобы не было сухого изложения материала, я связываю изучаемую тему с жизнью малой родины, а именно: с историей и культурой населённых пунктов, учащиеся которых обучаются в МОУ «Искринская СОШ» (п. Искра, с. Яковлевка, п. Чемизла, д. Новотроевка, п. Черёмушки, д. Аркаевка). Закономерно использование данных местной топонимики на уроках русского языка. Поэтому учителю представляется возможность разнообразить и пополнить дидактическим обеспечением уроки русского языка с использованием материалов по краеведению. Во-первых, это творческие задания, посвящённые родному краю. Во-вторых, тексты, содержащие местные топонимы. Учитывая заказ современной школы на создание дидактических материалов, содержащих региональный культуроведческий компонент, предлагаю отдельные варианты заданий, модели которых можно использовать в любом регионе.

    Кроме того, практическое использование исследовательских работ старшеклассников по краеведению позволяет учителю привить учащимся интерес к исследовательской деятельности.



    Материалы к урокам

    V класс

    Части речи
    Прочитайте стихотворение жительницы посёлка Искра Шабаевой Лилии Наибовны «Искра».
    Искра – родимый уголок,

    Судьбы моей начало!

    Коммуной прежде ты была,

    Теперь посёлком стала.

    На историческом пути

    Немало испытала.

    Но не исчезла с карты ты,

    А лишь прекрасней стала!


    -- Укажите части речи.

    -- Выделенные слова разберите по составу.
    VI класс

    Имя числительное


    1. Спишите текст, записав числительные прописью.

    По данным Всероссийской переписи населения, проведённой 9 октября 2002 года, численность постоянного населения в городе Абдулино и Абдулинском районе составила 36 тысяч человек.

    Русские, татары, украинцы, белорусы, казахи, евреи, мордва, чуваши, башкиры, немцы составили 98,5% от общего числа населения города Абдулино и Абдулинского района.

    Русских проживало в 2002 году 19 тысяч человек, татар – 6,8 тысяч человек. На третьем месте мордва, их численность составила 5,9 тысяч человек.




    1. Спишите текст, записав числительные прописью.

    Близ села Павловка (Черёмушки) Абдулинского района, Оренбургской области на левобережье реки Ик расположен гидрологический памятник природы площадью 3 гектара. В пойме реки Ик находится живописное озеро-старица длиною 1 километр, шириной около 40 метров и глубиною до 3,5 метров. Ихтиофауну представляют щука, язь, краснопёрка, плотва, жерех, голавль, налим. К сожалению, рыбные богатства озера теперь остались в прошлом.


    -- Укажите дробное числительное.

    -- Выполните морфологический разбор числительного из первого предложения.
    Словообразование
    Пользуясь исследовательской работой Шабаевой Альбины на тему «Топонимика в истории родного края», объясните происхождение топонимов Павловка, Новотроевка, Яковлевка.

    -- Образуйте от данных топонимов имена прилагательные суффиксальным способом. Суффиксы обозначьте.


    Имя существительное
    Пользуясь исследовательской работой Шабаевой Альбины на тему «Топонимика в истории родного края», объясните происхождение существительного Терёшка (река).
    Проверяемые безударные гласные в корне
    Прочитайте сочинение ученицы 6-го класса Сидоровой Виктории и выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.
    Я живу в поселке Искра Абдулинского района, Оренбургской области на улице Молодежной. Название улицы говорит само за себя, т. е. на этой улице проживает в основном молодое население поселка. Именно на этой улице проживают и учащиеся МОУ « Искринская СОШ», и дети дошкольного возраста. Всего на улице проживает 29 семей. Семей, в которых есть дети до 18 лет – 13; семей, в которых есть дети от 18 и старше – 4; семей, в которых есть дети дошкольного возраста – 6. Средний возраст жителей – 30 – 40 лет. Улица Молодежная очень широкая и просторная. Асфальтированная дорога проходит вдоль всей улицы. Красивые дома расположились по обеим сторонам дороги. Улица Молодежная самая многолюдная. В теплую погоду всегда много детей и взрослых. Мне нравится моя улица.
    VIII класс

    Вводные слова


    1. Прочитайте текст, выпишите предложение с вводным словом и выполните синтаксический разбор данного предложения.

    На Оренбургской земле каждое село отличается своеобразием, бытовыми и трудовыми традициями, и, следовательно, может быть источником для изучения истории и культуры родного края. Каждая деревня – это своеобразный памятник, страничка истории родного края и в целом нашей Родины.


    1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

    Быть может, (1) многим теперь покажется странным услышать, (2) что ещё каких-нибудь 10-15 лет назад в Искре был памятник Ленину. Несправедливо,(3) однако, (4) что в посёлке нет ни одного памятника.
    Обращение
    На открытии газопровода «Абдулино – Искра» гость из Оренбурга обратился к жителям Искры: «Дорогие искринчане! По-хорошему завидую вам: вы живёте в одном из самых красивых посёлков Оренбургской области!»

    Как видим, гость хорошо отозвался о нашем посёлке, но правильно ли он обратился к жителям? А как следует обратиться к жителям Яковлевки, Новотроевки, Чемизлы, Аркаевки, Черёмушек?


    Типы сказуемых
    Перед вами стихотворение жительницы посёлка Искра Шабаевой Лилии Наибовны «Искра», прочитайте выразительно и спишите.

    Искра – родимый уголок,

    Судьбы моей начало!

    Коммуной прежде ты была,

    Теперь посёлком стала.

    На историческом пути

    Немало испытала.

    Но не исчезла с карты ты,

    А лишь прекрасней стала!
    -- Подчеркните в каждом предложении сказуемое и определите тип сказуемого.

    -- Какие изобразительно-выразительные средства использует местная поэтесса для создания образа родного посёлка?
    Односоставные предложения
    Представьте, что вы экскурсовод и вам необходимо обратиться к экскурсантам. Закончите следующие предложения, предварительно определив тему высказывания.

    Мне хочется обратить ваше внимание на…

    Прошу вас обратить внимание…

    Обязательно обратите внимание на…

    Привлекаю ваше внимание…

    Хотелось бы привлечь внимание…


    -- Какие односоставные предложения у вас получились? Определите их вид, подчеркните в них грамматическую основу.
    IX класс

    Синтаксис
    Прочитайте текст, сформулируйте основную мысль. Объясните расстановку знаков препинания. Выпишите по два примера на каждый тип связи слов в словосочетании.
    Одним из ярких топонимов являются названия улиц этих населённых пунктов. В сельской местности они не столь многообразны, но могут поведать о многом, ведь эти названия тоже отражают историю родного края. Обязательное название улиц в данных населённых пунктах было введено в 1998 году распоряжением администрации Искринского сельсовета.

    Например, многие названия отражают природное своеобразие. Так улица Садовая в Искре указывает на то, что в конце этой улицы красуется прекрасный яблоневый сад, который жители ласково неофициально называют «садочки».

    Другие названия улиц связаны с находящимися там зданиями: улица Школьная в Искре и в Новотроевке, Центральная – в Новотроевке.

    Некоторые названия отражают особенности рельефа. Это улица Горная в посёлке Чемизла.

    А вот улицы Совхозная в селе Яковлевка и Колхозная в Аркаевке отражают историю советских времён. Ведь с 1984 по 1998 год село Яковлевка входило в состав совхоза «Мирный» (совхоз – совместное хозяйство), а деревня Аркаевка – в колхоз «Ленинский путь» (колхоз – коллективное хозяйство).

    И в Искре, и в Яковлевке есть улицы Молодёжная и Новая, названия которых говорят сами за себя.


    Сложноподчинённые предложения
    В топонимике существует термин, который является «родственником» слова экология. Этот термин ойконимы, или названия населённых пунктов: хуторов, деревень, сёл, посёлков, городов. Почему термин носит такое название?
    -- При ответе используйте сложноподчиненные предложения.

    (Данный термин образован из греческих слов ойкос «дом, жилище, родина» и оним «имя». Дословно термин можно перевести «имя дома, жилища, родины».)


    Сложные предложения
    Прочитайте текст. выпишите сложные предложения и определите их вид.
    До революции на месте Искры было поместье помещика Симкая. Его дом окружал огромный сад, в котором росли различные плодовые деревья и кустарники. В качестве живой изгороди были посажены тополя. Они и сейчас украшают наше село.

    В 1927 году началась коллективизация, и на месте поместья была образована коммуна «Искра». Люди жили в амбарах, бараках, а в доме Симкая была открыта школа.

    Название коммуны сохранилось впоследствии и за образованным посёлком.
    -- Выпишите сложноподчинённое предложение, определите вид придаточного.

    Микроисследования, сочинения-рассуждения


    1. Согласен ли ты с пословицей? Вырази свои мысли в небольшом тексте-рассуждении.

    Своя земля и в горсти мила.

    Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

    Где кто родится, там и пригодится.

    На чужой сторонушке рад своей воронушке.


    1. Продолжи сочинение по его началу.

    а) С чего начинается родина? Не сразу ответит на это человек. Один представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит бескрайнюю степь, третий – таежный лес Сибири. А, что представляется мне при слове «Родина»?..

    б) Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря «моя родина». В одном это емком слове хочется соединить все, что очень дорого мне…

    в) Мое село… Какое оно? Что оно для меня? За, что я люблю его? Пожалуй, просто за то, что я здесь родилась и живу, здесь мои родители, мой дом, мои друзья…




    1. Руководствуясь данными ниже вопросами и заданиями, соберите и систематизируйте материал для устного выступления или домашнего сочинения о родном крае (городе, селе, поселке). Учитывайте формулировку вашей темы!




    • Что тебе известно из истории возникновения родного села (города, деревни)? Как возникло его название? Менялось ли оно?

    Какие события из прошлого родного края вызывают у тебя

    • чувство гордости?

    • Какие музеи есть в вашем городе (селе, поселке)? Когда они были созданы? Чем особенно они интересны?

    • Какие архитектурные памятники могут рассказать о прошлом родного края? Когда они появились? Что ты заешь об их создателях?

    • Как в географических названиях отражена история нашего края? О чем могут рассказать названия улиц и площадей родного города (села, поселка, деревни)? Что ты знаешь о событиях и людях, в честь которых они названы?

    • Чем прекрасна природа родного края? Что тебе особенно близко и дорого в ней? Что делается в вашей области для охраны окружающей среды?

    • Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края?

    • Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для него? Чем ты поможешь ему?




    1. Представьте, что вы экскурсовод и вам необходимо познакомить экскурсантов с достопримечательностями нашего села.

    Закончите следующие предложения:



    • Мне хочется обратить ваше внимание на …

    • Прошу вас обратить внимание на ….

    • Привлекаю ваше внимание …




    1. Подготовьте сообщения и мини-исследования.




    • Роль языка в жизни современного общества.

    Язык сельских улиц, или как различить допустимые варианты разговорной речи, жаргон, просторечие и «грубое просторечие». Что можно «пускать» в нашу речь, а чего нельзя. Какие «блины» мы постоянно «печем» и получается ли короче с «короче»? Язык наших бабушек, или Почему надо изучать и сохранять «островки» диалектной речи.

    • «Родная улица моя…» Имена сельских улиц (исторический и лингвистический аспекты). Экскурсии, мини-исследования, творческие отчёты и сочинения.

    • «Имя дома твоего…», или Региональная топонимика. История некоторых географических наименований.

    • История моего родного дома: мини-исследования.

    • «Живой как жизнь» Изменения в русском языке в начале ХХI века, вызванные общественными процессами.


    6.Проследите за речью ваших родных, знакомых и назовите несколько фразеологизмов, в которых используются топонимы. Определите роль их в речи земляков. (Фразеологизмы придают речи яркий, образный, лаконичный, самобытный характер.)
    Готовимся к экзаменам
    Итоговая аттестация в 9-м и 11-м классах



    1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения жительницы

    посёлка Искра Л.Н. Шабаевой. Объясните знаки препинания.
    Ко дню пожилого человека
    Как быстро пролетела юность,

    И молодость стремительно прошла,

    И вот уж та, кого зовём мы старость,

    Крадучись, словно кошка подошла.

    Давно уж повзрослели наши дети,

    И подрастает внуков череда,

    Но для того мы и живём на свете,

    Чтоб жизнь не прерывалась никогда.

    И пусть виски заметно серебрятся,

    И блеск в глазах уже не тот,

    А всё ж «мои года – моё богатство»,

    Как в песне Кикабидзе нам поёт.

    Но мы не будем старости сдаваться,

    Унынью предаваться и тужить,

    А будем просто радоваться счастью,

    Тому, что бог дал право просто жить!


    1. Укажите средства художественной выразительности.

    2. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.

    3. Произведите разбор словосочетаний: быстро пролетела, наши дети, поёт нам, дал право.

    4. В каком слове букв больше, чем звуков?

    а) юность; б) молодость; в) подрастает; г) поёт (Ответ: б.)

    5. Укажите среди данных слов деепричастие:

    а) пролетела; б) крадучись; в) стремительно; г) сдаваться. (Ответ: б.)

    6. Напишите сочинение на тему: «Размышления о смысле жизни в русской поэзии»

    II. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения жительницы

    посёлка Искра Л.Н. Шабаевой.
    Память

    Как здорово придумано когда-то

    Увековечивать великие дела

    И ставить памятники, стелы, монументы,

    Чтоб эта память вечною была.
    Чтоб поклониться здесь могли потомки

    И принести к подножию цветы

    Тем, кто старался сделать жизнь их лучше

    Ценой своей и жизни и мечты.


    Но память там жива лишь, где есть совесть,

    И сердце чистое, и светлая душа.

    А там, где поселились зависть, подлость,

    Она порой не стоит и гроша.


    Там правят бал жестокие вандалы,

    Всё на пути сметая и круша,

    На кладбищах резвятся, как шакалы,

    Необъяснимой злобою дыша.


    Под стать вандалам разные «чинуши»,

    Что в кабинетах тёпленьких сидят,

    Скупая яхты, нежась на Канарах,

    Благое дело делать не хотят.


    А ведь средь нас росло гнилое семя,

    Мы хулиганство принимали за пустяк.

    О, горе нам, взрастившим это племя,

    Не разглядевшим вовремя сорняк!


    Давайте ж, люди поскорей очнёмся,

    Дадим оценку всем своим грехам,

    И помнить прошлое навеки поклянёмся,

    Без покаянья нет прощенья нам!


    1. Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору выразить главную мысль?

    2. Укажите слова, имеющие стилистическую окраску.

    3. Произведите синтаксический разбор предложения, соответствующего схеме:

    { …, (=== -------, ------- ), -------- ===== }.

    4.В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?

    а) увековечивать дела; б) принести цветы; в) жестокие вандалы; г) благое дело.

    5.В каком слове все согласные звуки – звонкие?

    а) разные; б) совесть; в) резвятся; г) дыша.

    6.В каком слове нулевое окончание?

    а) поселились; б) злобою; в) сметая; г) память.

    III. Прочитайте отрывок из публицистического повествования «Искра – село моё

    Родное».
    (1)Трудно сказать, когда Искрой лучше всего любоваться. (2) Летом посёлок утопает в зелени. (3)С южной стороны он открывается тополиной аллеей, которые когда-то были живой изгородью поместья Симкая. (4) Это постоянное «место жительства» грачей. (5) С ранней весны жизнь птиц здесь кипит, деревья просто облеплены чёрными птицами.

    (6) Но вот уже и жара. (7) Июнь. (8) Тополиный пух окутывает весь посёлок. (9) Пушинки парят в воздухе, словно белые снежинки, оседают на руки, лицо, одежду.


    1.Выпишите из текста слова с проверяемой безударной гласной в корне.

    2. Выпишите из текста сложноподчинённые предложения, определите вид придаточного.

    3. Составьте схему пятого предложения.

    4. Укажите слово, в котором первый звук – звонкий согласный:

    а) трудно; б) любоваться; в) постоянное; г) просто.

    5. Укажите слово, которое является причастием:

    а) утопают; б) облеплены; в) тополиный; г) белые.

    6. В каких словосочетаниях связь иная, чем управление?

    а) трудно сказать; б) открывается аллеей; в) тополиный пух; г) оседают на руки.

    7. Напишите сочинение-отклик на те мысли, которые выражены в тексте. Приведите примеры, чтобы аргументировать свои выводы.

    IV. Прочитайте отрывок из исследовательской работы ученицы МОУ «Искринская СОШ» Акшумовой Маши «Жизненный путь моего дедушки Кузнецова Семёна Фёдоровича».
    (1)Мой дедушка Кузнецов Семён Фёдорович родился в 1926 году в Сибири, в Иркутской области, куда его родители Фёдор Дормидонтович и Акулина Фёдоровна в начале двадцатых годов прошлого века уехали из деревни Яковлевка Абдулинского района, Оренбургской области. (2)В то время в Оренбургской области и в Поволжье было голодно, а в семье Кузнецовых уже было трое детей. (3)Через полтора года они вернулись в Яковлевку уже вшестером. (4)Всего у дедушки было два брата и две сестры. (5)Он был четвёртым в семье.

    (6)В нашей семье бережно хранятся фотографии, вещи, предметы, которые отражают нашу семейную историю, традиции. (7)До сих пор сохранились фотографии, на которых запечатлены близкие люди моего дедушки: его дедушка, а мой прапрадедушка Егор Дормидонт Егорович (данная фотография сделана 4 июля 1915 года), родители дедушки и его сестра Надежда.


    1.Выпишите из текста слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

    2. Выпишите сказуемое из пятого предложения и определите его тип.

    3. Составьте схему шестого предложения.

    4. В каком слове нулевое окончание?

    а) близкие; б) запечатлены; в) детей; г) Егор.

    5. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?

    а) мой дедушка; б) бережно хранятся; в) семейную историю; г) родители дедушки.

    6. Укажите слово, которое является причастием:

    А) запечатлены; в) бережно; в) семейную; г) данная.

    7. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Фотографии – немые свидетели истории»

    V. Прочтите отрывок из исследовательской работы ученицы МОУ «Искринская СОШ» Акшумовой Маши «Жизненный путь моего дедушки Кузнецова Семёна Фёдоровича» и выполните задания В1 –В7.
    (1)Своей жестокой рукой Великая Отечественная война коснулась каждой семьи.

    (2)20 ноября 1943 года семнадцатилетний Семен Кузнецов был призван в ряды Советской армии и был направлен в Башкирию, в поселок Алкино, где прошёл подготовку и курс молодого бойца.

    (3)28 апреля 1944 года был отправлен на фронт, где попал в пограничные войска. (4)Воевал в Белоруссии, Литве, Польше, Германии.

    (5)После Победы над фашисткой Германией принимал участие в уничтожении бандитских формирований на территории этих государств. (6)С 22 мая 1945 года по 5 июля 1948 года был командиром отделения. (7)А с 6 июля 1948 года по 18 февраля 1950 года - инструктор служебных собак.



    (8)19 февраля 1950 года из-за тяжелого ранения в ногу, полученного при ликвидации очередного бандформирования, младший сержант Кузнецов Семен Федорович был демобилизован из рядов армии.
    В1. Замените слово демобилизован из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом.

    В2. Из предложений 1 -2 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

    В3. Среди предложений 1 -8 укажите предложение, в котором нет ни одного слова с приставкой.

    В4. Из предложений 1 – 3 выпишите определительное местоимение.

    В5. Из предложения 5 выпишите словосочетания, построенные на основе согласования.

    В6. Среди предложений 5 -8 найдите предложение с причастным оборотом.

    В7. В предложении 6 укажите грамматическую основу.

    VI. Прочтите отрывок из исследовательской работы ученицы МОУ «Искринская СОШ» Акшумовой Маши «Жизненный путь моего дедушки Кузнецова Семёна Фёдоровича» и выполните задания В1 –В7.
    (1)В марте 1949 года во время преследования группы националистов на территории Литовской ССР на дедушку со спины из засады напал враг с ножом. (2)Служебная собака спасла дедушку, она перехватила руку с ножом и не выпускала до тех пор, пока враг не был обезврежен. (3)И после этого верная собака не раз помогала и спасала дедушку. (4)После демобилизации из армии дедушка получил разрешение взять свою служебную собаку с собой домой, но проводник поезда воспрепятствовал этому и не разрешил ввести собаку в вагон. (5)Дедушке пришлось оставить собаку своему другу по службе. (6)Дедушка очень часто вспоминал про свою немецкую овчарку, которая спасла ему жизнь и которую он дрессировал и натаскивал с щенячьего возраста. (7)В семейном архиве имеется фотография, на которой он запечатлен с этой собакой.
    В1. В третьем предложении укажите слово, образованное суффиксальным способом.

    В2. Среди предложений 5 -7 найдите предложение с однородными придаточными определительными. Укажите его номер.

    В3. Укажите количество грамматических основ в предложении 7.

    В4. Среди предложений 5 -7 найдите простое предложение. Напишите его номер.

    В5. Замените словосочетание в семейном архиве (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    В6. Из предложения 5 выпишите притяжательное местоимение.

    В7. В предложении 5 укажите грамматическую основу и определите вид сказуемого.

    VII. Прочтите отрывок из исследовательской работы ученицы МОУ «Искринская СОШ» Акшумовой Маши «Жизненный путь моего дедушки Кузнецова Семёна Фёдоровича» и выполните задания.
    (1)До пенсии работал он заведующим сельским клубом и киномехаником. (2)Нужно добавить, что дедушка замечательно играл и на гитаре, и на гармошке, и на балалайке, хорошо пел, сам сочинял частушки, выразительно и эмоционально рассказывал разные истории и даже часто им придуманные байки. (3)Семен Федорович организовывал концерты, спектакли. (4)Коллектив художественной самодеятельности под его руководством участвовал и в районных конкурсах. (5)В семейном архиве сохранился Похвальный лист от 1 апреля 1957 года, которым был награжден мужской ансамбль колхоза «Ленинский путь», руководителем которого был мой дедушка.

    (6)В концертах участвовало до 10-15 человек. (7)Ездили с концертами в соседние села: Искру, Новотроевку, Черёмушки. (8)Конечно, комфортных условий не было. (9)В зимнее время добирались на санях, которые вез гусеничный трактор. (10)В летнее время выступали перед животноводами на летнем стойбище.


    1.Выпишите из текста слова с непроверяемой безударной гласной в корне?

    2. Выпишите сказуемое из шестого предложения и определите его тип.

    3. Составьте схему девятого предложения. Определите вид придаточного предложения.

    6.В каком слове нулевое окончание?

    а)коллектив; б) мужской; в)конечно; г)летнее.

    4.В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?

    а) мой дедушка; б) сельским клубом; в)в концертах участвовало; г)добирались на санях.

    5. Укажите слово, которое является причастием:

    а)придуманные; в) самим; в) семейном; г) условий.

    6. Найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер.

    7. Из предложения 2 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

    VIII. Прочтите отрывок из исследовательской работы ученицы МОУ «Искринская СОШ» Акшумовой Маши «Жизненный путь моего дедушки Кузнецова Семёна Фёдоровича» и выполните задания В1 –В7.
    (1)Все семейные и другие торжества отмечали в доме дедушки и бабушки, где я сейчас и проживаю. (2)И дедушка всегда был в центре внимания, его просили сыграть либо на балалайке, либо на гармони, спеть частушки. (3)Кстати, балалайка была его любимым инструментом.

    (4)Многие фотографии свидетельствуют о теплой и добродушной атмосфере, которая царила в нашей семье. (5)На многих фотографиях запечатлены дедушка и бабушка со своими детьми и уже их семьями. (6)Хочется добавить, чтобы сфотографироваться, нужно было поехать в город Абдулино. (7)Следовательно, семья Кузнецовых хотела этого и находила для этого свободное время.

    (8)Всё это доказывает, что семья моего дедушки была дружной и сплоченной.
    В1. В третьем предложении укажите вводное слово.

    В2. Среди предложений 4 -7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Укажите его номер.

    В3. Укажите количество грамматических основ в предложении 7.

    В4. Среди предложений 6 -8 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.

    В5. Из предложения 5 выпишите словосочетания, построенные на основе согласования.

    В6. Из предложения 3 выпишите притяжательное местоимение.

    В7. В предложении 5 укажите грамматическую основу и определите вид сказуемого.

    IX. Прочтите отрывок из исследовательской работы ученицы МОУ «Искринская СОШ» Акшумовой Маши «Жизненный путь моего дедушки Кузнецова Семёна Фёдоровича» и выполните задания В1 –В11.
    (1)Интересный случай произошел однажды на охоте. (2)Почти как в русской народной сказке о хитрой лисе.

    (3)На одной из зимних охот он подстрелил лису, которую затем связал своим кожаным ремнем, чтобы удобнее было тащить. (4)Но вдруг глаза охотника засветились ярче – он увидел заячьи следы. (5)Положив лису под куст, он пошёл по следам. (6)Наконец заяц был выслежен и подстрелен. (7)Пора вернуться и за лисой. (8)Но где же она? (9)Её и след простыл. (10)Улыбнулся дедушка: «Ну и хитра плутовка». (11)Позже дедушка часто шутил: «Не лисы жаль, ремень был новый».

    (12)Старожил нашего села Яковлевка Кажаев Николай Николаевич, лучший друг дедушки по охоте, вспоминает, что у них был даже девиз: «Нет охоты без веселья».
    В1. Замените словосочетание кожаным ремнём (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

    В2. Из предложений 4- 5 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

    В3. Среди предложений 1 -6 укажите предложение, в котором нет ни одного слова с приставкой.

    В4.Из предложений 1 – 3 выпишите относительное местоимение.

    В5. Из предложения 1 выпишите словосочетание, построенное на основе согласования.

    В6. Среди предложений 8-12 найдите предложение с обособленным приложением. Укажите его номер.

    В7. В предложении 6 укажите грамматическую основу.

    В8. Среди предложений 2-4 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным присоединением придаточным. Напишите его номер.

    В9. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

    В10. Среди предложений 3-5 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите его номер.

    В11. Среди предложений 4-9 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Укажите его номер.


    X. Прочтите отрывок из исследовательской работы ученицы МОУ «Искринская СОШ» Акшумовой Маши «Жизненный путь моего дедушки Кузнецова Семёна Фёдоровича» и выполните задания В1 –В7.
    (1)Добрая атмосфера в нашей семье при жизни дедушки способствовала привитию нам нравственных жизненных ценностей.

    (2)Образ дедушки свидетельствует о его мягкости, доброте, искренности и снисходительности. (3)Дедушка был добр абсолютно ко всем, он никогда никого не осуждал. (4)В его облике таилась удивительная внутренняя красота. (5)Когда он улыбался, его темные зрачки расширялись, и все лицо его казалось молодым и светлым.

    (6)Чем дальше, тем больше я начинаю понимать, какую большую роль сыграл этот человек в нашей семье, память о котором так бережно хранится в сердцах его детей, внуков и многих односельчан. (7)Он оставил яркий след на родной земле, которую любил.

    (8)Вот такой он был, мой дедушка! (9)Я горжусь им. (10)Ему и всему его поколению пришлось пережить нелегкие времена. (11)Но они были наполнены необыкновенным энтузиазмом, верой в прекрасное будущее, коллективным трудом, дружбой и взаимопомощью.


    В1. В предложении 6 укажите слово, образованное суффиксальным способом.

    В2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Укажите его номер.

    В3. Укажите количество грамматических основ в предложении 11.

    В4. Среди предложений 5 -8 найдите простое предложение. Напишите его номер.

    В5. В предложении 6 найдите слово с непроизносимой согласной. Запишите к нему проверочное слово.

    В6. Из предложения 5 выпишите притяжательные местоимения вместе с определяемыми словами.

    В7. В предложении 5 укажите грамматические основы и определите вид сказуемых.

    XI. Прочитайте сочинение ученицы 7-го класса Акшумовой Тани и выполните задания В1 –В7.
    (1)В селе Яковлевка три улицы. Я живу на улице Совхозной. (2)Об истории названия моей улицы я поинтересовалась у мамы.

    (3)Оказывается, около 15 лет назад село Яковлевка входило в состав совхоза «Мирный». (4)Слово совхоз обозначает совместное хозяйство, которое образовывали при советской власти у нас в стране. (5)В память о недавнем прошлом нашей деревни улицу и назвали Совхозной.

    (6)На этой улице располагались мастерские, в которых ремонтировали совхозные сельскохозяйственные машины. (7)Около мастерских располагалось помещение, в котором перерабатывали зерно. (8)Кроме того, на этой улице более 50 лет назад была большая мельница и бригадный дом.

    (9)Сейчас в связи с распадом совхоза, к сожалению, на улице Совхозной осталось только девять жилых домов. (10)На моей улице нет тротуаров и асфальта. (11)С одной стороны улицу обрамляет река Терёшка, которая вся утопает в зелени.

    (12)Несмотря на то что жители села сейчас совместного хозяйства не ведут, они по-прежнему дружны и трудолюбивы.

    (13)Мне моя улица Совхозная дорога и любима.


    В1. В девятом предложении укажите вводное слово.

    В2. Среди предложений 4 -7 найдите сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Укажите их номера.

    В3. Укажите количество грамматических основ в предложении 7.

    В4. Среди предложений 10-13 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным уступки. Напишите его номер.

    В5. Из предложения 4 выпишите словосочетания, построенные на основе согласования.

    В6. Из предложения 2 выпишите притяжательное местоимение.

    В7. В предложении 5 укажите грамматическую основу и определите вид сказуемого.


    XII. Прочитайте сочинение ученицы 6-го класса Резаевой Кристины и выполните задания В1 –В7.
    (1)Я живу на очень красивой и просторной улице в посёлке Искра. (2)На ней располагаются всего два жилых дома и школа. (3)Около каждого дома посажены деревья и цветы. (4)Каждый хозяин ухаживает за своим приусадебным участком. (5)Соседи делятся семенами и молодыми саженцами. (6)В каждой семье сейчас по одному ребёнку. (7)Мне -12 лет, а Маршеву Никите – 16 лет.

    (8)Улица названа Школьной, потому что рядом с жилыми домами красуется двухэтажная школа. (9)Здание школы окружает прекрасный сад, за которым ухаживают школьники. (10)В саду растут не только деревья и кустарники, но и овощи. (11)Вдоль аллеи посажены рябина и сирень. (12)Позади школы растут цветы и чёрная рябина, которую очень любят дети.

    (13)Вокруг домов и школы красивый вид и зимой, и летом. (14)Зимой всё покрывается снежным покрывалом, а летом - вся улица зелёная. (15)Здание школы украшает наше село.

    (16)Я надеюсь, что в будущем моя улица Школьная увеличится не только по количеству жилых домов, но и по численности населения.


    В1.Выпишите из текста слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

    В2. Выпишите сказуемое из предложения 11 и определите его тип.

    В3. Составьте схему девятого предложения. Определите вид придаточного предложения.

    В4. В каком слове нулевое окончание?

    а)названа; б)зелёная; в)очень; г)вид.

    В5. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?

    а) с жилыми домами; б)снежным покрывалом; в)ухаживает за участком; г)делятся семенами.

    В6. Укажите слово, которое является причастием:

    а)посажены; в)летом; в)красивый; г)растут.

    В7. Найдите в предложении 5 глагол. Укажите морфемы данного слова.


    XIII. Прочитайте сочинение ученицы 7-го класса Резаевой Кати и выполните задания В1 –В7.

    (1)Дом, в котором я живу, находится на улице Садовой.

    (2)Почему так назвали нашу улицу?

    (3)Во-первых, в нашем посёлке в конце улицы находится яблоневый сад, который искринцы ласково называют «садочки». (4)Название улицы Садовой однокоренное слову «сад».

    (5)Во-вторых, наш дом окружён могучими тополями, будто зелёным кольцом. (6)Это ещё один небольшой тополевый сад.

    (7)Тополям уже много лет. (8)Когда-то их посадил помещик Симкай, живший здесь до революции. (9)Глядишь на них и возникает такое ощущение, что они являются нашими охранниками. (10)Но бывает и очень страшно, когда на улице сильный ветер. (11)Тополя словно стонут. (12)Весной и летом тополя являются постоянным местом жительства грачей. (13)Бывает очень шумно весной, когда птицы строят себе гнёзда и когда выводятся птенцы. (14)Летом весь посёлок утопает в белом пуху.

    (15)Мне очень нравится моя улица и нравится её «ласковое» и «тёплое» название Садовая.
    В1. В предложении 3 укажите вводное слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Выпишите его и разберите по составу.

    В2. Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Укажите его номер.

    В3. Укажите количество грамматических основ в предложении 11.

    В4. Среди предложений 5 -8 найдите простое предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите его номер.

    В5. В предложении 6 найдите относительное прилагательное.

    В6. Из предложения 5 выпишите притяжательное местоимение вместе с определяемым словом.

    В7. В предложении 9 укажите грамматические основы и определите вид сказуемых.


    XIV. Прочитайте сочинение ученицы 7-го класса Боковой Вероники и выполните задания В1 –В7.

    (1)Я живу в поселке Чемизла. (2)Поселок находится в трех километрах от автомобильной трассы «Оренбург-Казань».

    (3)В нашем поселке только одна улица. (4)Она называется Горная. (5)Название говорит само за себя. (6)С правой стороны поселок окружают горы, в которых сохранились остатки пещер. (7)В Чемизлах находится геологический памятник Оренбургской области - урочище Баба-Латка, который находится в низовьях ручья Чемизла.

    (8)Улица Горная длинная и широкая. (9)На ней расположились двадцать домов. (10)В шести домах проживают семьи, где есть дети. (11)Из них в четырех семьях есть дети школьного возраста. (12)Название улицы, конечно, соответствует рельефному расположению, но мне кажется, что улицу можно было бы разделить на две и назвать по-разному: одну - Горная. (13)Она находится около горы. (14)Другую улицу, которая поворачивает влево от основных домов, можно было бы назвать Полевая. (15)Так как дальше распростёрлись огромные поля. (16)Эти «отдельные» дома с трех сторон окружают хлебные поля.

    (17)На улице Горной расположились и жилые дома, и хозяйственные постройки СПК «Чемизлинский», и фермерского хозяйства Иванова.

    (18)К сожалению, на моей улице, как и во всём селе, нет сейчас ни школы, ни магазина, ни клуба, ни медпункта.

    (19)Но я люблю свое село и свою улицу.
    В1.Выпишите из текста слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

    В2. Выпишите сказуемое из предложения 9 и определите его тип.

    В3. Составьте схему предложения14. Определите вид придаточного предложения.

    В4. В каком слове нулевое окончание?

    а)сохранилась; б)разделить; в)улица; г)памятник.

    В5. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?

    а)геологический памятник; б)огромные поля; в)находится в низовьях; г)назвать по-разному.

    В6. Укажите слово, которое является относительным прилагательным:

    а)длинная; в)широкая; в)школьного; г)огромные.

    В7. Найдите в предложении 5 глагол. Укажите морфемы данного слова.


    XV. Прочитайте сочинение ученицы 6-го класса Кожаевой Ирины и выполните задания В1 –В7.

    (1)Улица, на которой я живу, называется Молодёжная.

    (2)Эта улица самая большая в нашем посёлке Искра. (3)На этой улице около тридцати домов. (4)С одной стороны улицы в основном двухквартирные дома. (5)Все они построены примерно в 1975 году, когда председателем колхоза был Моисеев Александр Павлович. (6)А дома с другой стороны улицы более старых построек. (7)Почти все дома огорожены небольшими заборами. (8)Во дворе каждого дома много зелени.

    (9)Ещё на моей улице расположено здание магазина и двухэтажное здании е сельской администрации. (10)В здании администрации находятся многие общественные организации: клуб, медпункт, сельсовет, сберкасса, библиотека, почта и офисы местных сельскохозяйственных кооперативов. (11)С одной стороны здания администрации растут стройные березки, а с другой - высокие тополя. (12)Эти деревья посажены около 35 лет назад. (13)В посадке участвовал и мой дедушка Кожаев Н.А., который и сейчас продолжает трудиться в нашей школе. (14)Моя улица самая красивая.

    (15)Средний возраст жителей 30-50 лет. (16)На нашей улице много детей школьного и дошкольного возраста. (17)Наверное, поэтому улица и называется Молодежная.
    В1. В предложении 1 укажите относительное местоимение.

    В2. Среди предложений 2-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным времени. Укажите его номер.

    В3. Укажите количество грамматических основ в предложении 7.

    В4. Среди предложений 9-12 найдите предложение с однородными членами, при которых есть обобщающее слово. Напишите его номер.

    В5. Из предложения 4 выпишите словосочетание, построенное на основе согласования.

    В6. Из предложения 2 выпишите притяжательное местоимение.

    В7. В предложении 9 укажите грамматическую основу и определите вид сказуемого.


    XVI. Прочитайте сочинение ученика 6-го класса Кожаева Жени и выполните задания В1 –В7.
    (1)Я живу на улице Садовой.

    (2)Это широкая и длинная улица, покрытая асфальтом. (3)На ней находятся более сорока жилых домов. (4)Средний возраст её жителей пенсионный, но на моей улице есть и молодые семьи: Резаевых, Бочуковых, Никишиных, Кожаевых, Гриньковых и Ростовых. (5)С моей улицы десять детей ходят в МОУ «Искринская СОШ». (6)В нашей семье трое детей. (7)Все мы посещаем школу.

    (8)Я думаю, что улица Садовая была названа так потому, что на одном конце улицы находится небольшой сад из тополей, а на другом – расположился прекрасный яблоневый сад. (9)Оба сада являются украшением Искры. (10)Особенно прекрасна улица весной. (11)Она словно застенчивая невеста. (12)Тополиный пух летом возвращает посёлок в зимнюю пору на несколько дней. (13)Этим садам более ста лет. (14)Они молчаливые свидетели истории моего посёлка.

    (15)В целом моя улица просторная и красивая. (16)Мне она очень нравится.



    В1. В предложении 6 укажите собирательное числительное.

    В2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.

    В3. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.

    В4. Среди предложений 5 -8 найдите сложное предложение. Напишите его номер.

    В5. В предложении 4 найдите слова с чередующейся гласной. Выпишите эти слова.

    В6. Из предложения 5 выпишите притяжательные местоимения вместе с определяемыми словами.

    В7. В предложении 7 укажите грамматические(ую) основы(у) и определите вид сказуемых(ого).

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Дидактический материал «Лингвокраеведение на уроках русского языка»

    Скачать 264.56 Kb.