Скачать 497.69 Kb.


Дата27.08.2018
Размер497.69 Kb.
ТипЗанятие

Скачать 497.69 Kb.

Дисциплина «латинский язык и основы терминологии» Модуль I. Основы анатомо-гистологической терминологии



ДИСЦИПЛИНА «ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И ОСНОВЫ ТЕРМИНОЛОГИИ»
Модуль I.
Основы анатомо-гистологической терминологии
1. Формируемые компетенции:


Шифр

компетенции



N

компетенции



Элементы компетенций

ОПК


1


Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности.



ЗАНЯТИЕ 1.

ТЕМА: Алфавит. Правила чтения. Ударение.

ЦЕЛЬ: Овладеть навыками грамотного чтения на латинском языке.

Для успешного овладения темой необходимо

ЗНАТЬ: все буквы и звуки латинского алфавита, правило постановки ударения.

УМЕТЬ: а) правильно читать гласные и дифтонги, б) правильно читать согласные и буквосочетания; использовать алгоритм постановки ударения.

ВЛАДЕТЬ: навыками чтения латинских слов и выражений.

ОСНОВНОЙ УЧЕБНИК: Бухарина Т.Л., Новодранова В.Ф., Михина Т.В. Латинский язык: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2015. - 496 с.


Вопросы для самоподготовки.

1. Проработайте заданную тему по учебному пособию " Латинский язык", занятие 1 стр. 9-13.

2. Выполните задания стр. 13-14.

3. Проработайте тему "Ударение" по учебному пособию " Латинский язык", занятие 2 стр. 16-18, выполните упражнения, заданные на дом, соблюдая предложенные образцы выполнения (см. свой конспект занятия).


Задание 1. Выпишите следующие слова в учебный словарь. Заучите их в словарной форме:

  1. ala, ae f - крыло

  2. columna, ae, f - столб

  3. costa, ae, f - ребро

  4. clavicula, ae, f - ключица

  5. fovea, ae, f - ямка, ямочка

  6. lingua, ae, f - язык (гр.gloss-)

  7. vertebra,ae,f - позвонок (греч. spondyl-)

  8. scapula, ae, f - лопатка

  9. substantia, ae, f - вещество




  1. angulus, i, m - угол

  2. brachium, i, n - плечо

  3. collum, i, n - шея, шейка

  4. cranium, i ,n - череп

  5. ligamentum, i, n - связка (гр.desm-)

  6. musculus, i, m - мышца (гр. myo-)

  7. sternum, i, n - грудина




  1. atlas, atlantis, m - атлант, I шейный позвонок

  2. apex, icis, m - верхушка, кончик

  3. basis, is, f - основание

  4. canalis, is, m - канал

  5. caput, itis, n - голова, головка (греч. cephal-, kephal-)

  6. corpus, oris, n - тело (греч. somat-)

  7. dens, dentis, m - зуб (греч. odont-)

  8. foramen, inis, n - отверстие

  9. os, ossis, n - кость (греч. osteo-)

  10. os, oris, n - рот (гр. stomat-)

  11. tuber, eris, n - бугор




  1. arcus, us, m - дуга, арка

  2. processus, us, m - отросток




  1. facies, ei, f - лицо, поверхность


Задание 2. Прочтите термины, обращая внимание на произношение букв и буквосочетаний: (лексика 1-ого анатомического занятия)

1) columna vertebralis - позвоночный столб; vertebrae thoracicae - грудные позвонки; vertebrae cervicales - шейные позвонки; costae verae – истинные ребра; costae fluctuantes – качающиеся ребра; collum costae – шейка ребра; basis ossis sacri – основание крестцовой кости; canalis sacralis – крестцовый канал; foramen vertebrale – позвоночное отверстие; caput costae - головка ребра; arcus vertebrae – дуга позвонка; processus spinosus – остистый отросток; processus articulares superiorеs - верхние суставные отростки; facies articularis – суставная поверхность


2) (лексика 2-ого анатомического занятия)

aperturа thoracis superior - верхнее отверстие грудной клетки; angulus infrasternalis - подгрудинный угол; disci intervertebrales – межпозвонковые хрящи, или диски; sulci pulmonales - легочные борозды; cavum thoracis – грудная полость; ligamentum longitudinale anterius – передняя продольная связка; ligamentum flavum - желтая связка; ligamentum supraspinale – надостистая связка; ligamenta intertransversaria – межпоперечные связки; ligamenta sternocostalia radiatа – лучистые связки; kyphosis, is, f – изгиб, выпуклый назад; synarthrosis, is, f - непрерывное соединение костей (сращение); diarthrosis, is, f – прерывистое соединение (подвижное, суставное); hemiarthrosis, is, f - полусустав; lordosis, is, f – изгиб, выпуклый вперед; articulatio capitis costae - сустав головки ребра; articulationеs intervertebrales - межпозвонковые суставы; articulationеs sternocostales - грудино-реберные сочленения


3) (анатомическая лексика)

squama оccipitalis – чешуя затылочной кости; linea nuchae superior – верхняя выйная линия; protuberantia occipitalis externa – наружный затылочный выступ; squama frontalis – лобная чешуя; sella turcica - турецкое седло; lamina perpendicularis – перпендикулярная пластинка; lamina cribrosa – решетчатая пластинка; ala major – большое крыло; neurocranium – мозговой череп; cranium viscerale – висцеральный череп; tuberculum pharyngeum – глоточный бугорок; sulcus sinus sagittalis superioris – бороздка верхней сагиттальной пазухи; sulcus sinus transversi – бороздка поперечной пазухи; condylus occipitalis – затылочный мыщелок; angulus sphenoidalis – клиновидный угол; angulus mastoideus – сосцевидный угол; partes lateralеs - боковые части; canalis nervi hypoglossi – канал подъязычного нерва; pars basilaris – основная часть; margo squamosus - чешуйчатый край; pars occipitalis - затылочная часть; foramen magnum – большое отверстие; foramen parietale - теменное отверстие; os sphenoidale – клиновидная кость; os ethmoidale - решетчатая кость; processus pterygoidei – крыловидные отростки; epistropheus (=axis) – II шейный позвонок



Задание 3. Дополнительные упражнения по теме «Ударение».
а) Определите долготу или краткость выделенного гласного, объясните:

1-ый вариант 2-й вариант

1) mal-i-gnus 6) emuls-i-o 1) def-e-ndo 6) ten-e-bras

2) lev-a-tor 7) cer-e-brum 2) fract-u-ra 7) sacc-u-lus

3) cochl-e-a 8) absc-e-ssus 3) am-oe-nus 8) remed-i-um

4) struct-u-ra 9) f-oe-tor 4) trochl-e-a 9) extr-a-ho

5) glut-ae-us 10) plat-y-zma 5) circumfl-e-xus 10) alve-o-lus

б) Разделите слова на слоги, определите ударный слог, объясните:

1-ый вариант 2-й вариант

1) cerebellum 6) periodus 1) maxilla 6) triquetrus

2) althaea 7) video 2) fossula 7) ligamentum

3) numerus 8) refluxus 3) dilutus 8) amoeba

4) capitulum 9) nervosus 4) diaeta 9) ganglion

5) scabies 10)foramen 5) gargarizma 10) squamosus


ЗАНЯТИЕ 2.

ТЕМА: Введение в анатомическую терминологию. Имя существительное.

ЦЕЛЬ: Овладеть навыками грамотного произношения медицинских терминов, с правильным ударением. Для успешного овладения данной темой необходимо

ЗНАТЬ: правила ударения в латинских словах.

УМЕТЬ: грамотно применять их на практике.

ВЛАДЕТЬ: навыками грамотного чтения слов и выражений на латинском языке.


Вопросы для самоподготовки.

1. Проработайте теоретический материал по теме занятия по учебному пособию "Латинский язык" - занятие 3 , стр. 21-27.

2. Составьте краткий конспект темы в рабочих тетрадях.

3. Выпишите в рабочий словарь и заучите в словарной форме лексику данного занятия (см. ниже).

4. Выполните тренировочные упражнения.

5. Выполните контрольные упражнения.

6. Ответьте на вопросы для самоконтроля на стр. 22-23. Следуйте рекомендациям, данным в материалах методического пособия.
Задание 1. Заучите слова в словарной форме:
1. concha, ae, f - раковина

2. crista, ae, f - гребень

3. fibula, ae, f - малоберцовая кость

4. lamina, ae, f - пластинка

5. mandibula, ae, f - нижняя челюсть (гр. genia-)

6. maxilla, ae, f - верхняя челюсть (гр. gnath-)

7. palpebra, ae, f - веко

8. fissura, ae, f - щель

9. sutura, ae, f - шов (костный)

10. spina, ae, f - ость

11. tibia, ae, f - большеберцовая кость
12. cavum, i, n - полость

13. digitus, i, m - палец (гр. dactyl-)

14. humerus, i, m - плечевая кость

15. labium, i, n - губа

16. oculus, i, m - глаз (гр.ophthalm-)

17. palatum, i, n - небо (гр. uran-)

18. radius, i, m - лучевая кость

19. septum, i, n - перегородка

20. sulcus, i, m - борозда

21. calcaneus, i, m - пяточная кость


22. crus, cruris, n - ножка; голень

23. meninx, ngis, f (mater, tris, f) - мозговая оболочка (мать)

24. pes, pedis, m - нога, стопа (гр. podo-)
25. cornu, us, n - рог, рожок

26. ductus, us, m - проток

27. genu, us, n - колено (гр. gon-)

28. meatus, us, m - проход, ход

29. sinus, us, m - пазуха
Задание 2. Проанализируйте структуру терминов, переведите:

Facies palpebrae; fissura cerebri; lamina ossis; fossa cranii; musculus capitis; ligamentum capitis fibulae; sulcus ossis nasi; facies capitis costae.


Задание 3. Постройте термины (по полной схеме):

Связка лопатки, мышца живота, борозда синуса, сплетение раковин, поверхность языка, перегородка носа, головка лучевой кости, ветвь языка, связка колена.



ЗАНЯТИЕ 3.

ТЕМА: Введение в анатомическую терминологию. Имя прилагательное.

ЦЕЛЬ. Овладеть приемами перевода на русский язык и построения на латинском языке анатомических терминов с согласованным определением.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ: Одной из составных частей медицинской терминологии является анатомическая терминология, где имя прилагательное – основополагающая тема ддля изучения. Для успешного достижения цели занятия необходимо

ЗНАТЬ: грамматические категории имени прилагательного в латинском языке, признаки прилагательных 1 и 2 группы, а также сравнительной и превосходной степени, состав их словарной формы, порядок согласования прилагательных с существительными;

УМЕТЬ: ориентироваться в структуре многословных терминов с согласованным определением, определять грамматическую форму прилагательных, переводить на русский язык, строить и склонять на латинском языке многословные медицинские термины.

ВЛАДЕТЬ: навыками построения терминов с согласованным определением на латинском языке, а также перевода терминов , включающих прилагательные.
Вопросы для самоподготовки.

1. Проработайте теоретическую часть занятия 4 по пособию «Латинский язык». Составить конспект темы по предложенным целевым вопросам.

2. Выпишите в рабочий словарь и заучите в словарной форме лексику данного занятия (см. ниже).

3. Выполните тренировочные и контрольные упражнения по учебному пособию, заданные на дом.

4. Задания 2, 3 и 4 данной методички выполняются по усмотрению преподавателя.
Задание 1. Заучите слова в словарной форме:


  1. tonsilla, ae, f - миндалина

  2. squama, ae, f - чешуя

  3. atrium, i, n - предсердие

  4. nasus, i, m - нос (гр. rhino-)

  5. margo, ginis, m - край

Прилагательные I группы



  1. albus, a, um – белый

  2. dexter, tra, trum – правый

  3. durus, a, um – твердый

  4. niger, gra, grum – черный

  5. obliquus, a, um – косой

  6. rectus, a, um – прямой

  7. ruber, bra, brum – красный

  8. sinister, tra, trum – левый

  9. thoracicus, a, um – грудной

  10. transversus, a, um – поперечный

  11. venosus, a , um – венозный

Прилагательные II группы

  1. alaris, e – крыльный

  2. alveolaris, e – альвеолярный

  3. cerebralis, e – мозговой

  4. cervicalis, e– шейный

  5. dentalis, e – зубной

  6. infraorbitalis, e – подглазничный

  7. lacrimalis, e – слезный

  8. mandibularis, e – нижнечелюстной

  9. maxillaris, е – верхнечелюстной

  10. nasalis, e – носовой

  11. occipitalis, e – затылочный

  12. orbitalis, e – глазничный

  13. sphenoidalis, e – клиновидный

  14. vertebralis, e – позвоночный


Задание 2. Проанализируйте и переведите следующие термины:

Substantia dura, concha nasalis, musculus obliquus, ramus alveolaris, sinus occipitalis, atrium dextrum.



Задание 3. Постройте следующие термины по полной схеме:

Позвоночная вырезка, боковой желудочек, слезная железа, затылочная кость, затылочный край, клиновидная кость.



Задание 4. Постройте термины по полной схеме, обращая внимание на склонение прилагательных в сравнительной степени:

Передняя ямка, нижняя вена, задняя мышца, верхняя связка, большой рог, малый рог, нижняя поверхность, верхний отросток, заднее сплетение, большое (малое) крыло.


ЗАНЯТИЕ 4.

ТЕМА: Введение в анатомическую терминологию. Структура многословных анатомических терминов.

ЦЕЛЬ: Овладеть приемами анализа, перевода и построения анатомических терминов различной структуры.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ: Большое число анатомических терминов являются 2-х, 3-хсловными. Умение понимать такие термины и образовывать их на латинском языке необходимо для овладения медицинской терминологией в целом. Для успешного усвоения данной темы необходимо

ЗНАТЬ: а) признаки прилагательных 1-2 склонения, 3 склонения, сравнительной и превосходной степеней; структуру трехсловного термина, схему построения терминов с согласованным и несогласованным определениями, схему анализа латинских терминов;

УМЕТЬ: ориентироваться в структуре многословных терминов, определять грамматические формы слов, склонять существительные и прилагательные;

ВЛАДЕТЬ: навыками анализа изучаемого терминологического материала с разных точек зрения с целью развития языкового мышления, расширения знаний и формирования основ профессиональной грамотности.
Вопросы для самоподготовки.

1. Проработайте теоретическую часть занятия 5 по пособию "Латинский язык". Составить конспект темы по предложенным целевым вопросам.

2. Перепишите в словарь и заучите в словарной форме лексику данного занятия (см. ниже).

3. Выполните тренировочные упражнения по учебному пособию, заданные на дом.

4. Выполните построение контрольных терминов из задания 4 и 5 данной методички в специальном разделе рабочей тетради.
Задание 1. Заучите следующие слова в словарной форме:


  1. bursa, ae, f - сумка

  2. сerebellum, i, n - мозжечок

  3. cerebrum, i, n (encephalon, i, n) - большой (головной) мозг

  4. ganglion, i, n - ганглий, нервный узел

  5. nervus, i, m - нерв (гр. neur-)

  6. nodus,i,m - узел

  7. ramus, i, m - ветвь

  8. regio, onis, f - область

Прилагательные I-II склонения



  1. cavernosus, a, um – пещеристый

  2. cavus, a, um – полый

  3. cutaneus, a, um – кожный

  4. laryngeus, a, um – гортанный

  5. latus, a, um – широкий

  6. longus, a, um – длинный

  7. pharyngeus, a, um – глоточный

  8. profundus, a, um – глубокий

  9. mastoideus, a, um – сосцевидный

  10. trapezoideus, a, um – трапецевидный

  11. squamosus,a,um – чешуйчатый

Прилагательные III гласного типа склонения



  1. auricularis, e – ушной

  2. dorsalis, e – спинной, тыльный

  3. ethmoidalis, e – решетчатый

  4. facialis, e – лицевой

  5. frontalis, e – лобный

  6. muscularis, e – мышечный

  7. parietalis, e – теменной

Прилагательные в сравнительной степени III согласного типа склонения («недостаточные степени сравнения»)



  1. anterior, ius – передний

  2. inferior, ius – нижний

  3. posterior, ius – задний

  4. superior, ius – верхний

Прилагательные со степенями сравнения, образованными от разных основ («неправильные степени сравнения»)






Положительная степень

Сравнительная степень

Превосходная степень

большой

magnus, a, um

maior, ius

maximus, a, um

малый

parvus, a, um

minor, minus

minimus, a, um

хороший

bonus, a, um

melior, ius

optimus,a,um

плохой

malus,a,um

peior,ius

pessimus,a,um


Задание 2. Проанализируйте и переведите следующие термины:

Ramus dexter venae portae, arteria parietalis, arteria sacralis mediana, processus medialis tuberis calcanei, ligamentum transversum atlantis, facies partis petrosae, lamina arcus vertebrae.



Задание 3. Проанализируйте и переведите термины с прилагательными в сравнительной степени:

Ala maior ossis sphenoidalis, tuberculum posterius atlantis, sulcus palatinus minor, caput superius musculi pterygoidei lateralis, fovea articularis processus articularis superioris, sceleton membri superioris, incisura ischiadica maior, ostium venae cavae superioris.


Задание 4. Постройте термины, следуя логике и соблюдая схему построения (NB! Контрольные термины!):


  1. Верхний скуловой отросток,

  2. большой и малый рог,

  3. поперечная щель головного мозга,

  4. пещеристое сплетение раковин,

  5. верхняя носовая раковина,

  6. передняя ямка черепа,

  7. нижний суставной отросток,

  8. нижняя поверхность языка,

  9. костная перегородка носа,

  10. ямка слезной железы,

  11. широчайшая мышца спины,

  12. борозда каменистой пазухи,

  13. латеральный край стопы,

  14. ножка дуги позвонка,

  15. боковая крыловидная мышца,

  16. малый подъязычный проток,

  17. пластинка крыловидного отростка,

  18. нижняя дуга зуба,

  19. верхняя позвоночная вырезка,

  20. ямка суставного отростка.



ЗАНЯТИЕ 5.

ТЕМА: Введение в анатомическую терминологию. Структура многословных анатомических терминов. Обзор.

ЦЕЛЬ: Совершенствовать приемами анализа, перевода и построения анатомических терминов различной структуры.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ: Умение понимать латинские термины и образовывать их при переводе с русского на латинский язык необходимо для овладения медицинской терминологией в целом. Для успешного усвоения данной темы необходимо

ЗНАТЬ: а) признаки прилагательных 1-2 склонения, 3 склонения, сравнительной и превосходной степеней; структуру трехсловного термина, схему построения терминов с согласованным и несогласованным определениями, схему анализа латинских терминов;

УМЕТЬ: ориентироваться в структуре многословных терминов, определять грамматические формы слов, склонять существительные и прилагательные;

ВЛАДЕТЬ: навыками анализа изучаемого терминологического материала с разных точек зрения с целью развития языкового мышления, расширения знаний и формирования основ профессиональной грамотности.
Вопросы для самоподготовки.

1. Повторите грамматический материал по вопросам, предложенным в занятиях 2-5 пособия "Латинский язык".

2. Перепишите в словарь и выучите лексический минимум данного занятия (задание 1).

3. Выполните тренировочные и контрольные задания, заданные на дом.

4. Выполните построение контрольных терминов согласно заданию 4 данной методички.
Задание 1. Заучите слова в словарной форме:


  1. medulla (ae) spinalis (is) - спинной мозг

  2. mucosa, ae f - слизистая (оболочка) (греч. myel-)

  3. caecum, i, n - слепая кишка

  4. colon, i, n - ободочная кишка

  5. duodenum,i,n - двенадцатиперстная кишка

  6. ileum, i, n - подвздошная кишка

  7. intestinum, i, n - кишка, кишечник

  8. rectum, i, n - прямая кишка (гр. procto-)

  9. uterus, i, m - матка (греч. hyster-)

  10. hepar, atis, n - печень

  11. cartilagо, inis, f - хрящ

Прилагательные I группы

  1. hypoglossus, a, um – подъязычный (нерв)

  2. iliacus,a,um – подвздошный

  3. cricoideus,a,um – перстневидный

  4. medius, a, um – средний

  5. osseus, a, um – костный

  6. palatinus, a, um – небный

  7. petrosus,a,um – каменистый

  8. pterygoideus, a, um – крыловидный

  9. sphenoidalis,e – клиновидный

  10. sublingualis,e – подъязычный (проток)

  11. zygomaticus, a, um – скуловой

  12. hepaticus, a, um – печеночный

Прилагательные II группы

  1. communis, e – общий

  2. temporalis, e – височный

  3. biceps, itis– двуглавый

  4. quadriceps,pitis – четырехглавый

  5. simplex, icis – простой

  6. teres,teretis – круглый

  7. triceps, pitis – трехглавый


Задание 2. Проанализируйте и переведите следующие термины:

Spina nasalis anterior, linea temporalis superior, tuberculum posterius atlantis, facies posterior partis petrosae, nervus cutaneus brachii lateralis inferior, processus conchae nasalis inferioris, cornu maius ossis hyoidei.


Задание 3. Постройте термины, следуя логике и соблюдая схему построения (NB! Контрольные термины!):


  1. поверхность каменистой части,

  2. связка позвоночного столба,

  3. ветвь черного вещества,

  4. нижняя ректальная вена,

  5. борозда сигмовидного синуса,

  6. передняя область лица,

  7. поперечная связка колена,

  8. средняя височная артерия

  9. белое вещество спинного мозга,

  10. общий печеночный проток,

  11. дуга перстневидного хряща,

  12. апертура клиновидной пазухи

  13. горизонтальная пластинка небной кости,

  14. верхняя поперечная связка лопатки,

  15. передняя связка головки малоберцовой кости,

  16. передняя верхняя альвеолярная ветвь,

  17. нижний рог бокового желудочка,

  18. суставная поверхность малоберцовой кости,

  19. затылочная пазуха твердой мозговой оболочки,

  20. синус полых вен правого предсердия.



ЗАНЯТИЕ 6.

ТЕМА: Структура анатомических терминов. Контрольная работа I.

ЦЕЛЬ: Систематизировать и обобщить знания по основным грамматическим темам модуля. Скорректировать знания и умения в построении и анализе многословных анатомических терминов. Для достижения целей необходимо:

ЗНАТЬ: а) грамматическую систему существительного, прилагательного и способы их функционирования в рамках анатомической терминологии;

УМЕТЬ: ориентироваться в структуре многословных терминов, определять грамматические формы слов, склонять существительные и прилагательные;

ВЛАДЕТЬ: навыками анализа изучаемого терминологического материала с разных точек зрения с целью развития языкового мышления, расширения знаний и формирования основ профессиональной грамотности.


Вопросы для самоподготовки.

1. Повторите теоретический материал модуля по вопросам занятий 2-5 пособие "Латинский язык". Проведите самоконтроль, используя раздел "Латынь в вопросах и ответах".

2. Проработайте контрольные термины, анализируя и исправляя ошибки, отмеченные преподавателем во время проверки тетрадей.

3. Проработайте задания 1, 2, 3, 4, приведенные ниже.

4. Дополнительные упражнения выполняются по указанию преподавателя.
Задание 1. Запомните некоторые приставки, необходимые для понимания так называемых префиксальных прилагательных, часто встречающихся в анатомической терминологии:
inter – меж, между intervertebralis,e - межпозвоночный

intra- внутри intracapsularis, e - внутрикапсульный

infra- под, ниже infraclavicularis,e - подключичный

pre- (prae-) перед prevertebralis,e - предпозвоночный

post- после, позади postcaecalis,e - позадислепокишечный

retro- за, назад retroperitonealis,e - забрюшинный

sub- под, ниже sublingualis,e - подъязычный

supra- сверху, над supraclavicularis,e - надключичный

hypo- (греч.) под hypoglossus,a,um - подъязычный

epi- (греч.) над, сверху epigastricus,a,um - надчревный

para- (греч.) около paranasalis,e - околоносовой

peri- (греч.) вокруг perivascularis, e - вокругсосудистый




Задание 2. Закончите образование прилагательных, добавив нужные приставки:

…orbitalis,e - надглазничный; …mandibularis,e – поднижнечелюстной; …pharyngeus,a,um - заглоточный; …costalis,e – подреберный; …muscularis,e - внутримышечный; …centralis,e - предцентральный; …costalis - межреберный; …vertebralis - околопозвоночный; …gastricus – подчревный; …cardialis, e – предсердный; …renalis,e – надпочечный; …cutaneus, a um - подкожный, …sternalis,e – окологрудинный


Задание 3. Проанализируйте и переведите следующие термины:

Plexus hypogastricus superior, ramus supraclavicularis medialis, spatium intercostale, crista infratemporalis, eminentia intercondylaris tibiae, fossa supraspinata scapulae, ganglion intervertebrale, gyrus praecentralis, ductus sublingualis maior, nodus lymphaticus parasternalis







Задание 4. Существует ряд прилагательных, перешедших в разряд имен существительных, т.е. имеющих соответствующую словарную форму, выполняющих в термине роль определяемого слова. Это так называемые субстантивированные прилагательные. Запомните их.

1) Наименования кишок: ileum, i, n – подвздошная кишка; colon, i, n- ободочная кишка, duodenum, i, n – двенадцатиперстная кишка; rectum, i, n – прямая кишка и т.д. (Подразумеваемое слово intestinum, i, n)

2) Наименования оболочек: conjunctiva, ae, f – соединительная оболочка; cornea, ae, f – роговица, роговая оболочка глаза; mucosa, ae, f – слизистая оболочка и т. д. (Подразумеваемое слово tunica, ae, f)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

(для совершенствования навыков анализа и построения анатомических терминов)


Задание 5. Проанализируйте и переведите следующие термины:

Lamina muscularis mucosae oesophagi; caput breve musculi bicipitis brachii; incisura ligamenti teretis hepatis; glandula parathyreoidea inferior; papilla duodeni maior; tuberculum humeri minus; caput longum musculi bicipitis femoris; plica transversalis recti; apertura externa canaliculi cochleae; sulcus lacrimalis processus frontalis maxillae; ostium venae cavae inferioris; vena iliaca communis; facies palatinа laminae horizontalis


Задание 6. Постройте следующие термины по полной схеме:

передняя продольная связка позвоночного столба; височная поверхность большого крыла клиновидной кости; ампула прямой кишки; мышечная оболочка двенадцатиперстной кишки; наивысшая выйная линия; большая круглая мышца; задний кожный нерв предплечья; передняя спинномозговая артерия; седалищная сумка большой ягодичной мышцы, ладонная кожная ветвь локтевого нерва, простая ножка латерального канала, латеральная поверхность скуловой кости; решетчатый гребень лобного отростка верхней челюсти


ЗАНЯТИЕ 7.

ТЕМА: Обзор существительных III склонения. Понятие о типах склонения.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ: Большое число медицинских терминов являются существительными III склонения.

ЦЕЛЬ: Усвоить новый грамматический материал. Научиться включать слова III склонения в структуру анатомических терминов. Для достижения цели необходимо:

ЗНАТЬ: грамматические признаки и особенности III cклонения; лексический минимум данного занятия; падежные окончания;

УМЕТЬ: определять род и тип склонения существительных, строить и склонять термины с существительными III склонения;

ВЛАДЕТЬ: умениями построения, анализа и перевода многословных терминов, в частности включающих слова III склонения.
ОСНОВНОЙ УЧЕБНИК: Бухарина Т.Л., Новодранова В.Ф., Михина Т.В. Латинский язык: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2015. - 496 с.
Вопросы для самоподготовки.

1. Проработайте теоретическую часть занятия 7 по пособию "Латинский язык". Составить конспект темы по предложенным целевым вопросам.

2. Прочитайте и запомните пояснения о структуре наименований мышц по их функции, приведенные ниже.

3. Перепишите в словарь и выучить наизусть слова задания 1 данной методической разработки.

4. Выполните тренировочные упражнения по учебному пособию "Латинский язык", заданные на дом.

5. Выполните построение контрольных терминов 1-15 стр. 89-90 учебного пособия «Латинский язык» в специальном разделе рабочей тетради.


В разделе миологии много названий мышц – существительных с суффиксом –or или er.

Эти суффиксы означают «действующий фактор, предмет; исполнитель действия».

Наименования мышц по их функции состоят из двух слов:
musculus (m.) + существительное с суффиксом -or (-er) (III склонение)
musculus flexor - мышца-сгибатель (сгибающая мышца); m. rotator - мышца-вращатель (вращающая мышца). В многословном термине после такого названия ставится несогласованное определение: m. flexor digiti – мышца, сгибающая палец (мышца-сгибатель пальца); m. rotator cervicis – мышца, вращающая шею (мышца-вращатель шеи).
Задание 1. Заучите слова в словарной форме:

Названия мышц по их функции


m. abductor, oris, m – отводящая мышца

m. adductor, oris, m – приводящая мышца

m. depressor, oris, m –опускающая мышца

m. levator, oris, m – поднимающая мышца

m. dilatator, oris,m – расширяющая мышца

m. extensor, oris, m – мышца-разгибатель

m. flexor, oris, m – мышца-сгибатель

m.sphincter, eris, m – сфинктер (сжимающая)

m. rotator, oris, m – вращающая мышца

m. tensor, oris,m – напрягающая мышца




Исключения из правила рода существительных III склонения:

Исключения из мужского рода

Существительные среднего рода:

os, ossis, n – кость (греч. –osteo-),

os, oris, n – рот (греч. stomat-),

cor, cordis, n – сердце (греч. cardi-),

tuber, eris,n – бугор



Существительные женского рода:

mater, tris, f – мать, мозговая оболочка,

(dura mater – твердая мозговая оболочка,

pia mater – мягкая мозговая оболочка),

gaster, tris, f – желудок




Исключения из женского рода

Существительные мужского рода:

axis, is,m – ось; второй шейный позвонок

canalis, is,m – канал

dens, dentis,m – зуб (гр. odont-)

margo, ginis,m – край

sanguis, inis,m – кровь (гр. haemat-)

tendo, dinis,m – сухожилие (гр. teno-)

coccyx, ygis,m – копчик

fornix, icis,m – свод

larynx, ngis,m (греч.) – гортань

pharynx, ngis,m (греч.) – глотка

thorax, acis,m (греч.) – грудь, грудная клетка = stetho-


Существительные среднего рода:

pancreas, atis, n – поджелудочная железа

vas, vasis,n – сосуд (греч. angi-)




Исключения из среднего рода

Существительные мужского рода:

ren, renis, m – почка (греч. nephr-)

lien, lienis, m – селезенка (греч. –splen-)




NB! Запомните склонение существительного vas, vasis n (сосуд):

Nominativus

Genetivus

Singularis

III скл.


vas

vasis



Nominativus Genetivus

Pluralis

II скл.

vasa (сосуды)

vasōrum (сосудов)




Задание 2. Проанализируйте структуру терминов, переведите:

Margo lateralis pedis; sanguis venosus et arteriosus; caput pancreatis; regio cervicis anterior; pars laryngis obliqua; musculus rotator colli; dura mater encephali; musculus abductor pollicis longus.



Задание 3. Постройте термины (по полной схеме):

Мышца, поднимающая лопатку; мышца, опускающая угол рта; подглазничный канал верхней челюсти; прямая часть гортани; правая доля печени; канал корня зуба.


ЗАНЯТИЕ 8.

ТЕМА: Структура анатомических терминов. Существительные III склонения f, m, n. Сравнительная степень прилагательных. Неправильные и недостаточные степени сравнения.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ: Большое число медицинских терминов включают существительные и прилагательные III склонения.

ЦЕЛЬ: Усвоить новый грамматический материал данного занятия. Научиться включать слова III склонения в структуру анатомических терминов. Для достижения цели необходимо:

ЗНАТЬ: грамматические признаки и особенности III cклонения; лексический минимум данного занятия; падежные окончания;

УМЕТЬ: определять род и тип склонения существительных, строить и склонять термины с существительными III склонения; строить и склонять термины с прилагательными III склонения.

ВЛАДЕТЬ: умениями построения, анализа и перевода многословных терминов, в частности включающих слова III склонения.
Вопросы для самоподготовки.

1. Прочтите теоретический материал занятий 9 стр. 70-73 и занятия 10 стр. 76-79 в учебном пособии "Латинский язык".

2. Выпишите в словарь и выучите наизусть лексический минимум задания 1 данной методички (см. ниже) Определите тип каждого слова.

3. Выполните тренировочные задания, данные на дом.

4. Выполните построение контрольных терминов 16-30 стр. 90 учебного пособия «Латинский язык».

5. Ответьте на вопросы для самоконтроля на стр. 88-89 учебного пособия "Латинский язык".


Задание 1. Заучите слова в словарной форме:


Cуществительные женского рода

articulatio, onis,f – сустав (гр.arthr-)

auris, is,f – ухо (гр. oto-)

cervix, icis,f – шея; шейка (матки, моч. пузыря, зуба)

cutis, is,f – кожа (гр. dermat-)

extremitas, atis,f – конец, конечность

frons, frontis,f – лоб

pars, partis,f – часть

radix, icis,f – корень, корешок

pelvis, is,f – таз

pelvis renalis – почечная лоханка (гр.pyel-)




Существительные среднего рода

abdomen, inis,n – живот, брюхо (гр. lapar-)

pectus, oris,n – грудь (гр. steth-)

zygoma, atis,n – скула

femur, oris,n – бедро

systema, atis,n – система


Cуществительные мужского рода

cortex, icis, m – кора

hallux, ucis, m – большой палец стопы

pulmo, onis,m – легкое (греч. pneum-)

pollex, icis,m – большой палец руки

venter, tris,m – брюшко(мышцы)




Прилагательные сравнительной степени

superior, ius

inferior, ius

posterior, ius

anterior, ius

maior, maius

minor, minus



– верхний

– нижний


– задний

– передний

– большой

– малый



Задание 2. Проанализируйте структуру терминов, переведите:

Margo inferior pulmonis dextri; foramen palatinum minus; arcus posterior atlantis; cartilago alaris maior; facies posterior lentis; apertura pelvis superior, musculus extensor brevis hallucis.



Задание 3. Постройте термины (по полной схеме):

Нижний край правого легкого; большой небный канал; верхний край каменистой части; кора почки; передняя область колена; головка бедренной кости; большая задняя прямая мышца головы.




ЗАНЯТИЕ 9.

ТЕМА: 1) Греческие существительные I-III склонений.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ: Существительные, заимствованные из греческого языка составляют заметную часть анатомической терминологии.

ЦЕЛЬ: Научиться строить на латинском языке, а также понимать и переводить на русский язык термины с греческими существительными. Для этого необходимо

ЗНАТЬ: словарную форму существительных I греческого склонения, существительные II склонения, особенности существительных III греческого склонения, их роль в образовании наименований патологических процессов;

УМЕТЬ: строить многословные термины на латинском языке, включая в их структуру греческие существительные I-III склонений;

ВЛАДЕТЬ: навыками грамматического анализа, перевода, построения терминов различной структуры; основными навыками самостоятельной работы.
Вопросы для самоподготовки.

1. Проработайте материал по новой теме по учебному пособию "Латинский язык", занятие 12, стр. 91-94 или по своему конспекту.

2.Отвечая на вопросы на стр. 96-97 учебного пособия, разберите таблицу, данную ниже, представляющую собой краткий конспект темы.

3. Выполните задание 1 данной методички.

4. Выполните упражнения, заданные преподавателем на занятии для самостоятельной работы.

5. Выполните построение контрольных терминов (задание 4).



Сводная таблица IIII греческих склонений существительных



I греческое склонение

II греческое скл.

III греческое склонение

Род

m

f

n

f

f

n

N.S.

-es

-e

-on

N.S. –sis

равносложные



N.S.-isнеравносложн

N.S. -ma

Словарная

форма


diabetes, ae, m

chole,

es, f

embryon, i, n

analysis, is, f

carotis, tidis, f

oedema, atis, n

Склонение




По II латинскому

(гласный тип)

N.S. analysis

G.S. analysis

N.Pl.analyses

G.Pl.analysium

В Abl.Sg. i

(вместо -е)

например

pro narcosi(Abl.)


(согл. тип)

N.S. carotis

G.S. carotidis

N.Pl.carotides

GPl.carotidum


(согл.тип)

N.S. oedema

G.S. oedematis

N.Pl.oedemata

G.Pl.oedematum


Nota

bene!


Падежные окончания не изучаются,

т.к. не используются в медицинской терминологии



Правило

среднего рода

соблюдается!


Сущ.

с суф. osis



-iasis

названия

заболеваний невоспалитель-

ного характера:



dermatosis, is, f

amoebiasis, is, f


Сущ.

с суф. –itis



(-tidis, f)

названия воспалений:



gastritis, tidis, f

Сущ.

с суф.


oma (-atis, n)

названия опухолевых заболева-

ий:

lipoma, atis, n

(не путать с 1 скл. латинских

сущ.)




1)

Задание 1. Заучите слова в словарной форме:




Существительные

Производные прилагательные


I скл.

atrophia, ae, f – атрофия

cysta, ae, f (греч.) – киста

diabetes, ae, m (греч.) – диабет

gangraena, ae, f (греч.) – гангрена

II скл.

uterus, i, m – матка

vitium, i, n – порок

III скл.

coma, atis, n (греч.) – кома, бессозн. состояние

diagnosis, is, f – диагноз

eczema, atis, n (греч.) – экзема, лишай

glaucoma, atis, n (греч.) – глаукома

haematoma, atis, n – гематома

neoplasma, atis, n – новообразование

oedema ,atis, n (греч.) – отек

paralysis, is, f (греч.) – паралич

paresis, is, f – парез, неполный паралич

rete, is, n – сеть

trauma, atis, n (греч.) – травма

ulcus, eris, n – язва

vulnus, eris, n – рана



IV скл.

abscessus, us, m – абсцесс, нарыв



V скл.

caries, ei, f – кариес, костоеда



аcutus, a, um – острый

benignus, a, um – доброкачественный

chronicus, a, um – хронический

comatosus, a, um – коматозный

cystosus, a, um – кистозный

diabeticus, a, um – диабетический

gangraenosus, a, um – гангренозный

infectiosus, a, um – инфекционный

lymphaticus,a,um – лимфатический

malignus, a, um – злокачественный

oedematosus, a, um – отечный

paralyticus, a, um – паралитический

purulentus, a, um – гнойный

subacutus, a, um – подострый

toxicus, a, um – токсический

traumaticus, a, um – травматический

ulcerosus, a, um – язвенный ______________________________

cerebellaris, e – мозжечковый

clinicalis, e – клинический

hernialis, e – грыжевой

infantilis, e – детский

juvenilis, e – юношеский

senilis, e – старческий

superficialis, e – поверхностный






Задание 2. Проанализируйте структуру терминов, переведите:

Paresis cerebellaris; tuberculosis pulmonum cavernosa; trauma medullae spinalis; eczema squamosum; bronchitis chronica; diabetes senilis (juvenilis); paralysis cerebralis infantilis; vas lymphaticum superfaciale.



Задание 3. Постройте термины (по полной схеме):

Новообразование почечной лоханки; хроническая атрофия мышц; глубокий острый кариес; гематома головы; абсцесс лимфатических желез.


ЗАНЯТИЕ 10.

ТЕМА: Причастия. Причастие настоящего времени действительного залога (РРА) и причастия прошедшего времени страдательного залога ( РРР).

ЦЕЛЬ: Усвоить грамматический и лексический материал по теме. Учиться включать причастия в структуру анатомических терминов. Для этого необходимо

ЗНАТЬ: грамматические особенности латинских причастий как части речи, лексический минимум по данной теме;

УМЕТЬ: строить анатомические и клинические многочленные термины;

ВЛАДЕТЬ: навыками построения терминов в различных подсистемах медицинской терминологии, а также перевода их на русский язык.




Причастия настоящего времени

Причастия прошедшего времени


abducens,ntis – отводящий

adducens,ntis – приводящий descendens,ntis – нисходящий

deformans,ntis – деформирующий

afferens, entis – приносящий efferens,ntis – выносящий

comitans,ntis – сопутствующий incipiens,ntis – начинающий(ся)

intermittens,ntis – прерывистый

latens,ntis – латентный, скрытый

migrans,ntis – блуждающий,

penetrans,ntis – проникающий

perforans,ntis – прободающий

permanens,ntis – постоянный prominens,ntis – выступающий


acquisitus, a, um – приобретенный

apertus, a, um – открытый

circumflexus,a,um – огибающий

clausus,a,um – закрытый

compactus,a,um – плотный disseminatus,a,um – рассеянный

compositus,a,um – сложный mixtus,a,um – смешанный

complicatus,a,um – осложненный congenitus, a, um – врожденный concisus, (incisus)a,um – резаный

perforatus,a,um – продырявленный

punctus,a,um – колотый


Задание 2. Проанализируйте структуру терминов, переведите:

Dens permanens; vitium cordis congenitum (acquisitum); vulnus punctum (concisum); trauma cranii apertum; ulcus gastris complicatum; glaucoma mixtum; ductus afferens renis.



Задание 3. Постройте термины, следуя логике и соблюдая схему построения (NB! Контрольные термины!):

  1. мышца, поднимающая лопатку

  2. длинная мышца, отводящая большой палец кисти

  3. короткий разгибатель большого пальца стопы

  4. мышца-вращатель шеи

  5. наружное основание черепа

  6. большой крыльный хрящ

  7. нижний край правого легкого

  8. задняя область груди

  9. поверхностный лимфатический сосуд

  10. хрящ перегородки носа

  11. канал большого каменистого нерва

  12. верхняя апертура таза

  13. косая часть гортани

  14. латеральный хрящ носа

  15. малое небное отверстие

  16. центральная нервная система

  17. суставная сеть колена

  18. круглая связка матки

  19. хроническая атрофия мышц

  20. токсический отек легких


ЗАНЯТИЕ 11.

ТЕМА: Обзор грамматического материала по анатомо-гистологической терминологии. Подготовка к контрольной работе.

ЦЕЛЬ: Определить уровень усвоения материала данного модуля. Для этого необходимо ЗНАТЬ: основной грамматический материал по теме, лексический минимум;

УМЕТЬ: анализировать и строить многословные термины анатомо-гистологической терминологии;

ВЛАДЕТЬ: навыками уверенного ориентирования в структуре многословных терминов, построения многословных терминов различной структуры.

ОСНОВНОЙ УЧЕБНИК: Бухарина Т.Л., Новодранова В.Ф., Михина Т.В. Латинский язык: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2015. - 496 с.


Вопросы для самоподготовки.


ЗАПОМНИТЕ!

Слова с суффиксами -osis, -iasis, обозначающие заболевания не воспалительного характера:

phlebotrombosis, is, f



Cлова с суффиксом -itis, обозначающие заболевания воспалительного характера:

nephritis, itidis, f

osteomyelitis, itidis, f

tonsillitis, itidis, f

arteriitis, itidis, f

pleuritis, itidis, f

otitis, itidis, f



Задание 2. Проанализируйте структуру терминов, переведите:

Nephritis subacuta maligna; otitis media acuta; systema nervosum centrale; rete articulare genus; atrophia musculorum chronica; canalis nervi petrosi maioris; trauma auris mediae.



Задание 3. Постройте термины, следуя логике и соблюдая схему построения (NB! Контрольные термины!):


  1. диабет старческий (юношеский)

  2. чешуйчатая экзема

  3. диагноз анатомический (клинический)

  4. печеночная диабетическая кома

  5. детский мозговой паралич

  6. мозжечковый парез

  7. новообразование почечной лоханки

  8. посттравматическая глаукома

  9. травма среднего уха

  10. острый средний отит

  11. постоянный зуб

  12. врожденный (приобретенный) порок сердца

  13. юношеский прогрессивный паралич

  14. резаная (колотая) рана

  15. приносящий проток почки

  16. злокачественный подострый нефрит

  17. осложненная язва желудка

  18. смешанная глаукома

  19. открытая травма черепа

  20. гематома спинного мозга



ЗАНЯТИЕ 12.

ТЕМА: Структура анатомических терминов. Контрольная работа II.

ЦЕЛЬ: Систематизировать и обобщить знания по основным грамматическим темам модуля. Скорректировать знания и умения в построении и анализе многословных анатомических терминов. Для достижения целей необходимо:

ЗНАТЬ: а) грамматическую систему существительного, прилагательного и способы их функционирования в рамках анатомической терминологии;

УМЕТЬ: ориентироваться в структуре многословных терминов, определять грамматические формы слов, склонять существительные и прилагательные;

ВЛАДЕТЬ: навыками анализа изучаемого терминологического материала с разных точек зрения с целью развития языкового мышления, расширения знаний и формирования основ профессиональной грамотности.


Вопросы для самоподготовки.

1. Повторите теоретический материал модуля по вопросам занятий 2-12 пособие "Латинский язык". Проведите самоконтроль, используя раздел "Латынь в вопросах и ответах".

2. Проработайте контрольные термины, анализируя и исправляя ошибки, отмеченные преподавателем во время проверки тетрадей.

3. Проработайте задания 1, 2, 3, 4, приведенные ниже.

4. Дополнительные упражнения выполняются по указанию преподавателя.


Термины контрольной работы II.

1. мышца, поднимающая лопатку

2. длинная мышца, отводящая большой палец кисти

3. короткий разгибатель большого пальца стопы

4. мышца-вращатель шеи

5. наружное основание черепа

6. большой крыльный хрящ

7. нижний край правого легкого

8. задняя область груди

9. поверхностный лимфатический сосуд

10. хрящ перегородки носа

11. канал большого каменистого нерва

12. верхняя апертура таза

13. косая часть гортани

14. латеральный хрящ носа

15. малое небное отверстие

16. центральная нервная система

17. суставная сеть колена

18. круглая связка матки

19. хроническая атрофия мышц

20. токсический отек легких

21. диабет старческий (юношеский)

22. чешуйчатая экзема

23. диагноз анатомический (клинический)

24. печеночная диабетическая кома

25. детский мозговой паралич

26. мозжечковый парез

27. новообразование почечной лоханки

28. посттравматическая глаукома

29. травма среднего уха

30. острый средний отит

31. постоянный зуб

32. врожденный (приобретенный) порок сердца

33. юношеский прогрессивный паралич

34. резаная (колотая) рана

35. приносящий проток почки

36. злокачественный подострый нефрит

37. осложненная язва желудка

38. смешанная глаукома

39. открытая травма черепа



40. гематома спинного мозга

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Дисциплина «латинский язык и основы терминологии» Модуль I. Основы анатомо-гистологической терминологии

Скачать 497.69 Kb.