• Сиповская Н.В.
  • Глава 1.
  • Глава 3.
  • Примечания
  • СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ. (ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ)
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объектом исследования
  • ВРЕМЕННЫЕ ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ.
  • Третья глава



  • страница1/11
    Дата21.08.2018
    Размер3.4 Mb.
    ТипДиссертация

    Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Специальность: 17. 00. 04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

    На правах рукописи
    ЮДИН МИХАИЛ ОЛЕГОВИЧ
    ЗОЛОТО-СЕРЕБРЯНАЯ ФИРМА ОВЧИНИКОВА.

    РУССКИЙ СТИЛЬ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ИЗДЕЛИЯХ ПРЕДПРИЯТИЯ.


    Диссертация

    на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
    Специальность: 17.00.04

    Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

    Научный руководитель:

    Сиповская Н.В.

    доктор искусствоведения


    Москва 2016




    СОДЕРЖАНИЕ.
    Введение…………………………………………………………………………. 3

    Глава 1. История фирмы Овчинникова (1853-1917). …………………...….. 24

    1.1 Биография П.А. Овчинникова. Организация и развитие фирмы в 1853-1888 годах. ………………………………………………………………... 24

    1.2. Деятельность фирмы при наследниках

    П.А. Овчинникова. (1888-1917 годы) …………………………………… 62



    Глава 2. Становление и эволюция русского стиля в изделиях фирмы Овчинникова. 1865-1888 годы. …………………………………...………...… 78

    2.1. Вторая половина 1860-х годов ………………………………………. 78

    2.2. 1870-е годы ...………………………………………………………….. 83

    2.3. 1880-е годы ………………………………………….……………….. 114

    Глава 3. Эволюция русского стиля в изделиях фирмы Овчинникова в конце XIX – начале XX века ………………….…………………………………….. 134

    3.1. 1888-1899 годы …………………………………………………….…. 134

    3.2. 1899-1908 годы ……………………………………………………….. 145

    3.3. 1908-1917 годы ……………………………………………………….. 153

    Заключение ………………………………………………….……………….. 167

    Примечания ………………………………………………………………….. 179

    Список литературы …………………………………………………………. 211

    Введение.
    АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

    Деятельность русских ювелирных фирм второй половины XIX - начала XX века долгое время не привлекала внимание историков отечественного искусства, несмотря на глубокий интерес к культуре этого периода, связанного с напряженными поисками нового стилистического языка. Однако произведения золото-серебреных предприятий считались далеко отстоящими от основного течения художественного процесса, и зачастую им отказывали в эстетической ценности. Ситуация начала меняться лишь в начале 1990-х гг., когда появился целый ряд работ, посвященных русским ювелирным фирмам. Возникший и неослабевающий с годами интерес исследователей, коллекционеров, ювелиров и широкого круга любителей искусства к деятельности золото-серебряных фирм второй половины XIX – начала ХХ в. делает актуальным публикацию любых новых материалов по данной теме. Особенно это касается творчества крупных предприятий, определявших развитие русского ювелирного искусства на протяжении рассматриваемого периода. Одним из них была фирма Овчинникова1 с которой в значительной мере связан подъем отечественной ювелирной промышленности. Однако монографического исследования, всесторонне освещающего деятельность этого предприятия, до сих пор предпринято не было.

    Между тем исследование этой темы открывает широкие возможности не только с точки зрения более детального изучения истории отечественного ювелирного искусства. Уже существующая на данный момент литература позволяет существенно переосмыслить представления о роли ведущих деятелей отечественного золото-серебряного дела в культурной жизни рассматриваемой эпохи. Это касается всех ее сторон: художественного образования, музейной и выставочной практики, включая представительство на Всемирных художественно-промышленных выставках. Здесь ювелирным фирмам неизменно сопутствовал успех, надолго закрепившей за золото-серебренным делом репутацию ведущей области российского искусства в глазах международного сообщества. Вряд ли это было возможным, если бы ювелирное искусство находилось вне основных художественных тенденций эпохи. Напротив, его изучение открывает богатую картину напряженной работы по созданию яркого и узнаваемого стилистического языка, а также поисков новых технических средств для его воплощения.



    В этом процессе фирме Овчинникова принадлежит одна из ведущих ролей, особенно значительная в разработке и популяризации «русского стиля». Под обобщающим термином «русский стиль» в исследовании понимается стилистическое направление, основанное на использовании в золото-серебряном деле традиций национального искусства. Многолетняя история фирмы позволяет проследить изменение в выборе исторических ориентиров и эволюцию представлений современников о «русском стиле» на протяжении второй половины XIX – начала ХХ в. Отсутствие фундаментальных научных работ, посвященных данному процессу применительно к отечественному ювелирному искусству делает особенно актуальным выбранный аспект изучения. Проблема генезиса «русского стиля» в золото-серебряном деле определила тематику данной работы – первого монографического исследования, посвященного деятельности фирмы Овчинникова.
    СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ. (ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ)

    Несмотря на растущий интерес исследователей и появление значимых публикаций, тема деятельности русских ювелирных фирм XIX – начала XX века остается недостаточно разработанной.

    В определенной степени это связано с отсутствием доступных исследователям архивных материалов. За небольшим исключением2 местонахождение архивов русских ювелирных фирм остается неизвестным. В связи с этим исследователям приходится обращаться к фондам других предприятий, организаций и частных лиц в надежде обнаружить в них сведения, связанные с деятельностью той или иной ювелирной фирмы.

    В частности, в данной работе были использованы документы, выявленные в Российском государственном архиве древних актов3, Государственном архиве Российской федерации4, Центральном хранилище документов (до 1917 г.)5, Российском государственном архиве литературы и искусства6 в Российском государственном историческом архиве7 и др.

    Из опубликованных до 1917 года источников представляют интерес материалы, связанные с участием ювелирных предприятий в художественно-промышленных выставках. Например, «Обозрение Лондонской Всемирной промышленной выставки 1851 года»8, «Отчет о Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года в Санкт-Петербурге»9, «Каталог русского отдела Всемирной Парижской выставки 1900 года»10 и т.д. В этих изданиях содержится информация не только об отдельных представленных на выставку произведениях, но и сведения о деятельности той или иной фирмы.

    Не менее значимым источником являются периодические издания второй половины XIX – начала ХХ в. Богатый иллюстративный материал – воспроизведение изделий многих ювелирных фирм, в том числе и фабрики П.А. Овчинникова, публиковался в журналах «Всемирная иллюстрация», «Искусство и художественная промышленность», «Ювелир» и др. В газетных статьях того времени также можно найти отдельные факты, связанные с деятельностью ювелирных предприятий, и оценки этой деятельности, часто весьма противоречивые.

    Основные справочные данные о золотых и серебряных дел мастерах и фирмах Петербурга и в меньшей степени Москвы были опубликованы в 1907 году в труде барона А.Е. Фелькерзама «Описи серебра Двора Его Императорского Величества»11. А.Е. Фелькерзаму удалось собрать пусть даже краткие и не всегда точные сведения о фирмах, а также исследовать и воспроизвести клейма, встречающиеся на предметах, хранящихся в императорских дворцах.

    Очень краткую информацию о владельцах фирм и их предприятиях (количество рабочих, наличие механического оборудования) можно найти и в ряде других справочных изданий, таких как: Орлов П.А. «Указатель фабрик и заводов Санкт-Петербурга»12, Тарасов С. «Статистическое обозрение промышленности Московской губернии»13, «Указатель действующих в империи торговых домов (по официальным данным Министерства внутренних дел)»14, «Справочная книга о лицах, получивших на 1875 год (и последующие – до 1916 г. – М.Ю.) купеческие свидетельства по 1 и 2 гильдиям в Москве»15.

    Особую роль в изучении деятельности фирмы П.А. Овчинникова сыграла статья о нем в «Русском биографическом словаре»16. Факты из нее часто цитируются в работах современных исследователей. Однако данные, приведенные в этой биографической статье, не полны и требовали существенных уточнений17.

    Трудно переоценить значение другого источника по истории предприятия. Это книга, написанная самим П.А. Овчинниковым, «Некоторые данные по вопросу об устройстве быта рабочих и учеников на фабриках и ремесленных заведениях»18. В ней фабрикант, основываясь на личном 28-летнем опыте, высказывает свои «соображения» о решении «насущного» рабочего вопроса. Особый интерес представляют содержащиеся в книге сведения об организации и устройстве фабрики и созданной при ней школы, о взаимоотношениях владельца с мастерами и учениками.
    В советский период долгое время не было обобщающих работ, посвященных деятельности русских ювелирных фирм. Затрагивались только отдельные аспекты проблемы. В «Истории русского искусства»19, вышедшей в 1965 году в статьях Н.Р. Левинсона20 и В.Ф. Рожанковского21, посвященных художественной промышленности, лишь упоминается о существовании в России ювелирных фирм и подчеркивается зависимость их от западноевропейской моды. Немногим подробнее вопросы, связанные с деятельностью ювелирных предприятий, были освещены в трехтомном издании Академии Художеств СССР «Русское декоративное искусство»22.

    Общее представление о творчестве наиболее известных мастеров и фирм второй половины XIX - начала XX веков было дано в работе Т.Г. Гольдберг, Ф.Я. Мишуков, Н.Г. Платонова, М.М. Постникова-Лосева «Русское золотое и серебряное дело XV-XX веков»23. Книга стала обобщающим исследованием по истории русского ювелирного искусства. Опубликованные в ней 2600 клейм мастеров с краткими сведениями о них сделали данное издание ценным справочником по атрибуции изделий русского золото-серебряного дела. Это исследование легло в основу неоднократно переиздававшегося труда коллектива авторов под научным руководством М.М. Постниковой-Лосевой «Золотое и серебряное дело XV - XX веков (Территория СССР)».

    Первой обобщающей работой, посвященной исключительно русским ювелирным фирмам второй половины XIX - начала XX века стала кандидатская диссертация Б.Л. Ульяновой «Русское художественное серебро второй половины XIX и начала XX века (Москва и Петербург)»24, которая была защищена в 1972 году в Московском высшем художественно-промышленном училище. В этом исследовании дается развернутый обзор организации ювелирного дела второй половины XIX - начала XX века и характеристика деятельности мастеров и предприятий, занятых производством золотых и серебряных изделий. Важной частью исследования является составленный автором «Словарь фабрик, фирм, мастерских и мастеров Москвы и Петербурга второй половины XIX - начала XX в.», в котором Б.Л. Ульяновой удалось собрать информацию о более чем 1000 мастерах и предприятиях, работавших в это время в столицах.
    Работы, вышедшие в последующие десятилетия условно можно разделить на три группы.

    1) Исследования музейных сотрудников, посвященные предметам, хранящимся в собраниях музеев. Например, «Русское художественное серебро в собрании Гос. Эрмитажа»25; Коварская С.Я., Костина И.Д., Шакурова Е.В. «Русское золото XIV - начала XX веков из фондов Государственных музеев Московского Кремля» 26; «Золотая кладовая Русского музея. К столетию музея (1898-1998)»27.

    2) Исследования, посвященные какому-либо одному аспекту проблемы, например:

    а) техника изготовления предметов - «Русское черневое искусство»28, Чавушьян Д. М. Московская скань конца XVIII – начала ХХ в.29;

    б) типология исследуемых предметов - А.А. Гилодо «Русский самовар»30;

    в) творчество художников, сотрудничавших с ювелирными фирмами, - Ю.Р. Савельев «Н.В. Султанов. Портрет архитектора эпохи историзма»31, Аксенова Г.В. «Русский стиль. Гений Федора Солнцева»32, Егоров А.Г., Журомский К.В. Николай Либерих. Скульптура и графика33,

    г) стиль - Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин «Русский модерн»34, В этом разделе особый интерес для нашей темы представляют работы, посвященные «русскому стилю» и проявлениям национальных традиций в искусстве второй половины XIX – начала ХХ в. Прежде всего это монография Е.И. Кириченко «Русский стиль»35, а также каталоги выставок, например, «Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е – 1890-е годы» 36, Русский стиль. Собрание Государственного Исторического музея37. (М., 1998) и целый ряд других38.

    В этих двух группах произведения золото-серебряных предприятий являются лишь составной частью всего исследуемого материала. Третья группа исследований посвящена непосредственно деятельности русских ювелирных фирм конца XIX-начала XX века.

    Среди ювелиров, работавших в этот период в России, наибольшей популярностью у отечественных исследователей пользуется Карл Густав Фаберже. Подавляющее большинство публикаций, касающихся деятельности русских ювелирных фабрик, мастерских, артелей и отдельных мастеров, посвящено именно его фирме. Объясняется это, прежде всего, тем, что имя Фаберже, как представителя «международного»39 и «императорского»40 искусства последних предреволюционных лет достаточно высоко котируется на Западе. Ему принадлежит особая роль на мировом антикварном рынке русского искусства41. Кроме того, всплеск интереса к деятельности русских ювелирных фирм, пришедшийся в нашей стране на 1990-е годы, совпал с празднованием в 1992 году 150-летия фирмы Фаберже, что также способствовало повышенному вниманию к его произведениям со стороны отечественных и зарубежных специалистов42. В связи с этим упоминания о деятельности той или иной фирмы часто можно было найти лишь в сборниках, посвященных творчеству Фаберже, и каталогах выставок, где приоритет также сохранялся за этим предприятием.

    Иногда это действительно лишь упоминания, как например, в каталоге выставки «Фаберже: придворный ювелир» 43, прошедшей в 1993 году в Государственном Эрмитаже, в котором все статьи, написанные ведущими отечественными и зарубежными исследователями, посвящены деятельности только этой фирмы.



    В каталоге выставки «Мир Фаберже»44, прошедшей в 1992 году в музее-заповеднике Московский Кремль и приуроченной к 150-летию основания фирмы знаменитого придворного ювелира, основное внимание также уделяется юбиляру. Однако здесь, в отличие от выставки, о которой говорилось выше, ставится задача «охарактеризовать кремлевскую коллекцию русского ювелирного искусства XIX - начала XX столетия, рассказать о её формировании, стилевом и сюжетном многообразии произведений, ввести в научный оборот содержащиеся в архивных документах сведения, расширяющие представления о деятельности русских мастеров и об истории создания некоторых вещей из кремлевского собрания»45. Несмотря на преобладание в тексте46 и иллюстративной части информации о фирме Фаберже, каталог дает определенное представление о деятельности других предприятий, работавших в этот период. В частности, в нем воспроизведены 13 представленных на выставке произведений фирмы Овчинникова, большинство из которых опубликовано впервые47. В конце каталога имеется составленный Т.Н. Мунтян и В.В. Скурловым указатель, содержащий расширенные исторические справки о 53 мастерах и владельцах ювелирных предприятий, изделия которых были представлены на выставке.

    В других случаях конкурентам знаменитого ювелира уделяется больше внимания. Примером подобного издания может служить каталог выставки «Блестящая эпоха Фаберже», прошедшей в том же 1992 году в Екатерининском дворце Царского Села48. В него включены статьи, посвященные как фирме Фаберже, так и другим ювелирным предприятиям, работавшим в России в этот период: «А La Vieille Russie»49, «А. Тилландер»50, «Сазиков»51 и «Хлебников»52. Есть в каталоге материал, касающийся фирмы Овчинникова. Это, прежде всего, статья Г.Г. Смородиновой (Государственный исторический музей) «П. Овчинников и русское золотое и серебряное дело». Основываясь на данных «Русского биографического словаря», Г.Г. Смородинова приводит отдельные факты биографии П.А. Овчинникова. Также в статье дана информация об участии фирмы во всероссийских и международных выставках, упомянуты награды, полученные фабрикантом, названы некоторые из профессиональных художников, сотрудничавших с Овчинниковым. Кроме того, рассмотрен ряд произведений фирмы, в том числе хранящихся в Государственном историческом музее, уделено внимание разнообразным техникам, в которых работало предприятие, отмечена его роль в развитии национальной стилистики. В статье Н.В. Акимовой (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства) «Московские ювелирные школы рубежа веков», основное внимание уделяется школе, организованной П.А. Овчинниковым53. Опираясь на изданную фабрикантом книгу, автор описывает организацию и устройство данного учебного заведения и самой фабрики, отмечает их участие в промышленных выставках. Кроме того, в каталоге воспроизведены 5 из 20 представленных на выставку произведений фирмы Овчинникова.

    В книге В.В. Скурлова и Г.Г. Смородиновой «Фаберже и русские придворные ювелиры»54 рядом с Фаберже также упоминаются другие крупные фирмы этого времени Хлебникова, Сазикова, Овчинникова, Болина, Гана, братьев Грачевых. Книга хорошо проиллюстрирована, в основном воспроизведены вещи из коллекции Государственного исторического музея, изготовленные придворными ювелирами во второй половине ХIХ - начале XX в. Часть из них, в том числе и некоторые сделанные на фирме Овчинникова, опубликованы впервые.

    Также следует отметить вышедший в 1997 году сборник «Фаберже и петербургские ювелиры»55. Его авторы-составители56 определяют жанр книги как «текст о Фаберже» – «историческое документальное исследование эпохи Фаберже в русском ювелирном искусстве». В сборнике введены в научный оборот ценные архивные материалы. Статьи современных исследователей соседствуют в нем со статьями авторов второй половины XIX – начала ХХ в.57, что дает возможность взглянуть на проблемы ювелирного искусства рубежа веков глазами людей того времени. Также существенным достоинством книги является богатый иллюстративный материал: фотографии мастерских и мастеров ювелирного дела, рисунков, проектов и готовых вещей; документов: счетов, логотипов и рекламных объявлений петербургских золото-серебряных фирм.



    Московским ювелирным предприятиям конца XIX – начала ХХ века посвящена диссертация Н.Ю. Ивановой «Ювелирное искусство Москвы конца XIX – начала ХХ века»58. Опираясь на работы предшественников и вновь выявленный материал, автор рассматривает творчество наиболее крупных ювелирных фирм: «Фаберже», «Овчинников»59, «Хлебников», «Лорие», «Немиров-Колодкин», «Курлюков», «Рюкерт», «Семенов», «Салтыков», «Алексеев», «Агафонов», которым посвящены отдельные параграфы исследования. К ним добавлены параграфы: «Разные ювелирные фирмы», «Ювелирные артели» и «Неизвестные мастера». Н.Ю. Ивановой удалось рассмотреть около 300 изделий русских ювелирных предприятий. Особую ценность представляет введение автором в научный оборот произведений из частных коллекций и впервые опубликованных экспонатов музея-заповедника Царицыно.

    Исследование Н.Ю. Ивановой, посвященное исключительно светским произведениям, удачно дополняет защищенная в том же 2006 г. диссертация «Художественный церковный металл Москвы последней трети XIX — начала XX вв.»60. Ее автор В.И. Ивановская посвятила отдельную главу своей работы деятельности московских ювелирных фирм в сфере производства церковной утвари. В ней рассмотрены произведения как крупных: «Овчинников»61, «Хлебников», «Оловянишников», «Мишуков», «Постников», «Курлюков», «Немиров-Колодкин», так и более мелких: «Алексеев», «Мухин», «Рындин», «Тарабров», «Сикачев» предприятий. Значительное место в исследовании отводится деятельности Императорского Строгановского училища.
    Для работ зарубежных исследователей, посвященных проблемам русского золото-серебряного дела второй половины XIX - начала XX века, также характерно особое внимание к творчеству фирмы Фаберже. По подсчетам специалистов к 1993 году, когда в отечественном искусствознании изучение деятельности ювелирных фирм, по сути, только начиналось, общая библиография по истории знаменитого предприятия уже насчитывала 1772 публикации62.

    Первой значительной работой стала вышедшая в 1933 году книга воспоминаний бывшего сотрудника лондонского отделения фирмы Фаберже Г.Ч Бейнбриджа «Дважды семь»63. Она, а также монографическое исследование того же автора «Петр Карл Фаберже. Его жизнь и работа»64 предопределили дальнейший подход к изучению наследия мастера, в основу которого была положена определенная идеализация всего связанного с именем знаменитого ювелира.

    Не менее важным для зарубежного «фабержеведения» стало изданное в 1953 г. исследование А.К. Сноумана «Искусство Карла Фаберже»65.



    В последующие годы заметный вклад в изучение творчества фирмы внесли Александр фон Солодкофф66 и Геза фон Габсбург67. Посвящая свои работы различным аспектам искусства Фаберже, они нередко используют материал, связанный с деятельностью других мастеров, работавших в это время в России. Также несомненную ценность представляет введение в научный оборот изделий русских ювелирных предприятий, хранящихся в зарубежных музейных и частных коллекциях и впервые публикуемых в трудах этих авторов. Вместе с тем невозможность до недавнего времени ознакомиться с документальными источниками делала эти работы заведомо менее содержательными, чем труды отечественных исследователей68. В связи с этим особый интерес представляют совместные проекты с участием отечественных и зарубежных специалистов. Кроме упомянутого выше издания «Фаберже: придворный ювелир», здесь можно назвать каталог выставки «Фаберже – Картье», проходившей в Мюнхене в 2003-2004 гг.69

    Вторая большая группа публикаций, связанных с деятельностью русских ювелирных фирм, – это работы, посвященные эмальерному искусству70. Среди авторов, занимающихся изучением русских эмалей второй половины XIX – начала XX вв., наиболее известна американская исследовательница Энн Одом. В своих работах, затрагивающих различные аспекты данной проблемы71, она ввела в научный оборот целый ряд вещей русских ювелирных фирм из музейных и частных собраний72. Особый интерес для нашей темы представляет составленный Энн Одом совместно с Уильямом Джонсоном каталог выставки «Русские эмали от Киевской Руси до Фаберже»73. В нем среди прочих произведений русских ювелирных фирм второй половины XIX - начала XX вв. представлено 11 вещей, изготовление которых приписывается фирме П.А. Овчинникова. Каждый из представленных экспонатов снабжен подробной аннотацией, включающей в себя физические характеристики, описание и указание выставок, на которых предмет экспонировался.

    Традиционно в работах, посвященных эмалям, авторы считают необходимым уделить особое место описанию технологии их наложения. Примером может служить каталог коллекции Лилиан Томас Пратт (Художественный музей Вирджинии), где этому отведена отдельная глава74.

    Одной из крупнейших зарубежных коллекций эмальерного искусства, включающих в себя произведения русских ювелирных фирм, является собрание Нассера Давида Халили. Ей посвящено большое количество публикаций, что обусловлено активной выставочной деятельностью коллекционера. Среди каталогов, в которых наиболее полно представлены изделия русских ювелиров, можно отметить издание 2009 г. «Эмали мира. 1700-2000. Коллекция Халили» 75. В разделе каталога, посвященном русскому искусству, значительное место традиционно отведено фирме Фаберже. Вместе с тем, в нем опубликованы произведения других отечественных предприятий, в том числе 13 работ Овчинникова.
    Огромная популярность фирмы Фаберже не могла не вызвать самостоятельного интереса к искусству его современников. Результатом стало появление исследований, посвященных деятельности отдельных ювелирных предприятий.

    В 1996 году в связи с 200-летним юбилеем фирмы «Болин» вышла в свет книга «Драгоценности & серебро»76. В ней исследование по истории фирмы, написанное Магдаленой Риббинг (при участии В. Скурлова) на основе семейного архива знаменитых ювелиров, удачно дополнено статьями Т. Мунтян77 и Л. Завадской78. Автор первой ставит перед собой задачу показать место фирмы «Болин» в ювелирной промышленности России XIX - начала XX веков, опираясь на вещи, созданные для художественно-промышленных выставок и императорского двора; вторая статья посвящена анализу деятельности фирмы на основе сохранившихся рисунков и эскизов ее произведений. Также важным разделом исследования является перечень клейм фирмы «Болин» и сотрудничавших с ней мастеров.

    Вторая книга – «Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова»79 – это полный иллюстрированный каталог изделий данного предприятия, хранящихся в музее-заповеднике «Московский Кремль». Во вступительной статье хранителя этих предметов С.Я. Коварской, рассказано об истории фабрики, наиболее важных заказах, выполненных фирмой Хлебникова, ее участии в промышленных выставках. Каталог интересен не только богатым иллюстративным материалом (более 200 изделий разделены на три большие группы: культовые произведения, предметы для церемониальных подношений, бытовое серебро – «массовая» продукция фирмы), но и введением в научный оборот большого количества архивных источников.

    Защищенная в 2009 году В.Ю. Волдаевой диссертация «Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века» легла в основу монографии «Ювелирный дом Сазиковых»80. На обширном архивном материале автору удалось воссоздать историю предприятия и биографии его владельцев. В научный оборот введены произведения фирмы Сазикова из собрания Гохрана РФ (этому полностью посвящена II глава исследования) и частных коллекций. Представлены выявленные и систематизированные В.Ю. Волдаевой клейма предприятия за весь период его существования81.


    Обращаясь к материалам, посвященным исключительно деятельности фирмы Овчинникова следует отметить, что обобщающего монографического исследования по данной теме нет. В работах затрагиваются лишь отдельные аспекты проблемы. Кроме упомянутой выше статьи Г.Г. Смородиновой «П. Овчинников и русское золотое и серебряное дело» в каталоге «Блестящая эпоха Фаберже», необходимо назвать публикацию 1986 г. К.А. Орловой «Изделия фирмы П.А. Овчинникова в собрании Эрмитажа»82. В ней автор сообщает основные исторические данные о фирме и ее владельце83 и описывает музейную коллекцию, разделив ее на две группы: предметы, исполненные из серебра, и изделия, декорированные многоцветной эмалью. К.А. Орлова выделяет несколько предметов, относящихся к этим группам84, и приводит полный список из 50 произведений фирмы Овчинникова, хранящихся на тот период в Эрмитаже.

    В последующие годы внимание исследователей привлекали лишь отдельные произведения предприятия. Например, в докладе О.И. Брюзгиной «Русский национальный эпос в произведениях ювелирного искусства России конца XIX - начала XX века. Ваза с изображением богатырей фирмы П. Овчинникова»85 рассмотрена ваза из коллекции ВМДПНИ и прослежено семиотическое значение ее декора. В статье С.Я. Коварской «К вопросу о реставрации главного иконостаса Успенского собора в 1882 году» 86 на основе обширного архивного материала подробно описано исполнение одного из наиболее значимых и престижных заказов предприятия начала 1880-х гг. Произведениям, украшенным черневым декором, посвящен доклад Н.Ю. Ивановой «Пейзаж в работах мастеров фирм П. Овчинникова и В. Семенова» на конференции «Ювелирное искусство и материальная культура» 2015 г. в Государственном Эрмитаже 87



    Важное значение для дальнейшей работы по атрибуции и изучению произведений фирмы Овчинникова имеет материал, опубликованный М.Ф. Дубровиным в 2004 г. в журнале «Антикварное обозрение»88. Он продолжил серию публикаций того же автора, посвященную клеймам, встречающимся на изделиях ведущих российских ювелиров89. Статья стала промежуточным результатом многолетней продолжающейся работы Отдела исследования, консервации и реставрации музейного металла ГосНИИ реставрации по созданию банка данных клейм, встречающихся на русских изделиях из драгоценных металлов. В ней представлены 28 клейм фирмы Овчинникова, датируемых периодом с 1875 по 1917 г., и три варианта поддельных клейм, что делает публикацию наиболее полным на сегодняшний день справочным материалом по данному вопросу.

    В 2008 г. к Московской ювелирной выставке «Гильдия ювелиров» было подготовлено небольшое по объему издание «Продолжая великие традиции», посвященное 155-летию основания фирмы Павла Овчинникова90. В него вошли статьи и иллюстративный материал, связанные как с фирмой Овчинникова, так и с современными предприятиями, опирающимися в своем творчестве на традиции знаменитых предшественников. Затем в рамках проекта «Великий ювелир России» Национального коллекционного центра данное издание было переработано и вышло в 2013 году к 160-летию основания фирмы Овчинникова 91

    Все перечисленные выше работы образуют существенную фактографическую базу, дающую представление о русском ювелирном деле рассматриваемого периода и об отдельных аспектах деятельности фирмы Овчинникова. Тем очевиднее необходимость обобщающего монографического исследования, посвященного данной фирме, которое позволило бы точнее обозначить ее роль в развитии ювелирного искусства второй половины XIX – начала ХХ века.
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ определяются темой и спецификой поставленных задач, решение которых требует комплексного многоаспектного подхода, единства исторических и эмпирических методов исследования.

    Метод реконструкции позволил на основе собранного материала воссоздать историю и творческую деятельность фирмы Овчинникова.

    При рассмотрении произведений фирмы Овчинникова и ее современников, а также памятников более раннего времени, служивших образцами для создаваемых изделий, применялись методы художественно-стилистического и сравнительного анализов.


    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Цель исследования: Опираясь на совокупность выявленных материалов, возможно полно воссоздать историю деятельности золото-серебряной фирмы Овчинникова, сформулировать целостное научное представление о становлении и развитии русского стиля в творчестве мастеров предприятия и отечественном золото-серебряном искусстве в целом.

    В соответствии с поставленной целью, были определены следующие задачи:

    - Выявить и комплексно исследовать документальный и вещественный материал по истории и творческой деятельности фирмы Овчинникова;

    - Ввести в научный обиход архивные документы и новые памятники декоративно-прикладного искусства;

    - На примере деятельности изучаемого предприятия рассмотреть общие для развития русского золото-серебряного искусства второй половины XIX – начала ХХ в вопросы: возникновение и развитие профессионального художественного образования; участие ювелиров в художественно-промышленных выставках и другие;

    - Провести художественно-стилистический анализ произведений фирмы с выявлением характерных для рассматриваемого периода черт русского стиля;

    - Показать взаимовлияние технико-технологических достижений на эволюцию русского стиля в рассматриваемый период;

    - На основе анализа документальных источников показать восприятие искусства фирмы Овчинникова и русского стиля современниками;

    - Определить вклад фирмы в развитие отечественного золото-серебряного искусства.
    ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Объектом исследования является комплекс вещественных92, документальных и изобразительных источников, связанных с историей и искусством ювелирной фирмы Овчинникова

    Предметом исследования является история становления и развития предприятия Овчинниковых, его творческая деятельность, отражающая специфику эволюции русского стиля в золото-серебряном деле второй половины XIX – начала ХХ века.
    ВРЕМЕННЫЕ ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Вторая половина XIX – начало ХХ века.
    НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ определяется недостаточной изученностью искусства русских ювелирных фирм второй половины XIX – начала ХХ века.

    - Впервые в столь полном объеме воссозданы история развития фирмы Овчинникова и биографии ее владельцев;

    - Совокупность выявленных вещественных памятников – изделий фирмы, хранящихся в музейных и частных собраниях, позволила осмыслить место предприятия в истории золото-серебряного искусства;

    - Впервые подробно исследована эволюция русского стиля в творчестве фирмы Овчинникова и ювелирном искусстве второй половины XIX – начала ХХ века. В связи с этим отработана методология исследования произведений золото-серебряного искусства с точки зрения отражения в них национальных традиций. Научный анализ обширного ряда изделий фирмы осуществлен с опорой на конкретные исторические источники, повлиявшие на создание анализируемого произведения. Вместе с тем при выявлении характерных черт русского стиля в изделиях фирмы Овчинникова предпринята попытка проследить, как в представлении современников менялись критерии оценки «русскости» в отечественном искусстве93. Подобный подход представляется вполне оправданным для данной темы, поскольку дает возможность представить русский стиль как исторически конкретную категорию, что особенно важно для исследуемого периода94. В ходе работы получены результаты, имеющие значение для теоретического осмысления стилистической эволюции русского ювелирного искусства изучаемого периода;

    - В научный обиход введены новые документальные и вещественные источники, связанные с деятельностью фирмы Овчинникова и других ювелирных предприятий;

    - Обнаруженные материалы позволили расширить сведения о творческом сотрудничестве фирмы с профессиональными архитекторами, скульпторами и художниками, в отдельных случаях выявить имена работавших на предприятии мастеров, а также показать роль П.А. Овчинникова не только как успешного предпринимателя и организатора школы подготовки ювелиров, но и как непосредственного участника художественной жизни своего предприятия;

    - Диссертация является первым монографическим исследованием, посвященным фирме Овчинникова Овчинникова и ее роли в развитии русского стиля в золото-серебряном искусстве второй половины XIX – начала ХХ века
    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

    - Воссозданная в работе история деятельности фирмы Овчинникова, дополняет существующую на данный момент картину развития золотого и серебряного дела в России второй половины XIX – начале ХХ в.;

    - Материалы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут быть полезны для дальнейших исследований, посвященных творчеству русских ювелирных фирм и художественной культуре второй половины XIX – начала ХХ в. в целом;

    - Материалы диссертации могут быть использованы в образовательном процессе при подготовке учебных пособий и разработке лекционных курсов по истории русского декоративно-прикладного искусства. Также они могут быть востребованы при создании каталогов, справочных изданий и электронных ресурсов, посвященных истории ювелирного искусства;

    - Данное исследование может найти применение в различных направлениях музейной практики: от научной обработки коллекций до экспозиционной и просветительской работы;

    - Результаты работы могут быть использованы для экспертизы и атрибуции изделий фирмы Овчинникова и его современников;

    - Исследование может оказать существенную помощь в работе современных художников-ювелиров как для изучения наследия и традиций своих великих предшественников, так и для оценки художественно-эстетического уровня создаваемых произведений.
    АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Диссертация выполнена в Секторе искусства Нового и Новейшего времени Государственного института искусствознания, на заседаниях которого была обсуждена и одобрена.

    Основные положения работы представлены в докладах на научно-практических конференциях:

    «Строгановское училище и русские ювелирные фирмы во второй половине XIX – начале ХХ вв. Международная научно-практическая конференция «Н.В. Глоба и Строгановское училище». МГХПА им. Строганова (20-21 апреля 2010 г.)

    «Классы металлического делопроизводства и школа при фабрике П.А. Овчинникова (Пример подготовки мастеров в русской золото-серебряной промышленности второй половины XIX – начала ХХ в.)». XIХ коллоквиум семинара «Ювелирное искусство и материальная культура». Государственный Эрмитаж (18-21 апреля 2011 г.)

    «Сюжетное направление русского стиля в изделиях П.А. Овчинникова, представленных на промышленных выставках». Научная конференция «Русский стиль – стиль жизни, стиль искусства». Государственный музей истории Санкт-Петербурга (30 – 31 октября 2012 г.)

    «Золото-серебрянная фирма П.А. Овчинникова. Начальный период истории предприятия (1853-1865 гг.)». III научно-практическая конференция «Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI – XX вв. Государственный исторический музей (29–31 октября 2013 г.)

    «Сотрудничество художника С.Ф. Комарова с фирмой П.А. Овчинникова». Международная научная конференция «Декоративное искусство второй половины XIX – начала ХХ века. Художники, архитекторы и русская художественная промышленность». Российская академия художеств, НИИ Теории и истории изобразительных искусств (6-7 ноября 2014 г.)

    «Русские древности» в отечественном золото-серебряном искусстве второй половины XIX – начала ХХ века». Круглый стол «Ретроспективные явления в изобразительном искусстве и архитектуре: пассеизм вчера и сегодня». Российская академия художеств, НИИ Теории и истории изобразительных искусств (21 апреля 2016 г.)

    По теме диссертации опубликовано 17 статей, в том числе 4 статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, определенных ВАК РФ.

    Наряду с этим, материалы диссертации были использованы в выставочной и в кураторской деятельности автора, в частности, при подготовке выставки «Сказка в металле». К 185-летию со дня рождения П.А. Овчинникова. (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства 06 февраля – 9 марта 2015 г.)
    СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ.

    Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения с иллюстрациями.

    В первой главе воссозданы история предприятия Овчинниковых и биографии его владельцев.

    В двух последующих главах исследуется художественная деятельность фирмы на основе комплексного анализа ее произведений.



    Вторая глава охватывает период с середины 1860-х по 1888 год. Нижняя граница определяется временем создания первых произведений, о которых на данный момент можно с уверенностью говорить, как об изделиях фирмы Овчинникова95; верхняя – датой смерти основателя предприятия П.А. Овчинникова.

    Третья глава посвящена деятельности фирмы в период 1888-1917 годов, когда предприятием владели сыновья П.А. Овчинникова.

    В Заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются основные выводы исследования.



      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Специальность: 17. 00. 04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура