• Предисловие автора к русскому изданию
  • Введение
  • Восемь сокровенных мужских тайн



  • страница1/14
    Дата08.04.2018
    Размер2.02 Mb.
    ТипКнига

    Джеймс Холлис "Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление"


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Джеймс Холлис "Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление"


    М., "Когито-Центр", 2005
    пер. В.К.Мершавки

     

    Доктор Джеймс Холлис - известный юнгианский аналитик, директор Центра К. Г. Юнга в Хьюстоне. Им написано девять книг. В их числе - переведенная на русский язык книга "Перевал в середине пути" (М., Инфра-М, 2002).



    В книге "Под тенью Сатурна" Джеймс Холлис размышляет о причинах психологической уязвимости мужчин. Большинство современных мужчин выросли под тенью Сатурна - бога, который поедал собственных детей, несших угрозу его власти. В нашей культуре мальчики растут под гнетом образа Мужчины - человека, который должен исполнять различные социальные роли, отвечать определенным ожиданиям, участвовать в конкурентной борьбе и враждовать со своими соперниками. Никто не учит их заниматься внутренним поиском и прислушиваться к зову собственной души. Только разрешив свои проблемы, в частности связанные с воздействием негативного материнского комплекса, отсутствием необходимого образца маскулинности и ритуалов инициации, современный мужчина сможет почувствовать себя зрелым человеком, способным доверять себе и строить доверительные отношения с окружающими.

     

    Содержание

    (часть сносок опущена)


    • Предисловие к русскому изданию

    • Введение

    • Восемь сокровенных мужских тайн

    • Глава 1. Наследие Сатурна: заповеди, роли, ожидания

    • Глава 2. Дракон ужасен: внутренняя феминность и реальная женщина

    • Глава 3. Необходимая травма: ритуалы перехода

    • Глава 4. Жажда отца

    • Глава 5. Исцеление мужской души: семь шагов к исцелению

     

    Предисловие автора к русскому изданию


    Я обращаюськ российскому читателю с надеждой на то, что, несмотря на имеющиеся культурныеразличия и периоды трагических взаимных подозрений, мы с вами сможемразговаривать на языке общечеловеческих проблем. Как однажды заметил АльберКамю, можно отвергать коммунизм и вместе с тем преклоняться перед народом,давшим миру Толстого и Достоевского. Эта книга - попытка указать на то, чтожизнь мужчины куда больше определяется его ролевыми ожиданиями, чемгосударством, в котором он живет. Мужчины не очень протестовали против своейякобы независимой социальной позиции. Возможно, эта псевдонезависимость потомутак широко распространена и исторически прочна, что лишь очень немногие могутосознать ее ограничения. Вряд ли рыба осознает, что она плавает в воде. Вряд лимужчины знают о том, что на протяжении целых веков они плыли по течению иподвергали себя опасности.

    Выступаяперед женской аудиторией, которая часто задает мне вопросы, связанные с мужскойпсихологией, я говорю: представьте себе, что вы утратили контакт с тойвнутренней, инстинктивной силой, которую всегда считали и своим истиннымспутником, и проводником к вашей сущности. Еще представьте, что вы потеряливсех близких Друзей и подруг, с которыми могли поделиться своими тревогами ипроблемами. Отказавшись от этих двух постоянных источников поддержки ивнутреннего целеполагания, вы превратитесь в обычного человека, состоятельностькоторого зависит только от его внешних успехов, живущего в крайнейэмоциональной изоляции и, по существу, чужого и самому себе, и окружающим еголюдям. Более того, если бы мужчина попытался понять свое внутреннее состояние,он ощутил бы, как его переполняют стыд, слабость и неуверенность в себе. Еслираньше женщины считали, что социальное положение мужчин являетсяпривилегированным, ибо в большинстве своем именно они стоят во главе разныхсоциальных институтов, то теперь женщины видят, в каком ужасном смятенииоказались мужчины в силу своей же социальной тирании, и начинают смотреть намужчин с возрастающей симпатией и пониманием.

    Изредкаменя просит обратиться к этой теме и мужская аудитория. Недавно мне пришлосьговорить об этом в одной мужской группе, так как мужчины заранее не сказалимне, что они хотели бы услышать. Они слушали меня внимательно и серьезно,иногда снимая напряжение коротким нервным смехом. Вопросов было очень мало.После нашей встречи один мужчина вышел вместе со мной на улицу и сказал: "Осознаетели вы, что всколыхнули все то, что накопилось у них внутри?" - "Ялишь сказал ту правду, которую они и так знают",- ответил я. "Да ведьименно ее они и боялись",- заметил он.

    Эта книгабыла написана мною более десяти лет тому назад. В те времена кое-где в США ещесуществовали очаги мужского движения, но уже тогда можно было наблюдать, какослабевает его влияние. Хотя я и тогда, и сейчас поддерживаю формированиемужских групп, однако вижу, что большинство этих групп просто распадаются,перерождаясь в типичные для социальных институтов властные структуры. Внастоящее время вряд ли можно вообще говорить о существовании мужскогодвижения, несмотря на то что и здесь, и там есть небольшие группы мужчин,которые, встречаясь друг с другом, обсуждают свою жизнь, убеждаясь в том, чтоони не так одиноки, как им могло показаться.

    А потому впоследней главе книги сделан акцент на том, что исцеление души современногомужчины - это прежде всего результат индивидуальных усилий. Все мы знаем, чтонастоящие социальные изменения начинаются с самоосознания и мужества отдельногочеловека, то есть со способности думать о том, о чем остальные боятся думать. Янадеюсь, что эта книга поможет моим русским читателям почувствовать себя менееодинокими и начать процесс своего индивидуального освобождения, который можетсделать всех нас более социально свободными и духовно раскрепощенными.

    Введение


    Запомните,вы пришли в этот мир, уже осознав необходимость бороться с собой - и только ссобой. А значит, благодарите любого, кто предоставит вам эту возможность.

    Гурджиев. Встречи с замечательными людьми

    Мысльнаписать эту книгу возникла у меня в апреле 1992 года после моего выступления вЦентре К. Г. Юнга в Филадельфии. Это выступление сильно запоздало. Я лично летдесять избегал говорить на тему мужского страдания, вдохновения и исцеления,хотя она все больше и больше интересовала меня как юнгианского аналитика.Двенадцать лет назад отношение анализируемых женщин и мужчин в моей практикесоставляло 9:1. Теперь среди моих пациентов больше мужчин, чем женщин (всоотношении 6:4). Уверен, что подобное изменение в соотношении пациентовмужского и женского пола наблюдается и у других терапевтов; те же причиныповлияли и на подъем мужского движения. Я избегал этой темы, так как оченьмногое казалось мне обыденным. Я считал, что в лучшем случае здесь очень многоработы, связанной с исследованиями и с эмоциональным очищением, а в худшем -это представляет собой широко распространенное явление, которое мне было неочень приятно.

    Я посвящаюочень много времени индивидуальной терапии и изучению личностных измененийлюдей. Как правило, это настолько напряженная и глубоко индивидуальная работа,что можно забыть о существовании огромного внешнего мира и самых разныхсоциальных проблем, часть которых непосредственно связана с нами исоприкосновение с которыми становится для нас травматическим. Но со временеммне стало ясно, что истории отдельных мужчинпереплелись между собой и превратились в устойчивые лейтмотивы. Постепенно ястал понимать ту истину, которую женщины узнали о себе раньше нас: коллективныйопыт мужчин (так же как и женщин) является неотъемлемой частью любойиндивидуальной судьбы. На формирование каждой отдельной личности влияют как всеперипетии и хитросплетения ее индивидуального развития, так и социальнаямифология.

    Конечно,сегодня существует много книг, посвященных разным аспектам внутреннихпротиворечий современного мужчины. В своей работе я иногда буду прямо ссылатьсяна них, делая это обдуманно и с большим удовольствием. Все мы участвуем вборьбе за создание мужского сообщества, и голос каждого из нас звучитпо-разному. Я не ставлю цели внести свой вклад в изучение мужской психологии, алишь хочу остановиться на сложных вопросах, обобщить их и представить в такомвиде, чтобы они стали понятны многим. Для этого я использую материалы изсобственной клинической практики, связанные с мужской психологией. Своимклиентам мужчинам я очень благодарен за разрешение опубликовать эти материалы.

    Цель книги "Подтенью Сатурна" заключается в том, чтобы предложить читателю краткий обзорэмоциональных травм мужчин и возможностей их исцеления, а также исследоватьситуацию в этой области психологии, сложившуюся в последнем десятилетии XXвека.

    Более того,могу сказать откровенно: много лет я избегал говорить на эту тему не толькопотому, что мне казалось, будто эти проблемы еще четко не обозначились, но ипотому, что я сам испытывал мучительные страдания, живя под тенью Сатурна. И досих пор мне не всегда ясно мое отношение к собственной маскулинности. По волесудьбы я родился мужчиной. В течение многих лет я просто считал этослучайностью, принимал как должное все последствия и был уверен, что выходиз-под покрова тени скорее вызовет у меня страх, чем даст ощущение свободы. Вкниге я буду использовать цитаты из некоторых автобиографий, так как считаю,что они точно и полно отражают суть проблемы. Как заметил художник ТониБерлант, "чем больше личного и интроспективного содержания включает в себяхудожественное творчество, тем более универсальным оно становится"1.



    1 ClothierP. Hammering Out Magic //Art News. P. 113.

    Концентрируявнимание на проблемах мужчин, я нисколько не собираюсь преуменьшать травмы,переживаемые женщинами. Мы, мужчины, находимся в огромном долгу передженщинами, которые не только говорили во всеуслышание о собственной боли врамках нашей культурной женофобии, но и стремились к тому, чтобы мужчины,насколько это возможно, могли стать самими собой. За это мы, мужчины, им оченьпризнательны. Их cri decoeur* помогмужчинам более осознанно отнестись к собственным травмам, и в итоге все мыдобились лучшего результата. Пример женщин, борющихся за свое освобождение отколлективной тени, придает мужчинам мужества и побуждает их поступать так же.Пока мужчины не смогут выйти из тьмы, мы будем продолжать наносить травмыженщинам и самим себе, а мир не станет безопасным и свободным. А значит, мы должнысделать это не только для себя, но и для тех, кто нас окружает.

    * Крик души (франц.).

    В середине XIX века датский теолог Серен Кьеркегор заметил, что нельзя спасти свою эпоху,можно лишь выразить убеждение, что жизнь бренна2. Силыбессознательного, общественные институты и идеологии, направляющие нашу жизнь,настолько инертны, что нельзя надеяться на быстрое изменение общества ихарактерных для него социально-половых ролей. Но первое и обязательное условие- мужчины должны осознать, что несут в себе мучительную травму. Бессознательноеощущение своей уязвленности заставляет их постоянно наносить травмы и себе, иженщинам. Я часто прихожу в недоумение от того, как у женщин помимо их волирастет ненависть к мужчинам, которые их подавляют, и почти так же удивляюсьтому, как у мужчин растет страх и ненависть по отношению друг к другу.



    2 KierkegaardS. The Journals of the Kierkegaard. P.165.

    Такимобразом, в этой книге учитывается опыт многих людей, позволяющий каждомуконкретному мужчине расширить рамки своего сознания, выразить свое отношение кпроисходящему и найти путь к исцелению. Образы, которые сознательно ибессознательно управляют нашей жизнью, можно проработать только в результатемучительных индивидуальных переживаний, но возрастающая способность мужчинпризнавать свою печаль и гнев, принимать участие в начинающемся разговоре другс другом тоже поможет исцелить травмы, связанные с воздействием внешнего мира.

    Я предлагаючитателю посмотреть на себя с точки зрения описанного здесь странствия.Например, для женщины может быть полезным описание борьбы с материнскимкомплексом, оно позволит ей осознать эту странную амбивалентность, которая,видимо, всю жизнь заставляет мужчин страдать. В мужском странствии существуетмного этапов и много опасностей. Наши страхи и задачи, которые мы перед собойставим, очень много для нас значат. Это неправда, что все, чего мы не знаем, непричинит нам боли; в действительности все, чего мы не знаем, причинит нам оченьсильную боль, и тогда мы, как Самсон, вслепую обрушим храм на свои головы3.

    Чтобыподвести каждого из нас к большему осознанию происходящих с мужчиной перемен иего мучительных исканий, мне придется раскрыть мужские тайны. Я написал о нихтак, чтобы они были более понятны женщинам. Некоторые из этих тайн могутоказаться новыми для самих мужчин, и все же я не сомневаюсь: каждый мужчина,читатель этой книги, согласится с тем, что они указывают на травмы, которые онносит в своем одиноком, наполненном страхом сердце. Если мы не в силах ничегосделать с уязвленностью и страхом, то, по крайней мере, можем покончить содиночеством.



    3  Имеется в виду библейская притча о Самсоне.Самсон, не знавший о том, что его предала Далила и что от него отступилсяГосподь, по-прежнему считал себя неуязвимым и, обрушив весь дом на своихврагов, сам погиб под его развалинами (Книга Судей, 16:18, 20, 30).

    Названиеэтой книги напоминает нам о том, что и мужчины, и женщины всегда несут на себетяжкое бремя тени идеологий: одни - сознательно, другие - унаследовав его отсемьи и этнической группы, в качестве какой-то части национальной истории илиее мифологической основы. Эта тень отягощает душу человека. Мужчины чувствуютбремя этой тени, подавляющее и поражающее их силу духа. Ощущение ее тяжестиявляется сатурнианским. Мужчина в нашей культуре - это человек, который долженисполнять различные социальные роли, отвечать определенным ожиданиям,конкурировать и испытывать враждебность. Но именно это обесценивает лучшиекачества и способности мужчин, ведет к тому, что это бремя становитсяневыносимым. Оно ощущалось всегда, но сегодня мужчины, обладающие мужеством,начинают сомневаться в необходимости жить, испытывая бремя этой тени.

    Сатурн былримским богом, покровителем сельского хозяйства. С одной стороны, как богземледелия, он покровительствовал римской цивилизации; с другой стороны, онассоциировался с целой серией мрачных, кровавых историй. Его древнегреческийпрообраз Крон был порождением мужского начала - Урана и женского начала - Геи. Уранненавидел своих детей, так как боялся за свое будущее; миф говорит о том, чтоон был "первым, совершившим постыдные поступки"4. Его женаГея наточила серп и побудила Крона напасть на отца. Крон подкрался к спящемуУрану и оскопил его с помощью серпа. Схватив левой рукой (с которой с тех порсоотносятся плохие предзнаменования) отрезанные гениталии, он забросил ихвместе с землей в море. Из пролившихся на землю капель крови Урана возникли тристрашные эриннии: Алекто, Тисифона и Мегера, мстящие отцеубийцам иклятвопреступникам. Из семени Урана, попавшего в море, родилась Афродита, имякоторой буквально означает "рожденная из пены"5.

    4 Cronwell'sHandbook of Classical Literature. P.109.

    5  Там же. Р. 41.

    Крон-Сатурнсменил своего отца и стал точно таким же тираном и деспотом. Как только у них ссупругой Реей рождались дети, он пожирал их. Единственным ребенком, которомуудалось избежать этой участи, был Зевс. Когда Зевс вырос, он, в свою очередь,пошел на отца войной, которая продолжалась десять лет. С триумфальной победойЗевса появились многие признаки цивилизации, но и он тоже оказался жертвойкомплекса стремления к власти и превратился в деспота6.

     

    6  Преследование им Прометея, да и других, оченьхорошо известно. См., например: Hamilton E. Mythology. P. 75-78.

    Такимобразом, история о Кроне-Сатурне - это история о власти, ревности и опасности,то есть о насилии над эросом, над способностью к рождению и над самой землей.Как однажды заметил Юнг, там, где есть власть, не может быть любви7.Человек стремится быть всесильным, как боги, но мы видим, как власть, которойон обладает, искажается, превращаясь в комплекс. Сама по себе властьнейтральна, но без любви она управляется страхом и компенсаторными амбициями,которые в конце концов приводят к насилию. Как заметил Шекспир, "нет покояголове в венце"8.



    7  "Там, где царит любовь, нет местастремлению к власти, а где стремление власти взяло верх, там нет места любви". См.: Jung С. G.Two Essays onAnalytical Psychology //Jung С G. C. W. Vol. 7. Par. 78.[Полное собрание сочинений Юнга здесь и далее сокращеннообозначается С. W.]

    8  Шекспир В. Король Генрих IV.Часть вторая //Весь Шекспир.В 2 т. Т. 1.М..2001.С. 701.

    Историческисложилось так, что большинство мужчин выросли под тенью Сатурна. Страдая отсвоей несостоятельности и постоянно испытывая страх, они наносили травмы себе идругим. Современные мужчины могут считать, что альтернативы не существует инаследие Сатурна - это все, что у нас есть. Я в это не верю.

    Я предлагаючитателю книгу "Под тенью Сатурна", чтобы разобраться в некоторых измножества способов, при помощи которых эти темные мифы бередят нашу душу. Янадеюсь, что книга поможет каждому человеку заглянуть в себя, чтобы обрестивнутреннюю свободу.

    Восемь сокровенных мужских тайн


    1. Жизнь мужчины, как и жизнь женщины, во многом определяется ограничениями, заложенными в ролевых ожиданиях.

    2. Жизнь мужчины в существенной мере управляется страхом.

    3. Феминность в мужской психике обладает огромной властью.

    4. Мужчины хранят молчание с целью подавить свои истинные эмоции.

    5. Травма является необходимой, так как мужчины должны покинуть мать и психологически выйти за рамки материнского.

    6. Жизнь мужчин полна насилия, так как насилию подверглась их душа.

    7. Каждый мужчина очень тоскует по отцу и нуждается в общении со старейшинами своего сообщества.

    8. Если мужчины хотят исцелиться, им следует мобилизовать все свои внутренние ресурсы, восполнив то, что они в свое время не получили извне.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Джеймс Холлис "Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление"