• 1. Орг. момент
  • 2. Актуализация знаний
  • 3. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач.
  • 5. Работа в парах.
  • 6. Решение задачу по схеме и рисунку.
  • 7. Физминутка
  • 8.Закрепление пройденного материала
  • 9. Подведение итога занятия. Рефлексия.

  • Скачать 82.68 Kb.


    Дата20.09.2017
    Размер82.68 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 82.68 Kb.

    Длина и единицы ее измерения. Цель занятия: Расширение знаний, представлений учащихся о мерах длины. Задачи



    Длина и единицы ее измерения.
    Цель занятия:
    Расширение знаний, представлений учащихся о мерах длины.
    Задачи:
    образовательная:

    – закрепить знания учащихся о единицах длины и площади;

    – совершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметра;

    – совершенствовать вычислительные навыки;

    – развивающая:

    – способствовать развитию логического мышления, умению рассуждать, анализировать; поддерживать интерес к предмету;


    воспитательная:
    – прививать детям любовь и уважение к родной природе, к Родине, к её историческому прошлому, русской культуре;

    – формировать у учащихся навыки делового сотрудничества: доброжелательность друг к другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей.


    1. Орг. момент
    Здравствуйте, ребята! Начинаем наш учебный день вместе с солнышком, оно согревает нас своим теплом, придаёт силы, энергию, уверенность, хорошее настроение, улыбнёмся друг другу. Сегодня на уроке у нас гости, поздороваемся и подарим гостям свои улыбки.
    Урок математики. Будьте внимательны, активны, старательны, доброжелательны, помогайте своим друзьям. Успехов вам!
    2. Актуализация знаний

    Урок математики, а начну я его со сказочного отрывка.


    Что ж он видит? – Прекрасивых

    Двух коней золотогривых

    Да игрушечку – конька

    Ростом только в три вершка,

    На спине с двумя горбами

    Да с аршинными ушами.


    – Знакомы вам эти строчки?
    – Как называется эта сказка и кто её автор? (Правильно, П.П.Ершов написал сказку “Конёк-Горбунок”) – Найдите связь отрывка из сказки с математикой.
    (Встретились старинные русские меры длины: три вершка (вершок), с аршинными ушами (аршин). – А что значит аршин, вершок? А чему соответствует аршин, вершок?
    (Вершок в современном исчислении– это 4,5 см. Наименование “вершок” происходит от слова “верх”. Аршин – старая русская мера длины = 71 см.)
    – Какого роста был Конёк Горбунок в современных мерах длины?
    4,5 х 3 = 13,5 см. А уши? 71 см.
    – Какие ещё старинные меры длины вы знаете? – Основные старинные русские меры длины: верста, сажень, аршин, локоть, пядь, вершок)
    (Ладонь, пядь, локоть, верста, сажень, дюйм, фут…)
    – А в каких ещё литературных произведениях встречаются старинные меры длины?
    (В.Ф. Одоевский “Городок в табакерке”. Мальчик – колокольчик жалуется “Из городка мы ни пяди”. Пядь – 18 см. Можно вспомнить стихотворение Н.А. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”. Катастрофическое положение у зайчишек, когда на островке осталось “ меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину”.
    В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека. Первым счётным прибором человека были пальцы рук и ног. Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие встречаются в литературных произведениях, исторических памятниках. Они заложены в старинных постройках, в древних рецептах лекарств и кушаний. История мер – это история торговли, ремёсел, сельского хозяйства, это часть истории Руси, истории человечества. Вам предстоит ещё много учиться, много читать , в книгах встретятся старинные единицы измерений, и они будут вам знакомы и понятны.
    – А какие современные единицы измерения вы знаете?
    (Метр, километр, миллиметр, дециметр, сантиметр)
    – А почему существуют разные единицы измерения?
    (Чтобы измерять разные предметы и расстояния).
    – А что объединяет старинные и современные единицы длины? – Для чего они служат, нужны?
    (Это единицы измерения, ими можно измерять длину предметов).
    Можно измерять шагами.

    Можно измерять локтями.

    И линейкою, и веткой,

    Сантиметром и рулеткой.

    Шаг муравьишки – миллиметр,

    Шаг у людей примерно метр.

    А если великаном стать,

    То можно километрами шагать.


    – Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока? Какие задачи перед собой поставим? Тема урока: Единицы длины и площади.

    3. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач.
    – Сегодня мы повторяем единицы длины и площади, соотношение этих единиц, совершенствуем свои вычислительные навыки и навыки решения задач; наши знания пригодятся нам в повседневной жизни: правильно чертить отрезки, измерять длину предметов, отправляясь в путь, нам нужно знать расстояние, первичное закрепление

    а) Запишите в столбик единицы длины в порядке возрастания:


    1 км, 1мм, 1м, 1см, 1дм.
    Проверка. – Просигнальте, как вы справились с заданием. Исправьте.
    1мм

    1см


    1дм

    1км



    б) Вставьте пропущенные числа, чтобы получились верные равенства.

    1мм


    1см = … мм

    1дм = … см = … мм

    1м = … дм = … см

    1км= … м = … дм

    Проверка.

    Просигнальте. – Кому было трудно? В каком случае вам было трудно?1мм

    1см = 10 мм

    1дм = 10 см = 100мм 1 дм = 100 мм

    1м = 10 дм = 100см 1 м = 100 см

    1км =1000 м = 10000дм 1 км = 10000 дм



    5. Работа в парах.

    Возьмите карточку №1(жёлтого цвета), прочитайте задание.

    Определите, какими единицами пользовались при измерении, и заполните пропуски.
    Расстояние между городами – 700 ….

    Площадь дачного участка – 420 …

    Длина карандаша – 170 …

    Рост человека – 180 …

    Проверка. Спросить 2 – 3 человек.

    У кого были ошибки, исправьте.


    Возьмите карточку №2(зелёного цвета), прочитайте задание.

    Какая величина “лишняя” в каждом столбце?3080 см 12070 м 2070 м

    5407 км 38004 см 207000 см

    4078 кг 4507 см 207 00 дм

    6027 дм 54704 км 2070 дм

    – Проверка.

    – Почему “лишняя”?

    1столбик – 4078 кг единицы массы, 2 столбик – 38004 см –единицы площади

    3 столбик – Что объединяет эти величины? ( Что общего в этих величинах?)

    – Это единицы длины.

    – Что необходимо сделать, чтобы найти “лишнюю” величину?

    – Нужно все величины выразить в одних единицах.

    – Удобнее перевести всё в см.

    1 м = 100 см

    1 дм = 10 см значит

    2070 м = 207000 см

    20700 дм = 207000 см

    2070 дм =2070

    Я ещё раз обращаюсь к сказке П.П.Ершова “Конёк-Горбунок”. Послушайте несколько строк (небольшой отрывок)
    – Вот въезжают на поляну

    Прямо к морю-окияну.

    Поперёк его лежит

    Чудо-юдо рыба-кит.


    Так выглядит сказочный кит. А это синий кит, который встречается в природе на Земле. Кит это самое крупное по массе и по длине животное за последние 90 млн. лет. Был распространён от Арктики до Антарктиды, но в результате китобойного промысла почти истреблён. Занесён в Международную Красную книгу и Красную книгу России как “находящийся на грани исчезновения”. Судьба нашей планеты и её обитателей в руках человека. От нас с вами зависит, чтобы наша страна, земля, наш дом, город была чистой, красивой, богатой.
    – Предлагаю вам задание. Как вы думаете, какое? Кто догадался?

    6. Решение задачу по схеме и рисунку.

    а) Синий кит – 33 м б) Синий кит – 33 м Что изменилось?

    Тюлень – 3 м Тюлень -3 м (схема, вопрос)

    33 – 3 = 30 (м) 33 : 3 = 11(раз)

    а) Длина синего кита 33 м, а тюленя 3 м. На сколько м синий кит длиннее тюленя или на сколько м тюлень короче кита?
    б) Длина синего кита 33 м, а тюленя 3 м.Во сколько раз синий кит длиннее тюленя?
    – Проверка. Просигнальте, как справились с заданием.
    Да, удивительные животные, прекрасные растения украшают нашу страну. А знаете ли вы, что Россия – крупнейшее государство мира по площади. Наша страна по территории сопоставима с материком Южная Америка и площадь более чем в два раза превышает размеры другого материка – Австралия.
    – Прочитайте это число 17 075 400 км. На территории России насчитывается огромное количество рек. Прочитайте это число 2 500 000 рек, общая протяжённость (длина) всех рек 8 000 000 км.
    Составим задачу про крупнейшие реки России

    в) Волга – 3530км

    Енисей – ? на 757 км длиннее

    3530 + 757 = 4287 (км)

    Да, огромна и прекрасна наша страна. Могучие реки протекают по её территории, высокие горы охраняют её, в густых лесах обитают звери и птицы. Мы с вами малая частичка великой страны России.

    Берегите реки, горы и леса! Пусть не исчезает в мире красота!


    7. Физминутка

    На разминку становись!

    Вправо-влево покрутись

    Повороты посчитай,

    Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)

    Начинаем приседать —

    Раз-два-три-четыре-пять.

    Тот, кто делает зарядку,

    Может нам сплясать вприсядку.

    (Приседания.)

    А теперь поднимем ручки

    И опустим их рывком.

    Будто прыгаем мы с кручи

    Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)

    А теперь ходьба на месте,

    Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

    Мы за парты сядем, вместе

    Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.)
    8.Закрепление пройденного материала

    В прямоугольнике одна сторона на 8 м больше другой. Найди площадь прямоугольника, если его периметр равен 28 м.


    – О каких величинах говорится в задаче? (длине, ширине, площади)

    – Как найти площадь прямоугольника? (длину умножить на ширину)

    Выбери схему, которая соответствует условию, и реши задачу.

    – Подходит вторая схема. Почему?

    – Что обозначает каждый отрезок? (длина и ширина прямоугольника)

    – Что обозначают величины 28 м и 14 м ?

    – 28 м – это периметр, это две длины и две ширины;

    – 14 м – это одна длина и одна ширина. Поэтому подходит вторая схема.

    Ученик выходит к доске и решает задачу.

    – Что узнаем первым действием? (длину и ширину вместе)

    1) 14 – 8 = 6 (м) (длина и ширина) (две ширины)

    2) 6 : 2 = 3 (м) ширина

    3) 3 + 8 = 11(м) длина

    4) 3 Х 11 = 33 (м) площадь


    – А как другим способом можно найти длину?

    – Что обозначает величина 14 м? (длина и ширина – это целое, нам известна ширина, одна часть, как найти другую часть? Надо из целого вычесть одну часть, то получим другую часть. Можно 14 – 3 =11)

    Ответ: 33 м площадь прямоугольника.

    9. Подведение итога занятия. Рефлексия.

    – К нам в класс вновь заглянуло солнышко. Да оно и не покидало нас, скрылось ненадолго за облако и снова радует нас своей улыбкой, теплом, любит и ласкает нас.

    – По какой теме мы сегодня проводили исследование? (единицы длины и площади)
    – Какими единицами длины мы пользуемся в жизни в настоящее время? (м, см, км, мм, дм) – А какими единицами длины пользовались наши предки в старину? (верста, вершок, аршин, пядь) – Какие старинные меры длины вы запомнили?
    – Что было самым важным на уроке? За что вы можете похвалить себя, одноклассников

    Покажите мне, друг другу, гостям мимикой своё настроение.



    – Спасибо!

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Длина и единицы ее измерения. Цель занятия: Расширение знаний, представлений учащихся о мерах длины. Задачи

    Скачать 82.68 Kb.