• «Александр Федорович Гедике»
  • Звучит музыка Гедике А .
  • 1. В исполнении ученицы 1 класса Патафеевой Полины прозвучит старинный танец «Ригодон» класс преподавателя Казаровой Жанетты Георгиевны. Встречаем.
  • 3. А сейчас мы с вами послушаем Этюд в исполнении ученицы 3 класса Кирсановой Полины. Класс преп. Черепановой Нат. Бар.
  • 5.Гедике Этюд исполняют Маркина Катя уч.3 класса, класс преп. Русаковой Свет. Ген. и Марчукова Аксинья класс преп. Трегубенко Нелли Рашидовны.
  • 6. В исполнении Абдуллаевой Лейлы уч 4 класса прозвучит «Инвенция» класс преп. Казаровой Жанетты Г. 7. Гедике Этюд исполнит уч.-ца 4 класса Панчишкина Лиза преп. Трилевич Лариса Петровна.
  • 8.А. Гедике. «В лесу ночью»– исполняет Агафонов Кирилл уч.4 кл. класс преп. Черепановой Нат. Бар.
  • 9.А. Гедике. «Гроза»-исполняет Мальцева Вероника уч.4 кл. класс преп. Русаковой Свет. Ген.
  • 10.На сцену приглашается Александровская София ученица 4 класса. Класс преп. Хечумян Ирины Юрьвны. София исполнит программную пьесу «Ночью на конях верхом»
  • 11 Гедике. В раздумье. Исполняет ученик 5 кл Хапсироков Игорь класс преп. Казаровой Ж.Г.
  • 13 Гедике Этюд исполняет Лащигин Егор уч.5кл. класс преп. Трилевич Ларисы Петровны. 14 На сцену приглашается Сафронова Ксения уч.5кл. класс преп. Русаковой Свет. Ген. «Скерцо»
  • 15.А сейчас мы с вами послушаем органную пьесу «Миниатюра» 16. Гедике. Концертный этюд. 17. Александр Федерович Гедике. Миниатюра.
  • Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  • Скачать 100.89 Kb.


    Дата15.04.2019
    Размер100.89 Kb.
    ТипЛекция

    Скачать 100.89 Kb.

    Добрый вечер, дорогие ребята, родители и гости



    Муниципальное бюджетное учреждение ДО

    «Городищенская детская школа искусств»

    Городищенский район Волгоградской области

    Лекция – концерт



    «Александр Федорович Гедике»

    подготовила

    преподаватель фортепиано

    Казарова Жанетта Георгиевна.

    2018г.

    Лекция-концерт посвященная творчеству А.Гедике.



    Звучит музыка Гедике А.

    Добрый день, дорогие ребята, родители и гости! Сегодня наша встреча посвящена творчеству замечательного русского композитора, пианиста, ученого, органиста, педагога Александра Федоровича Гедике.

    Александр Гёдике (сейчас мы часто произносим –Гедике) родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Его прадед, Генрих-Георг Гёдике, был органистом католической церкви в Петербурге и ректором Немецкого драматического театра. Его дед, Карл Андреевич, был преподавателем хорового пения в Москве и служил органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского. Отец, Фёдор Карлович, работал органистом в той же церкви, был пианистом в оркестре Большого театра, преподавал в Московской консерватории фортепиано. Мать Александра Гедике была француженка, Жюстина-Адель-Августина Лекампион, из семьи фермера. Рано осиротев, они со старшей сестрой воспитывались у дяди с тётей в Нормандии, а по достижении ей 16 лет были отправлены к родственникам в Россию для устройства на работу гувернантками.

    Под руководством отца маленький Саша начал обучаться игре сначала на рояле, а затем на органе. Уже с 10 летнего возраста он замещал отца в церкви, а с 12 лет начал выступать в концертах. Учился играть в основном самостоятельно. Играл на фортепиано и виолончели в домашнем ансамбле, занимался переложением пьес для домашнего ансамбля. В 1898 Александр Гедике окончил Московскую консерваторию с золотой медалью. Занимаясь в консерватории, написал скрипичную сонату, марш, элегию и фугу для большого оркестра, сочинял романсы и фортепианные пьесы. После окончания консерватории Гедике остался преподавать в родной консерватории, учил играть на рояле, органе и совместной игре на разных инструментах. Класс этот назывался классом камерного ансамбля. Для того чтобы руководить таким классом, нужно знать основные приемы игры на многих инструментах и, кроме того, умело объединять их вместе. Работа такого педагога похожа на работу дирижера в оркестре.

    С 1909 года Александр Фёдорович Гедике был профессором Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 ― заведовал кафедрой камерного ансамбля. С 1920 года вёл также класс органа (игре на котором обучался с детства под руководством отца), а с 1923 года возглавил кафедру органа и дал свой первый сольный концерт на инструменте Большого зала консерватории.

    Всего же здесь им было сыграно более 200 концертов. В его репертуаре почти все органные и клавирные сочинения И.С.Баха, органная музыка романтиков, его собственные транскрипции для органа сочинений Листа, Грига, Вагнера, Чайковского. На концертах Гедике всегда было много народа. После окончания артисту долго аплодировали, посылали трогательные записки, благодарили за доставленное удовольствие.

    «Многим из Вас, ребята, имя композитора Александра Федоровича Гедике становится знакомым с самых ранних лет. Кто из начинающих музыкантов не играл в детстве его "Заиньку", а позже «Танец», «Тарантеллу»?» Имя А. Гедике известно каждому, кто учится в музыкальной школе. Его фортепианные пьески для начинающих музыкантов входят в обязательную программу по классу фортепьяно.
    1. В исполнении ученицы 1 класса Патафеевой Полины прозвучит старинный танец «Ригодон» класс преподавателя Казаровой Жанетты Георгиевны. Встречаем.
    2.На сцену приглашается ученик 2 класса Маргарян Давид, класс преп. Русаковой Светланы Ген. Давид исполнит Этюд.
    Почему же так популярны фортепьянные сочинения Гедике? Их яркий, выразительный, но в то же время ясный музыкальный язык, понятен и близок детскому восприятию. По сей день эти миниатюры относятся к лучшим в педагогическом репертуаре. И это не удивительно. Ведь Гедике был замечательным педагогом.
    3. А сейчас мы с вами послушаем Этюд в исполнении ученицы 3 класса Кирсановой Полины. Класс преп. Черепановой Нат. Бар.

    4. «Маленькая пьеса» прозвучит в исполнении уч-цы 3 класса Кухаревой Полины. Класс преп. Ткачевой Валентины Ильиничны.
    5.Гедике Этюд исполняют Маркина Катя уч.3 класса, класс преп. Русаковой Свет. Ген. и Марчукова Аксинья класс преп. Трегубенко Нелли Рашидовны.
    Александр Федорович Гедике был неутомимый труженик. Помня завет великого композитора П. И. Чайковского – "работать нужно всегда!", – Гедике сочинял, занимался на органе, рояле ежедневно. Не ждал «подходящего настроения», и этого же требовал от своих учеников.

    Он очень много успевал сделать за день.

    У Александра Федоровича был определенный режим дня, которого он неукоснительно придерживался всю жизнь. Он вставал всегда в 6 утра, а ложился спать в 9–10 часов вечера.

    С утра Гедике шел в Консерваторию заниматься на органе, а затем с учениками. Не было случая, чтобы он когда-либо пропустил занятия или опоздал. По нему можно было проверять часы.

    Всем была знакома высокая фигура человека с седеющей бородкой, шедшего ранним утром неторопливой походкой, с палкой в руке, по улице Герцена в свой родной дом – любимую Консерваторию! Его знали не только люди, его хорошо знали птицы.

    С кормления птиц и животных у Гедике начинался рабочий день. Он, можно сказать, "знал в лицо" каждого воробья, обитавшего на улице Герцена, а воробьи знали его. Стоило ему только показаться на улице, как воробьи тотчас слетались ему навстречу, кружились над головой. Он вынимал из кармана заранее приготовленный мешочек с хлебными крошками и разбрасывал их во все стороны. Усаживаясь на скамейку в консерваторском садике, Александр Федорович ласковым взором рассматривал своих пернатых друзей.

    Дома у Гедике было огромное количество кошек и собака шпиц, которую хозяин звал Шарик, а в минуты особого расположения – Шаркушка. Со своими любимцами он разговаривал, как с людьми.

    Занимался Гедике с учениками с большим воодушевлением. Он подпевал, насвистывал, ходил по классу, дирижировал. Иногда покрикивал, пробуждая вялых от "спячки". Если ученики во время занятий разговаривали, шумели, Александр Федорович их одергивал: "Не балуй!". Гедике хотел казаться строгим, сердитым, но у него это не получалось. Необыкновенная мягкость, доброта сказывались во всем.


    6. В исполнении Абдуллаевой Лейлы уч 4 класса прозвучит «Инвенция» класс преп. Казаровой Жанетты Г.
    7. Гедике Этюд исполнит уч.-ца 4 класса Панчишкина Лиза преп. Трилевич Лариса Петровна.

    Не было случая, чтобы Александр Федорович кому-либо из учеников сказал резкость. Он только угрожал, предупреждал: "Смотри, я рассержусь!" Но это никого не пугало: во время сказанной угрозы на ученика смотрели те же добрые глаза.

    После работы Гедике прогуливался по садику около Консерватории. Завидев ребят, подзывал их и сердитым голосом бурчал: "Давай руку!" В протянутую руку совал конфету.

    Любовь к природе приучила Александра Федоровича к большой наблюдательности. Он зорко подмечал малейшие изменения в окружающем его мире. Каждая набухшая весною почка приводила его в восторг. В программной пьесе «В лесу ночью» композитор образно рисует картину таинственности, слышатся шорохи ночного леса, «уханье» сов.


    8.А. Гедике. «В лесу ночью»– исполняет Агафонов Кирилл уч.4 кл. класс преп. Черепановой Нат. Бар.
    Образ разбушевавшейся стихии создает А. Гедике в пьесе «Гроза». Быстрый бег шестнадцатых, которые вызывают ассоциации с порывами ветра, сменяются раскатами грома. Контрастная динамика, насыщенная педализация- все эти средства музыкальной выразительности как бы рисуют нам образную картину грозы.

    9.А. Гедике. «Гроза»-исполняет Мальцева Вероника уч.4 кл. класс преп. Русаковой Свет. Ген.
    Когда Гедике сочинял музыку для детей, он как бы перевоплощался в мальчика или девочку, старался в своем воображении жить их интересами. Вот почему дети с такой охотой играют пьесы "дедушки Гедике". Кстати говоря, именно учащиеся детских школ искусств по достоинству оценивают творчество композитора.

    10.На сцену приглашается Александровская София ученица 4 класса. Класс преп. Хечумян Ирины Юрьвны. София исполнит программную пьесу «Ночью на конях верхом»
    Все знакомые и ученики указывали на необыкновенные личные качества А. Ф. Гедике, мало кого так любили в консерватории и в Москве, как Александра Гедике. Его невероятная благожелательность, деликатность, искренность и бесхитростность сделали Александра Гедике душой консерватории, вызвали любовь и глубокую преданность учеников. А когда кто-либо из его знакомых оказывался в беде, Гедике первый спешил на помощь, помогал и делами, и материально. В нем сочетались доброжелательность и строгость, требовательность и к ученикам, и к себе. Он был невероятно добр. Знаменитое «гедиковское» высказывание «ну, это совсем плохо, четверка!» вошло в историю.

    В фортепианной игре Александр Федорович не переносил резкого, «стучащего» звука. Любимое выражение было «мягче, плавнее!» Гедике отличал яркий образный язык, использование народных выражений, он часто говорил ученикам: "Не дубась!", "Не балуй!", "Не размусоливай!". Из-за этого, а также из-за бороды и неизменной «авоськи» Гедике иногда принимали за пожилого крестьянина, что его очень забавляло, но он никогда не сердился. Разговаривал Гедике низким басом. Любил поглаживать бороду и теребить цепочку карманных часов. А. Ф. Гедике был чрезвычайно пунктуальным человеком, любил обстоятельность. Он очень строго соблюдал режим дня, этим во многом объяснялась его огромная работоспособность. По утверждению учеников и коллег, за все годы работы в Консерватории он ни пропустил, ни одного занятия и ни одного раза не опоздал на занятия и на заседания. Даже когда он приходил на занятия очень больным, уговорить его вернуться домой было сложнейшей задачей. Каждый его день был заполнен занятиями с учениками, экзаменами, концертами, где он играл сам или слушал любимую музыку. И всем казалось, что этот уклад жизни ничто не могло изменить.


    11 Гедике. В раздумье. Исполняет ученик 5 кл Хапсироков Игорь класс преп. Казаровой Ж.Г.
    12 В исполнении Тимощук Анастасии уч.5 кл прозвучит «Пастуший наигрыш» преп. Мозговая Лариса Николаевна.
    13 Гедике Этюд исполняет Лащигин Егор уч.5кл. класс преп. Трилевич Ларисы Петровны.

    14 На сцену приглашается Сафронова Ксения уч.5кл. класс преп. Русаковой Свет. Ген. «Скерцо»
    Гедике не только «известный детский композитор», а крупнейший органист-композитор и музыкальный деятель, определивший развитие органной культуры в России. Бурные пиаровские акции музыкальных изданий и СМИ миновали скромное имя Гедике.

    Ведь необычайная скромность Александра Федоровича и при жизни не позволяла ему выпячивать себя, «пробивать» публикации своих многочисленных сочинений (большинство которых остается, неизданными и по сей, день) и, как говорят сегодня, «раскручиваться». Он, с его природным аристократизмом, натурой подлинного музыканта и интеллигента считал, что «быть знаменитым некрасиво». Жаль, что самобытный композиторский и исполнительский талант Гедике, его вклад в историю органной культуры России, благодаря которым орган получил в нашей стране статус самостоятельного инструмента и заставил считаться с фактом своего существования, пребывают в совершенно незаслуженном забвении.

    Благодаря Гедике в Москве стала регулярной и очень популярной практика органных вечеров и органных абонементов, которая продолжается до наших дней.
    15.А сейчас мы с вами послушаем органную пьесу «Миниатюра»

    16. Гедике. Концертный этюд.

    17. Александр Федерович Гедике. Миниатюра.

    Александр Гедике с 1923 года возглавил органный класс, стал основоположником современной русской органной школы. Им написано множество произведений для этого инструмента: концерты, прелюдии и фуги, хоралы, фантазии.

    Наследие Гедике-композитора насчитывает 96 опусов, в том числе четыре оперы, три симфонии, инструментальные концерты (для органа, валторны, трубы, скрипки), два квартета, два трио и квинтет, две скрипичные и виолончельные сонаты, а также произведения для органа и других инструментов, фортепианные пьесы (среди последних более известны пьесы педагогического репертуара). Для стиля Гедике характерны благородный академизм в классическом немецком духе (от Баха до Брамса), мастерское владение полифоническим письмом.

    Александр Фёдорович умер 9 июля 1957 года, прожив 80 насыщенных музыкой и творчеством полных лет. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. Его могилу украшает этот скромный памятник.



    Награды и премии

    Премия на Третьем Рубинштейновском конкурсе (1900) в Вене (как композитор).



    Орден Трудового Красного Знамени (03.06.1937).

    Народный артист РСФСР (1946).

    Заслуженный деятель искусств РСФСР.

    Сталинская премия первой степени (1948) — за концертно-исполнительскую деятельность.

    Использованные материалы и Интернет-ресурсы
    1.Хрестоматия. Альбом ученика-пианиста. «Феникс» 2008г.

    2.Золотая лира. «Советский композитор» 1990г.

    3. Альбом пианиста. 2005г.

    4. Музыка для детей. «Советский композитор»1976г.

    5. https://yandex.ru/images

    6. http://ru.123rf.com

    7. ru.wikipedia.org

    8.Яндекс.Картинкигедике композитор


    9.
    peoples.ru

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Добрый вечер, дорогие ребята, родители и гости

    Скачать 100.89 Kb.