• 1группа (Настя и Митраша)
  • 2 группа (Блудово болото)
  • 3 группа (Ель и сосна)
  • 4 группа (Травка – Волк) Травка
  • Вывод по уроку. Итак
  • Итоги урока.
  • 4 группа (Травка)

  • Скачать 124.2 Kb.


    Дата20.04.2018
    Размер124.2 Kb.
    ТипСказка

    Скачать 124.2 Kb.

    Добро и зло в сказке-были М



    Данилова Оксана Григорьевна

    СОШ №21 с углубленным изучением немецкого языка

    г. Сыктывкар, Республика Коми
    Добро и зло в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца» (групповая работа).
    Цели: 1. Узнать, какие силы добра и зла представлены в произведении.

    2. Выяснить, кто из героев может пойти по дороге добра и зла и почему.

    3. Ответить на вопрос: «Чему научила сказка и в чем правда жизни?»

    Эпиграф (закрыть)

    Правда в вековечной суровой борьбе за любовь.

    М. Пришвин.

    На доске портрет писателя, рисунки детей.
    Беседа.

    1. Обратите внимание на подзаголовок, который дал Михаил Пришвин своему произведению.

    2. Докажите, что это быль.


    • Осиротевшие дети;

    • Спасение собакой мальчика в 1927 году.

    3. Докажите, что это сказка.

    • Изображен сказочный русский пейзаж;

    • Природа живая (говор птиц, реальные и загадочные голоса леса, собака поступает, как человек);

    • Есть добрые и злые силы природы;

    • Добро побеждает.

    4. Почему автор использует форму сказки? (Сказка – ложь, да в ней намек… Сказка учит.)

    5. Какие цели урока мы поставим?

    6. Сегодня мы работаем по группам:


    • Настя – Митраша

    • Блудово болото

    • Ель и сосна

    • Травка - Волк

    Получив вопросы (сейчас все они на столах) за 2-3 недели до урока, вы, ребята, разделились на группы (3-4 человека; выбрали ответственных в группах, они же и проконтролируют, и помогут, и оценят); собрали в одно высказывание индивидуальные домашние задания, которые распределили между собою.

    Все учащиеся работали с произведением, кто-то со словарями, некоторые рисовали. А защищать работу будет тот, кому вы доверяете, он же и выставит вам оценку за собранный материал. Самого красноречивого, умеющего мыслить логически и делать правильные выводы, заслуженно оценят одноклассники.

    Выслушав сообщение о героях произведения, можно задавать вопросы, делать дополнения. Будьте вежливы, учитесь слушать, уважайте мнение товарищей, соблюдайте дисциплину.


    1группа (Настя и Митраша)
    1. Рассказать о детях (Кто они, где и как живут?) Как вы их себе представляете? (Оценим рисунки).

    2. Почему сельчане любят и жалеют их?

    3. На кого похожи дети? (Докажите примерами из текста.)

    НАСТЯ (похожа на мать) МИТРАША (похож на отца)



    Вставала в предрассветный час

    Делал деревянную посуду, бочонки

    Выгоняла животных в стадо

    Полол, окучивал

    Растопляла печь

    Знал жизнь леса

    4. Дайте им характеристику (Какие они?)

    Настя и Митраша хозяйственные, умненькие и дружные. Дети хранят жизненные ценности. Мы видим, что М. Пришвин особое внимание уделяет Митраше. А почему? Да потому, что он не по годам серьезен, ответственен, несмотря на то, что он на 2 года младше сестры. Иногда Митраша, как отец, наставляет Настю, проявляет задор хозяина.

    Хорохориться – (разг.) Храбриться, задорно горячиться.

    Строптивый – упрямый, любящий действовать наперекор кому-нибудь, непокорный.

    5. Как дети собираются на болото?


    НАСТЯ МИТРАША

    Повесила корзину через плечо

    Взяла картошку, хлеб, молоко



    Надел старую отцовскую куртку

    Взял ружье, манки, компас, топор








    6. Почему они чуть не погибли? Ведь они все делают, как родители?

    Дети поспорили между собой, по какой тропе идти.
    Настя МИТРАША


    Девочке обидно подчиниться младшему брату; рассердилась

    Проявил упрямство: идет по стрелке компаса, как отец учил






    7. К каким персонажам сказки можно отнести Настю и Митрашу, когда они разъединились, стали одинокими?

    8. Как природа предупреждает их об опасности?


    • Автор рассказывает о борьбе двух деревьев, как бы предупреждая, что в природе есть и добро, и зло.

    • Дважды пренебрег криком вороны

    • Лежачий камень – это тоже предупреждение

    • Серый помещик завыл (не хотел бы видеть на своей территории человека).

    • Травка завыла.

    9. Какой закон природы нарушила Настя. (Лишнего у природы не бери!)

    10. Когда она вспоминает о брате?

    11. Природа наказывает Митрашу: сбивает его с пути.

    В чем ошибка Митраши, какой жизненный опыт он нарушил? (Пошел по слабенькой, чуть заметной тропе.)

    12. Почему Митраша во время спасения притворяется? Дайте ему характеристику.

    Перед Митрашей вопрос жизни и смерти, поэтому мальчик притворяется добрым, хитрит, чтобы подозвать собаку. Митраша предугадывает цепочку событий, так как он разумный человек. Митраша идет по дороге добра?


    Вывод: У детей есть право выбора, потому что они люди: пойти вместе в согласии и ладу или порознь – по дороге зла.



    2 группа (Блудово болото)

    1. От каких слов произошло название болота?



    Блудить – заблудившись, блуждать.

    Блуждать – бродить в поисках дороги.

    2. Как вы понимаете название БЛУДОВО БОЛОТО? Какой смысл в это название вкладывает автор?

    3. Почему же туда ходят люди, если там можно заблудиться?

    4. Какая опасность подстерегает людей на болоте?

    Елань – топкое место в болоте, все равно, что прорубь на льду.

    5. Какое значение имеет Блудово болото в произведении? А как сам автор называет его?




    С одной стороны

    С другой стороны







    6. Нарисуйте план Блудова болота.



    7. Какие силы олицетворяет Блудово болото? Добро – зло?



    3 группа (Ель и сосна)

    1. Почему деревья оказались вместе?

    2. С какой целью писатель помещает их под Лежачий камень? Что символизирует Лежачий камень? (Движения вперед нет.)

    3. Зачем автор так подробно описывает жизнь ели и сосны? В чем заключается смысл их жизни?

    4. Какие глаголы использует автор, чтобы описать жизнь деревьев? («зарычали, завыли, застонали…») Какой прием использует М. Пришвин, изображая деревья?

    Олицетворение – изображение неодушевленных предметов в виде живых существ, способных, действовать, мыслить, чувствовать.

    6. В споре борются две силы. Какие силы представляют деревья?





    4 группа (Травка – Волк)

    Травка

    1. Кто такая Травка? Какая у нее другая кличка?

    Затравка – 1. (устар.) Запал, средство для воспламенения заряда. 2. (перен.) То, что кладет начало чему-нибудь, возбуждает интерес.

    2. Каким чувством обладает собака? В чем это выражается?


    3. Как Травка представляет людей, каково ее отношение к таким людям?

    4. Какой она почувствовала себя после смерти хозяина?

    5. На каких героев сказки стала походить собака?

    6. Почему Травка спасла Митрашу? Травка обладает сказочной силой любви. И, хотя она одинокая, вспоминая доброго Антипыча, спасает Митрашу, почувствовав в нем доброго человека. Обсуждаем рисунки.

    7. К каким силам добра или зла относится Травка?

    Волк

    1. Как автор называет Волка? (Серый помещик). Что обозначает его кличка?

    Помещик – землевладелец.

    Серый – 1.Цвета пепла, дыма. 2. перен. Посредственный, ничем не замечательный. 3. Малокультурный, необразованный (разг.).

    2. Для кого живет Волк?

    3. Почему Волк дикий и одинокий?

    4. Какова его участь? Почему?

    5. Какую силу олицетворяет Волк?




    Вывод по уроку.

    Итак, мы выяснили, что в этой сказке к злу можно отнести ссору, борьбу за существование за счет кого-то другого, злобное одиночество. А к добру – любовь.

    В природе все в равновесии: здесь есть и добрые и злые силы. А какую дорогу выберет человек – зависит от него. В начале сказки дети дружные, все их любят, но потом они ссорятся и попадают в беду. Своей сказочной силою любви их спасает Травка. Теперь мы можем сказать словами М. Пришвина и Антипыча: «Правда жизни в вековечной борьбе за любовь». Писатель учит нас проникнуться любовью ко всему живому.

    Сказка для М.Пришвина была не выдумка: он видел в человеческой жизни и в природе такое сказочно-прекрасное, что люди часто не замечают или не верят и презрительно говорят: «Сказка!» Писатель всеми силами души стремился найти добрую сказку в нашей настоящей, нелегкой жизни и показать ее нам.

    Итоговая схема


    Чему же нас учит сказка?



    • Не относиться к природе легкомысленно.

    • Понимать и любить природу.

    • Побеждать в себе упрямство.

    • Любить и уважать друг друга.



    Итоги урока. Оценки, выставленные экспертной группой, комментарий учителя.
    Д.З. Написать сочинение «Что я открыл(а) для себя в сказке «Кладовая солнца»?
    Индивидуальные задания по группам; получили за 2-3 недели до защиты (прописана технология того, что делают учащиеся).

    1группа (Настя и Митраша)

    1. Рассказать о детях (Кто они, где и как живут?) Как вы их себе представляете? (Нарисуйте).

    2. Почему сельчане любят и жалеют их?

    3. На кого похожи дети? (Докажите примерами)






















    Строптивый –

    Хорохорится –

    Сравнение –

    Эпитет -


    4. Дайте им характеристику (Какие они?)

    5. Как дети собираются на болото?














    6. Почему они чуть не погибли?















    7. К каким персонажам сказки можно отнести Настю и Митрашу, когда они разъединились?

    8. Как природа предупреждает их об опасности?



    • 1

    • 2

    • 3

    • 4

    • 5

    9. Какой закон природы нарушила Настя. (Лишнего у природы не бери.)

    10. Когда она вспоминает о брате?

    11.В чем ошибка Митраши? Какой жизненный опыт он нарушил?

    Почему Митраша во время спасения притворяется? Дайте ему характеристику.

    12. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.

    2 группа (Блудово болото)

    1.От каких слов произошло название болота?

    Блудить –

    Блуждать -

    2. Как вы понимаете название Блудова болота? Какой смысл в это название вкладывает автор?

    3. Почему же туда ходят люди, если там можно заблудиться?

    4. Какая опасность подстерегает людей на болоте?

    Слепая елань -

    5. Какое значение имеет Блудово болото в произведении? А как сам автор называет его?


    С одной стороны

    С другой стороны






    6. Нарисуйте план Блудова болота.

    7. Какие силы олицетворяет Блудово болото? Добро – зло?

    8. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.


    3 группа (Ель и сосна)

    1. Почему деревья оказались вместе?

    2. С какой целью писатель помещает их под лежачий камень? Что символизирует лежачий камень?

    3. Зачем автор так подробно описывает жизнь ели и сосны? В чем заключается смысл их жизни?

    4. Какой прием использует М. Пришвин, изображая деревья?

    Олицетворение -

    5. Какие глаголы использует автор, чтобы описать жизнь деревьев?

    6. Какие силы представляют деревья? Добро – зло? 7. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.


    4 группа (Травка)

    1. Кто такая Травка? Какая у нее другая кличка?

    Затравка –

    2. Каким чувством обладала собака? В чем это выражалось?











    3. Как Травка представляла людей, каково ее отношение к таким людям?

    4. Какой она почувствовала себя после смерти хозяина?

    5. На каких героев сказки стала походить собака?

    6. Почему Травка спасла Митрашу?

    7. К каким силам добра или зла относится Травка?

    6. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.


    (Волк)
    1. Как автор называет Волка? Что обозначает его кличка?

    Помещик –

    Серый –

    2. Для кого живет Волк?



    3. Почему Волк дикий и одинокий?

    4. Какова его участь? Почему?

    5. Какую силу олицетворяет Волк?

    6. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.





    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Добро и зло в сказке-были М

    Скачать 124.2 Kb.