• О СОСТОЯНИИ СВОБОДЫ СЛОВА И НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ В АРМЕНИИ Годовой доклад  Комитета по защите свободы слова за 2014
  • КРАТКОЕ ОБОБЩЕНИЕ
  • СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ
  • “ввиду отсутствия состава преступления”. И это происходит в случаях, когда факты насилия и воспрепятствования сняты и размещены в интернете и в многочисленных СМИ”.
  • НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ
  • Количественные данные нарушений прав журналистов и СМИ по полугодиям 2014
  • Виды нарушений Первое полугодие 2014 Второе полугодие 2014



  • страница1/4
    Дата01.03.2019
    Размер0.93 Mb.
    ТипДоклад

    Доклад  Комитета по защите свободы слова за 2014


      1   2   3   4

    КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ

    СВОБОДЫ СЛОВА



    О СОСТОЯНИИ СВОБОДЫ СЛОВА И НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ В АРМЕНИИ

    Годовой доклад Комитета по защите свободы слова за 2014

    Комитет по защите свободы слова (КЗСС) отслеживает события и проблемы, касающиеся деятельности армянских медиа и их сотрудников, и периодически публикует доклады о состоянии свободы слова и нарушениях прав журналистов и СМИ в Армении. В настоящем докладе отражены события и их оценки за 2014.

    КРАТКОЕ ОБОБЩЕНИЕ
    2014 год стал сложным периодом для армянских СМИ. Им приходилось сталкиваться с многочисленными попытками различных структур власти и их представителей ограничить свободу слова, оказать давление на медиа, воспрепятствовать работе журналистов.

    Так, 4 марта Национальное Собрание РА ввело в обращение законопроект о дополнениях в Гражданский кодекс РА, предусматривающий ответственность медиа за распространение публикаций и комментариев, взятых от “фейков” - анонимных или скрывающихся под псевдонимами пользователей социальных сетей. По сути, авторы документа решили регулировать интернет посредством ограничения свободы слова и оказания давления на СМИ. Это вызвало серьезные протесты со стороны журналистского сообщества страны, свою озабоченность выразили правозащитные организации и международные структуры. 14 марта 9 журналистских объединений, в том числе Комитет по защите свободы слова, выступили с заявлением, требующим вывести законопроект из обращения и выработать новые концептуальные подходы к сфере современных коммуникаций на основе европейских стандартов. Эта проблема была обсуждена на парламентских слушаниях 31 марта, после чего документ больше не рассматривался.

    Еще одним тревожным сигналом для СМИ стало размещенное 22 мая на сайте Прокуратуры РА сообщение, напоминающее медиа об уголовной ответственности за несанкционированную публикацию данных предварительного следствия. В этих случаях, как отмечалось в документе, будут осуществлены следственные и судебные действия для раскрытия источника информации. Многие СМИ и журналистские организации подчеркнули, что в подходах Прокуратуры РА к данной проблеме содержатся угрозы свободе слова и необоснованные ограничения деятельности медиа. Однако уже 26 июня появился первый судебный акт, обязавший ежедневную газету “Рапарак” и интернет-издание “iLur.am” раскрыть источник информации по поводу публикации на криминальную тему. При этом был проигнорирован ряд положений Закона РА “О массовой информации”. Оба СМИ обжаловали решение суда общей юрисдикции в вышестоящих инстанциях. Однако и апелляционный, и кассационный суды отклонили их жалобы.

    Вызывают озабоченность и случаи физического насилия против журналистов, а также отношение правоохранительных органов к этим фактам. Зафиксировано 9 таких случаев, и никто не привлечен к ответственности.

    В 2014 был инициирован ряд важных изменений и дополнений в законодательство, регулирующее деятельность СМИ. В частности, 21 июня Национальное Собрание РА приняло два взаимосвязанных законопроекта о внесении изменений в Законы РА “О телевидении и радио” и “О рекламе”, в результате чего частным телекомпаниям теперь разрешается рекламировать крепкие спиртные напитки с 22:30 до 6:00 часов. До этого реклама таких напитков (за исключением армянского коньяка) была полностью запрещена. А 17 декабря парламент принял два новых законопроекта, предусматривающих изменения и дополнения в упомянутые законы, и в соответствии с ними реклама на Общественном телевидении запрещена, за исключением специально оговоренных случаев.

    С точки зрения совершенствования правового поля деятельности СМИ важным процессом стало и то, что три журналистские организации - Комитет по защите свободы слова, Ереванский пресс-клуб и Центр медиа-инициатив - разработали и в ноябре представили в парламент законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон РА “О телевидении и радио”. Документ нацелен на то, чтобы при переходе на цифровое вещание в корне реформировать отношения в этой сфере, модернизировать их, способствовать развитию свободной и справедливой конкуренции, создать правовые основы для обеспечения плюрализма и многообразия телерадиопрограмм.

    Отслеживая ситуацию в области свободы слова и изучая условия деятельности СМИ и журналистов, КЗСС продолжал фиксировать случаи нарушений их прав. Общее число таких фактов, по сравнению с 2013, в 2014 снизилось: 77 и 65 соответственно. Однако и нынешние данные не могут не вызывать тревогу: в течение 2014 Комитетом по защите свободы слова зафиксировано 9 случаев физического насилия в отношении журналистов (на 1 меньше, чем в предыдущем году), 43 факта давления на СМИ и их сотрудников (на 14 меньше по сравнению с 2013), 13 нарушений права на получение и распространение информации (на 3 больше, чем в 2013).

    В 2014 различными судами принято в производство 22 новых иска, связанных с деятельностью СМИ. Из них 17 касаются оскорбления и клеветы, 3 - защиты авторских прав, 1 - раскрытия источника информации, 1 - иного конфликта.

    Подробности представлены в соответствующих разделах настоящего доклада.


    СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ
    В 2014 условия деятельности армянских медиа были весьма напряженными. Журналистам и СМИ приходилось противостоять многочисленным вызовам, попыткам ограничения их прав и свободы слова в целом. Причем, в основном, эти угрозы исходили от различных ветвей власти.

    В частности, введенный в обращение 4 марта законопроект о внесении изменений и дополнений в статью 1087.1 Гражданского кодекса РА, касающуюся ответственности за оскорбление и клевету, в журналистском сообществе расценили как явную атаку на СМИ, попытку “приструнить” их. Этот документ предполагал возложить ответственность на медиа, если они воспользуются материалами или комментариями фейковых аккаунтов, т. е. анонимных или скрывающихся под псевдонимами пользователей интернета. По замыслу авторов законопроекта, если в таких публикациях содержится оскорбление или клевета, то по требованию лица, посчитавшего себя оскорбленным или оклеветанным, редакция должна в течение 12 часов удалить материал со своего сайта или выявить и представить точные (а не анонимные) сведения об источнике. В противном случае само СМИ будет нести судебную ответственность. Примечательно, что законопроект подписали представители от всех фракций Национального Собрания - как правящих, так и оппозиционных.

    В принятом в связи с этим заявлении 9 журналистских организаций, в том числе КЗСС, отмечалось, что большая часть тех конфликтных ситуаций, регулированию которых призваны способствовать предлагаемые изменения, могут найти разрешение как в рамках действующего законодательства, судебных прецедентов, соответствующих комментариев Кассационного суда РА, так и посредством механизмов опротестования, существующих в социальных сетях. “В то же время эта законодательная инициатива несет в себе серьезные риски для свободы слова, реализации права граждан на получение и распространение информации, а также для защиты персональных данных”, - говорилось в заявлении. На законопроект о “фейках” отреагировала и международная организация “Репортеры без границ”, которая в своем заявлении подчеркнула, что “СМИ не могут нести ответственность за контент, не созданный ими, а анонимность - один из основополагающих принципов интернета как площадки для дискуссий и свободно распространяемой информации”.

    После состоявшихся 31 марта парламентских слушаний по этому вопросу стало известно, что дальнейшее рассмотрение законопроекта отложено на неопределенный срок.

    Еще более серьезным вызовом для СМИ и журналистского сообщества стало сообщение Прокуратуры РА, размещенное на ее сайте 22 мая. В документе содержалось напоминание об уголовной ответственности за несанкционированную публикацию данных предварительного следствия и предупреждение о том, что в случае нарушения этого требования виновные будут наказаны в установленном законом порядке.

    Однако сообщение Прокуратуры РА, по оценкам журналистских объединений страны, противоречило статьям 5 и 9 Закона РА “О массовой информации”. Так, Центр свободы информации расценил этот документ как крайне проблематичный и ставящий под угрозу надлежащее исполнение журналистами своих профессиональных обязанностей, а также, как следствие, право общества на получение информации.



    Вскоре подходы прокуратуры нашли практическое применение. 30 мая редакция газеты “Аравот” получила письмо от начальника Горисского отдела полиции с просьбой предоставить сведения об источнике информации, на основе которой была подготовлена публикация на криминальную тему в интернет-версии издания - “Aravot.am”. Издание отказалось раскрыть источник информации, ссылаясь на Закон РА “О массовой информации”. Но если эта история не получила продолжения, то уже 26 июня суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана удовлетворил ходатайство Особой следственной службы, обязав газету “Рапарак” и интернет-издание “iLur.am” раскрыть источник информации, по которой эти СМИ независимо друг от друга подготовили публикации об инциденте, произошедшем 7 мая в Гюмри между начальником городской полиции полковником Варданом Надаряном и братьями Артуром и Рафаэлом Алексанянами (оба они спортсмены, первый - известный борец). Кстати, сначала Особая следственная служба попыталась сама получить от СМИ интересующие ее сведения, но, получив отказ, обратилась в суд.

    Оба СМИ обжаловали решение суда общей юрисдикции в вышестоящую инстанцию, но Апелляционный уголовный суд РА отклонил их жалобы. Это решение вызвало новую волну критики со стороны журналистского сообщества. “Рапарак” и “iLur.am” обратились в Кассационный суд РА с требованием отменить решение нижестоящей инстанции, однако и эта жалоба была отклонена.

    Это был не единственный подобный случай скрытой цензуры: еще одно требование о раскрытии источника информации было предъявлено газете “Рапарак” со стороны Управления полиции города Еревана. В письме в редакцию было предложено в сжатые сроки представить полиции все имеющиеся материалы, касающиеся опубликованной в номере от 16 августа заметки. “Рапарак” отказалась раскрыть источник информации и свою позицию выразила в опубликованной 29 августа статье “Журналист - не агент полиции”.

    Комитет по защите свободы слова считает, что эти действия правоохранительных органов и судебных инстанций являются “классическим” примером скрытой цензуры, незаконного ограничения деятельности СМИ, оказания на них давления с применением правовых механизмов.

    Неблагоприятную политическую среду для работы СМИ и их сотрудников создавали также адресованные им необоснованные и неоправданно обобщенные обвинения со стороны депутатов парламента, министров, других известных лиц. Примечательно, что касающиеся медиа и журналистов выражения ненависти и оскорбительные суждения, как правило, озвучивались после критических публикаций или разоблачений, в которых фигурировали эти лица.

    Экономические условия деятельности СМИ, по оценке Комитета по защите свободы слова, также нельзя считать благоприятными. Финансовые трудности стали хронической болезнью для подавляющего большинства армянских медиа. Так, в начале года ряд общенациональных газет вынужден был поднять свои цены. Это стало следствием “цепной реакции”, вызванной подорожанием электроэнергии в июле 2013, после чего возросли цены на типографские услуги, что и повысило себестоимость печатных изданий. С 1 августа 2014 электроэнергия в стране вновь подорожала, а в конце года обесценился драм, что вызвало дополнительные трудности для периодических изданий. Следствием этого может стать дальнейшее снижение и без того низкого спроса на печатные медиа.

    С начала 2014 из-за финансовых проблем не выходила в свет газета “Азг”, а с 28 февраля это ежедневное издание стало выпускаться как еженедельник.

    С мая месяца Второй Армянский телеканал (“h2”) сократил охват своего вещания, исключив районы со сложным рельефом. Впрочем, как заверяют в телекомпании, после перехода на цифровое вещание (оно намечено на 1 июля 2015) эта проблема будет решена.

    С 1 июня в Армении перестала действовать существовавшая с советских времен проводная радиосеть, по которой тогда передавались программы государственного радио, а в постсоветский период, когда сформировалась Общественная телерадиокомпания, - общественного радио. Телевизионная и радиовещательная сеть Армении объяснила отключение проводного радиовещания финансовой нерентабельностью. Конечно, общественное радио будет продолжать эфирное вещание, но это СМИ потеряло более 2,5 тысяч абонентов проводной сети, а последние (в основном, люди пожилого возраста) лишились привычного источника информации.
    Что касается вопросов законодательного регулирования деятельности медиа, то в течение 2014 были примечательны следующие события. 21 июня Национальное Собрание приняло изменения и дополнения в законы РА “О телевидении и радио” и “О рекламе”, в результате чего частным телекомпаниям теперь уже разрешается рекламировать крепкие спиртные напитки с 22:30 до 6:00 часов. До этого реклама таких напитков (за исключением армянского коньяка) была полностью запрещена. А 17 декабря парламент страны принял новые законопроекты о внесении изменений и дополнений в те же законы, запретив рекламу на Общественном телевидении, за исключением специально оговоренных случаев.

    На совершенствование правового регулирования деятельности медиа нацелена также инициатива трех журналистских организаций - Комитета по защите свободы слова, Ереванского пресс-клуба и Центра медиа-инициатив, которые разработали и в ноябре представили в постоянную комиссию НС РА по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта пакет предложений по внесению изменений и дополнений в вещательное законодательство. Пакет включает законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон РА “О телевидении и радио” и его обоснование, а также два предложения о внесении поправок в законы РА “О лицензировании” и “О государственной пошлине”. Законопроект предусматривает при переходе на цифровое вещание в корне реформировать отношения в этой сфере, модернизировать их, способствовать развитию свободной и справедливой конкуренции, создать правовые основы для обеспечения плюрализма и многообразия телерадиопрограмм.

    Согласно действующему Закону РА “О телевидении и радио”, с 1 июля 2015, когда предусматривается полностью завершить переход на цифровое вещание, в каждой области страны должна действовать одна местная телекомпания, остальные подлежат закрытию. В связи с этим руководители 8 областных телекомпаний в декабре 2014 обратились к президенту РА, председателю Национального Собрания и премьер-министру с письмом, в котором содержалась просьба внимательно отнестись к законодательным предложениям журналистских организаций, содержащим конкретный вариант решения проблемы, который даст возможность областным телекомпаниям продолжить свою деятельность.


    В октябре-ноябре поводом для бурных обсуждений стали требования начальника управления по связям с общественностью и средствами информации НС РА Арсена Бабаяна, предъявляемые аккредитованным в парламенте журналистам. Эти требования исходили из подписанного в 2009 году председателем НС Порядка аккредитации журналистов, который явно не удовлетворял парламентских корреспондентов. Поэтому 8 декабря 2014 в НС РА состоялось обсуждение проекта нового Порядка аккредитации журналистов, в котором участвовали также представители медиа-сообщества. 19 декабря председатель НС подписал решение об утверждении этого документа, в котором, хотя и учтено большинство замечаний и предложений представителей СМИ и медиа-экспертов, все же некоторые положения вызывают сомнения в их справедливости.
    По сравнению 2013, в 2014 общее число нарушений прав журналистов и СМИ сократилось: 77 против 65 соответственно. Тем не менее прошедший год оказался весьма тревожным: зафиксировано 9 случаев физического насилия в отношении журналистов (причем в ходе этих инцидентов пострадали 12 сотрудников различных СМИ), 43 факта давления на медиа и их сотрудников, 13 нарушений права на получение и распространение информации.

    Комитет по защите свободы слова совместно с партнерскими журналистскими и правозащитными организациями неоднократно выступал с заявлениями, осуждающими насилие и различные методы давления на журналистов и СМИ, требуя возбудить уголовные дела и привлечь виновных к ответственности. Однако правоохранительные органы, как правило, не привлекали к ответственности лиц, воспрепятствовавших профессиональной деятельности журналистов или допустивших иные нарушения прав СМИ и их сотрудников. В одном из заявлений журналистских организаций, в частности, говорится: “По сути, формируется порочная традиция: после получения сообщения о воспрепятствовании деятельности журналиста либо о насилии в его отношении Прокуратура РА поручает ОСС заняться инцидентом, а последняя заминает дело со стандартной формулировкой - “ввиду отсутствия состава преступления”. И это происходит в случаях, когда факты насилия и воспрепятствования сняты и размещены в интернете и в многочисленных СМИ”. На нарушения прав журналистов неоднократно реагировала и Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович, которая призывала власти РА привлечь к ответственности лиц, напавших на журналистов, и положить конец атмосфере безнаказанности.


    По сравнению с 2013, в 2014, сократилось число судебных исков, связанных с деятельностью СМИ: 24 и 22 соответственно. Но если в 2013 все 24 конфликта касались оскорбления и клеветы в публикациях медиа, то в 2014 только 17 судебных дел связаны с этим. 3 иска касаются защиты авторских прав при использовании публикаций СМИ, что может создать судебные прецеденты решения таких конфликтов после внесенных в сентябре 2013 изменений и дополнений в Закон РА “Об авторском праве и смежных правах”. Одно судебное дело связано с требованием раскрыть источник информации, еще одно - касается иного конфликта.
    НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ
    Зафиксированные в течение 2014 года нарушения прав журналистов и СМИ представляем по следующей классификации КЗСС:

    ● физическое насилие над журналистами;

    ● давление на СМИ и их сотрудников;

    ● нарушения права на получение и распространение информации.


    Используемая Комитетом классификация видов нарушений прав журналистов и СМИ несколько условна. В частности, бывают инциденты, в которых, к примеру, препятствование получению и распространению информации сопровождается насилием над журналистом. Каждый из таких фактов отнесен к тому виду нарушений, которому, по мнению авторов доклада, он больше соответствует. Тем не менее, несмотря на эту условность, применяемая классификация позволяет более конкретно и наглядно представить общую картину нарушений прав журналистов и СМИ.

    В 2014 КЗСС, как уже отмечалось, зафиксировал 9 фактов физического насилия над журналистами, что на 1 меньше по сравнению с 2013. Число случаев разных форм давления на СМИ и их сотрудников составило 43 - на 14 меньше, чем в 2013. Что же касается нарушений права на получение и распространение информации, то за год КЗСС зафиксировал 13 фактов, что на 3 больше, чем в первом полугодии 2013.

    Таким образом, общее количество нарушений прав СМИ и журналистов в 2014 составило 65, что на 12 меньше по сравнению с 2013.
    Количественные данные нарушений прав журналистов и СМИ

    по полугодиям 2014


    Виды нарушений


    Первое полугодие

    2014

    Второе полугодие

    2014

    Всего

    за 2014


    Физическое насилие над журналистами


    5

    4

    9

    Давление на СМИ и их сотрудников


    29

    14

    43

    Нарушения права на получение и распространение информации

    10

    3

    13


      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Доклад  Комитета по защите свободы слова за 2014