• Тетюшский муниципальный район Республики Татарстан

  • Скачать 206.62 Kb.


    Дата24.08.2018
    Размер206.62 Kb.
    ТипДоклад

    Скачать 206.62 Kb.

    Доклад ибятова Мухарряма Мансуровича





    ДОКЛАД

    Ибятова Мухарряма Мансуровича

    Ф.И.О. главы администрации муниципального района

    Тетюшский муниципальный район Республики Татарстан

    наименование муниципального района

    о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Тетюшского муниципального района за 2009 год и их планируемых значениях

    на 3-летний период

    Подпись _______________


    Дата _____ _______2010 г.

    II. Пояснительная записка к докладу главы

    Тетюшского муниципального района Республики Татарстан

    о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления

    за 2009 год и их планируемых значениях на 3-летний период

    I. Экономическое развитие


    Дорожное хозяйство и транспорт

    Около 30% муниципальных дорог общего пользования местного значения не имеют твердого покрытия.

    Обслуживание дорог общего пользования местного значения в Тетюшском муниципальном районе осуществляется Тетюшским участком Апастовского филиала ОАО «ПРСО «Татавтодор».

    В районе 74 населенных пункта, из них 22 не имеют регулярного круглогодичного автобусного сообщения с административным центром: Большое Шемякино, Малое Шемякино, Богдашкино, Алекина Поляна, Федоровка, Малая Турма, Баймат, Лаптевка, Долгая Поляна, Красная Поляна, Кашка, Пищемары, Красный Восток, Кадышево, Васильевка, Ильинское, Зеленовка, Берлек, Колунец, Ильинское, Долгая Поляна, Монастырское.

    В 2009 г. средств бюджета муниципального образования на дорожное хозяйство не выделялось. Поскольку район дотационный, на планируемый период в местном бюджете не предусмотрены средства, направленные на капитальный и текущий ремонт дорог общего пользования местного значения.

    Развитие малого и среднего предпринимательства

    На 1 января 2010 г. в районе зарегистрировано 972 субъекта малого бизнеса. По основным видам экономической деятельности подразделяются: промышленность – 4 %, сельское хозяйство – 35 % строительство – 3%, транспорт и связь – 5%, торговля – 38%, прочие – 15%. В структуре субъектов малого предпринимательства по видам деятельности в дальнейшем значительных изменений не предполагается. Наиболее значимыми предприятиями малого бизнеса являются предприятия строительного комплекса ООО «Идельстрой» (объем работ – 37,5 млн. руб.), ООО «ПМК «Стройинвест» (объем работ - 32 млн. руб.), ООО «Надежда» (объем работ – 18,5 млн. руб.), ООО «Энергия» (13,4 млн. руб.), ООО «Тетюшская швейная фабрика» (13 млн.руб.), ООО «Газтехмонтаж» (7 млн. руб.).

    Малый бизнес за последнее десятилетие по количеству субъектов возрос в 3 раза, а удельный вес налогов и других платежей в общем объеме мобилизованных финансовых ресурсов увеличился более чем в 4 раза, в бюджет района - почти в 7 раз.

    По сравнению с началом года количество СМП увеличилось на 401 единицу. Рост произошел в результате реализации государственной программы самозанятости населения, проводимой органами власти в целях сокращения безработицы в условиях кризиса.

    Рост числа субъектов малого предпринимательства прогнозируется также за счет развития инфраструктуры вокруг строящегося Тетюшского комбината строительных материалов, расширения сферы услуг.

    Предприятия малого бизнеса участвовали в реализации социальных программ района. В 2009 г. заключено с субъектами малого предпринимательства района 6 контрактов на сумму более 4 млн. руб. или 8% от общей суммы муниципальных контрактов.

    Улучшение инвестиционной привлекательности


    Органами муниципальной власти заключаются договора на аренду муниципального имущества под различные виды деятельности; договора на аренду и куплю-продажу земельных участков: под сельскохозяйственную деятельность, под строительство магазинов, для производственных нужд. Предоставлялись земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. Средняя продолжительность периода с даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов по предоставлению земельных участков до даты получения решения на строительство составляет 24 дня.
    Сельское хозяйство
    Специализация сельскохозяйственного производства района – животноводство и растениеводство. Форма собственности сельскохозяйственных предприятий – частная (общества с ограниченной ответственностью, фермерские хозяйства), смешанная (закрытые акционерные общества). Рентабельность сельскохозяйственных предприятий – 13,3%.

    Экспликация земель сельскохозяйственного назначения

    сельхозформирований Тетюшского муниципального района


    Состав земель

    Занимаемая площадь, га

    % к общей площади

    Общая площадь

    100676

    100

    в т.ч.: - пашня

    83037

    82,5

    - сенокосы

    1868

    1,9

    - пастбища

    11713

    11,6

    - сады

    145

    0,1

    - древесно-кустарниковая растительность

    1346

    1,3

    - болота

    81

    0,1

    - вода

    234

    0,2

    - дороги, площади

    564

    0,6

    - застроенная территория

    967

    1,0

    - нарушенные земли

    16

    0,02

    - прочие земли

    705

    0,7

    II. Доходы населения
    В отчетном году реализовывались мероприятия по оптимизации учреждений бюджетной сферы, финансируемых из средств местного бюджета. В течение года заработная плата работникам муниципальных учреждений не повышалась. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций муниципального района составило 91,9%.
    III. Здоровье
    Оказание лечебно-профилактической помощи жителям района осуществляется Тетюшской центральной районной больницей, включающей в себя Б.Тарханскую участковую больницу, Б.Шемякинскую врачебную амбулаторию и 49 ФАПов в сельских населенных пунктах.

    Большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения. Произведен капитальный ремонт здания поликлиники, в отдельном здании размещена стоматологическая поликлиника, завершен капитальный ремонт здания стационара Тетюшской ЦРБ, планируется строительство хозяйственного блока. За годы реализации национального проекта «Здоровье» приобретено современного медицинского оборудования на сумму около 7 млн. руб., что позволило улучшить работу скорой помощи и лечебно-диагностической деятельности.

    Одним из направлений приоритетного национального проекта «Здоровье» является развитие профилактического направления медицинской помощи, пропаганды здорового образа жизни. В этих целях с 2006 г. проводится дополнительная диспансеризация граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях, сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта. В настоящее время перечень учреждений, работники, которых подлежали дополнительной диспансеризации, расширился. В него включены торговые предприятия, хлебоприемный пункт, лесхоз, типография, сотрудники местной газеты «Авангард» и ряд других.

    Диспансеризация позволила на ранних стадиях выявить, провести соответствующую диагностику и лечение социально-значимых заболеваний, являющихся основными причинами смертности и инвалидности трудоспособного населения, а именно: сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических, заболеваний опорно-двигательного аппарата и других.

    В рамках национального календаря прививок проводилась иммунизация населения против вирусного гепатита В, различных вирусов гриппа, что позволяет существенно повысить сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

    Особую озабоченность вызывает распространенность наркологических заболеваний. В районе проводятся профилактические мероприятия, направленные на воспитание здорового образа жизни. На предмет немедицинского употребления наркотиков проведен медицинский осмотр 1012 школьников старших классов и студентов средне-специальных заведений.

    Выездное флюорографическое обследование сельского населения, организованное в течение двух последних лет, позволило взять под контроль заболеваемость туберкулезом. В результате в 2009 г. по сравнению с 2008 г. в 4 раза снизилась заболеваемость туберкулезом.

    Сохраняется достаточно высокий показатель смерти лиц в возрасте до 65 лет, том числе на дому, где невозможно обеспечить квалифицированную медицинскую помощь в критических ситуациях.

    В целом по району программа государственного заказа оказания бесплатной медицинской помощи населению за 2009 год выполнена по стационару на 102 %, по амбулаторно-поликлиническим учреждениям на 103 %.

    Все учреждения здравоохранения района применяют в своей деятельности медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи.

    Перевод медицинских учреждений на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат прогнозируется в 2011 г.

    Все учреждения здравоохранения переведены преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования.

    Кадровый состав учреждений здравоохранения:

    врачей – 47 человек;

    средних медицинских работников – 243 чел., в том числе - 52 фельдшеров и акушерок ФАПов;

    младшего медицинского персонала - 97 человек;

    АУП - 87 человек.

    Показатель обеспеченности врачами на 10 тыс. населения значительно ниже республиканского в среднем на 40%. Недостаточная обеспеченность врачами связана с отсутствием притока специалистов, одной из причин которой является неполное удовлетворение социально-бытовых проблем и низкий уровень заработной платы «узких» специалистов.

    Среди врачебных кадров наибольшую обеспеченность на 10 тыс. населения составляют врачи общей практики, участковые педиатры (ВОП- 6,4 и педиатры- 10,3).

    Укомплектованность штатных должностей физическими лицами составляет 69%, следовательно, высокая доля совместителей особенно по «узким» специальностям: фтизиатр, офтальмолог, эндоскопист, дерматовенеролог, паталогоанатом, педиатр-неонатолог.

    IV. Дошкольное и дополнительное образование детей
    По состоянию на 01.01.2009 сеть дошкольных образовательных учреждений по Тетюшскому муниципальному району состоит из 21 единицы, из которых 19 - детские сады и 2 - начальные школы – детские сады (деятельность 1 начальной школы - детского сада приостановлена на 1 год, в связи с отсутствием детей). На 100 мест в ДОУ района приходится 86 детей (город – 99, село – 58). Из 21 дошкольного учреждения 13 (62%) учреждений расположены в типовых зданиях.

    Материальная база детских садов в последние годы улучшилась: многие детские сады переведены из старых зданий в здания школ. Переведен в здание общеобразовательные школы Киртелинский детский сад, планируется переход в школу Малошемякинского детского сада, а также открытие дошкольной группы в строящемся здании татарской средней общеобразовательной школы. Приобретается необходимое технологическое оборудование, детская мебель. Проблемным остается вопрос проведения капитального ремонта ДОУ (48% нуждается в капитальном ремонте).

    С целью дополнительного образования и творческого развития детей в городских детских садах и в одном сельском (Б.Тарханском) на бесплатной основе функционируют кружки художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направления, которые ведут сами воспитатели, педагоги-психологи, а также педагоги из центра дополнительного образования детей. Всего в 6 детсадах функционирует 18 кружков.

    В системе дополнительного образования детей осуществляют свою деятельность Центр дополнительного образования детей, Детская школа искусств, Детско-юношеская спортивная школа, РС ДЮШОР по стендовой стрельбе, филиалы республиканских учреждений - Шахматная школа, клуб «Медведь» по вольной борьбе, по тхэквандо. Охвачено в 2009 г. 2942 человека дополнительными образовательными услугами. В ЦДОд функционируют объединения различной направленности.

    Качественный состав детского движения. 2099 (74 %) школьников района являются членами «Союза наследников Татарстана». В 2 объединениях участвуют 30 детей, что составляет 1,4 %. Действует: «Детская районная дума» - 32 чел., 4 объединения – программа «Активист» - 60 чел., 2 объединения – «Клуб вожатского мастерства» - 27 чел.

    Обеспечивается доступность дошкольного образования. Сохранена сеть национальных дошкольных образовательных учреждений: 5 татарских детских садов (село), 2 татарские группы в двух русскоязычных детских садах (город), 3 чувашских детских сада (село). 34 % детей татарской национальности охвачены обучением и воспитанием на родном татарском языке, 56 % воспитанников изучают татарский язык в русскоязычных группах ДОУ.

    Услуги по дошкольному образованию оказывают учреждения муниципальной формы собственности.

    Уровень среднемесячной заработной платы работников детских дошкольных учреждений остается низким, в 2007 г. составлял 4456 руб., в 2008 г. - 5661 руб., что на 27% больше, чем 2007 году. В 2009 г. заработная плата работников ДОУ составила 6446,6 руб., повысилась по сравнению с 2008 г. на 13,9%.

    Расходы бюджета на дошкольное образование в 2008 г. составили 26248 тыс.руб., в 2009 г. - 28416 тыс.руб., что на 8% больше, чем в 2008 г. План на 2010 г. - 29887,4 тыс.руб., что на 5 % больше, чем в 2009г. Расходы на одного воспитанника составили в 2008 г. - 37179 руб., в 2009 г. - 41182 руб., на 2010 г. плановый показатель - 41395 руб.

    Бюджетные инвестиции на увеличение основных средств в 2009 г. составили 100,8 тыс. руб., на планируемый период инвестиции в бюджет не заложены.

    Доля расходов на оплату труда с начислениями от общего объема финансирования ДОУ составили в 2008 году - 71%; в 2009 году- 75%, в 2010 году план-71%.

    V. Образование (общее)


    В Тетюшском муниципальном районе функционируют 52 общеобразовательных учреждения, в которых обучается 2832 учащихся. Из них: начальных -21; основных –8; средних - 23 школы. В типовых зданиях расположена 31 школа, требуют капитального ремонта 9 школ. Средняя наполняемость классов по городу – 20,6 чел., по селу – 5 чел.

    В районе сохранена сеть национальных образовательных учреждений, которая включает 10 школ с татарским языком обучения, 4 школы со смешанным татарско-русским языком обучения, 8 школ с чувашским языком. В начальных классах 6 школ дети обучаются на чувашском языке, в старших классах язык ведется как предмет. В Киртелинской СОШ 34 ученика изучают мордовский язык как предмет.

    45 школ района обеспечено компьютерной техникой, на один компьютер приходится 11 учеников. На сегодняшний день к сети «Интернет» по технологии широкополосного доступа подключены 36 школ (все основные и средние школы). Износ компьютерного парка составляет 41 %.

    Улучшается оснащенность предметных кабинетов: химии – 37,2 %, физики – 32,1 %, информатики – 60,8 %, географии – 31,2 %, русского языка – 25,6 %.

    На начало года в районе осуществляют перевозки детей 8 автобусов, из них - 6 школьных, 2 – арендуемые в ООО «Тетюшское АТП», численность перевозимых учащихся – 133 чел.

    Для повышения эффективности функционирования образовательных учреждений и обеспечения их финансирования из федерального и республиканского бюджета с 1 января 2008 года осуществлен переход на нормативное финансирование общеобразовательных учреждений.

    В районе с 2006-2007 учебного года введено предпрофильное и профильное обучение на старшей ступени общего образования.

    В 2009-2010 учебном году предпрофильная подготовка организована в 14 школах (охват учащихся - 100 %), профильное обучение - в 14 школах (с охватом 50,8 %).

    В 2009-2010 учебном году открыты классы с профилями обучения:

    - социально – гуманитарный – 3 класса (26 чел.);

    - естественно - математический – 4 класса (81 чел.);

    - информационно – технологический – 1 класс (16 чел.);

    - аграрно - технологический – 3 класса (17 чел.);

    - филологический (чувашский, татарский) – 2 класса (14 чел.);

    - оборонно-спортивный – 3 класса (47 чел.);

    - химико-биологический – 1 класс (15 чел.).



    В целях обеспечения объективности итоговой аттестации в районе созданы условия для проведения новых форм итоговой аттестации для выпускников основной школы и ЕГЭ (ЕРЭ) для выпускников средней школы. За последние три года отмечается следующая динамика качества обучения учащихся:


    Результаты ЕГЭ выпускников школ Тетюшского муниципального района

    Наименование общеобразовательных предметов

    2007 г.

    2008 г.

    2009 г.

    район

    РТ

    район

    РТ

    район

    РТ

    РФ

    Русский язык

    50,9

    49,2

    52,4

    53,5

    54,6

    54,5

    57,2

    Математика

    49,4

    50,8

    34,9

    36,7

    40,9

    41,9

    44,1

    Обществознание

    48,3

    47,5

    58,6

    57

    56,8

    54,2

    56,7

    Физика

    49,2

    49,8

    46,8

    53

    44,3

    47,7

    48,9

    История

    49,3

    46,3

    56,8

    51,5

    50,6

    46,2

    48

    Биология

    42,5

    46,9

    53,9

    55,4

    51,4

    51,2

    52,3

    Химия

    57,3

    42,4

    62,4

    53,7

    47,2

    51,2

    54,3

    Английский язык

     

     

     

     

    57

    54,1

    54,4

    Литература

     

     

     

     

    67,8

    47,8

    54,2

    Информатика и ИКТ

     

     

     

     

    70,5

    55,8

    56,2

    География

     

     

     

     

    69,3

    48,5

    49,6

    В учреждениях общего образования Тетюшского муниципального района РТ работает 562 педагога.

    Из общего количества педагогических работников 85%, т.е. 481 человек имеют высшее образование, 5% педагогов (31 человек) обучается заочно.

    Количество педагогических работников-женщин – 440 человек, что составляет 78%.

    Возрастной состав педагогических кадров:

    до 30-ти лет – 98 человек (17 %);

    от 30 до 40 лет – 172 человека (31%);

    от 40 до 50 лет – 178 человек (32%);

    от 40 до 60 лет – 101 человек (18%);

    свыше 60 лет – 13 человек (2%).

    VI. Физическая культура и спорт
    В Тетюшском муниципальном районе насчитывается 62 штатных физкультурных работника, 61 единица спортивных сооружений, из них 21 плоскостное сооружение, 28 спортивных залов, 4 стенда и 8 нестандартных спортивных сооружения.

    В 2009 г. к систематическим занятиям в секциях по 17-ти видам спорта привлечено 3226 рабочих и служащих (2008 год – 4203 чел.)

    Самыми популярными видами спорта среди рабочих и служащих являются: футбол, настольный теннис, лыжные гонки, волейбол, легкая атлетика, национальная борьба, футзал, армспорт, шашки, шахматы, хоккей.

    В 2009 г. среди предприятий, организаций и учреждений Тетюшского муниципального района отделом по делам молодежи, спорту и туризму Исполкома была проведены Спартакиады среди работников Тетюшского муниципального района по следующим видам спорта: лыжным гонкам, настольному теннису, армспорту, шахматам, легкоатлетическому кроссу, а также семейный спортивный конкурс. Приняло участие более 3000 человек. Команды и спортсмены района принимают участие в республиканских и всероссийских соревнованиях по этим видам спорта.

    В г. Тетюши имеется Детско-юношеская спортивная школа, в которой в настоящее время занимается более 800 человек.

    В южном и северном микрорайонах г. Тетюши установлены 2 хоккейные коробки, также хоккейная коробка установлена в н.п. Б. Тарханы.

    Сокращение в 2009 г. штатных единиц тренеров по месту жительства, введенных Министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ в 2008 г., с четырех до 1,5 ставок привело к снижению числа занимающихся спортом.

    VII. Жилищно-коммунальное хозяйство


    Жилищно-коммунальные услуги в районе представляют МУ «Управляющая компания Тетюшского района и г. Тетюши», Тетюшское ОГУ Буинского отделения предприятия "Энергосбыт", Тетюшский РЭГС ЭПУ «Буинскгаз» ООО «Таттрансгаз», ООО «Тетюши Жилсервис», ОАО «Тетюши-Водоканал», ОАО «Тетюшское предприятие тепловых сетей». Форма собственности предприятий – частная и смешанная.

    Управление многоквартирными домами осуществляется:

    - непосредственно собственниками помещений – 38,1%,

    - товариществами собственников жилья – 11,5%,

    - муниципальным учреждением – 0,4%,

    - управляющей компанией ООО «Тетюши Жилсервис» - 50%.

    Полностью по приборам учета учитывается отпуск электроэнергии. В 2009 г. отпущено по счетчикам: 41% сетевого газа, 70,5 % водоснабжения, 5% тепла. К 2011 г. планируется довести до 100% отпуск коммунальных ресурсов по приборам учета газа, воды и тепла.

    Тарифы по водоснабжению и водоотведению для промышленных потребителей выше тарифов для населения, их соотношение в 2009 г. составило соответственно 126% и 124%. В 2011-2012гг. это соотношение будет составлять также 100%.

    Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в 2009 г. составил 98,2%, прогноз на 2010 г. – 98,4%.
    VIII. Доступность и качество жилья
    Жилищная политика в 2009 г. строилась на основе реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». На 1 жителя в районе приходится 25,94 кв.м общей площади жилья. Всего за 2009 г. введено 8839 кв. м жилых помещений, или 0,35 кв.м на 1 жителя.

    По Программе строительства жилья для молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, за три прошедших года справили новоселье 140 семей, в 2009 г. еще 91 семья улучшила свои жилищные условия. По Программе социальной ипотеки сдан 45-квартирный жилой дом. Решен жилищный вопрос для участников Вов, вставших на учет до 1 марта 2005 г.

    В 2011 г. будет разработан и утвержден генеральный план муниципального образования «г. Тетюши». В 2008 г. внесены изменения в комплексную программу развития коммунальной инфраструктуры. В 2010 г. также будут внесены изменения в комплексную программу развития коммунальной инфраструктуры.
    IX. Организация муниципального управления
    Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, в том числе информационной открытостью муниципального управления, достигает соответственно 56,7 % и 100 %. Информация, размещаемая на официальном сайте муниципального образования, поддерживается в актуальном состоянии, постоянно производится наполнение его новой информацией о принятых муниципальных нормативных и правовых актах и пр.

    Создание автономных муниципальных учреждений на ближайший период не запланировано.

    Доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями) в общем объеме доходов бюджета составляет 5,4 %, в 2012 г. планируется увеличить долю собственных доходов до 7,2 %.

    В 2009 г. продолжалась реализация государственной политики в области культуры, осуществляемая сетью учреждений, в которую входят 88 объектов. Сеть в 2007 г. сокращена, обслуживание населения в тех населенных пунктах, где закрыты клубы и библиотеки, возложена на близлежащие учреждения культуры. Укрепляется материально-техническая база учреждений, проводится их ремонт, приобретаются музыкальные инструменты, оборудование, инвентарь, книги, сценические костюмы. Проведены культурно-досуговые мероприятия: творческие отчеты организаций и предприятий города, участие в республиканских конкурсах «Созвездие», «Ватан», «Русская песня», фестивалях национальной культуры «Каравон», «Уяв», «Балтай», «Науруз гузеле»; районном празднике «Сабантуй» и др. Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания) согласно социологического опроса составляет 30 %.

    В районе нет организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства.

    В районе трехлетнее бюджетное планирование не осуществляется.

    Расходы местного бюджета на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, на покрытие убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги, не предусмотрены.

    Расходы местного бюджета на оплату труда работников учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта производятся в соответствии с утвержденной бюджетной росписью.

    Общий объем расходов бюджета муниципального образования в сфере организации муниципального управления в 2009 г. составил 15797 тыс.руб., в том числе на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования -590 руб.

    Ввиду высокого уровня дотационности местного бюджета средства на развитие малого предпринимательства не предусмотрены.


    Х. Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,

    благоустройства и озеленения территории, освещения улиц


    Собранные вторичные материальные ресурсы в районе не перерабатываются. Территория фактически оснащена на 40% контейнерами и бункерами и на 80% спецтехникой к нормативно-расчетному количеству. Комплексно благоустроенных дворов не имеется. Обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования, за исключением государственного лесного фонда, составляет 65%. Обеспеченность улиц, проездов, набережных сетями освещения составляет 90%, в 2012 г. улицы, проезды и набережные будут освещены полностью.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Доклад ибятова Мухарряма Мансуровича

    Скачать 206.62 Kb.