• 1. Культурологические проблемы современного образования
  • Комплекс систематических знаний и представлений, умений и навыков традиций и ценностных ориентаций может быть назван системой культурной компетентности личности.
  • Проблема образования не в методе обучения, а в той культурной типологии, которую оно должно воспроизводить.
  • 2. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации личности.
  • 3. Место культурного наследия в духовном воспитании личности. «Духовно-культурное наследие – основа воспитания личности».

  • Скачать 123.38 Kb.


    Дата25.05.2017
    Размер123.38 Kb.
    ТипДоклад

    Скачать 123.38 Kb.

    Доклад на шмо классных руководителей мбоу авдеевской сош классного руководителя 7 класса Курносовой Т. А. 2013-2014 учебный год План



    Доклад

    на ШМО классных руководителей МБОУ Авдеевской СОШ классного руководителя 7 класса

    Курносовой Т.А.

    2013-2014 учебный год

    План.


    1. Культурологические проблемы современного образования

    2. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации личности.

    3. Место культурного наследия в духовном воспитании личности.

    1. Культурологические проблемы современного образования

    Образование  прежде  всего  воспроизводит существующий общественный  порядок, подготавливая  социализированных,  компетентных  и  по возможности лояльных участников коллективной жизни, соблюдающих нормы, правила и законы, принятые  в  данной  стране. Оно  не  может  быть  полностью  изолированным  от решения  задач  социального  воспитания  личности,  более  или  менее  адаптированной  к действующим нормам общественного порядка. Общее образование преследует цели преимущественно инкультурации личности обучаемого, и потому в нем так тесно переплетены задачи обучения и воспитания. Значимое место в программах общего  образования  занимает  освоение  учащимися  основ  общенаучных  знаний  об  окружающем мире (математика,  физика,  химия,  биология,  география,  социология  и  др.),  а  также  основных средств  общесоциальной  коммуникации (родного  и иностранного  языков,  основ информатики и пр.), норм и правил осуществления этой  коммуникации. В принципе инкультурация индивида в процессе воспитания и общего обучения формирует его в качестве «продукта» культуры данного сообщества, закладывает в его сознание, память оценочные и поведенческие стереотипы и навыки, культурные  образцы  в  уже  готовом  к «употреблению»  виде,  а  также  воспитывает  в  нем «потребителя» культуры, обученного получать, использовать и интерпретировать эти культурные образцы в русле норм, правил, традиций культуры сообщества, т. е., по существу, формирует личность, социально адекватную актуальным потребностям этого сообщества.

    В числе основных задач, решаемых общим образованием, можно перечислить:

    — просвещение учащихся, усвоение ими наиболее общих научных знаний о природе, человеке, обществе,  основных  языках  и  кодах  социальной  коммуникации,  обобщенного  исторического социального опыта людей;

    — формирование мировоззренческих  установок  учащихся, их взглядов на  сущность природы, человека и общества, а также на системный характер их взаимодействия;

    — социализация  учащихся, ознакомление  их  с  основными  принципами  осуществления социального  взаимодействия,  разделения  общественного  труда,  социально-функциональными ролями человека и способами его вхождения в общественную практику;

    — инкультурация  учащихся, введение  их  в  систему  основных  ценностно-смысловых  и нормативно-регулятивных установок культуры, критериев оценок и принципов отбора социально приемлемых форм и способов осуществления деятельности, принятых в обществе проживания;

    — развитие креативных способностей  учащихся, их умений решать нестандартные  задачи и приращивать новые знания в дополнение к уже имеющимся.

    Если суммировать все сказанное с точки зрения самого социокультурного знания, то эти задачи могут быть определены, как изучение:

    —  исторических  и  современных  форм  социальной  организации,  регуляции  и  коллективной самоидентификации людей в любых срезах их совместной жизнедеятельности (специализированной и обыденной практики);

    — исторических и современных форм и средств социальной коммуникации (как общего, так и специального  профиля),  а  также  средств  накопления,  аккумуляции  и  трансляции  социального опыта;

    — основных  способов  познания  реальной  или  воображаемой  действительности  и  опыт интерпретации этого знания;

    —  основных  ценностно-смысловых  значений,  оценочных  критериев  и  иерархий,  принципо нормирования технологий и продуктов (результатов) любой человеческой деятельности;

    — вопросов  социокультурного  становления,  самоидентификации,  интеллектуальной   деятельностной  самоорганизации  человеческой  личности,  проблем  творчества,  культурно-инноватики и т. п., а также некоторые иные задачи.



    Комплекс систематических знаний и представлений, умений и навыков традиций и ценностных ориентаций может быть назван системой культурной компетентности личности.

    В этом сложном феномене можно выделить по крайней мере четыре структурные составляющие:

    —  во-первых,  компетентность  по  отношению  к основным  социальным  институтам,  экономическим,  политическим,  правовым конфессиональным  структурам,  учреждениям,  установлениям  и  иерархиям.

    —  во-вторых,  компетентность  по  отношению  к национальным и сословным традициям, господствующей морали, ценностям, нравственности, мировоззрению, и оценочным критериям нормам этикета, обычаям, обрядам,

    —  в-третьих,  компетентность  по  отношению  к  кратковременным,  но  остроактуальны образцам социальной престижности — моде, имиджу, стилю, символам, регалиям, социальны статусам,  интеллектуальным  и  эстетическим  течениям  и  пр..

    Культурология  наиболее естественным образом тяготеет именно к системе образования. В каком-то смысле культурологию даже  можно  рассматривать  как  науку,  дополняющую  педагогику:  педагогика  разрабатывает методы  трансляции учащимся  фундаментальных  знаний  и  актуальных  образцов культурной компетентности, а  культурология  призвана  формировать  наиболее  общую структуру  и содержание той культурной компетентности, которая транслируется средствами педагогики. К сожалению,  до  подобной  образовательной  идилии  еще  далеко;  но  культурология  в  целом развивается  и  в  этом направлении. А  это  вселяет  надежду,  что профессиональная рефлексия на феномен  культурной  компетентности  и  социальной  адекватности  современной  личности  может быть востребована обществом.



    Содержание  образования  и  черты  выстраиваемой  культурной компетентности  человека  должны  соответствовать  социокультурному  типу  данного  общества  и воспроизводить личность, более или менее модальную для этого типа.

    Проблема  образования  не  в методе обучения, а в той культурной типологии, которую оно должно воспроизводить.

    Перед отечественным образованием встает очень сложная задача определения того,  какой  социокультурный  тип  общества  с  соответствующими параметрами  социальной  солидарности  и  личностной  идентичности  наше  образование  должно обеспечивать.



    Проблема понижения культурной конфронтации и напряженности в развитых обществах,  становящихся все более многонациональными,  судя по всему, начинает сдвигаться с «мертвой точки».

    Другим  важнейшим  условием  является  понижение  социальной  значимости  традиционных статусных  маркеров  личности,  таких,  как  сословное  происхождение,  национальность,  раса, вероисповедание. 



    Культуролог — специалист по грамотному, научно обоснованному выявлению и интерпретации национально-культурных особенностей нашего исторического и современного бытия; создателя и воспитателя новой,  соответствующей историческим реалиям  культурной  компетентности наших сограждан,  в  которой  по  возможности  должна  сочетаться  органичная  толерантность  к  иным культурам  с  чувством  национального  культурного  достоинства,  но  только  с  акцентом  не  на конфронтацию, а на консолидацию со всем человечеством.

    Разумеется,  социокультурная идентичность  личности и  ее  культурная  адекватность  обществу формируются не  только средствами образования, но и средствами воспитания, всем комплексом культурных  традиций,  социальными  и  политико-экономическими  условиями  жизни, многообразием  социальных  коммуникаций  с  семьей,  родственниками,  друзьями,  коллегами, соседями и т. п.

    Одним из наиболее наглядных проявлений последней  тенденции  стала молодежная массовая культура, которая  за  последние  три  десятилетия  фактически  превратилась  в  образец «мультикультурности», гетерогенности  как  принципа  развития,  не  стесненной  видимыми рамками  национальных  традиций  и  ограничений по  возможностям  синтезации и  использования различных культурных форм, языков и стилей.

    Интеллигенция сохранит  культурный  уровень,  отражающий  пиковые  достижения  общества  в  прошлом,  и  будет беречь  его «до  лучших  времен». Во-вторых,  параметры  исторически  и  социально  доступной  для данного  времени  культурной  компетентности  должны  отслеживаться,  систематизироваться, рефлексироваться  и,  наконец,  публично  формулироваться  усилиями  специалистов, профессионально  изучающих  социальные  процессы  в  стране  и  стимулирующих  скорейшее созревание и внедрение необходимых ценностных ориентиров в массовое  сознание,  трансляцию их подрастающим поколениям посредством воспитания и образования.

    Собственно это и есть основная задача специалистов-культурологов, которых следует готовить не  только  для  охраны  художественных  ценностей,  но  и  для  изучения  проблем  культурной компетентности  людей  разных  национальностей  и  социального  положения,  живущих  в  одной стране,  по  единым  законам  и —  желательно —  в  единой  культурно-ценностной  системе.


    2. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации личности.

    Системный подход к решению психолого-педагогической организации досуга людей предлагает целостное рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека, их соотношения в занятиях по свободному выбору. Нужно учесть особое значение эмоциональной сферы во всех мероприятиях. Ведь эмоциональность окрашивает в соответствующие тона все досуговые занятия и все формы общения.

    Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением «досуговых» занятий дать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать позволяют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на развлечение с пассивного отдыха на активный. И, наоборот, необходимо опираться на типичные для культурно-досугового учреждения «схемы переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, это имеет психофизиологическую ценность для разных людей.

    В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства, вся работа современных культурно-досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации, но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей. Этот процесс называет социализацией.

    Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с младенчества и вплоть до глубокой старости.

    Социализация личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и более или менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и уникальность каждой отдельной личности.

    На различных этапах жизни человека социализация имеет свои существенные особенности. В этой связи процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.

    3. Место культурного наследия в духовном воспитании личности.

    «Духовно-культурное наследие – основа воспитания личности».

    Об интересе общества к проблемам духовно-нравственного образования, о чем просто сказал великий Пушкин: "Знать Россию – это знать ее тело, ее душу и ее дух. Знать ее историю, географию, статистику, ее словесность и искусство, ее веру".

    Первое что очень остро стоит сегодня – вопрос о важности признания Министерством науки и образования  преподавания духовной культуры и этики во всех школах страны, включив этот предмет в федеральный стандарт.

    Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии XV  Рождественских образовательных чтений в 2007 году сказал: " …мы выступаем за то, чтобы дети, крещеные в Православной Церкви, а их во многих регионах более 90%, могли знать основы своей религии, к которой они принадлежат после крещения,  и преподавать это могут  воцерковленные школьные учителя.



    Ведение этого предмета в школьную программу не может быть нарушением принципа светскости, зафиксированного в Конституции, более того, это является самым действенным средством против ослепляющих ум националистических и экстремистских предрассудков, черпающих для себя пищу в религиозном невежестве общества".

    Демократические основы устроения жизни народа и государства требуют уважения  общечеловеческих прав не только тех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства, к каковым, по данным социологических исследований относятся в России православные.

    Россиянин не имеет по-прежнему глубоких позиций об истинах отеческой веры.

    - А для чего нужно учить?

    "Учить не затем, чтобы только знали, но не иначе для того, чтобы и жили сообразно с учением". Отсюда главная задача образования – научить каждого человека следовать указаниям совести, а, значит, в обществе будут укрепляться духовно-нравственные нормы.

    В образовательной практике подавляющего большинства стран Европы наблюдается широкое участие священнослужителей в преподавании основ религии в школах, и там не стоит вопрос о том, чтобы дети знали свою религию.



    "Ребенок должен признавать другую религию, это уважение в нем и будет воспитано Православием, но сам должен быть православным" - говорит президент академии образования Н.Д. Никандров. В ст.28 Конституции гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Почти в таких же выражениях сказано в Законе 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях".

    Сегодня также волнует всех присутствие духовно-нравственного компонента во всех образовательных стандартах, во всех учебных дисциплинах.

    Формируя сегодня главную цель отечественной педагогики, следует сказать, что школа призвана в первую очередь, воспитывать так ребенка, что он является гражданином Великой России, учить не просто любить Родину, а должен школьник  знать подвиги ее сыновей и дочерей во всех времена, кто их конкретно совершал.

    По данным социологических исследований 44% россиян сегодня не знают, с чем связан 1937 год, 22% оценивают Великую Отечественную войну только как исторический факт.

    Как важно воспитать в детях уважение к прошлому и настоящему, что благотворно скажется на  развития их духовности.

    Следует признать социально опасным, волнующим интеллигенцию утверждение, что средняя школа должна соответствовать нуждам рыночной экономики. Образование не может и не должно являться придатком экономики, главной целью обучения должен быть нравственный и интеллектуальный рост учеников.

    Нам нужны, бесспорно, физики и экономисты, бизнесмены и менеджеры, но мы не должны забывать, что Россия всегда славилась Пушкиным и Достоевским, преподобным Андреем Рублевым и Васнецовым, Чайковским и Глинкой, и ее создали люди сильным духом – святой Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Серафим Саровский, праведный воин Федор Ушаков и другие, чьи имена знает весь мир.

    Воспитание личности на основе отечественного духовно-культурного наследия немыслимо без восстановления ясного, вдумчивого, любящего взгляда на Российскую историю "История есть в некотором смысле священная книга народов" - писал Н.М.Карамзин.

    Сколько сделал М.В.Ломоносов, чтобы прославить отечественную науку, и при этом был глубоко верующим человеком. Они писал, что "наука и религия суть две сестры, и одна без другой существовать не могут".

    Исходя из вышеизложенного, хочу сказать о большом значении для воспитания ребенка учителя. С поступлением в школу у него меняются авторитеты. Место родителей в значительной степени занимают учителя. Учитель вызывает доверие, "А мне так учительница сказала", -  чаще и чаще мы слышим.

    Педагог дает знания об окружающем мире, становится нравственным авторитетом, так давайте не будем забывать об этом.

    Школьник как губка, он впитывает все, что ему преподносится, давайте же будем сами нравственными, будем духовно совершенствоваться, не дадим примеров безнравственности. Духовно-нравственный потенциал российского учителя еще достаточно высок, (я думаю, что ряд классных руководителей смогут подтвердить при проведении классных часов, куда мы всех приглашаем), вот поэтому так бояться введения ОПК.

    Самая главная проблема, которая является угрозой для будущего нашей страны – кризис российской семьи. И причина не столько в материальном положении, сколько в духовной сфере, в их сознании. Семейный очаг в древности был символом святости семьи: его огонь возжигался от огня святилища. Хранение его было священным служением женщины; погашенный огонь был знаком величайшей беды. Так понимали люди связь каждой семьи с жизнью общества и всего мироздания. Современная  семья воспитывает людей в большинстве своем не способных к подвигу семейной жизни, не имеющих активной гражданской позиции.

    Велика в этом вопросе миссия школы, школа должна целенаправленно работать по освоению духовно-культурного наследия как с ребенком, так и воздействовать на его семью: через родительские лектории, общешкольные и классные родительские собрания. А какой удивительный и богатый материал можно черпать на примере жизни Дома Романовых. Сегодня уже никто не посмеет усомниться в значимости высочайших достоинств человеческого духа, навеки связанных с правлением императорской династии.



    Эта задача представляется чрезвычайно важной, потому что ее решение  будет в итоге означать, что многострадальный народ, прошедший ад ХХ века, а в последние годы измотанный политическими и экономическими экспериментами, вновь обрел уважением к своим историческим корням и понял, что духовно-нравственное наследие – основа воспитания личности, без которой  немыслимо будущее страны.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Доклад на шмо классных руководителей мбоу авдеевской сош классного руководителя 7 класса Курносовой Т. А. 2013-2014 учебный год План

    Скачать 123.38 Kb.