страница1/10
Дата26.09.2017
Размер1.98 Mb.
ТипДоклад

Доклад о положении с правами человека в Астраханской области в 2016 году


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ

ЧЕЛОВЕКА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД

о положении с правами человека

в Астраханской области в 2016 году

Астрахань

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ


РАЗДЕЛ I. ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ




Стр.

4–88

ВВЕДЕНИЕ


4-5

  1. СИТУАЦИЯ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА

В ЗЕРКАЛЕ СТАТИСТИКИ И АНАЛИЗА ТЕМАТИКИ ОБРАЩЕНИЙ



6-12

  1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАБОТЫ АСТРАХАНЦЕВ





13-65

  1. ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ




13-20


  1. ПРАВА ГРАЖДАН ВСФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ





21-31

  1. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ



32-40

    1. Оказание медицинской помощи больным с острой и хронической почечной недостаточностью


32-35.

    1. Лекарственное обеспечение граждан, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями


35-37

    1. Содействие в оказании лечения и получении лекарственных средств

37-39

    1. Деятельность поликлинических отделений учреждений здравоохранения




39-40.

  1. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




41-55.

    1. Проблемные вопросы установления инвалидности

41

    1. Качество услуг в учреждениях социального обслуживания

42-45.

    1. Пенсионное обеспечение жителей Астраханской области

45-49.

    1. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

49-51

    1. «Доступная среда» для инвалидов

51-53

    1. Реабилитация и ресоциализация наркозависимых




54-55

  1. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ




Стр.

56-65

  1. ЛИЧНЫЕ (ГРАЖДАНСКИЕ) И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА: ОБЗОР СИТУАЦИИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ





66-88

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ВЫБОРА – ГАРАНТИЯ ЖИТЬ В ПРАВОВОМ ОБЩЕСТВЕ




66-67

  1. ПРАВО НА ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ




68-69

  1. ЗЛОБОБНЕВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВА НА ЖИЗНЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ




69-72

    1. Ситуация на дорогах региона

69-71

    1. «Кто ответит за мусор»?




71-72

  1. ЛИЧНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР




72-75

  1. НАРУШИТЕЛИ ПРАВ – «ПРЕСТУПНИКИ» ИЛИ «ЖЕРТВЫ»




76-81

  1. ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО РОССИИ ЛИЦ, РАНЕЕ ПРОЖИВАВШИХ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ




82

  1. РАСПОРЯЖЕНИЕ СВОБОДНЫМ ВРЕМЕНЕМ – ПРАВО АКТУАЛЬНОЕ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ




83-84

  1. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ




84-88

РАЗДЕЛ II. ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ




89-119

ВВЕДЕНИЕ


89-90

  1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН




90-92

  1. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА В ОСНОВНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ




92-115

    1. Об обеспечении прав детей на жизнь и безопасность




92-97

    1. О реализации права детей жить и воспитываться в семье




97-103

    1. О реализации прав детей на жилище




103-106

    1. О реализации социальных прав детей при отсутствии регистрации по месту жительства




107-108

    1. О реализации прав несовершеннолетних при возникновении споров между родственниками




108-110

    1. О реализации прав детей на образование




110-112

    1. О реализации права детей на охрану здоровья и медицинскую помощь




112-113

    1. О реализации права на отдых и оздоровление




113-115

  1. ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИПЕ




115-117

  1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНТСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ




117-119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


120



РАЗДЕЛ I

ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ

ЧЕЛОВЕКА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона Астраханской области от 6 ноября 2015 г. № 74/2015-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности Уполномоченного по правам человека в Астраханской области, а также об отдельных вопросах правового регулирования его назначения на должность и освобождения от должности» представляю доклад о положении с правами человека на территории региона в 2016 году.

Доклад, как и в прежние годы, основан на материалах рассмотрения обращений граждан, поступавших в адрес аппарата Уполномоченного по правам человека в Астраханской области. Его содержание базируется также на анализе правоприменительной практики. При его подготовке использованы официальные данные, полученные от государственных и муниципальных органов, учреждений и организаций, сообщения средств массовой информации, сведения, предоставленные общественными организациями, гражданскими активистами и просто неравнодушными людьми.



Доклад Уполномоченного по правам человека призван сделать достоянием широкой общественности и органов власти всех уровней выявленные факты нарушений прав и свобод человека и гражданина. Он, как и ранее, является способом привлечь их внимание к наиболее актуальным проблемам в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В 2016 году произошли значимые события как в масштабах страны, так и в пределах области, последствия которых будут носить долговременный характер. Соответственно, потенциально велико их влияние на характер и конкретное приложение сил в работе Уполномоченного по правам человека и его аппарата на предстоящую перспективу.

Прежде всего, конечно, следует отметить прошедший очередной избирательный цикл, в ходе которого состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов областной Думы.

Главной особенностью выборов в Госдуму России VII созыва стало возвращение «смешанного» типа ее формирования, что предполагает наличие в ней депутатов, избранных, как по пропорциональной (партийной) системе, так и по мажоритарным округам (делегирование населением депутата от округа). Астраханская область представляла собой один одномандатный округ № 74, в котором за депутатский мандат боролось 8 человек. Это предопределило довольно напряженную и интенсивную кампанию. Пристальный интерес к ее ходу и результатам был проявлен на федеральном уровне — со стороны Центральной избирательной комиссии России, а также Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации. Несмотря на острый характер политического противоборства, было признано, что каких-либо нарушений, ставящих под сомнение свободу волеизъявления людей, допущено не было. В итоге сегодня в нижней палате российского парламента представлено 4 астраханца: один, избранный по округу, и трое, прошедших по партийным спискам (Партия «Единая Россия», Партия «Справедливая Россия», КПРФ).

В 2016 году состоялись также выборы в Думу Астраханской области. В результате – сформирован депутатский корпус, которому предстоит принимать нормативные правовые акты, определяющие жизнь астраханцев в течение предстоящих пяти лет.

Значимым событием с точки зрения дальнейшего развития института омбудсмена в нашей стране стало избрание Государственной Думой Российской Федерации 22 апреля 2016 года на должность федерального Уполномоченного по правам человека Татьяны Николаевны Москальковой.

Вновь избранный Уполномоченный по правам человека в нескольких публичных выступлениях и интервью СМИ сразу обозначила ряд приоритетных направлений, рассматриваемых ею в качестве неотложных в своей предстоящей работе.

Это — социальная сфера и всесторонняя поддержка малообеспеченных граждан, упорядочение системы оказания жилищно-коммунальных услуг и их оплаты, дальнейшая гуманизация пенитенциарной системы и повышение уровня адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, а главное – повышение доверия людей к государству, прежде всего, в рамках их защиты от всевозможных рисков и неукоснительного обеспечения исполнения судебных решений.

В целом можно сказать, что в истекшем году произошли события, которые имеют чрезвычайно важное значение с точки зрения дальнейшего становления эффективной системы правозащиты. Они безусловно послужат отправной точкой для последующего развития как страны в целом, так и Астраханской области, в частности.


  1. СИТУАЦИЯ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА

В ЗЕРКАЛЕ СТАТИСТИКИ И АНАЛИЗА ТЕМАТИКИ ОБРАЩЕНИЙ
В 2016 году в аппарат Уполномоченного по правам человека в целом поступило 2 571 обращение (сюда входят как письменные, так и устные обращения). Для сравнения – в 2015 году поступило 2 318 обращений, в 2014 году – 1 805 обращений.

Были проведены выездные приемы во всех районных центрах. Состоялись совместные приёмы с прокурором Астраханской области, руководителем Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации, представителями руководства территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов.

При содействии Центра правовой информации Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской продолжались совместные с территориальными органами прокуратуры встречи с населением по разъяснению законодательства, а также впервые был успешно апробирован новый вид работы с гражданами – онлайн-прием в режиме видеоконференции.

Как и в прежние годы, жалобы граждан в основном носят индивидуальный и личный характер. Из общего количества поступивших обращений лишь 20 были коллективными и только 7 обращений поданы в интересах неопределенного круга лиц.

Уполномоченным по правам человека непосредственно к своему производству было принято 838 обращений, из содержания которых усматривалось нарушение прав заявителей. Из них 712 (около 85 %) признаны в той или иной степени обоснованными. По результатам проведенных проверок (в 29 случаях они сопровождались выездом на место в целях комиссионного обследования либо фиксации фактов) Уполномоченным по правам человека были подготовлены заключения.

Следует отметить, что большинство органов и должностных лиц, допустивших нарушения прав граждан, воспринимали доводы Уполномоченного правильно: как правило, рекомендации, изложенные в заключениях, практически сразу же исполнялись.

Вместе с тем имели место случаи необоснованного отказа в восстановлении прав заявителей, и тогда Уполномоченному по правам человека приходилось обращаться за содействием в органы прокуратуры. При этом нужно особо подчеркнуть, что со стороны прокуратуры Астраханской области, территориальных и специализированных прокуратур аппарат Уполномоченного по правам человека неизменно получал необходимую поддержку в деле защиты прав граждан. Рабочее взаимодействие с областной прокуратурой, осуществляемое на основе обновленного в 2016 году Соглашения о сотрудничестве, как и ранее, осуществлялось как в сфере восстановления прав конкретных лиц, так и в деятельности по правовому просвещению населения.

Необходимо также отметить, что в тех случаях, когда восстановление права могло носить исключительно компенсаторный характер, органы прокуратуры, как правило, поддерживали ходатайства Уполномоченного и обращались в суд в интересах заявителей.

В 230 случаях рассмотрение жалоб и обращений производилось совместно с иными государственными структурами (как правило, речь идёт опять-таки об органах прокуратуры).

В 1 304 случаях, наряду с перенаправлением обращений по компетенции, заявителю давались подробные разъяснения относительно правовых способов отстоять свои права.



Непосредственно Уполномоченному по правам человека в Астраханской области в истекшем году было адресовано письменных жалоб и иных обращений в количестве – 972.

Более половины из них (622, т.е. около 64 %) поступили из города Астрахани. Что касается письменных обращений, поступивших из населенных пунктов и муниципальных районов области, а также других регионов, то распределение их «географии» выглядит следующим образом:



п/п


Откуда поступило обращение


Количество

% от общего

кол-ва письменных обращений

1.

Ахтубинский район

12

1,5

2.

Володарский район

15

1,9

3.

Енотаевский район

9

1,1

4.

Икрянинский район

10

1,2

5.

Камызякский район

9

1,1

6.

Красноярский район

13

1,6

7.

Лиманский район

8

1,0

8.

Наримановский район

20

2,0

9.

Приволжский район

25

3,2

10.

Харабалинский район

14

1,8

11.

Черноярский район

11

1,4

12.

ЗАТО г. Знаменск

4

0,4

13.

Другие субъекты РФ

6

0,7

В 2016 году, по сравнению с 2015 годом, вновь возросло количество жалоб из мест принудительного содержания, подведомственных Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Астраханской области (далее по тексту УФСИН) — с 11,8 % от общего числа письменных обращений до 20 % соответственно).

О количестве обращений из мест принудительного содержания представление даёт приводимая ниже таблица.



п/п


Учреждение


Количество


% от обращений данной группы


1.

Следственный изолятор № 1

37

19

2.

Следственный изолятор № 2

77

40

3.

Исправительная колония № 2

20

10,2

4.

Исправительная колония № 6

18

9,3

5.

Исправительная колония № 8

5

2,5

6.

Исправительная колония № 10

17

8,8

7.

Лечебно-исправительная колония № 7

9

4,7

8.

Центр временного содержания иностранных граждан

11

5,5




ИТОГО

194

100

Не лишен интереса «портрет» тех, кто сегодня составляет основу так называемого спецконтингента пенитенциарных учреждений. Как правило, в сопроводительных письмах спецчасти либо непосредственно самим заявителем указывается статья Уголовного кодекса РФ, по которой человек осужден или обвиняется. Так, не менее 25 % тех, кто обращался к Уполномоченному по правам человека, отбывают наказание либо обвиняются по уголовным статьям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств. Вторая большая категория – лица, осужденные либо обвиняемые в совершении преступлений против собственности (кражи, разбой, грабеж и мошенничество).

В целом, если брать во внимание все обращения, поступившие в адрес Уполномоченного по правам человека в 2016 году, общая картина мало отличается от предыдущих лет. По-прежнему тематика основного массива обращений связана с социально-экономическими правами.



Категория прав

Количество упоминаний

в обращениях

Личные (гражданские) права

155

Экономические права1

190

Социальные права

1491

Гуманитарные права

115

Политические права

22

Процедурные, в т. ч. связанные с гарантией судопроизводства, деятельностью правоохранительных органов

598

Иные вопросы2

96

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Доклад о положении с правами человека в Астраханской области в 2016 году