• ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В КАМЧАТСКОМ КРАЕ ПО СОБЛЮДЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ
  • Введени е
  • Глава II. Гражданские права и свободы ребенка
  • Глава III. Специальные меры защиты
  • Глава IV. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка по правовому просвещению и пропаганде Конвенции ООН по правам ребенка
  • Глава I . Деятельность по защите прав и законных интересов ребенка
  • Диаграмма 1. Причина нарушения прав в 2016 году
  • Диаграмма 2. Причина нарушения прав в 2015 году
  • Диаграмма 3. Тематика обращений в 2016 году
  • Диаграмма 4. Результаты рассмотрения обращений граждан в 2016 году Организация проверок соблюдения прав, свобод и законных интересов детей
  • Участие Уполномоченного по правам ребенка в совершенствовании законодательства в интересах детей



  • страница1/3
    Дата03.06.2018
    Размер2.11 Mb.
    ТипДоклад

    Доклад уполномоченного по правам ребенка в камчатском крае по соблюдению и защите прав, свобод и законных


      1   2   3



    ДОКЛАД

    УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

    В КАМЧАТСКОМ КРАЕ ПО СОБЛЮДЕНИЮ

    И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ

    ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ

    В 2016 ГОДУ

    г. Петропавловск-Камчатский



    март 2017 года

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………………..……

    3

    Глава I. Деятельность по защите прав и законных интересов ребенка……………...

    4

    Анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по правам ребенка в Камчатском крае, за 2016 год…………………………………………………………………...…

    4

    Организация проверок соблюдения прав, свобод и законных интересов детей……..…..

    14

    Участие Уполномоченного по правам ребенка в совершенствовании законодательства в интересах детей………………………………………………………………….…………

    18

    Глава II. Гражданские права и свободы ребенка………………………..………….…

    36

    Проблемы соблюдения и обеспечения гарантий детей, проживающих в семьях….…...

    36

    Обеспечение права детей на жизнь………………………………………………….….…..

    59

    Обеспечение права на защиту от жестокого обращения и насилия……………….…..….

    65

    Защита прав детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию……..….

    76

    Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………..…..…..

    79

    Обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью…………………………………………………………………………………....

    91

    Обеспечение прав детей на охрану здоровья и медицинскую помощь………...…………

    99

    Обеспечение права детей на образование …………………………………………………

    108

    Обеспечение права детей на отдых и оздоровление…………………………………….....

    124

    Глава III. Специальные меры защиты………………………………………..…………

    130

    Право на правовую защиту государства от преступных посягательств в отношении несовершеннолетних и формирование законопослушного поведения…………….…….

    130

    Обеспечение прав детей на участие в общественной жизни и в защите своих прав……..

    137

    Глава IV. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка по правовому просвещению и пропаганде Конвенции ООН по правам ребенка………………..............

    141

    Введение
    Решение задач государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов детей в Камчатском крае в 2016 году осуществлялось в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года № 761 и Стратегией действий в интересах детей в Камчатском крае на период до 2017 года.

    Органами государственной власти Камчатского края, территориальными органами федеральных органов государственной власти по Камчатскому краю, органами местного самоуправления, организациями и общественностью, действующими в сфере обеспечения прав детей и семей с детьми, проводилась работа по решению проблем детства. При этом значительное внимание уделялось вопросам демографической политики, улучшению и сохранению здоровья детского населения, совершенствованию сферы социального обслуживания семей и детей, нуждающихся в государственной поддержке.

    Вопросы защиты прав и законных интересов ребенка Уполномоченным по правам ребенка в Камчатском крае (далее – Уполномоченный) поднимались на заседаниях коллегиальных органов, предлагались к рассмотрению на различных межведомственных совещаниях с участием представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций.

    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Камчатского края от 19 декабря 2013 № 366 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Камчатском крае» и содержит информацию о реализации прав детей в основных сферах их жизнедеятельности в 2016 году и краевой государственной политики в отношении детства и семей с детьми.

    Доклад подготовлен в соответствии с Руководящими принципами ООН по подготовке докладов по конкретным договорам, касающимся формы и содержания периодических докладов, представляемых государствами – участниками в соответствии с пунктом «1b» статьи 44 Конвенции о правах ребенка. В основу доклада положен анализ и обобщение письменных и устных обращений граждан, статистических данных, информации органов государственного надзора, органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации, результатов проверок и посещений различных детских учреждений, проведенных Уполномоченным в 2016 году, а также материалов, полученных Уполномоченным в ходе участия в совещаниях, конференциях, на которых обсуждались вопросы защиты прав и законных интересов детей.

    Доклад состоит из четырех глав: «Деятельность по защите прав и законных интересов ребенка», в которой дан анализ обращений, поступивших в адрес Уполномоченного, и деятельность Уполномоченного в совершенствовании законодательства в интересах детей, «Гражданские права и свободы ребенка», где отражены основные направления работы по обеспечению прав и законных интересов детей в Камчатском крае, «Специальные меры защиты», в которой раскрывается работа по обеспечению права детей на правовую защиту государства от преступных посягательств, «Деятельность Уполномоченного по правовому просвещению и пропаганде Конвенции ООН по правам ребенка».

    Материалы и выводы доклада могут быть учтены и использованы в дальнейшем развитии государственной политики в сфере детства, направленной на улучшение положения детей в Камчатском крае.
    Глава I. Деятельность по защите прав и законных интересов ребенка

    Анализ обращений граждан, поступивших к Уполномоченному по правам ребенка в Камчатском крае, за 2016 год
    В соответствии с Законом Камчатского края от 19 декабря 2013 № 366 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Камчатском крае» одним из основных направлений деятельности Уполномоченного является работа с обращениями граждан. При этом особое внимание уделяется повышению эффективности уровня внесудебной защиты прав ребенка, содействию беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка. В 2016 году в Палату Уполномоченных в Камчатском крае по вопросам защиты прав детей и семей с несовершеннолетними детьми поступило 277 обращений граждан (2014 г. – 177; 2015 г. – 200), из них письменных обращений – 135, устных обращений, поступивших в ходе приема граждан по личным вопросам и по телефону, – 142. Большинство заявителей составляют родители несовершеннолетних детей и их близкие родственники (61,3% и 13,4 % соответственно), 33 обращения поступили от иных граждан, 18 обращений в интересах несовершеннолетних детей поступили от депутатов законодательных органов власти, должностных лиц и представителей общественных организаций, в 6 случаях Уполномоченным проводились проверки по материалам о нарушении прав и законных интересов детей, опубликованным в средствах массовой информации. В зависимости от предмета и содержания обращений граждан Уполномоченным избирались соответствующие формы их рассмотрения. Так, по 98 обращениям (36,4%) заявителям давалась юридическая консультация и разъяснялись нормы действующего законодательства Российской Федерации и Камчатского края, в том числе порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, в 29 случаях заявителям предлагались пути разрешения возникших конфликтных ситуаций, осуществлялась проверка фактов нарушения прав детей, указанных гражданами в своих обращениях.

    В 2016 году во время рабочих поездок Уполномоченным проводился прием граждан в Карагинском, Олюторском, Мильковском, Усть-Камчатском, Быстринском муниципальных районах. Такая форма работы с населением позволяет ознакомиться с проблемами в сфере защиты прав детей в отдаленных населенных пунктах края, оперативно оказать необходимую помощь семьям с несовершеннолетними детьми в разрешении возникающих проблем в обучении, медицинском обслуживании детей, предоставлении мер социальной поддержки. В 2016 году также проводились выездные приемы граждан по личным вопросам в отделе опеки, попечительства и защиты прав несовершеннолетних Управления образования администрации Елизовского муниципального района, совместно с Уполномоченным по правам человека в Камчатском крае в Паратунском сельском поселении Елизовского муниципального района, ИК -7 УФСИН РФ по Камчатскому краю (женская колония в с. Мильково). Продолжилась практика проведения совместных приемов граждан с руководством Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю. Так, в сентябре 2016 года был проведен совместный прием Уполномоченного и руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю, в входе которого рассмотрены обращения граждан на действия судебных приставов по взысканию алиментов на содержание несовершеннолетних детей. По всем обращениям в соответствии с нормами действующего законодательства приняты решения, направленные на защиту интересов детей.



    Из поступивших в 2016 году обращений граждан в 176 (63,6%) речь шла о нарушении прав несовершеннолетних детей (2014 г. – 58,4%; 2015 г. – 59,5%). Основные причины, приведшие к нарушению прав детей, отражены в диаграммах 1, 2.



    Диаграмма 1. Причина нарушения прав в 2016 году



    Диаграмма 2. Причина нарушения прав в 2015 году

    В 2016 году сократилось число обращений граждан о нарушении прав несовершеннолетних детей по причинам неудовлетворительной работы должностных лиц, увеличилось в сравнении с 2015 годом число обращений, связанных с правовой неосведомленностью заявителей. Анализ обоснованности жалоб, рассмотренных Уполномоченным, показал, что граждане часто не осведомлены об имеющихся механизмах защиты прав и законных интересов своих детей. Это свидетельствует о недостаточной работе по правовому просвещению, проводимой с населением края, необходимости обеспечения большей доступности юридической помощи для семей и особенно социально незащищенных. Отсутствие правовой грамотности, принятие ошибочных решений при разрешении важных жизненных ситуаций, позднее обращение за юридической помощью порой приводит к невозможности восстановить нарушенные права детей. Ярким примером является обращение гражданки, проживающей в городе Петропавловске-Камчатском, в интересах несовершеннолетних внуков, находящихся у нее под опекой.



    Гр. Л. обратилась к Уполномоченному с просьбой об оказании содействия в сохранении за ней жилого помещения – единственного для нее и подопечных детей места жительства, которое пытаются отобрать «аферисты».

    Из обращения следует, что гр. Л. приобрела в собственность у гр. В. жилой дом в городе Петропавловске-Камчатском по договору купли-продажи от 2005 года, в котором она была зарегистрирована с внуками по месту жительства. Однако государственная регистрация перехода права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю гр. Л. проведена не была.

    В 2015 году спорный дом был повторно продан гр. В., который на момент заключения данной сделки оставался собственником жилого дома в связи с отсутствием государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи от 2005 года третьему лицу (гр. К). Принимая во внимание то, что обязательства по договору купли-продажи жилого дома от 2015 года гр. К. и гр. В. были исполнены в полном объеме, а также проведена государственная регистрация данной сделки, гр. К. направил исковое заявление в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в отношении гр. Л. и его несовершеннолетних подопечных с требованием освободить принадлежащий ему на праве собственности жилой дом.

    Установленные судом обстоятельства подтвердили правомерность заявленных гр. К. – собственника жилого помещения на момент рассмотрения гражданского производства, исковых требований, в связи с тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации договор купли-продажи жилого дома, квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, а гр. К. данную регистрацию произвел сразу после оформления договора купли-продажи жилого дома.

    Результатом рассмотрения данного гражданского производства явилось вынесенное Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края в 2016 году решение о выселении гр. Л. и ее несовершеннолетних подопечных из спорного жилого дома. Также в удовлетворении встречных исковых требований гр. Л. к гр. К. о признании недействительным договора купли-продажи жилого дома от 2015 года было судом отказано. Уполномоченным было оказано содействие гр. Л. в подготовке апелляционной жалобы и направлено письмо в УФССП по Камчатскому краю с просьбой о приостановлении исполнительного производства по делу (выселении) до окончания рассмотрения апелляционной жалобы гр. Л. в суде. В декабре 2016 году в апелляционном порядке рассматривалась жалоба гр. Л. по вынесенному судом решению. К сожалению, данная апелляционная жалоба осталась без удовлетворения, в связи с чем судебными приставами-исполнителями в феврале 2017 года произведено выселение гр. Л. из занимаемого жилого помещения.

    Действуя в интересах несовершеннолетних детей, находящихся под опекой, и принимая во внимание отсутствие возможности у заявителя приобрести иное жилое помещение, Уполномоченным было направлено письмо в администрацию муниципального образования о рассмотрении возможности предоставить семье гр. Л. жилого помещения по договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в городе Петропавловске-Камчатском, в том числе по договору коммерческого найма. К сожалению, действуя в рамках действующего законодательства, это оставалось единственным возможным правомерным решением Уполномоченного по урегулированию жилищного вопроса гр. Л. и воссоединению ее с внуками.



    Тематика обращений, поступивших в адрес Уполномоченного в 2016 году, отражена в диаграмме 3.



    Диаграмма 3. Тематика обращений в 2016 году

    Значительное количество обращений граждан, поступивших в 2016 году, касается вопросов нарушения прав детей в сфере образования, жилищных прав несовершеннолетних, оказания помощи семьям с несовершеннолетними детьми, уклонения родителей от выполнения своих обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей, нарушения прав детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2016 году отмечается увеличение числа обращений, связанных с неисполнением родителями алиментных обязательств, нарушением прав ребенка на жизнь и безопасность, созданием ненадлежащих условий для детей в детских дошкольных учреждениях, участием в воспитании ребенка бабушки и дедушки, разрешением споров между родителями об участии в воспитании детей, конфликтами между детьми, учителями и родителями.



    На рассмотрении Уполномоченного находилось обращение гр. М., проживающего в с. Мильково, по вопросу неисполнения бывшей супруги решения суда об определении порядка общения с дочерью, проживающей в другом населенном пункте Мильковского муниципального района.

    Со слов заявителя, в период с 2013 года по настоящее время мать девочки препятствует общению гр. М. с дочкой и не исполняет порядок общения девочки с отцом, установленный в судебном порядке в 2012 году.

    Уполномоченным проведена объективная оценка фактов, изложенных в обращении, и установлено, что после расторжения брака, в связи с взаимными разногласиями, которые длились между родителями длительное время, вопросы воспитания и обучения дочери решались ее родителями в судебном порядке. Данный процесс являлся затяжным и сопровождался встречными исками и апелляционными жалобами, которые рассматривались в суде. Последнее Апелляционное определение по изменению порядка общения с несовершеннолетней дочкой гр. М. вынесено Судебной коллегией по гражданским делам Камчатского краевого суда в 2016 году. Однако данным апелляционным определением порядок общения с дочкой гр. М. установлен без учета территориально отдаленного места жительства дочери заявителя, что затрудняет исполнение порядка общения. Также порядком общения определено время встреч, но не определено место общения отца с дочерью, что позволяло матери ребенка самостоятельно определять место общения гр. М. с ребенком вразрез его желанию и мнению, что не способствовало погашению конфликта между родителями. В ходе рассмотрения обращения Уполномоченным также установлено, что в период с 2013 по настоящее время органом опеки и попечительства администрации Мильковского муниципального района (далее – орган опеки и попечительства) предпринимались все необходимые меры для урегулирования конфликтной ситуации, возникшей между гр. М. и его супругой по вопросу воспитания дочери. Принимая во внимание, что орган опеки и попечительства не вправе действовать вопреки установленному решению суда или изменить его решение, в адрес бывшей жены заявителя неоднократно направлялись письма с разъяснениями прав родителей на общение с ребенком и участие в его воспитании. В ходе рассмотрения судебных дел по определению порядка общения гр. М. с дочерью органы опеки и попечительства направляли заключения (об изменении порядка общения, по встречному иску одного из сторон) с целью защиты прав несовершеннолетней и учета ее интересов, в которых поддерживали требование отца и указывали на то, что мать девочки в принципе не устраивает сам факт общения ребенка с отцом. Однако доводы органа опеки и попечительства приняты судом не были. По информации Мильковского РОСП Камчатского края, в действиях матери ребенка дважды устанавливались признаки состава административного правонарушения.

    Таким образом, единственным возможным способом урегулирования конфликта между родителями по вопросу общения отца ребенка с дочерью является отмена Апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 2016 и направление дела на новое рассмотрение, в связи с этим Уполномоченным дана гр. М. юридическая консультация, а также разъяснена норма статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что гражданами были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу (апелляционное обжалование).

    При рассмотрении обоснованных жалоб о нарушении прав и законных интересов детей право восстановлено в 24,4% случаев, в 42,0% рассмотренных обращений нарушений прав не выявлено, в 20,2% обращений разрешение поставленных заявителями вопросов взято на контроль соответствующими органами, по 10,5% обращений Уполномоченным оказано заявителям необходимое содействие во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, поскольку проблемы, поднимаемые в обращениях граждан, не входили в компетенцию Уполномоченного.

    Так, к Уполномоченному обратилась гр. С, которая является опекуном над двумя несовершеннолетними внуками, с просьбой о содействии в списании части задолженности за коммунальные услуги за жилое помещение, находящееся в собственности внуков. Мать детей умерла в 2012 году, отец находился в местах лишения свободы и в 2015 году был лишен родительских прав в отношении своих детей, и после этого гр. С. была установлена опека над детьми. Несовершеннолетние после вступления в наследство являются собственниками по ½ доли квартиры, в которой они проживали с матерью, и за 2012-2014 год образовалась значительная задолженность за коммунальные услуги. Действуя в интересах несовершеннолетних детей, принимая во внимание, что ответственность опекуна по исполнению финансовых обязательств несовершеннолетних опекаемых наступает только с момента установления опеки, то есть с декабря 2015 года, Уполномоченный обратился к генеральному директору ПАО «Камчатсэнерго» с просьбой о списании долга по оплате коммунальных услуг за жилое помещение несовершеннолетних за 2013-2014 годы. После обращения Уполномоченного значительная часть задолженности была списана, а задолженность за 2015 и 2016 годы была реструктурирована.

    Данные о результатах рассмотрения обращений граждан отражены в диаграмме 4.





    Диаграмма 4. Результаты рассмотрения обращений граждан в 2016 году
    Организация проверок соблюдения прав, свобод и законных интересов детей

    В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Закона Камчатского края от 19 декабря 2013 года № 366 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Камчатском крае» в 2016 году Уполномоченным осуществлены проверки соблюдения прав, свобод и законных интересов детей (в том числе сообщений о фактах нарушений прав детей) по следующим вопросам:

    - обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации и на территориях вблизи образовательных организаций (исполнение подпункта 15 части 3 статьи 28, пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

    - соблюдение органами опеки и попечительства правил подбора и учета граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) (исполнение норм Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423);

    - реализация жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (исполнения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановление Правительства Камчатского края от 24 декабря 2012 № 587-П «Об отдельных вопросах предоставления дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»);

    - соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников, находящихся в социально-реабилитационных центрах и других учреждениях социальной защиты, имеющих стационарные отделения для несовершеннолетних;

    - реализация прав детей на отдых, оздоровление, безопасность и полноценное развитие в период проведения летней оздоровительной кампании (исполнение статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»);

    - соблюдение прав детей в период итоговой аттестации при проведении экзаменов в форме ЕГЭ и ГИА (исполнение статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года № 1400);

    - организация обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Камчатского края в условиях введения ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (исполнение статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статей 41, 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ);

    - предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей в собственность бесплатно (исполнение пункта 6 статьи 39.5 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Камчатского края от 02 ноября 2011года № 671 «О предоставлении земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в Камчатском крае»);

    - установление (продление) несовершеннолетним статуса «ребенок-инвалид» в период освидетельствования (переосвидетельствования) в соответствии с Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

    - медицинское обеспечение, в том числе проведение медицинских осмотров и диспансеризации несовершеннолетних (исполнение норм Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, приказов Минздрава РФ № 72н от 15 февраля 2013 года «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», № 216н от 11 апреля 2013 года «Об утверждении порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью», № 1346н от 21 декабря 2012 года «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»);

    - защита прав несовершеннолетних детей-пациентов отделений реанимации и интенсивной терапии на посещение родственниками, предусмотренное рекомендациями Министерства здравоохранения России;

    - уплата средств на содержание несовершеннолетних (в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (исполнения положений Конституции РФ, норм Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»);

    - обеспечение выполнений требований статьи 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1177 «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами»;

    - организация профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими уголовные преступления, вызвавшие общественный резонанс (исполнение норм Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);

    - содержание несовершеннолетних в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Камчатскому краю, а также содержание под стражей несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления в соответствии с действующим законодательством.

    По итогам проверок Уполномоченным подготовлены и направлены заключения и рекомендации в уполномоченные исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления Камчатского края, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующая информация направлялась в аппарат Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

    Дважды в год проводятся съезды уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации с участием Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, где обсуждаются актуальные проблемы защиты прав детей, правотворческой деятельности. Так, Уполномоченный на ХIII съезде Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации «Защита прав детей на доступную, бесплатную и качественную медицинскую помощь, лекарственное обеспечение и реабилитацию (проблемы, задачи и перспективы их решения), состоявшемся в мае 2016 года, рассказал о реализации прав детей на доступную и качественную медицинскую помощь в условиях отдаленных территорий Камчатского края, поделился опытом организации выездных педиатрических бригад в отдаленные муниципальные районы Камчатского края. На Всероссийской конференции «Межведомственное взаимодействие в борьбе с алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией в целях профилактики социального сиротства» в июле 2016 года Уполномоченный выступил с докладом «Об использовании результатов социально-психологического и медицинского тестирования обучающихся в профилактике алкоголизма, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних».

    Анализ проведенной работы Уполномоченного за 2016 год подтверждает укрепление и влияние данного института в Камчатском крае. Сегодня законные представители несовершеннолетних, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа, а также иные граждане, обращаясь к Уполномоченному, находят поддержку в защите социальных, жилищных, имущественных, семейных прав детей.

    Посильную поддержку Уполномоченному в защите прав детей, проживающих на территории муниципальных образований в Камчатском крае, оказывают помощники Уполномоченного, работающие на общественных началах. В 2016 году общественные помощники Уполномоченного, помимо разовых поручений и проведения консультаций по обращениям граждан, принимали участие в проверке работы летних оздоровительных лагерей, открытых в образовательных учреждениях муниципальных районов, проведении уроков правовой грамотности в День правовой помощи детям.
    Участие Уполномоченного по правам ребенка в совершенствовании законодательства в интересах детей
    Эффективность защиты прав несовершеннолетних в значительной мере зависит от совершенства действующего законодательства, поэтому в 2016 году Уполномоченный продолжал проводить работу, направленную на совершенствование законодательства, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

    В связи с тем, что в настоящее время в Камчатском крае отмечается высокий уровень незаконного распространения и употребления наркотических средств в детской и молодежной среде, в 2016 году Уполномоченным проведена работа, направленная на совершенствование законодательства в целях предотвращения незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

    В соответствии со статьей 53.4. Федерального закона от 08 января 1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах») выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Однако охватить всех подростков, в том числе находящихся в «группе риска», не представляется возможным в силу того, что в соответствии с федеральным законодательством в целях обеспечения прав каждого гражданина любое медицинское вмешательство должно осуществляться только после получения информированного добровольного согласия пациента, оформленного в письменной форме (пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

    С целью раннего выявления потребителей психоактивных веществ и алкоголя среди учащихся и студентов образовательных организаций края и во исполнение пункта 15.1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Министерством образования и науки Камчатского края совместно с КГБУ «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» в феврале 2016 года было проведено социально-психологическое тестирование (далее – тестирование) обучающихся общеобразовательных школ по стандартизированному опроснику «Группа риска наркозависимости». Всего на первом этапе в тестировании приняли участие 9926 обучающихся из 128 образовательных организаций Камчатского края, из них медицинское тестирование прошли только 2477 человек.

    В настоящее время тестирование несовершеннолетних на потребление наркотических средств и психотропных веществ является добровольным и возможно для школьников в возрасте до 15 лет только после согласия родителей или законных представителей, а дети старше 15 лет принимают решение самостоятельно, при этом мнение их родителей не учитывается, что препятствует полному и объективному изучению проблем наркомании, курения и пьянства среди несовершеннолетних.

    Однако в соответствии со статьей 21 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданская дееспособность в полном объеме наступает по достижении 18-летнего возраста. Таким образом, наблюдается несоответствие между нормами федерального законодательства и Гражданского кодекса Российской Федерации. Подобное противоречие приводит к затруднениям на практике. 

    Также необходимо уделить особое внимание вопросу психической зрелости несовершеннолетних в принятии вопросов, касающихся охраны их здоровья. Как известно, дееспособность гражданина предполагает достижение определенного уровня психической зрелости. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает определенные возрастные этапы, с наступлением которых расширяется дееспособность несовершеннолетнего. В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предполагается, что лица в возрасте от 14 до 18 лет не достигли должного уровня психического развития, в связи с чем законодатель накладывает ограничения на осуществление сделок определенного характера. Таким образом, снижение возрастного предела в отношении несовершеннолетних пациентов, которые вправе самостоятельно определять необходимость проведения им медицинского вмешательства, не обосновано.

    Исходя из этого в июле 2016 года на Всероссийской конференции в городе Калининграде Уполномоченным озвучены предложения по внесению изменений в статью 53.4 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», в пункт 1 части 2 статьи 20 , часть 2 статьи 54 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части проведения раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ при наличии информированного согласия в письменной форме именно родителей (одного из родителей) или законных представителей обучающихся, не достигших возраста восемнадцати лет (в том числе при направлении обучающегося в возрасте до 18 лет в медицинскую организацию, оказывающую наркологическую помощь). Также внесено предложение о включении нормы закона, в соответствии с которой информированное согласие сам несовершеннолетний вправе давать только в случае приобретения дееспособности в полном объеме.

    Данные предложения были направлены Уполномоченным директору Московского научно-практического центра наркологии для дальнейшего рассмотрения на рабочей группе по совершенствованию законодательства в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

    Также в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» информация о состоянии здоровья несовершеннолетних в возрасте старше пятнадцати лет или больных наркоманией несовершеннолетних в возрасте старше шестнадцати лет предоставляется им лично. В свою очередь, согласно статьям 54, 63 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Подобное противоречие приводит к затруднениям на практике, так как ограничивает возможность родителей (законных представителей) несовершеннолетних в полной мере действовать в интересах своих детей в процессе выполнения родительских обязанностей (ограничение прав и обязанностей в соответствии с требованиями семейного законодательства).



    В связи с этим Уполномоченным поддержана инициатива Уполномоченного по правам ребенка в Самарской области по внесению изменений в статью 22 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части сохранения права родителей (законных представителей) несовершеннолетнего быть проинформированным о его здоровье до достижения им совершеннолетия.

    В 2016 году увеличилось количество обращений граждан, поступивших в адрес Уполномоченного по вопросам нарушения жилищных прав несовершеннолетних после развода родителей, один из которых является военнослужащим.



    Так, в адрес Уполномоченного поступило обращение гр. C. в интересах двух несовершеннолетних внучек. В 2016 году в судебном порядке принято решение о расторжении брака между дочерью заявителя гр. Е. и ее мужем гр. К (являющимся военнослужащим), ранее совместно проживающих в г. Петропавловске-Камчатском в жилом помещения, которое приобретено за счет части накоплений с использованием целевого жилищного займа, предоставленного гр. К. в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»). Раздел имущества супругов не производился.

    Со слов заявителя, собственником вышеуказанной квартиры является гр. К., и между бывшими супругами возникла конфликтная ситуация по вопросам, касающимся жилищных прав несовершеннолетних детей. В настоящее время отец чинит препятствия в проживании детей в квартире, а в силу того, что несовершеннолетние дети не зарегистрированы в вышеуказанном жилом помещении (имеют регистрацию по месту проживания матери), не имеют юридических основания для проживания в нем после развода родителей.

    Уполномоченным даны заявителю разъяснения в рамках действующего законодательства, а также уточнено, что в случае, если при покупке спорного жилого помещения не были использованы иные денежные средства помимо средств, предоставленных отцу детей в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», данное жилое помещение не может подлежать разделу имущества после развода как общее имущество супругов.

    Обзор судебной практики по рассмотрению дел о праве пользования, проживания вышеуказанных жилых помещений показывает, что исковые заявления граждан об определении порядка пользования жилым помещением, устранении препятствий со стороны ответчика в проживании и пользовании жилым помещением, понуждении ответчика к действиям по регистрации несовершеннолетних детей в жилом помещении, которые приобретены за счет части накоплений с использованием целевого жилищного займа, предоставленного ответчику в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», остаются без удовлетворения судами (Решение Центрального районного суда города Читы от 15 декабря 2016 года по делу № 2-7271/2016, Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 15 марта 2016 года по делу № 33-2914/2016). В ходе рассмотрения таких дел доводы истца о том, что спорное жилое помещение было приобретено в период брака истца и ответчика и истцом оформлялось, например, согласие на его приобретение, не могут служить основанием для удовлетворения иска, так как действующее правовое регулирование использования накопления для жилищного обеспечения не предполагает какого-либо участия супруги военнослужащего-участника накопительно-ипотечной системы. Такое право возникает только у самого военнослужащего и не распространяется на супругу военнослужащего как во время брака, так и после его расторжения.

    Таким образом, в федеральном законодательстве, регулирующем имущественные отношения супругов, если один или оба супруга имеют специальный правовой статус, имеется ряд норм, не соответствующих нормам Семейного кодекса Российской Федерации об общности супружеского имущества. Данное несоответствие приводит к нарушению имущественных прав несовершеннолетних детей в случае расторжения брака таких родителей. Так, в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» супруги не имеют равных прав на жилое помещение, приобретенное за счет части накоплений с использованием целевого жилищного займа. И, как следствие, в случае расторжения брака жилое помещение, приобретенное за счет вышеуказанных средств, разделу между супругами не подлежит, а супругу-невоеннослужащему (как правило, матери несовершеннолетних детей) не полагается компенсация стоимости его «доли» в этом жилом помещении за счет иного имущества, которое супруги делят. Практика показывает, что в случае расторжения брачных отношений несовершеннолетние дети могут сохранять свое право на проживание в жилых помещениях только в случае их регистрации по месту жительства либо по решению суда. Однако данное право может быть оспорено родителем-военнослужащим в судебном порядке, в том числе по достижению несовершеннолетних 18-летнего возраста. Таким образом, нормы Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» противоречат не только общим принципам семейного законодательства о равенстве супругов, но и конституционному принципу защиты семьи, детства и материнства, поскольку изначально отдают предпочтение одному из супругов в регулировании имущественных отношений, в том числе напрямую затрагивающих интересы несовершеннолетних детей.

    Рассматривая данную проблему, необходимо отметить, что в настоящее время актуальной темой в жилищной сфере, требующей совместного подхода к решению, является нарушение имущественных прав несовершеннолетних при совершении сделок купли-продажи жилых помещений с использованием средств материнского (семейного) капитала. В этой части граждане обращались только за консультацией и разъяснениями по вопросам реализации жилых помещений, приобретенных за счет средств материнского (семейного) капитала и находящихся в собственности данных граждан.

    В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» лицо, которое приобрело имущество на средства материнского капитала и не оформило его в общую долевую собственность членов семьи, предоставляет письменное обязательство оформить долевую собственность на всех членов семьи (в том числе несовершеннолетних детей) в течение 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала лицу, осуществляющему отчуждение жилого помещения, а в случае приобретения жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа (ипотека) – в течение 6 месяцев после внесения последнего платежа, завершающего оплату стоимости жилого помещения в полном размере. Однако данное правило не всегда соблюдается родителями несовершеннолетних детей, в результате чего они нарушают их имущественные права. Также получатели материнского капитала не спешат оформлять долевую собственность, чтобы как можно быстрее продать только что купленную недвижимость и не усложнять процесс и процедуру продажи. Получатели берут на себя обязательства оформить купленную недвижимость на ребенка в течение полугода с момента подписания договора, но на практике как таковой системы контроля за выполнением таких обязательств в государстве не существует.

    Между оформлением вышеуказанного письменного обязательства и воплощением данных в нем обязательств в жизнь может пройти несколько лет – мало кому удается погасить ипотечный кредит за несколько лет. Да и оригинал обязательства о выделении доли детям отдается в Пенсионный фонд при оформлении заявления по целевому использованию материнского капитала. До настоящего времени законодатель четко не установил, кто осуществляет контроль за исполнением обязательства и какая мера ответственности предусмотрена для нарушителя. Однако нельзя сказать, что нарушение обязательства абсолютно безнаказанное деяние. Граждане привлекаются к уголовной ответственности за мошенничество. Но в основном это связано с обналичиванием сертификата на материнский капитал. Если же говорить о простом неисполнении обязательства по выделению долей в квартире детям, то возможны только такие варианты ответственности, как: признание недействительной сделки по продаже квартиры. Например, родители оплатили часть квартиры материнским капиталом, но не исполнили обязательства по выделению долей детям. Квартиру продали. В последующем такую продажу можно оспорить, признав ее незаконной, то есть вернуть все на свои места (у покупателя забирают квартиру, а родители возвращают покупателю деньги). Решается такой вопрос в судебном порядке. Истцом может быть любое заинтересованное лицо, в том числе Пенсионный фонд или ребенок, достигший совершеннолетия, которому не выделили полагающуюся долю.



    Исходя из этого, целесообразней указанную проблему решать на законодательном уровне, например, закрепив в федеральном законодательстве нормы о последствиях ненадлежащего исполнения обязательства, например, нарушение срока оформления имущества в общую долевую собственность членов семьи, а также порядок контроля исполнения гражданами таких обязательств соответствующими органами и (или) организациями.

    Принимая во внимание остроту проблемы совершенствования правовых механизмов реализации интересов детей в сфере жилищных прав несовершеннолетних, вышеуказанные предложения были озвучены в 2016 году Уполномоченным на совещании уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, а в декабре 2016 года направлены предложения Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка о необходимости внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации.

    В 2016 году Уполномоченным была продолжена работа, направленная на защиту (восстановление) прав несовершеннолетних на свое содержание родителями, проживающими отдельно от них (алименты).

    В российском праве провозглашается, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. В этой связи принудительное взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей конечно же является одной из приоритетных задач Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю, которое продолжало в 2016 году вести работу в этом направлении в тесном взаимодействии с Уполномоченным. Однако анализ итогов по рассмотрению обращений граждан указывает на то, что в настоящее время сохраняется необходимость совершенствования федерального законодательства, в связи с чем в январе 2016 года Уполномоченным поддержан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 157 Уголовного кодекса РФ», внесенный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Баталиной О.Ю. на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, раскрывающий признаки «злостности», о чем было направлено заключение Уполномоченному в Кировской области и в аппарат Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

    Особое внимание в 2016 году Уполномоченным было уделено защите прав несовершеннолетних потерпевших от преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Это связано с тем, что психика пострадавших детей серьезно травмирована, и зачастую в результате запугиваний и уговоров со стороны педофилов дети не хотят рассказывать о случившемся ни родителям, ни друзьям.

    По результатам рассмотрения обращений граждан и проведенного Уполномоченным по правам ребенка в Камчатском крае анализа освещения в новостной ленте на официальном сайте Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Камчатскому краю фактов преступных посягательств в отношении несовершеннолетних, проживающих в Камчатском крае, в период с 2013 года по 2016 год включительно, установлены факты размещения информации, которая не только указывает на место учебы пострадавших детей, что запрещается законодателем и, но и позволяет определить место учебы несовершеннолетних пострадавших и установить их личность. Преступные посягательства в данных конкретных случаях совершены в сельских населенных пунктах, являющихся территориями с небольшой плотностью населения, поэтому косвенно установить личность потерпевшего ребенка не составляло труда.

    В настоящее время с целью защиты интересов несовершеннолетних потерпевших от незаконного распространения о них информации действует часть 3 статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение неприкосновенности частной жизни». Однако для наступления ответственности по данной статье необходимо наличие тяжких последствий, возникших в результате нарушения неприкосновенности частной жизни (необходимы тяжкие последствия в виде вреда здоровью, психического расстройства и т.п.). Остальные правонарушения в данной сфере подпадают под административную ответственность.

    Необходимо отметить, что федеральным законодательством также не урегулирован порядок сбора такой информации, что может приводить к некорректному освещению в СМИ факта преступных посягательств в отношении конкретного несовершеннолетнего, требующего деликатного отношения к несовершеннолетней жертве насилия.

    В связи с чем в июне 2016 года Уполномоченным поддержаны предложения, внесенные Губернатором Псковской области на рассмотрение в Псковское областное Собрание депутатов по инициативе Следственного комитета, о внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Уголовный кодекс Российской Федерации в части ограничения возможности сбора средствами массовой информации соединений об обстоятельствах совершения противоправного деяния против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетнего только через представителей следственного комитета, прокуратуры либо по письменному заявлению родителей несовершеннолетнего или самого несовершеннолетнего и ответственности за нарушения вышеуказанных требований соответственно, направленных на ужесточение ответственности СМИ за незаконный сбор и распространение сведений о несовершеннолетних пострадавших от преступных посягательств.

    В 2016 году продолжалась совместная деятельность Уполномоченного с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Камчатском крае, направленная на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

    В рамках мероприятий по данному направлению Уполномоченным проведен анализ действующих региональных нормативных правовых документов, действие которых направленно на профилактику совершения несовершеннолетними противоправных деяний, а также противоправных деяний, совершенных в отношении самих несовершеннолетних, и установлено, что в Камчатском крае отсутствуют региональные нормативные правовые механизмы помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, что влияет на увеличение подростковой преступности.

    Одной из основных задач в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является осуществление мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организация индивидуальной профилактической работы в отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    У детей, подвергшихся жестокому обращению либо ставших очевидцами таких деяний, как следствие, в подростковом возрасте могут возникнуть различные формы девиантного поведения. В этих условиях особую значимость приобретает необходимость коррекции поведения несовершеннолетних как совершивших преступления и правонарушения, так и тех, кто стал жертвами насилия, свидетелями, очевидцами данных противоправных посягательств. Такие меры должны включать в том числе поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком.

    Статья 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации») устанавливает, что защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с данной статьей обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.

    Статьей 15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения, сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях. При этом действующим законодательством не определены как органы, так и механизмы обращения за помощью в отношении вышеуказанной категории детей.

    В Камчатском крае помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в соответствии с отдельными региональными нормативными правовыми актами, в число которых входит Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению, учету, устройству детей, оставшихся без попечения родителей и (или) пострадавших от жестокого обращения (находящихся в социально опасном положении) в Камчатском крае, утвержденный на заседании Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 19 декабря 2011 года (далее – Порядок).

    При этом в соответствии с действующими региональными нормативными правовыми актами заявителями по обращению в компетентные органы за оказанием специализированной помощи могут выступать только родители несовершеннолетних детей. В свою очередь, родители, ведущие асоциальный образ жизни, как известно, не способствуют социализации ребенка и защите его прав посредством государственных рычагов, не обращаются за помощью в соответствующие органы, тем самым порождают безнадзорность и правонарушения своих детей.

    Во исполнение норм Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», подпунктов 2.2., 6.3. Стратегии действий в интересах детей в Камчатском крае на период до 2017 года, утвержденной распоряжением Правительства Камчатского края от 08 июля 2015 года № 355-РП, в 2016 году Уполномоченный направил предложение в Правительство Камчатского края о целесообразности разработки на уровне Камчатского края нормативного правового акта, в котором был бы прописан механизм защиты прав несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в регионе, в ходе проведения межведомственного взаимодействия органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с участием Уполномоченного и иных органов и организаций, расположенных на территории Камчатского края (в том числе придание правового статуса действующему Порядку).



    Также Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Камчатского края 30 марта 2016 года принято решение о создании рабочей группы по разработке нормативного правового регулирования формирования и функционирования института наставничества над несовершеннолетними «группы риска» (несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении). Палатой Уполномоченных в Камчатском крае был разработан проект закона Камчатского края «Об общественных воспитателях несовершеннолетних» с целью принятия нормативного правового акта, создающего правовую основу для формирования и работы института общественных воспитателей несовершеннолетних в Камчатском крае.

    Итогом проведенной работы в данном направлении стало участие Уполномоченного в семинаре-совещании, проводимом Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Камчатского края с участием представителей органов местного самоуправления и государственных органов Камчатского края в декабре 2016 года, на котором были рассмотрены следующие проекты нормативных правовых актов: «Порядок межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семейного неблагополучия»; «Порядок взаимодействия органов, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел Камчатского края по организации розыска и предупреждения самовольных уходов детей из семей и государственных организаций с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних Камчатского края, содействия их розыску, а также проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими самовольный уход»; «Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных, безнадзорных, пострадавших от жестокого обращения в Камчатском крае»; «Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних». По данным проектам Уполномоченным внесены предложения, которые также были приняты и учтены в окончательной редакции документов.

    Серьезную озабоченность Уполномоченного вызывает вопрос наличия на базе учреждений здравоохранения безопасных для жизни и здоровья ребенка специализированных мест для анонимного оставления ребенка после его рождения («бэби-боксы»).

    По данным Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в период с 2011 по 2015 годы «бэби-боксы» были установлены в 13 субъектах Российской Федерации. При этом в одних субъектах функционирование «бэби-боксов» признано органами прокуратуры незаконным. В двух субъектах, в Пермском и Краснодарском краях, прокуратура признала законной деятельность «бэби-боксов».

    На территории Камчатского края действует один «бэби-бокс» на базе ГБУЗ «Камчатская краевая детская больница», основанием для установления которого послужили участившиеся в 2011 – 2012 годах в Камчатском крае случаи избавления от новорожденных детей сразу после их рождения вне медицинских учреждений, что приводило к гибели новорожденных или создавало угрозу ах здоровью и жизни. В 2015 году прокуратурой края была проведена проверка законности установления в Камчатском крае «бэби-бокса», по результатам которой нарушений прав несовершеннолетних в связи с функционированием «бэби-бокса» не установлено. Вместе с тем в целях недопущения возникновения в будущем фактов нарушения прав несовершеннолетних, злоупотреблений со стороны должностных лиц ГБУЗ «Камчатская краевая детская больница» в 2015 году прокуратура Камчатского края проинформировала Губернатора Камчатского края об отсутствии на региональном уровне нормативного правового документа, обеспечивающего межведомственное взаимодействие ГБУЗ «Камчатская краевая детская больница», правоохранительных органов, Министерства здравоохранения Камчатского края, Министерства образования и науки Камчатского края и органов опеки и попечительства муниципальных образований при возможном поступлении ребенка в установленный на базе медицинского учреждения «бэби-бокс». В связи с чем требуется разработка соответствующего акта (межведомственной инструкции, соглашения или другого документа).

    В свою очередь, Уполномоченным поддерживается мнение специалистов в области права о нарушении базовых права ребенка при внедрении проекта «бэби-бокс». Большая вероятность того, что пользоваться «бэби-боксами» будут только те женщины, которые не планировали убивать ребенка либо причинять ему какой-либо вред, но в силу сложных жизненных обстоятельств решили отказаться от ребенка.



    Так, в 2016 году на рассмотрении Уполномоченного находилось обращение гр. С. с просьбой об оказании содействия в возвращении ребенка, оставленного ей в «бэби-боксе» ГБУЗ «Камчатская краевая больница» и предоставлении оригиналов документов на ребенка для подтверждения кровного родства.

    На основании пункта 1статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации решением Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа данный ребенок был помещен под надзор в ГКУЗ КК «Петропавловск-Камчатский городской дом ребенка». Оригиналы документов несовершеннолетней находились в данном учреждении здравоохранения.

    В ходе рассмотрения обращения заявителю даны разъяснения о правомерности действий органа опеки и попечительства Петропавловск-Камчатского городского округа в части определения ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также ведения личного дела ребенка в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных»), а также запрете передачи оригиналов документов иным лицам, не являющимся законными представителями ребенка. Также заявителю разъяснено, что установление факта признания материнства по отношению к оставленному в «бэби-боксу» ребенку может быть рассмотрено только в судебном порядке по ее личному заявлению. При этом оригиналы документов, устанавливающие личность несовершеннолетнего ребенка, могут быть истребованы только судом в ходе гражданского производства по рассмотрению вопроса признания факта ее материнства у органа опеки и попечительства Петропавловск-Камчатского городского округа, участие которого в суде будет являться обязательным.

    Из анализа судебной практики субъектов Российской Федерации по вынесенным приговорам за преступление предусмотренное статьей 106 Уголовного кодекса Российской Федерации «убийство матерью новорожденного ребенка», следует, что умысел на убийство детей возникает у женщины задолго до родов, противоправное деяние совершается умышленно, с целью причинения ребенку смерти, осознавая общественную опасность своих действий и бездействия, понимая, что оставление без ухода новорожденного ребенка повлечет его смерть (Приговор Емельяновского районного суда Красноярского края № 1-18/2016 от 01 февраля 2016 года по делу № 1-18/2016; Приговор Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики № 1-75/2015 от 07 октября 2015 года по делу № 1-75/2015; Приговор Добринского районного суд Липецкой области № 1-51/2015 от 14 августа 2015 года по делу № 1-51/2015). Как правило, у женщин наблюдаются отклонения в психофизическом состоянии в период беременности. В результате этих отклонений у матери происходит накопление отрицательных эмоций, связанных с мыслью о рождении ребенка. Таким образом, совершая преступление в отношении своего новорожденного ребенка, женщина зачастую находится в особом психофизическом состоянии, она осознает свое деяние, впоследствии скрывает признаки преступления. Учитывая, что основной целью женщин является сокрытие факта беременности и родов, оставление ребенка в специализированных местах для анонимного оставления («бэби-боксы») и сохранение ему жизни не будет являться фактором, снижающим преступления по вышеуказанной категории.

    Необходимо отметить, что установка и деятельность «бэби-бокса» нарушают следующие права ребенка:

    1. Право знать своих родителей, право на заботу своих родителей, право жить и воспитываться в семье (статья 7 Конвенции ООН о правах ребенка, статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации). Эти права прямо нарушаются в результате анонимного помещения ребенка в «бэби-бокс».

    2. Право ребенка поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями и другими родственниками (статья 8, 9 Конвенции о Правах ребенка, статья 55 Семейного кодекса Российской Федерации). Данное права грубо нарушается при помещении ребенка в «бэби-бокс». Такой ребенок не будет знать не только матери, он лишается возможности общения с другими родственниками (отцом, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами).

    3. Право ребенка на получение алиментов, наследства (статья 27 Конвенции о правах ребенка, статья 60 Семейного кодекса Российской Федерации). Имущественные права ребенка, помещенного в бэби-бокс, также ущемляются: он не будет получать ни алиментов от родителей, ни наследства после их смерти.



    В связи с чем в апреле 2016 года Уполномоченным направлено предложение в Правительство Камчатского края о внесении на обсуждение с заинтересованными сторонами вопроса о закрытии устройства для анонимного оставления новорожденных детей («бэби-бокса») в ГБУЗ «Камчатская краевая детская больница».

    Также Уполномоченным поддержана концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 14.2 и 15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях защиты ребенка от анонимного оставления после его рождения», внесенного членом Совета Федерации Е.Б. Мизулиной, депутатом Государственной Думы О.Л. Михеевым, которым предложено ввести запрет на специально создаваемые и оборудованные места для анонимного оставления новорожденных детей.
      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Доклад уполномоченного по правам ребенка в камчатском крае по соблюдению и защите прав, свобод и законных