• 19 декабря 2008 г. Об итогах навигации в 2008 г. и задачах на 2009 год

  • Скачать 86.48 Kb.


    Дата14.08.2017
    Размер86.48 Kb.
    ТипДоклад

    Скачать 86.48 Kb.

    Доклад заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта О. Ю. Шахмарданова на совместном заседании Совета Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета Агентства



    ДОКЛАД
    Заместителя руководителя Федерального агентства
    морского и речного транспорта
    О.Ю. Шахмарданова
    на совместном заседании Совета Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета Агентства


    19 декабря 2008 г.

    Об итогах навигации в 2008 г. и задачах на 2009 год

    Внутренний водный транспорт по результатам работы в навигацию 2008 года в целом удовлетворил спрос на перевозки грузов и пассажиров, несмотря на ряд объективных факторов (экономических, гидрологических), с которыми столкнулись речники:

    1. Низкая водность рек восточных бассейнов

    2. Резкий рост цен на дизельное топливо.

    В каждой навигации приоритет – это обеспечение безопасности судоходства.

    Работу внутреннего водного транспорта в навигацию 2008 года в этой области можно оценить положительно. Анализ аварийности на внутренних водных путях за 2008 год показывает, что количество транспортных происшествий по сравнению с 2007 годом сократилось на 28,3%.

    Всего за 12 месяцев 2008 г. на речном транспорте произошло 65 эксплуатационных происшествий и 1 авария, при этом в 2008 году пострадавших и погибших нет (в 2007 году было 8 человек пострадавших, из которых 7 человек погибло).

    Пользуясь присутствием Руководства Минтранса России и Росморречфлота, подведомственных организаций и судоходного бизнес-сообщества хочу отметить этот результат и поблагодарить за совместную работу.

    Надо прямо сказать, что данные показатели являются результатом предпринятых Минтрансом России и Федеральным агентством морского и речного транспорта, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта жестких организационных мер в области обеспечения безопасности судоходства для исключения чрезвычайных ситуаций, подобных аварии в Керченском проливе.

    Напомню, что эти меры были изложены в распоряжении Минтранса России от 19.11.2007 г. № ИЛ-73-р, протоколе совещания под председательством заместителя Министра транспорта А.С.Мишарина от 14.03.2008 г. №10, распоряжении Росморречфлота от 20.11.2007 г. и в циркулярном письме Росморречфлота от 01.10.2008 г. № АД-27/8867.

    Только такие меры, как:


    • Взаимодействие капитанов устьевых портов с СУДС порта Кавказ.

    • Внеочередные концентрированные проверки по вопросам, связанным с обеспечением безопасности мореплавания, соответствия судов требованиям международных конвенций и нормам Правил Российского морского регистра судоходства и Российского Речного Регистра

    • Четкое выполнение изложенных в этих документах требований капитанами портов

    • Выполнение судовладельцами и капитанами судов установленных районов и сезонов плавания позволили провести навигацию в Азовском бассейне без аварий.

    Коротко о транспортных происшествиях на судоходных гидротехнических сооружениях. В 2008 г. на судоходных гидротехнических сооружениях Росморречфлота произошло 26 транспортных происшествий (2007 году – 20).

    Все происшествия, кроме одного произошли из-за ошибок судоводителей, повлекли за собой незначительные повреждения элементов шлюзов, задержек судопропуска фактически не происходило.

    Навигация в 2008 году проходила в соответствии с утвержденной распоряжением руководителя Росморречфлота Программой категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов, а также сроков работы судоходных гидротехнических сооружений в навигации 2008-2010 годов.

    В Программе по предложениям субъектов Российской Федерации, Ассоциации судоходных компаний, Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта, а также учитывая объемы финансирования, в навигацию 2008 г. общая протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов по сравнению с 2007 годом увеличена на 4,5 тыс. км и доведена до уровня 48,1тыс. км, в том числе в бассейнах Сибири и Дальнего Востока на 4,1 тыс. км, в Северо-Двинском бассейне на 400 км.

    Кроме того, для увеличения эффективной работы транспортного флота Программой были изменены категории водных путей.

    В 2008 году протяженность ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов по сравнению с 2007 годом увеличена: с освещаемой обстановкой на 2442 км и доведена до 24,78 тыс.км, а со светоотражательной – на 3557 км и доведена до 11,21 тыс.км.

    Общие объективные факторы навигации 2008 года – это ранняя весна и аномально теплая осень, что позволило увеличить сроки работы основных судоходных гидротехнических сооружений и навигационного оборудования от 3 до 13 суток в Азово-Донском, Волго-Донском, Волжском, Волго-Балтийском, Северо-Двинском, Камском, Енисейском, Амурском речных бассейнах.

    В остальных бассейнах сроки работы соответствовали утвержденной Программе.

    Всего за навигацию 2008 года произведено 252 419 шлюзований, пропущено через СГТС 415 128 единиц флота, что меньше показателей 2007 года на 4,9 и 4,3 %% соответственно.

    Наибольшее количество шлюзований было произведено ФГУ Волго-Донское ГБУВПиС и ФГУП «Канал имени Москвы».

    Работы по декларированию безопасности СГТС проводятся в соответствии с утвержденным Росморречфлотом Графиком.

    По состоянию на 15.12.2008 в соответствии с Графиком в 2008 году проведено 32 декларационных обследования, разработаны и прошли государственную экспертизу 57 деклараций безопасности СГТС, из них направлено на рассмотрение и утверждение в Ространснадзор 52 декларации безопасности СГТС и 5 деклараций находятся на рассмотрении в Росморречфлоте.

    Реконструкция гидротехнических сооружений и модернизация технического флота проводится в рамках подпрограммы «Внутренние водные пути» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

    На реализацию подпрограммы в 2008 году из федерального бюджета выделено 4,74 млрд.рублей.

    Главным событием в 2008 году стал ввод в эксплуатацию второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла на р. Дон.

    В 2008 г введены в эксплуатацию после реконструкции основные элементы обеспечивающие поддержание напорного фронта и безопасность судоходства: аварийные ворота № 104, стены камер шлюзов № 7, 8 ФГУП «Канал имени Москвы», двустворчатые ворота на шлюзах №№ 3,5 Волго-Балтийского водного пути, двустворчатые ворота и трое ремонтных ворот на шлюзах № 4,10,14 Волго-Донского судоходного канала, аварийно-ремонтные ворота шлюза № 13 Городецкого гидроузла.

    Необходимо отметить, в соответствии с решениями совещания на Кочетовском гидроузле, проведенным Председателем Правительства РФ В.В.Путиным по инициативе Министра транспорта Российской Фдерации И.Е. Левитина внесено предложение по включению в ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы» строительства объектов социально-бытового назначения, что позволит закрепить квалифицированные кадры на судоходных гидротехнических сооружениях.

    В 2008 году на ремонт объектов внутренних водных путей направлено – 1,7 млрд.рублей.

    Выделяемые средства направлены в первую очередь на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном и предаварийном техническом состоянии.

    В 2008 году наиболее значимые объекты введены в эксплуатацию после капитального ремонта в ФГУ "Волжское ГБУ", ФГУ Волго-Донское ГБУВПиС, ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" и ФГУП "Канал имени Москвы".

    Как уже отмечалось в 2008 году произошел резкий рост цен на дизельное топливо. Средний рост по всем регионам составил 48,6%. В связи с этим запланированный объем дноуглубительных работ (40,0 млн. куб.м) в 2008 году выполнен не был и снизился на 1,8 млн.куб.м по сравнению с 2007 годом и составил на транзите 32,3млн.куб.м (2007 г. – 34,1 млн.куб.м).

    Теперь остановимся на особенностях работы каждого бассейна.

    Амурское ГБУВПиС. В результате низкой водности в июне и до 10 июля с.г. на р. Амур при уровнях на опорных водпостах ниже проектных на 25 – 100 см, обеспечение судоходных условий на р. Амур от г. Благовещенск до г. Комсомольск-на-Амуре было затруднительным даже при выполнении плановых объемов дноуглубительных работ, фактические глубины в июне были ниже гарантированных на 10-75 см. С этого года на всех пограничных с Китаем реках установлены гарантированные габариты судовых ходов. Объем дноуглубительных работ на транзитных водных путях по сравнению с 2007 годом увеличился на 96,5%, в основном за счет выполнения мероприятий по обеспечению судоходства на р.Амур в условиях эксплуатации Бурейской ГЭС.

    Ленское ГБУВПиС. При средней водности объем дноуглубительных работ на транзитных водных путях по сравнению с 2007 годом снизился на 35,7%. При этом были допущены снижения габаритов по ширине и глубине на отдельных участках.

    Необходимо отметить Байкало-Ангарское ГБУВПиС и Енисейское ГБУВПиС в части значительного увеличения дноуглубительных работ на транзитных водных путях.

    О ситуации на озере Байкал. Минэнерго России в целях энергоснабжения Сибири во время подготовки и прохождения осенне-зимнего периода 2008-2009 годов предложило использовать водные ресурсы озера Байкал за счет снижения среднего уровня воды в озере. В данных условиях отметка 455,8 м озера Байкал приведет к снижению глубин до 170 см на перекате «Исток р. Ангара», а также в устьях рек Баргузин, Селенга, Турка и приведет на указанных участках к снижению провозной способности грузового флота (потери составят 90-100 тыс. тонн) и прекращению пассажирских перевозок. Минтранс России и Федеральное агентство морского и речного транспорта не поддержали предложение Минэнерго России.

    В Обском ГБУВПиС объем дноуглубительных работ на транзитных водных путях по сравнению с 2007 годом снизился незначительно.

    Необходимо отметить, что в Обь-Иртышском ГБУВПиС самое большое из всех бассейнов снижение объемов дноуглубительных работ и, как следствие, снижение габаритов.

    Необходимо отметить также положительную динамику по дноуглубительным работам в Печорском и Северо-Двинском бассейнах.

    Азово-Донское ГБУВПиС, Волго-Донское ГБУВПиС и Кубанское ГБУВПиС сработали стабильно на уровне 2007 года.

    В условиях нормальной водности Волжским ГБУВПиС, Камским ГБУВПиС, Волго-Балтийским ГБУВПиС и ФГУП «Канал имени Москвы» недопущено резкого снижения дноуглубительных работ.

    В навигацию 2008 года перевозочную деятельность на внутреннем водном транспорте осуществляли более 2000 лицензиатов.

    При этом объем перевозок грузов внутренним водным транспортом оценивается на уровне 2007г. и составит 153,5 млн. тонн, грузооборот – 66,9 млрд. т-км (77,8% к 2007г.).

    Объемы завоза грузов в районы Крайнего Севера в 2008 году несколько ниже уровня прошлого года и составляют порядка 25 млн.тонн, это - 96,2% к 2007 года (26 млн.тонн). Снижение связано с завершением перевозок оборудования для строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан.

    Анализируя перевозки грузов по номенклатуре, следует отметить, что в общем объеме перевозок (внутреннее + заграничное) удельный вес перевозок основной номенклатуры грузов сохранился на уровне 2007г. и составляет:


    • сухогрузов – 91,2% ,

    • нефти и нефтепродуктов наливом – 6,6%,

    • лесных грузов в плотах – 2,2%

    Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом оцениваются в объеме 20,2 млн. чел (94% к 2007г.) с пассажирооборотом 949 млн. пкм (99% к 2007г.).

    В настоящее время в Росморречфлоте рассматриваются предложения, поступившие из субъектов Российской Федерации и судоходных компаний, по внесению изменений на 2009 год в «Программу». При этом следует отметить роль Общественных советов бассейнов при обсуждении этих вопросов.

    Запланированные изменения в «Программу» на 2009 год направлены на улучшение качественных характеристик водных путей.

    С учетом проведения дноуглубительных работ в навигацию 2007 и 2008 годов на лимитирующих участках предлагается увеличить гарантированные глубины:



    • на Нижней Волге на участке водного пути Волгоградский шлюз – остановочный пункт Стрелецкое протяженностью 498,3 км с 360 см до 380 см.

    • на реке Кама на участках промпорт Соликамск - промпорт Березники, Пермский шлюз - Закамск (в т. ч. правый судовой ход), Нижнекамский шлюз - устье р. Вятка с 350 см до 360 см.

    • на участке р.Енисей от Красноярска до устья реки Ангары с 285 см до 290 см.

    • на реке Кубань от Краснодарского гидроузла до Федоровского гидроузла со 150см до 160 см.

    Увеличить гарантированную ширину:

    на участках Волго – Балтийского канала Курдюг-Анненский мост (32 км) с 40 до 60 м, Анненский мост – шлюз № 6 (30,9 км) с 40 до 50 м, шлюз № 6 – устье р. Вытегра (40,8 км) с 40 до 80 м.

    В Беломоро-Онежском бассейне предлагается неосвещаемую обстановку в устье р. Водла от 4 км до устья заменить на освещаемую.

    По ФГУП «Канал имени Москвы» выставить навигационную обстановку на 64 судовом ходу Рыбинского водохранилища на участке от буя № 9 (судовой ход № 63) до Весьегонска с габаритами 200 х 80 х 300 и периодом действия с 5 мая по 15 сентября.

    На реке Ока осветить 64 навигационных знака и продлить навигацию от Калуги до Щурово на 24 дня.

    В целом ставится задача увеличить:



    • гарантированные глубины судовых ходов на водных путях общей протяженностью 1067 км (Волжский, Камский, Волго-Балтийский и Енисейский бассейны);

    • гарантированную ширину судового хода на Волго-Балтийском водном пути протяженностью 103,7 км, в том числе: от 40 м до 50 м – 30,9 км, до 60 см – 32 км, до 80 м – 40,8 км.

    По предварительной оценке представителей бизнес-сообщества ожидается уменьшение объемов перевозок грузов и пассажиров в 2009 году на внутреннем водном транспорте, которое составит:

    1. По оценке Ассоциации судоходных компаний



    • по перевозкам грузов – 10-15 %

    • по перевозкам пассажиров 5-10% ( на круизных маршрутах)

    2. По оценке Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта

    • по перевозкам нерудных строительных

    • материалов снижение составит – 6,1 %

    Оценка выпадающих доходов по ГБУВПиС составит 445,4 млн.рублей.

    В заключение хочу сказать:



    Всему речному сообществу необходимо проанализировать итоги навигации 2008 года и принять меры по улучшению показателей безопасности судоходства в навигацию 2009 года, а также качественно подготовиться и провести навигацию 2009 года минимизировав потери в условиях мирового финансового кризиса и сохранив при этом квалифицированные кадры отрасли.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Доклад заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта О. Ю. Шахмарданова на совместном заседании Совета Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета Агентства

    Скачать 86.48 Kb.