• 1. Корпоративная личность
  • 2. Наследственная греховность а. Общее понятие

  • Скачать 348.94 Kb.


    страница1/3
    Дата27.07.2017
    Размер348.94 Kb.

    Скачать 348.94 Kb.

    Доктрина о грехе


      1   2   3

    Первородный грех

    Д-р Томас Веспетал
    Ответив на вопрос, что такое грех, переходим к обсуждению источника греха, т.е. будем искать ответ на вопрос, откуда грех появился? Здесь мы сталкиваемся с понятием «первородного греха». Термин «первородный грех» указывает на то понятие, согласно которому все зло на планете Земля восходит к согрешению Адама в Едемском саду. Вследствие первородного греха люди, которые были созданы безгрешными, наследуют от Адама греховную природу. В дополнение к этому, естественный мир, который согласно Божьему замыслу в творении всегда служил во благо человеку, стал ему враждебным.
    1. Корпоративная личность
    Библейское учение о первородном грехе легче понять в свете концепции «корпоративной личности». Эта фраза описывает явление, часто находящееся в Библии, где Бог обращается к целой группе (например, к семье или нации) как к одному человеку. Сообразно этой системе судьба представителя некой группы становится судьбой всей группы. Известный сторонник этой точки зрения, Х. Робинсон, определил эту концепцию так: «Вся группа, включая ее прошлых, настоящих и будущих членов, могут функционировать в качестве отдельного человека через любого из этих членов, воспринятых как ее представителей».1

    Принцип «корпоративной личности» стоит за высказыванием в Исх. 20:5-6 (ср. Втор. 5:9-10; Числ. 14:18): «…наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». Этот принцип также лежит в основе Божьих заветных отношений. Он заключает завет не с одним человеком, а с ним вместе с его потомками.

    Библия изобилует примерами этого явления. В Числ. 16:27-33 рассказывается о восстании Дафана и Авирона, вследствие которого погибли не только они, но и их семьи. В случае перестройки Иерихона Ахиилом согрешивший вообще не погиб, а только его дети (Нав. 6:25; 3 Цар. 16:34). Когда Давид провел перепись населения Своего царства, пострадали не Давид, а жители Иерусалима (2 Цар. 24:15-17; 1 Пар. 21:3). Далее, из-за греха Ахана, отца семьи, вся его семья погибла с ним (Нав. 7:1-5).

    Приведем и другие примеры. Библия рассказывает о том, что из-за того, что во время Моисея Амалик «противостал Израилю на пути, когда он шел из Египта», Саулу было поручено «порази Амалика, и истреби» (1 Цар. 15:2-3). Народ Маова и Аммона пережили подобное (Неем. 13:1-3). Также, в 2 Цар. 21 описано, что в дни Давида Бог наказал Израиль трехгодичным голодом за грехи, прежде совершенные Саулом.2 Далее, Ханаан был проклят за грех Хама (Быт. 9:25). Ровоам потерял царства в результате греха Соломона (3 Цар. 11:11-12). Все сыновья Иеровоама погибли из-за него (3 Цар. 14:10-11).3

    Также надо учитывать, что люди, находящиеся под корпоративным проклятием, могут избавиться от него через личное посвящение Богу. Так было в случае Раав, которая вместе с другими жителями города Иерихона была в числе назначенных для истребления. Также, Моавитяне, к которым принадлежала Руфь, были исключены из собрания Израиля. Но благодаря ее верности ей удалось присоединиться к Божьему народу. Поэтому нельзя говорить, что корпоративное проклятие неминуемо.

    Самый важный пример принципа корпоративной личности, который влияет на все человечество, это передача греха и его последствий от Адама ко всем его потомкам. В Рим. 5:12 написано: «...одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть…». Дальше, в 17-м стихе сказано: «...преступлением одного смерть царствовала посредством одного...». Тема продолжается в стихах 18-19:


    «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие».
    Адамов грех имеет последствия для всех его потомков во всех поколениях рода человеческого. Поэтому Робинсон вправе видеть в этом еще один пример корпоративной личности:
    «Наиболее известные примеры этого представительства рассматривается в противопоставлении Адама Христу, сделанное апостолом Павлом, которое полностью отображает это древнееврейское понятие. Это противопоставление привлекает всех своей убедительностью концепции корпоративной личности».4
    Так же обсуждается и вопрос, каким именно образом или по какому механизму грех Адама передается всем людям. Выдвигаются две теории: реализм и федерализм. Теория «реализма» утверждает, что в каком-то смысле все люди были «в Адаме», когда тот согрешил. Таким образом люди стали грешниками. Они сами участвовали в грехе Адама, будучи «в нем».5

    В защиту этого мнение ссылаются на Евр. гл. 7, где автор Послания к Евреям доказывает, что Мелхиседек больше Левия. Он выдвигает тезис, что Авраам, дающий десятину, меньше Мелхиседека, принимающего ее. Левий также был меньше Мелхеседека, потому что он был в чреслах Авраама, когда тот дал десятину Мелхиседеку. Каким-то образом Левий участвовал в этом событии. Следовательно, Левий меньше Мелхеседека и священство по чину Левия меньше священства по чину Мелхеседека, к которому принадлежит Иисус.

    Теория «реализма» утверждает, что подобно тому, как Левий дал десятину, пока он еще находился в чреслах Авраама, так и все люди согрешили с Адамом, находясь в его чреслах в Едемском саду. Также принимаем во внимание и то, что этого взгляда придерживались и учили ему выдающиеся отцы Церкви Тертуллиан и Августин. Августин утверждал, что у Адама была «общая, родовая человеческая природа».6

    Но теории реализма можно предъявить следующие претензии. Если люди стали грешниками в силу того, что при согрешении Адама они были «в нем», то почему влияет на человечество только первый грех Адама? По идее должны иметь последствия для человечества все его грехи. Но об этом Библия не говорит. Далее, если грех передается по принципу реализма, то почему последствия грехов других предков не передаются их потомкам? Не находились ли люди не только в Адаме, когда тот согрешил, но и во всех других своих предках, когда те согрешали?

    Еще отмечается, что по плоти был в Адаме и Иисус Христос. Почему Тот не унаследовал греха Адама? Далее, примечательно, что грехом Адама «сделались многие грешными». Если они «сделались» грешными, то подразумевается, что они сами не грешили, но грех им вменился. Наконец, в Рим. 5:14 написано, что люди, жившие после Адама и до Моисея, не согрешили «подобно преступлению Адама». Значит, они в его грехе не участвовали.7

    Теория «федерализм» утверждает, что Адам был представителем всего человечества в Едемском саду. Следовательно, то, что Адам сделал в Едемском саду, также действует на всех, потому что Адам был представителем всех. Адам нарушил свой завет с Богом и тем самым привлек на себя и на все человечество, находящееся в том же завете, проклятие от Бога. Согласно этой системе греховность передается потомкам Адама не путем наследства, но как наказание от Бога за нарушение завета.8

    В пользу данной теории выделяются следующие моменты. Во-первых, так учили великие реформаторы Церкви. Во-вторых, в Ос. 6:7 об Адаме говорится, что он был в завете с Богом. Далее, в Быт. 3:17 открывается, что Бог проклял землю как наказание. Можно предполагать, что Он проклял и человечество в наказание. Наконец, некоторые приверженцы этого мнения выдвигают тезис, что Иисус избежал унаследования греха Адама в силу того, что Он принадлежит другому завету с Богом.9

    Также может служить доводом в поддержку теории федерализма употребление слова אָדָם (адам). Нам уже известно, что это слово служит собственным именем для Адама, первого человека. Но надо также учитывать, что сотни раз в Ветхом Завете слово אָדָם относится к человечеству в целом. Посмотрим на один пример в Быт 6:6-7: «Раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил». В этом контексте слово «человек» – это перевод еврейского слова אָדָם. Такое употребление данного слова указывает на близкую связь между Адамом и всем человечеством, приводя к выводу, что Бог назначил Адама представителем всего человечества.10

    Наконец, важно упомянуть о явлении, отмеченном впервые в Пятикнижии, а затем в книгах пророков Иеремии и Иезекииля, которое идет в противовес принципу корпоративной личности. Моисей написал: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16). В послушании этому Амасия не казнил детей тех, кто убил его отца (2 Пар. 25:3-4).

    Далее, у пророков Иеремии и Иезекииля подчеркивается личная ответственность человека и его личные отношения с Богом. Например, Иеремия написал следующее:


    «В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31:29-30).
    Подобно этому, Иезекииль говорит:
    «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:2-4)
    Однако, Робертсон отмечает, что в этих книгах все же сохраняется смысл корпоративности. Иеремия говорит о заключении нового завета не с людьми в отдельности, а «с домом Израиля и с домом Иуды» (Иер. 31:31). В другом месте Иеремия молится Богу так: «Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них» (Иер. 32:18). Иезекииль, в свою очередь, в 37-ой главе своего пророчества говорит о восстановлении всего дома Израиля (ст. 1-14), о воссоединении Северного и Южного царств (ст. 15-23) и о назначении над ними одного царя – Мессии (ст. 24-28).

    Далее, можно ссылаться и на другие места Писания, которые тоже указывают на продолжение системы корпоративной личности. Например, принцип передачи вины родителей все еще упомянут в Иер. 16:11-13. Даже после возвращения из Вавилона данный принцип все еще был в силе (см. Неем. 13:1-3; Есф. 9:6-10).11 По поводу заповеди Божьей, находящейся во Втор. 24:16, можно предположить, что она лишала человека права применять этот принципу по своей инициативе. Но, тем не менее, и в ветхозаветной истории Бог Сам часто так действовал.

    В заключение Робертсон утверждает:
    «Это совершенно неправильно поставить индивидуализм Иеремии и Иезекииля в прямую противоположность групповой концепции, который преобладала до тех пор. Групповая концепция по-прежнему осталась доминирующей».12
    Дело можно объяснить тем, что стихи, якобы отрицающие принцип наследственной вины, были написаны с целью исправления неверного понимания у Божьего народа личной ответственности. Возможно, что некоторые евреи начали думать, что все страдание было обусловлено грехами их отцов, что они не были виноваты ни в чем. Такое понимание выражалось в притче «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (см. Иер. 31:29; Иез. 18:2).

    В опровержение этого преувеличения и злоупотребления принципом наследственной вины Бог сделал упор в рассматриваемых нами стихах на личной ответственности.13 Выдающийся богослов Ветхого Завета Айхрод комментирует этот момент так. Он утверждает, что данные в этих стихах «не исключают, а вернее балансируют концепцию “общая личность” с целью побуждения человека лично к правильному поведению».14

    Можно заключить, что в свое время Иеремия и Иезекииль начали вводить в концепцию корпоративной личности мысль, что эта система уйдет. Но она все еще действовала до появления Христа, с Которым верующие люди составляют новую корпоративную личность «во Христе».
    2. Наследственная греховность
    а. Общее понятие
    Давайте более детально рассмотрим, какие элементы входят в понятие первородного греха. Первый элемент называется наследственной греховностью. Итак, разберемся в выражении «наследственная греховность». В чем она заключается?

    Начнем с понятия «греховности» или «греховной природы» человека. Одним словом, греховность касается извращения природы человека, т.е. введения в нее склонности к греху. Когда мы говорим о «природе» чего-либо, мы имеем в виду следующее. Природа проявляется, когда что-то действует без приложения особенного усилия, или когда ничто или никто не влияет на него. Дерево, например, по природе растет прямо вверх. Если дерево изогнуто, то это означает, что что-то повлияло на него.

    А что касается падшего человека – он по природе грешит. Павел свидетельствует, что «мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева» (Еф. 2:3) и «нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:12). Иеремия открывает, что человек сам не может избавиться от своего падшего состояния: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер. 13:23). Подобно этому, в Книге Притч говорится: «Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего?"» (Пр. 20:9). Давид свидетельствует, что «я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Иаков говорит о «вожделений ваших, воюющих в членах ваших» (Иак. 4:1).

    Библия открывает, что проблема человека находится внутри него, в его сердце. Иисус знал состояние человеческого сердца (Ин. 2:25), что оно ожесточено (Мф. 19:8). Худое дерево не может приносить плоды добрые (Мф. 7:18). Иисус конкретно учил: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства… все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21). К этому присоединяется и Иеремия: «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9). Екклесиаст свидетельствует: «Сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их» (Еккл. 9:3).

    В соответствии с тем, что Библия открывает об извращенной природе человека, не удивительно, что она описывает падшего человек, как мертвого для Бога (Кол. 2:13; Мф. 8:22). Он раб греха (Ин. 8:34) и любит «более тьму, нежели свет» (Ин. 3:19). Поскольку все люди «заражены» грехом, то можно охарактеризовать весь мир словами «строптивый и развращенный род» (Фил. 2:15), который восстал против Бога (Деян. 4:25-26). К тому же, Иисус свидетельствовал о мире, что «дела его злы» (Ин. 7:7).

    Особое внимание на характеристику «нечестивых» обращает Книга Притча. В свете вышесказанного можно все следующие свойства отнести к всему человечеству и, даже, хоть частично, к любому человеку. «Нечестивые» обманывают (Пр. 12:5), развращены (10:32; 21:8), гордые (21:29), ненавидят Бога (14:2) и человека (21:10), особенно праведников (29:10, 27), не заботятся о бедных (29:7), любят насилие (13:2), поступают глупо (19:1). Они злословят (15:28; 11:9-11; 19:28), ходят во тьме (4:19), не понимают правосудия (28:5), сеют раздоры (Пр. 6:14; 17:19), срамят и бесчестят (Пр. 13:5), даже злоупотребляют животными (12:10).

    Вы можете воспитывать грешника, лечить его или даже поместить в тюрьму, но он всё равно останется грешником. Люди рождаются с грешной природой и для того, чтобы решить проблему греха, человеку необходимо новое рождение (возрождение).

    Давайте рассмотрим наиболее часто встречающийся в Библии термин для описания греховной природы человека. Это – «плоть». Слово «плоть» является переводом греческого слова σάρξ (саркс). Слово σάρξ имеет много значений, которые стоит рассмотреть. Во-первых, это то, что покрывает кости, т.е. «мясо». В Лк. 24:39 Иисус сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня».

    Во-вторых, этот термин может указывать на тело в целом. Такое употребление находится в Еф. 5:29: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь». Здесь, Павел использует слово σάρξ для того, чтобы говорить о целом теле.

    В-третьих, σάρξ может означать человека целиком, т.е. тело и душу. В этой связи читаем Ин. 1:14: «Слово стало плотью». Сын Божий стал человеком. У него были человеческое тело и человеческая душа.

    В-четвёртых, это слово может указывать на семью, род или происхождение. Дословный перевод Рим 4:1 говорит: «Что же, скажем, Авраам, отец наш по плоти, приобрел». Фраза «по плоти» ссылается на Авраама, как на патриарха израильского народа. В-пятых, оно может указывать на человеческое суждение. В Ин. 8:15 Иисус упрекнул фарисеев за то, что они судили «по плоти». Другими словами, они оценивали дело лишь на основе внешних признаков, не зная его сути.

    В-шестых, σάρξ может означить человеческую слабость или ограничения. В 2 Кор. 10:3-4 говорится: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом». Павел сравнивает то, что человек может делать своими собственными силами с тем, что он может делать с Божией силой. Другой пример находится в Мк 14:38, где Иисус молится в то время, как ученики спят. Иисус им говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Вероятно, ученики хотели молиться, но их тела устали. Опять слово σάρξ употребляется для описания человеческой слабости, в данном случае – физической. Смысл «человеческая слабость» является ключом для понимания последнего значения слова σάρξ.

    И последнее значение – это «греховная природа». Слово σάρξ очень часто употребляется Павлом для описания греховной человеческой природы. Обратимся к Гал. 5:19: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство» и т.д.

    Немало людей путается в своем понимании этого понятия. Часто σάρξ в смысле «греховной природы» отождествляется со словом σάρξ в смысле «тела». Вследствие этого предполагается, что источником всего греха является тело. Соответственно, приверженцы такого мнения советуют, что для преодоления греха надо подавлять все желания тела. Но это учение не соответствует библейскому взгляду. Взглянув на Гал. 5:19-21, замечаем, что так называемые «дела плоти» включают в себя пороки, которые не влекут за собой участия тела, как например, зависть, гнев и распри. Также помните, что в Мк. 7:21 Иисус сказал: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства» и дальше – «все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека».

    Библия не учит тому, что тело является источником греха. Эта мысль восходит к греческой философии. Основной принцип почти всей греческой философии выражается в том, что душа или ум – это добро, а тело – это зло. Для греков человек приобретает спасение через подавление желаний тела и развитие души или ума. К сожалению, по сей день такое понимание оказывает большое влияние на многих верующих. Правда в том, что последнее употребление слова σάρξ, т.е. «греховная природа», ближе по смыслу шестому значению, «человеческая слабость». Подобно шестому значению, смысл «греховной природы» тоже указывает на человеческую слабость, но точнее, на моральную слабость падшего человека, т.е. его неспособность противостоять греху.

    Выяснив, что все люди наследуют греховную природу от Адама, можно объяснить и то явление, что все люди грешат. Соответственно, Павел пишет: «Все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23). Соломон признал: «Ибо нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар. 6:36) и «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Eккл. 7:20). Исаия написал: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Ис. 53:6). Псалмопевец свидетельствует: «Не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142:2). Иисус говорил, что все злы (Лк. 11:13) и только один Бог благ (Лк. 18:18-19).

    Библейское свидетельство относительно универсальной греховности человека едино и выражается во всем Божьем Слове.15 Вот почему Библия всех призывает к покаянию (Лк. 24:47).16

    Интересно сравнить моральное состояние человека до и после грехопадения. До вкушения запретного плода люди обладали способностью не грешить и были бессмертны. А после грехопадения они стали грешными, т.е. неспособными не грешить и утратили бессмертие. Есть теория, что если бы Адам и Ева не согрешили, то они утвердились бы в святости. Иными словами, они обладали бы способностью не грешить и имели бы бессмертие, продолжая жить вечно в совершенном состоянии, без какого-либо потенциала грешить. Но эта теория является всего лишь предположением.17

    Перейдем к обсуждению первой части выражения «наследственная греховность», т.е. к слову «наследственная». Согласно 1 Пет 1:18 человек наследует греховность от предков: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа». Греховность передается по наследству и восходит к первому отцу всего человечества – к Адаму.

    В связи с наследственной греховностью можно провести интересную параллель между теологией и генетикой. В генетике есть явление под названием «мутация». Если происходит какое-то нарушение в хромосоме клетки, то это может привести к мутации и вследствие этого клетка становится ненормальной. Когда эта клетка вырастает, делится и становится частью тела, эта часть будет уродливой. То же самое происходит в случае рака. Каким-то образом нормальная клетка переживает мутацию и становится злокачественной в теле.

    Можно использовать эту аналогию, чтобы сказать, что непослушание Адама вызвало «духовную мутацию» в нём. Точно так же, как человек может наследовать физическое уродство от родителей, он через них наследует «духовное уродство» от Адама. Теперь он уже не поступает так, как было предназначено Богом. Его жизнь стала злокачественной по отношению к нему самому, к другим и к Божьей воле.

    Августин подтверждает взгляд на грех, как на искажение Божьего порядка. Он написал: «Первородный грех не является самой природой, но есть случайный недостаток и ущербность природы». Присоединяется к нему лютеранский богослов Мюллер: «Грех не является... материальной субстанцией, существующей сама по себе... (но) есть случайное явление».18


    б. Пелагианство
    Следующий вопрос для нашего рассмотрения – это вопрос степени греховности, т.е. насколько глубоко грех проникает природу человека. Другими словами, может ли падший человек делать добро? И если да, то насколько? В этом отношении выделяются три точки зрения: пелагианство, полупелагианство и полная испорченность.

    Первая позиция, пелагианство, говорит, что грех Адама совсем не действует на природу его потомков. Эта теория выдвигалась в четвертом веке по Р.Х. человеком, которого звали Пелагий. Она нашла дальнейшее выражение в постреформатском движении под названием «социнианизм».

    Пелагий учил, что человек рождается с волей, свободной от рабства греха. Дух человека сотворен непосредственно Богом. Поэтому дух человека ни греховен, ни испорчен грехом. В ответ на возражение, что если человек не греховен, то почему он все же умирает, Пелагий ответил, что Бог создал человеческое тело смертным, т.е. даже без влияния грехопадения человеческое тело предназначено для смерти.19

    Согласно учению пелагианства, «греховность» человека вызвана тем, что ему недостает образования. Человеку нужно не избавление от греховной природы, но лучшее образование. В дополнение к этому, люди развивают плохие привычки. Но это не значит, что они в рабстве греха. Если человек приложит достаточно усилий, то он может избавиться от своих пороков. Наконец, люди грешат из-за плохих примеров, показанных окружающими людьми.

    Для приобретения спасения человеку приходится совершать добрые дела. Иными словами, человек спасается собственной заслугой перед Богом. Пелагий доказывает, что наличие заповедей от Бога подразумевает, что человек способен исполнить их. Иначе, если люди в рабстве греха и не способны быть послушными Богу, то почему Он дал людям заповеди? 20

    Однако, учение Библии не согласуется с позицией Пелагия. Данная позиция явно противоречит описанному апостолом Павлом процессу унаследования греха от Адама, находящемуся в Рим гл. 5. Также, теория Пелагия выдвигает тезис, что человек может заслужить свое спасение на основании добрых дел. Но в противовес этому Библия говорит: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Гал. 2:16). Далее, Библия изобилует стихами, говорящими о греховности человека, некоторые из которых были уже приведены в этой главе. Наконец, надо учитывать и цель смерти Иисуса. Писатели Нового Завета и Сам Иисус однозначно заявили, что Он умер за грехи человечества, что приводит к выводу о том, что человек нуждается в Божьей благодати для спасения. В IV веке Церковь осудила учение Пелагия. Оно справедливо считается ересью.21

    Некоторые люди в защиту Пелагия выдвигают следующие доводы. Они замечают, что наше понимание Пелагия большей частью основано на писаниях его оппонентов, которые якобы преувеличивали его позицию. В этом отношении писатель Ламберигц написал: «Пелагианство большей частью составлено его оппонентами. В этом учении Пелагий сам не мог бы обнаружить себя».22

    Также утверждается заступниками Пелагия, что некоторые из документов, приписываемых ему, в действительности не принадлежат его перу. Далее, они ссылаются на добрую цель, преследуемую Пелагием: защитить Церковь от влияния детерминизма, который мог ослабить нравственность. Дело в том, что главный оппонент Пелагия, Августин, придерживался того типа детерминизма, согласно которому Бог определяет поведение человека. А если это так, то какова мотивация у верующего человека стремиться к святости? Если Бог все контролирует, то стремление человека сводится к нулю. Далее утверждается, что Пелагий конкретно не отрицал существования первородного греха. Наконец утверждается, что Пелагий не отрицал действия Божьей благодати в сверхъестественном плане. По Пелагию Божья благодать проявлена в творении, в откровении и в прощении грехов.23

    В ответ на попытку оправдать Пелагия можно сказать, что вопрос учения самого Пелагия – это исторический вопрос. Но в нашем исследовании важен теологический вопрос, т.е. учение под названием «пелагианство». Это учение неверно, как бы мы ни называли его и каким бы то ни был его источник.

      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Доктрина о грехе

    Скачать 348.94 Kb.