• Тема: «Продукты питания.»
  • Тема: «Транспорт. Правила движения.»
  • Тема: « Наша родина Россия.»
  • Тема: «Деревья и кустарники»
  • Тема: «Откуда хлеб пришёл»
  • Тема «Наш Город»
  • Тема: «День знаний.»
  • ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.
  • Словарь. Предметный
  • Лексико-грамматические игры.
  • ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ Поиграйте в игры на развитие лексики и грамматики.
  • ЛЕТО ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. 1. «Один – много»
  • 2. «Сосчитай» 3. «Назови ласково»
  • 7. «Подбери слово-действие»
  • 8. «Подбери слова»
  • 9. «Закончи предложение»
  • 10. «Подбери слово – признак»
  • 11. «Что делают летом» 12. «Что будешь делать летом» 13. «Составь предложение»
  • 15. Составление предложений о «дружбе» по двум опорным картинкам
  • 16. Развитие связной речи
  • 18. «Ответь на вопрос КАК»
  • КОСМОС Дети должны знать. Существительные
  • Прилагательные
  • ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ Грамматический строй речи Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»



  • страница1/2
    Дата20.04.2018
    Размер0.7 Mb.
    ТипСказка

    Домашние животные. Детёныши


      1   2

    Рекомендации для родителей по лексическим темам
    Тема: "Домашние животные. Детёныши"

    Выясните, знает ли ребенок домашних животных. 

    Расскажите, почему они так называются? Какую пользу приносят домашние животные людям?



    Вспомните с ребенком названия детенышей домашних животных.

    Поиграйте в «Лото» «Животные и их детеныши»

    Почитайте детям

    С. Маршак. Сказка о глупом мышонке.

    Посмотрите с детьми мультфильм

    «Мама для мамонтенка».



    Вопросы, которые можно задавать детям после просмотра мультфильма.

          Какое у вас настроение после просмотра?

           О чем рассказывает мультфильм? (о самом тёплом чувстве — любви к своим родителям)

          Дайте характеристику главному герою мультфильма.

         Какой был первый вопрос у мамонтенка, когда он оттаял?

          Кто помогал мамонтенку в поисках мамы?

        Нашел ли мамонтенок свою маму? Кто ее привел для мамонтенка?

         Кто понравился вам из героев? Кто, наоборот, не понравился?

        А в жизни такое бывает?

           Находились ли вы в таких ситуациях? Как можно преодолеть подобные проблемы?

         Нарисуйте с детьми   семью любого животного.

    Поиграйте с детьми.





    Тема: «Животные жарких стран.»
    Побеседуйте с ребенком:

     — спросите ребенка, каких животных жарких стран он знает (бегемот, крокодил, жираф, лев, кенгуру, коала, питон, кобра, страус, попугай, ящерицы…).

     — покажите ребенку картинки с изображением диких животных, живущих в жарких странах: жирафа, бегемота, зебры, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, верблюда, носорога;

     — расскажите об их внешних признаках, характерных повадках;

     — задайте вопросы ребенку: «Какие животные живут там, где жарко? Чем они питаются? Кого из них ты видел в зоопарке?».

    Посетите с ребенком  зоопарк.
    Выучите с ребёнком  стихотворение

    Жираф


    С длинной шеей, весь пятнистый,
    На высоких ножках, 
    Шел красивый, мускулистый
    Жираф по дорожке.
    Он из Африки, где жарко,
    Переехал навсегда
    И теперь по зоопарку
    Он гуляет иногда.
    Почитайте детям:

    «Доктор Айболит» К.Чуковского, «Слон» А.Куприн, «Маугли» Р.Киплинг.


    Предложите  Вашему ребенку просмотр мультфильма  "Как львёнок и черепаха пели песню",  предупредив о том, что нужно смотреть очень внимательно и запоминать, какие животные жарких стран там будут.
    Сделайте с ребенком поделку любого животного.

    Поиграйте с детьми



    Тема: «Продукты питания.»
    Сходите на экскурсию в магазин. Рассмотрите ассортимент товаров, отделы магазина. Побеседуйте с детьми:

            Что такое продукты?

            Какие продукты питания вы знаете?

            Где продаются продукты питания?

            Расскажите, какие отделы есть в продуктовом магазине?

            Как хранятся в магазине и дома разные продукты?

            Как можно узнать, что продукт свежий?

            Почему многие продукты можно хранить только в холодильнике? Морозильной  камере?

            Почему человек должен питаться разнообразными продуктами?

            Почему нельзя переедать жирного, мучного, сладкого?

            Какие продукты должны есть дети, чтобы быстро расти и быть здоровыми?

            Какие продукты готовы к употреблению, а какие надо готовить?


    Поиграйте с детьми

    «Назови продукты»  
    Молочные, хлебобулочные, мясные, кондитерские, рыбные.

    «Назови ласково»  
    Суп — супчик, масло — маслице, блин — блинок, блинчик, печенье — печеньице, котлета — котлетка, лапша — лапшичка, творог — творожок, баранки — бараночки, хлеб — хлебушек, торт — тортик, варенье — вареньице, каша — кашка, изюм — изюминка, икра — икринка, мармелад — мармеладинка, горох — горошинка.

     «Что может быть?»

    Сладким -…. Солёным -…. Жирным -….

    Горячим -…. Холодным -….



    «Жарят, варят и пекут»

    Дети должны назвать продукты, которые можно жарить, варить, печь.



    Выучите с ребёнком  загадку

    Приготовлю борщ вкусненький ,


    Кашу я подам редкую ,
    Жареных котлет , салат —
    Всякий обеда том советов . ( Повар )
    Почитайте детям:

    М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб»



    Побеседуйте после прочтения

    Где проходил автор целый день?

    Что было в тяжёлой сумке у героя, когда он вернулся из леса?

    ( Добыча - тетерев, грибы, ягода костянка, ягода черника, ягода брусника, ароматный кусочек сосновой смолы, трава кукушкины слёзки, валериана, заячья капуста, кусочек чёрного хлеба.)

    Как в сумке оказался чёрный хлеб?

    ( Герой брал его с собой в лес — перекусить, когда будет голодно.)

    Как деревья сами смолкой лечатся?

    ( Охотник воткнёт топор в дерево, повесит сумку, отдохнёт, потом вынет топор, а из ранки бежит смолка, она ранку и затянет.)

    Почему Зина всегда ела до конца только чёрный хлеб?

    ( Она думала, что он лисичкин, из леса, считала его вкуснее своего.)

    Каким по вкусу был для девочки лисичкин хлеб?
    Почему рассказ назвали «Лисичкин хлеб?»
    Нарисуйте с ребенком рисунок «Вкусное угощение» или «Полезные продукты».

    Тема: «Транспорт. Правила движения.»
    Родителям рекомендуем:

    -понаблюдать с ребенком на улице за движением различного транспорта;

    -закрепить названия видов транспорта;

    -спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному;

    -спросить, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему они так называются;

    -вспомнить, люди, каких профессий работают на различных видах транспорта;

    -провести с ребенком беседу о правилах уличного движения, показать во время прогулки светофор, обратить внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, когда – нет, на знаки дорожного движения, объяснить как они называются;

    -рассказать ребенку о профессии регулировщика.


    Поиграйте с детьми

    Игра  «Что общего?»

    У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель; у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве; у самолета и вертолета – …; у велосипеда и мотоцикла – …


    Подобрать синонимы к словам: ехать, мчаться, нестись, гнать, тащиться, передвигаться.

    Подобрать антонимы к словам: взлет - посадка, взлетать – приземляться, приезжать - ..., приплыть - ..
    Игра «Подбери слово» 

    Московская (что?)…, московский (что?)…,

     московское (что?)….
    Игра  «Назови, какой, какая?»

    Машина  (какая?) — большая, грузовая, синяя, тяжёлая .;

    самолёт (какой?) —... и т.д..
    Игра «Почему так называются?» 

    самолет (сам летает), вездеход, паровоз, пароход, самосвал, самокат.


    Загадайте детям  загадки о транспорте

    • Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (самолёт)

    • Через лес и горный пояс мчит друзей веселый... (поезд).

    • Маленькие домики по улице бегут, мальчиков и девочек домики везут. (машины)

    Рекомендуем почитать детям:

    С.Михалков «Про одного мальчика», 

    О. Бедарев «Азбука безопасности», 
    О. Тарутин «Для чего нам нужен светофор».


    Нарисуйте с ребенком рисунок «Автомобиль будущего»

    Тема: « Наша родина Россия.»
    Рекомендуем:

            вспомнить с ребенком, как называется наша страна; как называется столица нашей Родины, кто руководит нашей страной ;

            рассказать, чем Москва знаменита, что находится в городе Москве, какие достопримечательности в нем есть;

            рассказать о символах страны: гербе, флаге, гимне;

            рассмотреть иллюстрации, открытки и фотографии с изображением города Москва;
    Поиграйте с детьми

    Игра  «Продолжи предложение».

    В городе Москва много …(улиц, домов, скверов, фонтанов, памятников, клумб, школ, детских садов, площадей и т.д.).


    «Один - много»

    «Один — много»

    Город — города — городов,

    улица — улицы — улиц,

    вокзал — вокзалы — вокзалов,

    площадь — площади — площадей,

    театр — театры — театров,

    магазин — магазины — магазинов,

    проспект — проспекты — проспектов,

    сквер — скверы — скверов.


    Игра «Подбери слово» 

    Московская (что?)…, московский (что?)…,

     московское (что?)….
    Игра  «Назови, какой, какая?»

    Город Москва (какой?) — большой, красивый, благоустроенный, величавый, чистый ... ;

    улица (какая?) — длинная, широкая, чистая, красивая ... .
    Объясните значение пословиц:

    Москва – сердце России

    Москва от глаз далека, да сердцу близка.

    Всякому мила своя сторона. 

    Человек без родины – соловей без песни.
    Выучите стихотворение:
    Чудесный город есть на свете
    И всем столицам он глава
    Для нас, он лучший на планете
    Любимый город наш – Москва.
    Сделайте макет любого здания или Кремля

    Тема: «Деревья и кустарники»
    На прогулке рассмотрите деревья и кустарники, их строение, листочки.  Дайте им названия.

    Побеседуйте с ребенком:

    Какие деревья вы знаете? (Лиственные и хвойные).
    Где растут деревья? Какие бывают леса?
    (Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
    Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный. Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный. Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща. Если в роще растут дубы, то это дубовая роща. Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
    Почему они так называются?
    Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
    Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?

    Какие вы знаете кустарники? 
    Деревья и кустарники живые или неживые? 
    Кто (или что) им помогает расти? 
    Для чего нужны деревья? Какая польза от них? (Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу). Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

    На прогулке рассмотрите деревья и кустарники и назовите их.


    Поиграйте с детьми

    «Чьи плоды?»

    Жёлуди растут на … дубе;


    грозди рябины растут на – рябине;
    яблоки растут на – яблоне;
    серёжки растут на – березе, ольхе;
    круглая шишка на – сосне;
    длинная шишка на – ели. И т. д.

    «Назови ласково»

    Ель – ёлочка.


    Сосна – сосенка.
    Береза – березка.
    Иголка – иголочка.
    Ветка – веточка.
    Шишка – шишечка. 
    Выучите с ребенком стихотворение

    Над деревьями взлетает


    Голубей большая стая.
    Зайчик думает, что тучи
    Над деревьями летят,
    И бежит под дуб могучий,
    Чтоб укрыться от дождя.
                                     Б. Лема
    Прочитайте детям

    М.Пришвин  «Сухостойкое дерево»



    Сделайте с ребенком аппликацию или поделку «Дерево»
    Предложите ребенку нарисовать картинку «Лес»

    Тема: «Откуда хлеб пришёл»
    Побеседуйте с ребенком:

    - расскажите детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь; 

    - объясните детям выражение «Хлеб – всему голова»; 

    - вместе с ребёнком сходите в магазин, посмотрите, какие есть хлебобулочные изделия; 

    - купив хлеб, обратите внимание на его вкус, запах, расскажите, из чего пекут хлеб; 

    - рассмотрите пшеничное зерно, муку; 

    - поговорите с ребёнком о труде колхозников, которые выращивают хлеб.
    Поиграйте с детьми


    Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл». (Взрослый задаёт вопрос, а ребёнок отвечает) 

    - Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.      

    — А в магазин как попал? – Из пекарни. 

    - Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.      

    — Из чего? – Из муки. 

    - Из чего мука? – Из зерна.                             

    — Откуда зерно? – Из колоса пшеницы. 

    - Откуда пшеница? – Выросла в поле.        

     — Кто её посеял? – Колхозники.

    Объясните значение пословиц: 

    «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска»

    «Худой обед, если хлеба нет»

    «Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке»

    «Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют»

    Загадайте детям загадку:

    Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый,
    Он и чёрный, он и белый,
    А бывает подгорелый. (Хлеб)

    Выучите считалку:

    "Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
    Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".
    "Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница.  С кем ты хочешь поделиться?"


    Выучите с ребенком стихотворение

    Хлеб ржаной, батоны, булки 

    не добудешь на прогулке. 

    Люди хлеб в полях лелеют, 

    сил для хлеба не жалеют.

    Посмотрите с детьми

    Мультфильм «Легкий хлеб», который рассказывает о том, что просто так ничего не дается. Чтобы вырастить хлеб, нужно потрудиться.


    Предложите ребенку нарисовать рисунок на тему «Хлеб – всему голова»

    Тема «Осень»

    Побеседуйте с детьми:

    1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Закрепите признаки осени.

    2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются:

         Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. 

        Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц. 

    3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени. 

    4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени. 

    Сентябрь, октябрь, ноябрь 

    С дождем и листопадом. 

    И птицы улетают, 

    И детям в школу надо. 

    5. Поиграйте с ребенком:



    Игра «Осенние листья». 

    Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например: —    Береза. —березовые листья. Клен. —кленовые листья. Осина. —осиновые листья. Рябина. рябиновые листья.    



    Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»

    Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.

    Ветер осенью (какой?)

    Дождь осенью (какой?)

    Листья осенью (какие?)

    Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

    Осенью дождь (что делает?)

    Осенью птицы (что делают?)


    Почитайте ребенку И. Соколов-Микитов. Короткие рассказы про осень

    Нарисуйте с ребенком рисунок «Золотая осень»

    Сделайте с ребенком осеннюю поделку из природного материал.


    Тема «Наш Город»

    Родителям рекомендуется:

    вспомнить с ребенком, как называется город, в котором он живет, улица, на которой находится его дом, назвать главную улицу города;

    - рассмотреть иллюстрации, открытки и фотографии с изображением своего города; обратить внимание, чем он знаменит, рассказать о наиболее важных событиях, произошедших в нашем городе, какие достопримечательности в нем есть;

    - вспомнить, какой транспорт можно увидеть на улицах города; напомнить о необходимости соблюдения правил дорожного движения;

    - повторить с ребенком домашний адрес, адрес детского сада;

    - во время совместной прогулки по городу рассмотреть с ребенком жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, ка­менные и деревянные;

    - внимательно рассмотреть дом, в котором проживает ребенок, сосчитать сколько в нем этажей, на каком этаже он живет, есть ли в доме лифт и для чего он нужен, вспомнить домашний адрес.
    Поиграйте с детьми

    Игра  «Продолжи предложение».

    В нашем городе много …(улиц, домов, скверов, фонтанов, памятников, клумб, школ, детских садов, площадей и т.д.).



    «Один - много»

    Улица – улицы; дом-…;  город-…;  пешеход-…; клумба-…; фонтан-…;  газон-…;  дорога-…;  окно-…



    Игра «Назови – какой предмет?»

    Дом (какой?) многоэтажный, пятиэтажный, белокаменный… Улица (какая?)….



    Игра  «Назови, какой, какая?»

    Наш город  (какой?) —  … (красивый,  чистый, уютный, благо­устроенный …) Моя улица (какая?) — … (длинная, широкая, узкая, чистая, красивая, зелёная...)



    Игра “Что было бы, если бы…?”

    Если бы на домах не было адреса?

    Если бы на домах были бы одинаковые адреса?
    Прочитайте детям

    Липецк наш красив зимой и летом

    Ни конца , ни края нет лесам.

    Протянулась синей лентой речка,

    Поделила горд пополам .

    Липецк можно полюбить заглазно,

    Ну, а лучше приезжайте к нам.

     Нарисуйте с ребенком рисунок «Праздник города»

    Сделайте с ребенком макет любого здания.

    Тема: «День знаний.»
    Побеседуйте с детьми:

    Уточните знания детей о празднике 1 сентября.

    Закрепите понятия «школа», «ученик», «учитель», «урок»; обобщающее понятие «школьные принадлежности».

    Расскажите детям, для чего нужно учиться в школе.

    Закрепите правила поведения в общественных местах.

    Рассмотрите иллюстрации о школе.
    Поиграйте с детьми

    Игра «Правила поведения в школе»

    На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и… (внимательным)

    Все пиши, не отставая,

    Слушай не… (перебивая)

    Говорите четко, внятно,

    Чтобы было все… (понятно).

    Если хочешь отвечать

    Надо руку …(поднимать).

    На математике считают,

    На перемене …(отдыхают)

    Если друг стал отвечать,

    Не спеши …(перебивать)

    А помочь захочешь другу –

    Подними спокойно …(руку).

    Знай, закончился урок,

    Коль, услышал ты… (звонок).

    Чтоб не тревожились врачи,

    На перемене не …(кричи).
    Игра «Собери портфель»

    Предложите ребенку предметы, из которых он должен собрать в портфель, нужные для школы. Например, тетрадь, кукла, ластик, телефон, книга, ручка и т.д.


    Прочитайте детям  стихотворение:

    В. Баевой «День знаний».

    Есть осенью особый день,

    Цветами он всегда украшен,

    И утром рано встать не лень

    Счастливым первоклашкам.

    Горят глаза, в руках букет,

    И сердце замирает,

    В преддверье радостных побед

    Их школа так и манит.

    Прекрасен этот первый день,

    С него учебный год начнется,

    В мир новых знаний отворится дверь,

    Поэтому Днем Знаний он зовется.
    Поиграйте с детьми.

    Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

    Я шагаю в первый класс – 



    (ходьба на месте)

    Это раз.


    Зелена вокруг трава – 

    (руки согнуты в локтях, поочерёдно разводить руки от себя в стороны)

    Это два.


    Ты на форму посмотри – 

    (провести тыльной стороны ладони от плеча вниз)

    Это три.


    А четыре – всё в порядке.

    (движение правой рукой вперёд, подняв большой палец вверх)

    Пять – не забыл ничего взять.

    (постучать по бокам руками)

    Шесть – ручки и тетради есть. 



    (сгибать правой рукой пальцы левой руки)

    Семь – я школьник совсем. 



    (правой рукой прикасаемся к груди ладонью)

    Восемь – лень отбросим. 



    (руки движутся от себя)

    Девять - в лучшее верить. 



    (руки поднять вверх, глаза поднять вверх)

    Десять – сентябрь отличный 

    (руки развести в стороны)

    месяц.
    Нарисуйте с ребенком рисунок «Моя будущая школа».


    Прослушайте с ребенком 

    ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ
    Родителям рекомендуется:

    1. Побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились. 

    2. Объяснить, что первые весенние цветы называются первоцветами. Помогите ребенку запомнить слово "первоцветы".

    3. Рассмотреть цветок (любой) и помочь ребенку запомнить его строение: корень, стебель, лист, цветок. 

    4. Обратите внимание на цвет и запах цветов. 

    5. Учите ребенка узнавать первоцветы на картинке и в природе. 

    6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. 



    Один одуванчик, 2 ..., 3 ..., ...

    Один ландыш, 2 ..., 3 ..., ...

    Одна мать-и-мачеха, 2 ..., 3 ..., ... 

    7. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными. 

    Одуванчик (какой?) ...

    Мать-и-мачеха (какая?) ...

    Ландыш (какой?) ... 

    8. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже 

    множественного числа. 

    Один ландыш - много ...

    Один одуванчик - много ...

    Одна мать-и-мачеха - много ...

    9. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков. 

    Наши алые цветы распускают лепестки,

    (Плавно разжать пальцы)

    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

    (Помахать руками перед собой)

    Наши первые цветки закрывают лепестки,

    (Плавно сжать пальцы)

    Тихо засыпают, головой качают.

    (Плавно опустить их на стол) 

    10. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение. 

    Мать-и-мачеха.

    Золотые лепестки,

    Хрупкий стебелек.

    Распустился у реки 

    Солнечный цветок.

    Только тучка набежала,

    Сжались лепесточки,

    На зеленых стебельках - 

    Круглые комочки. (Н. Нищева)


    ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ЦВЕТЫ ПО ПЛАНУ:

    Название. 

    Строение. 

    Где растет. 

    Способы ухода. 

    Для чего нужны цветы.

    ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.


    Словарь.

    Предметный: футболка, юбка, штаны, кофта, брюки,носки, рубашка, платье, сапоги, туфли, чешки, ботинки, босоножки, кроссовки, тапочки, кеды.

    Глагольный: надеть (на себя), снять, застегнуть, завязать, пости­рать, погладить, беречь, расстегнуть, сшить, завязать, промочить, мыть, чистить.

    Признаков: красивая, новая, старая, чистая, грязная, теплая, лег­кая, нарядная, верхняя.

    Лексико-грамматические игры.

    Один — много

    Шапка — шапки — много (чего?) шапок.

    Кофта — кофты — много кофт.

    Юбка — юбки — много юбок.

    Футболка — футболки — много футболок.

    Брюки — много брюк.

    Штаны — много штанов.

    Шуба — шубы — много шуб.

    Шорты — много шорт.

    Один — много

    Сапог — сапоги — много сапог.

    Туфля — туфли — много туфель.

    Чешки — много чешек.

    Ботинок — ботинки — много ботинок.

    Босоножек — босоножки — много босоножек.

    Кроссовок — кроссовки — много кроссовок.

    Тапок — тапки — много тапок.



    Это — мой, моя, мои.

    Ботинок, обувь, туфли, чешки, босоножки — это мой ботинок и т.д.



    Четвертый -лишний (назвать в цепочке лишнее слово и объяснить свой выбор)

    Платье, кукла, шарф, шапка.



    Шуба, пальто, санки, штаны
    Валенки, лыжи, сапоги, ботинки
    Куртка, майка, туфли, юбка.
    Кроссовки, носки, чешки, босоножки.
    Шляпа, шапка, кепка, шарф.

    Подбери словечко
     

    Платье – какое? – новое, нарядное, летнее … 
    Шуба – какая? — меховая, зимняя, тёплая … 
    Блуза – какая? – шёлковая, разноцветная, лёгкая … 
    Куртка – какая? – осенняя, удобная, лёгкая … 
    Свитер – какой? – тёплый, вязаный, шерстяной … 
    Кеды – какие? – спортивные, модные, мягкие … 
    Сапоги – какие? – меховые, кожаные, удобные …

    Скажи, какой?
     
    Из шёлка – шёлковая 
    Из меха – меховая 
    Из шерсти – шерстяная 
    Из пуха – пуховая 
    Из резины – резиновые 
    Из кожи – кожаные 
    Для сменки – сменная 
    Для дома – домашняя
    Пальчиковая гимнастика

    Посчитаем в первый раз,                             Попеременно хлопают ладоня-

    Сколько обуви у нас.                                  ми и ударяют кулачками по

    столу.

    Туфли, тапочки, сапожки

    Для Наташки и Сережки.

    Да еще ботинки

    Для нашей Валентинки,

    А вот эти валенки

    Для малышки Галеньки.                                                                                                              

    На каждое название обуви за­гибают по одному пальчику, на­чиная с большого.


    ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

    Поиграйте в игры на развитие лексики и грамматики.

     1. «Какие?» (подбор прилагательных к слову ЖИВОТНЫЕ»)

    Травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т.д.

    2. «Кто кем был?» (закрепление названий детенышей + логическое мышление + творит, падеж)


    Медведь был ...(медвежонком).
    (белка, еж, волк, лиса, лось, барсук, мышь, крот,
    бобер, кабан, заяц)

    3. «Чья семья?» (усвоение притяжательных прилагательных):


    Волк, волчица и волчонок - это волчья семья.
    Заяц, зайчиха и зайчонок - ...
    Лис, лисица и лисенок - ...
    Медведица, медведь и медвежонок - ...
    Лось, лосиха и лосенок - ...
    Кабан, кабаниха и кабаненок - ...
    Бобер, бобриха и бобренок - ...
    Еж, ежиха и ежонок - ...

    4. «Чей детеныш?» (употребление притяжательных прилагательных):

    Лисенок - это лисий детеныш
    Волчонок - ... Лосенок - ..
    Бельчонок -... Барсучонок - ...
    Зайчонок -... Бобренок - ...
    Мышонок -... Медвежонок - ... Ежонок -...

    5. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):


    Одна лиса, две лисы, пять лис.
    (белка, еж, волк, лось, барсук, мышь, крот, бобер, кабан, заяц)

    Словарь
    Предметный: медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка, лось, олень, шкура, рога, иголки, хвост, лапы.

    Глагольный: жить, догонять, прыгать, лазать, скакать, ловить, охо­титься, спасаться.

    Признаков: сильный, слабый, опасный, косолапый, трусливый, колючий, быстрый, хитрая, ловкая.

    ЛЕТО
     ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

    1. «Один – много»

    Ягода – ягоды – ягод

    Дуб – дубы – дубов и т.д.

    2. «Сосчитай»

    3. «Назови ласково»: солнце, лес, река, ягоды, цветы, стрекоза, птицы, муравей, муравейник и т.д. 

    4. «Что с чем рядом?»

    Ромашка, мухомор, муравей, береза, яблоко.

    5.     «Составь предложение»

    Вырос, поляне, на, василек.

    Купаются, реке, дети, в.

    На, села, бабочка, цветок.

    6.   «Цветы»

    Садовые – роза, гвоздика, тюльпан

    Полевые – ромашка, одуванчик, василек.

    Лесные – фиалка, ландыш, колокольчик.

    7.   «Подбери слово-действие»

    Солнце ….  ярко.

    Лес … красивый.

    Река … быстро.

    Ягоды … в лесу.

    Цветы … на лугу.

    Стрекоза … над водой.

    Муравейник … муравьи.

    Птицы … весело.

    8.   «Подбери слова»

    Большое – солнце, море…

    Большой – муравей…

    Большие – облака…

    Большая – поляна…

    9.  «Закончи предложение»

    Муха разносит…(болезни)

    Пчела собирает…(мед)

    Комар кусает…(человека)

    Бабочка летает…(над цветком)

    Жук грызет…(кору)

    Божья коровка поедает…(тлю)

    10.  «Подбери слово – признак»

    ЛЕТО – какое? жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.

    СОЛНЦЕ – ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д.

    11. «Что делают летом?»

    12.  «Что будешь делать летом?»

    13.  «Составь предложение»

    Работа с предлогами:

    Картинки: дерево, цветок, куст, дом, гриб, птичка, ветка, гнездо, бабочка, ромашка, стрекоза, пчела.

    Над цветком порхает бабочка.

    Между деревьями растет куст.

    Из-за дерева выглядывает мальчик и т.д

    14.«Что около?»

    Составление предложений с предлогом ОКОЛО.

    Около муравья ромашка и дерево.

    Около самоката лодка и речка. И т.д.

    15. Составление предложений о «дружбе» по двум опорным картинкам:

    Лето «дружит» с ромашкой, а со снеговиком «не дружит».

    Лето «дружит» с самокатом, а с санками «не дружит».

    Лето «дружит» с цветами, а со снегом «не дружит».

    Лето «дружит» с грибами, а с листопадом «не дружит».

    Лето «дружит» с радугой, а с лыжами «не дружит».

    Лето «дружит» с солнышком, а со снегопадом «не дружит».

    Лето «дружит» с насекомыми, а с ледоходом «не дружит».

    Лето «дружит» с роликами, а с коньками «не дружит».

    Лето «дружит» с грозой, а с сосульками  «не дружит».

    Лето «дружит» с шортиками, а с шубой «не дружит».

    16. Развитие связной речи: составление рассказов по серии картин «Лето».

    17.  «Бывает – не бывает»

    Летом дети катаются на санках.

    Зимой дети лепят снежную бабу.

    Осенью люди убирают урожай.

    Зимой на деревьях распускаются почки.

    Весной дети играют в снежки.

    Летом дети загорают и купаются.

    Летом дети катаются на лыжах.

    18. «Ответь на вопрос КАК?»

    Утром светло, а днем еще…(светлее)

    Вечером темно, а ночью еще… .

    Осенью холодно, а зимой еще… .

    Весной солнце светит ярко, а летом еще… .

    Весной птицы поют звонко, а летом еще… .

    НАСЕКОМЫЕ

    Словарь

    Предметный: бабочка, стрекоза, жук, гусеница, муха, пчела, ко­мар, кузнечик, паук, лапки, крылья, усики, туловище, божья ко­ровка.

    Глагольный: лаять, ползать, прыгать, зарываться, есть, пить, опы­лять (цветы), уничтожать, таскать, откладывать (яйца).

    Признаков: полезные, вредные, красивые, мелкие, круглые, крас­ный, черный, зеленый.
    Сосчитай до пяти слова. Комар, пчела, муха, кузнечик, лапа, крылья - один комар, два комара и т.д.
    Это — мой, моя, мои.  Кузнечик, муха, комар, пчела, паук, бабочки -  это мой кузнечик и т.д. 
    Скажи,  какая? (какой?) Бабочка (какая?) - красивая, легкая, разноцветная.

    Жук (какой?) - золотистый, майский.

    Комар (какой?) - маленький, надоедливый, малярийный.

    «Четвертый лишний» (назови лишний предмет,объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
    Муха, муравей, грач, пчела.
    Стрекоза, жук, гусеница, собака.
    Паук, голубь, синица, сорока.
    Бабочка, таракан, муха, комар.
    Тля, моль, пчела, гусеница.

    «Насекомые - великаны» (образование существительных с увеличительными оттенками)
    Не паук, а ... паучище
    (муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)

    «Чей?» (образование притяжательных прилагательных)

    У комара писк - комариный


    У пчелы мед - ...
    У муравья лапка - ...
    У шмеля жужжание - ...
    У таракана усы - ...
    У паука паутина - ....

    КОСМОС

    Дети должны знать.

    Существительные: земля, луна, месяц, солнце, космос, планета, звезда, корабль, луноход, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, космодром, скафандр, шлем, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, сияние, старт, посадка.Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.

    Глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать, наблюдать.

    Называть противоположные по смыслу слова.



    Далеко – близко. Высоко – низко. 

    Улететь - … 

    Темно - …

    Подбирать признаки.

    Космонавт – смелый, сильный, здоровый, умный… 

    Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая… 

    Солнце - … 

    Космос - …

    Составлять предложения по опорным словам.

    Ракета, космос, лететь, в. 

    Луна, это, земля, спутник. 

    Луна, земля, меньше. 

    Луна, вращаться, земля, вокруг.

    Определять, что лишнее и почему.

    Солнце, луна, лампа. 

    Звезда, планета, ракета. 
    Прилуниться, приземлиться, припоздниться.
    Объяснять значение слов.

    Взлёт, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем, созвездие, луноход, космонавт, спутник, невесомость.
    Вместе с ребенком родителям рекомендуется.

    • Объяснить ребенку, почему празднуют день космонавтики, что это за праздник.

    • Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.

    • Рассказать ребенку о первом космонавте – Ю.А.Гагарине.

    • Понаблюдать за звездным небом, попробуйте найти полярную звезду.

    • Спросите у ребенка, почему иногда звезд не видно, как они это понимают, скажите верный ответ.

    • Почитайте о космосе рассказы, стихи, отгадывайте загадки, попробуйте сами составить загадки.

    Маленькие сверкающие точки. 

    Их видно только ночью. 

    Живут они на небе. 

    (Звезды.)



    Большое, теплое, круглое, 

    Ходит – бродит по небу.

     Желтый, похож на кусочек сыра, 

    Висит на небе. 


    (Солнце.)

    (Месяц.)                                     



    ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

    ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Дети   (6—7 лет) должны знать:
    —    названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелетных птиц;
    —    понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить);
    —    куда улетают птицы, почему;
    —    части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);
    —    голоса, повадки птиц, их жилье.

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

    Грамматический строй речи

    Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
    Птенец — птенчик,
    перо — перышко,
    голова — головка, головушка,
    соловей — соловушка,
    шея — шейка,
    жаворонок — жаворонушек,
    крыло — крылышко,
    скворец — скворушка,
    гусь — гусек, гусенок,
    утка — уточка,
    лебедь — лебедушка,
    гнездо — гнездышко,
    журавль — журавушка, журка,
    трясогузка — трясогузонька,
    аист — аистенок,
    цапля — цапелька.
      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Домашние животные. Детёныши