страница1/3
Дата29.07.2018
Размер0.69 Mb.
ТипПрограмма

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа


  1   2   3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ



ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ» Г. ТОМСК
«Рекомендовано» «Утверждаю»

Методический совет Дома детского Директор Дома детского

творчества «Созвездие» творчества «Созвездие»

Протокол № 3 ___________ А.В.Гайфулин

«28» августа 2017 г. «___»__________ 2017 г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Программа рассчитана на детей:7-15 лет

Срок реализации программы: 3 года



Составитель: Храмцова Ольга Алексеевна

Педагог дополнительного образования

Томск-2017


Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Учебный план и содержание программы

III. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

IV. Методическое обеспечение учебного процесса

V. Список литературы и средств обучения

IV. Приложения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Театральное творчество» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, примерной программы по учебному предмету «Театральное творчество» (Москва 2012 г.), а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области театрального искусства. Программа является комплексной общеразвивающей программой и включает в себя следующие предметы: «Основы игровой деятельности» и «Подготовка сценических номеров».

Программа «Театральное творчество» учитывает опыт реализации образовательных программ по театральному направлению в различных организациях дополнительного образования детей. Отличительной особенностью данной программы является разделение ее на 3 предмета: «Театральное творчество» (основной предмет), «Основы игровой деятельности» (включает в себя ролевые игры), «Подготовка сценических номеров» (подготовка концертных номеров, капустников, миниатюр, отрывков, композиций).

Новизна данной программы состоит в том, что программа представляет собой краткий курс основ актерского мастерства с включением элементов тренингов по сценической речи и сценическому движению. В основу содержания программы положен следующий принцип распределения учебного материала: от простого к сложному, от отдельного упражнения – к тренингу, от тренинга - к спектаклю.

Актуальность программы состоит в том, что театр, как вид искусства, остается наиболее востребованной и привлекательной сферой детского творчества благодаря своей игровой природе и синтезу разных искусств. Программа дает возможность приобщить детей и подростков к искусству театра, пробудить интерес к театральному творчеству и познакомить с основами актерского мастерства, научить любить и понимать театральное искусство в различных его проявлениях.

Целесообразность программы составляет ее практическое направление, так как дети изучают искусство театра «изнутри», с первых шагов освоения актерской техники до создания учебного спектакля и показа готовой работы на зрителя (друзей, родителей, приглашенных гостей). Основная форма учебных занятий – урок-беседа, урок-тренинг, урок-репетиция, комплексный урок и сценический показ.



Срок реализации программы

Программа рассчитана на 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 36 недель в год.

Занятия подразделяются на групповые и индивидуальные
Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в группах по 10-15 человек. Учащиеся делятся на группы по возрасту и по уровню подготовки. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.



Цель и задачи учебного предмета

Цель:

  • воспитание и развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося средствами театрального искусства.

Задачи:

Обучающие:

  • обучение первоначальным навыкам актерского мастерства;

  • обучение творческому использованию полученных умений и практических навыков;

  • формирование у детей и подростков интереса к искусству театра;

Развивающие:

  • выявление и раскрытие творческого потенциала и индивидуальности каждого ребенка;

  • знакомство с театром, как видом искусства, сущностью театрального исполнительского творчества;

  • устранение мышечного напряжения и психофизических зажимов;

Воспитательные:

  • воспитание самодисциплины, коммуникативности и культуры общения;

  • воспитание художественного вкуса, творческой инициативы, психофизической выносливости и работоспособности;

  • воспитание личности, творчески относящейся к любому делу.


Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (упражнения, тренинги, репетиции);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).



Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Аудиторные занятия проходят в просторном, светлом, оснащенным необходимым оборудованием помещении, пригодном для проведения репетиций. Необходимо иметь дополнительное помещение для хранения театрального реквизита, гримерных принадлежностей, костюмов и декораций. Cценические показы проводятся в классе и в театральном зале, оснащенном световой и звуковой аппаратурой.




II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа по предмету «Театральное творчество» рассчитана на 3 года обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения, она включает в себя предметы - основы игровой деятельности и постановку сценических номеров. Последовательность в обучении позволит учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от игр и упражнений на освобождение мышц, развитие внимания и воображения, тренингов - на освоение элементов актерской техники до подготовки спектакля и его показа на публику.

Учебный материал разделен условно на следующие разделы: «Сценическое действие» (бессловесное и словесное) и «Работа над ролью» (в отрывке, в учебном спектакле и перед зрителями).

Большая роль в программе отводится упражнениям, тренингам и этюдному методу. Теоретические знания, полученные учащимися в процессе занятий по программе «Театральное творчество», одновременно воплощаются в практической деятельности.

Домашняя и самостоятельная работа учащихся включает в себя выполнение упражнений, тренингов, ведения дневника наблюдений, освоение текста роли, изучение литературы по театральному искусству, посещение театров и музеев.

Все занятия являются творческим процессом и направлены на развитие воображения, фантазии, познание себя, освоение собственной психофизики и формирование эстетически развитой личности.

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.




Учебно-тематический план.

Предмет – театральное творчество

1 класс

Знакомство учащихся с основами актерского мастерства. Упражнения, тренинги, этюды.




№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Введение

Тема 1.


Театр, как вид искусства. Выразительные средства театрального искусства. Исполнительское мастерство актера, как основное выразительное средство искусства театра. Техника безопасности на сцене.

4


2

Бессловесное действие

Тема 2.1.

Действие, как основа сценического искусства.

Преодоление мышечных зажимов. Упражнения на освобождение мышц.

Тема 2.2.

Сценическое внимание и память. Слуховое и зрительное внимание. Память на ощущения. Упражнения на внимание и память.

Тема 2.3.

Распределение в пространстве. Группировки и мизансцены. Темпо-ритм.

Тема 2.4.

Общение. Взаимодействие с партнером. Упражнения на общение, внимание, память.

Тема 2.5.

Наблюдения. Поведение в жизни и на сцене. Органичность поведения.

Тема 2.6.

Предлагаемые обстоятельства. Связь поведения и предлагаемых обстоятельств. Действие в предлагаемых обстоятельствах.

Тема 2.7.

Воображение и вымысел. Действие с воображаемыми предметами.

Тема 2.8.

Событие. Оценка факта.

Тема 2. 9.

Сценический этюд и его построение. Этюды на событие и оценку факта.

Тема 2.10.

Этюды на общение, воображение, память физических действий. Этюды на бессловесное действие. Парные и групповые этюды.


8


8

8

8



8

8
8
8

10


Итоговый показ, или открытый урок: Сценическая композиция по упражнениям и этюдам на событие, общение, внимание и память. («Я в предлагаемых обстоятельствах»)

4

3

Словесное действие




Тема 3.1.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Упражнения на гласные и согласные. Скороговорки. Речевой тренинг.


8


Тема 3.2.

Словесное действие. Скороговорки в действии.

Диалог.


8

Тема 3.3.

Этюды на словесное действие. Характер персонажа в общении.



10

Тема 3.4.

Элементы пластического тренинга. Координация действия и слова.



8

Тема 3.5.

Образность и характерность в пластике. Этюды на характер и характерность.



10

Тема 3.6.

Этюды на сказочный сюжет.



10

4

Итоговый показ: Сценическая композиция по этюдам
на сказочный сюжет, или инсценировка небольшой сказки.

4




ИТОГО:

140


Предмет - Основы игровой деятельности

Первый год обучения

№№

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия



Аудиторные занятия

1

Основы театральной игры. Формы и виды игр

Урок

2

2

Игровые комплексы различных типов для развития внимания и памяти

Урок

6

3

Игровые комплексы для снятия излишнего мышечного напряжения

Урок

10

4

Игры для развития фантазии и воображения

Урок

10

5

Игры для развития сценического общения

Урок

10

6

Народные игры

Урок

10

7

Сюжетно-ролевые игры (в том числе музыкальные)

Урок

10

8

Режиссёрские игры

Урок

10

9

Итоговое занятие

Концерт-просмотр

2




Итого:

68

Предмет - Подготовка сценических номеров

Первый год обучения


Наименование раздела, темы



Вид учебного занятия



Аудиторные

занятия


1.

Подготовка сценических выступлений

практические занятия

20

2.

Постановка концертных номеров

практические занятия

20

3.

Постановка спектаклей

практические занятия

40

4.

Итого:




80

2 год обучения

Предмет - театральное творчество

Дальнейшее изучение основ актерского мастерства, приобретение навыков и умений работы над ролью в отрывках из драматургических произведений.




№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Введение

Тема 1.1.

Актер и роли. Драматургия. Понятие жанра и стиля. Драма, комедия, трагедия.


10

2

Работа над ролью в отрывке




Тема 2.1.

Разбор драматургического материала. Сквозное действие. Контрдействие. Конфликт.



10

Тема 2.2.

Актерские задачи. Второй план, подтекст. Внутренний монолог.



30

3

Тема 2.3.

Замысел отрывка, роли. Этюды по событиям отрывка.



30

4

Тема 2.4.

Работа над ролью в отрывке из драматургического произведения. Репетиции.



30

5

Тема 2.5.

Комплексный актерский тренинг.



26

6

Полугодовой и итоговый показы: сценический показ отрывков из драматургических произведений различных жанров и стилей.

4




ИТОГО:

140



Предмет - Основы игровой деятельности

Второй год обучения


№№

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия



Аудиторные занятия

1

Основы театральной игры. Формы и виды игр

Урок

2

2

Игровые комплексы различных типов для развития внимания и памяти

Урок

4

3

Игровые комплексы для снятия излишнего мышечного напряжения

Урок

6

4

Игры для развития фантазии и воображения

Урок

6

5

Игры для развития сценического общения

Урок

6

6

Народные игры

Урок

4

7

Сюжетно-ролевые игры (в том числе музыкальные)

Урок

8

8

Режиссёрские игры

Урок

10

9

Итоговое занятие

Концерт-просмотр

2




Итого:

48

Предмет - Подготовка сценических номеров

Второй год обучения


Наименование раздела, темы



Вид учебного занятия



Аудиторные

занятия


1.

Подготовка сценических выступлений

практические занятия

30

2.

Постановка концертных номеров

практические занятия

30

3.

Постановка спектаклей

практические занятия

40

4.

Итого:




100



3 год обучения
Углубленное изучение основ актерской техники, совершенствование приобретенных навыков и умений, постановка и показ спектаклей



№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Введение

Тема 1.1.

Образ и целостность спектакля. Режиссерский замысел.



8

2

Работа над ролью в учебном спектакле




Тема 2.1.

Действенный анализ пьесы. Событийный ряд.


16


Тема 2.2.

Этюды к спектаклю. Поиск выразительных средств.


16


3

Тема 2.3.

Работа над текстом и сценической речью.


16


Тема 2.4.

Мизансцены в спектакле.


16


Тема 2.5.

Грим.

8


4

Тема 2.6. Декорации, костюмы, реквизит.




Тема 2.7.

Музыкальное и звуковое оформление

спектакля.

Тема 2.8.

Репетиции по подготовке спектакля.

10

30



5

Работа над ролью перед публикой

Тема 3.1.

Контакт со зрителем и «обратная связь».

Навыки анализа собственной работы над ролью. Выполнение рисунка роли, органичность поведения на сцене. Соответствие результата работы режиссерскому замыслу.

Тема 3.2.

Импровизация в работе актера над ролью. Роль и место актерской импровизации в спектакле.


8


8

6

Тема 3.3.

Навыки релаксации и аутотренинга до и после публичных выступлений.


2


7

Полугодовой и итоговый показы: показ учебных спектаклей перед зрителем.

2




ИТОГО:

140

Предмет - Основы игровой деятельности

Третий год обучения


№№

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия



Аудиторные занятия

1

Основы театральной игры. Формы и виды игр

Урок

2

2

Игровые комплексы различных типов для развития внимания и памяти

Урок

2

3

Игровые комплексы для снятия излишнего мышечного напряжения

Урок

4

4

Игры для развития фантазии и воображения

Урок

4

5

Игры для развития сценического общения

Урок

4

6

Народные игры

Урок

2

7

Сюжетно-ролевые игры (в том числе музыкальные)

Урок

6

8

Режиссёрские игры

Урок

6

9

Итоговое занятие

Концерт-просмотр

2




Итого:

32

Предмет - Подготовка сценических номеров

Третий год обучения


Наименование раздела, темы



Вид учебного занятия



Аудиторные

занятия


1.

Подготовка сценических выступлений

практические занятия

40

2.

Постановка концертных номеров

практические занятия

30

3.

Постановка спектаклей

практические занятия

46

4.

Итого:




116

Годовые требования

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1   2   3

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа