• ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБШЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Цветы и экология
  • Пояснительная записка. Дополнительная общеразвивающая программа «Цветы и экология»
  • 10-14 лет.
  • Ожидаемые результаты и способы их проверки Учащиеся должны знать
  • Формы проведения промежуточной аттестации
  • Формы подведения итогов.
  • Содержание разделов программы
  • Календарный учебный график
  • Тема занятия Кол-во часов январь
  • ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ «ЦВЕТЫ И ЭКОЛОГИЯ ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
  • Приложение 1 Теория «Влияние комнатных растений на человека»
  • Приложение 2 Теория «Мир кактусов»
  • Приложение 3 Теория «Декоративно-лиственные комнатные растения».
  • Приложение 4 Теория «Цветущие комнатные растения».
  • Приложение 5 Теория «Защита растений»

  • Скачать 340.1 Kb.


    Дата28.06.2017
    Размер340.1 Kb.
    ТипПрограмма

    Скачать 340.1 Kb.

    Дополнительная обшеразвивающая программа



    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» пос. Рощино


    СОГЛАСОВАНО:

    Директор МБОУ «Кирилловская СОШ»
    _______________ М.О. Долгова
    30 декабря 2014г.

    УТВЕРЖДАЮ:

    Директор МБОУДОД «ДДТ»

    пос. Рощино

    _____________________Т.А. Турецкая

    пр. №65 О/Д от 30.12.2014г.

    ПРИНЯТА:


    на педагогическом совете

    Протокол № 5 от 29.12. 2014г




    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБШЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


    Цветы и экология

    Срок реализации: 1 год


    Возраст детей: 10-14 лет

    Составитель:

    педагог дополнительного образования

    Лихтарович Татьяна Владимировна



    пос. Рощино, 2014 г
    Актуальность программы.

    Содержание и структура курса «Цветы и экология» обеспечивает получение дополнительных знаний о жизни комнатных растений, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привития самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. В программе большое внимание уделено этическим нормам и правилам отношения к природе. Показано практическое применение биологических и экологических знаний.

    Программа ориентирована на активное познание мира цветочно-декоративных растений. В этой связи в нее включены темы практических работ, опытов и наблюдений. Предусмотренные теоретический материал и практическая деятельность учащихся предоставляет им возможности для саморазвития и самореализации, для наиболее полного раскрытия своих творческих способностей. Данная программа отличается большой экологизацией всего курса, широким охватом биоразнообразия.

    Одним из путей воспитания у школьников любви к природе, к своему, дому; бережливого хозяйственного отношения к её богатствам является приобщение учащихся к изучению родной природы и активной природоохранительной деятельности во внеурочное время.

    Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.

    Направление данного курса эколого-биологическое, декоративно-прикладное.

    Необходимым звеном в этой цепи является изучение строения цветочно-декоративных растений. На его базе рассматривается частное цветоводство, что необходимо сейчас для возможного направления личности. Учащиеся изучат все виды растений озеленителей. Рассмотрят использование растений в зелёном строительстве. Изучат название растений, которые окружают экологические факторы их жизни.
    Пояснительная записка.
    Дополнительная общеразвивающая программа «Цветы и экология» имеет туристско-краеведческую направленность.

    Программа создана в 2014 г. в соответствии со следующими нормативными документами:

    - Письмо №19-1932/14-0-0 Комитета общего и профессионального образования администрации ЛО по состоянию на 09 сентября 2014г.

    - ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.

    - Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

    - Устав МБОУДОД «ДДТ» пос. Рощино

    При определении содержания дополнительной общеразвивающей программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей (часть 1 ст.75 273 ФЗ)
    Цель курса: Расширить представления учащихся о морфологии и физиологии растений. Дать дополнительные знания о комнатных, цветочно-декоративных растениях, их классификации, биологии и уходе. Способствовать формированию у школьников ответственного отношения к миру растений. Воспитывать экологическую грамотность и художественно-эстетическое восприятие мира, воспитать у ребят любовь к природе, научить наблюдать их за жизнью природы, привлечь к практической деятельности и дать навыки работы в кабинете биологии.

    Новизна

    Программа дополнительного образования «Цветы и экология» адаптирована для детей 10-14 лет в связи с возросшим интересом детей этого возраста к эколого-биологическому и декоративно-прикладному направлению, так как в этом возрасте у детей преобладает потребность в развитии деятельно-коммуникативной сферы, более развит интерес к познанию своего окружения.



    В результате прохождения курса «Цветы и экология» ученики должны

    знать:

    • основные группы комнатных растений, особенности их организации, многообразие, экологическую, эстетическую и практическую роль;

    • принципы размещения растений в помещении;

    • правила ухода за растениями (световой и температурный режим, полив, подкормка, пересадка и перевалка);

    • основные болезни комнатных растений;

    • правила составления зимних букетов и икебан;

    уметь:

    • составлять паспорт растений, проекты оформления клумб и рабаток, зимние букеты и икебаны;

    • готовить почвенные смеси;

    • пересаживать и переваливать растения;

    • вносить удобрения и подкармливать растения;

    • размножать растения семенами и вегетативно;

    • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель,

    • условия проведения и полученные результаты;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

    • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями;

    • размножения растений семенами и вегетативно: черенками, отводками, делением куста, дочерними луковицами-детками и т.д.

    Задачи обучающие:

    1. закрепить свои знания по многим вопросам школьного курса ботаники и общей биологии;

    2. лучше, понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений;

    3. изучить ассортимент культурных и комнатных растений;

    4. целенаправленно заниматься сортоизучением и сортоиспытанием комнатных и культурных растений в местных условиях и их размножение;

    5. научить вести исследовательскую работу с использованием выращенных объектов;

    6. побуждать у учащихся стремление к систематическому чтению биологической литературы;

    7. научить основным способам сбора и заготовки семян цветочно-декоративных культур;

    8. формировать знания о профессиях, связанных с сельским хозяйством;

    9. научить правильно, владеть садово-огородным инструментом и дополнительными материалами.



    Задачи развивающие:

    1. формировать практические навыки в работе с культурными растениями;

    2. осваивать навыки исследовательской и опытнической работы;

    3. развивать стремление к познанию и творчеству;

    4. развивать аккуратность, настойчивость и точность в работе;

    5. формировать у ребят устойчивый интерес к кружку, показывая практическое применение знаний в повседневной жизни, широко применяя районный материал;

    6. развивать умения работать с растениями, восприятие, внимание, память, воображение, смекалку;

    7. развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, высказывать собственные предложения;

    8. развивать духовную культуру личности.


    Задачи воспитательные:

    1. социализировать и адаптировать ребёнка к жизни в обществе;

    2. воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине, природе родного края, умение видеть прекрасное;

    3. воспитывать культуры труда;

    4. формировать общечеловеческие и нравственные ценности: доброту,

    отзывчивость, уважение к другим людям, честность и мужество.


    Дополнительная программа «Цветы и экология» рассчитана на детей 10-14 лет.



    Срок реализации программы один год обучения.

    Форма обучения - очная.

    Формы проведения занятий - аудиторные

    Количество детей соответствует санитарно-гигиеническим нормам 15 человек.



    Сроки реализации

    Учебная программа «Цветы и экология» рассчитана на 1 год обучения



    Формы и режим занятий

    Занятия: 1 раз в неделю по 2 часа

    На занятиях кружка «Цветы и экология » используются индивидуальная, индивидуализированная, фронтальная, звеньевая, кооперативно-групповая, дифференцированная формы учебной работы. Программой предусмотрены возможности для привлечения школьника к самостоятельной деятельности, к обучению планировать её, ставить проблемы и принимать решения, что позволяет у детей развивать стремление к познанию и творчеству, а так же ответственность и сознательную дисциплинированность.
    Ожидаемые результаты и способы их проверки
    Учащиеся должны знать:

    - растение - живой организм, особенности его строения;

    - строение цветочно-декоративных растений, среду их жизни и способы её управлением;

    -экологические условия жизни комнатных растений (свет, тепло, воздух);

    - основные способы размножений;

    - приёмы выращивания растений;

    - понятия о частном цветоводстве;

    - растения и окружающая среда;

    - труд человека по уходу за комнатными растениями необходимый фактор их нормального роста и жизнедеятельности;

    - эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений;

    - условия необходимые для прорастания семян;

    - агротехнику выращивания рассады

    -знать технику безопасности при работе с садовыми инструментами

    - знать разнообразие цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта и их биологические особенности;

    - приобрести навыки по размножению, выращиванию растений и уходу за ними, по ведению наблюдений за ростом и развитием растений;

    - чётко знать, как обобщать итоги проведённой работы;



    Учащиеся должны уметь:

    - правильно поливать комнатные растения;

    - протирать, опрыскивать, удалять сухие листья;

    - рыхлить почву;

    - приготавливать почвенные смеси;

    - правильно сажать семена растения;

    - размножать комнатные растения разными способами вегетативного размножения;

    - пересаживать, пикировать рассаду на постоянное место;

    - наблюдать за ростом растений;

    - составлять таблицы по уходу за комнатными и цветочными растениями;

    - правильно составлять этикетки для комнатных и цветочных растений;

    - собрать семена растений;

    - провести посадку- произвести размножение;

    - уметь ухаживать за цветами;

    - уметь применить полученные знания в жизни;

    - уметь правильно пользоваться садово-огородными инструментами;

    - наблюдать и передавать впечатления от общения с природой;

    - выполнять индивидуальные и коллективные работы с растениями;

    - уметь определять видовой состав цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта;

    - уметь вести наблюдения за ростом и развитием растений, заполнять дневники наблюдений, писать выводы с использованием их в исследовательской работе;

    - строение цветочно-декоративных растений, среду их жизни и способы её управлением;

    - условия жизни комнатных растений (свет, тепло, воздух);

    - основные способы размножений;

    - приёмы выращивания растений;

    - труд человека по уходу за комнатными растениями необходимый фактор их нормального роста и жизнедеятельности;

    - эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений;

    - условия необходимые для прорастания семян;

    - агротехнику выращивания рассады

    -знать технику безопасности при работе с садовыми инструментами

    - углублённо знать виды цветочно-декоративных растений, разнообразие сортов, их биологические особенности, условия для их лучшего роста, развития, получения хорошего цветения и высококачественных семян.



    Формы проведения промежуточной аттестации:
    промежуточная аттестация проводится по следующим критериям:

    № п/п

    КРИТЕРИИ


    ПОКАЗАТЕЛИ

    Высший-3балла

    Средний - 2 балла

    Низкий - 1 балл

    1

    Практические навыки в ухода и размножения

    Самостоятельно проявлять практические навыки

    Самостоятельно и с инструкцией проявлять практические навыки

    С помощью педагога

    2

    Защита растений от вредителей

    Самостоятельно оказывать помощь

    Самостоятельно и с инструкцией оказывать помощь

    Выполнение с помощью педагога

    3

    Составление паспорта растений

    Самостоятельно

    Самостоятельно и с инструкцией объяснять явления

    Выполнение с помощью педагога

    4

    Экологическая грамотность

    Самостоятельно

    Самостоятельно и с помощью педагога

    Выполнение с помощью педагога

    5

    Развитие познавательной активности и интереса

    Глубокая познавательная активность и проявление живого интереса

    Достаточная познавательная активность и интерес в отдельных случаях

    Низкая познавательная активность и отсутствия интереса

    6

    Отношение к миру окружающей природы

    Активная позиция бережного отношения к окружающей природе

    Достаточно активная позиция защитника природы

    Позиция ближе к пассивной, чем к активной

    7

    Способы вегетативного размножения

    Самостоятельно

    Самостоятельно и с помощью

    Выполнение с помощью педагога

    Формы подведения итогов.

    1.Написание и защита исследовательских проектов по комнатному цветоводству и цветам на пришкольной территории.

    2.Написание и защита рефератов по цветочно-декоративным растениям, по истории возникновения комнатного цветоводства.

    3.Игры: «Угадай растение», «Конкурс – турнир знатоков природы», «Цветы – земной красы начало», «Зелёное лето».

    4.Экскурсии: «Явления природы в жизни растений».

    5.Экологический мониторинг.

    6.Организация выставок методической литературы и лучших проектов.

    7.Участие в конкурсах, в районном конкурсе самый зелёный класс «Сад на окне» и др.

    Все результаты заносятся в таблицу результативности.

    Учебно-тематическое планирование:



    Название темы

    Кол-во часов

    всего

    теория

    практика

    1.Введение. Роль зеленых растений в жизни человека. Комнатные растения вчера и сегодня.

    4

    2

    2

    2.Экологические факторы. Экологические проблемы биосферы.

    10

    4

    6

    3.Четыре времени года в жизни комнатных растений. Календарь основных работ по комнатному цветоводству .

    6

    2

    4

    4.Правила составления паспорта растений. Составление паспортной книги растений.

    6

    2

    4

    5.Многообразие комнатных растений.

    8

    2

    6

    6.Вегетативное размножение. Защита растений от болезней и вредителей. Посев семян.

    6

    2

    4

    ИТОГО:

    40

    14

    26


    Содержание разделов программы:

    1. Введение. Роль зеленых растений в жизни человека. Комнатные растения.

    Теория: Происхождение. Родина большинства комнатных растений – тропики Южной Америки, Азии, Африки, Австралии. Начало цветоводства в домашних условиях в Древней Греции; развитие комнатного цветоводства в Скандинавии, где более суровый климат. Сначала выращивали лекарственные культуры, а затем декоративные .Комнатные растения вчера и сегодня. В XVII – XIX веках введены в комнатное цветоводство большинство нынешних комнатных растений из тропиков. Первые экзотические комнатные растения – лимон и апельсин.

    Практика: Комнатные растения в квартире и школе, особенности их строения, навыки ухода и т. д. Сведения об инвентаре комнатного цветоводства (лопатка, грабельки, кашпо, ножницы, рыхлитель).

    2. Экологические факторы роста и микроклимат растений.

    Теория: Изучение информации о растениях, очищающих воздух от вредных химических веществ и микроорганизмов. Знакомство с информацией о влиянии кроны и цветовой гаммы растений на эмоциональное состояние человека.

    Знакомство с информацией неинфекционных заболеваниях комнатных растений, связанных с неверно выбранным местом по освещённости. Слишком обильным или недостаточным поливом, с недостатком питательных веществ в почве. Уход за растениями. Знакомство с необходимыми элементами питания для комнатных растений и с признаками их недостатка.

    Знакомство видами удобрений и правилами их внесения в почву для подкормки растений.

    Знакомство с подробной информацией о вредителях комнатных растений и мерами борьбы с ними.

    Знакомство с некоторыми инфекционными заболеваниями комнатных растений: заболевания грибковые, бактериальные, вирусные. Меры борьбы. Уход за растениями. Профилактический осмотр и обработка. Условия произрастания в природе, необходимые условия для произрастания в помещении, правила ухода, болезни и вредители , секреты успеха выращивания .Уход за растениями. Изучение требований по содержанию растений, правил их пересадки и перевалки, сопровождается практикой. Теоретические сведения о размножении комнатных растений с практическими занятиями Знакомство с информацией о распространённых вредителях комнатных растений и мерами борьбы с ними.

    Практика: Профилактический осмотр растений и обработка от вредителей при помощи нехимических средств (хозяйственное мыло, вода, настой -дети обрабатывают растения только в перчатках и только нехимическими средствами (хозяйственное мыло, вода, настой шелухи лука и чеснока, раствор марганцовки, настой древесной золы. Химическими препаратами при необходимости проводит учитель в отсутствие детей.)

    Очистка воды, воздуха, почвы.

    3. Четыре времени года в жизни комнатных растений

    Теория: Календарь основных работ по комнатному цветоводству (сентября-май). Как ухаживать за растениями, периоды покоя у растений, пересадка растений.

    Уход за растениями. Корень. Стебель (функции стебля – поддержка надземной части и связь между корневой системой и листовой; виды стеблей – прямостоячий, ползучий, вьющийся и др.).Листья (основная функция – фотосинтез; строение листа; виды жилкования – сетчатое, дуговое и параллельное; виды прикрепления листа к стеблю – черешчатый, сидячий, стеблеобъемлющий, с прилистником, с раструбом; названия листьев в зависимости от края листовой пластинки).

    Цветки(функция цветника – семенное размножение; части цветка).

    Соцветия (кисть, метелка, зонтик, щиток, колос, сережка, початок).



    Практика: Уход за комнатными растениями (освещение, полив, земляная смесь, симптомы болезни растения; первая помощь растению);

    Профилактический осмотр растений (практическая работа).



    4. Паспортизация комнатных растений.

    Теория: Названия растений, их происхождение, правила ухода ,содержание.

    Практика: Составление паспорта растений. Паспортизация комнатных растений (практическая работа) по следующим параметрам: вид, семейство, родина, полив, освещение.
    5. Многообразие комнатных растений.

    Теория: Семейство бромелиевые: ананас, вриезия, гусмания, эхмея, криптантус, тилландсия. Розетки их листьев образуют воронки, через которые растения получают питательные вещества и влагу. Из .Америки. Особенности почвы, полива, размножения.

    Семейство кактусовые: ребуция, лобивия, цереус, хатиора, зигокактус, опунция, маммиллярия идр. Суккуленты, листья видоизмененные в колючки или волоски, бывает восковой налет. Из Африки, Америки.

    Особенности полива, размножения, температурного режима.

    Семейство бегониевые (800 видов): тигровая, мессона, королевская, рэкс, клубеньковая, клеопатра, голая, борщевиколистная и др.

    Ассиметричные листья разнообразной формы. Особенности ухода, размножения.

    Семейство пальмовых (2500 видов): хамедорея, хамеропс, кокосовая, финиковая и др. Из Америки и Африки. Древовидные растении, на вершине стебля перистые или веерные листья очень большой длинны. Особенности ухода, размножения. Семейство геснериевых (1800 видов): узамбарские фиалки, глоксинин, эписция, сперептокарпус. Не переносят прямых солнечных лучей.

    Травы, полукустарники, яркие цветники и бархатистые листья, корневая розетка . Из тропических лесов. У глоксиний после цветения надземная часть отмирает.

    Особенности ухода, размножения.

    Семейство молочайных (7500 видов): молочай ребристый, молочай прекраснейший, акалифа, пуансетия, кодиеум и др. На поперечном резе стебля выделяется ядовитый млечный сок. Из тропической Америки, Африки и Ю-В Азии. Есть суккуленты, травы, деревья.

    Особенности ухода и размножения.

    Семейство ароидные (2000 видов): антуриум, спатифиллум, диффенбахия, аморфофаллюс, монстера, кала. Соцветие початок с прицветным покрывалом, млечный ядовитый сок из тропиков.

    Особенности ухода и размножения. Семейство орхидейные-разнообразные орхидеи из тр.Америки и Азии. Особый аромат, особое строение цветка. Особенности ухода – высокая влажность воздуха, без сквозняков, без перепадов температур, яркое освещение.

    Семейство амариллисовых (1100 видов): амариллис, гиппеаспирум, кливия, валота, гемантус. Из тр.Африки и тр.Америки. Луковичные, роже корневищные, растения; Соцветие зонтик, цветки крупные, яркие, воронковидные на длинной стрелке – цветоносе. Листья длинные, языковидные, ярко – зеленые. Особенности ухода, размножения.

    Семейство папоротников: венерин волос, нефролепис, птерис, платицерум. Споровые растения, листья – вайи от земли. Особенности ухода и размножения.

    Семейство аизовых: «живые камни», литопсы. Из пустыней Африки. Мелкие растения, напоминают стволики, рассеченные сверху, которые образованы парой сросшихся листьев. Цветки по форме напоминают ромашку. Особенности ухода и размножения.

    Семейство рутовых (цитрусовых): апельсин, лимон, мандарин. Плод померанец. Особенности ухода.

    Семейство марантовых: маранта, калатея. Из тропиков Евразии и Америки. Листья необыкновенно эффектные: покрыты яркими жилками или пятнами. Подземное корневище, короткие вертикальные стебли, розетки листьев. Цветки невзрачные собраны в колоски. Новый лист рождается в центре розетки свернутый трубочкой и потом разворачивается. В основании листа утолщения – листовые подушечки. Могут поднимать и сворачивать листья на ночь и перед дождем. Особенности ухода и размножения.

    Семейство росянковых: росянка, венерина мухоловка, непентес. Насекомоядные растения. Особенности ухода, размножения.

    Семейство аралиевых: фатсия, фатсхедера, шеффлера, плющ. Листья пальчатые, широкие, глянцевые или лопастные, кожистые на длинных тонких черешках. Особенности ухода и размножения.

    Семейство драценовые: драцена, кордилина. Ствол растения прямой, листья сидячие узкие и длинные.



    Практика: Особенности ухода и размножения. Полив и освещенность.

    Паспортизация комнатных растений (практическая работа) по следующим параметрам: вид, семейство, родина, полив, освещение.



    6.Вегетативное размножение.Черенкование. Защита от болезней .

    Теория.

    Связь природных особенностей растений и условий их содержания. Растения светолюбивые и теневыносливые. Растения увлажнённых мест, сухих, умеренной влажности. Температурный режим и отношение к сквознякам. Характерные недомогания комнатных растений некоторых семейств : папоротников, суккулентов, пальм, бромелиевых, марантовых, бегониевых, геснериевых, цитрусовых, гераниевых.

    Папоротники: при недостатке влаги и плохом воздухообмене - пожелтение листьев, при избытке влаги и холоде – загнивание корней, при прямых солнечных лучах – ожоги листьев, характерные вредители – белокрылки и щитовки.

    Суккуленты: при излишнем поливе и холоде зимой – загнивание корней и стебля, увядание и опадание листьев, при недостатке влаги – пожелтение и засыхание листьев, характерные вредители – нематоды, мучнистый червец, щитовки.

    Пальмы: при избытке или недостатке воды – подсохшие листья, недостаток питательных веществ –отсутствие молодых листьев, прямые солнечные лучи – ожоги листьев, сухой воздух – высыхание кончиков листьев, характерные вредители – красный паутинный клещик, тля, щитовки, мучнистый червец.

    Бромелиевые: при сухом воздухе – обесцвечивание листьев, при отсутствии воды в углублении розетки листьев – увядание растения, при холоде или сквозняках – загнивание корня и листьев, характерные вредители – щитовки, червецы.

    Марантовые: при низкой температуре – увядание листьев, при ярком солнце – побледнение и обесцвечивание листьев, при сухом воздухе или недостаточном опрыскивании – увядание стебля и опадание листьев, характерные вредители – мучнистые щитовки, красный паутинный клещик.

    Бегониевые: при ярком солнце – обесцвечивание и истончение листьев, при прямых солнечных лучах – ожоги листьев, обезвоживание и гибель растения, при чрезмерном поливе и сильной жаре – поникшие листья, при недостаточном проветривании – серая плесень, при недостаточном свете – пожелтение листьев, характерные вредители – мучнистая роса,нематоды.

    Геснериевые: при прямых солнечных лучах – обесцвечивание листьев, пятна и желтеющие края, при скудном поливе – сморщивание листьев, пожелтение и засыхание, характерные вредители – тля, мучнистый червец, цикламеновый клещ.

    Ароидные : при переизбытке воды и низкой температуре – обесцвечивание, повисание и увядание листьев, при слишком сухом воздухе – поражение красным паутинным клещиком, коричневые пятна на листьях, при прямых солнечных лучах – ожоги листьев, характерные вредители – щитовки, красный паутинный клещик, тля.

    Гераниевые: при долгом нахождении в тени – обесцвечивание и опадание листьев, при излишнем поливе – загнивание корня и почернение стебля снизу, при сухом жарком воздухе – засыхание и опадание листьев, характерные вредители – белокрылки, щитовки.

    Практика: Посев семян растений и уход за ними, перевалка растений, черенкование растений, обработка травяными растворами.
    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    дополнительной общеразвивающей программы «Цветы и экология»



    № п/п

    Раздел, тема

    Форма занятий

    Методы

    Дидактический и наглядный материал, технические средства обучения

    Формы диагностики

    1.

    Роль зеленых растений в жизни человека. Комнатные растения вчера и сегодня.

    Беседа, лекция, презентация, практическая работа

    Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

    Периодические издания, интернет-ресурсы.

    Видеоматериалы.



    Собеседование

    2.

    Экологические факторы. Экологические проблемы биосферы.

    Беседа, тестовая работа, практическая работа.

    Видеофильмы



    Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, программированный

    Видеоматериалы, периодические издания, интернет-ресурсы.

    Тестовая работа

    3

    Четыре времени года в жизни комнатных растений. Календарь основных работ по комнатному цветоводству.

    Беседа, игра, тестовая работа, практическая работа. Создание презентации. Видеофильмы

    Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, программированный

    Фотографии, плакаты, презентации.

    Видеофильмы.



    Тестовая работа

    Презентации.



    4

    Правила составления паспорта растений. Составление паспортной книги растений.

    Рассказ, беседа, составление паспорта растений, практическая работа.

    Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

    Фотографии, периодические издания, интернет-ресурсы.

    Создание паспорта растений

    5

    Многообразие комнатных растений.

    Беседа, тестовая работа, практическая работа. Видеофильмы

    Проблемный, объяснительный, программированный

    Периодические издания, интернет-ресурсы. Видеоматериалы.

    Тестовая работа


    6

    Вегетативное размножение. Защита растений от болезней и вредителей. Посев семян.

    Беседа, тестовая работа, практическая работа.

    Видеофильм



    Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный

    Периодические издания, интернет-ресурсы.

    Видеоматериалы



    Тестовая работа


    7

    Проектная деятельность

    Самостоятельная работа, презентация

    Метод проектов

    Периодические издания, интернет-ресурсы.

    Видеоматериалы.



    Презентация работы

    Литература для учителя:

    1.  Бочкарева, Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся / Н. Ф. Бочкарева. - Калуга, 1996. -С. 122.

    2. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.

    3. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и


    младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова.- М., 1996. - С. 35-42.

    4. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на –Дону: Издательский центр «МарТ» , 2005. – 256 с. (Серия «Школьный корабль»).

    5. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с., ил., 8 ил.

    6. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно- экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. (Методическая библиотека).

    7. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.: ил.

    8. Мак- Милан Броуз Ф. Размножение растений: Пер. с англ. – М.: Мир, 1987. – 192 с., ил.

    9. Биология Приложение «Первое сентября» №6 2001с.1, 4-5.

    Литература для учащихся:

    1. Аксенова, М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 / М. Аксенова,        С. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1995.

    2. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.

    3. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М: ООО «Издательство Астрель», 2000.

    4. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений /Ю.В.Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – 319, (1) с.

    Дополнительная литература

    1. Ангелиев В., Николова Н. 599 советов цветоводу-любителю /Пер. с болгарского В.И.Толмачева. – Алма-Ата: Кайнар, 1985. – 280 с.

    2. Букин, А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М., 1991.

    3. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.

    4. Ганичкин, А. Любимые домашние цветы / А. Ганичкин, О. Ганичкина. -М.: Оникс, 2006.

    5. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М: ООО «Издательство Астрель», 2000.

    5. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений /Ю.В.Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – 319, (1) с.

    6. Семенова Д.В. Цветы в саду и дома. Милые, любимые, колючие.

    Приложение к журналу «Приусадебное хозяйство» №8 1998.  Издательский дом «Сельская новь».

    7. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. – 3-е изд., перераб. и  доп. – Л.: Ауропромиздат. ЛЕНИНГРАД, отд-ние, 1990. – 352 с., ил.

    8. Тулинцев В.Г. Комнатное цветоводство. Государственное издательство сельскохозяйственной литературы Москва- Ленинград, 1956.

    9. Клевенская Т.М. Цветы в интерьере: Альбом. – М.: Агропромиздат, 1990. – 63 с.: ил.

    10. Удалова Р.А., Вьюганина Н.Г.  В мире кактусов. – Л., «Наука», 1977, 134 с.


    СОГЛАСОВАНО:

    Директор МБОУ «Кирилловская СОШ»
    _______________ М.О. Долгова
    30 декабря 2014г.

    УТВЕРЖДАЮ:

    Директор МБОУДОД «ДДТ»

    пос. Рощино

    _____________________Т.А. Турецкая

    пр. № 65 О/Д от 30.12.2014г.

    ПРИНЯТА:


    на педагогическом совете

    Протокол № 5 от 29.12. 2014г





    Календарный учебный график

    дополнительной общеразвивающей программы «Цветы и экология»





    Неделя

    Тема занятия

    Кол-во часов

    январь

    1

    Начало цветоводства в домашних условиях.

    Комнатные растения вчера и сегодня.



    2

    2

    Пр. р Уход за комнатными растениями

    2

    3

    Наука экология

    Экология организмов



    2

    4

    Экологические сообщества

    Понятие экологической безопасности.



    2

    февраль

    1

    Пр.р Приспособленность организмов к факторам среды обитания.

    Пр.р Оценка экологического состояния воды.



    2

    2

    Пр.р Оценка экологического состояния воздуха.

    Пр.р Оценка экологического состояния почвы



    2

    3

    Пр.р Изучение сукцессий

    Пр.р Круговорот веществ



    2

    4

    Основные работы по комнатному цветоводству .

    Как ухаживать за растениями в периоды покоя , пересадка растений



    2

    март

    1

    Профилактический осмотр растений (практическая работа).

    Пр. р Уход за комнатными растениями



    2

    2

    Пр. р. Пересадка и перевалка.

    Пр. р. Прищипка, обрезка и омолаживание.



    2

    3

    . Паспортизация комнатных растений

    2

    4

    Пр. р. Паспортизация растений кабинетов и рекреаций

    2

    каникулы

    апрель

    1

    Паспортизация растений кабинетов и рекреаций

    2

    2

    Многообразие комнатных растений

    2

    3

    Пр.р. Уход за растениями разных семейств

    Пр.р Вид,семейство, родина, полив, освещение.



    2

    4

    Пр.р. Влияние освещения на рост и развитие растений.

    Пр.р Уход за растениями



    2

    май

    1

    Вегетативное размножение.

    2

    2

    Пр.р. Посев семян и уход за проростками

    2

    3

    Пр.р. Защита от болезней. Обработка растений

    Пр.р. Пересадка растений.



    2

    4

    Создание презентаций

    2

    ИТОГО:




    40 часов


    ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ «ЦВЕТЫ И ЭКОЛОГИЯ
    ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
    Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом учащихся на учебно-опытном участке, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря.
    1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
    1.1. Учащиеся допускаются к работе только после прохождения инструктажа по охране труда и технике безопасности, о чём делается соответствующая запись в журнале.

    1.2. Учащиеся должны соблюдать правила внутреннего распорядка.

    1.3. Учащиеся должны соблюдать правила труда и отдыха.

    1.4. Педагог должен немедленно сообщить директору о несчастном случае .

    1.5. Учащийся должен знать и соблюдать правила личной гигиены.

    1.6. Не прикасаться к рубильникам и выключателям.


    2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
    2.1. Педагог перед началом работы должен подготовить инвентарь. Если необходимо, то и средства индивидуальной защиты.

    2.2. Каждый педагог должен знать телефон скорой или ближайшего медицинского учреждения, где может быть оказана квалифицированная медицинская помощь.

    3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
    3.1. Учащиеся должны выполнять требования педагогов.

    3.2. Соблюдать правила личной гигиены после работы.

    3.3. Работая с ножницами или секатором, держать их рабочей частью от себя. Во время перерыва инструменты должны быть закрыты.

    3.4. Приготовляя растворы минеральных удобрений, не прикасаться к ним руками. С удобрением работать в перчатках.



    Приложение 1

    Теория «Влияние комнатных растений на человека»

    Комнатные растения очищают воздух в помещении от вредных микробов (стафилококка, кишечник и синегнойной палочки). К таким растениям относятся: бегония, мирт, герань, антуриум, диффембахия, молочай, пилея, сансивьерия, толстянка, традесканция, туя, акуба, аглаонема, бересклет, колеус, циссус, алоэ, фикус, плющ.

    Аромат цветов лечит. Растения выделяют летучие вещества фитонциды, которые благотворно влияют на самочувствие людей. Аромат розы, лаванды восстанавливает силы, помогает от переутомления, нервозности. Аромат мяты, гвоздики освежает. Аромат эвкалипта, лавра снимает чувство усталости. Аромат герани помогает он нервоза, бессонницы, нормализует кровообращение, убивает микробов, прогоняет моль. Аромат розмарина полезен для памяти. Аромат мяты нормализует сердечный ритм, дыхание, помогает при стрессе. Аромат алоэ повышает работоспособность, защитные силы организма.

    Комнатные растения очищают воздух от вредных примесей химических веществ. Современные строительные материалы ДВП, ДСП, пенопласт, пластмасса и др. выделяют ядовитые газы: формальдегид, бензол, трихлорэтилен. Они вызываю раздражение верхних дыхательных путей, головную боль, тошноту, нарушают деятельность желудочно-кишечного тракта. Биофильтрами, которые поглощают эти примеси, являются алоэ,хлорофитум, филодендрум, драцена, плющ, спатифиллум.

    Все растения с большими листьями способствуют оседанию пыли.

    Растения ионизируют воздух в помещении, что благоприятно влияет на здоровье человека.

    Цветовая гамма растений влияет на состояние человека. Холодные тона способствуют расслаблению, а теплые тона повышают работоспособность.

    Форма кроны влияет на эмоциональное состояние человека: раскидистая и пирамидальная – активизирует, овальная – успокаивает.

    Кактусы не защищают от действия компьютера, а снимают усталость.

    Приложение 2

    Теория «Мир кактусов»

    Семейство кактусов насчитывает 220 родов. Их родина Америка, Африка, Мадагаскар. Суккуленты. Стебли бывают неветвящиеся, ветвящиеся, прямостоячие, стелющиеся. Размеры кактусов от 2-5 см до 10-12 м. растут на сухой почве, неприхотливы, занимают небольшое пространство, при правильном уходе красиво цветут. Им нужно яркое солнце, температура воздуха летом 18-20 градусов, зимой 10 градусов, иначе кактус не зацветет. Многообразие кактусов: астрофитум, эхинокактус, церерус, маммиллярия, нотокактус, ребуция, опунция, лобивия, зигокактус, ферокактус, мелокактус, эхинопсис и др. (демонстрация растений и рассказ о них)



    Приложение 3

    Теория «Декоративно-лиственные комнатные растения».

    Многообразие: плющ, фикус, фатсия, бегонии, аспарагус, хлорофитум, нефролепис, ирезина, диффембахе, маранта, колеус, алоказия, акалифа, апельсин, ананс, эухарис, афиляндра, пеперония, эписция,шеффлера и др. Красивые листья, цветки не привлекательные. Листья разнообразные по форме, могут иметь светлые полосы или вкрапления, цветные пятна, бывают гладкие и блестящие, опушенные. Общих правил ухода за декоративно-лиственными растениями не существует. Необходимо индивидуально и внимательно подходить к освещению, тепловому режиму, поливу для каждого растения. Сведения о правилах ухода имеются в паспорте растения.

    Демонстрация перечисленных выше растений и рассказ о секретах их выращивания

    Приложение 4

    Теория «Цветущие комнатные растения».

    Декоративно-цветущими называют кустарники, полукустарники и множество других растений, декоративность которым придают красивые цветки. Без цветущих комнатных растений не обходится ни одна комната они оживляют интерьер, привнося в него новые краски. В отличие от срезанных цветов горшечные, как правило, дольше сохраняют свежесть. Декоративно-цветущие культуры: бальзамин, цикломен, антуриум, герань, хризантема, спатифиллюм, азалия, сенполия, роза, гиппеаструм, каланхоэ, жасмин, клеадендрум, кальцеолярия, глоксиния и др. растения имеют разнообразную форму, размер, запах и цветки. Комнатные культуры различаются и периодом цветения. Можно так оформить композицию, что в любое время года ее будут оживлять цветущие растения.

    Зимой цветут: каланхоэ, жасмин, азалия, цикламен.

    Весной цветут: спатифиллюм, антуриум, ахименес, бегония клубневая.

    С весны до осени цветут: колокольчики, глаксиния, кальцеолярия, клеадендрум, пахистахис, герань, стаппелия, стрептокарпус, фуксия, эписция.

    Осенью цветут: амариллис, олеандр, рипсалис.

    Весь год цветут: сенполия, бальзамин, беллапероне, понсетия, зигокактус.

    Есть декоративно-цветущие культуры, которые имеют красивые декоративные листья: эписция, эхмея, цикламен.

    При выращивании декоративно-цветущих растений необходимо помнить, что обычно они оболе светолюбивы, чем декоративно-лиственные и влаголюбивые. Для того чтобы листки на растениях возникали регулярно, необходимо правильно ухаживать за ними.

    Приложение 5

    Теория «Защита растений»

    Неприхотливые комнатные растения устойчивые против вредителей и болезней. Однако, если все же они подверглись нападению вредителей или грибным, вирусным, бактериальным инфекциям, то чаще всего причину следует искать в неправильном уходе или в том , что растение стоит в неподходящем месте. Если вы будете учитывать потребности своих питомцев – это будет самой лучшей профилактикой по их защите от болезней и вредителей.

    Плохие условия роста не только ослабляют растение, но и могут вызвать болезненные симптомы.

    СИМПТОМЫ, ВЫЗВАНЫ ПЛОХИМ УХОДОМ.

    Листья окрашиваются в желтый или коричневый цвет и падают:

    Недостаток света; иногда эти признаки появляются только с плохо освещенной стороны (у фикуса)

    Недостаток воды; сухие комочки земли приводят к опадению листьев (у дизиготеки)

    Недостаток питательных веществ; нижние листья опадают, прежде всего, если это недостаток азота

    Листья вяло свешиваются вниз:

    Недостаток воды; как правило, листья расправляются через несколько часов после полива;

    Излишек воды; если из-за забитого отверстия для стока воды происходит заболачивание, то следует вымыть закисшую почву и перенести растение в новый горшок

    Листья пестроокрашенных растений становятся однотонно зелеными:

    Недостаток света; свет распределяется неравномерно на поверхности листьев; на пестролистном плюще это проявляется на затененных побегах; Переизбыток питательных веществ; Особенно если в субстрате содержится слишком много перегноя; В этом случае следует меньше удобрять.

    Листья скручиваются:

    Слишком сухой воздух; надо опрыскивать,

    Повреждение корней; из-за высокой влажности почвы или низ горшка переохлажден; поливать меньше и теплой водой.

    Побурение кончиков листьев:

    Слишком сухой воздух; опрыскивать (пальмы, циперус) На листьях появляются пробковые пятна и вздутия: Слишком высокая влажность воздуха и низкая температура; Избыточное удобрение при низких температурах (кливия)


    СРЕДСТВА И СПОСОБЫ

    Оправдывают свое применение домашние средства:

    Вода с хозяйственным мылом, настой древесной золы, травяные отвары и настои (хвоща, крапивы, картофельной ботвы, лука, чеснока). Химические препараты: неядовитые средства (с буквой Т, Т+)

    ВРЕДНЫЕ НАСЕКОМЫЕ

    Тли (залетают через окно), листья покрываются сладко медвяной росой. Против тлей надо опрыскивать раствором хозяйственного мыла.

    Щитовки (защищены крепким панцирем), их надо удалять старой зубной щеткой или обрабатывать растение специальными инсектицидами.

    Профилактикой служат низкие температуры во время зимнего содержания растения.

    Корневой червец (живет в почве) он покрыт белыми волосками, заводится на корнях суккулентов. Их белые личинки находят при пересадке растений. Единственной эффективной защитой является мытье корней, а затем опускание их в инсектицидное средство и пересадка в стерильный субстрат.

    Паутинные клещи (живут в серебристой паутинке под листьями); верхняя сторона листа покрывается светлыми точками от «укусов», листья бледнеют и засыхают. Для борьбы берут мыльный раствор с добавлением 4 столовых ложек керосина.

    Клещи (поселяются на вегетационных точках). Для борьбы с ними надо сразу удалить пораженные места, уменьшить влажность воздуха, применить средство против акарицид. Корневые паразиты на орхидеях и др. клубневых и луковичных растениях погибают через 10 минут в воде нагретой до 55 градусов.

    Галловые нематоды (крохотные нитевидные черви) вызывают образование больших наростов, в результате растение может погибнуть. Поможет только пересадка в горшок .

    Трипсы (желтые или темные, длинной 1 мм. Крылатые насекомые) высосанные ими участки растения приобретают серебристый цвет. Прохладный воздух снижает «аппетит» трипсов. Можно с ними бороться с помощью нафталина, подвешенного в мешочке на отопительный прибор при температуре 23 – 24 градуса на 16 часов.

    ГРИБНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

    Мучнистая роса (белый мучнистый налет) – надо удалить пораженные части растения, поставить растение на светлое и проветриваемое место.

    Ложная мучнистая роса (серо-белый налет на нижней стороне листьев, а на верху блестящие и коричневые пятна) – надо снизить влажность, побрызгать отваром из хвоща.

    Серая плесень (серо-коричневы налет на увядших листьях) – надо снизить влажность, побрызгать отваром из хвоща.

    Ржавчина (желто-красные споровые отложения на нижней стороне листьев) чаще у герани и фуксии – надо уменьшить влажность воздуха, обеспечить приток свежего воздуха, а пораженные участки удалить.

    Септореоз (пятна на листьях сначала коричневого, а потом черного цвета на верхней стороне листьев) у герани, гортензии, рододендрона, если растение стоит на слишком теплом и влажном месте – надо удалить пораженные части растения, поставить растение на светлое и проветриваемое место, вымыть настоем из луковичной шелухи. Если растение сильно поражено, придется его уничтожить.



    Красный ожег (яркие красные полосы на листьях и стеблях) – поставить в сухое и прохладное место.

    Склероцеальная гниль (часть клубня и шейка побега увлажнились, размягчились, покрылись плесенью) – надо сократить полив поставить в проветриваемое место, пораженное растение выбросить с землей.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Дополнительная обшеразвивающая программа

    Скачать 340.1 Kb.