Скачать 490.69 Kb.


Дата28.08.2018
Размер490.69 Kb.
ТипПояснительная записка

Скачать 490.69 Kb.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано»





Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цели и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

    1. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;

  • Годовые требования по классам;

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  2. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки;

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  • Список рекомендуемой нотной литературы;

  • Список рекомендуемой методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.

Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.

Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы "Фортепиано" федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: "Специальность и чтение с листа", "Ансамбль" и "Концертмейстерский класс", которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению.

Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для пианистов.

Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.


  1. Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»

Срок реализации учебного предмета "Концертмейстерский класс " по 8- летнему учебному плану может составлять полтора года - 7 класс и первое полугодие 8 класса.

По вариативному разделу программы может составлять 6 лет, начиная с 3 класса.



  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Концертмейстерский класс».

Таблица 1

Вид учебной нагрузки

7 класс - 1 полугодие 8 класса

Количество часов (общее на 1,5 года)

Максимальная нагрузка

122,5 часа

Количество часов на аудиторную нагрузку

49 часов (из расчета 1 час в неделю)

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

73,5 часа (из расчета 1,5 часа в неделю)

Вариативная часть

4-6, 2 полугодие 8 класса, 9 класс

Количество часов на аудиторную нагрузку

133 часа

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

индивидуальная, предлагаемая продолжительность урока - 40 минут.

Реализация учебного предмета "Концертмейстерский класс" предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения. В случае привлечения в качестве иллюстратора работника образовательного учреждения планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.

5. Цели и задачи учебного предмета Цели:



  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства;

  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

Задачи:

  • формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования;

  • развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;

  • умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы;

  • умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;

  • приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания, фразировка и др.) и скрипичного (строение инструмента, настройка, тембровая окраска каждой струны, принципы звукоизвлечения и др.) исполнительства;

  • навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;

  • приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста с солистом;

  • приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений;

  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства.

    1. Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

    1. Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, рассказ, беседа);

  • наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие). Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и

психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.



8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс».

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Концертмейстерский класс" имеют площадь на менее 9 кв.м. и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.



II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Концертмейстерский класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2



Срок обучения – 8 лет




Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Продолжительность учебных занятий (в неделях)



















33

16

2. Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)



















1

1

3. Общее количество часов на аудиторные занятия (на все время обучения)

49

4. Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу, (часов в неделю)



















1.5

1.5




5. Общее количество часов внеаудиторной работы (на все время обучения)

73.5

6. Общее максимальное количество часов на весь период обучения

122.5

Таблица 3

Срок обучения – 9 лет




Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вариативная часть




























1. Продолжительность учебных занятий (в неделях)







33

33

33

33

33

17

17

2. Концертмейстерский класс, дополнительный инструмент

-

-

1

1

1

1

1

1

0,5

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.



Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;

  • подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2. Годовые требования по классам

"Концертмейстерский класс" начинается с изучения наиболее простого вокального репертуара или инструментального репертуара (эта работа планируется в 7 классе).

Инструментальный репертуар, как более сложный, дается позже (первое полугодие 8 класса), когда ученик уже обладает элементарными навыками концертмейстера.

7 класс (1 час в неделю)

Знакомство с новым предметом - вокальный аккомпанемент. При отсутствии иллюстраторов - вокалистов вокальную партию может исполнять сам учащийся.

Работа с вокальным материалом требует элементарных знаний о вокальном искусстве, о природе человеческого голоса и его диапазоне, искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов. Наличие текста помогает понять художественную задачу произведения.

Следует начать с самых простых аккомпанементов, состоящих из разложенных аккордовых последовательностей или несложных аккордовых построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта.

Необходимо отметить места цезур, проанализировать фактуру фортепианной партии, определить звуковой баланс голоса и фортепиано. Ученик должен уметь петь вокальную строчку, а преподаватель может ее подыгрывать на другом инструменте.

Аккомпанемент, включающий дублирующую вокальную партию голоса, требует особого внимания. Ученику необходимо учитывать свободу интерпретации вокальной партии солистом.

В 1 полугодии следует подробно пройти в классе не менее 3-х романсов и регулярно читать с листа в классе и дома.

В конце полугодия ученик должен сыграть 1-2 романса на зачете, классном вечере или концерте.

Примерный репертуарный список для учащихся 7 класса:

Агабабов С. "Колыбельная", "Лесной бал"

Алябьев А. "Соловей", "Два ворона", "И я выйду ль на крылечко"

Александров Ан. "Ты со мной", "Люблю тебя"

Аракишвили Д. "На холмах Грузии", " Догорела заря"

Балакирев М. "Взошел на небо", "Слышу ли голос твой"

Бах И. С. 10 песен из книги напевов Г.К.Шемелли

Бетховен Л. "Тоска разлуки", "Люблю тебя", "Воспоминание" "К надежде"

Бородин А. "Песня темного леса", "Фальшивая нота" "Колыбельная"

Брамс И. "Кузнец" "Красный сарафан", "Горные вершины"

Варламов А. "Белеет парус одинокий", "На заре ты ее не буди"

Глинка М. "Скажи,зачем", "Бедный певец", "Сомнение" "Признание", "Как

сладко с тобою мне быть", "Мери", "Уснули голубые", "Я

люблю, ты мне твердила"

Григ Э. "Песня Сольвейг", "Первая встреча", "Розы", "Лебедь", "Люблю

тебя", "Сердце поэта", "В челне", "И скучно, и грустно"

Гурилев А. "Матушка-голубушка"

Даргомыжский А. "Шестнадцать лет", "Мне грустно", "Не скажу никому"

"Я вас любил", " Привет", " Оделась туманом"

Кабалевский Д. "Песенка умного крокодила"

Каччини Д. "Амариллис"

Кюи Ц. "Коснулась я цветка", "Царскосельская статуя"

Левина 3 "Акварели", " Музыкальные картинки"

Лист Ф. "Как утро, ты прекрасна", "Всюду тишина и покой"

Масканьи П. "Сицилиана"

Мендельсон Ф. "На крыльях песни", "Фиалка", "Весенняя песня"

Моцарт В. "Вы, птички, каждый год", "Волшебник", " Мой тяжек путь"

Прокофьев С. "Растет страна"

Римский-Корсаков Н. "На холмах Грузии", "Не ветер, вея с высоты", "Эхо",

"Восточный романс", "О чем в тиши ночей", "Октава"

Рубинштейн А. "Клубится волною", "Певец"

Хренников Т. "Зимняя дорога", "Колыбельная Светланы"

Чайковский П. Из песен для детей: "Весна", "Мой садик", "Детская песенка",

"Ни слова, о друг мой", "Нам звезды кроткие сияли"

Шопен Ф. "Желание", "Колечко"

Шуберт Ф. "Юноша у ручья", "К музыке", "Блаженство"

Шуман Р. Альбом для юношества: "Подснежник", "Совенок", "Приход

весны"


Примерный список произведений для зачета в 1 полугодии:

Булахов Г. "Не пробуждай воспоминаний"

Варламов А. "На заре ты ее не буди", "Напоминание"

Глинка М. "Признание", "Как сладко с тобою мне быть"

Гурилев А. "Матушка-голубушка", "И скучно, и грустно"

Даргомыжский А. "Мне грустно" "Я вас любил", "Привет", "Старина", "Не скажу

никому", "Как часто слушаю", "Русая головка"

Чайковский П. "Мой садик", "Детская песенка"

Шуберт Ф. "Полевая розочка", "Блаженство"

Во 2 полугодии следует пройти в классе 3-5 романсов. Работа над усложнением аккомпанементов, включающих различные комбинации типов фактуры.

Следует познакомить ученика с навыками транспонирования: сначала на интервал увеличенной примы (прибавление диеза или бемоля), а затем для наиболее способных учеников - на интервал большой или малой секунды. Материалом для транспонирования служат самые легкие аккомпанементы.

В этом полугодии предусмотрена промежуточная аттестация (зачет), которая может проводиться в виде выступления на академическом вечере, классном концерте или любом другом публичном выступлении в конце учебного года. Ученик должен исполнить 1-2 произведения.



Примерный список произведений для зачета во 2 полугодии:

Варламов А. "Горные вершины", "Красный сарафан",

"Белеет парус одинокий"

ГлинкаМ. "Как сладко с тобою мне быть",

"В крови горит огонь желания"

Гурилев А. "Домик-крошечка", "Сарафанчик",

"Однозвучно гремит колокольчик"

Даргомыжский А. "Поцелуй", "Каюсь, дядя, черт попутал",

"Я умер от счастья", "Как пришел мужик из-под горок"

Дюбюк А. "Не брани меня, родная", "Не обмани"

8 класс (1 час в неделю, I полугодие)
Продолжением предмета "Концертмейстерский класс" может быть аккомпанемент в классе скрипки. Объем часов рассчитан на одно полугодие. Необходимо наличие иллюстраторов. Это могут быть учащиеся старших классов, студенты или преподаватели образовательного учреждения.

Вместо скрипки может быть взят любой другой инструмент в качестве сольного. В этом случае следует воспользоваться программами и репертуарными списками, соответствующими выбранному инструменту.

Процесс последовательного освоения музыкального материала включает: определение характера и формы произведения, работа над текстом, цезурами, агогикой, динамикой, фразировкой, педалью и звуковым балансом.

За полугодие учащиеся должны пройти в классе (с разным уровнем подготовки) минимум 3 произведения различного характера.

В конце 1 полугодия ученики играют зачет (промежуточная аттестация) - 2 произведения.

Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся:

Багиров В. Романс

Бакланова Н. Мазурка, Романс

Бах И. С. Ария, Багатель

Бетховен Л. Два народных танца Мазурка, Полька,

Боккерини Л. Менуэт

Бом К. Непрерывное движение

Вебер К. Хор охотников

Глинка М. Чувство

Глюк К. В. Веселый танец

Данкля Ш. Вариации на тему Вейгля

Данкля Ш. Вариации на тему Паччини

Зейтц Ф. Концерт Соль мажор, 1-я часть

Майкапар С. "Вечерняя песнь"

Моцарт В. А. Вальс, Менуэт

Перголези Дж. Ария (обр. В.Бурмейстера)

Перголези Дж. Сицилиана

Рамо Ж. Ф. Ригодон

Рамо Ж. Ф. "Тамбурин" (переложение Г.Дулова)

Тартини Дж. Сарабанда

Телеман Г. Ф. Бурре

Чайковский П. Вальс, Мазурка

Годовые требования и примерный репертуарный список по вариативному разделу программы:

1-ый год обучения (4 класс)

Небольшие произведения с простым фортепианным аккомпанементом голосу или инструментам, с ясным и устойчивым ритмом.



Примерный перечень музыкальных произведений:

М. Качурбина «Мишка с куклой»

Н.Соколова «Земляника и лягушки»

Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Русская народная песня «Заинька»

Русская народная песня «Как под яблонькой»

А. Спадавеккиа «Добрый жук»

Ж.Ф.Рамо «Тамбурин»

Л.В.Бетховен «Прекрасный цветок»

Э. Д.Капуа «Моё солнышко»

В.Томпсон «Вальс гномов»

В.А.Моцарт «Менуэт»

В.А. Моцарт «Вальс»

Ф. Шуберт «Менуэт»

Сперонтес «Контрданс»

Б. Барток «Анданте»

А.Тихомиров «Старинный танец»

М.И.Глинка «Песня»

М. Красев «Топ- топ»

А.Зверев «Медведь и Маша» из сюиты «Любимые книжки»

П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

В. Дональдсон «Мой мальчик»

М. Шмитц «Микки-маус»

А. Варламов - переложение О. Геталова «На заре ты её не буди»

2-ой год обучения (5 класс)

Изучение произведений более сложных по жанру, стилю. Аккомпанемент, поддерживающий основную мелодию аккордами с басом на сильную долю. Чтение по вертикали. Закрепление навыков, приобретённых в 1-ый год обучения.



Примерный перечень музыкальных произведений:

Б.Савельев «Песенка кота Леопольда»

«Если добрый ты»

«Настоящий друг»

«Неприятность эту мы переживем»

«Хвост за хвост

И. Остен «Кукушкин вальс»

Э. Ромберг «Тихо, как при восходе солнца»

Л.Делиб «Вальс» из балета «Коппелия»

В. Шаинский «Антошка»

В. Шаинский «В Подмосковье ловятся лещи»

«Улыбка»


«Чунга - чанга»

«Облака»


«Дождь идет по улице»

«Песенка слона»

А. Рубинтшейн – переложение О. Геталова «Мелодия»

А. Бородин «Полька»

Чешская народная песня «Пастушок»

Н.Римский-Корсаков «Славление» из оперы «Псковитянка»

Д. Кабалевский «Про Петю»

Е. Крылатов «Песенка о лете»

Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»

Е. Крылатов «Кабы не было зимы»

Е.Тиличеева «Колыбельная»

М. Раухвергер «Разговор перед сном»

В. Купревич «Пингвины»

3-ий год обучения (6 класс)

Произведения более объёмные, сложные по глубине художественного образа, различные по жанрам. В аккомпанементе используются разнообразные ритмические фигуры, синкопы, пунктирный ритм.



Примерный перечень музыкальных произведений.

Ю. Шапорин «Колыбельная»

Л.Бетховен «Немецкий танец»

Р.Шуман «Веселый крестьянин»

О. Евлахов «Маски»

М. Невин «Непрерывные буги»

М.И.Глинка «Не щибечи соловейко»

К. Вебер «Вальс»

Ж. Люлли «Гавот»

Л.Бетховен «Экосез»

Н. Мясковский «Мазурка»

Б. Фиготин «Ласковая песня»

Д. Мехеган «Рэг»

Т. Попатенко сюита «Галинкины забавы»

Ф. Шуберт «Серенада»

Б. Скотт «Уходи от сюда»

А. Гурилев «Сарафанчик»

А. Верстовский «Мазурка»

М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни»

А. Даргомыжский «Юноша и дева»

М. Старокадомский «Любитель - рыболов»

Д. Джоплин «Артист эстрады»

Ф. Шопен «Желание»

С. Рахманинов «Полька»

Й. Гайдн «Менуэт быка»

Ф. Крейслер «Марш игрушечных солдатиков»



4-ый год обучения (6 класс)

Дальнейшее усложнение репертуара. Полифонические сочетания с сольной партией. Часто встречается скрытая мелодия в басовом голосе. Аккомпанемент со смешанной фактурой, в том числе, дублирующей партию солиста.



Примерный перечень музыкальных произведений:

М. Глинка «Мелодический вальс»

Ц. Кюи «Восточная мелодия»

А. Аренский « Танец» из балета «Египетские ночи»

В. Поп «Сицилийская серенада»

Ф. Шуберт «Жалоба»

А. Ушкарев «Осенний листок»

Русская народная песня «Шуточная»

Русская народная песня «Позарастали стёжки-дорожки»

Белорусский танец «Крыжачок»

Ш. Тактишвили «Утешение» из музыкальных картинок «Мир детей»

Д. Шостакович «Заводная кукла»

В. Андреев «Бабочки»

А. Золкин «Романтическое настроение»

А. Гедике «Русская песня»

А. Грибоедов «Вальс»

А. Варламов «Вдоль по улице метелица метёт»

П. Чайковский «Грустная песенка»

Л. Бетховен «Сонатина» ре минор

А. Гурилёв «Грусть девушки»

М. Блантер «Джон грэй»

А. Новиков «Дороги»

Е. Тиличеева «Вальс»

В. Ефимов «Весёлая кадриль»

М. Шмитц «Буги - бой»

А. Даргомыжский «Ночной зефир»

А. Комаровский «Вариации на тему украинской песни «Вышли в поле косари»

М. Мусоргский «Гопак»



5-ый год обучения (7 класс)

Аккомпанемент с элементами речитатива, подготавливающий ученика к исполнению аккомпанемента к оперным ариям, инструментальной музыки.



Примерный перечень музыкальных произведений:

В. Андреев Вальс «Искорки»

Ф. Госсек «Тамбурин»

А. Дюран «Чакона»

П. Барчунов «Вальс»

М. Мусоргский « Слеза»

А. Варламов «Что ты рано, травушка пожелтела»

Т. Хренников «Колыбельная Светланы» из к\ф «Гусарская баллада»

Д. Шостакович «Контрданс» из к\ф « Овод»

А. Зверев «Маленькое рондо»

С. Миролюбов «Галоп пряничных коней»

А. Варламов «Горные вершины»

«На заре ты её не буди»

«Белеет парус одинокий»

А. Даргомыжский «Мне грустно»

Б. Шереметьев «Я вас любил»

Т. Потапенко «Ваня пастушок» из цикла 5 детских песен

И. Дунаевский «Колыбельная»

П. Дезмонд» «Играем на пять»

Ж. Космо «Опавшие листья»

Н. Богословский «Песня старого извозчика»

А. Новиков «Дороги»

А. Даргомыжский « Я всё ещё его люблю»

П. Чайковский «Бабушка и внучек»



6-ой год обучения (8 класс)

Совершенствование навыков аккомпанемента, приобретённых в предыдущие годы.



Примерный перечень музыкальных произведений:

А. Дворжак «Мелодия»

Г. Гендель «Ларгетто» из сонаты №4

Ж. Обер «Престо»

М. Мишков « Деревянные лошадки»

В. Кательников «Ах вы сени»

А. Шалов «Волга-реченька глубока»

З. Фибих «Поэма»

П. Куликов «Ноктюрн»

Ф. Шуберт «Экосез»

И. Дунаевский «Лунный вальс» из к\ф «Цирк»

К. Хала «Фокстрот»

К. Дебюсси «Маленький негритёнок»

Р. Глиэр «Прелюдия»

Г. Камалдинов «Романс»

А. Зверев «Петрушка на ярмарке»

Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая»

М. Глинка «Венецианская ночь»

«Северная звезда»

«Не искушай меня без нужды»

В. Андреев «Грёзы»

А. Даргомыжский «Влюблён я, дева-краса»

«Шестнадцать лет»

«Мне грустно»



7-ой год обучения (9 класс)

Совершенствование навыков аккомпанемента, приобретённых в предыдущие годы.



Примерный перечень музыкальных произведений:

Э. Григ «Песня Сольвейг»

Г. Миллер «Лунная серенада»

Л. Делиб «Пиццикато» из балета «Сильвия»

Э. Григ - С.Лукин « В пещере горного короля»

А. Андреев «Мазурка №3» (ред. Нечепоренко)

А. Андреев «Грёзы» (обр. Илюхина)

Б. Барчунов « Тема с вариациями»

Э. Григ « Норвежский танец»

В. Городовская « Памяти Есенина»

А. Яньшинов « Прялка»

А. Вивальди «Концерт» (ля минор, соль мажор, соль минор)

Ф. Мендельсон « Песня без слов» (обр. Крейслера)

Н. Паганини «Кантабиле»

Русская народная песня «По улице мостовой» (обр. Шалова)

Русская народная песня «Светит месяц» (обр.А.Андреева)

Сибирская народная песня «По улице не ходила, не пойду» (обр. Лаптева)

Русская народная песня «Перевоз Дуня держала» (обр. А.Шапаева)

Русская народная песня «Цвели, цвели цветики» (обр. Трояновского)

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения учебного предмета «Концертмейстерский класс» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:



  • знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и

инструментального);

  • знание основных принципов аккомпанирования солисту;

  • навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;

  • умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;

  • умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских возможностей солиста;

  • умение разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

  • навыки по разучиванию с солистом его репертуара;

  • наличие первичного практического опыта репетиционно - концертной деятельности в качестве концертмейстера.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.

В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, классные вечера.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка.

Промежуточная аттестация по учебному предмету «Концертмейстерский класс» предполагает проведение зачетов. Формами зачетов являются: академические концерты, контрольные уроки, участие в творческих мероприятиях школы. Зачеты могут проходить в конце полугодий за счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По завершении изучения учебного предмета "Концертмейстерский класс" проводится промежуточная аттестация с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно.

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:



Таблица 3


Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Условием успешной реализации программы по учебному предмету "Концертмейстерский класс" является наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работающих с различными инструментами, голосами, знающих репертуар, владеющих методикой преподавания данного предмета, а также наличие иллюстраторов.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

Весь процесс обучения должен быть построен по принципу - от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для создания этого замысла.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.

В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

1.1. Методические рекомендации при работе с учащимися в классе

вокального аккомпанемента

Ученику-концертмейстеру необходим предварительный этап работы над вокальным сочинением. А именно: знание вокальной строчки, осмысление поэтического текста, определение жанра произведения (колыбельная, баркарола, полька, мазурка, вальс, марш и т. д.). Необходимо научить ученика петь вокальную строчку под собственный аккомпанемент.

Большое значение у вокалистов имеет правильное дыхание. Начинающий концертмейстер должен научиться предчувствовать смену дыхания у певца; понимать закономерности дыхания, зависящие от профессиональной подготовки вокалиста, состояния его голоса и от правильно выбранного темпа.

Важно обратить внимание учащегося на степень употребления педали, применения динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости от тесситуры, силы и тембра голоса вокалиста.

Одна из первостепенных задач преподавателя - научить будущего концертмейстера понимать вокальную природу музыкального интонирования, научить слышать наполненность интервалов, грамотно и выразительно фразировать музыкальный текст.

Обучающиеся должны получить первоначальные знания о вокальной технологии и понимать:

- как вокалист берет и как держит дыхание;

- что такое пение "на опоре" и "бездыханное" пение;

- различие между чистой и фальшивой интонацией,

- иметь представление о "филировке" звука, пении " portamento" и т.д.

Преподаватель должен четко проанализировать совместно с учеником структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление, заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно сохранить общий эмоциональный настрой, не теряя формы произведения. Вступление, заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замыслу.

Необходимо сразу определить основной темп произведения, а также обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. Подобные отступления диктуются стилистическими требованиями и особенностями индивидуальной интерпретации произведения у каждого солиста.

Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого движения, избегая отставания или опережения его партии, добиваться свободы исполнения за счет слышания всей фактуры. Концертмейстер должен выполнять не только функцию аккомпаниатора, но и функцию дирижера, иметь навык целостного восприятия 3-строчной или многострочной фактуры.

1.2. Методические рекомендации преподавателям при работе с учащимися

в классе скрипичного аккомпанемента

Необходимо познакомить ученика с инструментом, с его строением, названием частей (корпус, дека, гриф, подгрифник, струны, подставка, колки), спецификой строя. Скрипичные штрихи, как и звукоизвлечение, отличаются от фортепианных. Помимо легато и стаккато, это: деташе, мартле, сотийе, спиккато, рикошет, пиццикато.

Скрипка - это инструмент, звучащий, в основном, в высоком регистре, поэтому пианисту необходимо уделять больше внимания среднему и низкому регистру, чтобы общее звучание было выстроенным и гармоничным. Нельзя форсировать звучание рояля в верхнем регистре, так как это помешает восприятию скрипичной партии.

Пианисту-концертмейстеру следует стремиться в своем исполнении к тембровой красочности звука, особенно это важно в произведениях, где пианист исполняет партию оркестра.

Природа струнных инструментов - певучая, напоминает человеческий голос, и поэтому многое из того, что было отмечено у вокалистов, подходит и для аккомпанемента скрипичной партии. После взятия звука скрипач может его усиливать или убирать, а особый прием - вибрация - придает звуку особую выразительность.

Концертмейстеру необходимо познакомиться со скрипичными штрихами, очень чутко прислушиваться к ним, уметь подражать им на фортепиано для достижения качественной ансамблевой игры.

Важным моментом для учащегося-концертмейстера является соблюдение звукового баланса в произведении, умении играть mf, p, pp, сохраняя тембральное звучание инструмента и не обесцвечивая партию аккомпанемента на тихих нюансах. При этом очень большое значение в аккомпанементе принадлежит линии баса. Бас всегда поддерживает партию солиста.

Следует обратить внимание на точность фразировки, на совпадения с солистом в длительностях, в паузах, на заполнение выдержанных звуков, а также очень важному умению совпадать в началах и окончаниях фраз.

Особая задача у концертмейстера в кантиленной музыке - не дробить сильными долями фортепианной партии длинные фразы солиста, а также владеть приемом особого «бережного» звучания фортепиано во время исполнения скрипачом флажолетов, которые имеют специфическую краску.

Совместное исполнение аккордов также требует особых навыков. Если скрипач раскладывает аккорд, то пианист играет свой аккорд одновременно с верхним звуком аккорда скрипки.

На протяжении всей работы над музыкальным произведением преподавателю необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами исполнения.

1.3.Методические рекомендации преподавателям при работе с учащимися в классах струнных инструментов (народные и оркестровые), духовых.

Струнные инструменты (народные и оркестровые) - большую роль играет манера звукоизвлечения: на домре играют медиатором, а на балалайке струны каса­ются пальцем, значит, звук на домре будет звонче, ярче, сочнее, а на балалайке - глуше и мягче, словно с небольшим шорохом, и в соответствии с этим надо выбирать, искать звук сопровождения.

Скрипка звучит ярче, светлее, чем виолончель и альт (еще глуше - контрабас), к тому же, на струнных инструментах иногда играют штрихом пиццикато (без смычка, щипком); иногда пользуются сурдиной - это особый струнный тембр, который звучит не часто, но о нем надо знать; верхние струны на скрипке зву­чат ярче, звонче чем «басок», значит, если скрипач играет мелодию на струне «соль», то рояль должен быть предельно осторожным, аккомпанируя такой мелодии.

Духовые инструменты также имеют свои особенности: флейта, кларнет, тру­ба - являются наиболее яркими по звуку, в то время как гобой, валторна - инструмен­ты более приглушенного тембра, а значит и сопровождающий их рояль должен искать свою краску для аккомпанемента.



Фактура фортепианного сопровождения.

Фактура может быть густой и плотной, а может быть прозрачной и разрежен­ной, именно это обстоятельство иногда играет решающую роль в поисках звукового баланса между солистом и концертмейстером. Аккордовая фактура всегда более мас­сивна, нежели фигурационная. Но не надо забывать, что одним и элементов фактуры, ее качественной стороной является регистр. Одни и те же фигурации или аккордовые комплексы в разных регистрах звучат по-разному: низкий регистр у рояля очень звуч­ный, насыщенный; верхний - не обладает таким количеством обертонов, они быстрее гаснут, а значит сопровождение менее перегружено.

Одной из проблем концертмейстерского класса является игра по нотам. Создается своеобразный «концертмейстерский треугольник»: глаза - ноты - руки на клавиатуре, который должен «работать» во время аккомпанемента солисту. Когда мы играем наизусть, то мы предслышим и играем - этот двуединый процесс непрерывен; когда мы аккомпанируем, то третьим из основных компонентов процесса, являются ноты, которые представляют собой партитуру звучащей картины.

Атмосфера работы над произведением в классе должна быть увлекательной. Обязанностью педагога является умение заинтересовать, увлечь ученика. Занятия аккомпанементом призваны ускорить процесс развития музыкальных способностей, повысить уровень художественного вкуса у детей. Кроме того, учащиеся приобретают навыки аккомпанирования, чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху, что одинаково необходимо как для эстетического развития, так и для профессионального музыкального становления.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающегося

Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах - темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.

Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.

VI. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемых нотных сборников Сборники вокального репертуара

Бетховен Л. Песни. М., Музыка, 1977

Булахов П. Романсы и песни: / сост. Г. Гослова, М., Музыка,1969

Варламов А. Романсы и песни. Полное собрание, том 4. М., Музыка, 1976

Глинка М. Романсы и песни. М., Музыка, 1978

Григ Э. Романсы и песни. М., Музыка, 1968

Гурилев А. Избранные романсы и песни. М., Музыка,1980

Даргомыжский А. Романсы. М., Музыка, 1971

Кабалевский Д. Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1971

Кюи Ц. Избранные романсы. М., Музыка, 1957

Моцарт В. Песни. М., Музыка, 1981

Популярные романсы русских композиторов / сост. С.Мовчан, Музыка, 2006

Рахманинов С. Романсы. М., Музыка, 1977

Романсы и дуэты русских композиторов. СПб: Композитор, 2012

Римский - Корсаков Н. Романсы. М., Музыка, 1969 Рубинштейн А. Романсы. М., Музыка, 1972 Свиридов Г. Романсы и песни. М., Музыка, 1970 Чайковский П. Романсы. М., Музыка, 1978 Шопен Ф. Песни. М., Музыка, 1974

Шуберт Ф. Песни на стихи Гете. М., Музыка, 1961

Шуман Р. Песни. М., Музыка, 1969

Сборники скрипичного репертуара


  1. Хрестоматия для скрипки. 1-2 классы ДМШ в 2 тетр./ под общей ред. С.Шальмана. СПб, Композитор,1997

  2. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3 классы. Составители: М.Гарлицкий, А.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. М., Музыка,1989

  3. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 класс. Составитель Ю. Уткин. М., Музыка,1987

  4. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 класс. Составитель Ю.Уткин. М., Музыка,1987

  5. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы. Составитель: В.Мурзин. М., Музыка,1990

Список рекомендуемой методической литературы:

    1. Брыкина Г. Особенности работы пианиста-концертмейстера с

виолончельным репертуаром / " Фортепиано ",1999, N 2

    1. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009

    2. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в

музыкальном училище/ Методические записки по вопросам музыкального образования. М.,1966

4. Живов Л. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими

романсами М.Глинки / О работе концертмейстера. М.,

Музыка,1974



  1. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л.,1961

  2. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М., Изд. центр "Академия"

7. Кубанцева Е. Методика работы над фортепианной партией пианиста-

концертмейстера / Музыка в школе, 2001: № 4 Теория и

практика аккомпанемента: методологические основы /

Л., Музыка,1972

8. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемета: методологические

основы / Л., Музыка,1972

9. Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа / О работе

концертмейстера. М., Музыка,1974

10. Савельева М. Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском

классе, чтению нот с листа, транспонированию,

творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии /

Методические записки по вопросам музыкального

образования, вып.3. М., Музыка,1991

11. Смирнова М. О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974

12. Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента. М., 1969, №4

13. Шендерович Е. "В концертмейстерском классе". Размышления педагога.



М., Музыка,1996

14. Чачачва В. Искусство концертмейстерства. СПб, Композитор, 2007

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано»

Скачать 490.69 Kb.