• Вы начинаете изучать географию Калачинского района, района в котором живете.
  • Многие задания носят творческий характер, предполагая использование компьютерной техники. В процессе их выполнения вы закрепите свои умения пользования современными техническими средствами обучения.
  • Надеемся, что рабочая тетрадь, которую вы держите в руках, позволит сделать процесс изучения географии Калачинского района интересным и познавательным. Желаем успехов!
  • ВВЕДЕНИЕ Как изучают географию Калачинского района
  • ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ.
  • ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ТЕРРИТОРИИ КАЛАЧИНСКОГО РАЙОНА
  • ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ



  • страница1/4
    Дата21.06.2018
    Размер0.83 Mb.
    ТипУчебное пособие

    Дорогой друг


      1   2   3   4

    УДК 371.671.1

    ББК 216.82



    Бутенко Л.А., Плащенко Л.М.

    География Калачинского района. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для учащихся. - Калачинск, 2008 – 40 с.: ил.



    Редакционно-издательский совет:

    Черепов П.А. – глава администрации Калачинского муниципального района, отличник просвещения РФ.






    Буланов А.Ю. – зам. главы администрации Калачинского муниципального района.




    Черепова Л.И. – председатель Комитета по образованию, Почетный работник общего образования.




    Новиков Ф.И. – зам. председателя ОРО РГО, профессор РАЕ, заслуженный эколог РФ.

    Рецензенты:

    Азарова Л.В. – кандидат географических наук, доцент ОмГПУ.

    Новиков Ф.И. - зам. председателя ОРО РГО, профессор РАЕ, заслуженный эколог РФ.

    Саренко Г.И. – зав. кафедрой естественно-научного образования ИРООО

    Рабочая тетрадь предназначена для учащихся. Она является частью учебно – методического комплекта к учебному пособию «География Калачинского района». Тетрадь составлена в соответствии с разделами учебного пособия. Она включает комплекс разнообразных заданий по работе с учебником, атласами, настенными картами и другой географической информацией.

    При подготовке рабочей тетради были использованы методические пособия Азаровой Л.В., Душиной И.В., Карасева С.А., Крыловой О.В., Саренко Г.И., Шатных А.В.

    УДК 371.671.1

    ББК 216.82

    © Комитет по образованию администрации Калачинского муниципального района

    © Омское региональное отделение Русского географического общества
    Дорогие ребята!

    Вы начинаете изучать географию Калачинского района, района в котором живете.

    Что такое Родина? Родина – это вся наша великая страна - Россия, Омская область, наша «малая» родина - Калачинский район.

    Вам предстоит познакомиться с уникальной природой нашего Омского Прииртышья, родного Калачинского района. Это учебное пособие поможет вам разобраться в причинах географических явлений и процессов, научит исследовать особенности природы, населения и экономики.

    Благодаря разнообразным и интересным заданиям, вы научитесь работать самостоятельно с различными источниками географической информации, повторите и усвоите новые географические понятия и закономерности, запомните размещение важнейших географических объектов на территории Калачинского района.

    Многие задания носят творческий характер, предполагая использование компьютерной техники. В процессе их выполнения вы закрепите свои умения пользования современными техническими средствами обучения.

    Надеемся, что рабочая тетрадь, которую вы держите в руках, позволит сделать процесс изучения географии Калачинского района интересным и познавательным.

    Желаем успехов!


    КАК РАБОТАТЬ С ТЕТРАДЬЮ
    Дорогие ребята! Эта тетрадь предназначена для выполнения самостоятельных и практических работ в школе и дома.

    При выполнении заданий требуется вписать необходимые термины и понятия, пропущенные слова, закончить рисунок, заполнить таблицу, сделать вычисления, написать мини – сочинения, провести исследование и записать результаты наблюдений




    • Перед тем как выполнить то или иное задание, внимательно выслушайте объяснение учителя.

    • Вдумчиво прочитайте рекомендованный учителем или выбранный вами материал учебного пособия «География Калачинского района».

    • Проанализируйте, о чем там говорится, выделите главное.

    • После того как задание будет прочитано еще раз и обдуман план его выполнения, аккуратно делайте записи и выполняйте рисунки и чертежи в данной тетради.

    • Надписи на контурной карте или контурах следует делать простым карандашом печатными буквами по линейке параллельно рамке карты или параллели.

    • После каждого раздела имеются таблицы самооценки знаний и умений. Постарайтесь заполнить их и проанализировать самостоятельно. Обратитесь за помощью и советом к учителю для решения выявленных проблем.

    Надеемся, что данное учебное пособие поможет вам многому научиться и с большим интересом изучать географию Калачинского района – «земли, на которой мы живем».


    ВВЕДЕНИЕ

    Как изучают географию Калачинского района?
    Логико-структурная схема №1

    ПРИРОДА

    ОХРАНА ПРИРОДЫ!

    НАСЕЛЕНИЕ РАЙОНА





    ХОЗЯЙСТВО РАЙОНА

    НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА

    ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА

    ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

    СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

    ТРАНСПОРТ

    РАЗДЕЛ I

    ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ.

    Логико-структурная схема №2.


    ПРИРОДА

    РЕЛЬЕФ

    ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ



    ГЕОЛОГИЧЕС-КОЕ СТРОЕНИЕ

    ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

    КАЛАЧИНСКИЙ РАЙОН

    КЛИМАТ

    ПОЧВЫ

    РАСТИТЕЛЬНОСТЬ


    ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ


    ЖИВОТНЫЙ МИР


    ОХРАНА ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА !!!





    ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ТЕРРИТОРИИ

    КАЛАЧИНСКОГО РАЙОНА

    ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ

    ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
    по теме: «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ,

    ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ».






    Разделы темы

    Желаемый результат

    Итоговый результат

    1

    Природа Калачинского района








    2

    Географическое положение








    3

    Геологическое строение, полезные ископаемые








    4

    Рельеф








    5

    Климат









    6

    Внутренние воды








    7

    Почвы








    8

    Растительность








    9

    Животный мир









    10

    Состояние и охрана природных компонентов








    13

    Природа Калачинского района









    Причины несоответствия:

    1.
    2.


    3.

    ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ

    Географическое положение

    Платформа

    Складчатый фундамент

    Платформенный чехол

    Осадочный чехол

    Магматические породы

    Геологический период

    Эра


    Полезные ископаемые

    Рельеф


    Солнечная радиация

    Расход воды

    Мочажина

    Зональные типы почв

    Почвенный горизонт

    Эрозия


    Деградация почв

    Рекультивация

    Растительность

    Фитоценоз

    З
    НОВЫЕ ПОНЯТИЯ:

    Суффозионно - просадочный процесс, «беляки», девегетация, гидрогенная сукцессия, дефляция, дегумификация.



    аказник
    Озеро

    Внутренние силы

    Внешние силы

    Западины


    Осадочные породы

    Плита


    Геосинклиналь

    Тектоническая деятельность

    Водная эрозия

    Овражная эрозия



    Ветровая эрозия
    НОМЕНКЛАТУРА:

    • Калачинск

    • Калачинский район

    • Новосибирская область

    • Татарский район

    • Оконешниковский район

    • Черлакский район

    • Кормиловский район

    • Горьковский район

    • Нижнеомский район

    • Крайние точки района



    • Транссибирская магистраль

    • река Омь

    • река Тарбуга

    • Озеро Калач

    • Озеро Стеклянное

    • Озеро Кабанье

    • Озеро Большемитькино

    • Болото Кабанье

    • Болото Семёновское

    • Болото Круглое

    • Болото Макеевское

    • Болото Лагушенско

    ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

    Задание №1. На основе полученных знаний, используя карту и статистические данные, подготовьте визитную Калачинского района. Визитка может быть оформлена в виде мультимедийного проекта, буклета или в каком-либо другом варианте по усмотрению учащихся.



    Содержание визитной карточки:

    Площадь …………………………………………… Герб

    Население …………………………………………

    Средняя плотность населения…………………….

    Городское население ……………………………..

    Сельское население ……………………………….

    Количество населённых пунктов…………………

    Раскройте значение каждого элемента герба Калачинского района.


    Задание №2. Прочитав представленный ниже текст, дополните необходимые сведения

    Калачинский район расположен на юге ………………………………..равнины. Районный центр – город ……………………….

    Район входит в состав …………………………области.

    Граничит на севере с ………………………. и …………………….. районами,

    на западе - ………………..…………………. и ……………………………… районами

    на юге - ………………………………, на востоке -.. …………………. районом

    и …………………………… районом Новосибирской области.
    Задание №3. Используя карты Атласа Омской области, определите координаты крайних точек Калачинского района.

    Северная - …………………………………………………….

    Южная - ………………………………………………………

    Западная - …………………………………………………….

    Восточная - ……………………………………………………

    Сравните полученные вами данные с координатами, указанными в учебном пособии «География Калачинского района».




    Практическая работа №1.

    Географическое положение Калачинского района.





    План характеристики


    Ответы

    1

    В какой части области расположен ?




    2

    Расстояние до областного центра ?




    3

    Крайние точки


    северная




    южная




    западная




    восточная




    4

    Пограничные государства




    5

    Пограничные регионы




    6

    Пограничные районы


    северные




    южный




    западные




    восточные




    7

    Климатический пояс.




    8

    Природная зона.




    9

    Транспортные магистрали







    Вывод:










    По типовому плану (учебное пособие стр.7), дайте характеристику географического положения Калачинского района. Заполните таблицу.

      1   2   3   4