Скачать 59.53 Kb.


Дата18.02.2018
Размер59.53 Kb.
ТипУрок

Скачать 59.53 Kb.

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках философии



Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках философии
Мотаевская А. П., преподаватель общественных дисциплин

ГБПОУ ИО ЧПК


Духовно-нравственное воспитание личности предполагает включение обучающихся в ситуацию активного общения, морального выбора, самоопределения. Поэтому в процесс изучения курса «Основы философии» мы включаем диалог, способствующий, на наш взгляд, раскрытию духовного потенциала личности каждого студента.

На учебных занятиях мы размышляем над вопросами, заданиями и ситуациями, которые предлагаются студентам с целью:

- воспитания позитивной нравственной позиции;

- обретения мировоззренческих, ценностных установок;

- расширения познавательного интереса;

- осознания проблем поиска смысла жизни.

Изучение студентами первоисточников, их анализ и осмысление, выходящее на открытие смысла текста и формирование важнейших ценностных приоритетов образовательной деятельности – один из механизмов самовоспитания и саморазвития личности.

Изучая философские воззрения русских мыслителей XIX века, студентам предлагается поразмышлять над следующими проблемами. Например, Ф. Достоевский полагал, что зло присуще самой природе человека, будет существовать всегда, пока есть человек Лишить человека возможности делать зло можно, только лишив его свободы. Однако люди всегда боролись со злом и мечтали искоренить зло в мире. Студентам предлагается поразмышлять над этим парадоксом и аргументировать собственную позицию.

Произведения Ф. Достоевского наполнены различными символами, ассоциациями. Огромное место среди них занимают мотивы и образы, заимствованные из Библии. Так, Раскольникову в романе «Преступление и наказание» грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве. О конце времен пророчествует «профессор Антихриста» Лебедев. Предсказания и мифы Достоевский вводит в свои произведения для того, чтобы предостеречь человечество, стоящее на пороге глобальной катастрофы, Страшного суда, конца света. Герой романа «Бесы» Степан Трофимович Верховенский, переосмысливая евангельскую легенду, приходит к выводу: «Это точь-в-точь как наша Россия. Эти бесы, выходящие из больного и входящие в свиней, — это все язвы, вся нечистота, все бесы и все бесенята, накопившиеся в великом и милом нашем больном, в нашей России, за века, за века!» Для Достоевского использование библейских мифов и образов — не самоцель. Они служили иллюстрациями для его размышлений о трагических судьбах мира и России как части мировой цивилизации. Видел ли писатель пути, ведущие к оздоровлению общества, к смягчению нравов, к терпимости и милосердию? Безусловно. Залогом возрождения России он считал обращение к идее Христа. Тема духовного воскрешения личности, которую Достоевский считал главной в литературе, пронизывает все его произведения. Одним из ключевых эпизодов «Преступления и наказания» является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову библейскую легенду о возвращении к жизни Лазаря. Раскольников совершил злодеяние, он должен «уверовать» и покаяться. Это и будет его духовным очищением. Герой обращается к Евангелию и должен, по мысли Достоевского, найти там ответы на мучающие его вопросы, должен постепенно переродиться, перейти в новую для него действительность. Достоевский проводит идею, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа и примет его нравственные заповеди.

О вере говорится и в легенде о Фоме, которая появляется в «Братьях Карамазовых». Апостол Фома поверил в воскрешение Христа только после того, как увидел все своими глазами и вложил свои пальцы в раны от гвоздей на руках Иисуса. Но Достоевский убежден, что не чудо заставило Фому уверовать, ибо не чудо вызывает веру, а вера способствует появлению чуда. Поэтому, рассуждает писатель, и возрождение человека происходит не под влиянием некоего внешнего мистического чуда, а благодаря глубинной вере в истинность подвига Христа.

Христос не просто библейский образ в произведениях Достоевского. Писатель сознательно наделяет князя Мышкина в романе «Идиот» чертами Иисуса. В романе «Братья Карамазовы» Ивану Карамазову видится пришествие Христа. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны алчущие и жаждущие, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Эти нравственные принципы исповедуют многие персонажи Достоевского, вставшие на путь духовного возрождения. Основной нравственный принцип счастливых людей, по Достоевскому, заключается в следующих словах: «Главное — люби других, как себя...»

Духовное возрождение через сострадательную любовь и деятельность — такова философская концепция Достоевского. И для раскрытия ее автор использует мифы и образы, заимствованные из Библии.

Студентам предлагается поработать с текстами первоисточников, поразмышлять, сформулировать собственную позицию, выступить в диалоге, написать эссе по проблемам:



  • Каковы ценностные ориентации Ф. Достоевского? Разделяю ли я принцип «Люби других, как себя...»

  • Христианская мораль призывает любить всех людей просто потому, каждый достоин любви. Некоторые философы считали, что просто человек - это животное, и любить надо такого человека, который стремится быть человеком, постоянно побеждает в себе животное начало. Какая точка зрения вам ближе?

  • С точки зрения Л. Толстого, нравственнее, человечнее простить врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощеный враг должен быть нравственно воспитан. Иначе он вас снова ударит, решит, что вы струсили. Как же быть? Ждать, когда все будут нравственными и воспитанными или не ждать, а начать с себя - несмотря ни на что отказаться от насилия? Разделяете ли вы нравственную позицию философа?

  • Необходимо, полагал Л. Н. Толстой, возродить основной принцип христианской религии - непротивление злу насилием. Если не отвечать насилием на насилие, прощать и даже полюбить врагов своих (подняться над обидами и оскорблениями), что может сделать только очень сильный' человек, то прервется порочный круг непрерывного насилия, творимого в истории. Как вы понимаете принцип «непротивление злу насилием»? Докажите целесообразность его применения в реальной жизни.

  • «Нелегко переносила разлуку с князем Андреем Наташа. После отъезда Андрея в душе Наташи образовалась пустота. Но желание любви заполняло ее: она влюбляется в Анатоля Курагина. Но это не значит, что она разлюбила князя Андрея. В Наташе две любви. Любовь к Анатолю, непонятная для нее, любовь без нравственных преград, и любовь к Андрею. Она принимает прекрасный облик Анатоля за прекрасную суть. Она слишком доверяет чистоте своих чувств: «Ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен …» Это особенность любви неопытных, чистых людей: создавать идеал подчас из ничтожества. Узнав о том, что Анатоль обманщик, Наташа решает отравиться. Ее сотрясает нравственная болезнь. Ей кажется, что жизнь ее кончена. Наташа раздавлена светом. Она — еще одна жертва его подлости, лжи, бессердечия. В продолжении всей этой истории меняется отношение Пьера к Наташе. Сначала он думает о ней с отвращением, ставит ее в один ряд с Элен. Но потом понимает, что Наташа — жертва. В нем просыпается жалость к ней, которую он принимает за любовь. Пьер чувствует, что теперь он нужен кому-то, он испытывает нравственное возрождение. Не только счастливая, но и несчастная Наташа, с полнотой ее радости и ее страданий, дарует людям веру в счастье».

  • Какие чувства испытывает Наталья? Согласны ли вы с мыслью, что прекрасный внешний облик не всегда отражает прекрасную внутреннюю суть?

Студентам предлагается аргументировать собственную позицию, попытаться «примерить на себя» те или иные взгляды, идеи и поступки. В режиме диалога студенты усваивают и формулируют мировоззренческие и ценностные ориентиры, установки и взгляды, осмысливают необходимость постоянной работы над собой, собственным развитием и самоусовершенствованием.


Литература


  1. Гуревич П.С. Основы философии. – М.: Гардарики, 2005.

  2. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведения. - М.: ТОН, 2007.

  3. nashol.com›2012022363673/osnovi-filosofii-gubin-v

  4. Горелов А.А. Основы философии. – М.: Академия, 2006.

  5. Добрынина В. И. Философия XX века. - М. 1997.

  6. Канке В.А. Основы философии. – М.: Логос, 2005.

  7. Litra.RU.litra.ru› Толстой Л.Н.: Война и мир

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках философии

Скачать 59.53 Kb.