• ДЕПОРТАЦИЯ И ДИСКРИМИНАЦИЯ РУМЫНСКИХ ЦЫГАН ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
  • Зарождение «цыганского вопроса» в Европе.
  • Основные причины цыганского геноцида.
  • Вопрос.
  • Решение «цыганского вопроса»

  • Скачать 386.08 Kb.


    страница1/2
    Дата12.05.2017
    Размер386.08 Kb.

    Скачать 386.08 Kb.

    Думиника ион, ведущий научный сотрудник, кандидат политических наук


      1   2

    ДУМИНИКА Ион, ведущий научный сотрудник,

    кандидат политических наук

    Центра этнологии, Института культурного наследия АНРМ.

    + 373 79537572 johny_sunday@yahoo.com


    • ДУМИНИКА, И. Депортация и дискриминация румынских цыган во время второй мировой войны. В: Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. в исторической памяти Приднестровья / Отв. ред. И.М. Благодатских. – Тирасполь: Издательство Приднестровского Университета, 2011. – с. 109-129.


    ДЕПОРТАЦИЯ И ДИСКРИМИНАЦИЯ РУМЫНСКИХ ЦЫГАН ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
    Одним из зверств, учиненных во время Второй мировой войны, которое современная историография пытается скрыть, является депортация ромов в Транснистрию (рум. Transnistria), осуществленная правительством маршала Иона Антонеску. Эта проблема, как и вся политика в целом по отношению к цыганам в Румынии в те годы, до сих пор остается вне поля зрения исследователей и не включена в учебники истории. С другой стороны, события, происходившие в Румынии в 1940–1944 гг., в настоящее время пользуются особым вниманием румынских историков, воскрешающих в памяти «героизм и патриотизм маршала-освободителя – Иона Антонеску» 1.

    То, что известно о депортации ромов в Транснистрию, сводится к немногим, чрезвычайно скупым сведениям, упоминавшимся на судебном процессе, возбужденном в 1946 г. по делу Иона Антонеску и его приспешников, а также к свидетельствам ряда депортированных, которые были зарегистрированы в публицистических текстах и в романе «Şatra» («Табор»), опубликованном Захарией Станку в 1968 г. и включающем в себя достоверные элементы о депортации сообщества румынских кочевых цыган. Кроме того, ценный и пока мало освоенный исследователями материал содержится в документах, хранящихся в архивах Украины, Республики Молдова и Румынии.



    Зарождение «цыганского вопроса» в Европе.

    В первой половине  ХХ  века, после поражения в Первой мировой войне, Германия вошла в жестокий и затяжной экономический кризис. Масштабы его были огромны:  7,5 миллиона безработных, из которых  15-20 процентов получали пособие по безработице; инфляция и резкое падение заработной платы тех, кто сумел сохранить работу. Придя к власти, Гитлер выдвинул ряд «спасательных» экономических идей. Мир разделился, по его мнению, по национальному признаку. Нация является основной единицей, формирующей мировое сообщество. Нации не равноценны: есть «высшие», а есть и «низшие».  У высшей немецкой нации особая историческая миссия – стать главной движущей силой создания «нового мирового порядка». Немцы, уставшие от экономической нестабильности, единогласно приняли политические игры фюрера, фактически развязав ему руки. Таким образом, за спиной Гитлера оказались нищая немецкая нация и партия ведущих промышленников Германии. Всем нужны были деньги, много денег – и на восстановление экономики, и на расширение границ новых рынков2.



    Придя к власти, Гитлер начал воплощать свои идеи в жизнь – с поиска «жертв арийской нации». Первыми на очереди оказались цыгане и евреи.  Законодательной базой для начала преследований цыган стал принятый в Баварии 16 июля 1926 года «Закон о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами». По его образцу были ужесточены законы и в других регионах. Принятые 15 сентября 1935 года «Нюрнбергские законы» закрепили генетические умозаключения: цыганские и еврейские народы чужды расовым группам. Следующим этапом стал период с 1935 по 1938 год, когда полиция и ведомства социального обеспечения во многих городах стали помещать цыган в лагеря принудительного содержания, зачастую обнесенные колючей проволокой, и подчинять их там строгому лагерному распорядку. Так, 16 июля 1936 года в связи с Олимпийскими играми все цыгане были изгнаны из Берлина за черту города и отправлены на участок, до того использовавшийся как поле орошения, — «цыганский лагерь Марцан». 16 мая 1938 года по приказу Гиммлера в Берлинское управление имперского уголовного розыска было включено имперское управление уголовного розыска по борьбе с цыганщиной, образованное из службы информации по цыганам. Первым законом, прямо и непосредственно направленным против цыган, был циркуляр рейхсфюрера СС Гиммлера от 8 декабря 1938 года «О борьбе с цыганской напастью». В нем говорилось об «урегулировании цыганского вопроса исходя из расовых принципов». В этом страшном деле сотрудничали полиция, чиновничий аппарат и «псевдонаука»3.

    В среде национал-социалистического руководства до самого конца Третьего рейха боролись две точки зрения на пути решения «цыганского вопроса». Выбор стоял между стерилизацией и физическим истреблением. Поначалу, не зная о коротком сроке, отпущенном им историей, фашисты склонялись к методам, растянутым лет на шестьдесят-семьдесят. Немецкие врачи в конце тридцатых годов отрабатывали методы стерилизации. Тогда избавление от цыган замышлялось бескровным методом: медленная казнь не должна была привлечь к себе особого внимания и сочувствия. Ее трудно было бы заметить со стороны, поскольку конкретным людям позволено было бы дожить свой век (принося при этом пользу рейху). В 1936 году при министерстве здравоохранения был основан центр по изучению цыганской проблемы (получивший вскоре название Центра расовой гигиены). Выявление всех цыган Германии было поручено доктору Роберту Риттеру, и он со своим аппаратом справился с поставленной задачей. С помощью своих сотруд­ни­­ков он немед­лен­но приступил к делу, на­чал составлять осо­­бую кар­то­теку. Основным методом был допрос обо всех родственниках — так составлялась подробная генеалогия. Если цыгане отказывались называть имена, им грозили концлагерем или стерилизацией. Над уточнением данных работала полиция, опрашивались соседи. В 1944 го­ду в картотеку бы­ло внесено 23 822 че­­ловека. Док­­тор Рит­тер считал, что цы­га­не являются «про­дук­­том смеши­ва­­ния рас, причем пре­иму­щест­венно они скре­щи­ваются с во­рами, уго­ловными пре­ступ­никами, что привело к созданию цы­­ган­­ско-воровского люмпен-про­летариа­та». Вывод: «По­сколь­ку мы при­­знали цы­ган изначально примитив­ны­­ми и от­ста­вание в умст­вен­ном развитии де­лает их неспособными к жиз­­ни в об­щест­ве, их следует отправлять в крупные тру­до­вые лагеря». В Антропологи­че­­­ском институте Тю­­бин­генского уни­вер­­­си­­те­та до самого по­след­него вре­­­мени хра­­нилась кар­­­то­­те­ка 20 ты­сяч умерщв­­­­­лен­­­ных цы­ган: шест­­над­­­­цатимет­ро­вые стел­­­лажи, устав­лен­ные пап­ками с дан­ны­­­ми об­­ме­ров, фо­то­гра­фиями, от­­пе­­чат­ка­ми рук и ног, с чер­те­жами и таблич­ка­­ми, с перечнем близ­­ких и далеких родст­вен­­­ников. А так­же ак­ты расово-гене­ти­че­­ской экспер­ти­зы, за­ме­няв­шей судеб­ный при­говор. Вер­дикт «смерт­­ная казнь» вы­но­сился не юрис­тами, а био­ло­гами, кото­рые, изу­чив «де­ло», неиз­мен­но прихо­ди­ли к вы­во­ду: дан­ный эк­зем­п­­ляр не только не пред­ставля­ет цен­нос­ти для общества, но и опасен для не­го. Биологи, вооруженные идеологией на­­ционал-социализма, ис­ходили из то­го, что существуют полноценные и непол­но­­­­­цен­ные расы. Первые должны быть обе­­­ре­гаемы от вторых. «На­следст­венно-био­­логическое оздоровление народ­но­го ­орга­низ­ма», по отношению к которому дру­­гие расы являются раковой опу­хо­лью, при­вело к смерти примерно 600 ты­сяч цы­ган во вре­мя Холокоста. Это страш­ная циф­ра, учитывая, что общее ко­­ли­чест­во цы­ган в предвоенной Европе – приб­ли­зи­тельно 1 мил­ли­­он человек4.

    Согласно Закону о переписи (Reich Registration Law / RMO от 06.01.1938 г.), классификация цыган производилась по следующим критериям:



    Z (Zigeuner) – стопроцентные цыгане;

    ZM – цыганы-метисы с преобладанием цыганской крови в соотношении с арийской;

    ZM – цыганы-метисы с преобладанием арийской крови;

    ZM – цыганы-метисы с равной пропорцией цыганской и арийской крови.

    Поскольку «ученые» показали, что метисы якобы представляют особую опасность для немецкой крови, было выдвинуто требование об отделении «чистых» цыган от «смешанных». Впоследствии распоряжением Гиммлера от 08.12.1938 г. все цыганы и метисы безотлагательно приговаривались к смерти. Некоторые из них могли избежать этой участи, с тем условием, чтобы подвергнуться стерилизации5.

    Итогом карательной политики была гибель более чем полумиллиона европейских цыган и стерилизация многих тысяч, принадлежавших к молодому поколению. Нацисты действовали по трем основным направлениям:

    1. Стерилизация (которая началась во второй половине 1930-х годов)6.

    2. Казни на оккупированных территориях (которые шли с 1941 года)7.

    3. Истребление в концлагерях (начавшееся весной 1943 года)8.

    В тоже время, румынские союзники Вермахта внедрили более «гуманную политику» для решения «цыганского вопроса», суть которой автор расмотрет ниже.
    Основные причины цыганского геноцида.

    Евреи  и цыгане были выбраны объектами  для гонений, репрессий  и уничтожения не случайно. Эти нации в межвоенный период были многочисленны, обеспеченны и разрозненны.


    В первой половине ХХ века цыган, которые вели оседлый образ жизни, было не много. Большая часть из них жила в таборах, занимаясь ремеслом, разведением лошадей, торговлей, цирковыми и театральными выступлениями. При том, что цыгане много зарабатывал, их расходы были невелики: они не приобретали недвижимости, не платили налоги  и не отдавали в школы детей. Кочуя из города в город таборы накапливали значительные суммы денег, огромное количество изделий из драгоценных металлов и камней. Цыганское богатство не распылялось, а лишь приумножалось, передавалось по наследству из одной семьи в другую, оставалось в одном таборе, в крайнем случае, перемещалась в другой. Нацисты сделали вывод: у цыган легко отнять деньги  и драгоценности – достаточно захватить табор, и все богатство, накопленное людьми в течение нескольких веков, легко  «перекочевывало» в руки захватчиков. При этом цыгане – это люди мира. У них нет и не было собственного государства, армии и легитимного правительства, готового постоять за своих граждан. Немецкие стратеги приняли во внимание и такую особенность цыганских таборов, как отсутствие «единого информационного пространства». Любые новости передавались от табора к табору по старинке  – «цыганской почтой» - очень медленно, а это давало нацистам огромное преимущество. С началом войны нацисты перешли к более жестким методам. Цыган начинают целенаправленно уничтожать. И опят не без выгоды – обобранных людей заставляют служить Третьему рейху. Кого-то отправляют  на тяжелые работы, кого-то используют в опытах над людьми. Цыган, выживших после Освенцима, Берген-Белзена, Маутхаузена, Собибора и Бухенвальда, единицы. Когда стало ясно, что война проиграна и ответа за содеянное  не избежать, нацисты собрали последних цыганских узников и умертвили их9.

    Золотом цыган не побрезговали и румынские жандармы занимающиеся пререпрвкой цыганских таборов через Днестр в трудовые лагеря. Румынский писатель Захария Станку, описывает в своем романе один из таких эпизодов:

    «Предводители табора посоветовались, полезли в мошну и протянули жандарму голубые бумажки. Жандарм потер ими свежевыбритый подбородок и засунул в карман.

    - Ну как, соглашение готово?

    - Да совсем не готово, цыгане.

    Булибаши вытаращили глаза. Жандарм смотрел на них, как на мертвецов…

    - Как известно, – сказал жандарм, – вы умеете работать с золотом, изготавливать золотые украшения. Быть того не может, чтобы у вас не было золота. Мне нужно два золотых. Я подарил бы их своей жене, чтобы она вдела их в уши.

    - Нет у нас золота, господин, совсем нет.

    - Ну и я не стану стараться, – сказал жандарм, – но мне жаль. Там, куда вы отправитесь.., золото не принесет вам пользы.

    И вновь посмотрел на них (на цыган), как на мертвых. Как же так? Повсюду живым людям золото приносит пользу… Но они не были мертвыми. Они были живыми»10.

    В тоже время румынская пропаганда использовало и другие предлоги для обоснованного преследования цыган. Уже в сентябре 1941 г. Министр труда, здравоохранерия и социальной защиты Ретре Томеску предложил депортировать цыган из «санитарных» соображении. «Одна из причин сохранения, и особенно, распостранения сыпного тифа у нас в стране, - утверждал он, - это кочевые цыгане, которые в связи со своим образом жизнии полным отсуствием телесной гигены находятся в постоянной опасности заражения»11.

    Хотя до этого цыгане не рассматривались социальными науками Румынии как проблема, во время войны некоторые исследователи начинают искать пути решения «цыганской проблемы». Ион Келчя в своем исследовании обвиняет цыган из Румынии в том, что они пытаются «перемешаться с румынами»: «Смешение крови вызывает необратимый процесс возникновения бреши в замкнутом кругу сообщества и ведет к разрушению данного незыблемого круга – это закон крови. В результате развиваются поистине кризисные ситуации. У нас есть естественно-природная концепция в отношении цыганской проблемы. Ассимиляция таборных цыган способна произвести серьезные нарушения в самосознании носителей румынской крови. Вот почему мы стоим за полную изоляцию таборных цыган. В наши дни их можно было бы переместить куда-нибудь в Транснистрию или за Буг. Часть из них, однако, следует сохранить для резервации, чтобы страна не потеряла редкого вида цыган, находящихся среди нас. Большое число сельских цыган надо будет колонизировать в отдаленной части страны, за Днестром, и в этом случае их необходимо стерилизовать, чтобы они не размножались, и, таким образом, иссякнет их род, который несет в себе угрозу подавления прекрасных качеств нашего народа. И не будем забывать, что вырождение ближе всего подступает со стороны низшего рода. А их высокая плодовитость способствует широкому и эффективному проникновению низших механизмов, запускаемых при смешении. В будущем в городах должно жить лишь малое количество цыган – признанных мастеров. На первом месте среди городов, из которых следует выпустить цыганскую кровь, должен быть Бухарест, затем, по очереди, другие города, столицы провинций. Далее последуют села в том порядке, который будет зависеть от числа имеющихся в них цыган. Это устранение должно носить поступательный характер и будет продолжаться длительное время. Остальное не представляет интереса. Это, впрочем, единственный отправной пункт в решении проблемы, которая занимает наше внимание» 12.

    Отчаянная попытка борьбы против этого расистского подхода была предпринята в апреле 1941 г. председателем Всеобщего Союза Цыган Румынии Георге Никулеску, написавшего статью в газету «Glasul Romilor» («Голос ромов»):

    «На протяжении семи веков скрещивание между ромами и представителями автохтонного населения не составило и 1%. Это можно достоверно утверждать, поскольку ромы сохранили свою «шовинистскую» традицию почти нетронутой. Они не допускают такого смешения не то что с другой расой, но даже внутри своей группы – между различными категориями ромов. Отдельные случаи были, но происходили они тогда, когда какой-нибудь родственник боярина или купца находил, что Ромица настолько хороша, что можно завести с ней отношения. Однако сама история свидетельствует о том, что такие союзы не нанесли румынскому народу ни малейшего ущерба, поскольку подобные случаи всегда были редкостью. Ромов нельзя сравнивать с другими опасными расами, которые составляют пары, руководствуясь своими мелочными интересами. Кроме того, они не представляют никакого вреда для безопасности и суверенитета румынского народа. Ромы не являются дезертирами, предателями или шпионами. Там, где они были поставлены, делали свое дело безропотно. И не их вина в том, что они отстали от прогресса. Если бы в прошлом кто-нибудь более близко занимался этими обиженными людьми, многое в их судьбе было бы по-другому»13.

    Одним из клише, использовавшихся нацистскими офицерами при истреблении населения ромов, было обвинение в шпионаже.

    В ходе Нюрнбергского процесса группенфюрер СС Отто Олендорф заявил, что в мае-июне 1941 г. в Претцше во время формирования айнзатцгрупп их командиры получили от рейхсфюрера СС Гиммлера и начальника РСХА Гейдриха через руководителей отделов РСХА Штрекенбаха и Мюллера устные указания защищать тыловые районы армии и для этого убивать евреев, цыган, партийных функционеров, активных рядовых коммунистов и всех остальных, кто представлял угрозу безопасности. В ходе отдельного процесса по делу айнзатцгрупп Олендорфу был задан вопрос о приказах, инструкциях и распоряжениях относительно цыган. Бывший командир айнзатцгруппы «Д» должен был привести конкретное документальное основание, определявшее его действия. Говоря о цыганах, Олендорф им всем без исключения приписывает свойства «асоциальных элементов»:



    Вопрос. На каком основании вы убивали цыган — просто за то, что они цыгане? Почему они представляли угрозу безопасности вермахта?

    Ответ. Так же, как и евреи.

    В. По принципу крови?

    О. Тут я могу сослаться на собственные познания в европейской истории: евреи всегда в ходе войн постоянно шпионили для обеих воюющих сторон.

    В. Я спросил о цыганах, а не о евреях. Я хочу спросить: на каком основании вы решили, что любой цыган в России должен быть уничтожен — из-за его опасности для немецкой армии?

    О. Между цыганами и евреями не было разницы. В то же время, для евреев существовал такой приказ. И я уже объяснил, что из европейской истории известно, что евреи во время войн постоянно шпионили для обеих сторон.

    В. Мы сейчас пытаемся понять, что вы скажете о цыганах, а вы все время возвращаетесь к евреям. Что, в европейской истории цыгане тоже всегда участвовали в политике и военных действиях?

    О. В шпионской деятельности во время военных действий.

    В. Цыгане?

    О. В частности, и цыгане. Вспомните подробные исследования Тридцатилетней войны, написанные Рикардо Хачем и Шиллером…

    В. Неужели необходимо углубляться в такую старину, чтобы оправдать убийства цыган в 1941 году?

    О. Я только объясняю, какие мотивы могли сыграть роль при принятии этого решения.
    В. Вы можете привести нам пример подобной деятельности групп цыган в пользу России в последней войне?

    О. Только то же, что можно сказать по отношению и к евреям — что они активно участвовали в партизанской борьбе.

    В. Вы сами можете привести пример того, как цыгане занимались шпионажем или как-либо саботировали немецкие военные действия?

    О. Я как раз это и пытался сказать. … Например, в районе крымской яйлы была обнаружена такая активность цыган.

    В. Вы это знаете по собственному опыту?

    О. Да, по собственному — то есть из отчетов, которые приходили из района яйлы.
    В. Как пример того, когда цыгане были включены в круг подлежавших уничтожению, можете ли вы назвать объективную причину для их уничтожения?

    О. В России я знаю только, как цыганская проблема была решена в Симферополе. О других акциях против цыган не знаю, за исключением симферопольской. …

    В. М-р Олендорф, вы говорите, что цыгане — прирожденные разведчики? Разве не правда, что представители любого завоеванного народа — разведчики? Американцы, или немцы, или русские, когда их страна сражается?

    О. Отличие в том, что эти народы — немцы или американцы — имеют постоянные дома, тогда как цыгане не имеют своих домов и готовы быстро сменить местожительство на такое, где лучше экономическая ситуация...14

    Другая проблема, «порожденная» цыганами и требовавшая срочного решения, была связана с тяжелой социально-экономической ситуацией, установившейся в Румынии в начале Второй мировой войны. Румынские власти проводили безосновательную идею о том, что «цыгане занимаются сельскохозяйственной деятельностью лишь формально, без понимания и любви». Вместе с тем, они якобы нарушали общественный порядок в больших городах во время учений по воздушной тревоге, провоцируя ограбления и убийства среди гражданского населения, занятого действиями по маскировке. На своем процессе 15 мая 1946 г. маршал Ион Антонеску ссылался на эти мотивы, которые послужили в качестве основания для изгнания цыган из страны, противопоставляя давление со стороны румынского населения, которое требовало их уничтожение15.

    Решение «цыганского вопроса» по-румынски. Депортация цыган в Транснистрию (1942–1944 гг.)

    Подход к решению «цыганского вопроса» в Румынии носил двоякий характер: дебаты сосредоточивались вокруг того, следует ли прибегнуть к тотальному истреблению цыган, представлявших опасность для «расовой чистоты» румын, или же к их изоляции. В начале 1941г., когда впервые появилась проблема принятия мер против цыган Румынии, разумеется, идеи об их депортации в Транснистрию еще не было. На заседании Совета Министров 7 февраля 1941 г. Ион Антонеску заявил:

    «Следует убрать всех цыган из Бухареста. Но перед этим надо подумать, куда их девать и что с ними делать. Можно было бы подождать до осушения дунайских болот, чтобы устроить там села для цыган и занять их рыболовством. Другим решением может быть вступление в переговоры с крупными собственниками. На Бэрэганской равнине всегда чувствовалась нехватка рабочих рук. Можно построить эти села не в окончательном виде, а только несколько домов и бараков, организовать в каждом из них санитарную службу, торговлю, завести корчму и т. д. Затем произвести их учет, а в нужный момент поднять их в массовом порядке и доставить в эти села. Создать три-четыре таких села, в каждом из них по 5–6 тысяч семей, а вокруг них расположить надзирателей, чтобы они не могли выйти оттуда. Там они будут жить и кормиться своим трудом»16.

    Идея об истреблении цыган была выдвинута приверженцем румынского расизма Георге Фэкэоару:

    «Кочевые и полукочевые цыгане должны быть интернированы в трудовые лагеря. Там их переоденут, побреют, постригут и стерилизуют. Чтобы покрыть расходы на их содержание, следует подвергнуть их подневольному труду. С первым же поколением мы избавимся от них. Их место будет занято национальными элементами, способными к упорядоченному и созидательному труду. Оседлых можно стерилизовать и по месту жительства. Таким образом, окраины сел и городов перестанут быть позором и источником заражения всеми социальными болезнями. Они превратятся в этнический барьер, приносящий нации пользу, а не вред»17.

    Территория между Днестром и Бугом, являвшаяся частью советской Украины, была оккупирована немецкими и румынскими войсками летом 1941 г. Вследствие обмена письмами между Адольфом Гитлером и Ионом Антонеску, а также германско-румынского соглашения, подписанного в г. Тигина (Бендеры) 30 августа 1941 г., эта территория отошла под управление румынского государства, с тем чтобы ее окончательный статус был определен в конце войны. Румынская гражданская администрация в Транснистрии (так стала называться с этих пор в Румынии данная территория между Днестром и Бугом), во главе которой находился губернатор Георге Алексияну, занялась налаживанием социально-экономической жизни на этой земле, а также ее социальной эксплуатацией. Эта власть действовала до 29 января 1944 г., когда вместо нее была установлена временная военная администрация18.

    Для эксплуатации обширной территории Транснистрии, оставшейся без рабочих рук, в 1942–1944 гг. румынские власти депортировали из Румынии кочевых цыган, а также ту часть оседлых, которая «представляла опасность» для общественного порядка. Чтобы ускорить процесс депортации цыган в Транснистрию, на первом этапе было решено приступить к осуществлению их тайной переписи, так как румынское государство желало абсолютно точно знать, какое количество цыган в нем проживает. В рапорте нацистского профессора Бургдофера, председателя статистической службы, находящейся в Баварии, значилось:

    «Есть еще одна капитальная для Румынии проблема – она связана с цыганами. До сих пор было невозможно точное установление количества цыган, проживающих здесь, однако остается надеяться, что при строгом учете кочующих цыган и других принятых мерах в процессе нынешней переписи удастся добиться оценивания числа цыган, близкого к реальному. С другой стороны, кажется очень трудной а может, и невыполнимой такая задача, как точное статистическое вычисление количества смешанных цыган, которые с точки зрения расовой психологии представляют собой серьезную проблему. Общее число цыган (кроме смешанных типов) приблизительно оценивается в 300.000»19.

    17 мая 1942 г. распоряжением № 33911 государственного субсекретаря Министерства внутренних дел, генерала К. З. Василиу было приказано произвести секретную перепись цыганского населения, как кочевого, так и оседлого. Таким образом, были намечены границы ограбления и обозначены критерии депортации румынских цыган. После выхода данного приказа префекты полиции составили списки цыган, в которые были включены следующие сведения:

    «1. Кочевые цыгане: кэлдэрары, лингурары и т. д.

    2. Оседлые цыгане, а именно те из них, которые, хотя и не относятся к кочевым, являются осужденными рецидивистами либо же не имеют средств к существованию или определенного рода занятий, что позволило бы им честно жить своим трудом, а следовательно представляют собой бремя и опасность для общественного порядка. Все они должны быть зарегистрированы вместе со своими семьями, то есть: жена, муж, младшие и старшие дети, проживающие под одной крышей. С этой целью как полицейским органам, так и жандармерии следует осуществить перепись всех этих цыган в течение одного дня, а именно 31 мая 1942 г. Перепись будет производиться в соответствии с установленным планом в целях устранения возможности для вышеназванных уклониться от данной переписи. Впоследствии каждое полицейское подразделение должно составить именной список в двух экземплярах по категориям, в котором необходимо указать:

    - Табор, только для кочевых;

    - Фамилию и имя мужчин, женщин, детей;

    - Животных;

    - Телеги;

    - Род занятий.

    Эти списки необходимо сохранять до тех пор, пока не будут объявлены меры, которые решено будет принять по отношению к указанным лицам»20.

    Далее мы помещаем образец именного списка, выявленный в исторических архивах21, который использовался в процессе переписи второй категории цыган – оседлых, обозначенных как «опасные и нежелательные»:

    Инспекторат Черновицкой Жандармерии Хотинский Жандармский Легион
    ИМЕННОЙ СПИСОК

    цыган, подлежащих действию приказа, полученного по телеграфу за № 38137/1942 Генерального Инспектората Жандармерии




    п/п


    Фамилия и имя


    Место жительства

    Члены семьи


    Причина, в соответствии с которой подвергаются эвакуации

    1.

    Еду Некулае

    Ромэнкэуць

    Глава семейства

    Занимается воровством

    2.

    // Евдокия

    //

    жена




    3.

    // Леонте

    //

    сын




    4.

    // Сергей

    //

    сын




    5.

    // Алексей

    //

    сын




    6.

    Албу Петре

    //

    Глава семейства

    Занимается воровством

    7.

    // Софрония

    //

    жена




    8.

    // Ана

    //

    дочь




    9.

    Еду Владимир

    //

    Глава семейства

    Действовал в коммунистических органах

    10.

    // Параска

    //

    жена




    11.

    // Татьяна

    //

    дочь




    12.

    Мишкой Федор

    Единица

    Не женат

    Занимается воровством

    13.

    Бодэрлан Ефимия

    Секурень

    Вдова

    Занимается мошенничеством и воровством, судима

    14.

    Кодряну В. Ана

    //

    Глава семейства

    Была осуждена на 1 год за мошенничество и воровство

    15.

    Кодряну В. Ион

    //

    сын

    При преследовании за воровство исчез с места жительства

    16.

    Кодряну В. Максим

    //

    сын

    При преследовании за воровство исчез с места жительства

    17.

    Лэкэтуш Ион

    //

    Глава семейства

    Инициатор краж, находится под судом в Хотинской тюрьме.

    Занимается мошенничеством и воровством.



    18.

    Лэкэтуш Парасковья

    //

    жена

    Занимается мошенничеством и воровством

    19.

    Лэкэтуш Надежда

    //

    Глава семейства




    20.

    // Ольга

    //

    дочь




    21.

    // Ана

    //

    дочь




    22.

    // Евгения

    //

    дочь




    23.

    // Гаврил

    //

    сын




    24.

    // Некулае

    //

    сын




    25.

    Кока Некита

    Клокушна

    Глава семейства

    Инициатор краж, находится под судом в Хотинской тюрьме.

    Занимается мошенничеством и воровством.



    26.

    Кока Татьяна

    //

    жена




    27.

    Кока Марица

    //

    дочь




    28.

    Кока Василе

    //

    сын




    29.

    Кока Тимофте

    //

    сын




    30.

    Кока Санда

    //

    дочь




    31.

    Кока Фроса

    //

    дочь




    32.

    Кока Нина

    //

    дочь




    33.

    Кока Харета

    //

    дочь



      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Думиника ион, ведущий научный сотрудник, кандидат политических наук

    Скачать 386.08 Kb.