Скачать 33.73 Kb.


Дата20.04.2018
Размер33.73 Kb.
ТипСочинение

Скачать 33.73 Kb.

Две песни на стихи ивана бунина (1970)





ДВЕ ПЕСНИ НА СТИХИ ИВАНА БУНИНА (1970) 1

Это маленькое сочинение, но оно для меня имеет очень большое значение. Я всегда любил сочинять музыку для голоса и фортепиано. Еще до поступления в консерваторию я писал её больше всякой другой. И то, что послал Шостаковичу в те годы, это была тетрадка моих романсов с красной обложкой: очень наивных, очень сентиментальных; многие из них были написаны под влиянием Грига, которого я почему-то тогда очень любил. Там были романсы и на стихи Блока, других русских поэтов, и Генриха Гейне – мне всегда нравились его стихи.

– А как отнесся Дмитрий Дмитриевич к этим сочинениям?

– Очень ругательно. Я бы сказал так, что это была именно та часть тогдашних моих сочинений, которую он раскритиковал наиболее резко. Он нашел в этих сентиментальных романсах особенно много слабостей.

– Вы согласны с этой оценкой?

Тогда нет, а сейчас, конечно, согласен.

После них я написал «Ноктюрны» (второй курс консерватории) – очень важный для меня цикл, затем десять миниатюр на стихи китайского поэта Бо Цзюй-и и затем большой цикл «Страдание юности». Но потом был большой перерыв – была моя “вторая консерватория”, когда почти ничего не писал для оркестра, много читал, много анализировал музыки самых разных композиторов. И вот эти песни – это было то, к чему меня тянуло всю мою жизнь: писать музыку для голоса и фортепиано. Они стали таким маленьким островком – радостью возвращения к любимой. А потом я опять, вплоть до 79 года, опять не писал такой музыки.

«Две песни на стихи Ивана Бунина» (я даже не знаю, как определить их жанр: романсами не назовешь, песнями – тоже) – это две вокальные миниатюры: первая называется «Сумерки», вторая – «Осень». Мне кажется, что они очень связаны с моим ощущением нашей русской природы. Всё свое детство я провел в основном рядом с лесом. Мама работал в туберкулезном диспансере и он, естественно, был расположен за городом в тайге. И позднее лучшие мои дни связаны с Подмосковьем. Я считаю, что самые удачные сцены, например, оперы «Пена дней» были написаны во время лыжных прогулок в Рузе. Как только я становился на лыжи и уходил в лес (всегда один) на много часов, то там я всегда находил решение для лучших своих страниц и этой оперы, и балета «Исповедь», и многих, очень многих других сочинений. Я старался уходить только в те места, где не мог бы встретить ни одного человека. Иногда ходил по реке. Это тоже очень здорово: идешь по реке далеко-далеко, вокруг одно солнце, белейший снег – сказочные пейзажи; и воздух – какой воздух! Всё забудешь... все проблемы.

И мне кажется, что в этих песнях у меня получилось именно такое ощущение нашей природы.

– Здесь есть очень близкие настроения с «Осенью» на стихи Хлебникова.

– Я вообще люблю этот тип стихов: небольшие, но очень содержательные.

Конечно, по письму эти сочинения совершенно разные, но в то же время и там, и здесь есть и общие моменты: фортепианная партия, например, в них столь же важна, как и голос, – это, конечно, никакой не аккомпанемент, а самостоятельная линия в музыкальном образе. Вот в тех же «Сумерках» фортепиано – это очень самостоятельный план – мягкая, утонченная экспрессия звуков, которые берутся почти нежно, трепетно, в то время как голос – это бесконечная, как бы отрешенная нота, которая всё время повторяется и повторяется.

– И здесь есть интересные находки в структуре ритма...

– Да, я как раз хотел сказать и об этом. В нем всё, абсолютно всё, выстроено в виде такой высчитанной мною последовательности – это арифметическая прогрессия, которая повторяется как остинато, если не ошибаюсь, целых девять раз2... У нас их часто и очень хорошо пела Лидия Давыдова. А на пластинку оно записано впервые прекрасной шведской певицей Дороти Дороу.

– А Розвита Трекслер?

– Это была хорошая певица. Но то, что она пела их первой, получилось совершенно случайно3.

У меня иногда получалось так, что я даже не встречался с первыми исполнителями моих сочинений. По крайней мере, до премьеры. Так было, например, и с Игорем Гядровым, который стал первым дирижером «Crescendo e diminuendo» в Загребе.




1 Фрагмент из первого издания книги «Признание Эдисона Денисова». М., 1998 ISBN 5-85285-183-3. © Шульгин Дмитрий Иосифович. По материалам бесед. Монографическое исследование, 1985-1997 гг. (полный вариант книги см. на сайте Д.И. Шульгина: http://dishulgin.narod.ru).

Второе издание – М., 2004 г. ISBN 5 – 85285 – 717 – 3. Издательский Дом «Композитор».



2 Ритмические единицы в этой прогрессии следующие: 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – (2) – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8, то есть сначала происходит уменьшение этих единиц, а затем их зеркальное увеличение (цифры означают количество шестнадцатых в каждой из единиц прогрессии).

3 3 апреля 1971 года, в Халле.



Коьрта
Контакты

    Главная страница


Две песни на стихи ивана бунина (1970)

Скачать 33.73 Kb.