• Описание села Бутурлина, Юхновского уезда, – его храма, прихода и причта.

  • Скачать 89.57 Kb.


    Дата26.10.2018
    Размер89.57 Kb.
    ТипСеминар

    Скачать 89.57 Kb.

    Его Высокоблагородию



    Его Высокоблагородию,

    Преподавателю Смоленской Духовной

    Семинарии, Господину Орловскому1
    Села Бутурлина Священника

    Михаила Медведкова


    рапорт.
    Препровождая при сем описании церкви, прихода и причта села Бутурлина Юхновского уезда, считаю необходимым объяснить следующее разноречие.

    В самом начале описания сказано, что с 1861 года село Бутурлино как двухкомплектное, состоит во II классе, в конце же написано, что с 1870 года в селе причт состоит из 2-х комплектов. Сведения эти заимствованы из летописи села и разноречие в указании годов объясняется тем, что в то время, т.е. в шестидесятых годах, кроме штатных вакансий священнических, были в некоторых селах еще штатные вакансии, без жалования. Такая же нештатная вакансия третьего священника и была в селе Бутурлине до 1870 года, а с этого года она окончательно закрыта.


    Священник Михаил Медведков
    15 марта 1904 года № 39
    Описание села Бутурлина, Юхновского уезда, – его храма, прихода и причта.
    С 1861 года село Бутурлино, как 2-х комплектное, состоит во II классе; к приходу его принадлежат 20-ть деревень,– само село и 15 деревень волости Бутурлинской, остальные 5 деревень принадлежат к волости Климовской.

    От уездного своего города Юхнова Бутурлино отстоит на 20 верст. Здание Бутурлинского волостного правления находится в самом селе, Климовской волости правление в селе Климове, в 5-ти верстах от с. Бутурлина. От станции Износок Сызрано-Вяземской железной дороги Бутурлино находится в 25 верстах. Соседние села находятся на расстоянии от Бутурлина: Климово – 5 верст, Ново-Успенск – 12 верст, Мощина – 12 верст и Подсосонки 18 верст. До границы соседней Калужской губернии от с. Бутурлина 10 верст. Почтовый адрес: Климов-Завод, Юхновского уезда, в село Бутурлино.

    Всех домов в селе 93 и жителей 548; жители, кроме 8 домов духовенства и 2-х домов мещанских, исключительно крестьянского сословия.

    Приход села занимает площадь около 100 кв. верст, или около 10,416-ти десятин земли. Из этого количества земли церкви принадлежит 38 дес. 1094 кв. саж., крестьянам 8727 десятин и княгине Юсуповой, бывшей владелицы земли всего прихода (во время крепостной зависимости) 1650 десятин 1300 кв. саженей. Отдельных селений или деревень, в приходе села Бутурлина 21, считая в этом числе и само село.

    Поверхность площади, занимаемой приходом села Бутурлина, довольно ровная, лишенная заметных возвышенностей, только в самом селе и в деревне Крутой есть овраги, по которым протекают очень незначительные ручьи, летом нередко совсем пересыхающие. Преобладающая почва – суглинистая, кое-где глинистая и по берегу реки Угры, составляющей восточную границу прихода, почва песчаная и каменистая, подпочва же преимущественно глинистая. Обрывистые берега оврагов обнаруживают обыкновенную красновато-желтую глину, а из камней – кремень да булыжник.

    Бутурлинский приход довольно беден орошением. По восточной его границе протекает, как уже упомянуто, довольно большая река Угра, по правому берегу которой расположились 3 деревни прихода; все же остальные селения прихода пользуются по преимуществу из колодцев и только кое-где из родников. Вследствие такого недостатка орошения климат в приходе сухой и полевые посевы в жаркое и сухое лето часто страдают от засухи.

    Красного леса в настоящее время очень мало и он имеется только в дачах княгини Юсуповой, у крестьян же его почти нет совсем; чернолесья, преимущественно березовых и осиновых рощ еще довольно достаточно, даже у некоторых крестьянских обществ, у княгини же Юсуповой этого лесу достанет еще на много лет, конечно, под условием правильного ведения лесного хозяйства. Из диких зверей встречаются изредка волки, еще реже лисицы; зайцы, белки, кроты и другие мелкие животные встречаются довольно часто. Дикие болотные птицы, за отсутствием значительных болот, почти не встречаются, кроме диких уток мелкой породы, которые находят себе пристанище в тростниковых зарослях реки Угры. Ястреба и особенно вороны серые, галки и воробьи водятся в огромном количестве. Из пород рыб, водящихся в реке Угре, преобладает щука, окунь, голавль, пескарь и плотва; попадается в норота налим, изредка ловится верезуб2 и даже стерлядь. Между насекомыми в летнее время преобладают комары, мошки, оводы и обыкновенная домашняя муха; рыжеватые муравьи в значительном количестве водятся в лесах. Пчеловодством занимаются очень немногие прихожане, да и то в незначительном числе ульев.

    В исповедных росписях церкви села Бутурлина всех жителей прихода за 1903 год значится 5793 человека, из них 2827 чел. муж. пола и 2966 ч. женского пола; а по ревизским спискам волостных правлений – Бутурлинского и Климовского число душ прихода составляет 2176 человек муж. пола. Население прихода, кроме духовенства и двух домов мещан, состоит исключительно из крестьян – великоруссов православного вероисповедания. Раскольников в приходе всего двое 1 муж. и 1 жен. пола.

    Все прихожане – крестьяне занимаются в летнее время земледелием, посевом и уборкой хлебных растений. Но, так как земля по недостатку удобрений и вследствие плохой обработки, не может прокормить семью земледельца круглый год, то почти все взрослое мужское население, кроме слабых стариков, уходит весной в разные места на заработки в подспорье своему деревенскому хозяйству. Отправляются преимущественно на земляные работы при устройстве железных дорог, при копании озер, при возведении плотин и пр.; некоторые идут в большие города, где занимаются устройством мостовых, и незначительная часть прихожан работает в шахтах каменноугольных. Между прихожанами села есть люди довольно богатые, нажившие свое состояние подрядами при устройстве железных дорог, почему и носят они местное название «подрядчиков». Из местных кустарных промыслов можно отметить выделку глиняной посуды и огнеупорного кирпича. Делом этим занимаются почти все жители деревни Андреенок, Латышей и Войтова, причем глину для своих изделий они покупают в соседних приходах.

    В селе Бутурлине базар бывает три раза в год: Мая 9-го, Сентября 26-го и Декабря 6-го; особенно многолюдным бывает базар 6-го декабря в день храмового праздника потому, что к этому времени возвращаются местные прихожане из мест своей работы – с деньгами. Впрочем, базары села Бутурлина не имеют особого значения для прихожан, так как в соседнем торговом селе Климове, где базар бывает каждый воскресный день, крестьяне всегда могут найти, что им нужно, и продают излишек своих произведений. Кроме дней базарных, в этом селе много лавок, ежедневно открытых для торговли; есть также и в с. Бутурлине торговые лавки, в которых можно купить почти все необходимое для деревенского жителя. Несмотря на такое обилие местных торговых заведений, коробейники довольно часто посещают село и деревни прихода, с прибылью продавая не всегда доброкачественный товар деревенскому люду.

    Так как ни земледелие, ни местные кустарные промыслы не дают жителям прихода вполне обеспеченного существования, то благосостояние их в сильной степени зависит от удачи на отхожих промыслах.

    В гигиеническом отношении приход села Бутурлина довольно счастлив. Умеренно сухой и здоровый климат спасает жителей от многих болезней, свойственных местностям сырым и болотистым. Болеют преимущественно простудными болезнями, как следствие собственной неосторожности. Смертность взрослых незначительна: в 1903 г. умерло всего 56 человек. Правильно организованную медицинскую помощь больные получают в селе Климове, где есть больница, 2 аптеки, доктор, акушерка и фельдшер. Несмотря, однако же, на наличность научно-медицинских средств для лечения больных, знахарки и лекарки еще имеются, к ним обращаются за помощью преимущественно женщины.

    Народная нравственность, особенно в женской половине населения, довольно удовлетворительна; мужчины же, как проживающие большую часть года, а то и несколько лет подряд,

    на заработках далеко от своей семьи, в этом отношении (нравственности) стоят ниже женщин. Народных школ в приходе 7-мь из них 3 церковно-приходских и 4 земских, все школы одноклассные. В этих школах обучаются 417 детей обоего пола, всех же детей в приходе около 700 человек школьного возраста. При каждой имеется порядочная библиотека, книгами из которой пользуются как ученики(цы), так и их взрослые родственники. Население доверчиво относится к школам и охотно отдает в них своих детей. Попечители школ, где таковые имеются, оказывают пассивную помощь школам деньгами и вещами.

    За неимением письменных документов нельзя с точностью определить время основания с. Бутурлина. Есть, однако, основание предполагать, что Бутурлино существовало еще в XVI столетии: в начале XVII столетия, по случаю раздела имений между князьями или графами Бутурлиными, упоминается о с. Бутурлине, как о давно уже существующем. Название свое оно получило от первого владельца своего графа Бутурлина. Сначала оно было Мещевского уезда Московской губернии3, потом в 1751 году причислено к епархии епископов Сарских и Подонских и, наконец, когда город Юхнов сделан был уездным городом Смоленской губернии, оно поступило в Юхновский уезд Смоленской губернии.

    В Бутурлине устроен был владельцем деревянный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1730-40 годах деревянная церковь эта сгорела, тогда граф Валентин Платонович Мусин-Пушкин, которому в то время принадлежало село Бутурлино, устроил каменную церковь в 1751 году, о чем и упоминается в церковных клировых ведомостях. Эта церковь имела форму корабля и устроена очень прочно, с толстыми стенами, и покрыта железной крышей, колокольня при ней была много ниже корпуса церкви. В таком виде церковь, снаружи не оштукатуренная, холодная, с одним алтарем, простояла до 1820-х годов.

    В 5-ти верстах от с. Бутурлина, на юго-востоке, было село Городец - Богословское. В 1808 году деревянная церковь этого села сгорела от молнии и, так как прихожане не имели средств на постройку новой церкви, то причт и приход в 1827 году причислены к с. Бутурлину; в это же время в трапезе Бутурлинской церкви устроен алтарь на южной стороне во имя Св. Апостола Иоанна Богослова и церковь разделена на две части, из коих в Богословском отделении устроена печь. Николаевское же строение и до сих пор остается холодным. Храм, вначале очень тесный, особенно после присоединения к
    с. Бутурлину прихожан бывшего села Городца, наконец, в 1860 году был расширен на средства прихожан и частью на кошельковую4 сумму, – прибавлено в трапезе по 12 аршин в ширину с южной стороны, отчего и храм принял форму креста. В южную сторону пристройку перенесен алтарь Богословский, а в северном приделе бывший управляющий имением князя Юсупова, последнего владельца с. Бутурлина, господин Дудышкин устроил алтарь во имя Сергия Радонежского Чудотворца – на свои средства. С того времени и до ныне в церкви с. Бутурлина 3 престола. В это время и колокольня надстроена до уровня с корпусом церкви. В 1891 году на средства прихожан храм еще более расширен: южный и северный приделы удлинены в восточную и западную сторону аршин на 8 в каждую, и теперь зимнее отделение церкви может вмещать довольно свободно до 700 человек.

    Церковная ризница снабжена в достаточном количестве священными облачениями со всеми к ним принадлежностями. Имеются 12 перемен священнических одежд, между которыми есть очень ценные. Священных сосудов с принадлежностями 5-ть; все они серебряные позлащенные. Есть очень ценные кресты и евангелия. Из древних священных предметов особенного внимания заслуживают: 1) Икона Св. Чудотворца Николая, по преданию, очень древняя. 2) Евангелие, напечатанное в г. Москве в 1665 году. Это евангелие, по преданию, перенесено из сгоревшей церкви бывшего села Городца 3) Четыре экземпляра евангелия, тоже довольно древних, напечатанных в 1744, 1748, 1782 и 1796 гг. 4) Потир, дискос, звездница, ложица, ковшики древние, серебряные, перенесены из церкви бывшего с. Городца. В архиве храма хранятся церковные документы с 1829 года.

    Приход села Бутурлина, в прежнее время очень многочисленный и простиравшийся в длину на 40 верст и в ширину на 20, в настоящее время, за отчислением от него значительного числа деревень ко вновь открывшимся селам, состоит из 20 селений и самого села.

    Церковной земли при селе имеется 38 десятин и 1094 кв. саж.

    Религиозность прихожан, особенно женщин, довольно удовлетворительна; мужчины же, по случаю частых и долговременных отлучек на заработки, реже посещают Храм Божий, чем их жены и дочери, некоторые даже по нескольку лет не бывают у исповеди и святого причастия. Раскольников в приходе всего два человека, и они не имеют опасного значения для православных соседей.

    Некоторые суеверия, как боязнь заломов, вера в знахарок, в разные приметы, – еще держатся в среде пожилых неграмотных женщин, но молодежь и мужчины, кажется, совсем не имеют предрассудков. Древние игры и забавы постепенно забываются молодыми людьми и заменяются новыми – картежной игрой, игрой «в соседа» и друг.

    Причт, как уже было упомянуто выше, вначале состоял из 3-х комплектов, потом из 4-х, далее опять из 3-х и, наконец, с 1879 года и по настоящее время из 2-х комплектов. Вдовы и сироты духовенства живут обыкновенно в оставшихся от их мужей и отцов домах, пользуются огородной землей и в пособие к своему хозяйству получают от 12 до 14 руб. в год из средств Попечительства.

    Летопись села при церкви имеется, но она нигде не напечатана.


    Села Бутурлина Священник Михаил Медведков

    Священник Александр Корольков



    1 ГАСО. Ф. 391. Оп. 1. Юхновский уезд. Л. 6-10 об.

    2 Вырезуб, или кутум (лат. Rutilus frisii) — пресноводная рыба из семейства карповых

    3 Спорное утверждение

    4 Кошельковая сумма - деньги, собираемые в церкви при хождении с кошельком, подносом, тарелкой.



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Его Высокоблагородию

    Скачать 89.57 Kb.