• Экологический проект «Люблю берёзку русскую…» во 2 младшей группе
  • Срок реализации
  • Конспект занятия по рисованию в младшей группе на тему «Березка белоствольная» Программное содержание
  • Предварительная работа
  • Конспект занятия по аппликации в младшей группе на тему «Осенняя березка»
  • Наблюдение: "Рассматривание березки"
  • Предварительные наблюдения
  • Прогулка Тема: «Берёза». Цель
  • Игровое упражнение. "КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЕТ БЕРЕЗКУ, ЕЛЬ, ДУБ" Цель
  • Используемая литература

  • Скачать 149.88 Kb.


    Дата11.01.2018
    Размер149.88 Kb.

    Скачать 149.88 Kb.

    Экологический проект «Люблю берёзку русскую…»



    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ № 14 «НЕЗАБУДКА» СЕЛА ПРАСКОВЕЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

    Экологический проект

    «Люблю берёзку русскую…»
    во 2 младшей группе

    Воспитатель: Никифорова О.А

    2015 г.
    Участники проекта:  Воспитатель, дети второй младшей группы, родители, музыкальный руководитель.

    Срок реализации: 2 недели

    Тип проекта: краткосрочный, информационно – исследовательский.

    Первый этап.

    Проблема: Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников, который показал, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.

    В качестве объекта исследования выбрано дерево, что обусловлено рядом причин.

    1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание.

    2. Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения) .

    3. С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить его своим другом.

    Цель проекта:

    Воспитывать чувство уважения и любви к родной природе, формировать эмоциональные восприятие образа РУССКОЙ БЕРЁЗКИ, средствами разных видов искусства.



    Задачи проекта:

    1. Расширить представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве.

    2.  Расширить и активизировать словарный запас детей.

     на основе обогащения представлений об окружающем мире.

    3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

    Предварительная работа:

    1.Беседы с детьми, просмотр иллюстраций. для выявления знаний детей  о деревьях.

    2. Загадки, стихи, народные приметы.

    3. Подбор иллюстраций с изображением различный деревьев.

    4.Работа с родителями: принести в группу  засушенные листья березы и других деревьев.

    Второй этап:

    Презентация материалов проекта

    Подготовка презентации по фотографиям.

    Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.



    Ожидаемый результат:

    - обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «белоствольная», «сережки» и т. д.

    - развитие у детей наблюдательности

    Проектная деятельность:


    Виды деятельности

    Тема

    1.Чтение художественной литературы

    Чтение стихов: А. Прокофьев «Люблю березку русскую…»

    С. Есенин «Белая береза»

    Сказка о березе.

    Загадки, народные приметы.



    2. Двигательная

    Подвижная игра  «Раз, два, три к березке беги!»

    Физкультминутки.



    3. Коммуникативная

    Дидактическая игра «Четвертый лишний»

    4. Познавательно – исследовательская

    Наблюдение в природе за березой.

    Целевая прогулка к березке.



    5 .Продуктивная

    Аппликация коллективная «Осенняя березка»

    Рисование «Береза белоствольная»



    6. Музыкально –художественная

    Прослушивание аудиозаписи со звуками шелеста березы…


    Приложение 1
    Конспект занятия по рисованию в младшей группе

    на тему «Березка белоствольная»

    Программное содержание: учить рисовать дерево приемом ритмичного «примакивания», определить ствол и ветки дерева , закреплять цвет листьев (желтый-зеленый), форму ствола дерева, воспитывать интерес к ярким красивым явлениям природы, создать радостное настроение, развивать чувство цвета и ритма.

    Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, беседы.

    Материалы: картинки с различным изображением березы; краски гуашевые желтого, зеленого  цветов, альбомный лист со стволом березы, салфетки, осенние листья.

    Ход занятия:

    Воспитатель читает стихотворение В. Шипуновой «Листья падают, летят»

    Листья падают, летят

    И шуршат, и шелестят,

    В капюшонах застревают

    И в кармашках у ребят.

    Дети листья собирают

    И букеты составляют.

    Мамам отнесут букеты-

    Теплой осени приветы.

    Воспитатель показывает красивые осенние листья разного цвета, которые собрали накануне на прогулке с ребятами на участке. Просит детей отобрать только листики нашей березки, которая растет под окном группы. После этого воспитатель показывает на листе бумаги методом «примакивания» - «Прикладываю ворс кисти к листу и сразу же отрываю …- получается красивый березовый листочек». Напоминает детям, что листики у березы бывают только зеленого и желтого цветов.

    Затем дети также пробуют нарисовать листья, используя эти цвета.

    В конце занятия дети выставляют свои работы на обозрение всех детей и любуются работами.

    Приложение 2
    Конспект занятия по аппликации в младшей группе

    на тему «Осенняя березка» (коллективная композиция)

    Программное содержаниевызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осенняя березка». Учить раскладывать готовые листочки разного цвета и размера, аккуратно намазывать клеем листик «березы» и наклеивать его на дерево, закреплять цвет листьев (желтый-зеленый), воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

    Предварительная работа: наблюдение, рассматривание иллюстраций, беседы.

    Материалы: картинки с различным изображением березы; тематический плакат «Осень», лист ½ ватмана с нарисованной березой, клей карандаш, салфетки, листики березы из бумаги–желтого и зеленого цветов, музыкальное сопровождение.

    Ход занятия:

    Воспитатель читает отрывок из стихотворения А.Толстого «Осень»:

    Осень. Обсыпается

    Весь наш бедный сад,

    Листья пожелтелые

    По ветру летят.

    Звучит музыка из произведений П.И.Чайковского «Времена года»- «Октябрь» и воспитатель тем временем показывает детям опавшие листики с березки. Предлагает детям составить осеннюю картину о том, как ветер сорвал некоторые листики с березки и они летят по воздуху, а некоторые листики еще держатся на ветках. Дети берут листики размещают их на дереве и по всему листу бумаги, наклеивают их аккуратно.

    В конце занятия проводится пальчиковая гимнастика «Мы лесами шли густыми».

    Мы лесами шли густыми           (шагаем)

    И оврагами крутыми,              

    Где медведя не бывало,              (ручки на голову, показываем ушки медведя)

    Где и птица не летала…             (ладошки скрещиваем впереди – крылья)

    Там в дупле большой березы

    Угнездился рой пчелиный.

    Мы медок соберем-                     (собираем медок)

    Деток накормим.                          (поглаживаем по животику)

    Затем коллективная работа вывешивается в стенд, где дети и родители могут посмотреть на  творчество детей.


    Приложение 3.

    ЗАГАДКИ

    Зелёная, а не луг, белая, а не снег, кудрявая, а не голова?

    Она весну встречает, серёжки одевает?

    Накинута на спинку зелёная косынка?

    Ее узнаешь ты по простой примете нет дерева белей на свете?

    Стоят столбики белы, на них шапочки зелены?



    СТИХИ

    ***


    Люблю берёзку русскую,

    То светлую, то грустную,

    В белом сарафанчике,

    С платочками в карманчике. (А. Прокофьев)

    ***

    Берёзка, моя берёзонька,



    Берёзка моя кудрявая,

    Берёза моя белая,

    Стоишь ты берёзонька,

    Посреди долинушки.

    ***На тебе берёзонька,

    Листья зелёные,

    Под тобой, берёзонька,

    Красны девчушки венки плетут.

    Белая берёза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Словно серебром. (С. Есенин)

    В. Шипунова «Листья падают, летят»

    Листья падают, летят

    И шуршат, и шелестят,

    В капюшонах застревают

    И в кармашках у ребят.

    Дети листья собирают

    И букеты составляют.

    Мамам отнесут букеты-

    Теплой осени приветы.

    НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

    Наша красавица берёзка может подсказать погоду:

    Если из берёзы весной течёт много сока – к дождливому лету.

    Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.

     Берёзка перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, ольха перед берёзкой – мокрое.


    Приложение 4.
    Сказка "БЕРЁЗКА"

    Она росла на небольшой полянке, прямая, стройная берёзка, с белым стволом, с пахучими, липкими листочками. А кругом нее шумели старые дубы, цвели белым цветом и сладко благоухали раскидистые большие липы, зеленели зелёными иглами яркие бархатные сосны, и постоянно дрожали как будто от страха всеми своими серо-зелёными листочками осины. Одним словом, кругом берёзы была целая роща, хотя и не большая, но очень красивая.

    Берёза росла и помнила, как она росла. Она помнила, как трудно было рыться и отыскивать в земле пищу её молодым корешкам. То земля была очень рыхла, то слишком жестка, то вдруг камень мешал расти какому-нибудь её корешку, и тот поневоле должен был отходить в сторону.

    - Почему же - думала берёза, - земля не везде одинакова? То много чересчур в ней пищи, то мало, то совсем нет, и зачем эти камни на дороге? Как всё это скучно!

    Когда весной солнце отогревала березу, и она просыпалась от долгого зимнего сна, ей было так хорошо. Солнце светило ярко, приветливо грело. Воздух был полон теплых паров, земля как будто сама предлагала проснувшимся корешкам сочную, вкусную пищу. Все это было так хорошо. И береза развертывала свои смолистые, пахучие почки. Она вся радовалась, вся благоухала, вся одевалась мелкими, яркими желто-зелеными листочками.

    Но это всегда так было. Чем длиннее становились дни, тем сильнее грело солнце. Потом она уже пекло, начинало жечь. Листья на березе покрывались пылью, сохли и желтели. Она умирала от жажды.

    - Когда же закончится эта жара? Хоть бы одну каплю дождя! - молила она.

    И вот налетела с гулом и вихрем черная туча. Верхушки деревьев шумели, гнулись, все их листочки дрожали. Ветер рвал их и уносил далеко. Но буря не могла достать березы. Ее защищали другие деревья, она чествовала только, как по все ее листочкам пробегал легкий, свежий ветерок, и ей было хорошо.

    А вот и дождь. Он хлынул как из ведра, ветер мчал ее капли. Он ими бил и хлестал все, что ему попадалась: лес, траву, дома, людей.

    - Зачем же так больно! - говорила береза. Но дождь не понимал этого: он сек березу холодными каплями все сильнее и сильнее, и ей было и больно и холодно.

    - Ах, как все это гадко, как гадко! – шептала береза. – как все гадко на свете! Как мне больно и холодно! Еще сегодня утром я задыхалась от жары, а теперь мерзну от холода, точно зимой.

    Наконец дождь перестал. Тучки расплылись в тумане, и солнце опять стало греть. Березка отогрелась, отдохнула, расправила все свои листочки.

    Раз, рано утром, когда еще трава спала под холодной росой, и розовое утро алело на вершинах деревьев, в рощу пришло много крестьян с пилами и топорами, и пошла работа.

    Стук, шум, крик. Старые деревья пилили пилами, рубили топорами, и они с треском и стоном валились на землю. К полудню работа была кончена, почти все деревья лежали вокруг березы мертвые. Не тронули только березу и еще несколько осин, которые были такие же молодые, как и береза.

    Не стало рощи – далеко вокруг березы было чистое поле.

    Приложение 5.

    Наблюдение: "Рассматривание березки"

    Задачи:

    Уточнить представления о том, что дерево – это растение, о его основных частях (корень, ствол, ветви, листья, используя модели).

    Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев.

    Модели:

    Особенности строения берёзы (корень, ствол, ветви, листья) .



    Предварительные наблюдения:

    На прогулке рассмотреть берёзу и выделить основные части строения: ствол, ветки, листья. Объяснить детям, что у дерева есть и корни (желательно показать корни, вышедшие на поверхность) .



    Ход занятия

    1. Дети стоят у стола воспитателя. Приходит игровой персонаж и говорит о том, как красиво, когда вокруг много растений, при этом он грустью замечает, что было бы замечательно, если бы растения росли не только дома в горшках, но и на улицах. Но почему-то там их нет. Дети разубеждают его, что он не прав, - на улице растет множество растений, например, большие деревья, только они не похожи на те, что живут в помещении. Игровой персонаж им не верит, утверждая, что деревья – большие, а растения в горшках маленькие.

    2. Дети доказывают, что, независимо от размера, деревья – тоже растения. Для примера выбирается ближайшее дерево, которое хорошо просматривается из окна группы.

    Дети подходят к окну и рассматривают дерево, выделяют его существенные признаки как растения. Воспитатель предлагает детям самостоятельно найти соответствующие детали- модели. Совместно с детьми обсуждается новая модель – стебель, который у дерева коричневого цвета и называется стволом.



    Приложение 6.

    Прогулка

    Тема: «Берёза».

    Цель: наблюдение за жизнью берёзы.

    Задачи: учить наблюдать за живой и неживой природой;

    развивать диалогическую и монологическую речь;

    воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

    Ход:

    1. Наблюдение за погодой, изменениями в природе.

    2. Наблюдение за берёзой.

    Воспитатель.

    - Посмотрите, ребята, в какой красивый наряд оделась берёзка.

    Кто может рассказать? (Высказывания детей) .

    Осенью листочки на берёзе начинают желтеть, сначала на верху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Порывистый ветер налетает, гнёт дерево, треплет его ветви и срывает листья. Они словно золотые монетки, падают на сырую землю.

    - А зачем нужны берёзке чёрные полоски? (Высказывания детей) .

    С помощью них, ребята, дерево дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева.

    -Как вы думаете, где лучше будет расти дерево, в тени или на солнышке?

    (Высказывания детей) .

    Берёзы очень любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянах, там, где простор. Они не боятся ни трескучих морозов, ни порывистых ветров, ни весенних заморозков.

    - А как вы думаете, о каком дереве эта загадка?

    «В этом дереве четыре угодья: от тьмы – свет, разбитому – связь, больному - здоровье, людям и животным – некопаный колодец».(Высказывания детей) .

    Воспитатель. У народной загадки отгадка очень простая.

    В старину долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи связывали гибкой и прочной берестой. Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства, а берёзовыми вениками парились в бане – хворь выгоняли. Некопаный колодец – это берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей и лесных обитателей.

    Берёзовый сок.

    На берёзе поутру

    Дятел продолбил кору.

    Льётся на песок Дятел длинным языком

    Золотистый сок, Капли сока лижет,

    А лесной народ Бабочка уселась ниже -

    Сок душистый пьёт. Пьёт прозрачным хоботком.

    Муравьи и мошки

    По берёзе гладкой

    Ползут, как по дорожке,

    Всех берёза напоила,

    За капелькой сладкой. Сладким соком оделила!

    Берёза – щедрое и доброе дерево!

    Издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. В те далёкие времена, когда ещё не было бумаги, люди писали письма на бересте. Такие письма, и сейчас находят археологи.

    Завершается прогулка подвижными играми.

    Приложение7.
    Игровое упражнение.

    "КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЕТ БЕРЕЗКУ, ЕЛЬ, ДУБ"

    Цель: найти дерево по назначению.

    Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги! »

    Описание. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющие яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:

    - Кто быстрее найдет берёзку?

    - Раз, два, три – к берёзе беги!

    Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.

    Используемая литература:
    1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозайка-Синтез, 2011.

    2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Часть1.;-СПб.: «Детство пресс»; 2004

    3.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Младшая группа.-М.: «Карапуз - дидактика», 2007

    4. Голицына Н.С. Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду .Занятия. Деятельность в режиме дня. 2младшая группа- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014.

    5.Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб: ООО «Издательство «Детство -Пресс», 2010.

    6.Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки- СПб: Издательство Дом «Литера», 2007.



    7. Материал из интернета

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Экологический проект «Люблю берёзку русскую…»

    Скачать 149.88 Kb.