• Европейская экономическая комиссия Комитет по экологической политике Специальная сессия
  • Восьмая Конференция министров «Окружающая среда для Европы»: основные официальные документы
  • Записка Председателя Комитета, подготовленная при поддержке секретариата
  • Тренды выбросов основных загрязнителей в регионе ЕЭК (за исключением Канады и Соединенных Штатов Америки) за период с 1990 года
  • I. Загрязнители и политика
  • A. Воздействия загрязнения воздуха и связанные с ними издержки
  • Издержки в сопоставлении с выгодами, связанными с сокращением загрязнения воздуха: пример из практики применения пакета мер Европейского союза «Чистый воздух»



  • страница1/5
    Дата16.05.2017
    Размер0.58 Mb.

    Экономический и Социальный Совет


      1   2   3   4   5

    Организация Объединенных Наций

    ECE/CEP/S/2016/L.3





    Экономический
    и Социальный Совет

    Distr.: Limited

    15 December 2015

    Russian

    Original: English








    Европейская экономическая комиссия
    Комитет по экологической политике
    Специальная сессия

    Женева, 23–25 февраля 2016 года



    Пункт 3 b) предварительной повестки дня

    Восьмая Конференция министров «Окружающая среда
    для Европы»: основные официальные документы



    Пересмотренный проект тематического документа для восьмой Конференции министров «Окружающая среда для Европы» на тему «Повышение качества воздуха
    в интересах улучшения состояния окружающей среды
    и здоровья человека»


    Записка Председателя Комитета, подготовленная при поддержке секретариата


    Резюме

    На своей двадцать первой сессии (Женева, 27–30 октября 2009 года) Комитет по экологической политике Европейской экономической комиссии (ЕЭК) положительно оценил проект тематического документа на тему «Повышение качества воздуха в интересах улучшения состояния окружающей среды и здоровья человека», который был подготовлен для восьмой Конференции министров «Окружающая среда для Европы» (Батуми, Грузия, 8–10 июня 2016 года). Комитет предложил своим членам и наблюдателям, а также членам Рабочей группы по мониторингу и оценке окружающей среды представить возможные дополнительные замечания по этому документу в секретариат до 15 ноября 2016 года и просил секретариат пересмотреть этот документ с целью его представления на рассмотрение Комитету на его специальной сессии, которая состоится в феврале 2016 года (см. документ ECE/CEP/2015/2, готовится к выпуску).

    Цель данного тематического документа – способствовать обсуждению министрами темы повышения качества воздуха в интересах улучшения состояния окружающей среды и здоровья человека путем предоставления справочной информации в поддержку процесса подготовки делегаций к Конференции. Ожидается, что в выступлениях и в ходе дискуссии министров будут изложены конкретные национальные подходы к каждому из вынесенных на обсуждение вопросов.

    Данный документ подготовлен Председателем КЭП при поддержке секретариата ЕЭК и в консультации с несколькими партнерами, указанными во введении к документу, и содержит поправки, учитывающие полученные замечания.

    Комитету по экологической политике будет предложено рассмотреть пересмотренный проект с целью его одобрения для его последующего представления на Конференции министров в Батуми.




    Содержание










    Стр.

    Введение

    5

    1. Загрязнители и политика

    6

      1. Воздействия загрязнения воздуха и связанные с ними издержки

    7

      1. Сбор данных и мониторинг

    8

      1. Основные загрязнители

    10

      1. Конкретные проблемы, вызываемые загрязнением городского воздуха

    16

    1. Сектора и их финансирование

    17

      1. Транспорт

    17

      1. Сельское хозяйство

    19

      1. Промышленность, включая энергетику

    20

      1. Бытовое отопление

    22

      1. Финансирование

    23

    1. Информированность и участие общественности

    24

      1. Доступ к информации

    24

      1. Участие общественности в интересах улучшения качества воздуха

    27

    1. Сотрудничество

    27

    1. Выводы и последующая деятельность

    30

    Диаграммы




    1. Тренды выбросов основных загрязнителей в регионе ЕЭК (за исключением Канады и Соединенных Штатов Америки) за период с 1990 года

    5

    2. Выбросы PM2,5 в 28 государствах – членах Европейского союза: доля выбросов
    по секторальным группам в 2013 году

    12

    3. Источники, вносящие вклад в концентрации PM2,5 в Венгрии

    13

    Вставки




    1. Издержки в сопоставлении с выгодами, связанными с сокращением загрязнения воздуха: пример из практики применения пакета мер Европейского союза
      «Чистый воздух»

    8

    1. Мониторинг качества воздуха в Грузии

    9

    1. Налог на выбросы NOx в Норвегии

    10

    1. Сокращение выбросов ртути на хлор-щелочном производстве в Испании

    15

    1. Загрязнение воздуха в западноевропейских городах побуждает к действиям

    16

    1. Примеры управления азотом в регионе

    19

    1. Членство Украины в Энергетическом сообществе

    20

    1. Схемы сокращения выбросов в секторе энергетики

    20

    1. Новый закон о наилучших доступных технологиях в Российской Федерации

    21

    1. Меры в секторе бытового отопления

    23

    1. Повышение информированности о загрязнении воздуха

    25

    1. Доступ к информации

    25

    1. Регистры выбросов и переноса загрязнителей

    26

    1. Примеры деятельности по техническому сотрудничеству, консультированию
      и наращиванию потенциала

    28


    Введение

    1. За последние три десятилетия в регионе Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК) был достигнут хороший прогресс в деле снижения выбросов основных загрязняющих воздух веществ и, следовательно, уменьшения их воздействия (см. диаграмму 1). Угроза озерам и лесам в результате подкисления, особенно в результате выбросов серы, в значительной степени устранена. Также удалось добиться сокращения осаждений азота, но не в такой степени, как в случае серы.



    Диаграмма 1
    Тренды выбросов основных загрязнителей в регионе ЕЭК (за исключением Канады и Соединенных Штатов Америки) за период с 1990 года


    Оксиды азота

    Неметановые летучие органические соединения

    Сера

    Аммиак


    Моноксид углерода

    Дисперсное вещество (2,5 мкм)

    Дисперсное вещество (10-2,5 мкм)


    Источник: Центр по кадастрам и прогнозам выбросов.

    2. Помимо положительного влияния на окружающую среду и здоровье человека, борьба с загрязнением воздуха может способствовать экологизации экономики. Этого можно достичь не только путем внедрения более новых и экологичных технологий, но и за счет принятия мер нормативного регулирования, о чем свидетельствуют приводимые в настоящем документе примеры.

    3. Хотя сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) способно обеспечивать важные сопутствующие выгоды, связанные со снижением загрязнения воздуха, особенно в энергетическом и промышленном секторах, некоторые меры по предотвращению изменения климата могут оказывать негативное влияние на качество воздуха. Подобные примеры можно прежде всего найти в секторах транспорта и бытового отопления, как об этом свидетельствуют ниже следующие
    главы. С другой стороны, меры, которые направлены в первую очередь на повышение качества воздуха, могут также иметь позитивный эффект в плане борьбы с изменением климата. Одним из таких примеров является черный углерод, входящий в состав мелкодисперсного вещества (PM2,5 или ≤2,5 мкм в диаметре), который одновременно является загрязнителем воздуха и оказывающим существенное воздействие на климат веществом с коротким периодом жизни1. Научные инструменты, такие как модель для описания взаимных связей и синергизма в отношении парниковых газов и загрязнения воздушной среды (GAINS)2, могут использоваться для разработки одновременно как сценариев загрязнения воздуха, так и мер по предотвращению изменения климата.

    4. На восьмой Конференции министров «Окружающая среда для Европы» (ОСЕ) (Батуми, Грузия, 8–10 июня 2016 года) будет рассмотрен вопрос качества воздуха и изучены пути решения препятствующих его повышению проблем в интересах улучшения состояния окружающей среды и здоровья человека. Настоящий документ охватывает сгруппированные по четырем тематическим блокам вопросы, выносимые на обсуждение министров, которые были подготовлены Президиумом Комитета по экологической политике ЕЭК.

    5. Документ подготовлен Председателем Комитета при поддержке секретариата ЕЭК и в консультации с Президиумом Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Конвенция по воздуху) ЕЭК и Европейским советом министров окружающей среды и здравоохранения, а также Европейским агентством по окружающей среде (ЕАОС), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) и Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (Евро/ВОЗ).

    6. Первый проект этого документа был рассмотрен и прокомментирован Комитетом по экологической политике на его двадцать первой сессии (Женева,


    27–30 октября 2015 года). Комитет затем предложил своим членам и наблюдателям, а также членам Рабочей группы по мониторингу и оценке окружающей среды представить возможные дополнительные замечания по этому документу в секретариат до 15 ноября 2016 года и просил секретариат пересмотреть этот документ с целью его представления на рассмотрение Комитету на его специальной сессии, которая состоится в феврале 2016 года (см. документ ECE/CEP/2015/2, готовится к выпуску). Ожидается, что на своей специальной сессии Комитет одобрит этот документ и поручит секретариату подготовить его окончательный вариант для последующего представления на Конференции министров в Батуми в качестве информационного подспорья обсуждения министрами темы повышения качества воздуха в интересах улучшения состояния окружающей среды и здоровья человека.

    I. Загрязнители и политика







    Вопросы для обсуждения: какие загрязнители воздуха (в помещениях и в наружном воздухе) представляют собой наибольший риск для окружающей среды и здоровья человека в вашей стране и каким образом эти риски оцениваются (например, кадастры выбросов, регистры загрязнителей и данные мониторинга качества воздуха и связанные с вопросами здравоохранения данные)? Какие аспекты загрязнения, по вашему мнению, заслуживают первоочередного внимания в ближайшей и в долгосрочной перспективе? Насколько эффективны существующие программы решения проблем, связанных с воздействием загрязнения воздуха на здоровье человека, в частности в городских районах, а также для экосистем и сельскохозяйственных культур? Что может быть сделано для повышения эффективности этих программ и каким образом учитываются издержки бездействия?






    A. Воздействия загрязнения воздуха и связанные с ними издержки

    7. Несмотря на достигнутый в последние десятилетия прогресс, загрязнение воздуха по-прежнему оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

    8. Как и прежде, большое число людей подвергается воздействию содержащихся в наружном воздухе вредных загрязнителей, в частности дисперсного вещества (РМ), озона (О3) и диоксида азота (NO2). Загрязнение наружного воздуха, одним из основных компонентов которого является дисперсное вещество, и выбросы дизельных двигателей были классифицированы Международным агентством по исследованию рака3 в качестве канцерогенов. Источники загрязнения воздуха в помещениях, особенно в результате сжигания топлива домохозяйствами, также подвергают людей воздействию дисперсного вещества и ряда токсичных химических веществ.

    9. В 2014 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала свои последние оценки бремени заболеваний в результате загрязнения окружающего (наружного) воздуха и воздуха жилищ (помещений)4. Согласно этим оценкам в 2012 году в регионе ЕЭК (включая государства – члены ЕЭК в Северной Америке) загрязнение наружного воздуха стало причиной преждевременной смерти 576 000 человек, а загрязнение воздуха жилищ – 118 500 человек. Причиной большинства этих смертей являлись сердечно-сосудистые и цереброваскулярные заболевания, а также заболевания дыхательных путей и рак легких. При том что смертность от загрязнения окружающего воздуха во всех странах не зависит от уровня дохода, количество таких случаев в результате загрязнения воздуха жилищ в странах с низким и средним уровнем дохода более чем в пять раз превышает соответствующий показатель богатых стран.

    10. Согласно недавно представленному совместному докладу Евро/ВОЗ и ОЭСР издержки, связанные со случаями преждевременной смерти и заболеваниями, вызываемыми загрязнением воздуха (наружного воздуха и воздуха в помещениях), в 53 государствах – членах в европейском регионе ВОЗ в 2010 году составили около 1,6 трлн. долл. США. Этот экономический показатель соответствует сумме, которую общество этих стран готово заплатить, чтобы избежать таких смертей и заболеваний благодаря реализации необходимых мер (показатели издержек каждой страны см. в диаграмме 2)5.


    Вставка 1


    Издержки в сопоставлении с выгодами, связанными с сокращением загрязнения воздуха: пример из практики применения пакета мер Европейского союза «Чистый воздух»

    В оценке воздействия, сопровождающей пакет мер политики Европейского союза (ЕС), указано, что в 2010 году долгосрочное воздействие PM2,5 и краткосрочное воздействие приземного озона стали причиной преждевременной смерти более 406 000 человек. Согласно базовому прогнозу сокращения загрязнения благодаря реализации пакета мер политики в странах ЕС показатель недожития до возраста среднестатистической продолжительности жизни в результате воздействия PM2,5 в 2025 году уменьшится с 8,5 месяца до


    5,3 месяца. В зависимости от методологии оценки связанные с состоянием здоровья населения внешние издержки, вызываемые загрязнением воздуха, которые в 2010 году колебались в пределах
    330–940 млрд. евро, в соответствии с базовым прогнозом, к 2030 году снизятся до 210–730 млрд. евро (по ценам в евро 2005 года).

    Соответствующие выгоды от реализации предлагаемого пакета мер политики по обеспечению чистого воздуха могут быть монетизированы и составят в 2030 году около 40–140 млрд. евро в год, в то время как расходы на борьбу с загрязнением воздуха в рамках осуществления этого пакета мер достигнут, согласно оценке, в 2030 году 3,4 млрд. евро в год. В оценке воздействия указано, что вследствие этого монетизированные выгоды превысят издержки примерно в 12–40 раз.



      1   2   3   4   5

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Экономический и Социальный Совет