• Европейская экономическая комиссия Комитет по экологической политике Двадцать первая сессия
  • Восьмая Конференция министров «Окружающая среда для Европы»: очистка воздуха
  • Записка Председателя Комитета, подготовленная при поддержке секретариата
  • Тренды выбросов основных загрязнителей в регионе ЕЭК (за исключением Канады и Соединенных Штатов Америки) с 1990 года
  • I. Загрязнители и политика Вопросы для обсуждения
  • А. Воздействия загрязнения воздуха и связанные с ними издержки
  • Сопоставление издержек и выгод, связанных с сокращением загрязнения воздуха: пример из практики применения пакета мер Европейского союза «Чистый воздух»



  • страница1/4
    Дата16.05.2017
    Размер0.58 Mb.

    Экономический и Социальный Совет


      1   2   3   4

    Организация Объединенных Наций

    ECE/CEP/2015/L.3





    Экономический
    и Социальный Совет

    Distr.: Limited

    18 August 2015

    Russian

    Original: English








    Европейская экономическая комиссия
    Комитет по экологической политике
    Двадцать первая сессия

    Женева, 27–30 октября 2015 года

    Пункт 5 с) предварительной повестки дня

    Восьмая Конференция министров


    «Окружающая среда для Европы»:
    очистка воздуха



    Проект тематического документа к восьмой Конференции министров «Окружающая среда
    для Европы» на тему «Повышение качества воздуха
    в интересах улучшения состояния окружающей среды
    и здоровья человека»


    Записка Председателя Комитета, подготовленная при поддержке секретариата


    Резюме

    На своей двадцатой сессии (Женева, 28–31 октября 2014 года) Комитет по экологической политике (КЭП) Европейской экономической комиссии (ЕЭК) поручил своему Президиуму приступить при поддержке секретариата и в сотрудничестве с другими соответствующими заинтересованными сторонами к подготовке восьмой Конференции министров «Окружающая среда для Европы» (ОСЕ) (Батуми, Грузия, 8–9 июня 2016 года) и в том числе подготовить первый проект справочного тематического документа по улучшению качества воздуха в интересах улучшения состояния окружающей среды и здоровья человека на основе вопросов для обсуждения, которые были согласованы Президиумом КЭП (ECE/CEP/2014/2, пункты 84 a) и 98 gg) xi) a)).

    Цель тематического документа – способствовать обсуждению министрами темы улучшения качества воздуха в интересах улучшения состояния окружающей среды и здоровья человека путем предоставления справочной информации в поддержку процесса подготовки делегаций к Конференции. Как ожидается, в ходе выступлений министров и обсуждений найдет отражение конкретное видение странами каждого из поставленных вопросов.

    Документ подготовлен Председателем КЭП при поддержке секретариата ЕЭК и в консультации с несколькими партнерами, указанными во введении к документу.

    КЭП будет предложено рассмотреть проект с целью выработки руководящих указаний для секретариата ЕЭК и партнеров по доработке документа и его представлению Батумской конференции министров ОСЕ.




    Содержание







    Пункты

    Стр.

    Введение

    1–6

    5

    1. Загрязнители и политика

    7–37

    6

      1. Воздействия загрязнения воздуха и связанные с ними издержки

    7–12

    7

      1. Сбор данных и мониторинг

    13–17

    8

      1. Основные загрязнители

    18–35

    9

      1. Конкретные проблемы, вызываемые загрязнением городского
        воздуха

    36–37

    16

    1. Сектора и их финансирование

    38–60

    17

      1. Транспорт

    38–47

    17

      1. Сельское хозяйство

    48–50

    19

      1. Промышленность, включая энергетику

    51–54

    20

      1. Отопление жилищ

    55–57

    22

      1. Финансирование

    58–60

    23

    1. Информированность и участие общественности

    61–68

    24

      1. Доступ к информации

    61–66

    24

      1. Участие общественности в интересах улучшения качества
        воздуха

    67–68

    27

    1. Сотрудничество

    69–77

    27

    1. Выводы и последующая деятельность

    78–86

    29

    Диаграммы




    1. Тренды выбросов основных загрязнителей в регионе ЕЭК
      (за исключением Канады и Соединенных Штатов Америки) с 1990 года

    5

    1. Экономические издержки загрязнения воздуха в 50 государствах – членах ЕЭК

    11

    1. Выбросы PM2,5 в 28 государствах – членах Европейского союза:
      доля выбросов по секторальным группам в 2013 году

    13

    1. Источники, вносящие вклад в концентрации PM2,5 в Венгрии

    14

    Вставки




    1. Сопоставление издержек и выгод, связанных с сокращением загрязнения
    воздуха: пример из практики применения пакета мер Европейского союза
    «Чистый воздух»

    8

    2. Мониторинг качества воздуха в Грузии

    9

    3. Налог на NOx в Норвегии

    10

    4. Сокращение выбросов ртути на хлор-щелочном производстве Испании

    16

    1. Загрязнение воздуха в западноевропейских городах побуждает к действиям

    16

    1. Примеры управления азотом в регионе

    19

    7. Схемы сокращения выбросов в секторе энергетики

    20

    8. Принятие в Российской Федерации новых правовых норм в отношении наилучших доступных технологий

    21

    9. Меры, относящиеся к сектору отопления жилья

    23

    10. Повышение информированности о загрязнении воздуха

    24

    11. Доступ к информации

    25

    12. Регистры выброса и переноса загрязнителей

    26

    13. Примеры деятельности по техническому сотрудничеству, консультированию
    и наращиванию потенциала

    28

    Введение

    1. За последние три десятилетия в регионе Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК) был достигнут большой прогресс в деле снижения выбросов основных загрязняющих воздух веществ и, следовательно, уменьшения их воздействия (см. диаграмму 1). Угроза озерам и лесам в результате подкисления, особенно в результате выбросов серы, в значительной степени ликвидирована. Также удалось добиться сокращения осаждений азота, но не в такой степени, как в случае серы.


    Диаграмма 1
    Тренды выбросов основных загрязнителей в регионе ЕЭК
    (за исключением Канады и Соединенных Штатов Америки) с 1990 года



    Оксиды азота

    Неметановые летучие органические соединения

    Сера

    Аммиак


    Моноксид углерода


    Источник: Центр по кадастрам и прогнозам выбросов.

    2. Помимо позитивного влияния на окружающую среду и здоровье человека, борьба с загрязнением воздуха может способствовать экологизации экономики. Этого можно достичь не только путем внедрения более новых и экологичных технологий, но и за счет принятия мер нормативного регулирования, о чем свидетельствуют приводимые в настоящем документе примеры.

    3. Хотя сокращения выбросов парниковых газов (ПГ) могут обеспечивать важные сопутствующие выгоды, связанные со снижением загрязнения воздуха, особенно в энергетическом и промышленном секторах, некоторые меры по смягчению изменения климата могут оказывать негативное влияние на качество воздуха. Как об этом говорится в приводимых ниже главах, подобные примеры можно прежде всего найти в секторах транспорта и отопления жилищ. С другой стороны, меры, которые направлены в первую очередь на улучшение качества воздуха, могут также иметь позитивный эффект в плане борьбы с изменением климата. Одним из примеров в этой связи является черный углерод, входящий в состав мелкодисперсного вещества (PM2,5 или ≤2,5 мкм в диаметре), который одновременно является загрязнителем воздуха и оказывающим существенное воздействие на климат веществом с коротким периодом жизни. Научные инструменты, например модель для описания взаимных связей и синергизма в отношении парниковых газов и загрязнения воздушной среды (GAINS)1, могут одновременно использоваться как при разработке сценариев загрязнения воздуха, так и мер по смягчению изменения климата.

    4. На восьмой Конференции министров «Окружающая среда для Европы» (ОСЕ) (Батуми, Грузия, 8–10 июня 2016 года) будут рассмотрены вопросы, касающиеся качества воздуха и путей решения препятствующих его улучшению проблем в интересах улучшения состояния окружающей среды и здоровья человека. Настоящий документ охватывает сгруппированные по четырем тематическим блокам вопросы, выносимые на обсуждение министров, которые были подготовлены Президиумом Комитета по экологической политике (КЭП) ЕЭК.

    5. Документ подготовлен Председателем КЭП при поддержке секретариата ЕЭК и в консультации с Президиумом Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Конвенция по воздуху) ЕЭК и Европейским советом министров окружающей среды и здравоохранения, а также Европейским агентством по окружающей среде (ЕАОС), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) и Европейским бюро Всемирной организации здравоохранения (Европа/ВОЗ).

    6. В документ включены замечания, внесенные Президиумом КЭП; он представляется КЭП для дальнейших замечаний. Его пересмотренный вариант, в котором будут учтены любые замечания, внесенные на двадцать первой сессии, будет обновлен и вновь представлен КЭП для внесения заключительных замечаний на его специальной сессии в феврале 2016 года. Затем окончательный вариант документа будет представлен Батумской конференции министров ОСЕ в поддержку дискуссии министров по проблеме улучшения качества воздуха в интересах улучшения состояния окружающей среды и здоровья человека.



    I. Загрязнители и политика




    Вопросы для обсуждения: какие загрязнители воздуха (воздуха помещений и наружного воздуха) создают в вашей стране наибольшие риски для окружающей среды и здоровья человека и как проводится оценка этих рисков (например, на основе кадастров выбросов, регистров загрязнителей, мониторинга качества воздуха и данных о здоровье человека)? Какими аспектами загрязнения воздуха, по вашему мнению, важнее всего управлять в ближайшем будущем и в более длительной перспективе? Насколько эффективна нынешняя политика борьбы с воздействием загрязнения воздуха на общественное здоровье, в частности в городских районах, а также на экосистемы и сельскохозяйственные культуры? Что можно сделать для повышения эффективности такой политики и каким образом учитываются издержки, возникающие в результате бездействия?





    А. Воздействия загрязнения воздуха и связанные с ними издержки

    7. Несмотря на достигнутый за последние десятилетия прогресс, загрязнение воздуха по-прежнему оказывает сильное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

    8. Как и прежде, большое количество людей подвергается воздействию содержащихся в наружном воздухе вредных загрязнителей, в частности дисперсного вещества (РМ), озона (О3) и диоксида азота (NO2). Загрязнение наружного воздуха, одним из основных компонентов которого является дисперсное вещество, и выбросы дизельных двигателей были классифицированы Международным агентством по исследованию рака как оказывающие канцерогенное воздействие на людей. Источники загрязнения воздуха помещений, особенно в результате сжигания топлива домохозяйствами, также являются причиной воздействия на людей дисперсного вещества и ряда токсичных химических веществ.

    9. В 2014 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала свои последние оценки бремени болезней в результате загрязнения окружающего (наружного) воздуха и воздуха жилищ (помещений)2. Согласно этим оценкам в 2012 году в регионе ЕЭК (включая государства – члены ЕЭК Северной Америки) загрязнение наружного воздуха стало причиной преждевременной смерти 576 000 человек, а загрязнение воздуха жилищ – 118 500 человек. Причиной большинства этих случаев смерти являлись сердечно-сосудистые и цереброваскулярные заболевания, а также заболевания дыхательных путей и рак легких. При том что случаи смерти от загрязнения окружающего воздуха во всех странах не зависят от доходов, количество таких случаев в результате загрязнения воздуха жилищ в странах с низкими и средними доходами в пять раз превышает соответствующий показатель богатых стран.

    10. Согласно недавно представленному совместному докладу Евро/ВОЗ и ОЭСР3 издержки, связанные со случаями преждевременной смерти и заболеваниями, вызываемыми загрязнением воздуха (наружного воздуха и воздуха помещений), в 53 государствах – членах европейского региона ВОЗ в 2010 году составили около 1,6 трлн. долл. США. Этот экономический показатель соответствует сумме, которую общество готово заплатить, чтобы избежать таких смертей и заболеваний путем принятия необходимых мер вмешательства (размеры издержек каждой страны см. в диаграмме 2).

    Вставка 1



    Сопоставление издержек и выгод, связанных с сокращением
    загрязнения воздуха: пример из практики применения пакета мер Европейского союза «Чистый воздух»


    В оценке воздействия пакета мер политики Европейского союза (ЕС) указано, что в 2010 году долгосрочное воздействие PM2,5 и краткосрочное воздействие приземного озона стали причиной около 406 000 случаев преждевременной смерти. Согласно базовому прогнозу сокращения загрязнения благодаря реализации пакета мер политики в странах ЕС показатель недожития до возраста среднестатистической продолжительности жизни в результате воздействия PM2,5 в 2025 году уменьшится с 8,5 месяцев до 5,3 месяцев. В зависимости от методологии оценки связанные со здравоохранением внешние издержки, вызываемые загрязнением воздуха, которые в 2010 году колебались в пределах 330–940 млрд. евро, в соответствии с базовым прогнозом, к 2030 году снизятся до 210–730 млрд. евро (по ценам в евро 2005 года).

    Соответствующие выгоды от реализации предлагаемого пакета мер политики по обеспечению чистого воздуха могут быть монетизированы, и будут составлять в 2030 году около 40–140 млрд. евро в год, в то время как расходы на борьбу с загрязнением воздуха в рамках осуществления этого пакета мер оцениваются в 2030 году на уровне 3,4 млрд. евро в год. В оценке воздействия указано, что вследствие этого монетизированные выгоды окажутся в 12–40 раз выше, чем издержки.



      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Экономический и Социальный Совет