Скачать 78.83 Kb.


Дата26.04.2018
Размер78.83 Kb.

Скачать 78.83 Kb.

Экскурсия «Иконы нашего села»



Экскурсия «Иконы нашего села»

Слово «икона» – греческое, в переводе на славянский язык означает «образ». Христиане называют иконой изображение Христа, Богоматери или святых. Святые играли большую роль в жизни каждого человека. Считалось, что святые покровительствуют человеку на протяжении всей жизни. Людям давали имена святых. По сей день сохранилась традиция отмечать день своего святого – именины. На иконах обязательно присутствует надпись – кто изображен на иконе. Своим именем и изображением она неразрывно связана с тем, кому она посвящена. Почитая святые иконы, христиане не относят свое почитание к самой иконе, но – к личности, изображенной на иконе.

В старину относились к иконе с глубоким почтением. Выражение «купить икону» считалось кощунством. Говорили «выменять икону на деньги». Нельзя было по ветхости уничтожить иконы, но разрешалось их закапывать в землю или пускать по воде. Она была лучшим подарком. Их вывешивали на ворота при въезде в город.

Иконописец – человек пишущий иконы. Перед написанием иконы он тщательно готовился. Вначале была молитва к Богу, чтобы он даровал силы и просветлил ум для писания. Иконописец также старался не совершать и малейших грехов, преодолеть свои страсти. Он внимательно следил за своими поведением, мыслями и чувствами.

Затем наступало время подготовки красок и основы для написания иконы. Каждая икона состоит из четырех основных частей – слоев. Первый слой – щит из деревянной доски. Доска для иконы готовится из местных пород дерева: липы, сосны, ели, ольхи, лиственницы (в северных частях России), пихты, кипариса, бука (в южной части России).

Второй слой – грунт или левкас – приготовленный из порошка мела с клеем (малярным, столярным, рыбьим, желатином). Поскольку красочный слой не может держаться непосредственно на дереве, для того, чтобы писать на доске, ее требуется подготовить – залевкасить, т.е. нанести специально приготовленный грунт – левкас.

Другим материалом при подготовке иконы является поволока. Поволока – ткань для основы. Это название связано с понятием «наволакивания», «поволакивания», «заволакивания» доски под левкас тканью. Поволокой называется льняная или пеньковая, но обязательно редкая ткань, чтобы под ней не задерживался воздух при наклеивании на доску. Пригодна и марля (лучше прочный сорт).

Ткань для поволоки всегда выбиралась «ветхая», состиранная, поэтому ветошь бережно собирали по домам и отдавали, а порой и продавали, выменивали иконописцам. Новая материя не годилась – она была слишком грубой и шероховатой для работы. Очень часто, особенно в монастырях, в дело шли даже старые изношенные скатерти с трапезных столов.

После этого доске надо хорошенько просохнуть. В это время можно приготовить левкас – специальный грунт, поскольку красочный слой не может держаться на деревянном щите без грунтовой основы. Таким образом, наносится не менее 10 слоев, с обязательной просушкой каждого слоя. Когда нанесено достаточное количество слоев левкаса, доску нужно зачистить.

Третий слой – живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии – темпера, и на искусственной – казеиново-масляной.

Четвертый слой – защищающий живопись от внешних воздействий – защитный, или покрывной, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Иконы в Сибирско – Уральском регионе появились вместе с первыми купцами, с войсками Ермака, в отряде которого была походная часовня и иконы. Иконы также жаловались в сибирские храмы русскими государями, митрополитами, купцами, зажиточными людьми.

Сосланные в Сибирь многие родовитые (Долгорукие), опальные (Меньшиковы), декабристы даровали иконы, в том числе и фамильные, местным церквям и часовням.

Многие иконы появились вместе с переселенцами, прибывшими в Сибирь целыми деревнями, перекатывая с собой на огромные расстояния разобранные церкви с иконами.

Со второй половины 16 века в Сибири распространились иконы строгоновского письма. Строгоновы – богатейшие промышленники, за которыми на Урале и в Сибири царскими жалованными грамотами были закреплены земельные владения, где ставились храмы, украшенные строгоновскими иконами.

На основе строгоновской традиции возникла нивьянская икона, особо почитаемая старообрядцами.

Невьяновская икона отличалась: динамикой композиции; богатством цветовой гаммы; любовью к узорам; обилием позолоты; белильным вохрением.

Иконы невьянской школы положили основы рафайловского письма. Оно сложилось в иконописных мастерских Свято – Троицкого мужского монастыря села Рафайлова, основанного в 1644 году старцем Рафаилом. Для рафайловской иконы характерны: сочетание позолоты и дерева; горизонтальная форма основы; изделия меднолитой пластики (кресты, иконы, складни), врезанные в нее.

Наряду с рафайловской иконой существовали тобольская и тюменская, а также ишимская.

Кроме двух направлений классическое и академическое, в местной иконописи существовало еще одно направление – народная икона: «краснушка», «чернушка», «полосатая», «щепная» или «лубочная», «малеванная».

Писали их в свободное от основной работы время непрофессионалы: ямщики, гончары, плотники.

Для народной иконы характерны: условность форм, упрощенная технология изготовления иконы и техника письма, ограниченное количество красок (чаще ярко – желтой, заменяющей золото). Верхняя часть иконы писалась светлой краской, изображавшей горний, небесный мир. Нижняя часть – темной краской, олицетворяющей земной, тварный мир («полосатая» икона).

Для «щепных» икон бралась тонкая дощечка. Часто это кусок луба, от чего существует другое название таких икон – лубочные. В этом случае форма у икон выгнутая (по объему ствола дерева), обрабатывалась только с лицевой стороны.

На лубочных иконах выполнялось только личное письмо Христа, Богоматери, Николая Чудотворца, а фон покрывался окладом из фольги с просечным и тесненным узором, иногда с росписью. Такая икона выставлялась в застекленный киот.

«Малеваные» иконы создавались малярами – артельщиками, ходившими по деревням и расписывавшим стены и потолки крестьянских горниц, мебель, прялки и прочую домашнюю утварь. На «малеванных» иконах святые изображались так же, как в настенных росписях – среди пышных деревьев и цветов гуляют нарядные персонажи.

Село Першино было основано в конце XVII или в начале XVIII века неким Першиным. Первые жители - это переселенцами с реки Исети, старообрядцы. Все иконы семьи перевозили с собой. А позже, в XIX веке, иконы писались малярами – артельщиками.

В Першинском краеведческом музее более десятка икон. Наряду с одиночными изображениями Иисуса Христа, Богоматери, святых, имеются так называемые житейские иконы или сюжетные. Вокруг образа святого иллюстрируется эпизод биографии. Гордостью нашего музея является икона встреча Иисуса Христа со самаритянкой (Приложение I) на библейский сюжет ( Новый завет). Эта икона 19 века, ее размер 72 * 54. Можно предположить, что она предназначена для храма. Икона написана в Ишимской иконописной мастерской в традициях классического (академического) направления. Особенности данного направления: условность изображения, отсутствие внешнего источника света, цвет несет символическую функцию. Остальные иконы, о которых будет идти речь, принадлежат к народному направлению в иконописи. Для него характерны: упрощенная технология изготовления, техники письма и ограниченное количество красок.

Остановимся более подробно на описании иконы Святого праведника Симеона Верхотурского (Приложение II).

Симеон Верхотурский родился в начале 17 века в семье дворян. Но он оставил почести, земные блага и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, часто посещал церковь в селе Меркушеское, которое находится на береге Верхней Туры. Симеон никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимал за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках.

Много молился святой Симеон об укреплении веры у жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленноприклоненного стояния на камне в дремучей тайге.

на берегу Туры Симеон имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось для пропитания.

В 1692 году, спустя 50 лет после кончины Симеон был причислен к лику святых. От его мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому при глазных болезнях и параличах.

В музее имеется две иконы Тихвенской Богоматери (Приложение III). Одна из них имеет небольшие утраты. В одном месте красочный слой утрачен до доски, и можно разглядеть поволоку и левкас. На другой иконе яркость золотой краски сохранилась. На обратной стороне доски различимы нацарапанные надписи. Такие надписи встречаются на иконах, которые писались богомазами. Так называли артельщиков – маляров, которые разрисовывали стены домов, печи, утварь и прялки, поновляли потемневшие иконы, а иногда писали на заказ. К малярам тянулись со своими приготовленными дощечками заказчики, оставляя на их обороте надписи с именем, названием деревни, каких святых писать и какие сюжеты.

Наше село является старообрядческим. Икон у старообрядцев традиционно много – они располагались на полках – божницах в половину длины стены или во всю стену, иногда в два яруса. Излюбленный сюжет старообрядцев - «Огненное восхождение пророка Ильи на Небо». Сюжет иконы восходит к текстам Библии. В них повествуется о пророке Илье, который благодаря своей аскетической жизни и борьбе с язычеством был взят на огненной колеснице живым на небо. Свой плащ, символ пророческого дара, он передал своему ученику Елисею.

Илья-пророк является особо почитаемым святым на Руси. Грозный старец, разъезжающий в огненной колеснице по небесам, всегда внушал почтение, граничащее со страхом. Сопровождавшие его выезд громы и молнии заставляют верующих осенять себя крестным знамением. Народ твердо верит, что без его воли не может быть урожая, поэтому Илью представляют себе не только как вестника небесного гнева, но и как благодетеля человеческого рода, дарующего земле изобилие плодов.
Старообрядческие складни (Приложение IV) состоят из четного количества створок, на которых в основном писались сюжеты с двунадесятыми праздниками. Часто иконы – складни передавались по наследству или даровались родным по частям. Поэтому в нашем музее сохранились неполные складни или кресты – распятья без киотки.

Следующая икона Распятие Христа с двунадесятыми праздниками меднолитая. Християнскими праздниками называют дни, посвященные событиям земной жизни Иисуса Христа и Его Матери. Особенно торжественно празднуют двенадцать праздников (еще они называются двунадесятыми праздниками). Восемь из них называют Господними, так как посвящены памяти Господа Иисуса Христа, четыре – Богородичными, в честь Божьей Матери, Богородицы.

После революции 1917 года в России начались гонения на религию и верующих людей. Многие церкви были закрыты и уничтожены, а священники сосланы в лагеря или расстреляны. Иконы повсеместно уничтожались. Молодая девушка Сихвард Нина с ранних лет работала прачкой в бане коммунального хозяйства села Заводоуковское. Однажды в баню привезли много икон из села Упорово. Был приказ сжечь их в печах бани. Нине было жалко иконы, но указания следовало выполнять, иначе арест.

Девушка долго думала, как спасти большую красивую икону Георгия Победоносца (Приложение V) и придумала. Утром она предложила плотнику сделать скамейку, а для сиденья использовать широкую икону с обратной стороны. Несколько месяцев икона находилась в прачечной, а потом незаметно ночью Нина вынесла ее домой. Так святой лик был спасен верующей девушкой.



Когда в 2005 году в городе Заводоуковске открылся новый Свято – Георгиевский храм (приложение VI), Нина Дмитриевна подарила икону церкви. Удивительно, но Георгий Победоносец сохранил свой первозданный лик. Когда семья Сихвард приходит в церковь, то сначала они подходят к своему святому – покровителю. Они считают икону своей семейной святыней и уверены, что она убережет их от бед и горестей.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Экскурсия «Иконы нашего села»

Скачать 78.83 Kb.