Скачать 33.45 Kb.


Дата09.05.2018
Размер33.45 Kb.

Скачать 33.45 Kb.

Энделехий и латинская христианская буколика начала V в. Болгов Кирилл Николаевич



Энделехий и латинская христианская буколика начала V в.
Болгов Кирилл Николаевич
аспирант
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
историко-филологический факультет, Белгород, Россия
E–mail:
bolgov@bsu.edu.ru

Проблема формирования новых жанров христианской литературы на основе классической традиции в эпоху поздней античности – одна из наиболее важных для изучения данной эпохи. Одним из ярких, но недостаточно изученных феноменов такого рода стала христианская латинская буколика (эклога), единственным образцом которой стала поэма «Падеж скота» (De mortibus boum; буквально – «О смертях быков») Энделехия, которая является источником исследования.

Об эклоге в целом есть ряд работ в европейской науке (М. Кок, Э. Беренс, Т. Алимонти, А. ди Бернардино). Критическое издание поэмы вышло в 1906 г. (Ф. Бюхелер, А. Ризе) [1], новейшее - в 2000 г. (Моника Бартон) [2]. О поэте упоминает М.Р. Ненарокова в своей диссертации 2012 г. [3] и монографии об истоках каролингской эклоги [4]. Специальных исследований об Энделехии в отечественной литературе нет, что определяет научную новизну. Методы исследования: историко-генетический и историко-биографический.

Север Санкт Энделехий родился в Аквитании во 2-й пол. IV в., был родственником Авзония и другом Павлина Ноланского. Изучал риторику и поэзию в Италии. В 395-400 гг. был уже известным латинским ритором и преподавателем риторики в Риме. В письмах Павлина несколько раз упоминается имя его друга, Энделехия. Изначально он был язычником, затем приобщился к христианской вере. В начале V в. он вернулся в Галлию, поселившись в Бурдигале (Бордо), где была известная риторическая школа. Ему, по совету Павлина, было поручено написать панегирик некоему Феодосию, чтобы защитить обвиняемого от какого-то магната. Настоящую устойчивую славу он снискал, благодаря единственной сохранившейся христианской буколике – De mortibus boum, формально ориентированной на «Оды» Горация.



Эклога была написана по случаю эпидемии, которая в 409 г. разорила Галлию. Вначале рассказывается о двух пастухах, Эгоне и Букуле (Aego et Buculus), жалующихся, что их скот гибнет от болезни. Эти имена – говорящие. Букул – это традиционный греческий Букол, т.е. «волопас». Имя другого, Эгон, происходит от греческого «козий». По традиции пастухи волов были наиболее уважаемыми тружениками, а пасти коз считалось легким делом.

Пастухи ведут себя в соответствии со своими именами: Букол погружен в тягостные, печальные мысли о гибнущем стаде; беспокоящийся о друге Эгон начинает разговор, задавая вопрос об очевидном, но не может предложить реальной помощи. Когда появляется третий герой, Титир (Tityrus) (имя из «Буколик», топос), и начинает рассказывать об Истинном Боге, серьезный Букол беседует с ним и первым осознанно принимает новую веру, а Эгон, следуя примеру старшего товарища, просит взять его с собой. Титир становится у Энделехия христианским проповедником, предписывает принятие христианства в качестве действенного средства против заразы. Оба пастуха тут же обращаются в христианство.

Форма эклоги традиционна: это беседа двух пастухов, к которым позже присоединяется третий. Так как эпидемия особенно поразила поэта, Энделехий хотел нарисовать картины пастушьей жизни и выбрал буколический жанр, однако, не соблюдая обычный гекзаметр, предпочел хориямб (Асклепиадов стих). В поэме 132 строки, что в целом соответствует классическим нормам жанра.

В целом следует высоко оценить рассматриваемую эклогу. Однако, насадив цветы буколики в саду христианской поэзии, поэт не избежал некоторых дефектов – это, прежде всего, неологизмы, делающие его поэтическое сооружение достаточно хрупким. Нет сомнения, что Энделехий далек по уровню от классического описания эпидемии, которым Вергилий заканчивает III книгу «Георгик». Но Энделехий все же проявляет ту же самую чистоту языка, богатство деталей и поэзии, что и у классиков, хотя ему не хватает их мягкости и красоты. Его чувства к животным напоминают скорее о нежности сердца нескольких святых средневековья.

Таким образом, небольшая поэма Энделехия занимает особое и вполне достойное место в истории позднеантичной поэзии, являясь одним из редких примеров освоения христианской поэзией специфически античного жанра - буколики.

Литература

1. Endelechius, De Mortibus Boum // Anthologia Latina sive Poesis Latinae Supplementum / Ed. F. Buecheler, A. Riese. Leipzig, 1906.

2. Barton M. Spätantike Bukolik zwischen paganer Tradition und christlicher Verkündigung. Trier: Wissenschaftlicher Verlag, 2000.

3. Ненарокова М.Р. Каролингская эклога: теория и история жанра. Дисс. …д. филол. н. М., 2012.



4. Ненарокова М.Р. Каролингская эклога: очерк истории жанра. Из истории средневековой латинской поэзии. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Энделехий и латинская христианская буколика начала V в. Болгов Кирилл Николаевич

Скачать 33.45 Kb.