• Общность композиционных элементов.
  • Введение нарратора (рассказчика, «певца»)
  • Отказ от «четвертой стены».
  • Общность цели.

  • Скачать 38.44 Kb.


    Дата05.08.2017
    Размер38.44 Kb.

    Скачать 38.44 Kb.

    Эпический театр леонида андреева




    ЭПИЧЕСКИЙ ТЕАТР ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА

    Саломатина Валерия Игоревна



    Студентка Калужского государственного университета имени Константина Эдуардовича Циолковского, Калуга, Россия
    В 20-е годы XX века немецкий драматург Бертольд Брехт начинает разработку теории «эпического театра», окончательно сложившуюся в систему к концу 30-х годов. Необходимость переорганизации системы драмы назревала уже с начала XX века. «Настало время широких обобщений, а эти обобщения в бытовой драме немыслимы», – пишет Леонид Андреев в 1907 году [2, с. 531]. Еще до этого высказывания, в 1906 году Леонидом Андреевым была создана пьеса «Жизнь человека». По окончании работы над пьесой Андреев сообщал Горькому: «написано это человеком, …ищущим для пьесы удобных и свободных форм» [2, с. 527; курсив мой – В.И.]. Представляется, что «удобные и свободные формы» Леонида Андреева и теория «эпического театра» Брехта имеют тесную связь. А именно:

    1. Общность композиционных элементов. В «Жизни человека» отсутствуют многие внешние элементы, которые характерные для пьесы: нет списка действующих лиц, в некоторых местах пропадают обозначения субъектов речи перед их репликами (что приводит к обобщению – единичный человек растворяется в «общем гуле» голосов). В текст включаются элементы, характерные для эпического произведения. В частности, Леонид Андреев включает в текст пьесы пролог. Как известно, пролог использует и Брехт. В прологе немецкий драматург, чаще всего, формулирует идею пьесы. Андреев в прологе дает краткий пересказ событий, которые будут происходить на протяжении всей пьесы. Следующий элемент, сближающий пьесу «Жизнь Человека» и «эпический театр» Брехта – это «отказ от деления на акты и замена его хроникальной композицией со сменой эпизодов» – так характеризует творческий метод Брехта И. Фадкин [4, с. 70]. Вместо актов Андреев использует картины.

    Брехт в теоретической работе «Покупка меди» охарактеризовал композиционное членение своих пьес следующим образом: «Автор расчленяет пьесу на мелкие самостоятельные сцены, в результате чего действия развиваются скачками, он отвергает незаметную смену эпизодов» [3, с. 35]. Андреев также отказывается от незаметной смены эпизодов. Он скорее пытается противопоставить одну картину другой. От пышного бала, в центре которого счастливые, еще молодые хозяева дома, мы перескакиваем к другой картине, где эти же хозяева уже постарели, дом опустел, и мы наблюдаем «Несчастье Человека».

    1. Введение нарратора (рассказчика, «певца»). Между каждой из картин у Леонида Андреева промежуток не менее 10 лет. Чтобы его заполнить, драматург вводит «рассказчика», который повествует об уже прошедших событиях. Как мы помним, нарратор – это один из главных механизмов, реализующий «эффект очуждения». Благодаря этому эффекту действие не показывается, осуществляется лишь рассказ о нем. Тем самым ни актер, ни зритель не вживаются в образ героя, а смотрят на происходящее со стороны.

    Показательно, что прямо о том же «эффекте отчуждения» высказывался и Леонид Андреев. «В этом представлении сцена должна дать только отражение жизни. Ни на одну минуту зритель не должен забывать, что он … находится в театре и перед ним актеры, изображающие то-то и то-то», – говорил Андреев Станиславскому, объясняя сущность своих нововведений [2, с. 528; курсив автора – В. И.].

    1. Отказ от «четвертой стены». Кроме того, чтобы зритель не забывал, что он находится в театре, Брехт отказывается от «четвертой стены». Он предлагает актерам не играть так, будто в зале нет публики. Как нам кажется, с «четвертой стеной» порывает и Андреев. Пролог пьесы начинается с непосредственного обращения к публике: «смотрите и слушайте, пришедшие сюда для забавы и смеха…» [1, с. 145]. Подтверждают отказ от «четвертой стены» и ремарки, подобные этой: «грустно говорит, обращаясь к зрителям» [1, с. 160].

    2. Общность цели. Андреева и Брехта сближает не только метод, но и цель. Театр Андреева и театр Брехта – это театр исследователя. Драматурги хотят направить зрителя не на сопереживание, а на «соисследование». «Драмы в “Жизни Человека” нет», – утверждает Андреев. «И горе и радость должны быть только представлены, и зритель должен почувствовать их не больше, чем если бы он увидел их на картине» [2, с. 531]. Человек в пьесе Леонида Андреева крайне условен. Об этом говорит уже отсутствие имени у Человека. По признанию самого писателя, он старался лишить все образы в этой пьесе психологизма. Он создает не характеры, а типы – как бы «овеществляет», по известной формуле М. Бахтина, изображаемых людей. Это хорошо видно в описании Врагов и Друзей Человека и в описании музыкантов.

    Вопрос о том, был ли знаком с этими пьесами Брехт, остается открытым. Сами же термины «эпическая драма», «эпический театр» не были единоличными изобретениями Брехта. Например, они имели хождение среди деятелей немецкого революционного искусства. В 1920 году появился «драматический роман» Фейхтвангера «Томас Вендт», в 1924-м Пискатор поставил пьесу Альфонса Паке «Знамение», носившую подзаголовок «эпическая драма». В 1919 году русский писатель и литературовед Шкловский В. Б. вводит термин «остранение». Этот термин обозначает изображение писателем особого восприятия предмета – его «видение», а не «узнавание». Такая трактовка очень близка к трактовке приема очуждения у Брехта. Очевидно, что мысль о новом, «эпическом театре» занимала многие умы. Эта мысль нашла четкое воплощение в теории Бертольда Брехта.


    Литература

    1. Андреев Л. Н. Собрание сочинений в шести томах, Т. 3. М., 2011.

    2. Андреев Л. Н. Иуда Искариот: Рассказы; Пьеса. Сост. Т. Шесханова; коммент. А. Богданова, А. Руднева, М. Козьменко, В. Чувакова. М., 1999.

    3. Брехт Б. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах. Т. 5/2. М., 1965.

    4. Фадкин И. М. Бертольд Брехт: Путь и метод. М., 1965.


    © Саломатина В. И., 2016 г.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Эпический театр леонида андреева

    Скачать 38.44 Kb.