Скачать 249.44 Kb.


Дата12.08.2018
Размер249.44 Kb.

Скачать 249.44 Kb.

Этнографическая экспедиция в Пинежье





Этнографическая экспедиция в Пинежье.
Деревня Немнюга.

Древняя пинежская деревня располагается на озере Немнюга. Деревня состоит их нескольких околков – Хрипуново, Филино, Усть-Немнюга, Рубцово, Богданово.

В деревне сохранилось большое количество деревянных построек конца XIX и начала XX вв. – поветь с сохранившимся взвозом, богатые и бедные крестьянские дома, многочисленные амбары, старая школа, церковь, переделанная в 30-е годы в клуб. К сожалению, в деревне не сохранилась другая деревянная церковь – она была полностью разрушена в 30-е годы. Но в доме у Верещагина Владимира Михайловича на стене висит изображение утраченной постройки.

Самым старым из сохранившихся сооружений деревни является огромный дом Михаила Алексеевича Рубцова, построенный в 1858 году. Примечательно, что свесы кровли этого дома расписаны в «шашку» белым, красным и черным цветами. Домовые росписи в Пинежье встречаются крайне редко.


I. Ольга Михайловна Туголукова.

Моим первым информатором была женщина 50-60 лет, которую я встретил на переправе через р. Пинегу. О.М. Туголукова работает пекарем в с. Карпогоры. Родом она из Немнюги, но уже длительное время не живет в своей деревне. Ольга Михайловна обладает одной из самых легендарных и древних фамилий Пинежья. Многие говорили мне о средневековом происхождении фамилии: в XII веке новгородские предки современных Туголуковых в борьбе с финно-угорским племенем чудь проявили особую доблесть при перестрелке через р. Пинегу в районе древнего Кевроль города (нынешняя деревня Кеврола).

В основном О.М. Туголукова рассказывала о современном состоянии деревни.

Скот.

В настоящее время в Немнюге насчитывается около 12 голов коров. Их пасут по очереди частники, т.к. пастуха в деревне нет. В советское время коров насчитывалось до 300 голов.



Сходы.

До сих пор организовываются общедеревенские сходы, на которых решаются хозяйственные вопросы. Последнее собрание жителей деревни состоялось совсем недавно. На сходе было решено установить колонку для воды.



Взаимопомощь.

Особую сплоченность и единение жители деревни проявляют во время пожаров. Крестьяне организованно выстраиваются в вереницу и ведрами передают воду из озера Немнюга. Особое удивление у О.М. вызывает поведение жителей соседнего села Карпогоры при пожаре: «Люди смотрят на происходящее как на картину, они не помогают, а ждут пожарников».



Праздники.

Престольный праздник – Ильин день (2 августа).

Помимо Ильина дня немнюжане выделяют Михайлов день (21 ноября).
II. Верещагин Владимир Михайлович, г.р. – 1936, место рождения – д. Немнюга.

В.М. Верещагин всю свою жизнь прожил в деревне Немнюга. Из-за детской травмы (в трёхлетнем возрасте при неосторожной игре с палочками Верещагин ослеп на одни глаз) В.М. не служил в армии.



Председатели.

С 1938-1939 года председателем колхоза «Красный пахарь» был Арсентьев Михаил.

Отец В.М. Верещагина Михаил Ефимович Верещагин до войны работал председателем колхоза «Красный пахарь» с 1939 по 1941 года. Многие жители д. Немнюга и соседней д. Киглохта уважают М.Е. Верещагина, считают его справедливым и мудрым председателем. В 1939 году М.Е. Верещагин был отправлен на сельскохозяйственную выставку на ВДНХ. В 1941 году М.Е. Верещагина забрали на фронт. В.М. Верещагин помнит пышные рекрутские проводы, плач жонок. М.Е. Верещаги донес сына до реки, а дальше вместе с другими призывниками был посажен на лодку. «До сих пор воюет», - сказал В.М. Его отец считается без вести пропавшим.

Бригады.

В 30-е годы в д. Немнюга существовало 4 бригады, которые объединялись по территориальному признаку. В.М. Верещагин работал бригадиром долгое время - 1959-1974 гг. Как бригадиру ему была выделена добротная лошадь, на которой в день свадьбы В.М. Верещагин забирал невесту из отеческого дома.



Ремонтные работы.

При необходимости починить мосты, дороги, гати председатель выделял из колхоза крестьян, которым за их работу платили трудодни.



Трудодни.

Норма - 360 трудодней.



Репрессии. Военное время.

1) Пьяниц и лентяев высылали из деревни. Но норму трудодней выполняли практически все.

2) Часто мать не могла прокормить своих детей, в особенности в военное время. Тогда дети ходили по деревне и просили в домах еду. В.М. Верещагин отмечает, что все всегда пытались помочь сиротам, у которых на войне погиб отец и которые часто голодали. Дети заходили в дом и обязательно крестились, после этого хозяин или хозяйка давали им какую-нибудь еду.

3) В.М. Верещагин рассказал об Анне Власовой, жительнице д. Немнюга, нащипавшей с колхозного поля колосков. Анна Власова была немедленно арестована.



Пастух.

В.М. Верещагин некоторое время работал в колхозе пастухом. Пастух, как и остальные колхозники, зарабатывал трудодни. Верещагину удавалось получать до 500-600 трудодней. За хорошую работу пастуху давали премию, чаще всего деньгами. Один раз Верещагин получил в личное пользование теленка.



Колхозное хозяйство.

В колхозе до войны было:

1) 200 голов коров.

2) 4 конюшни (120 лошадей); каждая бригада имела свою конюшню.

3) на полях выращивали рожь и жито (ячмень).

Нерусские народы.

1) поляки.

В д. Немнюга в войну сослали несколько польских семей. Верещагин отмечает, что поляки были работящими и трудолюбивыми людьми, пользовались в деревне уважением.



2) ненцы.

Раньше ненцы приезжали в деревню зимой с Мезени. В Немнюге они торговал рыбой (кита, красная рыба), шапками-самоедками. Ненцы любили курить трубку, а деревенские ребята давали им понюхать табаку. Верещагин вспоминает, что, понюхав табаку, ненцы говорили: «Табаку понюхал – женщину хош». Ненцы катали деревенских ребятишек на оленях: «Мы то олешек не видали. А тут олешки. Весело было».


Деревня Киглохта.
Деревня Киглохта находится примерно в 5 километрах от д. Немнюга (между Немнюгой и Кевролой). На финно-угорском «лохта», «лахта» - залив. Киглохта располагается у разливающегося весной озера Немнюга, переходящего местами в болото.

III. Кобылин Анатолий Васильевич, год рождения – 1928, место рождения – д. Киглохта.

1)С рождения до самой старости жил в деревне Киглохта. В данный момент в Киглохту приезжает лишь на лето, а остальное время проживает в Архангельске. Живет в большом доме конца XIX века.

2) А.В. Кобылин происходит из раскулаченной семьи. К Советской власти Кобылин относится крайне отрицательно. Он постоянно говорит о страшной бедности в 30-50 гг., о былой высокоразвитой и богатой культуре Русского Севера, которая была разрушена большевиками.

Сходы. Колхозное устройство.

1) По словам А.В. Кобылина, никаких крестьянских собраний в деревне в довоенное время не было. Все решения председатель принимал единолично.

2) Деревни Киглохта и Немнюга в период укрупнения (послевоенное время) были объединены в одни колхоз «Красный пахарь», насчитывающий 6 бригад (4 в Немнюге, 2 в Киглохте). Киглохта разбита на 2 околка, в каждом из которых была своя бригада.

Трудодни.

«Сколько отработаешь трудодней, столько и получишь с/х продукции». В основном за трудодни колхозники получали продукты, на много реже деньги.



Колхозное хозяйство. Личное хозяйство.

1) лошадей в личном пользовании держать было нельзя.

2) все общинные земли колхоз забрал себе.

3) в личное пользование колхоз выделял 15-18 соток земли. Размер земли, отдаваемой в личное пользование, вызывал у А.В. Кобылина особое возмущение.



Пастух.

1) колхоз нанимал пастуха, которому за его работу платили трудодни.

2) в Киглохте было 20 голов.

Налог.

По словам Кобылина, налоги были страшными, особенно в военное время. Колхозники сдавали молоко, яйца (компенсировали молоком), мясо (40 кг), шерсть.



Репрессии. Военное время.

1) отец – участник трех войн (Русско-японская, 1914 год, Гражданская война). В Гражданскую войну, как и большинство крестьян, воевал как на стороне белых, так и на стороне красных.

2) мать – Ушакова; занималась ткачеством, выращивала коноплю. Ушакова была из деревни Немнюга. По словам Кобылина, весь род Ушаковых в 30-е гг. был репрессирован.

3) его деда (в возрасте 83 лет) как кулака посадили в тюрьму.

4) Кобылин рассказывал о том, как в Гражданскую войну большевики зверски забили плетьми карпогорского купца Щепоткина Григория Степановича. Здание, в котором находилась его лавка, сохранилось до сих пор. Кобылин А.В. уважал Щепоткина за его бескорыстность и стремление помочь крестьянам (он выбрасывал с торгового парохода, который шел по Пинеге, хлеб крестьянам на берег).

Нерусские народы.

1) ссыльные поляки (Бурчак, Млечко)

Поляки отличались особой образованностью, трудолюбием и интеллигентностью.

2) ненцы.

До революции приезжали торговать – шапки-самоедки, рыба.

Деревня Веркола.
IV. Александра Андреевна Постникова, год рождения – 1923, место – д. Веркола.

1) преподаватель математики и географии.

2) ни разу не была замужем – ее парень не вернулся с войны.

Колхоз.

1) А.А. Постникова отчетливо помнит, что уже в 1930 году колхоз в Верколе существовал. Колхоз назывался «Лесоруб».

2) колхоз был разделен на 5 бригад. Колхоз делился на 5 бригад по территориальному признаку. Деревня простиралась примерно на 5 км.

3) до войны помнит председателя Ряхина Антона Степановича. Его в деревне очень любили, считали справедливым и дельным.

4) на колхозных полях растили рожь, ячмень, пшеницу, овес.

5) коллективизация – забрали 1 лошадь, 1 корову (было 2), телеги, сани.



Сходы.

1) организатором общеколхозного собрания был председатель.

2) на сходах обсуждались следующие вопросы:

- весной (пахота, посев)

- летом (сенокос)

- осенью (уборка)

- зимой (молотьба)

Пастух.

В колхозе было 3 пастуха.

1 – за рекой (монастырь)

2 – д. Веркола

3 – д. Летопала

пастуху платили деньгами.



Помочи.

1) каждое хозяйство самостоятельно заготовляло дрова на зиму. Колхоз подвозил дрова лишь для немощных (для одиноких старух).

2) супрядки – как до образования колхоза, так и в 30-е годы женщины собирались на посиделки («вечеринки»), на которых они пряли, пели песни.

Ремонтные работы.

При необходимости ремонта мостов, дорог или гатей колхоз нанимал крестьян, которым платил деньги. Наемные рабочие были из д. Веркола или из других деревень.



Переселенцы.

1) переселенцы с Украины, из Белоруссии, из Поволжья (немцы) жили в Верколе.

2) самоеды приезжали торговать.

Воспоминания.

1) помнит еще монастырскую колокольню, которая служила вышкой для лесника (ее отец был лесником). В 30-е годы вышка была разрушена. Постникова утверждает, что крестьяне очень жалели монастырь, но протестовать против разрушения, естественно, не могли.



Деревня Покшеньга.
Деревня Покшеньга стоит на берегу р. Покшенньга. Деревня разделена на множество околков, каждый из которых местные жители именуют деревней. Околки располагаются по двум берегам реки. На одном – Хидгора, Агафоново, Смоленец, Щербаково, Щелье, Лохново; на другом – Кобелево, Красное.

Данные по административному делению Покшеньги на 1939 год. (http://www.soldat.ru/spravka/locality/arh/)

Агафоново (Городок, Исаковская) деревня
Городок (Агафоново) деревня
Горушка (Лейбуровская, Покшеньга, Старая) деревня
Жабии (Лейбуровская, Ортовская, Осюковская) деревня
Залеская (Лохново) деревня
Заполек (Покшеньга) деревня
Ивановская (Околок) деревня
Имошинская (Кобелево) деревня
Исаковская (Агафоново) деревня
Кириловская (Пальцевка) деревня
Кобелево (Имошинская, Покшеньга) деревня
Красное (Павловская, Покшеньга) деревня
Лейбуровская (Горушка) деревня
Лейбуровская (Жабии) деревня
Леонтьевская (Смоленец) деревня
Лохново (Залеская, Покшеньга, Фересовая) деревня
Маниловская (Хидгора) деревня
Медведевская (Щербаково) деревня
Околок (Ивановская, Слобода, Прешинская) деревня
Ортовская (Жабии) деревня
Остановская (Кобелево) деревня
Осюковская (Жабии) деревня
Павловская (Красное) деревня
Пальцевка (Кириловская, Покшеньга) деревня
Покшеньга (Горушка) деревня
Покшеньга (Заполек) деревня
Покшеньга (Кобелево) деревня
Покшеньга (Красное) деревня
Покшеньга (Лохново) деревня
Покшеньга (Околок) деревня
Покшеньга (Пальцевка) деревня
Покшеньга (Смоленец) деревня
Покшеньга (Усть-Покшеньга) деревня
Покшеньга (Хидгора) деревня
Покшеньга (Холм) деревня
Покшеньга (Щелья) деревня
Покшеньга (Щербаково) деревня
Прешинская (Околок) деревня
Семеновская (Пальцевка) деревня
Семеновская (Усть-Покшеньга) деревня
Слобода (Околок) деревня
Смоленец (Леонтьевская, Холм, Покшеньга) деревня
Старая (Горушка) деревня
Старая Чусовская (Красное) деревня
Усть-Покшеньга (Покшеньга, Семеновская) деревня
Фересовая (Лохново) деревня
Филимоновская (Щелья) деревня
Хидгора (Маниловская, Покшеньга) деревня
Холм (Покшеньга) деревня
Холм (Смоленец) деревня
Холм (Чивикса) деревня
Чивикса (Холм) деревня
Щелья (Покшеньга, Филимоновская) деревня
Щербаково (Медведевская, Покшеньга) деревня

V. Андрей Маркович Першин, год рождения – 1911, место рождения – д. Курга; в Покшеньге с 1932 г.

Cтарик с удивительной памятью и светлым умом, знает множество песен, которые умеет очень красиво распевать. Проявляет особый интерес к истории XX века, международным отношениям, имеет аргументированные суждения по многим вопросам, придерживается материалистических взглядов, атеист, сторонник советской власти и советского режима.



История семьи.

1) Дед – Першин Дмитрий Савич. Умер молодым – простудился ремонтируя наст на реке.

2) отец – Першин Марк Дмитриевич. Марку было 12 лет, когда умер его отец. В семье осталось 3 сестры и мать.

До революции надел земли давали только на мужчину. У М.Д. Першина в семье было 5 женщин, т.е. у семьи был 1 надел, с помощью которого семья из 6 человек не могла прокормиться. Существовал закон, по которому при нехватке земли можно было «брать землю у леса», расчищать ее и сеять на ней. Отец А.М. Першина пригласил на помочь других крестьян, дал им 2 ведра водки и расчистил вместе с ними 3 га земли.

1914 год. А.М. Першин воспоминает, что с началом ПМВ к ним в дом пришел глава рекрутского набора и объявил о сборах на войну. У бабушки Марк Першин был единственным сыном. А.М. Першин был маленьким, но помнит, как его бабушка кинулась с ревом под образа.


  1. мать А.М. Першина научила своего сына многим народным песням, которые она пела при работах на поле.

Cельскохозяйственные работы до революции.

  1. до колхозов крестьяне обрабатывали поля лишь сохой и лошадью.

  2. по словам Першина, женщин на полях было, "что цветов" - так много. "Женщины сожнут все, высушат на пряслах и молотят".

  3. в овине сушили, в гумне молотили сухое.

  4. Першин работал на полях с женщинами с 12 лет. Они нажинали до 18 суслонов - 180 снопов.

  5. работая женщины пели песни:

Уж мы вьем, вьем бороду,

Завиваем бороду

У Марка на поле...
НЭП.

1) до создания колхозов земли у единоличников было много.

2) в период НЭПа появились «красные кулаки», которые торговали скотом. Они имели такой же надел, как и другие крестьяне, но богатели за счет торговли скотом.

3) Ленин и партия понимали, что крестьянин не сможет выбраться из нужды, имея лишь лошадь да соху. Крестьянству была необходима техника. «Но для того, чтобы в деревне появилась техника, деревня должна стать богатой – вот главная цель НЭПа». «Не косу-горбушу, а трактор».

4) глава деревни:

- председатель сельсовета

- комитет бедноты. Комитеты бедноты были призваны определять кто в деревне бедняк, а кто зажиточный.

Ликвидация безграмотности.

Деревня была совершенно неграмотна до начала 30-х годов. "С нашей деревни Курги только двое человек были грамотны, расписаться могли. А женщины совершенно безграмотны были".

Еще до появления колхозов, тогда, когда существовали единоличные хозяйства, всех крестьян собирали вечером и учили грамоте. Никто из крестьян против обучения не выступал.

Начало образования колхозов. Хозяйственная жизнь колхозов.

1) до создания колхозов в деревне существовала коммуна. Но коммуна распалась в связи с выступлением Сталина. Сталин утверждал, что деревня еще не дозрела до коммуны и что коммуна может появиться и утвердиться в деревне лишь при полностью налаженном хозяйстве и изобилии.

2) колхозы начали появляться в начале 30-х годов. В деревнях, объединенных под единым названием Покшеньга, существовало 3 колхоза. А.М. Першин не помнит названий тех колхозов. Деревня Покшеньга была и остается большим населенным пунктм, в некоторых книгах по Пинежью даже говорится о малом сельском покшеньгском кусте.

3) первым председателем в деревне Усть-Покшеньга был Смоленский Алексей Лаврентьевич (1930-1932). В Кобелево до войны председателем был Амосов Егор Тимофеевич. Председателя выбирали на общем собрании. Председатель обязательно должен был быть грамотным.

4) трудодни. А.М. Першин не помнит норму трудодней, но говорит, что в деревне существовал специальный справочник по нормированию трудодней. За трудодни была натуральная оплата. Дети получали трудовые книжки, некоторые писали трудодни на себя, некоторые на родителей. В специальные ведомости заносили объем выполненной работы и количество трудодней.

5) Налог устанавливался Раисполкомом и Райкомом партии.

Мясо – 30 кг; молоко – 200 л (вместо молока можно было сдавать и масло); шерсть овечья; яйца (кур было держать непринято – курятники создавались в колхозе, а у крестьян на кур не хватало зерна, поэтому яйца компенсировали другими продуктами).

6) Рано утром (5 утра) или с вечера бригадир наряжал колхозника на работы. Бригадир, по словам А.М. Першина, должен был быть с головой, чтобы не назначить колхозника на неудобную тому работу.

7) Покос. До революции косили только косами-горбушами. Эти косы доставлялись в Пинежье из Норвегии. С 30-х годов колхоз начал изготовлять свои собственные косы, но многие крестьяне предпочитали косить норвежскими косами-горбушами, оставшимися с дореволюционных времен.

8) Рыбная ловля, охота. Колхоз выделял специальных людей для охоты и ловли рыбы. Кому-то платили, кому-то насчитывали трудодни. На озеро посылалась артель. Рыбаки сдавали рыбу в колхоз на коллективное питание.



Коллективизация. Раскулачивание.

1) в Покшеньге практически не было кулаков, но том не менее многие крестьяне боялись, что власти их могут причислить к зажиточным. По словам Першина, все кулаки были уничтожены еще в период Гражданской войны. Кулаками считались все крестьяне, имеющие наемную силу. Першин отметил, что раскулачивали не только зажиточных крестьян, но и тех, кто не хотел идти в колхоз или вел антисоветскую пропаганду.

2) в период коллективизации крестьяне, вступая в колхоз, сдавали всех лошадей и коней.

3) крестьяне были вынуждены записываться в колхозы, т.к. тем, кто не шел в колхозы, сельская администрация выделяла плохие земли на окраине.

4) до революции в Пинежье было два больших лесозаготовительных завода - Кыркаловский и Володинский. Особенно отличался Володинский лесной завод, который занимался заготовкой леса, торговлей, судостроением. После революции большевики национализировали завод братьев Володиных. Старший Володин отдал большевикам все свое имущество при условии, что его не тронут. Младший Володин бежал из Советской России вместе с англичанами. А.М. Першин утверждает, что многие кулаки поступали также, как и старший Володин – заключали с большевиками договор. Например, мельник из д. Курга с приходом к власти большевиков отдал все свое имущество в общину. Братья Лисицины (из деревни Лохново – Покшеньга) отдали большевиками и кузницу, и мельницу, и остальное свое имущество.

Лесная промышленность.

А.М. Першин долгое время работал на лесозаготовках и летом и зимой. Зимой - рубил и возил лес, летом - сплавлял от Пинеги до Усть- Пинеги (200 км).



  1. Сначала лес сплавляли на плотах, т.к. леса становилось все больше и больше с развитием лесной промышленности, то его начали пускать по самосплаву. На реке строили боны (т.н. забор для леса), между которыми шел лес, чтобы его не прибивало к берегу. В настоящее время самосплав отменили.

  2. Северолес. В 1922 году была создана организация "Северолес", директором которой стал Земцовский Спиридон Сергеевич, старый специалист по лесозагтовкам из Покшеньги. Северолес ведал лесопилением и лесозаготовкой. Рабочая сила - крестьянин со своей лошадью и своим топором. Далеко лошадь не могла тянуть, поэтому дальше 5 км не ездили. Главная контора Северолеса находилась в Архангельске. В Пинеге было отделение. На лесозаготовительных станциях строились склады, в которые завозилась мука, которую крестьяне покупали на заработанные на лесозаготовках деньги.

  3. Архангельский лесопромышленный комбинат был создан в 1927 году. Северолесу отдали лишь лесопиление. Арх. Лесопром. Комб. обрабатывал готовую древесину, которую свозили в Архангельск.

  4. в 1929 году был создан Архангельский леспромхоз. Леспромхоз занимался лесозаготовкой и сплавом, а затем лес передавал Северолесу. Северолес занимался обработкой древесины. Леспромхозы действуют и по сей день (Каропогорский, Сосновский). В начале 30-х годов леспромхозы брали себе рабочую силу из колхозов. Постоянного кадра в леспромхозах не было, всю работу выполняли колхозники-сезонники. От того, что многие колхозники были вынуждены работать на лесозаготовках, с/х страдало. В 1937-1938 гг. колхозы начали постепенно прекращать отдавать колхозников на лесозаготовки. После войны леспромхозы начали создавать постоянные кадры в лесу. Леспромхозы принялись вербовать людей из Украины, Белоруссии, Смоленщины, Псковщины.

Переселенцы.

1) Из всей России в Пинежье везли переселенцев на баржах. В Пинежье появились специальные поселки для переселенцев (Розово, Шамженье, Чучма, Шукша). Переселенцы были вынуждены самостоятельно расчищать землю от леса и выращивать на ней с/х продукцию для пропитания. В переселенческих поселках были коменданты из НКВД.

2) Во время еще Первой Мировой войны в Пинежье были сосланы поволжские немцы. По словам Першина, «хоть и екатериненские немцы приросли к России, но, когда немец шел с победой, они тяготели к немцу».

Праздники.

Престольные праздники:

д. Курга – Прасковья-Великомученица;

д. Покшеньга – Никола и Богородица;

Шотова гора – Покров.

Андрей Маркович считает себя атеистом и в Бога не верит с самого детства.

А.М. Першин вспоминает, как еще до революции в Пасху он простоял на праздничной службе всю ночь. На утро вокруг церкви под звон колоколов мальчишки бегали и кричали: «Христос воскрес – Воистину воскресе». А.М.: «А я не бегал и не кричал. А кто его знает – воскрес он или нет?»
Мать Андрея Марковича работала служанкой и нянькой у кулаков, «по людям ходила». Она научила сынам народным песням.
Батрацкая песня
Лет семнадцать я была

По людям ходила.

Я ходила по людям

Все коров доила,

Подоивши я коров,

Молоко цедила,

Поцедивши молоко,

Я детей кормила,

Накормивши я детей,

Спать их уложила,

Уложивши я детей,

В хоровод ходила.

Сколь красива и бела

Плохо лишь одета.

Никто замуж не берет

Девушку за это.



Деревня Большое Кротово.
Деревня находится на левом берегу реки Покшеньга. В деревне на живописном берегу реки сохранилась деревянная Преображенская церковь начала XX века. «Церковь наша лиственнична. Лес из-за реки возили: там лиственничный бор был. Строили наши мужики: на каждый двор наряд был – столько-то бревен привезти и столько-то дней на стройке отработать. Батюшка с Коболева служить приезжал. Служба только одна и была: как революция случилась, церковь закрыли. Потом в ней клуб был. А в августе этого года ее снова освятили. Про церковь разное говорили. Помню, соберемся в клуб на танцы, а старики пугают: не ходите – там корыто сверху падает и стирать всех заставляет. Да разве на запугаешь?!» (Светлое Пинежье. С. 105).

VI. Галашева Анна Степановна (в девичье Кушкова), год рождения – 1937, место рождение – д. Лавелла, в д. Большое Кротово с 1957 года.

Очень многие в деревне Большое Кротово имеют фамилию «Галашевы». «Я слыхал от стариков, что наша деревня пошла от Галаша. Он с Новгорода был сослан на Мезень. Работал писарем, присвоил чужие деньги и бежал с семьей в наши края. На том месте, где теперь церковь стоит, он и поставил дом. У нас это место Масленкой зовется (говорят, его какой-то мужик за кусок масла продал). Сколько-то пожил. Прознали мезены, где он, приехали сюда и убили его, а сыновей трех оставили в живых. От них и пошли Галашевы (у нас почти вся деревня этой фамилии)». (Светлое Пинежье. Путешествие по краю. Межрегиональная общественная организация «Экология развития». М., Арх., Карпогоры, 2000 г., С. 108).

А.С. Галашева работала в колхозе дояркой и телятницей. Живет в старом доме 1893 г. Разговаривать не любит, очень тихая и скрытная.

Колхоз им. Чапаева – один колхоз на Большое Кротово и Малое Кротово – 2 деревни, располагающиеся на разных берегах реки. В колхозе существовало 2 бригады – одна животноводческая, другая – полеводческая.

1) трудодни. Для телятницы: 1 голова – 1 трудодень, т.е., если доярка ухаживает за одним теленком, то и получает 1 трудодень.

2) пастух. Получал трудодни с выдойки. Частники платили деньги за то, что пастух пасет их коров по 5 рублей за корову в месяц.

3) ремонтные работы. При необходимости в ремонте дорог, мостов и т.п. колхоз назначал колхозников, которым платил трудодни.
VII. Таисия Григорьевна Кобылина, год рождения – 1925 г., место рождения – д. Большое Кротово.

Таисия Григорьевна – самая несчастная старушка из опрошенных мною за всю экспедицию. Она живет одна на краю деревни, ее единственная дочь умерла. Ноги совсем не ходят, поэтому она передвигается по дому ползая на коленях. Соседи иногда помогают: наносят воды, купят еду, нарубят дров. Изредка приезжают племянники.



Семья.

1) Дед Т.Г. торговцем и лесопромышленником, владел 2 лошадьми, 2 коровами, домом с 15 комнатами, 1 десятиной пахотной земли и 5 десятинами сенокоса, помимо этого он пользовался сезонной наемной силой. Дед был расстрелян еще до 1937 года. У ее семьи отобрали большой добротный дом, самый большой в д. Большое Кротово. Про деда Т.Г. Кобылиной я прочитал в «Светлом Пинежье»: «С нашей деревни Герасим Егорович Кобылин рубил лес. И у него специальное клеймо было: молоток и буквы ГК. Тогда ведь молевым способом не плавили, только в плотах: если хоть одно бревнышко по пути пропадало, он лишался скольких-то процентов. В Усть-Пинегу сплавит, расчет получит, накупит там всякого товару – мануфактуры, керосину, сахару, соли и муки – и домой привезет. Он бывало, как выпьет, все песню пел:



Начиналася зима –

Да все подрядчики в леса.

Белы снежички клубеют,

Все подрядчики потеют,

Начиналася весна,

Они поплавили леса.

Они с лесом-то плывут,

Да сами песенки поют,

До грудей водой бредут.

Увидали горожане –

Плывут с лесом пинежане.

Приставляли лес на место,

За расчетом не живут.

Помолились они Богу,

Дали денег на дорогу,

Да и то не каждому.

Они дорогою идут

Да обет себе кладут:

«Не пойдем больше в подрядье,

Не будем лесу порубать».

(Светлое Пинежье. С. 45-46).
2) Отец Т.Г. был также репрессирован в 1937 году. Отец работал заведующим конной станции в лесопункте. Пропало 2 лошади, за это и забрали.

Колхоз.

Колхоз был организован в 1930 году. Было 2 бригады – животноводческая и полеводческая. В каждой бригаде трудилось по 60-80 человек.



Трудодни.

1) Работая на поле ребенком, Т.Г. трудодни записывала на себя. Она это объяснила тем, что для того чтобы получать хорошую пенсию, необходимо было как можно больше проработать.

2) Норма – вспахать 25 соток в день, многие перевыполняли и вспахивали по 30 и даже по 40 соток.

Работа.

Т.Г. показала нам свою трудовую книжку:

1) 1938 – 1951 гг. в д. Большое Кротово работала колхозницей, бригадиром, зав. молочно-товарной фермой, опять колхозницей.

2) 1951-1952 работала избачом в Кротовском Сельском Совете.

3) 1952-1957 – зав. молочно-товарной фермой.

Налог.

В довоенное время:

Молоко – 300 л

Мясо – теленок

Яйца – часто компенсировали

Шерсть – часто компенсировали

Мясо везли в Карпогоры, а в д. Жабий (Покшеньга) везли молоко.

Бригадир.

Долгое время Т.Г. работала в Большом Кротово бригадиром.

1) бригадиру приходилось доделывать работу за колхозниками. Все женщины уходили с полей в девять вечера, даже, если дело не было завершено. Часто бригадир до 23 оставался на поле.

2) хлеб выдавался за трудодни в присутствии контролера, кладовщика и бригадира. Крестьяне при раздаче хлеба самолично выставляли стражу из своих же односельчан, чтобы те следили за бригадиром, как бы она не взяла себе хлеба больше положенного.



Деревня Малое Кротово.
Деревня находится на правом берегу реки Покшеньга.
VIII. Николай Аверкиевич Поликарпов, год рождения – 1929, место рождения – д. Большое Кротово.

Более 20 лет работал пастухом. Из бедняцкой семьи, живет с женой, болен.

1) за работу пастухом насчитывали трудодни (300-350), иногда давали деньгами.

2) зимой сено на ферму возил, летом пас скот, метал и ставил сено.

3) дети часто помогали пасти скот, за что им насчитывали трудодни.

4) пас в общем стаде и коров частников (их было 19) и колхозных коров (150 голов). Частники платили 3 рубля за корову в месяц.

5) пастухам приходилось следить и за лошадьми, за что им часто насчитывали трудодни.
IX. Иван Аникандрович Амосов, год рождения – 1933, место рождения – д. Малое Кротово.

Очень неприятный человек, был подвыпивши, несмотря на дождь, в дом нас не пустил, не проявлял особого желания разговаривать.

1) окончил 4 класса начальной школы (1941-1945) в д. Кобелево (Покшеньга).

2) в колхозе начал работать с 10 лет (ставил сено). Трудодни записывал как на родителей, так и на себя, но больше на родителей.

3) для взрослого мужчины норма – 3 га земли вспахать на тракторе за день. Многие обрабатывали и 4 и больше га земли.

4) И.А. Амосова, как передовика, часто награждали премиями – часами «Победа», медалями. Денежных премий не было.


X. Анфиса Андреевна Ермолина, год рождения – 1920, место рождения – д. Малое Кротово.

Работа.

1) в 14 лет уже работала в колхозе, трудодни записывала на себя.

2) С 14 – 16 лет работала в колхозе

3) С 16-19 – на лесозаготовках. На лесозаготовки в принудительном порядке отправляли по повесткам.



Отработки.

Для каждого крестьянского хозяйства отработки на общих ремонтных работах были обязательными.



Помочи.

В деревне существовала фиксированная система помочей. 3 рубля – за простую помощь, тогда, когда хозяин не мог справиться в одиночку, 4 рубля – мастеру за более квалифицированную и сложную работу.



Коллективизация. Репрессии.

1) Бабушкиного брата Сергея Петровича Уледева выслали в Северодвинск за нежелание вступать в колхоз и выступления против Советской власти.

2) Их хозяйство расценивалось как бедняцкое. Отец погиб в Гражданскую войну.

Село Сура.
Деревни, входившие в колхоз «Красный пахарь»:

Филимоново, с. Сура, Осаново, Засурье, Пахурово, Холм, Оксовица.



XI. Антонина Васильевна Панфилова, год рождения – 1924, место рождения – д. Филимоново (недалеко от с. Сура).

Разговорчивая бабушка, с охотой неспешно рассказала о чем смогла, старалась ответить на все мои вопросы. Сын живет в Москве, навещает мать летом.



Работа.

1) Совсем юной А.В. работала на лесозаготовках. Зимой – рубка деревьев, летом – сплав по Пинеге. По словам А.В., леспромхоз платил деньги за работу на лесозаготовках.

2) 1944-1948 гг. работала в колхозе бригадиром.

Колхоз.

1) Колхоз «Красный партизан» был основан в с. Сура в 1931-1932 гг. Село Сура делилось на околки (деревни), в каждом околке была своя бригада.

2) в период образования колхоза крестьянам давали 25 соток земли в личное пользование.

Налоги. Облигации.

1) мясо – 40 кг

молоко – 360 л

шерсть


яйца – компенсация.

2) до войны и в войны с крестьян собирали деньги – по 500, 250, 50, 25 рублей.

Через некоторое время после войны государство вернуло все деньги, которые принудительно занимало у крестьян. А.В. Панфилова – первый информатор, который сказал о том, что облигации вернули, все остальные жаловались на произвол государства. А.В. объясняет это тем, что многие не сумели сохранить бумаги, по которым государство могло вернуть деньги.

Бригадир.

А.В. 4 года работала бригадиром (1944-1948 гг). Послевоенные годы были наиболее тяжелыми: очень многие погибли на войне, в деревне не хватало мужчин, не было еды, с крестьян еще продолжали требовать деньги (облигации).

1) на работу колхозников посылал с утра. Пахари вставали на вспашку в 4 часа утра. Вспашка поля шла с 4 часов утра до 9 вечера в 3 упряга.

2) бригадиру также выплачивали трудодни. За 1 трудодень давали 600-700 грамм хлеба.

3) бригадир часто заменял других колхозников, если кто-нибудь заболел или по каким-то другим причинам не мог выйти на поле.

4) А.В., будучи бригадиром, помогала нуждающимся семьям. В деревне после войны часто оставалась одна женщина с детьми (8-10 человек). Бригадир, пренебрегая правилами, разрешал убирать зерно в мешочки которые одинокая многодетная мать не сдавала в колхозный амбар, а относила домой. Иногда председатель подписывал специальную бумагу, по которой кладовщик, выдававший хлеб за трудодни, многодетной нищенствующей матери выдавал больше, чем она заработала трудодней. Бригадир также мог санкционировать «поход по деревне», когда голодные ребятишки ходили по домам, прося еду.

5) А.В. сказала, что за то время, как она была бригадиром (1944-1948), несмотря на то, что иногда от большой нужды и голода некоторые крестьяне в малых количествах собирали зерно с колхозных полей, председатель никого не садил.

Сенокос.

1) сенокос в деревне продолжался с 1 июня по август.

2) крестьяне семьями уходили на сенокос.

3) крестьянам нельзя было косить сено для своих частных коров с колхозных полей. Поэтому крестьяне уходили далеко за деревню на долгое время. Часто как колхозных, так и частных коров кормили белым мхом.



Пастух.

1) колхоз назначал пастуха для того, чтобы тот пас колхозное стадо.

2) колхозных и частных коров пасли отдельно

3) частных коров пасли по очереди частники. Часто коров пасли не на полях, а на болоте.



Помочи. Ремонтные работы.

1) часто крестьяне помогали друг другу в строительстве домов, в заготовке дров на зиму и в других хозяйственных делах. Хозяин благодарил помощников деньгами и продуктами.

2) колхоз никак не помогал.

3) при необходимости в ремонте дорог, гатей и др. колхоз выделял работников, за что платил им трудоднями.



Праздники.

Обсевно, бородно – колхоз выделял на праздник мясо, крестьяне варили пиво; если колхоз выделял сахарный песок, то делали брагу.



Деревня Городецк.
XII. Александра Степановна Кучина, год рождения – 1928 г., место рождения – д. Городецк.

Очень спокойная и размеренная бабушка, напоила чаем, накормила, живет с кошкой, которую постоянно ругала и называла «Мура-дура».



Колхоз.

В Городецке колхоз был организован в начале 30-х гг. и назывался «Прожектор». При колхозе было 4 бригады – 1 в д. Остров, 3- в д. Городецке.



Детский труд.

1) начала сеять с 10 лет. С самого раннего возраста помогала матери, у которой погиб на войне муж и в младенчестве умерло 5 детей.

2) дети возили сено скоту, выполняли приказы бригадира, если тот пошлет отвезти что-нибудь на лошадях, подгребали сено.

3) трудодни записывали на себя.

4) в 10 лет А.С. получила на общеколхозном собрании премию за упорный труд – платок.

Работа на почте.

1) девушкой А.С. стали посылать, как и большинство молодых ребят и девушек, на лесозаготовки, но мать А.С. настояла на том, чтобы А.С. определили работать на почту в с. Сура, т.к. мать не справилась бы одна с хозяйством.

2) на почте платили деньгами.

3) с введением карточной системы на почте выдавали паек, которого совершенно не хватало дочери и матери, поэтому А.С. ушла с почты в ОРС (контора), где она возила различный груз на лошадях. На двоих женщин давали 800 грамм хлеба на день, а также сахар, керосин.



Голодные годы.

1) Мать с дочерью постоянно голодали, у них не было коровы, было очень хилое хозяйство. А.С. со слезами вспоминает тяжелые военные годы. Однажды она перед самым Новым годом принесла матери хлеба, сахару и керосину, мать, увидев еду, зарыдала и сказала, что, если бы дочь не принесла еды, то она бы умерла с голоду.

2) Бригадир иногда тайком разрешал соскребать муку со стен мельницы.

Налог.

Мясо – 40 кг, шерсть – у них одно время были овцы, молоко – покупали у колхоза.


Деревня Ёркино.
XIII. Мария Константиновна Поспелова – год рождения – 1929, место рождения – д. Ёркино.

Колхоз.

Колхоз в деревне Ёркино был образован в 1931 году и назывался «Авангард».

Было 6 бригад (сначала было 5, потом стало 6).

Детский труд.

1) когда М.К. была совсем маленькой, ее отец на лесозаготовках попал под дерево и погиб. С 8 лет помогала матери по хозяйству, доила корову.

2) еще до войны работала вместе с матерью в колхозе, помогала ей на полях. Трудодни записывались и на мать и на нее.

3) с 15 лет по набору поехала на лесозаготовки, где проработала до 18 лет.

4) в колхозе ребенком запрягала лошадь и боронила поля, став постарше, стала сама пахать.

Бригадир.

Мать М.К. работала бригадиром, иногда по наказу председателя заменяла зимой мужчин-бригадиров.



Крестьянские собрания.

Крестьянские сходы существовали. Их организовывал председатель. До войны в Ёркино председателем был Дрочнев Андрей Григорьевич.



Холостяцкий налог.

Незамужние девушки были вынуждены платить холостяцкий налог, который составлял 150 рублей в месяц. М.К. не уплатила холостяцкий налог, за что ее судили. Ей нужно было уплатить 600 рублей. М.К. заявила суду, что выплатит эти деньги тогда, когда на время выйдет из колхоза и заработает их на лесозаготовках. В 20 лет М.К. вышла замуж за переселенца из Брянска, с которым познакомилась на лесозаготовках.



Помочи.

1) В войну на Карельском фронте убили единственного брата. Соседи помогали как могли, кто за деньги, кто и без денег. В 1948 мать с дочерью перетрясли дом, позвав помочь им в этом соседей. Большинство помогали даром.

2) Если у семьи не хватало хлеба, то можно было пойти к председателю, который напишет специальную бумагу, и по ней кладовщик в день раздачи хлебы выдаст больше, чем заработано трудодней.

Налог.

У М.К. в хозяйстве было много кур. Поэтому мясной налог М.К. выплачивала куриным мясом. 1 кг куриного мяса = 2,5 кг свинины или говядины.



Трудодни.

Норма – 200 трудодней.


Опарин Дмитрий Анатольевич, август-сентябрь 2006 г.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Этнографическая экспедиция в Пинежье

Скачать 249.44 Kb.