• I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Федеральный стандарт спортивной подготовки
  • Программа спортивной подготовки по баскетболу
  • Физическая подготовленность
  • Официальные соревнования (мероприятия)
  • Правила соревнований по баскетболу
  • Положение о соревнованиях по баскетболу
  • Спортивные разряды и звания по баскетболу
  • Физкультурно-спортивные организации, имеющие право присваивать спортивные разряды по баскетболу
  • Зачетная классификационная книжка спортсмена
  • Спортивный паспорт
  • Группы совершенствования спортивного мастерства
  • Группы высшего спортивного мастерства
  • «Нормативная часть программы спортивной подготовки»
  • «Методическая часть программы спортивной подготовки»
  • «Заключительные положения»



  • страница1/2
    Дата05.12.2017
    Размер0.6 Mb.

    Федеральный стандарт спортивной подготовки по баскетболу


      1   2

    МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    УТВЕРЖДЕН:

    Приказом Минспорттуризма России от

    «_____»____________ 2012 года № _____

    Федеральный стандарт

    спортивной подготовки по баскетболу

    Проект, первая редакция

    Москва 2012



    I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. РАЗРАБОТАН в соответствии с Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1634 «Об утверждении Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

    Разработчики: ….. (ФГБУ «Федеральный научный центр физической культуры и спорта»); ……… (Российская федерация баскетбола).

    2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от _______________ № __________ .

    3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

    Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

    СОДЕРЖАНИЕ


    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Область применения

    1. Нормативная база

    1. Термины, определения, обозначения, сокращения

    1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Организационно-методические указания к разработке программы

    2. Требования к структуре и содержанию программы спортивной подготовки по разделам

    2.1.Этапы спортивной подготовки

    2.2.Нормативные характеристики подготовки

    2.3.Нормативы спортивной подготовленности


    1. Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку, и лицам, обеспечивающим организацию и осуществление тренировочной и соревновательной деятельности

    1. Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки:

    4.1.Основные критерии зачисления спортсменов в группы на следующий этап спортивной подготовки

    4.2.Этапные нормативы спортивной подготовленности



    1. Особенности осуществления спортивной подготовки в баскетболе

    1. Требования к условиям реализации программ

    1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Список лиц, принимавших участие в разработке и экспертизе стандарта

    2. Согласование стандарта

    3. Организация-разработчик стандарта



    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    Настоящий Федеральный стандарт устанавливает совокупность требований к спортивной подготовке в баскетболе, разработанных и утвержденных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предназначенных для обеспечения:

    1) единства основных требований к спортивной подготовке на всей территории Российской Федерации;

    2) планомерности осуществления спортивной подготовки на всей территории Российской Федерации;

    3) подготовки спортсменов высокого класса для спортивных сборных команд по баскетболу, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации.

    В системе спортивной подготовки в баскетболе стандартизации подлежат основные требования к планированию, построению и контролю тренировочного процесса, нормативы спортивной подготовленности, наиболее значимые и существенные на каждом этапе подготовки, требования к лицам, осуществляющим (юные и квалифицированные спортсмены) и обеспечивающим спортивную подготовку (тренерский состав) в физкультурно-спортивных организациях, в которых осуществляется спортивная подготовка на этапах, а также – требования к лицам, обеспечивающим организацию и проведение спортивных соревнований (судейский корпус) по баскетболу.

    Требования настоящего стандарта распространяются на организации, осуществляющие спортивную подготовку по баскетболу (включая руководителей таких организаций, тренерский состав, спортсменов, и иных представителей), и являются обязательными при реализации программ спортивной подготовки.

    Настоящий стандарт не применяется работодателями в отношении спортсменов, с которыми заключены трудовые договоры, а также Российской федерацией баскетбола в отношении членов спортивных сборных команд Российской Федерации.

    Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проходящих спортивную подготовку по баскетболу, устанавливается специальный федеральный стандарт спортивной подготовки.

    Федеральные стандарты спортивной подготовки утверждаются не реже одного раза в четыре года.




    1. НОРМАТИВНАЯ БАЗА

    При разработке настоящего стандарта использованы следующие нормативные документы:

    Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с последними изменениями, внесенными на основании Федерального закона от 06.12.2011 г. № 412-ФЗ)

    Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. № 233 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».

    ГОСТ Р 52024-2003 от 18.03.2003 г. «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» (Постановление Госстандарта России № 80-ст).

    ГОСТ Р 52025-2003 от 18.03.2003 г. «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей» (Постановление Госстандарта России № 81-ст).

    ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения» (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 г. № 155-ст).

    Приказ Госкомспорта РФ от 28 июня 2001 г. N 390


    "Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР)".

    Приказ Минспорттуризма России от 04.05.2009 г. № 157 «Об утверждении содержания этапов спортивной подготовки».

    Приказ Минспорттуризма России от 22.12.2011 г. № 1634 «Об утверждении Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 09.08.2010 г. № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий».

    Всероссийский реестр видов спорта.

    Программа развития баскетбола в Россий Федерации.

    Единая всероссийская спортивная классификация.

    Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства [Текст] / Сост. – Ю.М. Портнов, В.Г. Башкирова, В.Г. Луничкин и др. – М.: Советский спорт, 2004. – 100 с. (Допущено Федеральным агентством по физической культуре и спорту).

    Костикова, Л.В. Баскетбол: Азбука спорта [Текст] / Л.В. Костикова. – М.: Физкультура и спорт, 2001.

    Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва (СДЮШОР). – М.: Советский спорт, 1987.

    Спортивные игры: Учеб. для вузов. Том 1. Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский Центр Академия, 2001.

    Спортивные игры: Учеб. для вузов. Том 2. Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский Центр Академия, 2004.

    СанПиН 1567-76 (от 08.06.2004 г.). Физкультура и спорт. Требования.

    СанПиН 2.4.3.1186-03. О допуске к занятиям физической культурой и спортом и распределении занимающихся по группам.

    СанПиН 2.4.4.1251-03. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).

    СП 31-112-2004. Физкультурно-спортивные залы: Части 1 и 2. – М.: Изд-во «Советский спорт», 2005. – 138 с (ч. 1); 85 с (ч.2).

    СП 31-115-2006. Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения. – М.: ФГУП ЦПП, 2007. – 144 с.

    Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации. – М., 2012.

    Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. – М.: СААМ, 1995.

    Табель оснащения спортивных сооружений спортивным оборудованием и инвентарем. ВИСТИ. – М.: Изд-во «Советский спорт», 2006. – 208 с.



    1. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

    В настоящем Федеральном стандарте используются следующие термины, определения, обозначения и сокращения:

    Федеральный стандарт спортивной подготовки (далее – ФССП) – государственный документ, устанавливающий основные положения системы спортивной подготовки в данном виде спорта, предусматривающий минимальный перечень требований и нормативов, выполнение которых обусловливает целесообразность и обеспечивает планомерность многолетнего тренировочного процесса в спорте.

    Баскетбол – олимпийский вид спорта; предусматривает противоборство двух спортивных команд, играющих специальным мячом на размеченной площадке, и предполагает высокий уровень спортивной подготовленности.

    Баскетболист – спортсмен, систематически занимающийся баскетболом, воспитывающий волевые качества и совершенствующий свое техническое мастерство, активно выступающий в спортивных соревнованиях.

    Программа спортивной подготовки по баскетболу (далее – ПСП) – программа поэтапной подготовки физических лиц в баскетболе, определяющая основные направления и условия многолетней спортивной подготовки, разработанная и реализуемая организацией, осуществляющей подготовку спортсменов, в соответствии с требованиями федерального стандарта спортивной подготовки.

    Спортивная подготовка – многокомпонентный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки.

    Спортивный резерв – лица, осуществляющие спортивную подготовку в целях включения их в состав спортивных сборных команд, в том числе сборных команд Российской Федерации по видам спорта.

    Физическая подготовка – тренировочный процесс, направленный на совершенствование физических (двигательных) качеств, возможностей спортсмена с целью достижения определенного спортивного результата в избранном виде спорта.

    Физическая подготовленность – совокупность количественных и качественных измеряемых показателей, характеризующих способности к проявлению тех или иных физических (двигательных) качеств.

    Спортивные мероприятия – физкультурно-спортивные мероприятия, соревнования по видам спорта, тренировочные сборы, международные соревнования и другие мероприятия, проводимые на основании положений и иных регламентирующих документов.

    Официальные соревнования (мероприятия) – соревнования (мероприятия), включенные в календарные планы: Федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта; органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта; физкультурно-спортивных организаций, имеющих право присваивать спортивные разряды.

    Правила соревнований по баскетболу – официальный документ, регламентирующий условия и порядок проведения соревнований по баскетболу, права и обязанности участников, их секундантов, судей, тренеров и членов персонала. Разрабатываются высшими спортивными организациями.

    Положение о соревнованиях по баскетболу – основной документ, определяющий условия и порядок организации и проведения соревнований по баскетболу: цели и задачи соревнования; организацию и руководство соревнованием; место и сроки проведения; условия допуска участников и команд; характер соревнований и принцип определения спортивных результатов; судейство соревнований; награждение победителей; порядок и сроки подачи заявок. К Положению о соревнованиях могут быть приложены: точный или ориентировочный календарь соревнований; указания о времени и месте работы оргкомитета, мандатной и медицинской комиссий.

    Спортивные разряды и звания по баскетболу – присваиваются спортсменам, выполнившим установленные нормы и требования на официальных спортивных соревнованиях. Спортивные разряды и звания присваиваются в установленном порядке в соответствии с действующей Единой Всероссийской спортивной классификацией (далее - ЕВСК).

    Физкультурно-спортивные организации, имеющие право присваивать спортивные разряды по баскетболу – организации, имеющие право присваивать спортивные разряды, утверждаются органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации.

    Зачетная классификационная книжка спортсмена – документ установленного образца, в котором отражаются установленным порядком: сдача нормативов и присвоение спортивного разряда, участие в соревнованиях, разрешение врача на участие в соревнованиях, награждения и взыскания, общественная работа, отметки о переходе в другой коллектив.

    Спортивный паспорт – документ единого образца, удостоверяющий спортивную принадлежность и спортивную квалификацию спортсмена.

    Группы начальной подготовки (далее – НП) – возрастная категория юных спортсменов (от 8-9 лет), занимающихся баскетболом в физкультурно-спортивных организациях в соответствии с требованиями ПСП.

    Тренировочные группы (далее – ТГ) – возрастная категория квалификационных юных спортсменов (от 12-13 до 16-17 лет), занимающихся баскетболом в физкультурно-спортивных организациях и участвующих в спортивных соревнованиях в соответствии с требованиями ПСП и ЕВСК.

    Группы совершенствования спортивного мастерства (далее – ССМ) – возрастная категория (от 14-16 лет) спортсменов высокой квалификации, занимающихся баскетболом в физкультурно-спортивных организациях и участвующих в спортивных соревнованиях в соответствии с требованиями ПСП и ЕВСК.

    Группы высшего спортивного мастерства (далее – ВСМ) – возрастная категория (от 20 лет) спортсменов высокой квалификации, занимающихся баскетболом в физкультурно-спортивных организациях и участвующих в спортивных соревнованиях в соответствии с требованиями ПСП и ЕВСК.

    ОФП – общая физическая подготовка,

    СФП – специальная физическая подготовка,

    ТехП – техническая подготовка,

    ТакП – тактическая подготовка.


    1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ



      1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ

    В типовой ПСП должны быть заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных организаций, основополагающие принципы спортивной подготовки спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

    ПСП разрабатывается исходя из следующих принципов:



    1. Принцип комплексности – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);

    2. Принцип преемственности – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности;

    3. Принцип вариативности – предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

    Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки в баскетболе определяется сенситивными периодами развития определенных физических качеств. Однако преимущественная направленность подготовки не исключает комплексное развитие физических качеств и спортивных способностей, которые в определенные периоды характеризуются сниженными темпами развития.

    При разработке программы для групп начальной подготовки следует учитывать, что тренировочный процесс носит преимущественно обучающую направленность. При этом отсутствует выраженная волнообразность физических нагрузок, исключается резкая смена периодов нагрузки и восстановления.

    На тренировочном этапе планомерное повышение уровня подготовленности юного спортсмена требует решения сложной задачи – параллельного повышения уровня общей физической подготовленности и постепенного увеличения доли специализированных нагрузок. Данный этап является ключевым для последующих этапов спортивной подготовки, поскольку формирование индивидуальных особенностей спортивной деятельности в этот период сопровождается наиболее значительными перестройками физиологических функций организма. Выраженная динамичность нагрузок разной направленности в структуре подготовки проявляется только на 4-5 году тренировочного этапа. В целях повышения эффективности спортивной подготовки допускается варьирование продолжительности микро- и мезоциклов, а также расширение арсенала вспомогательных и специфических тренировочных средств. Всестороннее развитие физических качеств юных спортсменов, с учетом сенситивных периодов развития двигательных качеств, и особенности спортивной специализации обусловливают рациональность построения тренировочного процесса, определяют целесообразность использования средств и методов подготовки на последующих этапах, в реализации которых все более значимыми являются специфичность и интенсивность воздействий на организм.

    На этапе совершенствования спортивного мастерства решаются все более сложные задачи. При этом существенно повышается роль индивидуальных особенностей спортсмена, особенно в соревновательных упражнениях. Спортивная подготовка на данном этапе имеет выраженный специализированный характер, что проявляется в гибком использовании основных и дополнительных тренировочных средств для значительного повышения специальной подготовленности.




      1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ Программы СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО РАЗДЕЛАМ

    На основании положений действующего законодательства, основополагающих принципов построения спортивной тренировки, анализа современных тенденций развития баскетбола и имеющихся условий спортивной подготовки в Российской Федерации настоящий стандарт предусматривает в структуре ПСП следующие обязательные разделы:



    1. «Введение», в котором поясняется назначение программы в системе спортивной подготовки по баскетболу, упоминаются основные законодательные документы и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность государственных учреждений (федерального и регионального значения), спортивных клубов и физкультурно-спортивных организаций в системе дополнительного образования (регионального и муниципального уровня) на момент подписания в печать программы спортивной подготовки.

    2. «Нормативная часть программы спортивной подготовки» - разрабатывается на основе действующего законодательства Российской Федерации и положений настоящего стандарта, а также, при необходимости, предполагает коррекцию переводных (этапных) нормативов спортивной подготовленности, выполнение которых дает основание для перевода спортсмена на следующий этап спортивной подготовки.

    В разделе обязательно указываются:

    • нормативно-правовые документы, на основе которых строится программа;

    • значение и место ПСП в многолетнем тренировочном процессе;

    • периоды подготовки, на которые разработана программа, и соответствующие тренировочные группы;

    • обоснование необходимости изменений действующей ПСП, если таковые предполагаются.

    1. «Методическая часть программы спортивной подготовки» - раздел ПСП, который должен включать учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по этапам и в годичном цикле; объемы тренировочных и соревновательных нагрузок и планирование спортивных результатов по этапам спортивной подготовки; организацию и проведение педагогического и медико-биологического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению тренировочных занятий.

    Методическая часть ПСП должна включать в себя следующие разделы:

        1. Организационно-методические указания.

        2. Виды спортивной подготовки по каждому этапу (общая и специальная физическая подготовка, а также техническая, тактическая, теоретическая, психологическая), включая научно-методическое и медико-биологическое сопровождение.

        3. Разработка годовых планов спортивной подготовки (по перечисленным видам подготовки с обязательным учетом возрастного развития спортсменов и планируемых параметров соревновательной деятельности).

        4. Распределение программного материала по видам спортивной подготовки, с учетом их соотношения в годовых циклах и на каждом этапе в группах занимающихся (этап начальной подготовки; тренировочный этап, или этап спортивной специализации; этап совершенствования спортивного мастерства; этап высшего спортивного мастерства).

        5. Воспитательная работа.

        6. Психологическая подготовка.

        7. Планирование восстановительных средств и мероприятий.

        8. Система мероприятий по обеспечению контроля подготовленности юных и квалифицированных спортсменов (включая врачебно-медицинскую оценку состояния здоровья).

        9. Контрольно-нормативные требования к спортивной подготовленности по годам тренировочного процесса на этапах.

        10. Программный материал для теоретических занятий.

        11. Инструкторская и судейская практика.

    1. «Заключительные положения» – включает в себя список рекомендованной литературы.

    2. «Приложения», в которых должны быть отражены методики и способы контроля, оценки и расчета информативных показателей, если таковые предусмотрены ПСП.



      1. ЭТАПЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

    Федеральный стандарт спортивной подготовки в баскетболе предусматривает следующие утвержденные наименования этапов спортивной подготовки: этап начальной подготовки; тренировочный этап (этап спортивной специализации); этап совершенствования спортивного мастерства; этап высшего спортивного мастерства.

    Соответственно, утверждены наименования групп юных и квалифицированных спортсменов, занимающихся спортивной подготовкой в физкультурно-спортивных организациях на всей территории Российской Федерации – группы начальной подготовки (НП), тренировочные группы (ТГ), совершенствования спортивного мастерства (ССМ), высшего спортивного мастерства (ВСМ, до вступления в состав сборной команды по баскетболу).

    Возраст поступающих и учащихся в спортивных школах, а также наполняемость спортивных групп и режим спортивной подготовки должен соответствовать требованиям, определенным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и управления образованием (табл. 1).

    Таблица-1 Продолжительность этапов спортивной подготовки в баскетболе, минимальный возраст для зачисления занимающихся и минимальное количество занимающихся в группе



    Этапы спортивной подготовки

    Продолжительность занятий (в годах)

    Минимальный возраст для зачисления в группы

    Минимальное количество занимающихся в группе

    Спортивно-оздоровительный*

    не ограничена

    7-8

    20

    Начальной подготовки

    2-3

    9-10

    16

    Тренировочный

    5

    10

    12

    Совершенствования спортивного мастерства

    3



    6

    Высшего спортивного мастерства

    не ограничена



    12

    Примечание – *Спортивно-оздоровительный этап упоминается в данном подразделе только с целью установления возраста начала занятий баскетболом, минимального возраста зачисления в группы и минимального количества занимающихся в группе

    Данные табл. 1 составляют нормативную основу ПСП на этапах, определяют цели и задачи деятельности спортивных школ, условия перевода и зачисления в группы занимающихся на следующий этап, в соответствии с требованиями к подготовленности спортсменов.

    Минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).

    Максимальный возраст занимающихся по ПСП в образовательных организациях, за исключением УОР, в части реализации образовательных программ, не ограничивается.

    Федеральный стандарт спортивной подготовки по баскетболу устанавливает следующие обязательные требования к ПСП, а также нормативы, которые спортсменам необходимо выполнить для поэтапной реализации программы:

    1 ― требования к структуре программы спортивной подготовки и содержанию ее теоретических и практических разделов;

    2 ― нормативы физической подготовки (возраст начала занятий, основные планируемые показатели тренировочного процесса),

    нормативы спортивной подготовленности (физической, функциональной, технической, тактической, психологической), а также –

    иные нормативы, отражающие биологические особенности занимающихся водным поло (возраст, пол, показатели физического развития, характеристика биологической зрелости, антропометрические и морфофункциональные);

    3 ― требования к участию спортсменов в спортивных соревнованиях, предусмотренных программой подготовки, а также – к тем лицам, которые обеспечивают организацию и осуществление тренировочной деятельности и спортивных соревнований по баскетболу;

    4 ― требования к результатам реализации программы спортивной подготовки на каждом этапе (контроль состояния здоровья, основных показателей выполненных нагрузок по видам спортивной подготовки, спортивных результатов, поэтапных переводных нормативов и квалификационных требований ЕВСК);

    5 ― особенности осуществления спортивной подготовки;

    6 ― требования к условиям реализации программы спортивной подготовки, в том числе – к кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, организующих спортивную подготовку и соревнования по баскетболу и обеспечивающих их безопасность, а также – требования к иным условиям.

    Настоящим стандартом предусматриваются требования к планированию (пункты 1, 2, 3) и контролю основных показателей спортивной подготовки, основных характеристик спортивной подготовленности, а также результатов выступления в соревнованиях (пункты 4, 5, 6) по баскетболу.

    Основное содержание этапов спортивной подготовки также утверждено и раскрывается в последующих разделах настоящего стандарта.



      1. НОРМАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДГОТОВКИ

    В данном подразделе раскрываются содержание и основные требования к освоению теоретического и практического разделов ПСП по баскетболу, указывается распределение времени, затрачиваемого на каждый вид спортивной подготовки по годам обучения и этапам подготовки.

    Цель и основное содержание теоретического раздела ПСП определяются получением спортсменами минимума знаний, необходимых для понимания тренировочного процесса и безопасности его осуществления (табл. 2).



    Таблица-2 Основная тематика и планируемый объем теоретического материала (в часах) в группах спортивной подготовки по баскетболу

    №№ п/п

    Темы занятий

    НП

    ТГ

    ССМ

    1

    Состояние и развитие баскетбола в России

    3

    5

    2

    2

    Гигиенические требования к занимающимся спортом. Профилактика травматизма в спорте

    6

    14

    8

    3

    Влияние физических упражнений на организм спортсмена

    2

    8

    8

    4

    Общая характеристика спортивной подготовки

    2

    3



    5

    Планирование и контроль подготовки

    2

    7

    8

    6

    Основы техники игры и техническая подготовка

    3

    8

    8

    7

    Основы тактики игры и тактическая подготовка

    1

    8

    8

    8

    Физические качества и физическая подготовка

    3

    5

    8

    9

    Спортивные соревнования

    3

    5

    4

    10

    Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

    3

    14

    8

    11

    Правила игры в баскетбол, включая правила ФИБА

    2

    8

    2

    12

    Установка на игру и разбор результатов игры

    9

    126

    80

    Всего часов

    39

    211

    144

    Для практического раздела ПСП настоящий Федеральный стандарт устанавливает следующие виды спортивной подготовки:

    1) на этапе НП ― общая и специальная физическая, техническая, тактическая, игровая, соревновательная (в минимальном объеме), теоретическая подготовка, контрольные испытания;

    2) на тренировочном этапе, ТГ ― перечисленные виды спортивной подготовки дополняются следующими: психологическая подготовка, расширение соревновательной практики, вводится инструкторская и судейская практика;

    3) на этапах ССМ и ВСМ ― дополнительно выделяются различные категории соревнований, в соответствии с задачами подготовки на каждом этапе.

    Содержание практического раздела ПСП определяется целью и задачами тренировочной и соревновательной деятельности, обусловливает соотношение объемов работы в разных видах подготовки в годовом цикле и на каждом этапе, включает следующие основные компоненты:

    ― структура и преимущественная направленность тренировочного процесса;

    ― виды спортивной подготовки;

    ― планирование тренировочной деятельности (нормативы соотношения нагрузок по основным видам спортивной подготовки в годовых тренировочных циклах и на этапах);

    ― планирование соревновательной деятельности;

    ― контроль подготовки (показателей тренировочного процесса);

    ― контроль подготовленности спортсменов в годовых циклах и на каждом этапе по основным видам спортивной подготовки;

    ― разработка мероприятий по обеспечению восстановления и контроля состояния здоровья спортсменов в ходе реализации программы подготовки.

    Специфика игры в баскетбол и особенности спортивной подготовки на каждом этапе обусловливают соотношение тренировочных средств по видам подготовки.

    Нормативы соотношения программных средств по видам спортивной подготовки в баскетболе регулируют их соотношение в рамках многолетнего тренировочного процесса. Примерное соотношение программных средств по основным видам спортивной подготовки в баскетболе по годам представлено в табл. 3.

    Таблица-3 Примерное соотношение ( % ) основных программных средств на этапах подготовки в баскетболе на этапах многолетнего тренировочного процесса





    Этапы спортивной подготовки

    Средства спортивной подготовки

    ОФП

    СФП

    ТехП

    ТакП

    Игровая

    Соревнования

    НП, 1-й год

    30-32

    14-15

    20-22

    13-15

    14-15

    5

    НП, 3-й год

    25-26

    15-16

    20-22

    13-15

    15-16

    6

    ТГ, 2-й год

    19-20

    17-18

    20-21

    15-16

    15-16

    10

    ТГ, 5-й год

    17-18

    18-19

    17-18

    16-17

    17-18

    12

    ССМ, 2-й год

    13-14

    22-23

    16-17

    16-17

    19-20

    14

    ССМ, 3-й год

    13-14

    22-23

    16-17

    16-17

    19-20

    14

    ВСМ, 1-й год

    11-12

    17-19

    16-17

    15-16

    19-20

    20

    Основные нормативы планируемой соревновательной нагрузки на этапах, отражены в табл. 4 и являются обязательными в системе планирования и контроля спортивной подготовки.

    Таблица-4 Планируемые показатели соревновательной деятельности в баскетболе в группах спортивной подготовки


    Виды соревнований

    НП

    ТГ

    ССМ

    ВСМ

    контрольные

    отборочные

    основные

    главные


    3-9 / 36

    4 / 30



    3 /24

    15-25 / 98

    3-9 / 24

    10 / 80

    5 / 40


    15-21 / 66

    2-6 / 20

    6 / 48

    3 / 45


    5-7 / 20

    1-3 / 10

    2 / КР, ПР

    1 / 15


    Всего соревнований / игр

    10-26 / 90

    33-49 / 242

    26-36 / 179

    9-13 / 60

    Примечания: 1. В числителе каждой дроби указано число (или его диапазон) соревнований, в знаменателе – количество игр. 2. – КР – Кубок России, ПР – первенство России (в том числе – первенство вузов СБЛ).
      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Федеральный стандарт спортивной подготовки по баскетболу