• I Из собрания Иванова М.С.- Багдарын Сюлбэ
  • II Из собрания Е.Н. Потаповой
  • Словарь устаревших слов и некоторых других якутских понятий
  • Из собрания Иванова М.С.- Багдарын Сюлбэ - топонимист, языковед, историк. Как Суппуун Василий побил исправника.
  • О шамане Кисинчэ Константине.
  • Дерево с медвежьей меткой.
  • Неприкаянный дух ребенка.
  • Про девушку, которую забрали на небеса.
  • Из собрания Е.Н. Потаповой – методиста культуры и Отличника культуры РС(Я). п. Арылах Девочка–сётюёккэ.



  • страница1/3
    Дата21.07.2017
    Размер0.53 Mb.

    Фольклор Верхоянья. Избранное г. Якутск Перевод с якутского


      1   2   3

    Рязанский И.И.

    Васильева (Рязанская) А.И.



    Фольклор Верхоянья.

    Избранное

    г. Якутск



    Перевод с якутского: Рязанский И.И.и Васильева (Рязанская) А.И.

    Предисловие…………………………………………………………………………………….3

    I Из собрания Иванова М.С.- Багдарын Сюлбэ…………………………………………………….

    Как Суппуун Василий побил исправника…………………………………………………..

    О шамане Кисинчэ Константине……………………………………………………………..

    Дерево с медвежьей меткой…………………………………………………………………….

    Неприкаянный дух ребенка………………………………………………………………………

    Про девушку, которую забрали на небеса………………………………………………………

    Взрыв пороха………………………………………………………………………………………

    Эге-Хая. Столбы……………………………………………………………………………………..

    Детский талисман…………………………………………………………………………………….

    II Из собрания Е.Н. Потаповой……………………………………………………………………………..

    п. Арылах

    1. Девочка–сётюёккэ……………………………………………………………………………………

    2. Чолосун……………………………………………………………………………………………………

    3. Злые духи, беспокоившие Гороховых……………………………………………………………



    п. Суордах

    4. Мондой Яков………………………………………………………………………………………………

    5. Знаменитый борец…………………………………………………………………………………………

    6. Силач Ааппый……………………………………………………………………………………………

    7. Как я играл с девочкой-сётуёккэ………………………………………………….......................

    п. Дулгалах

    8. Кучана………………………………………………………………………………………………………

    9. Необычный олень………………………………………………………………………………………….

    10. Ырыа Павел………………………………………………………………………………………………



    п. Боронук

    11. Уйбаан сирэ…………………………………………………………………………………………



    п. Столбы

    12. Майыы Христофор…………………………………………………………………………………………



    п. Борулах

    13. Предание…………………………………………………………………………………………………….



    п. Алысардах

    14. Шаман Кыыстара………………………………………………………………………………………



    п. Батагай

    15. Хосуны Верхоянья………………………………………………………………………………………



    п. Эльгетск

    16. Махалык…………………………………………………………………………………………………

    17. Старик Болчур…………………………………………………………………………………………

    18. Дух горы Ыыннаах………………………………………………………………………………………

    19. Шаман Кисинчэ……………………………………………………………………………………………

    20. Силач Ааппый………………………………………………………………………………………………



    Эгинский наслег

    21. Легенды времен сражений…………………………………………………………………………………

    22. История рода Эгинского наслега…………………………………………………………………………

    23. Как якуты приехали и обосновались в Верхоянье………………………………………………………

    24. Танас Болтуо………………………………………………………………………………………………

    25. Род Хонтой…………………………………………………………………………………………………

    26. Сээксээт Семен……………………………………………………………………………………………

    27. Чачыам………………………………………………………………………………………………………



    Словарь устаревших слов и некоторых других якутских понятий………………………………...

    Литература……………………………………………………………………………………………………

    Предисловие

    Наше духовное наследие бесценно и уникально. Фольклор верхоянских якутов, который наши предки сохранили, бережно передавая из уст в уста, от поколения к поколению, очень богат.

    Главная особенность фольклора – это анонимность, отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно, и множество раз было преобразовано другими рассказчиками. Со временем литераторы заимствовали многие сюжеты из фольклорных произведений, давая им новую жизнь, таким образом, устное народное творчество стало основой литературы. Вот почему во многих мировых литературных произведениях встречаются схожие сюжеты, персонажи, темы. При этом фольклор постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей.

    Именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его национальный колорит. Благодаря народным песням, сказкам и другим фольклорным жанрам, ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Нельзя забывать, что значение фольклора, как источника информации о культуре народа, просто неоценимо для науки.

    Легенды Верхоянья были изучены раньше, чем легенды других улусов. Первым исследователем фольклора верхоянских якутов стал И.А. Худяков Позже, в 1940 г., в Верхоянье приехал известный фольклорист А.А. Саввин, для того чтобы собрать предания и легенды Верхоянского района. К сожалению, собранный им богатый материал нигде не был напечатан. Только в 1960 г. в книгу Г.У. Эргис "Якутские сказы и рассказы" вошли некоторые легенды Верхоянья.

    В 2006 г. улусный отдел культуры начал собирать устные легенды Верхоянского района.

    Мы надеемся, что эта книга - бесценный кладезь мудрости, отваги, силы и красоты народа Верхоянья – станет настольной книгой для тех, кто чтит и уважает обычаи и традиции своего народа. Книга предназначена для широкого круга читателей, а также для учителей КНРС(Я) и МХК.

    Благодарим учителей Батагайской средней общеобразовательной школы за оказанную помощь в подготовке книги.



    Из собрания Иванова М.С.- Багдарын Сюлбэ - топонимист, языковед, историк.

    Как Суппуун Василий побил исправника.

    Табалах - самый восточный наслег Верхоянского улуса. В 17 веке там жил человек по имени Суппуун Василий, который имел проницательный ум и был очень сильным.

    В то время начали прокладывать зимнюю дорогу от Верхоянска до Колымы. Василий был князем (старостой) 2-го Байдынского наслега.

    Пошел слух, что из Верхоянска едет очень вспыльчивый, злой и сильный русский исправник, чтобы контролировать работу. Говорили, что он бил розгами тех, кто плохо работает.

    Жители Табалаха сильно испугались и стали просить помощи у своего старосты. Суппуун Василий согласился. Когда прокладывали дорогу, он велел оставить один пенек и незаметно обвязать его веревкой, зная, что у исправника слабое зрение.

    Вечером приехал исправник со своими помощниками. Он справился о ходе работы. На что Суппуун ответил:

    - Все хорошо. Разве что один пенек не под силу. Никто не смог выкорчевать его.

    Исправник рассердился и рявкнул:

    - Нарочно оставили! Где пень? Всех накажу!

    - Хорошо. Если ты сможешь сделать это, побьешь нас. Но если не сможешь, мы сами тебя побьем, - ответил староста.

    На что исправник согласился. В лесу исправник, как ни старался, так и не смог вытащить пень. Суппуун сказал:

    - Ты проиграл! Нас не вини, сам согласился. Ну-ка, парни! Держите его!

    Силачи Суппууна схватили исправника, а сам Суппуун побил его розгами. Посрамленный исправник вернулся в Верхоянск.

    Суппуун Василий не был наказан. Благодаря своему острому уму, он вошел в легенду.

    (Колосов И.С., 1951 г/р)

    О шамане Кисинчэ Константине.

    Братом Суппуун Василия был шаман Кисинчэ Константин. В молодости Кисинчэ имел очень скверный характер, но к старости смягчился и стал хорошим человеком.

    Он, бывало, говорил:

    - Самое благое, что я сделал в своей жизни, - остановил переход восточного и западного озер Бырангатталаах. Тогда я шаманил 3 дня и 3 ночи и остановил беду.

    Историю с озерами нам поведал в 1962 г. Аммосов И.С.- Дырдыынай, живший в местности Орто Кюёл.

    Озера Верхоянья, расположенные в лесу, в тайге, необычны тем, что могут даже в трескучий мороз переходить с места на место. Ямы, из которых ушла вода, превращаются в большущие лощины и вскоре зарастают лесом. Так поменяло свое местоположение очень большое и глубокое озеро Мунньанга.

    Но Кисинчэ Константин был знаменит не только тем, что остановил переход озера. Он помогал путникам, собирающимся в далекий путь. Давая им выносливого коня, шаман говорил:

    - Не спускайтесь с коня, только тогда он довезет вас до дома.

    Если человек, ослушавшись его, спускался с коня, то конь превращался в бревно.

    В старости Кисинчэ делал узорчатые сэргэ и ставил их на самых видных местах, где проезжали много людей. В начале 80-х гг. С.А. Потапов-Глухой Степан, сын знаменитого рассказчика и знатока старины А. Потапова-Нэрбээк Алексея, поставил рухнувший сэргэ Кисинчэ в местности Сээнигэ. Сэргэ был большой, с узором чорона, из крепкой лиственницы красноватого оттенка. Возможно, он был сделан в 18-19 вв. Сэргэ Константина стояли и в других местностях.

    Кисинчэ был отличным столяром. У восточного озера Бырангатталаах в лесу шаман построил очень красивый балаган, сгоревший при лесном пожаре.

    Про то, как умер знаменитый шаман, писал еще И.А. Худяков. Старик Кисинчэ умер, когда поехал то ли за чаем, то ли за табаком. В те времена, когда умирали люди, платившие ясак, исправник с братом милосердия должны были удостовериться в этом и составить акт, иначе человек считался живым, и ясак за него платили родственники.

    Согласно Худякову, вместе с исправником приехал брат милосердия Рожков. Перед их приездом брат шамана Суппуун (в то время он был старостой – князем наслега) сказал:

    - Покажись им наяву!

    Когда исправник с Рожковым приехали, они увидели, что место, где лежал покойник, окружили плотным кольцом разные жуки, насекомые, и остановились на расстоянии 1-1,5 шага. Когда русские приблизились к Константину, тот перевернулся лицом к земле, заревел как бык и как будто двинулся в их сторону. Люди испугались и вычеркнули шамана из списка лиц, плативших ясак, но акта не составили.

    Возле места, где был похоронен Кисинчэ, случилось три больших пожара. Но эти пожары не затронули его могилу, как будто их что-то останавливало в 1-1,5 шагах от нее. Об этом рассказывали старожилы с.Табалах в 60-70 гг.

    (А.В. Потапов-Такайа и Н.Е. Горохов (Дьагараабыс), им было 90-100 лет)

    Дерево с медвежьей меткой.

    У охотников на медведей есть много примет. Об этом рассказывает легенда.

    Давным-давно эвен-охотник наткнулся на дерево с медвежьей меткой, которой медведь показывал свой рост. Делая метку, животное отгрызает кору или поднимает ногу вверх и царапает когтем кору дерева. Если человек хочет встретиться с медведем, он должен поднять свою метку выше медвежьей или, если боится, то поставить метку ниже.

    Тот охотник пальмой поставил метку над медвежьей, т.к. очень надеялся на свою силу. Вернувшись домой, он сказал жене:

    - Разбуди меня перед восходом солнца. Я вызвал медведя на бой. Обязательно разбуди меня рано утром.

    Обычно бой начинается с восходом солнца. Бой начинает тот, кто раньше придет на место встречи.

    Охотник заснул. Проснувшись на рассвете, он обнаружил, что жены нет дома. Оказалось, она пошла на реку, нашла только что родившую самку оленя и забыла про мужа. Когда женщина пришла домой, муж накинулся на нее со словами:

    - Из-за твоего короткого ума медведь съест меня!

    Но делать нечего, охотник собрался и поехал на запад. Приехав на место встречи, он увидел медведя, который ждал его. При виде человека глаза медведя загорелись холодным блеском. Он показал клыки и зарычал. Охотник сказал:

    - Раньше пришел - ударь!

    И пошел навстречу. Сев, медведь ударил человека левой лапой. Охотник, собрав все свои силы, ударил медведя пальмой. Затем он три раза поднял свою пальму к солнцу и прокричал:

    - Я победил!

    Потом он пошатнулся, упал на колени и потерял сознание. Жена долго ждала мужа, встревожилась и поехала к месту сражения. Там она нашла убитого медведя и мужа, бездыханно лежавшего на земле. Когда женщина положила голову мужа на колени, он, очнувшись, сказал:

    - Если бы я пришел чуть пораньше, я бы остался в живых. Что поделаешь, вырасти детей достойными людьми. Рассказывай им обо мне и передай им мое последнее слово: пусть не меряются силой с медведем, т.к. за каждый поступок нужно отвечать.

    И умер.

    (Горохов Н.Е., 1873 г/р)



    Неприкаянный дух ребенка.

    В народе есть такое поверье: если неприкаянный дух ребенка преследует семью, то в ней умирают новорожденные. Слышал об одном таком случае.

    Жил старик Прудецкий Игнатий, которому было больше 80 лет. Из десяти детей, родившихся в семье его родителей, в живых остался только он. Дети умирали из-за внезапной болезни, когда им исполнялся год с небольшим или когда им не было еще и месяца.

    Тогда какой-то шаман сказал:

    - Вас преследует неприкаянный дух ребенка.

    В тот же год через 9 месяцев женщине пришло время рожать. Ее отвели в конюшню и вокруг нее уздечкой очертили круг. Родившегося мальчика повитуха отдала старухе с девочкой в окошко, через которое выкидывают навоз. Они быстренько положили младенца в берестяную зыбку и, идя задом к реке, дошли до берега. Так они прошли 5 верст. Они перешли речку вброд и вернулись домой.

    Женщине сказали, что ее сын умер. Она плакала и горевала несколько дней.

    - Хотя бы покажите могилу! – попросила она.

    Но люди сделали вид, что не услышали ее причитаний.

    Во сне женщина увидела маленького рыжеволосого ребенка. Он вышел из-за печки и сказал:

    - Никто меня не жалеет! Никто меня не любит. Не могу найти новорожденного. Куда он исчез? Кажется, и не найду.

    Женщина проснулась в страшном волнении, стала молиться огню, «кормить» его кусочками жира. Но рыжеволосый ребенок не исчезал, всегда приходил к ней во сне.

    На протяжении 6 лет люди не говорили матери, что ее сын жив. Когда ему исполнилось 6 лет, показали его матери. Так мальчик был спасен.

    Говорят, если другой человек зайдет в такой дом, то злой дух последует за ним. Плохие люди специально подкладывали в карман гостя что-нибудь из детской одежды. Тогда без препятствий неприкаянный дух ребенка переходил в другой дом. Тому (обычно женщине), кого преследует дух, клали под подушку шкурку летяги. Тогда дух ребенка отставал от человека.

    (Горохов Н.Е., 1873 г/р)

    Про девушку, которую забрали на небеса.

    В Адычинском совхозе Борулахского отделения рассказывали такую легенду.

    Давным-давно жила одна семья, в которой была одна-единственная дочь. Звали ее Аня. Она росла очень красивой и тихой девочкой.

    Летом, когда ей исполнилось 18 лет, девушка пошла искать корову и исчезла. Начался переполох. Люди искали ее в полях и лесах, но девушка как в воду канула.

    Так прошло 3 дня. На четвертый день девушка наконец-то появилась. Ее стали расспрашивать о случившемся, и она рассказала следующее:

    - Я пошла в лес искать корову и заблудилась. Шла, куда глаза глядят, и очутилась в долине, поросшей тальником. Я не знала, что делать. Вдруг неизвестно откуда возле меня оказался какой-то человек. Не сказав ни слова, он взял меня за руку, и мы взлетели вверх. От удивления я потеряла дар речи. Потом успокоилась, увидев, что этот человек ничего плохого не замышляет. Так 3 дня мы летали над деревьями и спускались обратно. Он часто показывал на мои торбаса, но я ничего не поняла. В конце концов он понял, что все бесполезно, и вывел меня на тропинку. И я пошла домой.

    Старики догадались, что девушку хотят забрать. Они строго-настрого запретили ей выходить на улицу, а если и выйдет по необходимости, то только надев торбаса. Ее мать зашила в торбаса маленький кусочек меди. Старые якуты верили, что любой металл не позволит душе попасть в рай. Так прошел месяц. Жизнь пошла как прежде.

    Однажды дома Аня мыла посуду. Ходила она дома босиком. Никого из домашних не было. Вдруг из улицы послышался чей-то голос:

    - Девка, коровы сломали хлев. Выходи!

    Девушка выбежала на улицу и исчезла. Позже родители нашли только ее следы. Да и то это был след от ее одной ноги. Небесные люди взяли ее к себе. Она была босая, поэтому им не помешало ничего.

    (Горохов Н.Е., 1873 г/р)

    Взрыв пороха.

    В Сартане, в верховьях реки, было место, не имевшее названия, однако настолько богатое белкой, что на каждом дереве были видны беличьи дупла. Несмотря на это, никто не охотился в этом месте. Если и охотились, то только один день. Вернувшись оттуда, охотники часто говорили:

    - Место невзлюбило нас, поэтому выгнало.

    Ни известные охотники, ни смельчаки не останавливались там надолго.

    И вот однажды один охотник решил испытать судьбу. Когда он сказал об этом, люди только посмеялись и проводили его в путь.

    Через несколько дней он приехал в ту местность. Она была обычной, ничем не примечательной. Стояла крепкая ухоженная охотничья избушка с камельком и одной кроватью. Охотник вскипятил чайник, сварил мясо, поел. Затем он подкинул дров в печь и лег спать. В избушке стало жарко и светло.

    Человек ждал чего-то, но все было тихо. "Ээ, все это обман. Рассказывают всякую чушь, только чтоб народ зря пугать. Посплю-ка я лучше", - подумал он и заснул.

    Вдруг мужчина проснулся от треска горящего полена. Сон пропал, он так и не смог заснуть. Потом увидел на полу уголек, но не обратил на это внимания. Вдруг уголек стал больше. Сперва размером с дробинку, а затем становился все больше и больше. Так огонь добрался до места, где лежал порох. Раздался взрыв, мужчина оглох. Очнувшись, он увидел, что камелек развалился, дверь и стекла окон вылетели.

    Всю ночь он ремонтировал избушку и закончил только на следующий день вечером.

    Так люди рассказывали о том, как охотник одолел злого духа смелостью и умом. Он вернулся домой на нескольких санях, полных дорогой пушнины. Друзья, увидев это, ахнули от удивления. Никто не поверил его рассказу. Говорили и другое: возможно, ему помогли какой-то шаман или удаганка. Говорили, что в тех местах обычный человек никогда больше не охотился так удачно.

    (Горохов Н.Е., 1873 г/р)

    Эге-Хая. Столбы.

    Настоящее название поселка Эге-Хая – Кусаанньай Чогура. Название «Эге-Хая» дали русские. Говорят, возле их палатки всегда ходил медведь. Поэтому они назвали поселок «Эге-Хая», решив, что в этой земле водится много медведей.

    Столбы тоже русское название. Изначально поселок назывался Арангастаах.

    В то время прокладывали почтовый тракт. Дорогу измерили. С Якутска до участка Столбы получилось 50 км. Таким образом, ямы – почтовые станции - стояли через каждые 50 км. Участок Столбы был ямским станком. По этой дороге ехали в сторону Абыя и Колымы. Она проходила через Адычу и Табалах.

    На станции продавали сено, в ней ночевали все проезжавшие мимо, около нее стоял столб, отмеряющий почтовый тракт до Колымы, поэтому русские назвали участок Столбы.

    Впоследствии этот участок стал поселком. А его настоящее название «Арангастаах» постепенно было забыто.

    За поселком Эге-Хая есть местность Холболоох. Русские также переименовали ее в Моховой. Так названия мест, данные нашими предками, исчезли.

    (Горохов Д.Д. – старик Миикэ, 1922 г/р)



    Детский талисман.

    Ласковую собаку – хорошего охотника - хозяева держат до самой смерти. Особо одинокие старики держат собак возле себя. Они едят из одной посуды с хозяином, спят на одной кровати, у ног своих хозяев. Я знал такого старика. Его звали Руф Слепцов, прожил он около 70 лет.

    Говорили, Руф похоронил свою собаку в деревянном гробу. Он долго горевал по умершей собаке и рассказывал о ней людям.

    Погребение собаки есть признак уважения и преклонения перед ней. Топтать кости собаки считается грехом.

    Череп, легкие, сердце, кости таких хищных зверей, как медведи и волки, охотники вешали на дерево, обернув травой, вдали от людского жилья. Так они делали, чтобы не накликать на себя беду.

    Этот обычай, мне кажется, будет существовать до тех пор, пока не оборвется связь человека с собакой.

    Собака может стать детским талисманом, сторожем. Почему?

    Бабушка говорила:

    - Четырехглазая собака – это детский талисман. Злой дух боится такой собаки.

    Где находятся ещё два глаза? Над глазами собак бывают белые точки. Оказывается, имеются ввиду они.

    Поэтому такие собаки жили в семьях, в которых умерло много детей.

    В годы войны у моего отца была собака по кличке Хаадан. Она была очень брехливая, но хорошо выслеживала медведей, оленей и лосей. Благодаря этой собаке я стала охотником-стахановцем, план выполняла 200-300%. Так после войны мой друг Василий Колесов (эвен) очень долго умолял меня продать Хаадана за 2000 рублей. Спустя некоторое время Василий сказал, что свою стоимость собака окупила в 100 раз больше. Поздней осенью ее убил медведь-шатун.

    (Слепцова Т.П.)

    Из собрания Е.Н. Потаповой – методиста культуры и Отличника культуры РС(Я).

    п. Арылах

    Девочка–сётюёккэ.

    Это случилось после войны. В Арылахе, в местности Сыырдаах, жила семья Стручковых. Весь день взрослые работали, а их 4-летняя дочь Варя оставалась дома одна.

    Однажды, когда дома никого не было, из-за камелька вышла маленькая девочка с длинными волосами, держа в руке мешочек.

    - Твои родители ушли. Каждый день я буду приходить и играть с тобой, - сказала девочка и вытащила свои игрушки.

    Ее игрушками были осколки от посуды, бусинки, лоскутки, деревянный человечек и деревянная корова. Варя не испугалась, а только удивилась. Вечером, перед приходом взрослых, девочка–сётюёккэ сказала:

    - Скоро придут твои родители. Я пойду, не рассказывай родителям обо мне. Если расскажешь, я больше не приду.

    Варя обещала молчать.

    С тех пор девочка приходила каждый день. Варя очень радовалась, что у нее появилась подруга, и с нетерпением ее ждала. Она не сводила глаз с камелька. Когда она видела, что ее родители одеваются, ее лицо так и сияло от радости.

    Каждый вечер родители расспрашивали ее о делах. Но дочь ничего не рассказывала, чтобы не спугнуть девочку–сётюёккэ. Но ее родители услышали рассказы о сётюёккэ, которые играют с детьми, оставшимися дома без присмотра родителей. С тех пор они больше не оставляли Варю дома одну.

    Варя повзрослела, вышла замуж и родила детей. Но умерла она молодой, в 38 лет, от тяжелой болезни.

    Говорят, если в доме умерло много младенцев, то появляется дух ребенка. В старые времена семья приглашала шамана, чтобы изгнать его. Так ребенок-сётуёккэ может появиться в старом заброшенном доме. Поэтому нельзя брать никаких вещей из такого дома, т.к. злой дух может увязаться за человеком вместе с вещью.

    (Потапов П.К.)



    Чолосун.

    В Арылахском наслеге, в поселке Сартан, жил Кылаастыыр Николай. У него было 3 сыновей: Хачыгыр Иннокентий, Ырыа Михаил и Чолосун Николай.

    Хачыгыр Иннокентий – очень работящий. Ырыа Михаил был великолепным певцом и тойуксутом. Чолосун Николай - отличный бегун и охотник.

    Чолосун вырос крупным и высоким мужчиной. Свою жену он привез из Момы. У них родилось девять детей: 5 сыновей и 4 дочери. Они жили не бедно и не богато. Чолосун объездил всю Якутию. Он обычно охотился со своими сыновьями на собственной охотничьей территории, называвшейся Кыалаах.

    Чолосун мог без устали охотиться на диких оленей 3 суток. Во время Великой Отечественной войны он раздавал добычу жителям поселка. Также он спас от голода жителей п. Столбы.

    В 30-х годах Чолосун провожал купца до Абыя. Там он остановился у другого купца, родом из Верхоянья. Хозяин дома был очень рад своему земляку и предложил ему:

    - Ты слывешь отличным бегуном. Давай устроим соревнование между тобой и лучшими абыйскими бегунами.

    Купец уговаривал его 3 дня, и Чолосун согласился. Соревнование началось около большого широкого озера. Он оставил абыйских бегунов далеко позади и победил.

    Чолосун мог предвидеть будущее. Будучи тяжелобольным, он убил лося и сказал:

    - Это последний подарок Байаная.

    Его жена Евдокия - высокая и красивая женщина - тоже обладала даром ясновидения. Например, она говорила:

    - Сынок Колюшка скачет на коне под горой и будет дома через два дня. Или:

    - Дети, наш отец удачно поохотился.

    Она бегала не хуже своего мужа. Перед войной во время сенокоса крупный лось прошел мимо их дома. В тот момент все ружья остались дома.

    Чолосун попросил сына Костю принести ружье.

    - Пока Костя придет, лось убежит, - сказала его жена.

    Она перепрыгнула изгородь и принесла ружье.

    Другой их сын - Христофор - бегал так же быстро, как и его родители. В 1946 г. он стал чемпионом республики, а в Москве занял седьмое место на Всесоюзном соревновании.

    (Юмшанов И.Н. (сын Чолосуна) и Томский А.П.)

      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Фольклор Верхоянья. Избранное г. Якутск Перевод с якутского