• Факт. объём статьи

  • Скачать 107.81 Kb.


    Дата21.06.2017
    Размер107.81 Kb.

    Скачать 107.81 Kb.

    Форма сдачи статей научными редакциями



    Редакция

    Плановый объём статьи

    Редактор

    Автор

    Рецензент

    ИЗО



    10 000

    Назарова О.А.


    А.В. Пожидаева



    нп


    Смежное чтение

    Курирование компл. статей

    Иллюстрации

    Карты

    Шеф-редактор

    нп





    5 И

    нп



    Выпускающий редактор

    Транскрипция

    Библиография

    Словник

    Группа сопоставления






    ЛКР

    Ответственный редактор

    НРС

    ИКО

    Корректорская






    Факт. объём статьи

    14000

    14782

    2040







    РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, худож. стиль в иск-ве и архитектуре стран Зап. и частично Центр. Европы с 10 до 12 или нач. 13 вв. Р.с. — первый интернац. стиль средневековья, объединивший все виды пространств. искусств на базе нового типа храма — сводчатой базилики с разл. формами её декора. Сам термин (франц. style Roman, art Roman, англ. Romanesque) начал использоваться с 1-й четв. 19 в. и означал «связанный с Римом». Историч. предпосылками возникновения Р.с. стали ряд церковных реформ 10–11 вв., укрепление самостоятельности монастырей, усложнение богослужения. Ок. 1000 происходит усиление эсхатологич. настроений, сопровождающееся культом реликвий и практикой паломничеств. Всё это привело к резкому подъёму строительства в 11 в.

    В развитии архитектуры выделяют т. н. первый Р.с. (ок. 950 – 980-е гг. — 1050-е – 1080-е гг.), затем зрелый Р. с. — до вытеснения его готикой (ок. 1140 – ок. 1230-х гг.) в разных странах. Для зодчества «style Roman» подразумевал возвращение др.-рим. типов сводов (цилиндрич. и крестовых), использование которых стало ключевым для его формирования; усложнение вост. окончания базилики за счёт крипты и деамбулатория с венцом капелл, формирование обширного, часто 3-нефного нартекса-«галилеи», использование нового типа опоры — обставленного пилястрами или полуколоннами столба (pilier cantonné), формирование новой структуры стены центр. нефа (см. трифорий). В Центр. Франции возводятся монастырские церкви Клюни-2 (963–981) и Сен-Бенуа-сюр-Луар (1027–1108), Сен-Филибер в Турнюсе (1066–1120), Сен-Бенинь в Дижоне (990–1002, перестроена, с 3-ярусной вост. частью, копирующей ротонду Храма Гроба Господня), в Нормандии — церковь аббатства Жюмьеж (1040–67) с оттоновским многобашенным планом, эмпорами-галереями над боковыми нефами. Ведущая роль в развитии Р.с. принадлежала мастерам из Ломбардии (церкви Сант-Аббондио в Комо, 1050–95; Сан-Пьетро в Альяте, нач. 11 в., и в Чивате, сер. 11 в., и др.). Для сев.-итал. построек характерны архаичный (иногда с 2-сторонней ориентацией) план, использование т.н. «ломбардского декора». На Пиренейском п-ве возводятся небольшие по размеру, часто полностью сводчатые церкви (Сан-Педро де Рода, освящена 1022; Сан-Мартен-де-Канигу, освящена в 1026; Сан-Висенте-де-Кардона, 1029–40).



    Зрелый Р.с. характеризуется распространением типа базилики, полностью перекрытой сводами, часто многобашенной и с развитым вост. концом, как правило, украшенной скульптурой. Во Франции существовало неск. региональных школ и групп памятников, преим. монастырских церквей с клуатрами с юж. стороны. Для паломнических базилик на гл. путях паломников в Компостелу — Сен-Мартен в Туре (2-я пол. 11 в., перестраивалась), Сен-Сернен в Тулузе (освящена в 1096), Сент-Фуа в Конке (1041–1065, достраивалась до нач.13 в), Сантьяго-де-Компостела (1075–1188, освящёна в 1211, зодчие Бернар Старший из Клюни, Р. Гальперин и др., перестроена) — характерны деамбулаторий с венцом капелл, эмпоры (сводчатые галереи над боковыми нефами), 3-нефные трансепты, связывающие боковые нефы и деамбулаторий и создающие возможность обхода храма по периметру; центр. неф перекрыт продольным цилиндрич. сводом, боковые — крестовыми. В Бургундии расцветает клюнийская школа, постройки которой воспроизводят черты ц. Петра и Павла в Клюни (Клюни-3, ок. 1088–1130, сохр. частично) с 2-мя трансептами, деамбулаторием с венцом капелл, нартексом-галилеей, 3-ярусным трифорием, цилиндрич. сводом в центр нефе (собор Сен-Лазар в Отёне, ок. 1120–46; церкви Сент-Мадлен в Везлé, 1096–1160, Нотр-Дам в Ла-Шарите-сюр-Луар, 1059 – сер. 12 в., Сакре-Кёр в Парэ-лё-Мониаль, сер.12 в). Нормандские постройки — базилики с 2-башенными и 3-портальными фасадами, без развитого обхода, с «ложными» нервюрными сводами — предвосхищают мн. черты готич. стиля (церкви Сент-Этьен, 1066–77, своды 1130-е гг., и Сент-Трините, 1062–66, своды 1130-е гг.; обе в Кане). В Пуату строятся зальные базилики с узкими боковыми нефами одной высоты с центральным, перекрытые цилиндрич. сводами (ц. Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье, 1130–45; ц. Сен-Пьер в Шовиньи (2-я треть 11 – нач. 13 вв). Под влиянием впечатлений от крестовых походов в Аквитании распространяется тип купольной базилики, как правило, однонефной, где каждая травея перекрыта куполом на парусах без барабана, с фасадами, украшенными аркадами: церкви аббатства Фонтевро (1101–19), Сен-Пьер в Ангулеме (1105–23 или 1128), Сент-Мари в Суйаке (ок. 1130). В ц. Сен-Фрон в Перигё (1120–79) использован план, восходящий к Святого Марка собору. В монастырях цистерцианского ордена церкви лишены скульптурного и живописного декора, имеют квадратные апсиды без обхода, продольные цилиндрич. своды в центр. нефе и полуцилиндрич. в боковых (в аббатствах Фонтене, 1127–50; Понтиньи, основано 1114; Сенанк, основано 1148). В Италии архит. школы более автономны. В Ломбардии и Эмилии-Романье преобладают 3-апсидные базилики с нартексом, с криптами под повышенной вост. частью («ломбардский высокий хор»), крестовыми сводами, куполами над средокрестием, эмпорами и отдельно стоящими кампанилами (церкви Сант-Амброджо в Милане, 1099–44; Сан-Микеле в Павии, 1117–55; соборы в Парме, 1117 – ок.1200, и Сан-Джиминьяно в Модене, 1099–1106). В Венеции возводится собор Св. Марка (1063–85) по образцу визант. ц. Св. Апостолов. В Риме перестраиваются или обновляются раннехристианские памятники, украшенные косматскими мозаиками; новые церкви возводятся по их образцам. В Тоскане также ощущаются визант. и раннехристианские влияния: возводятся 3-апсидные плоско перекрытые базилики с куполом над средокрестием и наружным декором в виде многоярусных аркад и мраморных инкрустаций (Соборный комплекс в Пизе, 1089 – нач. 13 в., архитекторы Бускетто и Райнальдо; в Лукке — церкви Сан-Мартино, 1063– нач.13 в., и Сан-Микеле, 1143 – 14 в.). Отд. явление в рамках тосканского Р.с. представляет инкрустационный стиль. После нормандского завоевания Англии и Юж. Италии складывается норманнский стиль.

    Романская архитектура в нем. землях во мн. продолжает традиции Каролингского возрождения и Оттоновского возрождения, но также связана с архит. практикой Сев. Италии. В Саксонии воспроизводятся оттоновские постройки с 2-сторонней ориентацией, чередованием опор, плоскими перекрытиями, вестверком (церкви Св. Годехарда в Хильдесхайме, 1133–72; Св. Святых Диониса и Серватия в Кведлинбурге, 1070–1129). В Швабии господствует «тип Хирсау», близкий монастырской архитектуре оттоновской империи: 3-апсидные базилики без крипт со стропильными перекрытиями, на колоннах с характерными блокообразными капителями, с галереей над зап. частью (церкви в Альпирсбахе, 1099–1125, Паулинцелла в Тюрингии, до 1160). Имп. соборы Рейнских земель [(Санкт-Мария-унд-Штефан в Шпайере (1027–61, своды до 1159, перестроен), Санкт-Мартин-унд-Штефан в Майнце (1081–1137), Санкт-Петер в Вормсе (1181–1234)] имеют 2-стороннюю ориентацию, чередование опор, эмпоры, световые башни над средокрестием и лестничные у рукавов трансепта, декор в виде наложенных аркад. В монастырской ц. Санта-Мария-Лаах (1093–1156), несмотря на 2-стороннюю ориентацию, сохраняется нартекс. Постройки Кёльна отличаются изяществом планировки: ц. Санта-Мария-ин-Капитоль (1045–65) с 3-лепестковым завершением вост. окончания; ц. Святых Апостолов (1106–1230). Под влиянием цистерцианского зодчества формируется «кирпичная романика» (церковь в Ерихове, основана в 1172). Под франц. влиянием формируется романская архитектура Испании (ц. Санта-Мария-де-Рипол, 1025–37), ц. Сан-Висенте в Авиле (1130–75).

    Самые ранние образцы монумент. скульптуры возникают в районе Пиренеев (капитель в крипте собора в Крюа, нач. 11 в., рельефы притолоки в церкви аббатства в Сен-Жени-де-Фонтен, ок. 1020, и в ц. Сент-Андре-де-Соред, 1020-е гг.), в Лангедоке, потом в Бургундии, Провансе. В Центр. Франции Р.с. в скульптуре сменяется готикой к 1150–60-м гг., на остальных территориях — после 1200-х гг. В эпоху Р.с. складывается система декора церковного здания, включающая в себя, в 1-ую очередь, украшенные рельефами порталы и сюжетные или орнамент. капители [опоры клуатров монастыря в Муассаке, августинского мон. в Тулузе, ц. Сен-Трофим в Арле (1180–е гг.), собора Сен-Лазар в Отёне и ц. Сент-Мадлен в Везле]. Гл. темы композиций тимпанов связаны с разл. аспектами Теофании: «Христос во славе» (в ц. Сен-Сернен в Тулузе, 1090, мастер Бернард Хильдуин, в ц. Сен-Пьер в Муассаке, ок. 1120, и Сен-Трофим в Арле, 1180–90), «Страшный суд» (в ц. Сент-Фуа в Конке, 1107–25; соборе Сен-Лазар в Отёне; ц. Сен-Пьер в Больё-сюр-Дордонь, ок.1135), «Вознесение» (в ц. Сен-Сернен в Тулузе, рубеж 11–12 вв.; в ц. Сент-Мадлен в Везле, 1140–50; ц. Сен-Пьер в Ангулеме, 1110–28) и «Пятидесятница» (портал нартекса ц. Сент-Мадлен в Везле, 1140–50). В Бургундии распространены также статуи на разделит. столпе порталов. Встречается также скульптурный декор всей плоскости фасада (Ангулем, Пуату). Принято считать, что рождение скульптуры Р.с. связано с монументализацией малых форм иск-ва (книжной миниатюры и резьбы по слоновой кости) и распространением в отд. регионах влияний античности и исламского Востока. Для зрелой скульптуры Р.с. характерны тяготение к плоскостности, зависимость композиции и пропорций фигур от занимаемого архит. поля (тимпана, капители и др.), иерархия масштабов, динамичность и экспрессивность образов одновременно с их схематизмом и условностью. Стилистически в скульптуре Центр. Франции больше экспрессии в ущерб правильности пропорций (в соборе Сен-Лазар в Отёне), на Юге — больше тяготения к античным образцам (фасад ц. Сен-Жиль-дю-Гар, 12 в).

    Скульптура в Италии отличается бóльшим разнообразием как местных школ, так и способов взаимодействия с архитектурой. На Севере с 1100-х гг. возникает тип декора в форме рельефов, восходящих к позднеантичным саркофагам, — на фасаде в виде фриза (собор Сан-Джеминияно в Модене, мастер Вилиджельмо, ок. 1099–1106) или панно (церкви Сан-Микеле-Маджоре в Павии, ок. 1125–30; Сан-Дзено-Маджоре в Вероне, мастера Никколо и Гульельмо, ок. 1120–35). Рельефами украшается также интерьер (алтарная преграда и кафедра собора в Модене, ок. 1160–70, мастер Ансельмо да Кампионе). Особняком стоит творчество Б. Антелами, учившегося во Франции и работавшего в Парме, который ввёл в обиход мотив фигуры в нише (на фасаде собора в Фиденце, 1170-е гг.). В Тоскане сохраняется преим. орнаментальный декор фасадов (инкрустации с зооморфными и др. мотивами, реже — рельефы и статуи на консолях, напор., фигура Св. Мартина на фасаде ц. Сан-Мартино в Лукке, 1200–30). Для Юж. Италии характерно особое внимание к убранству интерьера (кафедры в соборах Равелло, 1272; Салерно, 1180, 1195; епископский трон в соборе в Бари, 1087). Для всей Италии характерно восходящее к раннехристианской традиции использование дверей, украшенных бронзовыми рельефами [ц. Сан-Дзено в Вероне (1118), соборы Пизы (1180, мастер Бонаннус), Трани, Канозы, Монреале (кон. 12 в.; все мастер Баризано да Трани)].

    В Германии скульптура существует гл. обр. в интерьере храма. Её типология и стиль восходят к каролингскому и оттоновскому периодам. Здесь распространены кованые бронзовые двери (собора в Аугсбурге, 2-я четв. 11 в.; Магдебургские врата в Софийском соборе в Новгороде, 1152–54), дерев. распятия над алтарями (из Брауншвейга ок. 1160) и статуи Богоматери, каменные надгробные плиты. В Испании тимпанные композиции наряду с отд. фигурами, украшающими плоскость фасада, близки франц. школам Лангедока и Аквитании (портал Пуэрта-де-лас-Платериас собора Сантьяго-де-Компостела, 1103–1117; Порта дель Кордеро собора в Леоне, нач. 13 в.).

    Романская живопись, начавшись с сер. 11 в., продолжается до ок. 1200. Она представлена настенными фресками, мозаикой, миниатюрой книжной (последняя превалирует по количеству сохранившихся памятников). Живопись Италии теснее всего связана с раннехристианским и античным наследием: мозаики в апсидах церквей (Санта-Мария-ин-Трастевере, 1140–43, и Сан-Клементе, до 1128 — обе в Риме), ансамбли мозаик в соборах в Чефалу (1148–89) и Монреале кон. 12 – сер. 13 вв.) на Сицилии, соборе Св. Марка в Венеции (2-я пол. 12–13 вв.), в Палатинской капелле в Палермо (1154–66) и др. Стенная живопись развита как на Севере (в ц. Сан-Пьетро-аль-Монте в Чивате, ок. 1098), так и на Юге (ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи, посл. четв. 11 в.), и также связана с раннехристианской и визант. традицией. Живопись Сев. Европы и Англии представлена т. н. «синефонной» стенописью (капелла в Берзе-ла-Виль, Франция, до 1122), связанной с визант. живописью, и «белофонной» живописью, восходящей к собств. англ. традициям («Ковёр из Байё», ок. 1080, Музей королевы Матильды, Байё; ц. Сен-Пьер в Сен-Савен-сюр-Гартамп, рубеж 11–12 вв.). В Германии наряду со стенописью появляются расписные дерев. потолки (в ц. Св. Михаила в Хильдесхайме, посл. четв. 12 в). В Испании ещё в период первого Р.с. стиля формируется особый «мосарабский» стиль, отразившийся позже в монумент. живописи (в ц. Сан-Клементе-де-Тауль, 1123, Музей каталонского иск-ва, Барселона).

    В декоративно-прикладном искусстве Р.с. превалируют предметы церковной утвари (облицованные золотом и украшенные кабошонами и эмалью реликварии и др.), переносные алтари, книжные оклады и др.

    Лит.: Male E. L’art religieux du XII siècle en France. P., 1925; Brehier L. Le style roman. P., 1941; Grabar A., Nordenfalk C. La peinture romane du XI au XIII siecles. Genève, 1958; Аubert M. L’art roman en France. P., 1961; Dodwell C. R. Painting in Europe 800–1200. Baltimore, 1971; Kubach H. E. Romanesque architecture. N.Y., 1975; Conant K.J. Carolingian and Romanesque architecture 800 to 1200. Harmondsworth, 1978; Hearn M. F. The revival of monumental stone sculpture in the Eleventh and Twelfth centuries. Oxf., 1981; Сahn W. Romanesque Bible illumination. Münch., 1982; Barral i Altet X., Avril F., Gaborit Chopin D. Le monde Roman. Les Royaumes d'Occident; Le Temps des Croisades. P., 1983. Vol. 1–2; Poeschke J., Hirmer A. Die Skulptur des Mittelalters in Italien. Münch., 1998; Романское искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись. М., 2001.



    А. В.Пожидаева.




    Имя файла




    Общее число стр.

    Номер данной стр.

    Дата создания документа








    - -

    25.02.2016 15:20:00

    Текущая дата

    Дата последней печати

    Дата посл. сохранения

    Кто посл. раз сохранял

    Имя автора документа

    21.6.2017

    30.9.2014 12:42:00 PM

    25.2.2016 03:20:00 PM

    anna







    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Форма сдачи статей научными редакциями

    Скачать 107.81 Kb.