Скачать 41.26 Kb.


Дата25.05.2017
Размер41.26 Kb.

Скачать 41.26 Kb.

Формирование и развитие экономической культуры как основная стратегия развития образования



ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Авдей Ольга Васильевна,

Государственный институт управления и социальных технологий БГУ,



rabotaeconomy@yandex.ru
Понимание процесса образования как социально-экономической технологии, определяющей, как форму экономической организации общества, так и, соответственно, экономический потенциал страны во многом обусловливает приоритеты образовательных технологий. Особенности процесса формирования ценностно-ориентированного знания обусловлены пониманием того, что образование является достаточно специфической сферой взаимодействия интересов индивида и интересов общества. Постиндустриальное общество как общество знаний определяет направления развития образования, а именно, необходимость формирования знаний, умений и навыков, способных изменять, как субъекта образования, так и окружающую социально-экономическую среду. Не менее важным направлением развития образования представляется формирование компетенций, позволяющих эффективно адаптироваться к постоянно меняющейся среде и быть успешным внутри ее.

Экономические процессы происходят в реальной исторической среде. Как совокупность экономических ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих, роль социальной памяти экономического развития, экономическая культура является одним из важнейших факторов экономического роста. Взаимодействуя с менталитетом нации, экономическая культура формирует экономическое мышление индивидов, в результате чего определяется программа индивидуального экономического поведения и происходит собственно экономическое действие. Формируя экономические ценности и нормы, необходимые для развития экономики, экономическая культура накапливает эталоны соответствующего экономического поведения, транслирует из прошлого в современность ценности и нормы, лежащие в основе труда, потребления, распределительных и других экономических отношений. Важным параметром экономической культуры является то, насколько люди допускают в своей жизни наличие неопределенности или же оказывают предпочтение структурированным ситуациям в противоположность неструктурированным.

Формирование экономической культуры начинается с процесса развития личности, что во многом определяется успешностью процесса социализации, понимаемого как совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний и норм, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Система непрерывного образования или реализация принципа «образование в течение всей жизни» может рассматриваться как одно из факторных условий формирования как экономической культуры, так и, соответственно процесса экономической социализации.

Очевидно, что в настоящее время и, особенно в перспективе высшему образованию принадлежит ведущее место в системе профессионального образования. Рост потребности населения в высшем образовании – позитивный процесс, он способствует развитию человеческого потенциала страны, ускорению адаптации населения к новым условиям общественного прогресса, его мобильности, готовности к труду в условиях информатизации общества и внедрения новых наукоёмких технологий.

В инновационной экономике конкурентные преимущества все больше определяются техническими инновациями и конкурентным применением знаний. Особое значение во всех инновационных программах имеет стратегия развития образования. Понятие инновационная культура в наибольшей степени характеризует необходимость массовой вовлеченности работников, независимо от их профессионально-социального статуса, в инновационные процессы. Повышение конкурентоспособности национального образования, как внутренней (отвечающей потребностям национального рынка труда), так и внешней, необходимо для дальнейшего устойчивого развития инновационной системы. Основными составляющими экономико-культурной компетентности индивида в инновационном обществе являются психологическая мобильность и коммуникабельность индивида, его экономическая и социальная адаптивность, и культурная толерантность.

Очевидно, что в бизнесе не существует однозначно правильных решений, что предполагает многовариантность решения возникающих проблем. Экономическая культура реализуется не в знании, а в поведении, что обусловливает необходимость научить студента «технологии» экономического поведения, умению применить общую норму к конкретной практической ситуации, вычислить наиболее рациональную модель поступка.

Современные технологии профессионального обучения должны быть направлены на формирование и развитие творческого мышления, то есть на формирование навыков получения нужного нового знания. Синергетическая парадигма мышления в образовании, позволяет активно внедрять синергетические методы образования. Основным элементом образовательной системы, позволяющим студентам адаптироваться к требованиям изменяющейся социально-экономической среды, является непрерывное образование. Используемые информационные и коммуникационные технологии являются существенным параметром формирования условий для непрерывного образования, для формирования навыков самообразования посредством комплексных образовательных программ, увеличивающих доступ к образовательным ресурсам.

Формирование нелинейного, творческого мышления предполагает развитие потребности в самообразовании, использование интерактивного обучения, посредством открытого диалога, прямой и обратной связи.

Сформированные у студентов познавательные умения должны перейти в навыки, что предполагает использование технологий адаптивного обучения. Синергетический подход в образовании достигается и посредством пробуждающего обучения. Использование методов пробуждающего обучения позволяет развивать творческое, инновационное мышление.



Повышение эффективности инновационных процессов в сфере бизнес -образования посредством оптимизации экономического управления данными процессами предполагает, прежде всего, повышение инновационной готовности работников сферы профессионального образования, реализацию проблемно-ориентированного подхода к управлению инновациями, комплексное ресурсное обеспечение инноваций в образовании.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Формирование и развитие экономической культуры как основная стратегия развития образования

Скачать 41.26 Kb.