• Ключевые слова

  • Скачать 108.07 Kb.


    Дата03.11.2018
    Размер108.07 Kb.

    Скачать 108.07 Kb.

    Формирование культуры безопасности труда в машиностроительной отрасли



    УДК 331.446.4
    ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
    Н.О. Ковальковская, В. С. Сердюк

    Омский государственный технический университет,

    г. Омск, Россия
    Аннотация В работе проанализирована статистика производственного травматизма в организации машиностроительной отрасли. Рассмотрена модель культуры безопасности труда, в которой используются факторы для представления различных компонентов данной модели. Эти факторы определяют закономерности, сформированные для оценивания эффективности программы работы культуры безопасности в сфере управления рисками на производстве, снижения количества несчастных случаев и состояния охраны труда. В центре модели находится человеческая личность, наиболее критический и гибкий компонент. Предложены рекомендации по повышению эффективности системы управления охраной труда с помощью внедрения программы культуры безопасности труда.

    Ключевые слова: модель культуры безопасности труда, «корпоративные традиции, корпоративные правила - традиции и правила "внутреннего распорядка" - профессиональная пригодность – психологические особенности – человеческий фактор»
    Введение. Безопасность работы предприятия напрямую зависит от надежности техники и персонала. Одним из определяющих параметров надежности персонала является безошибочность действий человека, это отражает наличие культуры безопасности.

    Рассматриваемая в данной статье организация расположена в городе Омске и относится к обрабатывающему производству машиностроительной отрасли. Основным видом деятельности исследуемой организации является разработка производства и сбыт перспективных образцов инженерной техники, а так же промышленных образцов техники специального назначения.

    Постановка задачи. В период с 2011 по 2015 года с работниками организации произошло 22 несчастных случая. Анализируя данные рисунка 1 можно отметить, что наиболее частыми видами травм являются: падение заготовок (2), попадание под движущиеся части механизмов (8), нарушение технологического процесса (3), переломы и ушибы, термические ожоги, травмы головы и глаз (6).


    Рис. 1. Виды травм в машиностроительной организации.

    На рисунке 2 представлены наиболее распространенные причины, приводящие к несчастным случаям: несоблюдение требований охраны труда (48 %), нарушение правил "внутреннего распорядка" (9 %), ухудшение самочувствия работника (21 %).

    Рис. 2. Причины травм в машиностроительной организации


    Таким образом, анализ причин и последствий серьезных несчастных случаев, связанных с воздействием на человека механических и электрических опасностей; опасностей, от воздействия химических факторов, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия; опасностей, связанных с виброакустическими факторами, организационными недостатками [1], привел к всестороннему пересмотру подходов к безопасности и признанию того, что культура безопасности работника является важнейшим звеном в обеспечении безопасности в машиностроительной отрасли.

    Теория. Для формирования культуры безопасности, которая включает в себя ценности, представления и принципы, как основы в управлении системной безопасности труда, а также систему практических процедур и поведенческих реакций, которые воплощают и усиливают эти основные принципы, необходимо выявить и изучить основные факторы, влияющие на нее [2].

    Эти факторы определяют закономерности, сформированные для оценивания эффективности программы работы культуры безопасности в сфере управления рисками


    на производстве, снижения количества несчастных случаев и состояния охраны труда.

    Культуру безопасности труда нельзя приравнивать ни к конкретным структурам обеспечения охраны труда (отдел охраны труда, объединенный комитет охраны труда и здоровья и т.п.), ни к существующим программам безопасности. Работники создают и используют некую систему восприятия, которая помогает придать ясность тому, что, по


    их мнению, ждет от них организация и впоследствии действовать соответствующим образом.

    Ввиду многогранности культуры безопасности труда, для оценивания ее эффективности, следует рассматривать факторы, влияющие на культуру, в виде модели культуры безопасности труда.

    Модель культуры безопасности труда должна отражать причины, по которым индивидуальные особенности людей вызывают нарушение работоспособности сложных, взаимодействующих и хорошо защищенных систем, в результате чего происходит несчастный случай [3-4].

    Результаты экспериментов. Для организации наиболее эффективного трудового процесса, авторами разработана модель взаимодействия факторов «корпоративные традиции, корпоративные правила - традиции и правила "внутреннего распорядка" - профессиональная пригодность – психологические особенности – человеческий фактор», применение которой рекомендовано для повышения культуры безопасности труда работников в машиностроительной отрасли.

    Обсуждение результатов. Модель культуры безопасности труда, с учетом влияния человеческого фактора, включает 4 принципа:

    1) Корпоративные традиции, корпоративные правила. Реализация готовности персонала не нарушать нормы и правила, установленные организацией в любых, в т. ч. экстремальных условиях, должна включать:



    а) психолого-физиологическую оценку работника;

    б) санитарно-гигиеническую и эргономическую оценку среды;

    в) тренинг в модельных экстремальных ситуациях;

    2) традиции и правила "внутреннего распорядка". Поведение на рабочем месте, пока их никто не видит из работников и вышестоящего руководства;

    3) профессиональная пригодность. Профессиональная пригодность к различным видам работ базируется, как известно, на определенном уровне развития профессионально значимых качеств и компетенций;

    3) психологические особенности. Проведенный анализ ряда отечественных и зарубежных работ [5-8], показывает, что психофизиологические качества человека в процессе трудовой деятельности и в условиях неопределенности не остаются стабильными, а подвержены изменениям, связанным с рядом факторов, таких как естественные возрастные изменения, возникновение экстраординарной ситуации в производственной обстановке, непредвиденная смена режимов труда и низкая эффективность отдыха.



    4) человеческий фактор. В условиях автоматизированного производства значение человеческого фактора особенно велико. Успешность функционирования любых человеко-машинных систем зависит от надежности и эффективности деятельности людей [3].

    Выводы и заключения. Таким образом, результаты взаимодействия элементов модели культуры безопасности труда зависят от совокупности их взаимодействия, каждый фактор определяет качества работника, необходимые для эффективности функционирования всей программы работы культуры безопасности и повышения безопасности труда. Разработанная модель дает возможность комплексно рассматривать культуру безопасности как институт, оказывающий ключевое формирующее воздействие на систему организационных ценностей работника в области безопасности труда. По статистике более 65 % несчастных случаев происходит по вине самого работника. Это говорит о том, что на уровне восприятия происходит диссонанс между реальной ситуацией и ее отражением в сознании человека.

    Понимание причин возникновения несчастных случаев и применение эффективной программы культуры безопасности труда позволит снизить травматизм на многих предприятиях. Заявляемая модель позволяет сформировать комплексное представление о культуре безопасности, которое будет иметь как теоретическое, так и прикладное значение в сфере обеспечения безопасности труда работников в машиностроительной отрасли.


    Библиографический список:
    1. . Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н
    "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда"
    (Зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2016 N 44037) [Электронный ресурс] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205968/

    2. Котик, М. А. Психология и безопасность [Текст] / М.А. Котик – Таллин, Валгус , 1989. – 448 с.

    3. Человеческий фактор // Изучение роли человеческого фактора при авиационных происшествиях и инцидентах (Циркуляр ИКАО). – 1993. – Вып. № 7. – 76 с.

    4. Доброленский Ю.П., Завалова Н.Д., Пономаренко В.А., Туваев В.А. Методы инженерно-психологических исследований в авиации. – М.: Машиностроение, 1975. – 280 с.

    5. Емельянов А.М., Котик М.А. Ошибки человека-оператора. – М.: Знание, 1988. – 64 с.

    6. Котик, М.А. Психология и безопасность / М.А. Котик. – Таллин: Валгус,1979. – 408 с.



    7. Сердюк, В.С., Стишенко, Л.Г. Психология безопасности труда / В.С. Сердюк, Л.Г. Стишенко // Учебное пособие. – ОмГТУ, 2000. – 93 с.

    8. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров // Учебное пособие для вузов. – М.. ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Формирование культуры безопасности труда в машиностроительной отрасли

    Скачать 108.07 Kb.