• Направление деятельности
  • Предметом деятельности школьного музея является
  • Экскурсионная деятельность.
  • Образовательная деятельность.
  • Формы работы в школьном музее
  • Содержание курса по истории России конструируется на следующих принципах
  • Метапредметные результаты изучения истории России на базе школьного музея включают в себя
  • новых компетенций
  • презентационные (
  • Литература: Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений.
  • Методические рекомендации
  • Музеи образовательных учреждений как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании молодежи.
  • О деятельности музеев образовательных учреждений

  • Скачать 168.97 Kb.


    Дата29.01.2019
    Размер168.97 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 168.97 Kb.

    Формирование культурно-исторических ландшафтов бассейна нижней оки и их взаимодействие с основ-ными природными компонентами те



    ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ИСТОРИИ РОССИИ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
    А.А. Шильнов
    МБОУ СОШ №2 им. С.И. Руденко п. Монино Щёлковского муниципального района Московской области

    Школьный музей - одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у школьников научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности.

    Любовь к родным местам, энтузиазм, желание создать музей – всё это должно быть дополнено конкретными знаниями об организации поисково-собирательской работы, учёте и хранении фондов, формах и методах общения с аудиторией.



    Школьный музей, являясь открытой системой, предполагает создание системы взаимодействия с активом, поиски способов его расширения, вовлечение детей и взрослых в жизнь музея и это – главное условие функционирования школьного музея.

    Целью создания и деятельности нашего школьного музея является содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей.

    Направление деятельности нашего музея – пропаганда боевых и трудовых традиций многонационального народа России на примере истории 98 отдельного Гвардейского Авиационного Вислинского Краснознамённого ордена Кутузова полка дальних разведчиков резерва главного командования Красной армии, созданного в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, которым командовал будущий маршал авиации Сергей Игнатьевич Руденко. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем Родины, воспитывать патриотизм и чувство уважения к её истории.

    Задачи школьного музея

    Музей призван:

    - формировать у учащихся гражданско-патриотические качества;

    - формировать личностное, эмоционально окрашенное отношение к историческим фактам, воспитать любовь и уважение к прошлому своей страны;

    - расширять исторический кругозор;

    - сохранять и поддерживать традиции образовательного учреждения, формирующие особый «дух» школьного сообщества;

    - служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения;

    - воспитывать познавательные интересы и способности;

    - способствовать овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;

    - способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;

    - способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности.

    Российская программа «Школьный музей» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает осуществление следующих социально-культурных функций:

    - жизнеспособность школьного музея целиком зависит от слаженной творческой работы педагога-руководителя и учащихся. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности.

    - овладение основами музейного дела оказывает определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся.

    - совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами музееведения.

    -организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра.

    - организация участия обучающихся в районных, городских и региональных программах музейными средствами.

    Предметом деятельности школьного музея является:

    Проведение поисковой, экспозиционно-выставочной, экскурсионной, методической работы, сохранение культурного наследия;

    Собирательская деятельность, комплектование музейных фондов, их хранение;

    Музейное обслуживание посетителей (проведение экскурсий).



    Экскурсионная деятельность. Экскурсия – это форма культурно-образовательной деятельности музея. Все экскурсии готовятся самими учащимися на основе материалов, имеющихся в школьном музее, либо собранных в ходе поисково-исследовательской деятельности.

    На материале одной и той же экспозиции могут применяться сценарии работы с детьми разных возрастов и уровней развития (критерий доступности) или каждая экскурсия (ученический проект) адаптируется для определенной возрастной группы посетителей.

    В нашем музее работают несколько групп экскурсоводов, состоящих из учащихся 5-9 классов.

    Образовательная деятельность. Основной функцией музея является – образовательная. Для её реализации применяются интерактивные формы.

    Принцип интерактивности (знание через руки) предполагает приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.

    Основой музейно-педагогической деятельности является диалог (между памятником и посетителем, музейным сотрудником и аудиторией и т.д.). Это касается не только социальных контактов со значимыми для ребёнка людьми. Посетители музея из пассивных зрителей становятся активными участниками происходящего, получая возможность пропустить через «линии внутреннего переживания», всё, что предлагает им музей.

    ИКТ: обработка материалов, создание экспозиций, ведение архива, планируется создание сайта школьного музея.

    Формы работы в школьном музее:

    - исследование;

    - уроки в музее;

    - встречи, читательские конференции;

    - экскурсии;

    - самостоятельное изучение.

    Наряду с внеурочными формами работы, реализующими содержание примерной программы по истории России, на базе школьного музея проводятся и обычные тематические уроки по истории России и краеведению.

    Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС здесь также являются следующие учебно-методические подходы:



    - деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

    - компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по истории России формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

    - дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

    - личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;

    - проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.

    Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.



    Содержание курса по истории России конструируется на следующих принципах:

    - принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

    - принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

    - принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

    - принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

    Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с всеобщей историей) и межпредметных связей (обществознание, МХК).

    Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

    В преподавании используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, проблемные, практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа и т.п.

    Метапредметные результаты изучения истории России на базе школьного музея включают в себя:

    - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

    - готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

    - умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

    - способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приёмы.

    Теперь немного остановимся на педагогическом опыте работы по проведению уроков истории России и внеклассных мероприятий на базе школьного музея Боевой Славы имени маршала авиации С.И. Руденко МБОУ СОШ №2 п. Монино Щёлковского муниципального района Московской области.

    Школьный музей Боевой Славы имени маршала авиации С.И. Руденко МБОУ СОШ №2 п. Монино Щёлковского муниципального района Московской области является одной из форм дополнительного образования.

    Наш школьный музей расположен в замечательном городке военных лётчиков Монино с яркой и интересной историей на Щёлковской земле Подмосковья в стенах одноимённой средней общеобразовательной школы. Экспозиция музея посвящена истории 98 отдельного Гвардейского Авиационного Вислинского Краснознамённого ордена Кутузова полка дальних разведчиков резерва главного командования Красной армии, созданного в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, которым командовал будущий маршал авиации Сергей Игнатьевич Руденко. В музейных фондах можно подробно ознакомиться с биографией нашего земляка и вехами боевого пути легендарного лётчика.

    История музея начинается в 1984 году, когда он был официально создан и открыт при активной поддержке местных ветеранских организаций, руководства Военно-Воздушной Академии имени Ю.А. Гагарина и подвижников из числа учителей и воспитателей школы. Экспозиция музея посвящена боевым действиям 4-го гвардейского отдельного разведывательного полка Ставки Верховного Главнокомандующего, который в годы Великой Отечественной войны обеспечивал разведывательными данными нашу армию на главных направлениях. Краткий анализ боевого пути знаменитого полка будет рассмотрен несколько позже, а пока необходимо остановиться на общей характеристике экспозиции и фондов музея.

    Наш музей сравнительно небольшой по размерам. Экспозиция музея представлена 22 экспонатами на основе подлинных документов, 465 фотографиями (почти все оригинальные), 170 книгами, 1 боевым знаменем полка и многочисленными подарками (грамоты, благодарности, памятные награды, сувениры, военная амуниция и т.д.). Разделы экспозиции показаны на 18 демонстрационных стендах, размещённых на стенах музейного зала. Основная тематика их следующая:



    • Начало формирования полка на базе аэродрома Монино.

    • Участие полка в обороне Москвы.

    • Участие полка в обороне Сталинграда.

    • Участие полка в битве на Курской дуге.

    • Освободительная миссия Красной Армии в Европе.

    • Боевые действия в составе 2 Воздушной Армии.

    • Участие полка в боевых действиях при штурме Берлина.

    • Освобождение Праги.

    • Боевой путь полка.

    • Герои Советского Союза.

    Школьный музей награждался грамотой советского комитета ветеранов войны за активное участие в работе по военно-патриотическому воспитанию молодёжи в декабре 1992 года, имеет благодарности от советского комитета ветеранов войны от 1995, 2005 и 2007 гг. Также по истории музея оформлен материал и отправлен по запросу в Совет ветеранов войны г. Москвы.

    Наш музей имеет сравнительно неплохую посещаемость. В период с 2005 по 2013 годы ежегодно организуется от 15 до 20 экскурсий, где принимают участие от 300 до 400 гостей, из них около половины обучающиеся монинских школ и гости из Щёлково, Ногинска, Москвы и Лосино-Петровского.

    Ниже приведено примерное тематическое планирование учебных и военно-патриотических мероприятий на базе школьного Музея Боевой Славы на 2014-2015 учебный год:

    1. Сентябрь 2014 г. «Российская авиация и лётчики-асы в годы Первой Мировой войны» (цикл лекций для обучающихся 7 -11 классов на базе школьного музея, посвящённых 100-летию начала Первой Мировой войны).

    2. Октябрь 2014 г. «История создания аэродрома, военного гарнизона Монино и Военно-Воздушной Академии им. Ю.А. Гагарина» (цикл лекций для обучающихся 7 -11 классов на базе школьного музея).

    3. Ноябрь 2014 г. «Формирование и история развития Музея Боевой Славы 2-ой средней общеобразовательной школы имени маршала авиации Руденко С.И.» (школьная конференция для обучающихся 5-11 классов, приуроченная 30-летию создания музея, посвящённого боевым действиям 4-го гвардейского отдельного разведывательного полка Ставки Верховного Главнокомандующего).

    4. Декабрь 2014 г. Встреча с Ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн, Ветеранами Труда и школьными учителями обучающихся 1-11 классов на базе школьного музея (цикл мероприятий, посвящённых 65-летию создания Монинской средней общеобразовательной школы №2 им. С.И. Руденко). Конкурс школьных рисунков и фотографий, посвящённых Юбилею школы.

    5. Январь – май 2015 г. Тематические классные часы и школьные семинары, посвящённые 70-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) и окончанию советско-японской войны для обучающихся 1-11 классов на базе школьного музея. Конкурсы рисунков, фотографий, стенгазет и фоторепортажей; встреча с Ветеранами ВОВ, посвящённые Дню Победы.

    6. Май 2015 г. Вахта Памяти и школьная акция «Поклонимся великим тем годам» (проводится на базе школьного музея, музее ВВС и в школьных аудиториях).

    Примерно по такой же схеме будут планироваться школьные мероприятия на базе нашего музея и в последующие годы.

    Коротко остановимся на формах организации учебных занятий и мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодёжи на базе школьного Музея Боевой Славы.

    Регулярно организуются встречи, семинары, лекции и дискуссии в форме «круглого стола» с ветеранами полка посёлка Монино. Приезжают к нам и представители ветеранских организаций г. Москвы, Звёздного городка, посёлков Чкаловский и Бахчиванджи, входящих ныне в состав города Щёлково.

    Систематически в музее проводятся для обучающихся 6-11 классов открытые и тематические уроки по истории России и ОБЖ (подготовка к службе в Вооружённых Силах РФ), классные часы и общешкольные мероприятия, посвящённые праздникам Дню Защитника Отечества, 23 февраля, и Дню Победы, 9 мая, другим памятным историческим датам. В 2014 году уже были проведены мероприятия, приуроченные к 70-летию снятия блокады Ленинграда (январь 2014 г.) и 25-летию вывода советских войск из Афганистана, на подходе организация мероприятий, посвящённых 70-летию освобождения Белоруссии и 100-летию начала Первой Мировой войны (сентябрь 2014 г.).

    Также необходимо остановиться и на использовании краеведческого материала во время занятий в школьном музее. Учебные занятия по истории России в 6-11 классах средних общеобразовательных учреждениях нашей страны позволяют широко применять обширный краеведческий материал в качестве дополнения к основному содержанию учебного материала и во внеурочной деятельности обучающихся.

    Для школьников 6-8 классов оптимальными являются обычные уроки (изучение нового материала, проверки знаний и умений и т.д.), а для обучающихся 9-11 классов - уроки в форме лекционно-семинарских занятий. Календарно-тематическое планирование при изучении отечественной истории в каждом классе отводит всего лишь 2-3 часа на изучение родного края, обычно в конце учебного года. Конечно, этого явно недостаточно. Выходом из данной ситуации, на мой взгляд, является ознакомление школьников с краеведческой информацией в течение года на внеурочных формах учебных занятий. Многолетняя педагогическая практика показала очень высокую эффективность следующих форм учебно-методической деятельности вне рамок традиционных школьных уроков:

    1. Тематические классные часы, особенно посвящённые памятным и юбилейным событиям родного края;

    2. Тематические школьные мероприятия на базе школьных музеев (краеведческих, военно-патриотических, этнографических и т.д.);

    3. Тематические школьные экскурсии по культурно-историческим объектам и общественным мероприятиям родного края;

    4. Научно-практические школьные, муниципальные, региональные семинары и конференции с активным применением интерактивных и компьютерных ТСО (электронные презентации, интерактивные доски, фото- и видеорепортажи и т.д.), которые получили за последние 8-10 лет очень широкое распространение.

    Вернёмся к обычным школьным урокам истории России. Краеведческий материал должен включать для школьников 3 уровня по охвату территории:

    1. Региональный (областной, краевой, республиканский);

    2. Муниципальный (районный, окружной);

    3. Топологический (т. е. местный – родной населённый пункт: город, посёлок, село, деревня и т.д.).

    При разработке школьных уроков истории с использованием краеведческого материала в обязательном порядке должна быть краткая информация по истории образования своего региона (района, населённого пункта), топонимике (происхождении названий и их изменении во времени), наиболее примечательным культурным объектам и историческим личностям, особенностям заселения территории, этнографическом и религиозном составе населения, формировании структуры хозяйства (экономики).

    Хронологию ключевых исторических событий родного края целесообразно синхронизировать с тем историческим периодом России, который изучается в том или ином классе. Приведём конкретные примеры.

    В 6 классе изучается история России с древнейших времён до конца 16 века. Поэтому темы уроков можно предложить следующие (применительно к Московской области, Щёлковскому району и посёлку Монино, где располагается наше учебное заведение):

    1. Тема урока: «История заселения, этнографический состав и ключевые исторические события Подмосковья в период с 8 до конца 16 века».

    Основное содержание, основные умения и знания урока – история заселения Подмосковья балтийскими, финно-угорскими и славянскими племенами, ключевые исторические события на территории области в составе Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества и Российского государства (Московии), общая характеристика этнического и религиозного состава населения за данный период, старинные города и примечательные культурно-исторические объекты Подмосковья. Тип урока – объяснение нового материала.



    2. Тема урока: «Исторические события, культурные объекты и легендарные личности Щёлковской земли и посёлка Монино в период с 8 до конца 16 века».

    Основное содержание, основные умения и знания урока – ключевые исторические события и легендарные личности Щёлковской земли и посёлка Монино за данный период, общая характеристика основных памятников культуры и история важнейших поселений – Щёлково, Фряново, Лосино-Петровский, Монино. Тип урока – комбинированный, с демонстрацией обучающимся учебной презентации, фотографий и электронных карт.

    Примерно по такому же принципу будут проводится учебные занятия по отечественной истории с использованием краеведческого материала в 7-11 классах. В старших классах, на мой взгляд, необходимо сделать упор на лекционно-семинарскую форму обучения школьников, где обучающиеся могут проявить творческие и исследовательские навыки – написание и защита рефератов, работа с архивными документами, музейными и библиотечными фондами, создание электронных презентаций, фотоотчётов, видеороликов, написание репортёрских статей для школьных газет и т.д.

    Данные занятия могут проводиться как в виде обычных уроков в учебных кабинетах, так и на базе школьного историко-краеведческого музея. Наш школьный музей Боевой Славы имени маршала авиации С.И. Руденко как нельзя кстати идеально подходит для проведения учебных занятий по отечественной истории с использованием накопленного за многие годы обширного и богатого краеведческого материала по п. Монино и Щёлковскому району.

    Подводя итоги необходимо отметить, что активное использование краеведческого материала на уроках истории России и внеурочной деятельности, в т. ч. и на базе школьного музея, духовно обогащает школьников страны и помогает лучше узнать свою малую родину, понять взаимосвязь исторических событий своего родного дома и нашей большой Отчизны - России!

    Музейная деятельность способствует приобретению у обучающихся новых компетенций:

    исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками; умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль);

    менеджерские (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности);

    коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса);

    презентационные (навыки монологической речи; умение уверенно держаться во время выступления; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы и ряд других).




    Литература:

    1. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11).

    2. Методические рекомендации/ Составитель Е.С. Акишина, Сыктывкар, 2007.

    3. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя. /Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба. – М,: 1982.

    4. Музеи образовательных учреждений как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании молодежи. Методические рекомендации. М.: 2002.

    5. Музей и школа: Пособие для учителя/ Е.Г. Ванслова, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко и др.; Сост. Э.А. Павлюченко; под. общ. ред. Т.А. Кудриной. – М.: Просвещение, 1985.

    6. О деятельности музеев образовательных учреждений: Письмо Мини­стерства образования России № 28-51-181/16 от 12.03.2013.

    7. Организация и деятельность школьных музеев. Составитель Е.В. Воронова. – М.: Просвещение, 2010.

    8. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно - методическое пособие.- М., ФЦДЮТиК, 2006.





    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Формирование культурно-исторических ландшафтов бассейна нижней оки и их взаимодействие с основ-ными природными компонентами те

    Скачать 168.97 Kb.