• Шильнов А.А.
  • Направление деятельности
  • Задачи школьного музея
  • Предметом деятельности школьного музея является
  • Экскурсионная деятельность.
  • Образовательная деятельность.
  • Метапредметные результаты изучения истории России на базе школьного музея включают в себя [6]
  • новых компетенций
  • презентационные (
  • Использованная литература и источники

  • Скачать 124.06 Kb.


    Дата29.01.2019
    Размер124.06 Kb.
    ТипСтатья

    Скачать 124.06 Kb.

    Формирование культурно-исторических ландшафтов бассейна нижней оки и их взаимодействие с основ-ными природными компонентами те



    ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    Features of the organization of educational-methodical and educational work on the basis of the school Museum in secondary schools
    Шильнов А.А.

    МБОУ СОШ №2 им. С.И. Руденко, п. Монино, Московская область

    E-mail: shilnov.1976@mail.ru
    Shilnov A. A.

    MBOU «School №2» S. I. Rudenko, Monino, Moscow oblast


    Аннотация

    Статья посвящена методике организации и содержанию работы учителя с обучающимися в школьных музеях. Показан авторский опыт учебной и воспитательной деятельности на примере музея среднего общеобразовательного учреждения.


    Abstract

    The article is devoted to the methods of organization and content of the teacher's work with students in school museums. The author's experience of educational activity is shown on the example of the Museum of secondary educational institution.


    Ключевые слова: школьный музей, экскурсионная деятельность, образовательная деятельность, направления деятельности и формы работы школьного музея, экспозиция и фонды музея, учебно-методические подходы.
    Keywords: school Museum, excursion activities, educational activities, activities and forms of work of the school Museum, the exposition and the Museum funds, educational and methodological approaches.
    Статья

    Школьный музей - одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний обучающихся, формирования у школьников научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности.

    Любовь к родным местам, энтузиазм, желание создать музей – всё это должно быть дополнено конкретными знаниями об организации поисково-собирательской работы, учёте и хранении фондов, формах и методах общения с аудиторией.



    Школьный музей, являясь открытой системой, предполагает создание системы взаимодействия с активом, поиски способов его расширения, вовлечение детей и взрослых в жизнь музея и это – главное условие функционирования школьного музея.

    Целью создания и деятельности нашего школьного музея является содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержке творческих способностей детей.

    Направление деятельности нашего музея – пропаганда боевых и трудовых традиций многонационального народа России на примере истории 98 отдельного Гвардейского Авиационного Вислинского Краснознамённого ордена Кутузова полка дальних разведчиков резерва главного командования Красной армии, созданного в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, которым командовал будущий маршал авиации Сергей Игнатьевич Руденко. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем Родины, воспитывать патриотизм и чувство уважения к её истории.

    Задачи школьного музея:

    Музей призван:

    - формировать у обучающихся гражданско-патриотические качества;

    - формировать личностное, эмоционально окрашенное отношение к историческим фактам, воспитать любовь и уважение к прошлому своей страны;

    - расширять исторический кругозор;

    - сохранять и поддерживать традиции образовательного учреждения, формирующие особый «дух» школьного сообщества;

    - служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения;

    - воспитывать познавательные интересы и способности;

    - способствовать овладению обучающимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;

    - способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся;

    - способствовать ранней профилизации обучающихся; знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности.

    Предметом деятельности школьного музея является:

    Проведение поисковой, экспозиционно-выставочной, экскурсионной, методической работы, сохранение культурного наследия;

    Собирательская деятельность, комплектование музейных фондов, их хранение;

    Музейное обслуживание посетителей (проведение экскурсий).



    Экскурсионная деятельность. Экскурсия – это форма культурно-образовательной деятельности музея. Все экскурсии готовятся самими обучающимися на основе материалов, имеющихся в школьном музее, либо собранных в ходе поисково-исследовательской деятельности [8].

    На материале одной и той же экспозиции могут применяться сценарии работы с детьми разных возрастов и уровней развития (критерий доступности) или каждая экскурсия (ученический проект) адаптируется для определённой возрастной группы посетителей.

    В нашем музее работают несколько групп экскурсоводов, состоящих из обучающихся 5-9 классов.

    Образовательная деятельность. Основной функцией музея является – образовательная.

    Формы работы в школьном музее:

    - исследование;

    - уроки в музее;

    - встречи, читательские конференции;

    - экскурсии;

    - самостоятельное изучение.

    Наряду с внеурочными формами работы, реализующими содержание примерной программы по истории России, на базе школьного музея проводятся и обычные тематические уроки по истории России и краеведению.

    Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС здесь также являются следующие учебно-методические подходы [1]:



    - деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

    - компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по истории России формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у обучающихся основной школы;

    - дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, с выделением уклонов и т. д.;

    - личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;

    - проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.

    Метапредметные результаты изучения истории России на базе школьного музея включают в себя [6]:

    - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

    - готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

    - умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

    - способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приёмы.

    Теперь немного остановимся на педагогическом опыте работы по проведению уроков истории России и внеклассных мероприятий на базе школьного музея 98 отдельного Гвардейского Авиационного Вислинского Краснознаменного ордена Кутузова полка дальних разведчиков резерва главного командования Красной армии МБОУ СОШ №2 п. Монино Щёлковского муниципального района Московской области.

    Школьный музей 98 отдельного Гвардейского Авиационного Вислинского Краснознаменного ордена Кутузова полка дальних разведчиков резерва главного командования Красной армии (в дальнейшем, для удобства - Музей Боевой Славы) является одной из форм дополнительного образования.

    Наш школьный музей расположен в замечательном городке военных лётчиков Монино с яркой и интересной историей на Щёлковской земле Подмосковья в стенах одноимённой средней общеобразовательной школы. Экспозиция музея посвящена истории 98 отдельного Гвардейского Авиационного Вислинского Краснознамённого ордена Кутузова полка дальних разведчиков резерва главного командования Красной армии, созданного в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, которым командовал будущий маршал авиации Сергей Игнатьевич Руденко. В музейных фондах можно подробно ознакомиться с биографией нашего земляка и вехами боевого пути легендарного лётчика.

    История музея начинается в 1984 году, когда он был официально создан и открыт при активной поддержке местных ветеранских организаций, руководства Военно-Воздушной Академии имени Ю.А. Гагарина и подвижников из числа учителей и воспитателей школы. Экспозиция музея посвящена боевым действиям 4-го гвардейского отдельного разведывательного полка Ставки Верховного Главнокомандующего, который в годы Великой Отечественной войны обеспечивал разведывательными данными нашу армию на главных направлениях. Краткий анализ боевого пути знаменитого полка будет рассмотрен несколько позже, а пока необходимо остановиться на общей характеристике экспозиции и фондов музея.

    Наш музей сравнительно небольшой по размерам. Экспозиция музея представлена 22 экспонатами на основе подлинных документов, 465 фотографиями (почти все оригинальные), 170 книгами, 1 боевым знаменем полка и многочисленными подарками (грамоты, благодарности, памятные награды, сувениры, военная амуниция и т.д.). Разделы экспозиции показаны на 18 демонстрационных стендах, размещённых на стенах музейного зала. Основная тематика их следующая:



    • Начало формирования полка на базе аэродрома Монино.

    • Участие полка в обороне Москвы.

    • Участие полка в обороне Сталинграда.

    • Участие полка в битве на Курской дуге.

    • Освободительная миссия Красной Армии в Европе.

    • Боевые действия в составе 2 Воздушной Армии.

    • Участие полка в боевых действиях при штурме Берлина.

    • Освобождение Праги.

    • Боевой путь полка.

    • Герои Советского Союза.

    Школьный Музей Боевой Славы награждался грамотой Советского комитета ветеранов войны за активное участие в работе по военно-патриотическому воспитанию молодёжи в декабре 1992 года, имеет благодарности от Советского комитета ветеранов войны от 1995, 2005 и 2007 гг. Также по истории музея оформлен материал и отправлен по запросу в Совет ветеранов войны г.Москвы.

    Наш Музей Боевой Славы имеет сравнительно неплохую посещаемость. В период с 2005 по 2017 годы ежегодно организуется от 15 до 20 экскурсий, где принимают участие от 300 до 400 гостей, из них около половины обучающиеся монинских школ (№№1-3; специальная кадетская школа с первоначальной лётной подготовкой), гости из Щёлково, Загорянского, Москвы и Лосино-Петровского.

    Ниже приведено примерное календарно-тематическое планирование учебных и военно-патриотических мероприятий на базе школьного Музея Боевой Славы на 2016-2017 учебный год:

    1. Сентябрь 2016 г. «Советская авиация и лётчики-асы в годы Великой Отечественной войны» (цикл лекций для обучающихся 5-9 классов на базе школьного музея, посвящённых 75-летию начала Великой Отечественной войны).

    2. Октябрь 2016 г. «История создания аэродрома, военного гарнизона Монино и Военно-Воздушной Академии им. Ю.А. Гагарина» (цикл лекций для обучающихся 5-9 классов на базе школьного музея).

    3. Ноябрь 2016 г. «Формирование и история развития Музея Боевой Славы 2-ой средней общеобразовательной школы имени маршала авиации Руденко С.И.» (ежегодная школьная конференция для обучающихся 5-9 классов, приуроченная к годовщине создания музея, посвящённого боевым действиям 4-го гвардейского отдельного разведывательного полка Ставки Верховного Главнокомандующего).

    4. Декабрь 2016 г. Встреча с Ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн, Ветеранами Труда и школьными учителями обучающихся 1-9 классов на базе школьного музея; конкурс школьных стенгазет, рисунков и фотографий, посвящённых историческим вехам славного военного гарнизона Монино, Военно-Воздушной Академии им. Ю.А. Гагарина, Центрального Музея ВВС и нашей школы.

    5. Январь – май 2017 г. Тематические классные часы и школьные семинары, посвящённые участию советских (российских) Военно-Воздушных Сил (ВВС) в ключевых событиях Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), советско-японской войны (август-сентябрь 1945 г.), войны в Корее (1950-1953 гг.), войны в Афганистане (1979-1989 гг.), локальных конфликтах на территории бывшего СССР и в Сирии, для обучающихся 1-9 классов на базе школьного музея. Конкурсы рисунков, фотографий, стенгазет и фоторепортажей; встреча с Ветеранами ВОВ и Ветеранами Труда, посвящённые Дню Победы.

    6. Май 2017 г. Вахта Памяти и школьная акция «Поклонимся великим тем годам» (проводится на базе школьного музея, Центральном Музее ВВС и в школьных аудиториях).

    Примерно по такой же схеме будут планироваться школьные мероприятия на базе нашего музея и в последующие годы.

    Коротко остановимся на формах организации учебных занятий и мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодёжи на базе школьного Музея Боевой Славы.

    Регулярно организуются встречи, семинары, лекции и дискуссии в форме «круглого стола» с ветеранами полка посёлка Монино. Приезжают к нам и представители ветеранских организаций г. Москвы, Звёздного городка, посёлков Чкаловский и Бахчиванджи, входящих ныне в состав города Щёлково.

    Также необходимо остановиться и на использовании краеведческого материала во время занятий в школьном музее. Учебные занятия по истории России в 6-11 классах средних общеобразовательных учреждениях нашей страны позволяют широко применять обширный краеведческий материал в качестве дополнения к основному содержанию учебного материала и во внеурочной деятельности обучающихся [7].

    Для школьников 6-8 классов оптимальными являются обычные уроки (изучение нового материала, проверки знаний и умений и т.д.), а для обучающихся 9-11 классов - уроки в форме лекционно-семинарских занятий. Календарно-тематическое планирование при изучении отечественной истории в каждом классе отводит всего лишь 2-3 часа на изучение родного края, обычно в конце учебного года. Конечно, этого явно недостаточно. Выходом из данной ситуации, на мой взгляд, является ознакомление школьников с краеведческой информацией в течение года на внеурочных формах учебных занятий. Многолетняя педагогическая практика показала очень высокую эффективность следующих форм учебно-методической деятельности вне рамок традиционных школьных уроков:

    1. Тематические классные часы, особенно посвящённые памятным и юбилейным событиям родного края;

    2. Тематические школьные мероприятия на базе школьных музеев (краеведческих, военно-патриотических, этнографических и т.д.);

    3. Тематические школьные экскурсии по культурно-историческим объектам и общественным мероприятиям родного края;

    4. Научно-практические школьные, муниципальные, региональные семинары и конференции с активным применением интерактивных и компьютерных ТСО (электронные презентации, интерактивные доски, фото- и видеорепортажи и т.д.), которые получили за последние 8-10 лет очень широкое распространение.

    Музейная деятельность способствует приобретению у обучающихся новых компетенций [6]:

    исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками; умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль);

    менеджерские (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности);

    коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса);



    презентационные (навыки монологической речи; умение уверенно держаться во время выступления; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы и ряд других).
    Использованная литература и источники:

    1. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11).

    2. Методические рекомендации/ Составитель Е.С. Акишина, Сыктывкар, 2007.

    3. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя. /Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба. – М,: 1982.

    4. Музеи образовательных учреждений как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании молодежи. Методические рекомендации. М.: 2002.

    5. Музей и школа: Пособие для учителя/ Е.Г. Ванслова, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко и др.; Сост. Э.А. Павлюченко; под. общ. ред. Т.А. Кудриной. – М.: Просвещение, 1985.

    6. О деятельности музеев образовательных учреждений: Письмо Мини­стерства образования России № 28-51-181/16 от 12.03.2013.

    7. Организация и деятельность школьных музеев. Составитель Е.В. Воронова. – М.: Просвещение, 2010.

    8. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно - методическое пособие.- М., ФЦДЮТиК, 2006.





    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Формирование культурно-исторических ландшафтов бассейна нижней оки и их взаимодействие с основ-ными природными компонентами те

    Скачать 124.06 Kb.