• Проект «Формирование национального самосознания и воспитание гражданско-патриотических чувств обучающихся через создание школьного музея» 2014 г.
  • «Память - это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим…» В.П.Астафьев 1. Актуальность
  • 2.Обоснование необходимости проекта
  • 3.Цели и задачи проекта Цели проекта
  • 4. Направления и механизм достижения поставленных целей
  • 5. Рабочий план реализации проекта
  • 7. Механизм оценки результатов
  • 8. Дальнейшее развитие проекта
  • География проекта

  • Скачать 125.16 Kb.


    Дата12.03.2018
    Размер125.16 Kb.

    Скачать 125.16 Kb.

    «Формирование национального самосознания и воспитание гражданско-патриотических чувств обучающихся через создание школьного музея»



    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Бикбаевская основная общеобразовательная школа»

    Октябрьского района

    Пермского края



    Проект
    «Формирование национального самосознания и воспитание гражданско-патриотических чувств обучающихся через создание школьного музея»


    2014 г.

    «Память - это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим…»
    В.П.Астафьев

    1. Актуальность

    Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средст­вами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного ре­шения познавательных и воспитательных задач шко­лы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участ­ников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее вре­мя, а также желанием сохранить историю своей ма­лой Родины.

    Школьный музей — это музей в миниатюре, отра­жающий узкие локальные темы истории или приро­ды родного края. Тесно связанный со всем образо­вательным процессом школы, он создает благопри­ятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ори­ентироваться в потоке научной и политической ин­формации.

    Опыт показывает, что происходящие сегодня собы­тия через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связан­ные с этими событиями. Наш долг — успеть сохра­нить для будущих поколений все ценное и достой­ное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происхо­дящих событий или явлений природы является ак­туальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участни­ков и очевидцев, формирование банка краеведчес­ких данных, ведение специальных летописей и хро­ник, пополнение фондов школьного музея — все это является важным средством документирования ис­тории родного края.

    Детская аудитория традиционно является приори­тетной категорией музейного обслуживания. Кро­ме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомне­ния, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на по­роге открытия окружающего мира. В школьных му­зеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.

    2.Обоснование необходимости проекта

    Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего татарского народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло, необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

    Краеведческая работа ведется в школе уже в тече­ние нескольких лет но, собранный материал по исто­рии нашего края хранится в школе в виде музейного уголка, не систематизирован. Данная программа предназначена для веде­ния краеведческой работы в рамках учебно-воспи­тательной деятельности и призвана помочь учащим­ся шире познакомиться с родным краем, глубже по­нять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, ин­тересные встречи.

    Каждому музею необходимо регулярно пополнять свои фонды с целью привлечения посетителей и повышения собственного статуса. Для школьного музея это особенно актуально.




    3.Цели и задачи проекта

    Цели проекта:

    1.    Сохранение исторической памяти и наследия



    • Развитие интереса к истории родного края, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному краю, к родному селу; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) сохранение исторической памяти, исторического наследия.

    • Воспитание Патриота и Гражданина.

    2.   Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, активное вовлечение их в работу музея.

    3.   Организация обмена опытом с представителями других сел района с целью объединения людей, несмотря на административные границы и социальные барьеры.

    4.    Новое осмысление исторического наследия и возвращение его в культурный оборот.

    5.   Воспитание у обучающихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.

      Основные  задачи:

    1. Через краеведческий материал, изучаемый с обучащимися, осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к родной деревне, своему району.

    2.  На конкретном, близком школьникам материале развивать у них:


    • интерес к историческим знаниям;

    • интерес к изучению и сохранению как  собственных культуры и языка, так и народов, живущих рядом;

    • чувство уважения, толерантности по отношению к другим народам, формирование отчетливых представлений о неразрывной связи   исторических судеб народа родного края с историей своей страны.

    3. Приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края.

     4. С целью воспитания уважения к подвигу старших, ветеранов собирать воспоминания, сведения; написать историю родного края, школы, своего класса.

    5. Для стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы, организовать проведение конкурсов, викторин, олимпиад, походов, экскурсий. Проводить на базе школьного музея торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы и другим памятным событиям в истории нашей Родины.

    4. Направления и механизм достижения поставленных целей

    Основные направления:



    1. Создание поисковой группы музея.

    2. Изучение краеведческой литературы.

    3. Сбор материалов и реставрация экспонатов.

    4. Создание экспозиций, разделов музея.

    5. Оформление интерьера музея.

    6. Анализ деятельности Совета музея.

    7. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.

    8. Организация группы экскурсоводов.

    9. Проведение операций «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка».

    10. Создание Книг Памяти «Помним всех поименно», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мы вами гордимся».

    11. Создание презентаций, фотоматериалов, видеороликов о деятельности музея.

    12. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов.

    Для реализации проекта, во-первых, необходимо

    • наличие объекта (в данном случае объектом является краеведческий школьный музей)

    • необходимо изучение краеведческой литературы, установление контактов с музеями, архивами, научными учреждениями.

    • необходимо создать поисковую группу из числа учащихся, организовать экскурсии по родному краю.  

    Во-вторых, должны быть люди, которые могли бы возглавить это дело. В МКОУ «Бикбаевская ООШ» руководителями работы музея являются учитель истории, обществознания , географии Муллануров А.Х. и учитель биологии, заместитель директора по УВР Нуриева И.Ш. В проекте также задействованы учителя- предметники, классные руководители, учащиеся и родители.  Таким образом, имеются и объект и субъект проекта.

    В-третьих, необходимо вызвать интерес к объекту. Это достигается различными путями: это может быть и урок в школьном музее, либо посещение любого другого музея, знакомство с каким-то интересным экспонатом (предмет быта, фотография, книга, и т.д.),  краткий рассказ о нем. На уроках истории, на классных часах ведется работа по изучению прошлого родного (татарского) народа, приобщению учащихся к национальной культуре и традициям, формированию национального самосознания. Знакомство с историей родного края можно начать с 1 сентября в музее школы, провести «Урок Гражданина» с целью воспитания патриотизма.

    Далее - организуется поисковая работа по сбору материала для музея. Поисковую группу составляют представители всех классов. На основе найденных материалов руководители намечают основные направления деятельности музея. С целью управления, научного планирования  работы музея, активизации творческих способностей учащихся, делегированию полномочий между членами поисковой группы создается или обновляется Совет музея. В состав Совета музея входят по одному представителю из каждого класса, избирается председатель Совета музея и его заместители, Совет музея планирует всю работу музея: поисковую, исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую. Один раз в месяц проводится заседание Совета. Совет делится на секции: поисковая, экспозиционная, массовой работы,  учета и хранения.

    Необходимо отметить, что на всех этапах  обновления музея происходит воспитание и формирование личности учащихся. Школьники «зажигаются» общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления. Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки.

    Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет найденного. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются  активными участниками всех этих процессов.  Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят  этап становления личности. Руководитель музея  вместе с учителями и  классными руководителями отслеживают работу учащихся,  помогают советами, направляют их в нужное русло.

    5. Рабочий план реализации проекта


    1

    Создание или обновление поисковой группы музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, сбор материалов и реставрация экспонатов. С этой целью привлечь краеведа Шакирова Даяна. Создание Совета и Актива музея. Проведение семинара с использованием ИКТ для учителей, классных руководителей, родителей  на тему «Роль музея  в воспитании и формировании личности». Проведение операции «Поиск»

    2

    Оформление интерьера музея. Создание экспозиций, разделов музея:

    1. «История деревень Бикбай, Биктулка и Малая Биктулка»

    2. «Наш край в да­ле­ком прош­лом»

    3. «Годы, опаленные войной»

    4. «Послевоенные годы»

    5. «Татарская изба»

    6. «Нумизматика»

    7. «Из ис­то­рии   шко­лы»

    8. «Моя малая Родина»

    3

    Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Организация группы экскурсоводов. Теоретические занятия для экскурсоводов. Экскурсии. Проведение брейн-ринга «Лучший знаток истории родного края»

    4

    Введение операции «Ветеран».  Проведение конкурса «Лучшая находка».

    5

    Конкурс сочинений «Мои корни», рисунков «Древо жизни».

    6

    Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов. Родительское собрание «Содружество школы и семьи в воспитании и формировании Патриота и Гражданина».

    7

    Создание презентаций, фотоматериалов, видеороликов о деятельности музея.

    6. Ожидаемые результаты

    Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для  потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

     В школе достигнуты положительные результаты в воспитании и формировании личности обучающихся.  Произойдет сохранение исторической памяти и наследия,  пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе реализации  проекта, установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту специалистов-краеведов, родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между школой и родителями.

    7. Механизм оценки результатов

    Результаты  проекта будут отслеживаться классными руководителями, учителями-предметниками, руководителями проекта. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств,  отношение к окружающей действительности, к истории  будут фиксироваться и заноситься в компьютер. Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.



    8. Дальнейшее развитие проекта

    Проект будет продолжаться и охватывать все большее количество учащихся.



    Организация поисково-исследовательской и научной работы

           Поисковая работа в музее деревни Бикбай

           1 – изучение истории и культуры родного края

           2 – изучение истории школы

           3 – наши выпускники

           4 -  жители деревень Бикбай и Биктулка

           5-   ветераны войны и тыла  деревень Бикбай и Биктулка в годы войны

           6  - ветераны педагогического труда, участники войны и тыла.       

      7 – изучение истории деревень Бикбай и Биктулка

            8 – будни современной школы

            9-  знатные люди деревень, района.

    В результате разносторонней работы был накоплен материал (документы, экспонаты). Кто-то принес старинную  домашнюю утварь, кто-то украшения, домашнюю скатерть, немецкую каску, самовар, различную посуду. Учащиеся записывали воспоминания старожилов деревни. 

    Особо отметим поисково-исследовательскую работу, посвященную Великой Отечественной войне.

        Каждый 1418 дней Великой Отечественной войны  до краев был насыщен подвигами. Вся работа музея направлена на воспитание у учащихся чувства сопричастности к подвигам, ныне уже отдаленным во времени, но близким сердцу каждого человека, высокого сознания личной ответственности за продолжение и умножение славных боевых и трудовых традиций тех, кто принес нашей Родине Великую Победу.

    Был составлен конкретный план работы.  Для реализации этого плана:

    1.   Ведется работа по составлению военных страниц семейных историй;

    2.    Создаем и обновляем экспозиции музея.

    5.    Пишем творческие работы, сочинения, стихи, песни, посвященные Великой Победе;

    6.    Оформление стенда «Поклонимся великим тем годам!».

    7.    Проведение мероприятия, посвященного 70-летию Победы;

    8.    Выставка художественно-прикладного искусства.

    9.    Классные часы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Песни военных лет» т.д.



    География проекта: 617879 Пермский край Октябрьский район д.Бикбай МКОУ «Бикбаевская основная общеобразовательная школа»

    Сроки реализации – 2014-2017 г.г.
     

    ЛИТЕРАТУРА

     

    1. «Музейная педагогика: ценности и ориентиры» Серафимова Л.П.,  /Инновационная педагогика искусства.- М.:Эврика, 2003.кн.10 (с.132-135)



    2. «Музей Памяти (Книга Памяти В.П.Астафьева)» Кашпарова Н.М., Амелина Г.А. / Инновационная педагогика искусства.- М.:Эврика, 2003.кн.10 (с. 136-142)

    3. «Музей «Назад в будущее» Попова Т.В. / Инновационная педагогика искусства.- М.:Эврика, 2003.кн.10 (с.143-146)

    4. «Нетрадиционные педагогические технологии в обучении» Мухина С.А., Соловьёва  А.А.- Ростов-на-Дону, Феникс,2004,

     (с. 77-92)

    5. «Интервью в педагогическом исследовании» Руденко В.А.  

     / Педагогическая диагностика, 2002, №2 , (с. 87-95)



    6. «Технология подготовки и проведения интервью в педагогическом исследовании» Руденко В.А. / Школьные технологии, 2002, №4, (с. 120-126)

     

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Формирование национального самосознания и воспитание гражданско-патриотических чувств обучающихся через создание школьного музея»

    Скачать 125.16 Kb.