• Содержание
  • Введение



  • страница1/8
    Дата06.03.2019
    Размер1.08 Mb.
    ТипРеферат

    Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения


      1   2   3   4   5   6   7   8

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

    Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

    высшего профессионального образования

    «Ставропольский государственный педагогический институт»

    в г. Буденновске
    Психолого-педагогический факультет

    (заочная форма обучения)

    Кафедра дошкольного и начального образования

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    (БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
    Тема: Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения

    студентки 4 курса групп Б4 ПН

    направление 050100.62 Педагогическое образование

    профиль «Начальное образование»



    Ткаченко Татьяны Александровны
    Научный руководитель:

    доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального образования



    Ромаева Наталья Борисовна
    Рецензент:

    доктор психологических наук, профессор кафедры дошкольного и начального образования



    Краснянская Наталья Борисовна



    Работа допущена к защите

    «____» ___________2015 г.



    Дата защиты «____» ________ 2015 г.

    Зав.кафедрой ______________

    Мосягина Галина Петровна



    Оценка «_______________________»

    г. Буденновск, 2015 г .


    Содержание


    Введение 3

    Глава 1. Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения в начальной школе 7

    1.1 Характеристика универсальных учебных действий 7

    1.2 Сущность и структура регулятивных универсальных учебных действий 12

    1.3 Условия и приемы формирования и регулятивных действий в начальной школе 26

    Глава 2. Экспериментальная работа по формированию регулятивных учебных действий младших школьников в процессе обучения 38

    2.1. Изучение уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 38

    2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 46

    2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 59

    Заключение 66

    Список литературы 70

    Приложение 1 75





    Введение


    Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема; усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться.

    Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться».

    Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

    Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

    Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов,). Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования. Концепция должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе начального образования.

    Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся интенсивно рассматриваются Г.В. Бурменской, А.Г. Асмоловым, И.А. Володарской, Л.Г. Петерсон.О.А. Карабановой,

    Формирование возможности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные деяния дозволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в младшей школе.

    Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен: уметь ставить себе конкретную цель; планировать свою жизнь; прогнозировать возможные ситуации. Достижение этих целей становится возможным благодаря формированию регулятивных действий.

    Актуальность настоящей работы обусловлена сложившимся противоречием между необходимостью формирования регулятивных учебных действий младших школьников и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса в учебной деятельности.

    Указанные противоречия определили проблему настоящего исследования: каковы организационно-педагогические условия и приемы формирования регулятивных учебных действий младших школьников в процессе обучения?

    Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников процессе обучения».

    Цель исследования - выявить особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения.

    Объект – процесс обучения младших школьников.

    Предмет – формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения.

    Гипотеза: мы предполагаем, что работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения позволит младших школьников будет результативной если:

    - будет проводиться целенаправленная и систематическая работа по развитию регулятивных УУД;

    - будет организован мониторинг уровня развития регулятивных УУД.

    В ходе исследования решались следующие задачи:

    1. Изучить сущность понятия регулятивных универсальных учебных действий, их виды.

    2. Определить условия и приемы формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

    3. Подобрать методы исследования сформированности регулятивных учебных действий младших школьников.

    4. Провести экспериментальную работу по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

    Для решения задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования:

    - теоретические: анализ научной литературы по теме исследования, классификация, синтез, обобщение;

    - эмпирические: тестирование, наблюдение, анализ результатов, педагогический эксперимент;

    - методы статистической обработки данных.



    База исследования: учащиеся 1А и 1Б классов МОУ СОШ № 5 хутора Восточный Советского района в количестве 50 человек.

    Структура и содержание работы

    Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.



      1   2   3   4   5   6   7   8

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения