• МОУ «СОШ № 7» г. Гая Оренбургской области
  • Универсальные учебные действия

  • Скачать 62.04 Kb.


    Дата04.12.2017
    Размер62.04 Kb.
    ТипПрограмма

    Скачать 62.04 Kb.

    «Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»




    «Формирование универсальных учебных действий

    на уроках литературного чтения».
    Учитель начальных классов

    МОУ «СОШ № 7» г. Гая Оренбургской области

    Барилова Н.А.



    Цели:

    • Направить процесс обучения литературному чтению в начальных классах на формирование универсальных учебных действий;

    • выявить основные направления, методы и приемы работы, обеспечивающие одновременное гармоничное развитие всех видов УУД посредством учебника О.В. Кубасовой.

    Сущность проблемы:

    Формирование у ребёнка универсальных учебных действий создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.



    «Без чтения нет учения».

    Константин Кушнер
    Программа развития универсальных учебных действий рассматривает УУД как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает целенаправленное планомерное формирование УУД как ключевое условие повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

    Универсальные учебные действия:

    • Личностные

    • Регулятивные

    • Познавательные

    • коммуникативные

    Общеучебные умения и навыки:

    • Учебно-управленческие умения

    • Учебно-информационные умения

    • Учебно-логические умения

    • Коммуникативные умения

    Модель образования

    • от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться;

    • от «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к экологической модели включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач;

    • от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации;

    • от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);

    • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.


    Личностные УУД:

    • основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

    • действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

    • смыслообразование через прослеживание « судьбы героя » и ориентация учащегося в системе личностных смыслов;

    • самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

    • эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

    • эстетические ценности и на их основе эстетические критерии.

    Регулятивные УУД:

    • целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;

    • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

    • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения;

    • контроль - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений;

    • коррекция - внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

    • оценка - выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    • волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

    Познавательные УУД

    • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    • поиск (в том числе с помощью компьютерных средств) и выделение необходимой информации;

    • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением существенных характеристик, преобразование модели с целью выявления общих законов;

    • структурирование знаний;

    • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    • выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;

    • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

    • свободное восприятие текстов разных стилей;

    • извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; разграничение основной и второстепенной информации;

    • понимание и адекватная оценка языка СМИ;

    • умение адекватно (подробно, сжато, выборочно) передавать содержание текста;

    • составление текстов различных жанров в соответствии с темой и стилем речи.

    Коммуникативные УУД.

    • умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателя;

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);

    • разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);

    • управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий).

    Приёмы переработки информации

    • Прием «бортовой журнал»

    • Граф-схема

    • синквейн

    • Прием «древо предсказаний»

    • прием «диалог с текстом»

    • прием антиципации и реципации

    • прием доказательного изложения материала

    • прием «проблемные текстовые ситуации»

    • прием дискуссии

    Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и школьного образования рассматривает УУД как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает целенаправленное планомерное формирование УУД как ключевое условие повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
    Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня,

    когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!

    К. Паустовский.
    Информационные ресурсы:

    Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. — Ростов н/Д., 2003.

    Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010.

    Доблаев Л.П. Анализ и понимание текста. – Саратов, 1987.



    МОУ «СОШ №7» г. Гай Оренбургской области



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»

    Скачать 62.04 Kb.