• Адриан Воль, Париж.

  • Скачать 45.85 Kb.


    Дата11.02.2019
    Размер45.85 Kb.

    Скачать 45.85 Kb.

    Французский май Петра Первого Адриан Воль Hadrien Volle



    Французский май Петра Первого

    Адриан Воль (Hadrien Volle) – преподаватель Института истории искусства университета Париж I – Сорбонна, модератор Петровского Конгресса 2017, написал о нескольких майских днях Петра Первого в Париже, основываясь на сведениях, зафиксированных историками того времени.

    «Во время своего посещения Парижа в 1717 году Пётр I особенно интересуется французским искусством. 14-го мая утром он побывал в Королевской Академии живописи и скульптуры, которая находилась в Лувре, с интересом расспрашивая о художниках, состоявших в Академии. После обеда он отправился в находящийся через дорогу дворец регента Филиппа II Орлеанского - Пале-Рояль. Регент лично показал царю свою картинную галерею, которая очень понравилась Петру. Вечером, в 17.00, Пётр I и регент отправились в театр, находившийся в Пале-Рояле, в ложу Филиппа II, чтобы посмотреть оперу Шарля-Юбера Жерве «Гипермнестра». В тот же самый вечер в другом парижском театре, Комеди-Франсэз, давали пьесу известного драматурга Проспера Жолио де Кребийона «Электра», а затем и комедию Мольера с балетом Жан-Батиста Люлли «Жорж Данден, или Одураченный муж».

    С 1715 года Франция переживала новую культурную эпоху, наступившую с окончанием царствования Людовика XIV, характеризовавшегося унылой и строгой набожностью. Дворянство, которое при Людовике XIV было полностью подчинено власти короля, ощутило дух свободы. Двор покидает Версаль, чтобы снова обосноваться в Париже, центре не только литературной, но и философской мысли. Там, в оживленных беседами салонах, уже вовсю распространялись новаторские идеи.

    Опера, популярная в Италии уже целое столетие, во Франции в период Регентства была ещё очень молодым искусством и появилась здесь в последней трети XVII-го века. Развивалось оперное искусство стараниями французского композитора Жана-Батиста Люлли. Продолжительные по времени пьесы сопровождались музыкой, танцами, чтением, а театральные сцены использовали довольно хитрые для того времени механизмы для смены декораций. Во Франции в развитие театра вкладывали огромные деньги, а в постановках доминировали помпезность и пышность. Героиня одного из романов Филиппа Бридара де ла Гарда описывает атмосферу, обычно царившую на улицах Парижа вокруг здания Оперы в день спектакля: «мы были вынуждены остановиться на площади Пале-Рояля из-за бесчисленного множества карет: близился час оперы. Я увидела прекрасных женщин, которые приехали на спектакль в каретах, светящихся от обилия золота. (…) На улице Сант-Оноре я увидела несколько экипажей поменьше, тем не менее, заполненных спешащими в оперу молодыми людьми».

    Интерьер зала Оперы, который видел Петр I, был создан при Жан-Батисте Люлли в самом конце 17-го века. Королевская ложа располагалась справа на авансцене. Герцог Орлеанский занимал вторую по значимости ложу слева от сцены, коридором соединённую с его апартаментами.

    Кроме лож в зале есть и несколько других зон, которые люди занимают в зависимости от их достатка или классового положения. Партер разделён на две части: ближе к оркестровой части есть несколько сидячих мест – билеты в эту зону обходятся очень дорого; за оркестром находятся самые дешевые места – но здесь приходится смотреть спектакль стоя. Как ведут себя зрители в партере во время спектакля? Если им не нравится игра актеров или что-то не соответствует их ожиданиям, они шумят, выражая свое недовольство. Мужчины свистят. Если же пьеса удалась и актеры справляются, как от них ожидают, раздаются оглушительные аплодисменты. Чтобы наиболее эмоциональные любители оперы не перешли границы приемлемого, установлена решетка между оркестром и партером.

    Если спектакль был грандиозным по замыслу и декорациям, то само здание Оперы не было настолько впечатляющим по своим масштабам. Не стоит сравнивать французские театры начала 18-ого века с просторными залами 19-ого века, каким был, например, зал Опера Гарнье. В Пале-Рояле недостаточно места для передвижения зрителей, поскольку большая часть пространства занята сценой и залом в ущерб лестницам и выходам, которых явно недостаточно. К счастью для посетителей, пожары – редкое явление в театре и если они происходили, то после спектакля. В театре нет вентиляции, дым свечей и пыль делают воздух малопригодным для дыхания.

    Ложи расположены таким образом, что зрители могут видеть друг друга. Мужчины пользуются биноклями, чтобы посмотреть на дам в ложе напротив. Женщины этого не делают, потому что считают грубым. Многие внимательно следят, кто из высокопоставленных лиц посетил спектакль, у кого какие платья, причёски и украшения. В 18-ом веке у мужчин довольно простая одежда. Большую часть времени они носят костюм с жилетом в одном тоне. Одежда женщин гораздо более сложная и шьется в Париже. В период Регентства дамы носят открытое платье с корсетом и юбкой – все эти элементы сшиты вместе. Так что театр, кроме своего назначения, еще исполняет и роль подиума для модных показов.

    Говорят, что Петр Первый был поражен великолепием спектакля, изменениями декораций, но особенно его впечатлило мастерство балерины Франсуазы Прево. Наконец, как часто бывает в 18-ом веке, царь уходит из Оперы до конца четвертого акта. Регент сопровождает его до входа в Пале-Рояль.

    Более не найдено свидетельств, что царь посещал другие театры. Очевидно, что во время своего визита в Париж деятельного Петра Первого больше интересовали науки, нежели театральное искусство. Он все время был очень занят и без знания французского мало мог понять тонкости постановок. Французский театр 18-го века был ориентирован именно на текст, а не на режиссуру. Поэтому из-за языкового барьера спектакль мог показаться утомительным. Кроме того, пресса того времени описывала Петра Первого как скромного человека, не любившего помпезности и публичности. Поскольку театр того времени - место, где людям высших чинов оказывалось много почестей, а зрители даже во время спектакля приветствовали приезд высокопоставленной особы, Петр хотел избежать этого. Однако русский царь очень увлекся балетом, поскольку это танцевальное искусство не имело барьеров для понимания его восприимчивой душой.



    Адриан Воль, Париж.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Французский май Петра Первого Адриан Воль Hadrien Volle

    Скачать 45.85 Kb.