• Синицына Лилия Валерьевна
  • Свешникова Наталия Олеговна
  • Natal’ya Viktorovna Garkusha
  • Liliya Valer’evna Sinitsyna
  • Natal’ya Olegovna Sveshnikova
  • О . Свешникова N.O. Sveshnikova
  • The theoretic-methodological foundations of the study of misconduct in the activity of employees of the internal Affairs bodies and the socio-psychological forecast of their appearance
  • Основные этапы, объем и методики исследования

  • Скачать 280.23 Kb.


    страница1/2
    Дата06.04.2019
    Размер280.23 Kb.

    Скачать 280.23 Kb.

    Гаркуша Наталия Викторовна – кандидат психологических наук, доцент


      1   2

    УДК 316.6:351.74
    Гаркуша Наталия Викторовна – канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры теории и практики менеджмента, зам. декана по психолого-управленческому циклу дисциплин факультета дополнительного профессионального образования Дальневосточного института управления – филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г. Хабаровск).

    E-mail: dvifdpo@mail.ru
    Синицына Лилия Валерьевна – канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры теории и практики менеджмента, декан факультета дополнительного профессионального образования Дальневосточного института управления – филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г. Хабаровск). E-mail: sinicina.liliya@yandex.ru
    Свешникова Наталия Олеговна – канд. психол. наук, доцент кафедры политической психологии ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург).

    E-mail: sveshnikovan@mail.ru
    Natal’ya Viktorovna GarkushaCandidate of Psychology, docent, docent of the theory and practice of management chair, the deputy dean on a psychological-administrative cycle of disciplines of the faculty of additional professional education of the Far-Eastern institute of management – FGBOU VPO branch "The Russian Academy of National Economy and Public Service by the President of the Russian Federation" (Khabarovsk). E-mail: dvifdpo@mail.ru
    Liliya Valer’evna Sinitsyna – Candidate of Psychology, docent, dean of the faculty of additional professional education of the Far-Eastern institute – FGBOU VPO branch "The Russian Academy of National Economy and Public Service by the President of the Russian Federation" (Khabarovsk). Ph.: (4212) 22 14 44
    Natal’ya Olegovna Sveshnikova – Candidate of Psychology, docent of the political psychology chair of FGBOU VPO "The St. Petersburg State University" (St. Petersburg). E-mail: sveshnikovan@mail.ru
    Н.В. Гаркуша

    N.V. Garkusha
    Л.В. Синицына

    L.V. Sinitsyna
    Н.О. Свешникова

    N.O. Sveshnikova
    Теоретико-методологические основы изучения проступков в деятельности сотрудников органов внутренних дел и социально-психологический прогноз их появления
    Представлены материалы литературного обзора, которые отражают теоретические основы проблемы поведения, ведущего к появлению проступков, сущность и тезаурус понятия «проступок», взаимосвязь с развитием личности сотрудника ОВД. Рассматриваются вопросы появления факторов, детерминирующих появление проступков в поведении, обсуждается тема развития и психологического анализа профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. На основании принципов системности и гуманизма разработана, научно обоснована и апробирована концепция социально-психологической профилактики проступков в поведении сотрудников органов внутренних дел. Реализация концепции и программы социально-психологической профилактики проступков в поведении сотрудников ОВД позволяет констатировать положительную динамику изменений, произошедших с сотрудниками ОВД, по следующим показателям: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия, общий показатель агрессии, склонность к риску, общая тревожность, самочувствие, активность, настроение, цинизм, агрессивность, враждебность. В результате исследования репертуара реагирования на служебные ситуации сотрудников ОВД, склонных к совершению проступков, и определения их социально-психологических характеристик были выявлены три возможных варианта их психо-эмоционального реагирования на значимые ситуации: астено-депрессивный, истеро-возбудимый, аффективно-эксплозивный.
    The theoretic-methodological foundations of the study of misconduct in the activity of employees of the internal Affairs bodies and the socio-psychological forecast of their appearance
    The materials of a literature review are presented, which reflect the theoretical bases of behavior problems, leading to the emergence of the misconduct, the essence and thesaurus of this notion - «misconduct», the relationship with the development of the individual employee of MIA. The questions about the appearance of the factors, determining the appearance of misconduct in behavior, the topic of development and psychological analysis of professional activity of employees of internal Affairs bodies are discussed. On the basis of principles of the consistency and humanism, scientifically substantiated and approved the Concept of social-psychological prevention of misconduct in the conduct of employees of internal Affairs bodies is developed. Implementation of the concept and the program of socio-psychological prevention of misconduct in the behavior of police officers can be stated positive dynamics of the changes that have occurred enforcement officers, on the following parameters: verbal aggression, physical aggression, subject aggression, emotional aggression, self-aggression, the general indicator of aggression, appetite for risk, general anxiety, mood, activity, mood, cynicism, aggressive, hostile. As a result of research of the repertoire response service situations enforcement officers, inclined to committing offences and determine their socio-psychological characteristics were identified three possible variants of their psycho-emotional response to important situations: depressive, excitable, affective-explosive.
    Ключевые слова: теоретико-методологический подход, просоциальное развитие, проступок, сотрудники органов внутренних дел, концепция социально-психологической профилактики проступков.
    Keywords: theoretical-methodological approach, Pro-social development, misdemeanor, employees of bodies of internal Affairs, concept of social-psychological prevention of misconduct.
    Анализ теоретико-методологических подходов к изучению закономерностей появления проступков показал, что в современной научной литературе существуют как неоднозначные определения термина «проступок», так и различные толкования причин его появления в поведении людей, имеющих разную степень просоциального развития.

    Определение силы и особенностей социальных последствий поведения, связанного с наличием проступков, можно рассматривать по следующим основаниям:

    - уровню и масштабности (индивидуальный и массовый характер);

    - элементам внутренней структуры (социально-групповая принадлежность, половозрастная характеристика и пр.);

    - ориентированности (экстравертно-интровертная);

    - типу эмоциональной устойчивости.

    Это обусловлено многообразием параметров и признаков отклоняющегося поведения личности.

    Наличие различных подходов к изучению данной проблемы в рамках психологии, педагогики, юридической психологии, социальной психологии, права и других наук позволило вскрыть многообразие аспектов отклоняющегося поведения, увидеть различные механизмы в динамике развития данного социального явления. Однако множество существующих теорий, имеющих свои сильные и слабые стороны, не предлагают к рассмотрению условия для априорного, без специального монографического исследования, однозначного объяснения причин такого поведения, направления его изучения, прогноз возможных проявлений подобного поведения у сотрудников органов внутренних дел.

    Для изучения механизмов, процесса и закономерностей появления проступков в поведении сотрудников ОВД, а также разработки концептуальной модели их социально-психологического сопровождения в качестве методологической основы представляется важным избрать системный подход, который представляет собой методологическое направление, позволяющее на практике решать поставленные сложные задачи через системный подход. Он отражает современную тенденцию в развитии психологии, в том числе реализован и в программах прикладных исследований, проведенных со стороны ряда отечественных ученых [Е.В. Змановская, 2006; В.Г. Белов, 2010; М.Г. Дмитриев, 2008, В.В. Федоренко, 2009].

    Анализ научной литературы показывает также, что исследуемая проблема является недостаточно разработанной в социальной психологии, а отсутствие научнообоснованных практических рекомендаций содержательного и организационно-педагогического характера вызывает существенные затруднения в становлении эффективной системы верификации и коррекции поведения, ведущего к проступкам у сотрудников ОВД. А это определяет необходимость поиска эффективных социально-психологических методик, психологической коррекции и реабилитации сотрудников ОВД, склонных к совершению проступков.

    Системный анализ позволил выделить четыре уровня реализации действия поведения, ведущего к проступкам: биофизиологический (включая психопатологические факторы), индивидуально-психологический (включая патопсихологические факторы), социально-психологический и макросоциальный. Данные уровни представлены через детальное описание их содержания.

    Суть социально-психологического подхода в теоретическом плане заключается не только в том, что изучается личность в системе межличностных, групповых взаимоотношений, определяется психологический климат, сплоченность и т. д., но и в том, что необходимо установить формы взаимоотношений, факторы, опосредующие формирование проступков, установки по отношению к общепринятым нормам, а значит, в теоретическом плане необходимо рассматривать содержательную составляющую возникающих социально-психологических проблем, в том числе через призму общественных ожиданий и потребностей.

    Содержание практической части работы заключается в прикладном исследовании, направленном на изучение и изложение способов, форм, практических рекомендаций, технологий социально-психологического воздействия на те сферы, социальные структуры, личности, функционирование которых требует социальных преобразований. Таким образом, на основе социально-психологического подхода были обоснованы направления и уровни психологической коррекции и реабилитации сотрудников ОВД с поведением, характеризующимся наличием проступков.

    Для решения поставленных научно-практических задач возникла необходимость разработки Концепции социально-психологической профилактики проступков у сотрудников ОВД, включающей ее научно-методическое и организационное обеспечение, а также технологические аспекты. Для практической реализации поставленных задач в рамках данной концепции была разработана структурно-функциональная модель деятельности социальных психологов системы ОВД.

    Общий замысел и стратегия эмпирического исследования обусловлены необходимостью разработки научной проблемы. Организация сбора исходных данных строилась на основе сравнительного метода в двух его формах – в форме «продольного» (лонгитюдного, динамического) и «поперечного» (сравнительного) срезов.

    Выбор методов исследования, с помощью которых были получены основные научные результаты, определялся характером исследовательских задач.

    На основе классификации Б.Г. Ананьева все методы исследования были подразделены на организационные, эмпирические, обработки данных и интерпретационные. Из эмпирических методов для решения конкретных задач исследования применялись следующие: опрос (анкетирование, интервью, беседа), психологическое тестирование, наблюдение, анализ результатов деятельности, экспертная оценка, математико-статистические методы обработки полученных эмпирических данных.

    Кроме того, для решения задач исследования были разработаны специальные анкеты, которые позволили в структурированном виде получить исходные данные для оценки эффективности социально-психологической профилактики проступков у сотрудников ОВД.

    Для реализации поставленных задач нами было проведено комплексное исследование, которое включало теоретический анализ проблемы проступков в поведении сотрудников ОВД, психодиагностическое обследование сотрудников ОВД с последующим определением склонности к отклоняющемуся поведению. Психологическое обследование проводилось с соблюдением требований профессиональной психодиагностики. Использовались групповая (личностные опросники, интеллектуальные тесты) и индивидуальная (беседа, экспертные оценки и др.) формы обследования.

    Основные этапы, объем и методики исследования в обобщенном виде приведены в таблице 1.


    Таблица 1
    Основные этапы, объем и методики исследования


    Основные этапы исследования

    Использованные методики

    Кол-во обследованных сотрудников ОВД (всего, в

    т. ч. % рядовых )

    Психологическая оценка и анализ склонности к совершению проступков

    Беседа, наблюдение, анкетирование, экспертная оценка с помощью авторской методики и критериев оценки уровней выраженности основных факторов, лежащих в области совершения проступков

    786/74%



    Многомерный анализ вклада основных факторов в генез появления проступков

    Беседа, наблюдение, анкетирование, экспертная оценка. Авторская методика личностной предрасположенности к проступкам (ЛПП)

    786/74%


    Разработка технологии прогноза проступков

    Тесты: «SACS», «Якоря карьеры», многопрофильный личностный опросник МЛО «Адаптивность», 16 ФЛО, СМИЛ, Прогноз-2, КОС – коммуникативные и организаторские способности, краткий оценочный тест (КОТ). Экспертная оценка, методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру), методика диагностики стилей руководства (А.Л. Журавлев)

    422/19%


    Проведение формирующего эксперимента

    Комплексно-целевая программа, беседа, наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование, оценка успешности деятельности, самоотчеты

    387/72%


    Статистический анализ данных

    t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ, многомерный регрессионный и факторный анализ

    Все
    показатели


    Источник: рассчитано и составлено автором Л.В. Синицыной
    Общий объем обследованных позволил: во-первых, сформировать достаточно репрезентативные выборки, позволяющие получить объективную и достоверную информацию об особенностях личности сотрудника ОВД, склонного к совершению проступков; во-вторых, разработать математические модели прогноза склонности к проступочному поведению и, наконец, в-третьих, разработать на представительных выборках научнообоснованные рекомендации по совершенствованию системы социально-психологической профилактики проступков среди сотрудников ОВД.

    Статистическая обработка материалов исследования выполнена с помощью стандартных пакетов прикладных программ «STATGRAPHICS», «STATISTIKA 5.0», обеспечивающих выполнение общепринятых одномерных статистик и многомерных математико-статистических методов, адекватных задачам исследования. Таким образом, в процессе исследования использовался комплекс психологических методик, психодиагностика, предназначенные для социально-психологического анализа особенностей личности и ее поведения, а также психологического состояния сотрудников ОВД.

    Нами были обследованы оптанты экспериментальной группы (далее – ЭГ) – 387 чел. и контрольной группы (далее – КГ) – 130 чел. В экспериментальной группе производилось стимульное воздействие, т. е. члены этих групп были включены в проводимую авторскую программу социально-психологической профилактики проступков, в контрольной группе стимульное воздействие не применялось. Поскольку объем экспериментальной группы почти в 3 раза превысил количественную величину контрольной группы, нами было принято решение произвести расщепление ЭГ на 3 подгруппы (ЭГ1, ЭГ2 и ЭГ3) с целью уравновешивания выборок.

    Критерием отнесенности конкретного оптанта к той или иной группе послужил интегральный показатель личностной предрасположенности к проступкам (далее – ЛПП), который оценивался как суммарный показатель из отношения оптанта к: а) нарушению дисциплины, б) административным нарушениям, в) дисциплинарным и административным проступкам, иными словами, ЛПП = а + б + в, при этом, чем выше баллы по интегральному показателю склонности совершения проступков, тем меньше выражена склонность с противоправному поведению (то есть, например, экспериментальная группа №1 более просоциальна, чем ЭГ №3):

    ЭГ1 (126 чел., тестовые баллы в диапазоне от 228 до 133,3);

    ЭГ2 (132 чел., тестовые баллы в диапазоне от 80 до 132,7);

    ЭГ3 (129 чел., тестовые баллы в диапазоне от 28,7 до 78,3).

    Полученные в результате проведенного исследования тестовые данные во всех трех экспериментальных группах были измерены дважды: до стимульного воздействия и после него. Результаты представлены на следующих графиках (рис. 1 – 8).



    На следующем этапе была произведена оценка достоверности сдвига всех тестовых показателей: тревожности, дезадаптивности, склонности к риску, различных компонентов агрессивности, а также показателей самочувствия, активности и настроения в каждой из экспериментальных групп.






    Рис. 1. Динамика склонности к риску

    Рис. 2. Динамика показателей поведенческой дезадаптации
      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Гаркуша Наталия Викторовна – кандидат психологических наук, доцент

    Скачать 280.23 Kb.