• Подготовила: учитель - логопед Килова Т.К. 2017 уч. год
  • Родители должны обратить внимание на то, как ребенок говорит
  • Почему необходимо развивать речь детей в дошкольном возрасте
  • Дети с речевой патологией в школе испытывают следующие трудности
  • Типичные ошибки детей с речевой патологией.

  • Скачать 97.78 Kb.


    Дата11.05.2019
    Размер97.78 Kb.

    Скачать 97.78 Kb.

    Гбоу школа №41 дошкольные группы по адресу: 2-я Рейсовая, д



    ГБОУ ШКОЛА №41 дошкольные группы по адресу:

    2-я Рейсовая, д.9





    Подготовила:

    учитель - логопед Килова Т.К.

    2017 уч. год



    Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.

    Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Основой речевой готовности детей к обучению в школе является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи.



    Родители должны обратить внимание на то, как ребенок говорит:

    • правильность произношения звуков;

    • умение различать звуки речи на слух;

    • владение элементарными навыками звукового анализа слов;

    • словарный запас;

    • связная речь.

    Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых.

    Окружающая ребенка социальная и речевая среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие.

    Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. Но, необходимо помнить что, для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка, и не менее важное значение имеет психофизическое здоровье ребенка.

    К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов. Все это осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению.

    Следовательно, этим детям необходима помощь специалистов (психологов, логопедов, медицинских работников, педагогов) на ранней ступени подготовки к школьному обучению и в первом классе общеобразовательной школы.

    Почему необходимо развивать речь детей в дошкольном возрасте?

    Во-первых, дошкольный возраст — самое благоприятное время для коррекции недостатков, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям.

    Во-вторых, своевременно нескорректированные речевые нарушения могут повлечь за собой новые, а именно, нарушение чтения и письма. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

    Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения в школе.



    Дети с речевой патологией в школе испытывают следующие трудности: 1. Несформированность звуковой стороны речи. Ребенок не владеет правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетически групп.

    2. Неполная сформированность фонематических процессов, т.е. они не слышат, не различают, не дифференцируют звуки родного языка.

    3. Не готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. 4. Не умение пользоваться разными способами словообразования, неправильно употребляют слова с уменьшительно-ласкательным значением, не умеют образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных.

    5. Несформированность грамматического строя речи:



    • неумение пользоваться развернутой фразовой речью, а также работать с предложением;

    • правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами.

    • Не владеют пересказом, сохраняя смысл и содержание, и не умеют самостоятельно составлять рассказ — описание.

    Основой речевой готовности детей к обучению в школе является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи.

    До поступления ребенка в школу работа по развитию речи включает следующие разделы:



    • развитие речи у детей, ее гибкости, четкости;

    • развитие речевого слуха;

    • накопление содержания речи;

    • работа над формой речи, ее структурой.

    Типичные ошибки детей с речевой патологией.

    Неправильность произношения звуков. Наличие в речи звуковых замен (например, «сыплёнок» вместо «цыплёнок», «калтина» вместо «картина»). Такого рода дефекты в произношении звуков отражаются на письме.

    Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат — часы), название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает-шьет, широкий — большой, вырезает — рвет).

    Нередко, правильно показывая на картинках заданные действия, в самостоятельной речи дети смешивают их: поливает в катюлю сюп, вместо- наливает; итет веником поль, вместо - подметает.

    Анализ словарного запаса детей позволяет выявить своеобразный характер их лексических ошибок. Например, происходит замена наименования части предмета названием всего предмета в целом: ствол, корни-дерево. Название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение: шнурки — завязать чтобы; шланг — пожар гасить; продавец — тетя вешает.

    В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы.

    Антонимы не используются, мало синонимов.

    Например, характеризуя величину предмета, дети используют два понятия: большой — маленький, которыми заменяют слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обуславливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.

    Затрудняются дети в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов некоторых прилагательных: вместо маленький — малюскин стул; ведречко, мехная шапка, глинный кувшин, деревкин стул, стекловая ваза.

    Много ошибок допускают дети при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит — идет, вместо спрыгивает — прыгает, вместо пришивает  - шьет).

    Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной.



    Например: Я вижу дееву, ельку, табаку, девотьку.

    В картине аграмматизма выявляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и надеже (Я иглаю синей мятей. -Я играю синим мячом., У меня нет синей мят и -У меня нет синего мяча), смешение родовой принадлежности существительных (дe веды — два ведра), ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов (два рути -две руки, пять руках -пять рук, пат мидедь -пять медведей).

    Характерны также ошибки в употреблении предлогов: их опускание (Гаю тетитькой. -Я играю с сестричкой. Паток лезит фумке. — Платок лежит в сумке), замена (Кубик упай и тая.— Кубик упал со стола), недоговаривание (Полеза а дево. - Полезла на дерево. Посля а уиса. — Пошла на улицу).

    Отмеченные недостатки в употреблении лексики, грамматики, в звукопроизношении с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи (пересказ, составление рассказа по одной или целевой серии картин, подготовка рассказа-описания).

    Рассказ-описание мало доступен для детей, которые обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Например, описывая машину, ребенок перечисляет: у ней колесы есть, кабина, матоль, люль, литяг (рычаг), педали, фали, кудов (кузов), чтоб глюз возить.

    При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

    Без коррекционно-логопедической помощи такие дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, не общаются со сверстниками, не обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации.

    Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи. Это обуславливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.



    Следовательно, правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

    Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Гбоу школа №41 дошкольные группы по адресу: 2-я Рейсовая, д

    Скачать 97.78 Kb.