• ГЕНОЦИД ХРИСТИАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (1908-1923гг.) ГРЕКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1919-1923 гг. – МАЛОАЗИЙСКАЯ КАТАСТРОФА.
  • Малазийская катастрофа (1922г.)
  • Севрскому договору
  • Признание геноцида

  • Скачать 197.16 Kb.


    Дата27.07.2017
    Размер197.16 Kb.

    Скачать 197.16 Kb.

    Геноцид христианского населения в османской империи







                                    
    ГЕНОЦИД ХРИСТИАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

    В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (1908-1923гг.)
    ГРЕКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1919-1923 гг. – МАЛОАЗИЙСКАЯ КАТАСТРОФА.

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА СО ВРЕМЕН АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ

    (VIII в. до н.э. – 1923 год н.э.)
    От греческого присутствия до османского завоевания

    Ксенофонт дает определение Понта региону, включающему земли между рекой Фасис Батумского района и Гераклеей Понтийской.

    Крупнейший географ античного мира, по происхождению из Понта, Страбон, рассказывает о красивых местах, зданиях, домах. О греках Причерноморья также свидетельствуют Витрувий (I век до н.э.) Арриан (II век до н.э.), Клавдий Птолемей, Маркиан, Дионисий, Гай Плиний, Евстафий.

    Греческое присутствие на Черном море берет свое начало в мифологии и заканчивается в исторической реальности. Девятый подвиг Геракла приводит героя к реке Фермодонт, где он должен получить с помощью Тесея и Теламона пояс Ипполиты, царицы амазонок. Еще один миф приводит его на Кавказ, где он должен освободить Прометея. Мифология продолжается легендой о Фриксе и Гелле, которые совершили путешествие на златорунном баране, чтобы избежать участи быть принесенными в жертву богам Олимпа. Далее в мифе говорится о том, как Гелла упала в пролив – который с тех пор стал называться Геллеспонтом – и о том, как царь Эет хранил драгоценное золотое руно. Аргонавты во главе с Ясоном и экипаж «Арго», состоящий из представителей всех греческих городов, назвали негостеприимное море «Понтом Эвксинским».


    Основание греческих колоний на берегах Черного моря начинается после Троянской войны в 1100 до н.э. Синоп (786 г до н.э.), родина философа-киника Диогена, поэта новоаттической комедии Дифила и историка Батона Синопского, первая колония Милета на Черном море, был основан в 786г. до н.э. как центр торговли, и вскоре стал значительным портом с сильным и многочисленным флотом. За Синопом последовали: Трапезунд (756 до н.э.), Гиресун (Керасунда, «Черешневый» - 700 г..до н.э.), Амисос (Самсун – 600 г. до н.э.), родина математиков Димитриоса Рафину и Дионисодора, а также грамматика Тиранниона, Одесса, Глубокая Гавань (Батум), Диоскурия (Сухуми), Пицунда, Археополис (Ноколакеви), Котиора (Орду), Триполи, Амасия, родина георгафа Страбона, Ионополи (Инемполи) и другие.
    Филипп II превратил берега Черного моря в провинцию Македонии, в то время как империя Александра Великого включала в свой состав юго-западные области Черного моря, за исключением Вифинии и Пафлагонии.

    В период Римского владычества происходит распространение христианства, проповедуемого апостолами Андреем и Петром, в то время как христианские монастыри являются источниками веры и национального самосознания ( монастырь Св. Иоанна, именуемый также «Вазелон», монастырь Пресвятой Богородицы Панагия Сумела,  монастырь Святого Георгия Перистерота). Во время гонений при Диоклитиане в 292 н.э. в Трапезунде принял смерть мученик Св. Евгений вместе с Кандидом, Валерианом и Акилой. Позже Св. Евгений был провозглашен святым покровителем Трапезунда. С захватом Трапезунда франками в 1202 г. происходит образование Трапезундской империи, на которой утвердилась династия Комнинов. Трапезунд был центром просвещения с прославленными учителями, среди которых были Григорий Хиониадис, Константин Лукитис клирик Мануил.

    Трапезундская империя пала в 1461 г., через 8 лет после захвата Константинополя турками. Последствием этого захвата стали резня, разграбления, бегство в Западную Европу и придунайские страны и насильственное омусульманивание. Среди обращенного в ислам населения наблюдалось развитие криптохристианства (тайного христианства) - направления, которое получило чрезвычайно широкое распространение в Причерноморье (Понте).

    С начала 18-го в. Понтийский эллинизм снова начал пускать корни у себя на родине. Греки этого региона вновь обретают веру в свободу и укрепляют идею национального возрождения, принимая участие в деятельности Филики Этерии и подготовке Национального Восстания. Основание Филики Этерии происходит в одном из сильнейших экономических и политических центров Причерноморья – в Одессе, и во главе организации становится потомок выдающегося понтийского рода Александр Ипсиланти, который и начинает восстание. Заканчивается же Греческая революция битвой при Петре, в которой участвует его брат, Дмитрий Ипсиланти.

    Для того чтобы понять правовое положение немусульманских народов («дхимма», как их называли османы), в Османской империи, необходимо сказать, что, согласно исламскому гражданскому праву, мусульмане имеют полные права и обязанности граждан, в то время как немусульмане могут рассчитывать лишь на защиту от грабежей и насилия. т.е., фактически они были лишены прав, и их присутствие не оспаривалось, если они признавали власть и превосходство мусульман и исламский порядок. Об этом несоответствии свидетельствует целый ряд политических и правовых ограничений (запрет на вступление в брак с мусульманином, показания христиан в отношении мусульман не принимались во внимание судом, унизительные правила, как надо одеваться, ограничения на жилищное строительство, способ приветствия и т.д.).

    В связи с этим турецкий социолог и историк Танер Аксам пишет: «Плюралистическая исламская модель основана как на унижении, так и на терпимости. Считается, что немусульмане добровольно примут такое положение вещей. Иное поведение представляется как нарушение договора «дхиммы». Речь идет о фактическом заговоре, т.к. предполагаемое вышеупомянутое соглашение было ни чем иным как предписанием: равноправных отношений не существует, есть лишь отношения смирения и терпимости, когда немусульмане обязаны выражать послушание и приверженность исламскому порядку, и свою неполноценность в сравнении с мусульманами.

    Эта система привела к произволу и самым различным преступлениям в отношении христиан. Поэтому, как только появились признаки упадка империи и в ее дела стали вмешиваться великие державы, заставившие османских султанов провести ряд реформ, в основном касавшихся прав немусульманского населения, уровень жизни христиан стал быстро повышаться. В условиях постепенного сокращения территорий империи это вызывало зависть и сопротивление со стороны некоторых мусульманских кругов.
    В особенности это проявилось после того, как Порта была вынуждена подписать Гюльханейский хаттшериф 1839 г. и хатт-и хумаюн (рескрипт султана) 1856 г. и мусульманское население, лишившееся монопольного права осуществлять управление, почувствовало, что теряет чувство превосходства. Таким образом, начавшийся процесс уравнивания в правах христианского и мусульманского населения был крайне болезненным для последнего. В этом плане характерны слова Али Суави, одного из представителей движения новых османов, стремившихся к проведению реформ, направленных на воссоздание прежнего стиля управления империей: «Мусульмане не только не признают превосходство какого-либо из покоренных народов, но и не позволят им управлять собой. Они будут готовы рисковать всем и проливать кровь, чтобы это предотвратить…».
    В результате экономического расцвета греков  Черноморского региона происходит их духовное и культурное возрождения в сочетании с ростом населения. В 1865 г. численность понтийских греков составила 265.000 человек,  в 1880г. – до 330.000 человек, в большинстве своем жители городских центров,  в то же время на юге России,  в Кавказском регионе, проживало около 150.000 понтийских греков, переселившихся туда после падения Трапезунда в 1461г.
    Общая численность понтийских греков, живших в конце 19-го в., насчитывала, по подсчетам Вселенского патриархата и властей Османской империи, около 600.000 человек, и согласно тем же источникам, в 1914 году возросла до 700.000. Во всей Османской империи греков было более 2.600.000.

    По данным 1912 – население Османской империи: 10.239.689, из них 19,35% это греки (1.982.376).

    Вместе с этим, некоторые молодые студенты Военно-медицинской академии в Стамбуле, светлые умы, полагали, что только абсолютное равенство, свобода и справедливость смогут сохранить империю, основой которой должно стать чувство братства между мусульманами и немусульманами. Таким образом, еще в 1887 они основали тайную организацию под названием Комитет единства и прогресса. Влияние организации быстро росло, особенно в 1889, когда в ее руководство вошли Ибрагим Темо (албанец), Мехмед Рашид (черкес) и Абдулла Джевдет (курд). В организацию вступил племянник султана, принц Сапахэддин, который действовал за рубежом.

    Султан и подчинявшиеся ему секретные службы в 1897 г. распустили Комитет единства и прогресса. Но тот продолжил свою деятельность в Париже, где издавалась газета «Молодая Турция», давшая название младотурецкому движению.

    В движение вступили также многие греки и армяне. Действительно, на съезде Комитета в Париже в 1902 году одержало верх самое радикальное, демократическое течение во главе с принцем Сапахэддином, которому отдали свои голоса греческие и армянские делегаты. Но на следующем съезде в 1907 г. усилилось влияние другого течения, к которому принадлежали в основном ксенофобы, такие как доктор Мехмет Назим, доктор Бахаэтдин Шакир и Ахмет Риза. Различия во взглядах между ними и армянскими представителями оказались непреодолимыми.

    Тем не менее, несмотря на разногласия между двумя течениями, в результате революции 1908 г. младотуркам удалось прийти к власти.

    Все народы Османской империи встретили революцию с небывалым энтузиазмом, в особенности греки и армяне.

    Но очень скоро маски были сброшены. Едва завершился визит бывшего премьер-министра Димитриоса Раллиса в составе делегации из пяти членов парламента, как из Стамбула пришла телеграмма, отправленная греческим послом в Турции Грипарисом 16 октября 1908, в которой говорилось следующее:

    «Вчера днем в районе Бешекташ было совершено убийство на почве религиозного фанатизма. Молодой грек, гражданин Османской империи, состоял в отношениях с молодой турчанкой. Ее отец, узнав, что его дочь находится в доме у своего возлюбленного, обратился в полицию, которая, несмотря на заявление молодых людей о своем намерении пожениться, привела их в отделение. Но собравшаяся толпа потребовала наказать виновных. Тем временем к месту событий прибыли около сорока солдат. Несмотря на это, фанатичная толпа, среди которой было много курдов, ворвалась в отделение полиции, схватила молодого грека и истерзала и забила его до смерти.

    Поведение полиции и солдат подверглось сильной критики. На мой взгляд, мы сталкиваемся с самым настоящим взрывом фанатизма.»

    Действительно, среди младотурок появлялось все больше фанатиков. Ничем не мотивированные нераскрытые убийства христиан совершались на всем Ближнем Востоке, в то время как среди мусульман все чаще давались указания бойкотировать греческих торговцев.

    Греки быстро поняли, что собой на самом деле представляет организация младотурок, и прекратили в ней участвовать. Но армяне по-прежнему связывали с ней свои надежды. Поэтому, когда 13 апреля 1909 г. султан Абдул-Хамид попытался организовать контрреволюционный переворот в Стамбуле, Армянский революционный союз Дашнак помог младотуркам кроваво подавить движение сторонников султана. За эту помощь армяне заплатили кровавую цену. В городе Адана (провинция Киликия) мусульмане, поддерживавшие султана, напали на армянское население и вырезали около 15000 – 20000 человек.

    Очевидно, что там развернулась страшная трагедия. Младотурки, вошедшие в город, признали виновными только сторонников султана и в результате последовавших судебных разбирательств осудили и приговорили к смертной казни 124 мусульман и 7 армян (последних – в основном за попустительство местному мусульманскому населению). Но разве это могло восстановить справедливость? 17 мая 1909 г. министр иностранных дел Франции Стефан Пишон заявил, что османские силы, которые были посланы из Дамаска и Бейрута для наведения порядка в Адане, принимали участие в массовых убийствах. Кроме того, в письме одного турецкого солдата, написанном 20 мая 1909 г. и переданном его семьей немецкому консулу, говорилось следующее: «Мы убили 30 тысяч неверных собак и их кровь реками текла по дорогам Аданы».

    После этих событий один из самых фанатично настроенных младотурок, доктор Назим, сказал: «Османская империя должна стать чисто турецкой. Присутствие граждан других национальностей является инструментом для вмешательства в турецкие дела европейских стран. Империя должна отуречиться и сделать это надо силой оружия».

    Следует отметить, что среди жертв резни, устроенной в Адане, было много греков.

    Мысли и тайные чаяния фанатиков младотурецкого движения были оглашены во время съезда в Салониках в октябре 1911 г., на котором снова прозвучал голос доктора Назима: «Я хочу быть только турком. Все элементы, кроме турецкого, должны быть искоренены».

    Конечно, в движении младотурок большинство состояло из консервативно настроенных людей, не желавших радикальной трансформации государства, и после свержения Абдул-Хамида и прихода к власти его брата Решада (правившего под именем Мехмеда V), выступавших за восстановление конституции 1878 г.

    Но радикальные представители младотурецкого движения выжидали удобного случая и удачно воспользовались поражениями Турции в Первой балканской войне, совершив 23 января 1913 г. кровавый переворот, в результате которого к власти пришел триумвират турецких националистов - Джемаль-паша, Энвер-паша и Талаат-паша. Что это были за люди? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно лишь одного отрывка из французской газеты 1915 г. Вот, что пишет в ней ссыльный турецкий генерал Шериф об Энвер-паше: «Несмотря на мягкие черты лица, высокомерие его не знает границ… У него голова как у Наполеона, с которым, как он сам говорит, он вел длительные беседы. Он всерьез верил, что сам является Наполеоном, воплотившимся в образе турецкого офицера. И немцы, эти льстецы, в тайне смеявшиеся над его безумием, чтобы лучше его контролировать, аплодировали всем его идеям, поощряли все его прихоти, вплоть до того, что в день присвоения генеральского звания в возрасте 32 лет он сказал своему другу: «Мой друг, я потерял целых 5 лет, ведь я мог бы стать пашой еще в 27».



    Первая Балканская война 1912-1913 гг. и сопутствующее поражение в ней Турции и утрата ею часть земель, временно спасла ситуацию, При этом, результатом войны явилось то, что Греция казалась в силе освободить все греческое население Османской Турции – исконно греческих земель, что Турецкое руководство осознает, не без вмешательства иностранных держав, в частности Германии. Турция теперь нацелена на избавление от греческого населения, проживающего на своей территории.
    Таким образом, накануне Первой мировой войны как греческий так и турецкий национализм достигают своего пика. В результате территориальных присоединений при балканских войнах, греки всерьез рассматривают возможность воссоздания Византийской империи, что, как оказалось позже, явилось утопией, а турки организовали переезд турецкого населения из греческой теперь уже Македонии в Восточную Фракию и представили его как насильственное переселение. В ответ на него турецкое правительство насильственно переселило 86 тыс. греков из Восточной Фракии и Западного побережья Малой Азии (первая волна беженцев).
    Во время Первой мировой войны, намечается ужесточение турецкого режима в адрес греческого населения. Закрываются греческие школы, водится турецкий язык, водится насильственный призыв в армию греческого мужского населения до 44 лет и отправление в трудовые лагеря мужчин старше 45 лет. По сути это принудительная рабская работа, поскольку греческое мужское население работает в нечеловеческих условиях (строительные работы, сельскохозяйственные работы, работа в рудах и пр.), вымирает большое количество греков, при этом продолжается насильственное переселение греков из Восточной Фракии, Западного побережья Малой Азии и Понта, что ознаменовало вторую волну беженцев – примерно 500 тыс.
    В Понте греки составляют 40% населения (около 1000000), и вместе с армянским населением они контролировали экономическую жизнь региона. С 1915 года в ответ на турецкий гнет, они уходят повстанцами и партизанами в горы, чтобы спасти то, что было возможно. Так же поступили и армяне. Это, однако, привело к интенсивности угнетения со стороны османского режима. В 1915 году большая часть армянского населения Турции было убито. К концу Второй мировой войны ситуация не улучшилась. Турецкое национальное движение во главе с Кемалем Ататюрком, был на подъеме. Сейчас Турция пытается официально истребить греческое население Понта, тем более на это уже существует уважительная причина. В 1919г. понтийские греки в союзе с армянами и временной поддержкой греческого правительства попытались продвигуть план создания независимого греко-армянского государства в Понте и турецкой Армении. Этот план быстро прерывается, но турки воспользовались этим, созвали чрезвычайные суды, на которых было решено карать много понтийских греков, которые были вовлечены в это движение. В период 1915-1922гг. более 200000 понтийских греков погибли или были убиты. В то же время, многие греки из Восточной Фракии, Понта и Малой Азии, чтобы избежать преследования, убегают беженцами в Грецию или в другие страны (в том числе в Южную Россию).

    Геноцид понтийских греков

    Первый этап геноцида начинается в 1908 г и продолжается до начала Первой мировой войны, когда восточный вопрос, подъем движения младотурок, Балканские войны и подключение Германии в качестве стратегического союза с Османским государством, создают предпосылки для начала гонений понтийских греков.


    Второй этап начался в 1914 г., когда конфликты во время Первой мировой войны усугубили политику геноцида. Правительство младотурок разрабатывает комплекс мер по продолжению истребления понтийских греков. По оценке консула Австрии в Трапезунде в январе 1918 г. количество выселенных понтийцев составило 80.000-100.000 человек, тогда как по свидетельству греческих источников число погибших доходило до 233.000, а выселенных в Россию - 233.000 чел. Приказ командующего османской армией генерала, немца Лимана фон Сандерса о зачистке областей от греков, под предлогом военных нужд, весьма характерен. Трудовые батальоны, как следствие закона 1909 г. о привлечении христианского населения на военную службу, мобилизация 1914 г. и выселение, депортация в глубь Анатолии, вели к физическому уничтожению греков.

    Период 1919 – 1923 представляет собой 3-ю, заключительную и самую жестокую фазу геноцида, когда укрепление Мустафы Кемаля в Османской империи совпадает по времени с образованием Советского Союза и помощью, полученной от него, с присутствием греческой армии в Измире и Фракии, а также с поворотом политики в сторону ориентации на великие европейские державы. Геноцид осуществлялся с помощью таких преступлений, как гонения, марши смерти, трудовые батальоны и других бесчеловечных методов, и если бы не вооруженное сопротивление, жертв было бы намного больше. Основным методом изгнания понтийских греков было уничтожение их руководителей, т.к. лишенные руководства греки представляли собой более легкий объект истребления.


    В Понте зверства были еще более жестокими. Топал Осман, возглавлявший войска четников, при помощи армии под командованием Нуреддинаб превратил эту область в огромное кладбище. Во французском архиве было найдено письменное свидетельство тех событий, оставленное очевидцем родом из Италии. Оно занимает много страниц, поэтому мы процитируем лишь некоторые отрывки:

    «…Турки арестовали жителей Самсуна. Однажды утром (примерно в конце мая 1921 г.) началась их депортация во внутренние районы страны… Они шли голые, голодные, избитые свирепыми конвоирами… Через два дня была отправлена вторая партия численностью более 1200 человек. На третий день депортации подвергся еще 751 человек. Первая партия после многодневного изнурительного перехода достигла города Ковак. Именно здесь им были уготованы страшные мучения… Их разделили на две группы. Вторая из них была направлена на склад. Там они были окружены конвоирами и в присутствии жителей окружающих деревень безжалостно расстреляны…»

    В другой заметке говорится следующее «Более 70 деревень, точнее, то, что от них осталось после заключения перемирия, теперь были преданы огню… Деревню Ато ждала еще более трагическая участь. Полицейские силы во главе с Демиром-Али при поддержке банды Османа Топала схватили и отвели туда всех жителей прилегающих деревень. Всех их собрали вместе и устроили пожар. Все вокруг горело в огне. Тех немногих, кому удалось бежать, расстреляли. Более 3.000 невинных человек были найдены убитыми…»

    В настоящее время рассекреченные архивные материалы отчетливо показывают весь масштаб этого тщательно продуманного и запланированного геноцида. А также то, насколько истина отличается от преднамеренной дезинформации французов, большевиков и некоторых англичан, которая, как по мановению волшебной палочки, подобно ядовитым грибам расползлась после смены правительства в ноябре 1920 г. К сожалению, этому искаженному взгляду на события, преследовавшему вполне определенные государственные интересы, поверили очень многие, даже среди нас. Но каждый день появляются новые источники, многие из которых открывают турецкие ученые.


    Согласно турецким демографическим данным, в 1914 г. Османская империя насчитывала 2.700.000 греков. Исходя из числа оставшихся в живых (1.221.000), жертвы должны были составить от 1.3 до 1.5 миллиона.
    Особое место в геноциде греков занимают женщина и ребенок, которые, с одной стороны, являлись конкретной целью преднамеренного преступления в силу своего положения в обществе и семье, а с другой – испытывали на себе все последствия геноцида (вдовство, изгнания, насилия, сиротство и т д.). Достоверно известно на основании данных, которыми мы располагаем, что существовал специальный план уничтожения женщин и детей. Так, параллельно с геноцидом, в Понте осуществлялись массовые убийства женщин и детей. Сопротивление женщин этой политике насилия проявлялось разными способами: от вооруженного сопротивления и участия в борьбе до выбора смерти, которую они предпочитали позору и унижению; одной из форм сопротивления, встречающихся в Причерноморском регионе, были случаи, когда матери покидали младенцев ради спасения группы людей.

    В то же время некоторые женщины и дети, принужденные принять ислам и оставшиеся в Турции, не утратили своих корней и не забыли своего происхождения. Время и жестокие методы политики насильственной ассимиляции, которая по отношению к ним систематически применялась, возможно, изменили, но не уничтожили их память.



    Малазийская катастрофа (1922г.)

    Первая мировая война ознаменовала начало конца многовековой истории эллинизма/эллинства в Малой Азии. Именно тогда в Малой Азии имели место два события, которые и определили дальнейший исход истории: с одной стороны турки осознают опасность распада своей страны, что приводит к развертыванию их националистического движения под предводительством Мустафы Кемаль, во-вторых греческая армия была в начале 1919 г. высажена в город Смирна и заняла внутреннюю часть Турции.


    Греческая оккупационная армия действовала в рамках решений союзников-победителей в войне, которые (в основном Великобритания) были заинтересованы в распаде Турции и в определенной степени добилась равноправного правления всеми национальностями Смирны и близлежащего региона. По Севрскому договору (10 августа 1920 года), который фактически упразднял Османскую империю и который турецкое правительство было вынуждено подписать, греческие национальные требования были удовлетворены. Присутствие греческой армии в регионе привело греческое население как в Малой Азии так и в самой Греции к всеобщей эйфории и ликованию.
    Скоро стало заметно, что ситуация накаляется. Национальное движение Кемаля набирало все большую силу и к концу 1920 года уже подготовило контрнаступление, разрушая населенные пункты с греческим населением. Перед реальной угрозой истребления греческого населения, в начале апреля 1921 года греческий парламент ратифицировал решение правительства о всеобщем нападении греческой армии на отряды Кемаля.
    На протяжении лета 1921 года греческая армия заняла внутреннюю часть Малой Азии (линия Эски Сехир – Кютахиа – Афион Карахисар), на которой продержалась целый год. За это время турецкая армия Кемаля восстанавливала свои силы при полной поддержке турецкого населения, добиваясь, при этом, серьезных побед на дипломатическом поприще. В феврале 1921 года Кемаль подписал Договор о дружбе и сотрудничестве с Советским союзом, а также Соглашение мира и экономического сотрудничества с Францией и Италией. При этом Франция снабдила Кемаля боеприпасами, взамен на экономические выгоды, а также отдала ему район Киликии, ранее контролируемый французскими войсками.
    В это время в рядах греческой армии, находившейся в Малой Азии, проявляются признаки усталости, при этом на дипломатической арене позиции Греции ослабли. Это и было самое благоприятное для Кемаля время для того, чтобы провести наступление на ряды греческой армии. Оно началось в августе 1922 г. на линии Кютахии – Афион Карахисара, было грамотно подготовлено и в основном сражении (14/27 августа 1922 г.) морально уставшая греческая армия потерпела поражение и начала отступать. За отступлением армии последовало бегство греческого населения. Неслучайно в адрес этих событий применяется библейское слово бегство-исход.
    В августе 1922 года турецкая армия ломает греческую линию фронта и вступает в Смирну (9 сентября 1922), сжигает город, устраивает резню христианского населения перед безразличными взглядами представителей иностранных держав (французских, английских, американских и итальянских военных сил). Среди пострадавших - епископ Смирны Хризостомом, не пожелавший покинуть город и греческое население и нашедший мученическую смерть. Те из жителей, кто не были убиты и не покинули город на кораблях, были взяты в плен и отправлены в лагеря в глубине Малой Азии. Большинство из них погибли от голода и лишений.


    Признание геноцида

    Присутствие греков в истории, их ощутимое присутствие, прерывается после захвата региона турками. После окончания геноцида армян начался процесс истребления греков теми же средствами. Массовые насилия, аресты женщин и детей, насильственное отуречивание, марши смерти, гонения, выселения – преступления, подтвержденные свидетельствами многих очевидцев, в том числе иностранцев, и даже союзников младотурок и Мустафы Кемаля. Почти 1.000.000 из 2.600.000 греков пропали без вести, 350.000 из 700.000 были убиты только в Понте – уничтожение, которое является геноцидом, в соответствии со статьей №2 Конвенции ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказания за него», параграфы 1, 2, 3, 4, 5, и сущностью понятия геноцида.



    Новая динамика  80-х и 90-х годов в сочетании с возвращением истории на первый план, с требованием сохранения исторической памяти, с требованием о признании геноцида, с новыми требованиями профсоюзов, ассоциаций и федераций, сформировали новые реалии. Греческий парламент принял два законопроекта (1994 и 1998 гг.), которые признали Геноцид, таким образом, в настоящее время геноцид греков признали: Парламент Швеции (2010), Палата представителей Республики Кипр (1995) и различные ведомства США. Кроме того, 30 апреля парламент Южной Австралии признал геноцид по итогам голосования.  18 мая 2006 г. Кэролин Мэлони выступила  в Федеральном Парламенте США по этому вопросу; в Канаде имеется  письмо с официальным признание  от премьер-министра Кретьена Канады Ж. Кретьена (2001) и соответствующее письмо с выражением поддержки  от члена Сената штата Онтарио Майкла Паре (май 2002 г.)
    Этим вопросом занимались Экономический и Общественный Совет ООН, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе после вмешательства НПО. Также 25 мая 2005 г. депутат Федерального парламента Стив Джорджанас заговорил о геноциде, 6 мая 2006 г. депутат города Виктория Австралии Дзени Микаку подняла вопрос о признании геноцида в парламенте Виктории (Австралия), и 20 июня 2006 г. депутат Стив Паунд - в парламенте Великобритании.



    Многовековая общность культуры и религии, совместная борьба с азиатским варварством и тиранией и общие идеалы связали российский и греческий народы нерушимыми узами дружбы и взаимопонимания.

    Со времен правления Екатерины Второй (Великой), когда велись российско-турецкие войны, после их завершения в соглашение о мире была включена особая конвенция (карта) об изменении положения в пользу христианского населения Османской империи.

    Россия также стала страной-убежищем и гостеприимным местом для тысяч греков, которые, не выдержав преследований и запугиваний, бежали на территорию Российской империи.

    И даже сегодня греки считаем себя духовно связанными с российским народом в большей степени, чем с любым другим народом мира. И эти глубоко укоренившиеся связи мы должны развивать и совершенствовать. Я хочется надеяться, что мы, греки, живущие в этой гостеприимной стране, сможем найти подходящих влиятельных людей, которые внесут вопрос о признании геноцида греков Малой Азии и Понта на рассмотрение в Государственной думе. Такой успех повлияет на Турцию гораздо больше, чем признание геноцида какой-либо другой страной или даже ООН. Только тогда души наших невинно убиенных предков упокоятся с миром.

    Текст – подбор материала: Теодора Янници, к.и.н..

    Источники: -«Новая, новейшая история»: В. Скулату, Н. Димакопулу, С. Конди

    - Харис Циркинидис: «Геноцид греков Востока»

    - Теофанис Малкидис: «Геноцид греков»




    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Геноцид христианского населения в османской империи

    Скачать 197.16 Kb.