• Тема: Северная Америка (15 - 25 часов)
  • Климат, внутренние воды (1 ч) Природные зоны, изменения природы (1 ч)
  • Содержание уроков (ведущие содержательные идеи)
  • Основные требования к подготовке учащихся – предметные умения
  • Номенклатура, персоналии Полуострова
  • Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
  • Задания для текущего контроля
  • Населенный пункт Т ср. января, ºС Т ср. июля, ºС

  • Скачать 84.91 Kb.


    Дата24.07.2017
    Размер84.91 Kb.

    Скачать 84.91 Kb.

    География



    Департамент образования г. Москвы Методическая лаборатория географии

    Московский институт открытого образования http://geo.metodist.ru




    ГЕОГРАФИЯ. 7 класс.

    Панасенкова Ольга Алексеевна,

    методист методической лаборатории географии,

    к.п.н.
    Тема: Северная Америка (15 - 25 часов)



    Темы уроков

    Северная Америка: географическое положение, история исследования, рельеф и полезные ископаемые

    (1 – 2 ч)



    Климат, внутренние воды

    (1 ч)


    Природные зоны, изменения природы

    (1 ч)

    Население и страны. Канада

    (1 ч)

    США

    (1 ч)

    Содержание уроков (ведущие содержательные идеи)

    - Северный материк: расположение целиком в Северном полушарии

    - Вытянутость с севера на юг: на севере пересекается Северным полярным кругом, на юге – Южным тропиком - разнообразие природных условий

    - История открытия и освоения: роль викингов, Испании (Кортес), Франции, Великобритании, России (Аляска)

    - Внутренние силы как фактор формирования рельефа. Закономерность размещения крупных форм рельефа: в основе древняя Североамериканская платформа - преобладание равнин; складчатые области на западе и востоке - горные пояса Кордильер и Аппалачей. Граница Североамериканской и Тихоокеанской литосферных плит – землетрясения и вулканы на Западе. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

    - Внешние силы как фактор формирования рельефа. Роль древнего оледенения в создании рельефа северной части материка.

    - Оценка рельефа разных частей материка с позиций жизни и хозяйственной деятельности человека



    -Климатообразующие факторы: вытянутость по широте – разнообразие климатов (от арктического до субэкваториального). Особенности рельефа – свободное проникновение арктического воздуха на юг, а тропического - на север. Особенности циркуляции воздушных масс: на западе умеренного пояса зимы мягче и осадков больше, чем на востоке (сравнение климата полуостровов Аляска и Лабрадор); на востоке тропического пояса осадков больше, чем на западе (сравнение климата полуостровов Флорида и Калифорния).

    - Неблагоприятные климатические явления: ураганы, торнадо, засухи, суховеи, пыльные бури

    - Внутренние воды: характер течения, питание и режим крупнейших рек бассейна Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого океанов. Великие озера

    - Оценка климата и внутренних вод разных частей материка с позиций жизни и хозяйственной деятельности человека




    - Факторы, определившие рисунок природных зон: северная, центральная и южная части материка. Особенности зоны тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей (прерий), пустынь, саванн, переменно-влажных лесов

    - Изменение природы человеком: добыча полезных ископаемых, распашка земель, вырубка лесов, прокладка дорог и трубопроводов, застройка. Охраняемые территории: первый в мире заповедник и первый в мире национальный парк




    - Численность (третье место после Евразии и Африки), состав (коренное население и переселенцы) и размещение населения.

    - Политическая карта материка. Самые развитые страны мира – Канада, США; Мексика – страна древней индейской культуры; небольшие государства Центральной Америки и островов Карибского моря – «банановые республики»

    - Канада – вторая по площади страна мира. Географическое положение: северная страна. Природа, население и хозяйство: Большая часть территории – нетронутая природа (арктические пустыни, тундра, тайга) с очагами добычи полезных ископаемых, лесозаготовок. Юго–запад: посевы пшеницы, животноводство. Юг вдоль границы с США - крупнейшие города. Франко- и англоканадцы


    - Три части территории (Аляска, Гавайские острова, остальные 48 штатов). Разнообразие природы: от арктических пустынь Аляски до переменно-влажных лесов Флориды, от высоких гор (Кордильеры с высочайшей точкой 6194 м) до приморских низменностей.

    - Освоение территории европейцами: путь от Атлантики до Тихого океана.

    - Разнообразие этнического состава населения: «плавильный котел наций». Расселение населения: резкое преобладание городского населения; сельское население: фермеры

    - США – самое развитое государство мира. Внутренние различия: Северо-Восток – большая плотность населения, самые старые города; Центральные равнины – «хлебная корзина», Великие равнины и Кордильеры – животноводство, добыча полезных ископаемых, национальные парки; Тихоокеанское побережье: большая плотность населения, садоводство, научные разработки, индустрия кино; Аляска: нетронутая природа и добыча полезных ископаемых; Гавайские острова: туризм




    Основные требования к подготовке учащихся – предметные умения

    - Характеризовать географическое положение материка

    - Делать вывод о влиянии географического положения материка на его природу

    - Выявлять зависимость между строением земной коры материка и его рельефом по картам, объяснять закономерности распространения месторождений полезных ископаемых


    - Объяснять влияние климатообразующих факторов на климат материка с помощью карт

    - Определять типы климата материка по климатограммам

    - Объяснять влияние рельефа и климата на внутренние воды материка


    - Объяснять расположение природных зон

    - Устанавливать взаимосвязь компонентов зональных природных комплексов

    - Оценивать природные условия с позиций жизни и хозяйственной деятельности человека


    - Давать характеристику расового и этнического состава населения материка

    - Объяснять особенности размещения населения



    - Раскрывать своеобразие страны, устанавливать причинно-следственные связи между ее природой, населением и хозяйством


    - Раскрывать своеобразие страны, устанавливать причинно-следственные связи между ее природой, населением и хозяйством



    Метапредметные умения:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя,

    • планировать свою деятельность под руководством учителя,

    • оценивать работу одноклассников,

    • выявлять причинно-следственные связи,

    • определять критерии для сравнения фактов, явлений,

    • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

    • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

    • создавать объяснительные тексты

    • выслушивать и объективно оценивать другого,

    • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.




    Практические работы

    • Сравнение климата полуостровов Флорида и Калифорния, Аляска и Лабрадор и объяснение причин выявленных различий

    • Выявление и объяснение причин, влияющих на смену природных зон по параллели 40 ºс.ш.

    • Составление комплексной страноведческой характеристики Канады

    • Составление маршрута путешествия по США

    Номенклатура, персоналии

    Полуострова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор, Юкатан; заливы: Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский, Аляска; острова: Канадский Арктический архипелаг, Антильские, Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские; каналы: Панамский; горы: Кордильеры ( в том числе Скалистые горы и Береговые хребты), Аппалачи; равнины: Великие, Центральные, Миссисипская низменность

    Реки: Миссисипи, Миссури, Святого Лаврентия, Маккензи, Колумбия, Колорадо. Озера: Великие (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио), Большое Соленое, Виннипег

    Йеллоустонский национальный парк

    Канада, Монреаль, Торонто, Оттава

    Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Вашингтон, Чикаго

    Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

    Географические особенности природы материков и океанов. Географическая специфика отдельных стран. Результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

    Задания для текущего контроля


    1. Определите географический объект, имеющий координаты: 23°с. ш. и 83° з.д.

    Название объекта:

    1. Используя данные таблицы, определите верное высказывание.

    Населенный пункт

    Т ср. января, ºС

    Т ср. июля, ºС

    Среднегодовое количество осадков, мм

    А

    -12

    +20

    1090

    В

    0

    +25

    927

    С

    +20

    +29

    1483

    1) Пункт А расположен в умеренном поясе

    2) Пункт В расположен в экваториальном поясе.

    3) Пункт С расположен дальше от побережья океана, чем пункт В

    4) На климат пункта А оказывает влияние теплое течение

    3. Используя данные таблицы, определите, в каком населенном пункте годовая амплитуда температуры наибольшая:

    1) А


    2) В

    3) С


    4. В каждой паре подчеркните географический объект, расположенный восточнее:

    1) полуостров Лабрадор – полуостров Юкатан

    2) река Юкон – река Маккензи

    3) Мексиканский залив – Калифорнийский залив

    4) город Вашингтон – город Чикаго

    5. Расположите формы рельефа Северной Америки с запада на восток.

    1) Миссисипская низменность;

    2) Великие равнины;

    3) Аппалачи



    6. Установите соответствие между страной и географическим объектом.
    СТРАНА ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

    1. Мексика А) Большое Соленое озеро

    2. США Б) озеро Виннипег

    3. Канада В) остров Ньюфаундленд



    7. Установите связи между климатообразующими факторами и их следствием для климата Северной Америки.

    ФАКТОР СЛЕДСТВИЕ

    1) Горы расположены на западе и востоке А) Материк расположен во всех климатических поясах

    материка кроме экваториального

    2) Материк вытянут по широте от 9º с.ш. Б) Средние январские температуры и среднегодовое

    до 72º с.ш. количество осадков на полуострове Аляска выше,

    3) Вдоль западных берегов материка в умеренном чем на полуострове Лабрадор

    поясе протекает теплое течение В) Арктические воздушные массы свободно перемещаются на юг, а тропические -



    8. Определите по описанию страну. на север.

    Здесь расположены высочайшие действующие вулканы; вблизи одного из них находится современная столица страны, расположенная там же, где находилась столица индейского государства. В состав этой страны входит полуостров, одноименный с заливом и штатом США.

    Ответ:

    9. Определите по описанию город.

    Этот город расположен на берегу океана, его территория занимает как берег материка, так и острова. Это один из крупнейших городов страны и мира, но не столица. Столица государства расположена тоже на побережье океана, к югу от этого города.



    Ответ:

    10. Сравните Канаду и США с точки зрения благоприятности природных условий для жизни и деятельности человека.