• Герасимова Марина Петровна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе

  • Скачать 147.56 Kb.


    Дата15.04.2019
    Размер147.56 Kb.

    Скачать 147.56 Kb.

    Герасимова Марина Петровна, кандидат педагогических наук



    Герасимова, М. П. Исторические аспекты развития системы дошкольного образования и современное состояние управления ими в Республике Коми [Электронный ресурс] / М. П. Герасимова // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2009.html, свободный. (0,5 п.л.)
    Герасимова Марина Петровна,

    кандидат педагогических наук,

    заместитель директора по научно-методической работе

    Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А. Куратова
    исторические аспекты развития системы

    дошкольного образования и современное состояние

    управления ими в Республике Коми
    (13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования)
    Система дошкольного воспитания призвана обеспечить удовлетворение потребности населения, запросы семьи, имеющих детей дошкольного возраста, в образовательных услугах и желающих поднять общий уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить к обучению в школе. Для того чтобы родителям был пре­доставлен выбор форм, методов и содержания образования на основе их разнооб­разия, сеть дошкольных учреждений должна быть дифференцированной [2]. Неоднородность дошкольного образовательного пространства представ­лена на сегодня видовым разнообразием учреждений для детей дошкольного возраста.

    В своем историческом развитии дошкольные учреждения прошли путь от детского приюта до многофункционального учреждения, статус которого приобретается с введением нормативно-правовых документов, регламентирующих его функционирование и развитие. Система дошкольных образовательных учреждений в Республике Коми начала складываться в ХIХ в. Первые дошкольные учреждения возникли в Коми крае значительно раньше, чем это принято считать. Предшественниками дошкольных учреждений были детские приюты, организуемые по инициативе земств. Они должны были «содействовать сохранению детей», которые в период массовых сельскохозяйственных работ были предоставлены сами себе. Таких приютов в 1903 г. было организовано 12, и содержались они на благотворительные средства. Первые из таких приютов возникли в городе Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) на 20 детей и центрах сельскохозяйственной районов – с. Визинга и с. Иб на 100 дошкольников. Открытие этих учреждений во многом зависело от отношения первых заведующих – Дзюбы Николая Ивановича и его жены Нины Павловны [4].



    После Октябрьской революции по декрету Совета народных комиссаров от 20 декабря 1917 г. дошкольное воспитание включилось в общую систему народного образования, что дало толчок к его развитию. Государство взяло на себя заботу о подрастающем поколении, и в 1918 г. в городе Усть-Сысольске был открыт первый в Коми крае детский сад на 50 мест, который размещался в бывшем купеческом доме Потаповых (сейчас это детский сад № 2, расположенный по улице Кирова). Первым заведующим этого детского сада была выпускница Института благородных девиц г. Санкт-Петербурга Богославская Вера Алексеевна. С 1919 г. дошкольные учреждения открывались в промышленных районах республики – с. Серегово, где было размещено солеваренное производство, п. Нювчим, где работал известный на всю страну чугунолитейный завод [4].

    Широкий размах дошкольное воспитание приобрело с момента образования Коми Автономии, с 1921 г. Помимо дошкольных учреждений в районах республики открывались детские площадки в Удорском, Сысольском, Усть-Вымском и других районах. К 1925 г. в Коми уже было открыто 9 детских садов на 328 детей, где воспитание шло на русском и родном (зырянском) языках. В первых дошкольных учреждениях не хватало средств на их обустройство: детям не на чем было спать и родители сами сколачивали кровати, в садах дети вместе с воспитателями ухаживали за лошадьми и поросятами, носили воду. На детей иногда был только один карандаш, и рисовали они по очереди на газетах. Не хватало мебели, игрушек, книг. Но основной проблемой тогда было отсутствие квалифицированных кадров, т.к. в детских садах работали энтузиасты, не имеющие опыт, но проникнутые идеей просвещения. Поэтому в 1926 г. на базе первого детского сада начали работать курсы-практикумы по подготовке воспитателей. С января 1924 г. при республиканском управлении образованием начало работать бюро, где была организована секция по дошкольному воспитанию. Целью его деятельности явилась разработка программно-методических вопросов, учет лучшего педагогического опыта и организация повышения квалификации дошкольных работников. Труды Н.К. Крупской, первое Положение о ведении очага и детского сада, принятом в 1919 г., способствовали руководству дошкольными учреждениями [4]. Развитие экономики края, потребность в рабочих руках создавала необходимость в массовом открытии дошкольных учреждений, в связи с чем в 1926 г. был предпринят «дошкольный поход на село» и достигнуты определенные положительные результаты (в 1932 г. уже работало 64 детских сада на 6000 детей).

    20 декабря 1931 г. по инициативе ОБЛОНО республики при Сыктывкарском педтехникуме открылось дошкольное отделение, а в 1937 г. – заочное отделение. Благодаря массовой подготовке кадров, к 1940 г. в детских садах республики работало 245 подготовленных воспитателей. Работа в дошкольных учреждениях велась по новой тогда программе «Руководство для воспитателя детского сада». Сеть детских садов составляла 69 учреждений [4].

    В годы Великой Отечественной Войны главной задачей дошкольного воспитания республики, как и во всей стране, стояла задача сохранения жизни детей. Для большого числа эвакуированных детей открывались детские сады. Только в г. Сыктывкаре за несколько первых месяцев войны открылось 4 детских сада, а к 1943 г. действовало уже 30 дошкольных учреждений, рассчитанных более чем на 7000 дошкольников. С 1944 г. открываются санаторные детские сады, более 1000 детей устроено в семьях. Бурный рост дошкольных учреждений вызвал снижение качественного состава педагогических кадров, поэтому в мае 1944 г. Советом Министров РСФСР было принято постановление об открытии самостоятельного дошкольного педагогического училища с очным и заочным отделениями, первым директором которого была Добрынина Гаина Михайловна. Работали в нем и педагоги с высшим образованием – Селькова Мария Васильевна и Панюкова Мария Степановна. К 1950 г. в дошкольных учреждениях республики работали 908 воспитателей, из них 801 – выпускники училища, 107 – обучались на заочном отделении [4].

    Продолжалось в республике и строительство типовых многокомплектных дошкольных образовательных учреждений на 140, 160, 280 и 360 мест. В сельских населенных пунктах строили детские сады на 50 и 90 мест.

    С 1975 г. в республике Коми начинают функционировать специализированные дошкольные учреждения для детей с недостатками речи, слуха, зрения. Предусматривалось и открытие круглосуточных детских садов, яслей, садов-яслей с улучшенной планировкой: отдельными спальнями, музыкальными и физкультурными залами, зимними садами. К началу 1988 г. 91% детей республики, практически, все нуждающиеся, были охвачены системой дошкольного образования. Усилия педагогических работников были направлены на выполнение Закона РФ «Об образовании», Программы воспитания и образования, углубление процессов демократизации и гуманизации, совершенствование деятельности образовательных учреждений в соответствии со спросом потребителей услуг.

    Пережили дошкольные учреждения и трудный период, когда с 1995 по 2005 г. их число, по данным статистики, сократилось с 801 до 527 (из них в сельской местности – 285). Часть детских садов были закрыты во всех городах и районах Республики Коми (г. Воркуте, Вуктыле, Сыктывкаре, Сосногорском, Ижемском, Койгородском, Сыктывдинском, Усть-Цилемском районах и др.). Дошкольным образованием в 2005 г. было охвачено лишь 82% детей (74 тысячи). Исследования Министерства образования и высшей школы РК показали, что причинами этого стало уменьшение рождаемости в республике; появление большего количества больных детей, которые не могли посещать обычные дошкольные учреждения; высокая безработица среди взрослого населения; низкая платежеспособность родителей. В связи с этим началась работа по реорганизации и закрытию детских садов с целью сохранения и стабилизации системы дошкольного образования. Одновременно в России, взявшей курс на демократизацию, появились новые вариативные программы воспитания и обучения дошкольников, которые активно внедрялись в воспитательно-образовательный процесс, обновлялись виды дошкольных учреждений [4].

    Предпринятые меры по сохранению системы дошкольного образования привели к тому, что сегодня родителям предлагаются различные виды дошкольных учреждений: образовательные, компенсирующие, комбинированные, а также присмотра, ухода и оздоровления.
    Виды дошкольных учреждений Республики Коми

    ТИП

    ЗАДАЧИ


    ВИДЫ

    Дошкольное образовательное учреждение (всего на 2008 г. – 509)

    • охрана жизни и укрепление здоровья детей;

    • обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

    • осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

    • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

    • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

    Детский сад (на 2008 г. – 338);

    Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей (на 2008 г.– 15);

    Детский сад комбинированного вида (на 2008 г. – 43);

    Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (на 2008 г. – 87);

    Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур (на 2008 г. – 7);

    Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей (на 2008 г. – 19).


    Дошкольные учреждения решают общие задачи воспитания и обучения, гарантируют защиту детей от всех форм физического и психического насилия, а также удовлетворяют потребности в эмоционально-личностном общении, разви­тии творческих способностей и интересов; предлагают квалифицированную помощь в коррек­ции имеющихся недостатков развития; гарантируют право на свободу развития в соответствии с индивидуальными способностями дошкольников [6]. Обеспеченность детей в возрасте 1–6 лет дошкольным воспитанием в учреждениях республики выше, чем в среднем по стране: в республике – 79,8%, в РФ – 61,3%, по данным на 1 января 2007 г. [5]. Статус дошкольных учреждений нередко оказывается в непосредственной зависимости от мнения родителей о качестве образования, которое они обеспечивают. Большинству родителей важна хорошая подготовка детей к школьному обучению, важны комфортные психологические и физические условия, которые может обеспечить дошкольное учреждение. Наибольшей популярностью в Республике Коми на сегодняшний день пользуются детские сады, реализующие психосберегающие технологии (программы «Радуга», «Детство»), оздоровительные программы («Здоровый ребенок», «Здоровое раскрепощенное развитие»), программы, направленные на эстетическое, интеллектуальное, художественно-творческое развитие детей. Очевидно, что для республики, расположенной в северных условиях, на 70% в заполярье, основным вопросом должно являться сохранение здоровья дошкольников.



    Взятый курс на развитие вариативного образования позволил появиться многообразным инновационным авторским школам, комплексам, объединяющим в себе детский сад и младшую школу (на 2008 г. – 61) [50]. Сегодня в республике 100 групп детских садов работают по программе «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова и др.), 85 – по программе «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.), 6 – по программе «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Н.С. Варенцова и др.), 2 – по программе «Школа–2100» (А.А. Леонтьев, Р.Н. Бунеев и др.), 63 – по региональной программе «Парма» (С.С. Белых, С.Н. Штекляйн и др.), 20 – по программе «Истоки» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева и др.). По данным Министерства образования РК, на 2008 г. 68% детских садов работают по инновационным программам дошкольного образования [3].

    Материалы социологического опроса, проведенного нами в 2008 г. показали, что спрос на услуги дошкольных учреждений в Республике Коми у большинства населения высокий. До 84% респондентов детский сад необходим как институт развития ребенка. Большая часть родителей (67%), чьи дети посещают детские сады, в целом удовлетворены их работой, дополнительными услугами, которые им предлагаются для всестороннего развития дошкольников. К 2008 г. 6343 ребенка пользовались платными дополнительными услугами в ДОУ, в то время как в 2005 г. – только 4190 детей. Часть родителей хотели бы расширить спектр дополнительных услуг [5]. В республике действуют учреждения, целью которых является раннее развитие специальных способностей детей (эстетические центры, детские сады с углубленным изучением коми, английского, немецкого языков, детские сады с экологической направленностью в воспитании, осуществляющие интеллектуальное развитие детей по специальным программам для одаренных детей).

    Для современной системы дошкольного воспитания особо актуальными являются задачи реабилитации детей, коррекция их здоровья. Поэтому создаются специальные учреждения и группы для детей с различными нарушениями здоровья, с нарушениями слуха, речи, зрения, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, туберкулезной интоксикацией и т.п. Проявлением гуманного отношения к детям-инвалидам стало создание в дошкольных учреждениях групп, образовательная работа в которых будет содействовать социализации дошкольников. Вместе с тем вызывает обоснованное беспокойство тот факт, что в республике сегодня появляется все больше детей с различными нарушениями и все меньше практически здоровых детей. Для реабилитации детей дошкольного возраста открываются различные дошкольные учреждения компенсирующего вида. Например, в республике к 2008 г. детей дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения, насчитывается 620 человек, функционирует 39 групп; детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – 962, функционирует групп – 57; детей с нарушениями речи – 1206 человек, функционирует групп – 77. Открыто 14 групп для детей с задержкой психического развития на 172 человека; 26 групп – для тубинфицированных детей. В республике действует 97 групп для часто болеющих дошкольников, в 2005 г. их было 84 [5]. Качественную подготовку к школе возможно осуществлять в предшкольный период детства. Сегодня в республике идет подготовка специалистов для этой цели в Сыктывкарском гуманитарно-педагогическом колледже имени И.А. Куратова. Сегодня охват услугами предшкольного образования составляет 94,8% дошкольников в возрасте 5–6 лет.

    Немаловажен для родителей архитектурно-планировочный фактор. Для детей, живущих на Севере, важно, чтобы в детском саду было не только тепло, светло, просторно и достаточное количество игрушек и пособий, но и имелся бассейн, зимний сад, спортивные и музыкальные залы и закрытые веранды для прогулок в холодное время года. 58% дошкольных образовательных учреждений республики имеют все виды благоустройста.



    В зависимости от задач и вида дошкольного образовательного учреждения подбирается не только содержание педагогического процесса, но и определяется содержание управленческой деятельности руководителя. Управляя тем или иным видом дошкольного учреждения, заведующая продумывает не только работу с детьми, виды дополнительных услуг, создает нормативно-правовую базу учреждения, но и подбирает специалистов и педагогов, направляет их работу на решение задач и функций, соответствующих выбранному виду учреждения [1].

    Для примера сравним только два полярных вида дошкольных учреждений: общеразвивающего и компенсирующего. В учреждении общеразвивающего вида заведующая подбирает специалистов, способных обеспечить основной вид услуг: функционально-интеллектуальное и личностное развитие воспитанников. Задачи, стоящие перед дошкольным учреждением, помогают решать музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатель-педагог с определенной специальностью (иностранный язык, изодеятельность, хореография и т.д.), в зависимости от выбранной обучающей программы. В дошкольном учреждении компенсирующего вида функции охраны и укрепления здоровея детей, обеспечения их развития приобретают особую значимость: главное внимание уделяется коррекции физического и психического развития детей. Основные виды услуг: медицинские с обязательной коррекцией физического развития и развивающие с обязательной коррекцией психического развития. В штат такого вида дошкольного учреждения заведующая обязательно подбирает врача (невропатолога, ортопеда, психоневролога и других по профилю учреждения), дефектолога (тифлопедагога, сурдопедагога), логопеда, психолога, массажиста и т.д. [6]. В отличие от других видов, в этом дошкольном учреждении индивидуальное обучение (коррекция конкретного дефекта) попадает в разряд основных услуг. Это требование оговаривается в нормативных документах дошкольных образовательных учреждений. Следует отметить и отличия дошкольных образовательных учреждений по количеству групп и составу детей в них. На основании создания образова­тельных учреждений для воспитания и обучения детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет комплектование групп и их количество могут варьироваться: от 1–2 разновозрастных (малокомплектный детский сад) до 10–12 одновозрастных (детей раннего, младшего и старшего дошкольного воз­раста) групп.



    Рассматривая особенности управления дошкольным учреждением, нельзя не отметить влияние географического фактора и места расположения населенных пунктов. Специфика республики Коми такова, что около половины детских дошкольных учреждений здесь являются сельскими и малокомплектными. Величина населенных пунктов колеблется от 50 до 5000 человек, а расстояния между ними иногда весьма значительные. Поэтому сеть дошкольных учреждений на селе может строиться территориально замкнуто, в расчете на обслуживание населения лишь собственного пункта, и тогда при наличии небольшого количества населения или с учетом обслуживания близкорасположенных населенных пунктов детский сад будет малокомплектным. Малокомплектный детский сад – довольно популярный вид в Республике Коми. 249 малокомплектных дошкольных учреждений действуют в сельской местности.

    Особенность управления таким дошкольным учреждением заключается в том, что дошкольных групп там, как правило, мало, они смешанные (разновозрастные), заведующая исполняет обязанности, практически, всех членов Административного совета и часто имеет лишь среднее педагогическое образование, а воспитатели не имеют образования вовсе. По данным Министерства образования РК на 1 января 2008 г., в республике насчитывалось 509 дошкольных образовательных учреждений, в которых работает 5959 педагогов. Высшее педагогическое образование из них имеет 1437 педагогов (24,1%). Лишь 119 (23,4%) руководителей этих детских садов имеют высшее образование, в то время как другие заведующие, а их большинство, имеют среднее специальное педагогическое образование либо не имеют такового [5]. Большая часть заведующих с высшим образованием работает в городских дошкольных учреждениях. В сельской местности в большей степени сказываются национальные традиции и язык, накладывающие свой отпечаток на педагогический процесс. Заниматься же самообразованием и самосовершенствованием, особенно на селе, когда финансирование дошкольных учреждений происходит по остаточному принципу, когда некоторые заведующие не могут приобрести канцелярские товары и игрушки, не говоря уже о соответствующей педагогической и методической литературе или выехать на курсы повышения квалификации в город, практически не возможно.

    Становится понятно, что некоторые знания и методы управления руководителей дошкольными учреждениями несколько устарели. Вместе с тем¸ исследования, проведенные нами, показали, что большая часть руководителей хотели бы получить специальное управленческое образование или повысить свою квалификацию. Оказавшись в положении руководителя, любой человек испытывает определенные трудности. Поскольку различные вопросы, связанные с руководством, надо решать сейчас, сиюминутно. Поэтому чаще всего человек, не имеющий специальной управленческой подготовки, становясь руководителем, вынужден пользоваться опытом, который набрал в своем учреждении. Зачастую этот опыт бывает отрицательным (замечания воспитателю в присутствии детей, ограничение творчества воспитателя, жесткие указания по поводу проведения занятия, единоличное решение вопросов, касающихся функционирования группы и т.д.) [1]. Позже вновь назначенный руководитель, пройдя курсы повышения квалификации, приобретет положительный опыт руководства, может грамотно решать различные управленческие вопросы. Но поначалу ему трудно справиться с грузом обязанностей, включающих в себя не только организацию работы всего учреждения, эффективную методическую помощь, но и большое количество нормативно-правовой и отчетной документации. Кроме того, сама должность руководителя заставляет педагога несколько изменить стиль общения с подчиненными, а его личные качества становятся центром пристального внимания всего коллектива [1].

    Таким образом, система дошкольного образования в Республике Коми складывалась постепенно. На ее развитие повлияли не только события, происходящие в России в целом, но и собственные традиции и культура народа коми. Становление системы происходило еще и в зависимости от потребности населения на ее услуги и в зависимости от географического положения региона. Управление дошкольными учреждениями, ориентируясь на сложившуюся систему, выявляет свои особенности и трудности, которые необходимо решать профильным профессиональным образовательным учреждениям Республики Коми.


    Литература:

    1. Детский сад: Кн. для заведующих. – М.: Просвещение, 1982. – 256 с.

    2. Дошкольное образование в России / Редактор-составитель Р.Б. Стеркина. – М.: АСТ, 1998. – 336 с.

    3. Нишанбаева А. В. Состояние музыкального образования в дошкольных образовательных учреждениях Республики Коми // Материалы II научно-практической конференции «Традиции и новаторство в музыкальном воспитании и образовании» / отв. за вып. Н.И. Студиград, Е.Ю. Уточкина. – Сыктывкар, 2007. – С. 22–28.

    4. Материалы лекций по дошкольной педагогике Герасимовой М.П.

    5. Образование в Республике Коми в цифрах и фактах. – Сыктывкар: РИЦОКО, 2008 . – 110 с.

    6. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений разных типов //Дошкольное воспитание. – 1992. – № 2.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Герасимова Марина Петровна, кандидат педагогических наук

    Скачать 147.56 Kb.