• «Гимназия Святителя Василия Великого»
  • Уразаева Г.М.
  • Вид проекта
  • В реализации проекта принимали участие
  • Продукт проектной деятельности
  • Презентация проектной деятельности
  • Перспективный план проекта «Богатыри - защитники Земли Русской»
  • Тема Задачи Литература, пособия
  • Этапы проектной деятельности по теме «Богатыри - защитники Земли Русской»
  • Этапы Содержание I. Подготовительный
  • II. Реализация проекта Виды детской деятельности
  • Тема : Богатыри Земли Русской
  • Тема: Великие защитники Земли Русской
  • III. Презентация (подведение итогов)
  • IV . Анализ выполнения проекта.



  • страница1/13
    Дата24.04.2018
    Размер8.02 Mb.

    «Гимназия Святителя Василия Великого»


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Автономная некоммерческая общеобразовательная организация



    «Гимназия Святителя Василия Великого»

    143020, Московская область, Одинцовский район, д. Зайцево, Кокошкинское ш., д. Зайцево, д. 1

    тел: +7 (495) -594-01-01

    Буздыгар М.А., заведующий детским садом АНОО Гимназия «Святителя Василия Великого» детский сад «Васильки», МО Одинцовский район, д. Зайцево.

    Лягинская И.А., старший воспитатель детского сада АНОО Гимназия «Святителя Василия Великого» детский сад «Васильки», МО Одинцовский район, д. Зайцево.

    Уразаева Г.М., педагог дополнительного образования АНОО Гимназия «Святителя Василия Великого» детский сад «Васильки», МО Одинцовский район, д. Зайцево.
    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста: «Богатыри Земли Русской»

    Детский сад «Васильки» был открыт 1 сентября 2006 года, уже десятый учебный год детский сад принимает детей. Из небольшого семейного сада «Васильки» выросли в полноценное структурное подразделение Гимназии! На сегодняшний день 78 воспитанника посещают детский сад.

    Наша Гимназия носит имя святителя Василия Великого – это большая честь и ответственность как для гимназистов, так и для педагогического коллектива.

    Святитель Василий Великий известен нам как стойкий, бескомпромиссный борец за чистоту христианской Церкви. Также, мы знаем его как всесторонне образованного человека. Эти два качества дополняют друг друга: вера направляет и организовывает человека в обучении, а полученное образование помогает защищать веру.

    Среди его трудов не только множество богословских сочинений, но и педагогические. В последних, святитель Василий говорит о большой нравственной пользе, которую можно извлечь из изучения светских наук и книг. Подобно этому, в наше время, ученики Гимназии должны постичь как можно больше светских наук, чтобы в будущем, при необходимости, достойно использовать свои знания для защиты Православия.

    Кроме сказанного, святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в крещении Василием (988 г.). Васильки - воспитанники детского сада – духовные дети и последователи святителя Василия Великого, будущие гимназисты.


    Долгосрочный проект «Богатыри Земли Русской», говорит, что, русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях и былинах, русская культура является нравственным ориентиром, воспитывающим любовь к Отечеству, цель которого является: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма посредствам приобщения к истории и культуре Древней Руси, а также изучения жизни и подвигов исторических и былинных героев.

    Данный проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитанию в них чувства патриотизма и любви к Родине, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. Проект направлен на усиление внимания к ценностям традиционной русской культуре и исторической преемственности, формирует творческие, исследовательские, коммуникативные и познавательные качества воспитанников.



    Задачи проекта:

    Образовательные:

    • Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, иллюстраций картин художников;

    • изучать градостроение, быт и ремесла Древней Руси;

    • изучать доспехи и оружия русских витязей;

    • формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе.


    Развивающие:

    • способствовать развитию познавательного интереса к жизни и подвигам защитников Руси, на примере жития святых, исторических героев, а также героев литературных произведений;

    • развивать творческое мышление и воображение;

    • развить диалогическую и монологическую речь детей, обогащать словарный запас детей;

    • развивать коммуникативные навыки детей.


    Воспитательные:

    • воспитывать благоговейное чувство и любовь к русской культуре;

    • воспитывать интерес, любовь и привязанность к своему Отечеству;

    • формировать умение организованно работать индивидуально, в группе и коллективе.


    Вид проекта: Познавательно-творческий и ролево-игровой. Среднесрочный, групповой.

    Сроки реализации проекта: 4 недели

    Формы и методы работы:

    Познавательное развитие: проведение образовательных ситуаций, просмотр презентаций; совместная с родителями творческая и исследовательская деятельность; просмотр исторической реконструкции.

    Речевое развитие: инсценирование сказки, использование стихов, загадок, пословиц, былин.

    Социально-коммуникативное развитие: интерактивные беседы, рассматривание репродукций картин и иллюстраций, дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия.

    Художественное творчество, ручной труд: изготовление собственных доспехов и снаряжений; конструирование; аппликация, рисование коллективное создание макета «Город Древней Руси»; организация мини-музея.

    Музыка: слушание звучания гуслей и русских былин в исполнении гусляра, разучивание песен.

    Физическая культура: подвижные игры, спортивные эстафеты, участие в спортивно-театрализованном празднике.

    В реализации проекта принимали участие: администрация детского сада в лице заведующего детским садом, старшего воспитателя, воспитатели, педагог по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по трудовому воспитанию.
    Продукт проектной деятельности:

    - макет «Город Древней Руси»

    - продуты детского изобразительного творчества: рисунки на тему «На заставе богатырской», аппликация «Крепостная башня».

    - богатырский меч, богатырский пояс, богатырский шлем.



    Презентация проектной деятельности:

    Спортивно-театрализованный праздник «Богатыри Земли Русской»; представление макета «Город Древней Руси», представление воинских доспехов и оружия в мини-музее «Доспехи и вооружение русского витязя».



    Перспективный план проекта «Богатыри - защитники Земли Русской»

    Тема


    Задачи

    Литература,

    пособия

    Методические приемы

    Праздники, развлечения,

    встречи, экскурсии

    Первая неделя

    История и культура Древней Руси. Город Древней Руси


    -Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне, с использованием элементов художественного конструирования.

    - Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.

    - Познакомить детей о Несторе – летописце. Рассказать, что монах Нестор составил первое сочинение о Руси “Повесть временных лет”.

    - Знакомство с архитектурой строений, ландшафтных предпочтений при строении городов Древней Руси.

    - Создание макета Древнего города

    - Развивать такие черты личности, как любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, логическое мышление, художественные способности, навыки и умения коллективной работы.

    - Воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству, к своим предкам и благодарность им.


    О. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

    Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»


    Наглядное пособие. Древняя Русь - Русь удельная - Московская Русь.

    Беседы: «Путешествие в Древнюю Русь» «Как появились города на Руси». «Славяне - наши предки»
    Чтение книг: Голубев А.В.

    История России/ Детская энциклопедия

    Алешков В.

    Древняя Русь/ Детская Энциклопедия

    Майорова Н.О. Литература Древней Руси. Преданья старины глубокой

    Презентация «Путешествие в Древнюю Русь»


    Дидактические: игры «Древние славяне».

    «Какую посуду купили на ярмарке»


    Аппликация «Крепостная башня».
    Коллективная работа: макет Древнего города с использованием природного материала (мох, камешки, ветки деревьев, колышки).
    Игра – путешествие «Берестяная грамота»
    Приобщение родителей к изготовлению построек для макета древнего города.

    Открытие экспозиции «Город Древней Руси»

    Вторая неделя

    Богатыри Земли Русской

    - Познакомить детей с литературными произведениями и устным народным творчеством о богатырях;

    - познакомить детей с великими полотнами художника В. Васнецова на богатырскую тематику;

    - познакомить с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем

    - дать представление об оружии, о снаряжении и их использовании;

    - развивать чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа;

    - продолжать развивать продуктивную деятельность детей.

    - активизировать детей на работу по созданию мини-музея (конструирование, ручной труд).

    - приобщать детей к русской национальной культуре.

    - воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать. - вовлекать родителей в творческий процесс по изготовлению демонстрационного материала для мини-музея.


    Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской.
    Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Натарова В.И.
    Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.



    Беседа «Богатыри»
    Чтение книг:

    Богатырские сказы. Тексты по мотивам былин А. Митяева, В. Лебедева.

    Н.И. Надеждин «Богатыри и витязи Русской земли».
    Рассматривание репродукций картин В. Васнецова «Богатырский скок», «Богатырь», «Витязь на распутье», «Богатыри (Три богатыря)»

    Разучивание сказки «Никита Кожемяка»


    Рисование на тему «На заставе богатырской»
    Дидактические игры «Воины Руси» и «Снаряди воина»

    Концерт «Русские былины» в исполнении гусляра.
    Кукольный театр на столе «Никита Кожемяка»

    Третья неделя

    Кузнечное ремесло

    - Познакомить детей с кузнечным ремеслом.

    - воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам, собственному труду;

    - развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам. - обогащать словарь детей названиями предметов связанных с трудовой деятельностью кузнеца (ремесло, ремесленники, наковальня, горн, меха, ковка, подсвечник);

    - закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов: форма, величина, цвет; свойства материала – упругость, твердость, прочность.



    Родионов А.М. Красная книга ремесел.
    Наглядное пособие: Ремесла Киевской Руси.

    Интерактивная беседа: «Кузнечное ремесло»
    Дидактическая игра-лото Ремесла Киевской Руси.
    Ручной труд: изготовление богатырских доспехов и снаряжений:

    - деревянный меч(покраска серебряной акриловой краской, обматывание рукоятки шпагатом;

    - шлем из золотого картона (вырезание и шитье).

    - богатырский пояс (плетение из шерстяных ниток)


    Спортивные эстафеты «На переправе»

    Открытие мини – музея – «Доспехи и вооружение русского витязя»
    Викторина клуба знатоков истории «Что? Где? Когда?»

    Четвертая неделя

    Великие защитники Земли Русской


    - познакомить детей с важнейшим историческим сражением

    «Куликовская битва»

    - познакомить детей с главными участниками исторического события– защитниками Земли Русской: Преподобный Сергий Радонежский, Благоверный князь Дмитрий Донской, монах Пересвет, монах Ослябя, воевода Дмитрий Боброк;

    - познакомить с небесным покровителем воинов и защитников Архангелом Михаилом.

    - воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству, интерес к истории своей Родины, уважение к воинам и защитником Отечества.


    Скоробогатько Н. В., Дуванова Е. В. Я прошлое увижу наяву: рассказы по истории для детей.
    Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской.
    Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ: / Авт.-сост. Натарова В.И. и др.
    Вишневская, Вера Николаевна. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси».



    Беседы: «История о великом святом»

    «Куликовская битва»


    Чтение книг для детей: Дуванова Е.В. «Князь Дмитрий Донской. Куликовская битва».

    Китаева Л. В. «Сергий Радонежский»


    Показ презентации

    «Архангел Михаил – небесный покровитель воинов»


    Дидактические игры:, «Доспехи русского воина», «Найди отличие».

    Строительные игры с крупным материалом: «Сторожевые башни», «Переправа».


    Репродукции картин:

    М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

    М. Нестеров «Юность преподобного Сергия».

    М. Нестеров «Тркуды преподобного Сергия»

    И. Глазунов «Два князя»

    В. Васнецов «Московский Кремль при Дмитрии Донском»

    А. Новоскольцев «Дмитрий Донской у святого Сергия перед Куликовской битвой»

    В. Васнецов

    «Единоборство Пересвета с Челубеем (Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле в 1380 году)»

    И. Глазунов. Цикл «Поле Куликово»

    П. Рыженко «Победа Пересвета»

    М. Шаньков «Засадный полк»


    Спортивные эстафеты «Дружина»
    Консультация для родителей «Куликовская битва», обогащение знаний родителей о роли личности в истории.

    Спортивно-театрализованный праздник «Богатыри – защитники Земли Русской»

    Этапы_проектной_деятельности_по_теме_«Богатыри_-_защитники_Земли_Русской»'>Этапы проектной деятельности по теме «Богатыри - защитники Земли Русской»

    Этапы

    Содержание

    I.Подготовительный



    Мотивация детей:

    - Просмотр видеофильма «Илья Муромец», обсуждение с детьми просмотренного фильма и принятие решения о проектной деятельности;

    -выбор проблемы (темы) проекта;

    - обсуждение с детьми цели и продукта проекта

    - обсуждение с детьми вариантов поиска информации по заданной теме.

    - в ходе беседы с педагогом, дети задают интересующие их вопросы по данной проблеме;



    Планирование работы педагога:

    - Составление плана реализации проекта, разработка конспектов образовательных областей.

    - Подготовка материала и оборудования, методической литературы, презентационного материала по теме, аудио-видео материала; подбор познавательной и художественной литературы для детей (былины, сказки, загадки).

    - Работа над сценарием: продумывание педагогами сюжетной линии богатырского праздника, музыкального сопровождения, атрибутов.



    Работа с родителями:

    - консультация родителей о целях и работе по реализации проекта;

    - консультация родителей по темам: «Россия родина моя», «Откуда мы родом», «Как жили славяне», «Былинные богатыри - славные защитники родной земли» (из детской энциклопедии «В гостях у истории»)

    - консультация для родителей о патриотическом воспитании в семье.

    - оказание помощи родителей в изготовлении иллюстраций к дидактическим играм;

    - подготовка материала для творческой деятельности: газеты, прутья деревьев, мох и т. д.).

    - Поиск наглядного материала: эскизы и иллюстраций городов Древней Руси, ремесел, одежды и т.д.


    II. Реализация проекта



    Виды детской деятельности

    Тема: Знакомство с историей и культурой Древней Руси

    Игровая.

    Коммуникативная.

    Познавательно-исследовательская

    Восприятие

    художественной

    литературы и фольклора.

    Конструирование.

    Изобразительная.

    Двигательная.

    Художественный труд.




    Совместная деятельность педагога с детьми:

    - Беседы: «Путешествие в Древнюю Русь»; «Как появились города на Руси»; «Славяне - наши предки».

    - чтение книг: Голубев А.В. История России; Алешков В. Древняя Русь; Майорова Н.О. Литература Древней Руси. Преданья старины глубокой.

    - Интерактивная беседа с помощью презентации «Путешествие в Древнюю Русь»

    - Помощь воспитателя, направление детей в изготовлении макета древнего города.

    Самостоятельная деятельность детей:

    - Игры-путешествия: «Берестяная грамота».

    - Дидактические игры «Древние славяне». «Какую посуду купили на ярмарке»

    - Аппликация «Крепостная башня».

    - Конструирование крепостей из деревянного конструктора, мягкого модуля, конструктора Лего.

    - Коллективная работа: макет «Древнего города» с использованием природного материала (мох, камешки, ветки деревьев, колышки).

    - Создание, с помощью педагога, рельефа ландшафта древнего города из папье-маше и покрытие его мхом и голубой тканью (река).

    - Создание крепостных стен из деревянных колышков.



    Взаимодействие с родителями:

    - Помощь в создании макета «Древнего города»: изготовление с детьми домов из веточек деревьев для древнего города.






    Коммуникативная

    Игровая


    Музыкальная

    Двигательная

    Восприятие

    художественной

    литературы и фольклора.

    Изобразительная.

    Художественный труд.


    Тема : Богатыри Земли Русской

    Совместная деятельность педагога с детьми:

    - Беседа «Богатыри»

    - Рассматривание картин «Богатырский скок», «Богатырь», «Витязь на распутье», «Богатыри (Три богатыря)»; составление рассказа по картинам.

    - Чтение книг: Богатырские сказы. Тексты по мотивам былин А. Митяева, В. Лебедева.

    Н.И. Надеждин «Богатыри и витязи Русской земли». - Разучивание сказки «Никита Кожемяка».

    - Слушание музыкальных произведений на гуслях, былин в исполнении гусляра.



    Самостоятельная деятельность детей:

    - Дидактические игра «Воины Руси», «Снаряди воина».

    - Рассматривание иллюстраций.

    - Раскрашивание раскраски богатырей.

    - Спортивные эстафеты «На переправе».

    - Рисование на тему «На заставе богатырской».

    - подготовка к кукольному спектаклю «Никита Кожемяка»

    Взаимодействие с родителями:

    - Помощь родителей в создании декорации к кукольному спектаклю «Никита Кожемяка»



    Коммуникативная

    Познавательно-исследовательская.

    Игровая.

    Двигательная.

    Художественный труд.


    Тема: Кузнечное ремесло

    Совместная деятельность педагога с детьми:

    - Интерактивная беседа: «Кузнечное ремесло»

    - Художественный труд: изготовление богатырских доспехов и снаряжений:

    - деревянный меч (покраска серебряной акриловой краской, обматывание рукоятки шпагатом;

    - шлем из золотого картона (вырезание и шитье).

    - богатырский пояс (плетение из шерстяных ниток)



    Самостоятельная деятельность детей:

    - дидактическая игра-лото Ремесла Киевской Руси;

    - сюжетно-ролевая игра «Кузнечных дел мастера»;

    - рассматривание иллюстраций;

    - участие в викторине клуба знатоков истории «Что? Где? Когда?»;

    - спортивные эстафеты «На переправе»;




    Коммуникативная.

    Игровая.


    Восприятие

    художественной

    литературы.

    Конструирование.

    Изобразительная.

    Двигательная.




    Тема: Великие защитники Земли Русской

    Совместная деятельность педагога с детьми:

    - Беседы: «История о великом святом Сергии Радонежском», «Куликовская битва»

    - Показ презентации «Архангел Михаил – небесный покровитель благоверных воинов»

    - Чтение книг для детей: Дуванова Е.В. «Князь Дмитрий Донской. Куликовская битва»; Китаева Л. В. «Сергий Радонежский».



    Самостоятельная деятельность детей:

    - Дидактические игры: «Доспехи русского воина», «Найди отличие».

    - Строительные игры с крупным материалом: «Сторожевые башни», «Переправа».

    Рассматривание иллюстраций и репродукций картин по теме Куликовской битвы:

    М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею», М. Нестеров «Юность преподобного Сергия».

    М. Нестеров «Труды преподобного Сергия», И. Глазунов «Два князя», В. Васнецов «Московский Кремль при Дмитрии Донском», А. Новоскольцев «Дмитрий Донской у святого Сергия перед Куликовской битвой», В. Васнецов, «Единоборство Пересвета с Челубеем (Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле в 1380 году)», И. Глазунов. Цикл «Поле Куликово», П. Рыженко «Победа Пересвета», М. Шаньков «Засадный полк»

    - изготовление детьми приглашений на богатырский праздник для родителей и гостей.

    - Спортивные эстафеты «Дружина»

    Взаимодействие с родителями:

    - Консультация для родителей «Куликовская битва», обогащение знаний родителей о роли личности в истории.




    III. Презентация (подведение итогов)

    Представление гостям мини-музея «Доспехи и вооружение русского витязя», рассказ о богатырских доспехах и вооружении, сделанных своими руками, а также копии доспехов, щитов, мечей, специально собранных для музея.

    Презентация макета «Город Древней Руси».

    Показ детьми кукольного театра на столе «Никита Кожемяка»

    Спортивно-театрализованный праздник «Богатыри – защитники Земли Русской», участие в «богатырских испытаниях» на смекалку, ловкость, быстроту.

    Привлечение членов клуба исторической реконструкции для участия в богатырском празднике.


    IV. Анализ выполнения проекта.


    Работа над проектом началась:

    - с определения проблемы и цели проектной деятельности;

    - с составления перспективного планирования проекта и возможных путей его реализации с учетом желаний, и потребностей воспитанников группы и их родителей;

    - подобрали несколько тем для изучения и исследования в течении всего времени проектной деятельности поставили задачи, определили содержание деятельности и формы и методы работы.

    На начальном этапе разработки проекта подключили родителей наших воспитанников, подготовили и провели для них консультацию о патриотическом воспитании в семье, по темам: «Россия родина моя», «Откуда мы родом», «Как жили славяне», «Былинные богатыри - славные защитники родной земли». Через консультацию расширили и обогатили знания и представления родителей об истории, культуре нашей Родины с древних времен. Озвучили потребности и задачи для реализации данного проекта, наметили планы дальнейшего взаимодействия по проекту, определили важность их участия в данном проекте.

    Первой тема проекта «Знакомство с историей и культурой Древней Руси» познакомила детей с историей возникновения Руси. На начальном этапе проекта детей получили первые сведения об истории возникновения Руси, о наших предках, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории. В этот период с детьми велись беседы на темы «Путешествие в Древнюю Русь», «Как появились города на Руси», «Славяне - наши предки». В ходе рассказов и бесед дети получили знания о летописях, о Несторе – летописце, который составил первое сочинение о Руси «Повесть временных лет», рассматривали летописные миниатюры. Дети поознакомились с архитектурой строений, ландшафтных предпочтений при строении городов Древней Руси, познакомились с бытом наших предков.

    Через чтение детских энциклопедий ребята могли закреплять и обогащать свои знания об истории и культуре Руси. Благодаря введению в проект дидактических игр «Древние славяне». «Какую посуду купили на ярмарке» знания детей существенно расширились и углубились. А творческая деятельность в виде аппликации «Крепостной башни» развивала детское воображение, фантазию, мотивировала детей к поиску новой информации.

    Коллективная работа по созданию макета древнего города, закрепила полученные знания детей от городов прошлых времен. В ходе этой работы в детях воспитывалось сотрудничество, развивались коммуникативные качества и инициативность. Даная творческо-исследовательская работа мотивировала детей к задаванию вопросов и обсуждению характерных особенностей древних городов.

    - В сюжетно-ролевой игре дети из деталей деревянного конструктора и мягкого модуля сооружали поселение древних славян, а с помощью игры-путешествия «Берестяная грамота» дети учились работать в коллективе, вместе прокладывать маршрут следуя схеме на карте, учились решать логические задачи, рассуждать, высказывать свою точку зрения и слушать других, в детях развивалось воображение, формировались коммуникативные качества.

    Во второй теме «Богатыри Земли Русской» проводились тематические беседы о богатырях и их подвигах. Рассматривая репродукций картин В. Васнецова, дети познакомились с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем и др., беседуя и размышляя над картинами в детях развивалось чувство патриотизма, отзывчивость и интерес к таким качествам как смелость, отвага. Через чтение книг о славных подвигах русских богатырей дети более полно и осмысленно понимали значение и роль богатырей и витязей в защите русских земель от врагов. Дети узнавали, что богатыри наделены не только храбростью, быстротой и отвагой, но и природным умом, смекалкой, состраданием и благородством. Знакомство с русскими былинами происходило и через слушание их в исполнении гусляра, что создало особый колорит и вызвало еще больший интерес к былинам, русской музыке, звучанию гуслей – инструменту, дошедшему до нашего времени с древних времен.

    Полученные знания дети смогли отразить в рисовании на тему «На заставе богатырской», Дети охотно смотрели и принимали участие в инсценировке сказки «Никита Кожемяка», где смогли пережить богатырскую славу в театрализованной игре.

    В дидактических играх «Воины Руси», «Снаряди воина» дети закрепляли знания о доспехах, оружии и снаряжении русских богатырей, а в спортивных эстафетах смогли ясно прочувствовать смысл слова дружина и показать богатырскую силу и ловкость.

    В третьей теме «Кузнечное ремесло велась интерактивная беседа, в которой дети были не только слушателями и собеседниками, они смогли более широко ознакомиться с работой кузнеца на практике, дети узнали каким качеством обладают сталь и медь, смогли с помощью педагога молотом и гвоздем выбить узор на медной пластинке.

    В этот тематический период дети занимались изготовлением богатырских доспехов и снаряжений: красили мечи серебряной акриловой краской, обматывали рукоятки шпагатом; вырезали и сшивали богатырский шлем из золотого картона; плели богатырский пояс из шерстяных ниток. Мастеря богатырские доспехи и снаряжение дети к теоретическим знаниям пробели навык в технике плетения и шитья.

    Через дидактическую игру-лото Ремесла Киевской Руси и сюжетно- ролевую игру «Кузнечных дел мастера» закреплялись полученные знания и формировались коммуникационные качества.

    В интеллектуальной викторине «Что? Где? Когда?» по темам, с которыми дети знакомились с начала проекта ребята показали хороший уровень знаний, что очень их порадовало и стимулировало на дальнейшее постижение знаний.

    Через заключительную тему «Великие защитники Земли Русской» происходило знакомство детей с важным историческим событием - Куликовская битва. В этой теме дети познакомились с храбрым богатырем благоверным князем Дмитрием Донским, который возглавил великое и решающее сражение на Куликовым поле. Знакомство с благоверным князем Дмитрием Донским неразрывно связано с житием и монашескими подвигами великого святого Земли Русской преподобного Сергия Радонежского, который и благословил благоверного князя освободить Русь от монголо-татарского ига, и в равной степен повлиял на исход битвы. Дети также познакомились подвигами русских богатырей и исторических деятелей - монахами Александром (Пересвет) и Андреем (Ослябя), а также с верным князю воеводой Дмитрием Боброком. Кульминация проекта в виде богатырского праздника приходилась на день Архангела Михаила, поэтому детям была представлена презентация «Архангел Михаил – небесный покровитель благоверных воинов». С помощью тематических бесед и через рассматривание репродукций картин по данной теме в детях воспитывались патриотизм и любовь к своему Отечеству, интерес к истории своей Родины, уважение к воинам и защитником Отечества.

    Слушая чтение книг для детей «Дмитрий Донской», «Преподобный Сергий Радонежский», дети оживленно обсуждали заинтересовавшие их моменты, рассуждали и задавали сопутствующие вопросы по данной теме.

    Интерес к истории своего Отечества, вызванный беседами о благоверном князе и его дружине дети смогли развить и закрепить дидактическими играми: «Доспехи русского воина», «Найди отличие» и строительными играми «Сторожевые башни», «Переправа».

    А в спортивных эстафетах «Дружина» дети старались подражать ловкости, быстроте, взаимовыручке полюбившихся им исторических героев – защитников Руси.



    Презентацией проекта стал спортивно-театрализованный праздник «Богатыри Земли Русской», в котором дети смогли показать не только быстроту и ловкость, ум и смекалку, а еще продемонстрировать доспехи и снаряжение, которые они делали сами. В рамках презентации проекта было также представление макета «Город Древней Руси» и представление воинских доспехов и оружия в мини-музее «Доспехи и вооружение русского витязя».



    Значимость проекта:
    Подводя итоги и делая выводы, можно сказать следующее:

    - Данный проект позволил пробудить интерес детей к изучению истории нашей Родины с древних времен;

    - с помощью слушания былин и живой музыки на гуслях, чтения художественной литературы и знакомства с репродукциями картин известных художников, у детей формировался художественно-эстетический вкус;

    - во время бесед и показа презентаций дети учились высказывать предположения, анализировать и излагать свои мысли в отношении новой и интересной для них информации, что являлось следствием развития связной речи и познавательного развития;

    - полученную информацию дети закрепляли в дидактических играх, воспроизводили новые знания в сюжетно-ролевых играх, а в течении дня подражая примеру храбрых богатырей, они старались проявлять волевые качества, взаимовыручку, сотрудничество, сопереживание, бороться с ленью и плохим настроением, все это способствовало развитию социально-коммуникативных качеств.

    - рассматривая экспонаты, представленные педагогом во время беседы или в мини-музее, дети расширяли и уточняли представления о предметном мире, об истории и назначении предметов, что способствовало развитию познавательных интересов детей.

    - полученные впечатления и знания дети с удовольствием отражали в коллективной и индивидуальной творческой работе и театрализованной деятельности, что способствовало развитию воображения и творческих способностей;

    - во время подготовки и реализации проекта установилось тесное сотрудничество с родителями.

    Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа оказывала содействие в формировании патриотических чувств, в расширении кругозора и всестороннего развития детей.

    Знакомясь с русской культурой и историей наших предков на примере былинных богатырей, исторических героев и подвижников наблюдался интерес ребят к данной теме, в рассуждениях детей была видна осмысленность в оценке добра и зла, понимание и уяснение нравственного ориентира, симпатия к героям нашей Родины. В беседах с детьми у ребят формировались базисные понятия о благородстве, честности, мужестве, отваге и т.д., которые стали частью фундамента патриотическо-нравственного развития детей. В целом, данная тема вызвала отклик в душе ребят, а воспринятое знание, нашедшее место в чутком сердце ребенка может благотворно повлиять на становление личности.

    Благодаря проекту установилось тесное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого нашей Родины.

    Итог:


    - Сформированы элементарные представления о культуре и исторических событиях на Руси;

    - Дети познакомились с былинами и их героями-богатырями, а также историческими героями и защитниками нашего Отечества.



    - Для многих ребят, русский богатырь, стал образцом для подражания в собственной жизни.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Гимназия Святителя Василия Великого»