• Скворцы
  • Башкировка



  • страница1/2
    Дата22.12.2017
    Размер0.54 Mb.

    Голюшурма


      1   2

    Голюшурма


    История этого села довольно богата. Основали его переселенцы-бедняки из села Шурма Вятской губернии. Пришли на новые земли самые бедные, нищета-«голь». И место, где они поселились, стало называться «Голь с Шурмы». Люди в разговорной речи до сих пор употребляют это название - Гольшурма.

    Деревня Голюшурма входила в состав Асановской волости Елабужского уезда Вятской губернии. По переписи 1859 года в этом населенном пункте было 34 двора. В нем проживали 93 мужчины и 127 женщин. Имелась мельница. В 1864 году Елабужский купец Иван Григорьевич Стахеев основал в Голюшурме свой винокуренный завод, который работал до 1967 года. Вокруг завода возник поселок. С 1878 года действовала деревянная церковь. Приход в Голюшурме открыт по указу Святого Синода в феврале 1882 года. Каменную церковь построили в 1898 году и освятили во имя Вознесения Господня в сентябре 1899 года. Деревянная церковь в 1902 году была перевезена в деревню Ключевка Варзи - Ятчинского прихода. Церковь же в Голюшурме закрыли в феврале 1938 года. В последствии ее приспособили под клуб.

    В начале коллективизации в районе не было ни одного трактора и комбайна. А уже в августе 1934 года была организована первая Варзибашская МТС с центром в деревне Варзино-Алексеево. В 1935 году МТС с 20-ю колесными тракторами перевели в Голюшурму. В 1939 году Голюшурминская МТС была признана самой передовой в Удмуртии.

    В окрестностях села были найдены запасы бурого угля. У деревни Благодать протяженность шахты в глубь горы доходила до 2 км. В период Великой Отечественной войны спиртзавод работал на этом топливе. Кроме того, углем пользовались жители близлежащих населенных пунктов и различные учреждения села. В период весенней навигации уголь отправлялся на баржах в другие районы. Вот что пишет М.А. Садаков в своей книге «Некоторые вопросы истории Удмуртской АССР»: «Зима 1918 года была чрезвычайно тяжелой: прекратился подвод топлива с юга, и с 15 мая в Москве и Петрограде было отключено освещение всех частных домов, улиц и площадей. Крупнейшие предприятия остановились из-за нехватки топлива. В феврале 1919 года Елабужский уездный Совнархоз сообщил В.И. Ленину об открытии в освобожденном от белогвардейцев Голюшурминском районе залежей каменного угля и о посылке первого вагона угля Красной Москве». (Эти данные М.А. Садаковым взяты из книги И.А. Гладкова «Очерки советской экономики 1917 - 1920», Госполитиздат, М., 1956, с. 310).

    Голюшурминсие земли богаты также известняком. В январе 1951 года на базе сооруженной шахты открыли школу для глухонемых. Затем, с 1960 года, она стала школой умственно отсталых детей. В селе была почта, сберкасса. Ручной коммутатор телефонной станции в начале 60-х годов был заменен автоматическим. Работала устойчивая телефонная связь. Село одним из самых первых в районе было радиофицировано. В селе действовала больница с зубопротезным отделением. Были также аптека и несколько магазинов. В 50-х годах открыта библиотека. Имелись также средняя школа и детский сад. Все это существовало до 1967 года. Его жители разъехались. Кто куда... Одни - к детям, другие - к родственникам, а третьи - в поисках нового пристанища. В связи со строительством Нижнекамской ГЭС село подлежало затоплению. (Зеленина, В.М. Воспоминание о Голюшурме [Текст] - Казань. – 2000.- 82 с.)

    Иваново

    Деревня Иваново колхоза им. Ильича исчезла, как неперспективная. Последние жители Андрей Ефимович Шмыков и Прасковья Гавриловна Ивонина покинули деревню в 1987 году. Возникла деревня в 1870-х годах. В государственном архиве города Кирова имеется запись, что в 1887 году по Елабужскому уезду Большекибьинской волости значится починок Иванов с численностью жителей 86 мужчин, 105 женщин. А в 1905 году - 43 двора, где проживало 137 мужчин и 140 женщин. А в 1918 году в списке селений по Елабужскому уезду значится починок Ивановский. Первыми на Ивановских землях поселились братья Иван и Филимон Безруких. Построили шалаш на берегу реки Табарлинки ( в то время безымянной) и начали расчищать лес для постройки домов. В речке много было рыбы, ловили рубахой. По рассказам Ильи Андреевича Шмыкова, большинство населения приезжало из Кировской области, а сам он прибыл из-под Малмыжа. Деревня получила название починок Ивановский в честь первых переселенцев (Иван был старшим из братьев). После революции деревня стала называться Иваново.

    Затем стали сюда приезжать и из других мест: Щелчковы из-под Уржума, чуть позднее Ивонины из-под Глазова , Алексей Ефимович Шмыков из-под Увы. Так росла деревня. Позднее приехали из разных мест другие семьи: Субботины, Сморкаловы, Мясниковы, Молчановы, Костылевы, Масленниковы, Двоеглазовы, Красноперовы, Власовы, Смердовы, Жуковы и другие.

    В конце XIX века сложилась большая деревня из 65 домов, а на 1 января 1934 года было уже 73 хозяйства. Три дома были заняты под учреждения - контору колхоза, сельский Совет, магазин, школу. Деревня была расположена по склону холма на левом берегу небольшой речушки Табарлинки, которая берет начало в Оркинской роще и впадает в речку Чаж. По соседству по правому берегу реки в километре от Иваново возникла д. Боголюбово. С северо-запада - д. В. Заболоцкое, с севера - д. Стариково, с востока - д. Табарли. До и после революции крестьянские хозяйства выращивали рожь, ячмень, овес, горох, сеяли лен, коноплю, а также такие редкие культуры, как пщеницу, полбу, чечевицу. На вырубках леса сеяли репу.

    В 1927 - 28 г.г. в деревне организуется машинное товарищество по совместной обработке земли, которое имело жатку, семирядную сеялку и силосорезку.

    Коллективизация в деревне началась в 1929 году и продолжилась до 30 - 31-х г.г. Долгие годы оставались единоличниками Гаврил Ивонин, а еще дольше его жена и дочь.

    Организованный колхоз назвали «Дружба». Первым председателем колхоза был Иван Алексеевич Шмаков. В деревне был сельский Совет , куда входили деревни Иваново, Боголюбово, В. Заболоцкое, Эметаж, Юмга, Шарипово. Кроме того, под одной крышей были деревянная церковь и школа.

    В январе 1929 года после зимних каникул здание полностью сгорело. Школу посещали дети из деревень Верхнее Заболоцкое, Иваново, Боголюбово, из Татарской деревни Табарли. Кто был первым учителем, неизвестно, но также работал и односельчанин Василий Артемьевич Щелчков. В 1925 году приехали учительствовать Красноперовы Константин Николаевич, Агриппина Андреевна и дочь Галина Константиновна. После работали З.Д. Есипова и П.И. Карелина, последним учителем был Дмитрий Филиппович Ивонин, который окончил Ленинградский железнодорожный институт и был первым человеком в деревне, получившим высшее образование. Позднее высшее образование получили братья Николай, Серафим, Владимир Щелчковы, Григорий Шмыков, Матвей Ивонин, Иван Масленников.

    В 1929 году раскулачивание коснулось и эту деревню. Были раскулачены и не вернулись на родину Афанасий, Кондратий и Гаврил Ивонины. Кулаком оказался и Корнил Безруких лишь за то, что имел молотилку с приводом, а сам всю жизнь гнул спину ходил в самотканой рубахе.

    В 1934 году колхоз стал экономически крепким, были уже и новые сельхозмашины: молотилки, льномялки, сеялки, жатки. Купили грузовой автомобиль. Колхоз имел две фермы: свиноводческая и птицеферма, построили хороший конный двор, который стоял еще после войны. Неплохо получали хлеб на трудодни. В бывшем доме кулака А. Ивонина открыли клуб и детский сад. В страду в колхозе работала столовая, где кормили всех работающих. Были и неурожайные годы, не хватало хлеба, кормов. В 1937 году потеряли лучшее поголовье лошадей, а ведь они - основа колхоза. Хозяйство стало слабеть и в годы Великой Отечественной войны окончательно ослабло. 56 человек призвали на фронт и в трудовую армию, многие подались в город. Остались престарелые, женщины дети. В 1941 году в деревню приехало несколько семей эвакуированных из Новгорода, которые работали в колхозе. Председателем был Головизнин, временный человек из Юмги, хозяйство окончательно развалилось.

    После войны в деревню вернулось мало, многие погибли на фронте (28 человек), некоторые остались жить на стороне. Председатели менялись часто. В последствии, во время укрепления хозяйств, объединили с колхозом им. Ильича. Центральной усадьбой стала деревня Н. Сырьез. Так деревня вошла в список так называемых неперспективных. В 1987 году деревню покинули последние жители.

    (Рукопись по истории Алнашского района: Шмыков, П.А. )



    Горюново

    В колхозе им. Ильича раскинулся починок Горюново. Расположился он на живописном берегу реки Чаж. С северо-запада, очевидно, были огороды и поля, а с северо-востока, вдали реки тянулась высокая гора, очень богатая лечебными травами и ягодами.

    Первыми поселенцами (1896-1897 г. г.) были жители, приехавшие из Вавожского района, из села Водзимонье. Приехали сразу 5 семей: Наимушин Павел, Наимушин Гордей, Наимушин Федот, Лапшины, Бессольцевы и Огородниковы. Они облюбовали это место, хотя в тот момент здесь были леса. Строительство вели сообща и законно, т.е. пригласив землемера. Землемер оказался по фамилии Горюнов. Поэтому название починку дали Горюново.

    Росли дети. Затем они стали отделяться. Всего в этой деревне было 10 хозяйств (все русские). Только через некоторое время, а вернее, в 60-ые г.г. приехала сюда одна удмуртская семья. До революции каждое хозяйство жило самостоятельно. Держали домашний скот, лошадей и, конечно же, имели инвентарь для обработки земли. Только Наимушин Федот имел мельницу. Когда-то в стране началось раскулачивание. Тогда и отобрали у него мельницу, а его вместе с семьей выслали в Сибирь, оттуда он уже не вернулся.

    В 1930 г. образовался колхоз «Ворошилов». Просуществовал он до июля 1950 года. В 1950 г. произошло укрупнение, и единый колхоз вошел в колхоз им. Ильича вместе с деревнями Писеево и Оркино. А в 1958 г. еще раз провели укрупнение, и в колхоз им. Ильича влились деревни: Каменное, Верхнее Заболоцкое, Горюново, Оркино, Писеево, Шарипово, Эметаж и Юмга. Первым председателем, бригадиром был Наимушин Егор Павлович. Проработал он до 1948 года, а потом был переведен в д. Новотроицкое Можгинского р-на. Затем председателем стал Наимушин Иван Петрович. Ввиду того, что деревня была маленькая, больших складских помещений не было. Имели склад для хранения зерна, небольшие скотные дворы и молотильный лабаз, электричества и радио не было.

    ВОв не обошла стороной и эту деревню, на войну ушло 12 мужчин, вернулись только 2:: Наимушин П.Г. и Шмыков Д.И.. После возвращения с фронта Шмыков Д.И. долгое время работал председателем сельпо, а его дочь - Анна Дмитриевна Нехлюдова (Шмыкова) первая получила высшее образование - врач-терапевт, которая до выхода на пенсию проработала в селе Большая Кибья Можгинского р-на, в участковой больнице.

    И вот наступило время неперспективных деревень. Люди должны были покинуть засиженные, дорогие сердцу места, а вернее гнезда. Так, по указу ПВС УАССР от 11 февраля 1971 года, деревня Горюново в связи с расселением жителей в другие населенные пункты из учетных данных исключена.

    (Рукопись по истории Алнашского района: Соловьев, М.В.)



    Шарипово

    Восточнее д. Юмга, за маленьким лесочком, на расстоянии 1-5 км. и севернее, около 0,5 км, где сливаются реки Чаж и Юмгинка, расположилась д. Шарипово. По рассказам стариков, за рекой, на южном склоне горы, на опушке дубовой рощи когда-то жил богатый татарин - Шарип. (Он эксплуатировал людей, но говорят, что название деревни дано в честь его имени - татарин Шарип - Шарипово). На горе и сейчас можно разглядеть место нахождения исчезнувшей деревни.

    Архивных данных по данной деревне я не знаю. Архивные документы бывшего Пычасского района в Государственном архиве не имеются. Записано со слов живших в д. Шарипово Печниковых Дмитрия М. (1926 г/р) и его жены Матрены (1928 г/р).

    До войны насчитывалось около 50 хозяйств. Как и в др. деревнях, так же и здесь вели личные хозяйства. Большая часть населения переселилась из соседних деревень: Нижний Сырьез и Писеево. В д. Шарипово жили удмурты и русские, татар не было.

    В 1930 г. организовали колхоз «Новый труд». Первым председателем был Бугреев Гаврил. Колхозом долго руководил Есипов Дмитрий.

    В период укрупнения колхозов в 1950 г. деревня присоединилась к колхозу им. Ильича, а в 1958 г. - к колхозу «Выль улон». В марте 1960 г. колхоз «Выль улон» был передан в состав колхоза «Трактор» («Прогресс»). В колхозе имелось немного земель - лугов в запущенном состоянии. После присоединения к колхозу «Прогресс» были проведены мелиоративные работы. В д. Шарипово с давних пор действовала водяная мельница, почти близ плотины, где вода попадала прямо на водяное колесо.

    После освоения, улучшения лугов, колхоз получал много лугового сена (корм для скота). В этой деревне родился и вырос Есипов Анатолий Дмитриевич, работавший первым секретарем Можгинского РК партии. Из деревни последний житель переехал в д. Юмга в 1971 г. Часть людей остались жить на территории колхоза «Прогресс, часть разъехались кто куда. (Рукопись по истории Алнашского района: Соловьев, М.В.)

    Юмга

    На расстоянии около одного километра севернее Эметажа растянулась деревня Юмга, вдоль речки Юмгинки, которая свои воды несет в реку Чаж. Жители деревни переехали из бывшей Вятской губернии (Кировская область).

    Они приехали раньше эметажовцев в 18 году. Занимались земледелием. Расчищали себе места от леса. Запрудили пруд выше деревни, где ежегодно после окончания весеннее-полевых работ веселились всей деревней. Река богата была рыбой, здесь же выводили птенцов дикие утки. Деревня Юмга находилась в очень красивом месте: по обе стороны сохранились небольшие леса, в долинах реки высокие травы и лиственные деревья. Так основались люди на новом месте, построили себе хозяйственные постройки, завели скотину.

    В 1931 году в деревне организовали колхоз «Новый быт», первым председателем избрали Солодянкина Ивана Ивановича. Как и во всех деревнях, во вновь организуемых колхозах весь скот свели в одно место, но постепенно они были розданы хозяевам владельцев скота.

    Деревня была небольшая, до войны насчитывалось 42 хозяйства. Из этой маленькой и дружной деревни вышли известные люди районного и республиканского масштабов. Здесь родился и вырос бывший заведующий и председатель Алнашского райисполкома, секретарь Завьяловского РК ВКП(б), директор торфопредприятий Увинского района Головизнин Василий Дмитриевич, директор Алнашской МТС Головизнин Василий Дмитриевич, директор Алнашской МТС Головизнин Александр Иванович.

    Занялись земледелием, выращивали скот, для этого у них были возможности. Повсюду расстилались зеленые луга. Держали шерстобитку, куда приезжало много людей из других деревень. Точных данных по колхозу о количестве скота, урожайности сельхозкультур и других производственных показателей нет. Архивы колхозов бывшего Пычаского района не сохранились.

    Колхоз «Новый быт» входил в состав Алнашского района, но в 193 году при образовании нового Пычаского района, колхоз был передан в Пычаский район и входил до 1958 г., до реорганизации района.

    В тяжелые годы войны (1941-1945 г.г.) как и другие все трудящиеся нашей Родины, работали, не покладая рук: помогали фронту, ускоряя день Победы. Работали на строительстве железной дороги, аэродрома и на лесозаготовительных работах. Из деревни ушли на фронт мужчины. Многие не вернулись с поля боя. Трудностей было очень много и в послевоенное время. Низкие урожаи сельхозкультур, отсутствие трудовой рабочей силы, нехватка сельхозмашин - все это сказывалось на жизненном уровне тружеников деревни. Очень мало выдавали хлеба на трудодень, а денег колхозники не видели.

    В 1949 году на общих собраниях в 3-х соседних колхозах решили организовать один объединенный колхоз и назвали его «Новая жизнь», куда вошли колхозы: «Новый быт», «Новый труд» и «Новая деревня». Целью объединения стала организация одного экономически крепкого, богатого колхоза. В стране шло сплошное объединение мелких колхозов. Колхоз «Новая жизнь в 1950 году был объединен к колхозу им. Ильича. В 1958 году был присоединен к колхозу «Выль улон», а в 1960 году в составе колхоза «Выль улон» был объединен с колхозом «Трактор».

    До и после объединения юмгинцы занимались выращиванием для продажи государству молодняка. Труженики бригады вносили весомый вклад в производство продуктов сельского хозяйства.

    После объединения с колхозом «Трактор» было построено много общественных построек. Деревня являлась центром пяти деревень: Юмга, Эметаж, Шарипово, Чистяково и Вишурский починок. Связь держали по радио. Электро и радио провели в этих деревнях после объединения с колхозом «Трактор» в 1961 - 62 годы. Были построены, перевезены из других деревень зерносклад, телятник. Заново построили конный двор, зерноочистительный пункт, зерносушилка, мельница и несколько жилых домов. Как и все мелкие русские деревни и жители из Юмги в начале 1970 годов начали уезжать из деревни в другие места. Так до 1987 года в деревне осталось два хозяйства, последние покинули в 1987 году родные края (деревню) и поселились на центральной усадьбе. Так д. Юмга просуществовала более 100 лет и исчезла с карты, оставив следы общественных построек, жилых домов колхозников и бурьяны - сорняков.

    Счетоведами до войны работали наемные, своих кадров не было. После войны и в годы войны после возвращения с войны работал Солодянкин Николай Афанасьевич. Бригадирами работали: Солодянкина Анна,Головизнина, Анна Васильевна.

    Февраль 1991 года. (Рукопись по истории Алнашского района: Соловьев, М.В.)

    Эметаж

    В шести километрах восточнее деревни Удм. Тоймобаш расположилась деревня Эметаж. Более 100 лет тому назад, точнее в 1888 году сюда переехали крестьяне из Вятской губернии (Кировская область). В то время в этих местах были сплошные дремучие леса и топкие болота. По рассказам (покойного) Шихарева Н.И., когда приехали на новые места, его отцу было лишь три года. Остановились у речки, где росли лиственные деревья. Громадные липы и сейчас украшают деревню.

    Под большой елкой соорудили землянку, там и жили. Занимались земледелием, раскорчевали леса вокруг своего жилья. В речке было много рыбы, дичи. В деревне жили и работали трудолюбивые люди. Построили себе хозяйственные постройки, обзавелись семьей, скотом. Выращивали хлеб.

    Прошли годы... В 1930 году организовали колхоз под названием «Новая деревня», председателем избрали Бессолицина Михаила Семеновича, сам он был беспартийный. Активное участие принимали в организации колхоза: Сивковы Николай и Иван, Алексей, Чесноков Геннадий. Были они середняками и малограмотными.

    После организации весь скот собрали в один конный двор (у частника). Техники почти не было, кроме плугов, бороны и веялок. Труженики деревни коллективно взялись за укрепление экономики колхоза.

    В 1935 году колхоз приобрел автомашину - полуторку, на обмен мяса. Привезли на железнодорожной платформе до г. Можги. После пригона автомашины в колхозе состоялся праздник. Все, стар и млад, катались на автомашине. А старик Киселев П.Я., которому было около 70 лет, от радости заплакал. До этого времени он не видел ни поездов, не ездил на автомашинах. Так он удивился переменам в жизни. В том же году приобрели нефтяной двигатель, динамомашину на 7 квт, дали освещение в дома колхозников, животноводческие помещения. В дни войны двигатель увезли в курорт «Варзи - Ятчи». Купили сельхозмашины: молотилку -соломотряску и др. сельхозмашины. В 1936 году приобрели радиоаппаратуру, провели в доме радио. Монтерами были Сивковы Николай и Алексей.

    Колхоз крепко встал на ноги на экономический путь развития. Построили клуб и другие общественные производственные постройки.

    Но такая жизнь продолжалась не долго. Все было прервано началом Великой Отечественной войной 1941-1945 г.г. До начала войны в деревне насчитывалось 45 хозяйств. На фронт отправили мужчин, многие не вернулись с поля боя.

    В годы войны в деревне остались одни женщины, старики и дети. Помогали фронту. Отправляли на фронт посылки с теплыми вещами, продуктами питания. Выращивали хлеб, выезжали за пределы района на лесозаготовительные работы. Делали для победы все, что могли и что было им под силу. В этой деревне родился и вырос Сметании Михаил Николаевич, отдавший всю жизнь комсомольской, советско-партийной работе. Его отец был единственным фельдшером в округе. В деревне был свой клуб, начальная школа и магазин. После войны с 1964 года работал председателем Шихарев Н.И.. Сразу вернувшись с фронта, под руководством председателя люди занялись восстановлением разрушенного хозяйства в годы войны.

    В июне 1949 года соседние колхозы: «Новый быт», «Новая деревня», «Новый труд» объединились в один колхоз «Новая жизнь». Председателем избрали Шихарева Н.И.. Центром колхоза была деревня Шарыпово. Так проработали вместе три колхоза до 1950 года, до объединения с колхозом им. Ильича. В 1950 году в период сплошного укрупнения колхозов были присоединены к колхозу им. Ильича и проработали там до 1958 года. В 1958 году после реорганизации Пычасского района, указанные три колхоза были присоединены к колхозу «Выль улон» и в 1960 году состав колхоза «Выль улон» был передан колхозу «Трактор».

    В настоящее время в деревне насчитывается два хозяйства пенсионеров с тремя жителями. В феврале 1991 года жители деревни разъехались. Последний житель покинул деревню в апреле 1993 г.

    (Рукопись по истории Алнашского района: Соловьев, М.В.)



    Чистяково

    Деревня Чистякове расположилась на расстоянии одного километра южнее деревни Эметаж, севернее 1 км. от починка Верхний Вишур.

    По рассказам старожилов, деревня образовалась в 1889 году. Переехали на новое место жители из Вятской губернии, Сарапульского уезда и Заволжские (из Ижевска). Деревню назвали по фамилии первоприходца Чистякова. Сначала деревня была на северной стороне лога, проходящего за усадьбами деревни. До Октябрьской революции в деревне насчитывалось 38 хозяйств. По данным Государственного архива УАССР на 1 января 1920 г. в деревне насчитывалось: едоков 179, лошадей 34, крс 37, овец 90, свиней 15. По данным на 1 января 1922 г. значится: хозяйств 31, едоков 175, лошадей 24, крс 25, овец 50, свиней 10, земли 314 га. Труженики деревни были трудолюбивые люди. Они занимались земледелием, выращиванием сельхозкультур. В деревне Чистякове были единоличные хозяйства, имеющие: 2 лошадей, 1 корову, молотилку, жатку. Такие хозяйства были: у Ефимова Григория (обложили как кулака), Дулисова И.М., Кузнецова Никонора И.. В деревне имелось всего: 4 молотилки, 3 конные жатки и лобогрейка.

    В 1929 г. в деревне образовался колхоз им. Карла Маркса. Первым председателем избрали Ильина Василия Ефимовича. До войны председателями проработали: Ефимов Петр, Чистяков Егор. В то время весь инвентарь, имеющийся скот у крестьян был обобществлен (но скот был обратно возвращен владельцам). Труженики колхоза смело взялись за артельное хозяйство. Были построены: клуб, школа (потом ее перевезли в Эметаж). Школа была восстановлена и работала в годы войны (1941 - 46 г.г.). В колхозе наблюдалась очень высокая культура земледелия, высокая трудовая дисциплина. Колхоз был передовым по району и по всем показателям. Деревня гордилась плодовыми деревьями и добротно построенными хозяйственными постройками.

    Началась ВОв. В то время насчитывалось 42 хозяйства. Из деревни отправили 21 человека, не вернулось 18.

    Все годы войны колхозом руководил участник финских событий, инвалид - Филимонов Андрей, позже руководил колхозом «Село» и был председателем Кучеряновского сельсовета. В конце 1946 г. председателем избрали Дулисова В. Г., который проработал до июля 1950 г. Бригадиром работали: Филимонов П., Ефимов Иван Е., Першаков Григорий.

    Вся тяжесть войны упала на плечи женщин, стариков и детей. В колхозе трактора работали мало, все дела успевали выполнять вручную и на лошадях. А лошадей здесь всегда держали в упитанном состоянии. Выращивали хороший урожай, ежегодно выполняли планы продажи сельхозпродуктов, помогали фронту. Как и все труженики колхоза, чистяковцы выезжали за пределы района на лесозаготовительные работы.

    В годы войны наемными рабочими была построена ветряная мельница, стены которой и ныне стоят в поле, как птица, упавшая без крыльев с полета.

    В 1950 г. колхоз объединился с колхозом «Выль улон» и в 1960 г. в составе колхоза «Выль улон» вошел в колхоз «Трактор». После объединения с колхозами, указанными выше, труженики этой замечательной бригады работали, не жалея сил и энергии для поднятия экономики колхоза. Строили общественные постройки, выращивали хлеб, занимались животноводством.

    В 1972 г. последние жители покинули деревню. Так исчезла деревня Чистяково, прославленная в свое время .

    Февраль 1991 года. (Рукопись по истории Алнашского района: Соловьев, М.В.)

    Вишурский починок

    Вишурский починок (Верхний Вишур) расположен недалеко от татарской деревни Сукман, восточнее деревни Удм. Тоймобаш на расстоянии 5-6 км. Возле бывшего хозяйства Яковлева Федора проходила граница с Татарской республикой.

    В 1929 г. несколько единоличных хозяйств из деревни Удмурт Вишур переселились на новое место жительства. Первыми переехали семьи Яковлева Григория, Прохорова Николая, вслед за ними последовали и другие. Подобрали себе участок у леса, где проходит лесная речушка. Построили свои хозяйственные постройки, начали заниматься земледелием, для возделывания сельхоз культур земли вокруг селения были плодородными.

    Деревня построилась однорядно с окнами домов к солнцу, под окнами и палисадниками были расположены сады, напротив, через дорогу посажены молодые фруктовые деревья, дальше начинался лес государственного значения.

    Единоличным хозяйством заниматься долго не пришлось. В стране началась коллективизация. В 1930 г. в августе за 4 дня в деревне был образован колхоз «Выль улон». Первым председателем избран Петров Максим (был неграмотным, не мог подписывать документы, а под документами ставил свой «Пус» - знак хозяйства, был толковым, хозяйственным деревенским мужиком, умело вел свое хозяйство). Счетоводом избрали Сапожникова Иллариона Никоновича. С первых дней существования колхоз крепко встал на ноги, был крепким хозяйством в сельсовете и районе. Получали хорошие урожаи зернобобовых, в 1937 г. на 1-ый трудодень выдали колхозникам по 10,3 кг. зерна. В 1939 г. в колхозе уже насчитывалось 39 личных хозяйств. Это был дружный коллектив с образцовой трудовой дисциплиной, высокой культурой земледелия. В этой маленькой деревне росли: Заслуженный учитель УАССР Максимов Георгий Максимович (жил в с. Алнаши), долгие годы на поприще воспитания подрастающего поколения работали братья Семен и Илья Макаровы.

    В годы войны (1941-45 г.г.) сельчане с удвоенной энергией начали работать на всех участках колхозного производства, производя больше продуктов в помощь фронту. Несмотря на то, что все работы производились вручную и на лошадях, получали высокие урожаи и вовремя справлялись со всеми видами сельхоз работ. С первых дней войны и в период хода войны ушли на фронт 28 мужчин, не вернулись с фронта: 18. Во время войны и после нее колхоз являлся экономически крепким, передовым.

    В 1950 году колхоз «Выль улон» объединился с двумя соседними колхозами «Карла Маркса» и «Кузили».

    В 1960 г. колхоз «Выль улон» вошел колхоз «Трактор», ныне «Прогресс». Труженики этой трудолюбивой деревни работали по - прежнему, вкладывали большой труд в укрепление экономики колхоза. Жители, включенные в список неперспективных деревень, стали разъезжаться. Часть населения остановилась в центральной усадьбе, другая часть - кто куда. Такая красивая деревня с 1972 года перестала значиться на карте района, республики.

    Часть общественных построек была перевезена в Юмгу, остальные сгнили на месте. Вся площадь земли, где находилась деревня, была распахана, растолкана мощными тракторными лопатами под пашню. Молодые насаждения, посаженные руками тружеников, деревни безжалостно были уничтожены.

    (Рукопись по истории Алнашского района: Соловьев, М.В.)



    Шаршада

    От тракта Ижевск - Казань в восточной стороне на расстоянии одного километра от тракта расположилась деревня Шаршада. Переселились сюда жители из Татарии, из одноименной деревни Шаршада, которые после пожара покинули свои родные края. Прибыли в эти места люди из Вятской губернии (Кировская область).

    Ворончихин Иван В. (проживает в г. Можге, 1920 года рождения), Мурин Иван Митрофанович (1840 - 1943 г.г.) приехал в Шаршаду из Вятской Губернии г. Уржум. Они основались в этих местах самыми первыми. Кругом были леса. Таким образом, можно сказать, что д. Шаршада образовалась в 1860-70 г.г.

    До коллективизации единоличные хозяйства из деревни выехали на новые места жительства - хутора. К тому времени в хуторе «Белый ключ» насчитывалось хозяйств - 9, населения - 35 чел., бедняков - 35 чел., член ВКП (б) - 1 чел., члены правления - 3 чел. Пашни -75 га, лошадей - 7 голов, сеялок - 2, молотилка - 1, жатка - 1, плугов - 7, трудоспособных - 15 чел. Хутор находился по южную сторону реки Малая Тойма, у основания Чемошур, на расстоянии одного километра выше бывшей деревни Малая Тойма. Местоположение хутора и сейчас заметно: остались ямы погребов и подвалов домов.

    В 1930 году хутор «Рычаг» переселился, и просуществовали оба хутора до 1935 года, до массовой коллективизации. Имелось 9 хозяйств, население - 51 чел., бедняков - 30 чел., трудоспособных - 16, членов правления - 3, пашни - 188 га., лошадей - 9, сеялок - 2, молотилка -1, плугов - 9. Хутор находился южнее на расстоянии двух километров от д. Шаршада в сторону татарской рощи. Место стоянки хутора сейчас нет возможности определить, в 1955 - 56 г.г. завалины растолкали бульдозерами.

    В 1929 году в деревне создали ТОЗ и на базе этого создали колхоз «Село». ТОЗ были вместе с колхозом им. Сталина - Варага. Организаторами колхоза были: Рыков Михаил Гаврилович 1902 года рождения, член ВКП (б), образование начальное, середняк; Кунгурцев Степан Дмитриевич б/партийный; Костин Кирилл Иванович 1903 года рождения, середняк, б/парт.. Грамотными в деревне были Каргашин Ефим Иванович, Якимов Иван Николаевич (выписывал газету «Искра», работал учителем).

    Первым председателем был избран Бузанов Степан Данилович, счетоводом был наемный. В колхозе были три полеводческие бригады. Деревня делилась на две части: Новая Шаршада и Старая Шаршада. В Ст. Шаршаду входила сторона лога, проходящая по середине деревни, в новую - южная часть деревни, малая улица и оба хутора.

    Настоящий колхоз образовался в 1932 году. При организации колхоза было всего 100 плугов, 75 рабочих лошадей, парконных плугов 10 , сеялок 6, жаток 6, 3 конные молотилки, 3 веялки, 5 сортировочных машин, борон 100 (бороны «Зигзаг»). Как и в других колхозах, созданных в период коллективизации всей страны, в данном хозяйстве работали дружно для укрепления экономики своего колхоза. Строили общественные постройки, по-настоящему занимались выращиванием зерна и других продуктов растениеводства. Земли были плодородные, получали неплохой урожай. В то время, как и во всех колхозах, общественного скота держали мало.

    В деревне была начальная школа. Но постепенно, из-за отсутствия детей, школа закрылась. Здание школы перевезли под интернат в У дм. Тоймобаши. Со временем интернат перестроили под столярный цех колхоза. Было пожарное депо. До начала войны 1941- 1945 г.г. в колхозе насчитывалось до 90 хозяйств. Многие мужчины из деревни отправились на фронт и не вернулись. В годы войны в колхозе работали руководителями - председателями и счетоводами наемные люди, направляемые районными организациями. В 1942-1944 г.г. председателем был Абрамов Василий . Никому он не подчинялся, кроме как районному руководству. Дисциплину держал в руках, но было много нарушений Устава колхоза. Из-за плохой обработки земли, невыполнения агротехнических сроков проведения сельхозработ, урожайность полей снизилась. Экономика колхоза, жизненный уровень колхозников ухудшился. Все годы войны и послевоенные годы труженики этой деревни - трудоспособные члены колхоза работали за пределами района на выполнении государственных дел, выезжали на строительство жел. дороги, на лесозаготовительные работы.

    В 1950 году (в октябре) колхоз объединился с колхозом «Трактор». К тому времени было 76 хозяйств, 108 трудоспособных членов колхоза с общим числом населения 234 человека. После объединения колхоза, два-три года спустя, члены колхоза работали дружно, как и все бригады объединенного колхоза. В колхозе трудилась одна бригада. Была автомашина-полуторка, работал шофером Шадрин Ф.А.(работал до ухода на пенсию). В 1956-57 г.г. из колхоза уезжали жители, покидая родные места. После укрупнения колхоза, предчувствуя, что рабочих рук в бригаде остается мало, строительство общественных зданий не велось. Соорудили водонапорную башню, вода подавалась только на ферму. Продолжительное время держали кур, где с большим энтузиазмом работали Ажимовы Виктор И. и Зинаида 3. Годовое производство достигало до 1 млн. 494 тыс. шт. Постепенно ферма была ликвидирована. Существующие помещения фермы были использованы для содержания молодняка КРС в летнее время

    Включая деревню в список неперспективных, из деревни остальные жители уехали кто куда. В деревне было очень много садов в плодоносящем возрасте. Часть деревьев погибли от заморозков в 1978 - 79 г.г. (морозы достигали до -50 градусов), часть - растолкали мощными лопатами тракторов и сравняли с землей. Такая большая деревня с населением 327 чел. (1937г.) с трудоспособным населением 132 человека к 1983 г. осталось 2 хозяйства пенсионеров, которые и ныне живут там - это Ажимова А.С. 1915 года рождения и Пискунова Х. Т. 1914 года рождения. В деревне в 1990 г. вновь построили овчарник держать овец. В летнее время перевозят молодняк свиней. Работают Тоймобашские колхозники.

    С мая 1990 г. живет семья Шадриных (переехали из города Ижевска). Купили старый дом, отремонтировали, приспособили хозяйственные постройки, есть приусадебный участок. На 1.01.1995 г. в деревне проживает Ажимова А.С.

    (Рукопись по истории Алнашского района: Соловьев, М.В.)

    Юрт-Какси

    В старину предки удмуртов селились вблизи рек. Деревня Куашкам (Юрт-Какси) обосновалась у родников, бьющих из логов Мыстайти, Исайти и Бадзымкуала.

    Об образовании этой деревни нет исторических документов. По словам старожилов, здесь было очень красиво. Протекала небольшая речка. В деревне не было больших оврагов, она располагалась на равнине.

    В соседней деревне Шурйыл в Каксях жили удмурты и русские. Но почему-то удмурты решили отделиться и для себя облюбовали новое место. На это место претендовали также юберинцы.

    Рядом с деревней проходила дорога. Проезжавшим здесь марийцам тоже понравились эти места. Ночью тайком удмурты из Старой Юбери и марийцы подобрались к домам жителей этой деревни и развалили крыши. Удмуртов здесь было много, поэтому они смогли дать отпор незваным гостям. С тех пор деревню назвали Куашкам (в дословном переводе - развалина).

    Жилось им нелегко, образованных людей не было. От различных болезней многие умирали. В деревне началось расслоение на бедных и богатых. Богатым отошли плодородные земли. Самым богатым был Пчелкин Михаил. Он имел добротный дом, в котором впоследствии была открыта школа. В 1910г. построил себе мельницу.

    Прошли годы, начали образовываться первые колхозы. В этот период в деревне было образовано два колхоза: «Горд-Какси» и «Кузили». Председателем первого был Макеев Григорий, второго - Беляев Федор Максимович. Позднее колхоз «Кузили» как бы отделился от деревни Куашкам и обосновался в 2 км. от колхоза «Горд Какси».

    Постепенно жизнь начала налаживаться, и почти все семьи вошли в колхоз. Но нежданно нагрянула война. Много трудностей испытала деревня в годы войны. Вся тяжелая мужская работа легла на хрупкие женские плечи. Очень трудно приходилось старикам и детям. Дети бросили учебу, в девять лет ходили за плугом. Женщины трудились не только на сельхозработах, но и на вырубке леса, строительстве железной дороги.

    Вот как рассказывает об этом Бакаева Александра: «На вырубке леса работали с раннего утра до позднего вечера. Только выполнив норму, нас выпускали из леса. До барака добирались кое-как. Зачастую спать ложились голодными, а утром вставали и опять преодолевали эти длинные 10 км. Работала я и на строительстве железной дороги в Кекоране. Да, было невыносимо тяжело, но молодость брала свое. Хотя работали допоздна, выходили и на гулянки. Только там у нас проходила усталость, поднималось настроение. И так изо дня в день».

    Многие семьи разлучила семья, а сколько молодых парней и сыновей не дождались девушки, матери. Настал конец войны. Сельчане начали восстанавливать хозяйство. Строили дома и др. социально-культурные объекты. В 70-ых г. г. в стране началось укрупнение колхоза. Эта учесть не миновала и нас. Так наш колхоз объединился с колхозом «Прогресс». Центральной усадьбой стала деревня Удмурт Тоймобаш. Из-за недальновидной политики партии с лица земли навсегда исчезли многие деревни. В том числе наша деревня Куашкам. Одни уехали, другие переехали жить в деревню Кузили. Точнее говоря, построили новые дома рядом с ней, образовав новую улицу. Сейчас эту улицу называют Куашкам урам. В деревне Юрт – Какси родились: народный артист УАССР А. Ушаков, лингвист А. Уваров, А. Лаптев, Я. Майков

    Исчезла деревня в 1982 году.

    Скворцы


    Деревня Скворцы образовалась в 1891 году. Из-под Глазова приехало 30 хозяйств. Эти хозяйства приехали из 2-х деревень: Лебедяны и Клюцы. Когда приехали первые хозяйства, кругом был лес. Приезжие стали спиливать деревья, выкорчевывать пни. Они расчищали место под жилье и поля. Все жители сначала жили в землянках, но постепенно появились и дома.

    Наступила весна. Землю нарезал землемер. А в это время народ увидел в этой местности очень много скворцов, и деревню назвали Скворцы. В основном жители стали заниматься земледелием. На душу нарезали по восемь десятин земли.

    Деревня Скворцы входила в Алнашскую волость Елабужского уезда. За порядком в деревне следил староста. Он был назначен на 2 деревни: Скворцы и Варагу. Староста жил а Вараге. В 1929 году стали организовываться колхозы. К этому времени в Скворцах насчитывалось 40 хозяйств. Все хозяйства вступили в колхоз. Колхоз назвали им. Куйбышева. Первым председателем был коммунист Махнев Никифор Трофимович.

    В 1983 году жители разъехались.



    Починок Силе

    Починок Силе расположился между деревнями Верхний Утчан и Новые Алнаши. До возникновения починка на этом месте кругом были леса. На лесных полянах пасли скот. Посреди леса было небольшое озеро. С северной стороны с. Алнаши крестьяне зимой на лошадях ездили в эти леса варить самогон. Переселенцам понравились эти места. А жители близлежащих деревень очень были рассержены и назвали их «силе» (в переводе с удм. яз на рус. яз - ходят здесь под ногами и мешают им жить). Таким образом, в 1926 г. на лесных полянах появился починок Силе.

    Первыми на этих местах поселились люди из села Алнаши - это 3 семьи Кедровых: Кедров Парамон. Кедров Василий и Кедров Петр. Затем переехали семьи Кубашевых: Кубашев Алексей с сыном Иваном (второй сын - Михаил поселился уже в новом починке), Кубашев Егор, Кубашев Экей. Позднее приехала семья Абрамовых. Хозяин этой семьи был председателем ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли). Но эта семья жила недолго. Через некоторое время они уехали в город Можгу. А в их доме стала проживать семья Кошкиных. Далее в новый починок переехала семья Алексеева Максима Филипповича. По словам рассказчика, эти 8 семей создали новый починок Силе.

    В годы коллективизации был образован колхоз «Луч».

    А с 1936 по 1939 г.г. в починок приехала еще несколько семей: Байкова Иллариона (1936 г.), семья Демидова И.С. (1939 г. из д. Удм. Тоймобаш), в 1938 г. - семья из д. Мукшур. К тому времени в починке проживало 12 семей.

    Земель для посева зерновых насчитывалось 104 га. В 1937 г. колхоз получил высокий урожай и был участником ВДНХ. Колхозники жили очень дружно, как одна семья. Из года в год колхоз получал высокий урожай зерна. Этого хватало сдавать государству и раздавать колхозникам на трудодень. Здесь разводили лошадей, коров, свиней, овец, кур, кроликов. В колхозе были амбары для хранения зерна, молотильный лабаз, плуги, сеялки, косилки, водяная мельница.

    ВОв не обошла стороной и этот починок.

    Перед уходом на войну два брата Кедровых: Петр и Филипп за огородом посадили каждый по тополю. Эти тополя и сейчас стоят, украшая исчезнувший починок Силе. В 50-ые г.г. маленькие колхозы начали укрупнять. Колхоз «Луч» вошел в состав колхоза «Большевик».

    Время шло. Жители починка начали разъезжаться. Переехав в село Алнаши, создали новую улицу, которая в дальнейшем стала носить имя поэта - писателя, погибшего в годы Великой Отечественной войны, Ф. Кедрова. Таким образом, в 70-ых г.г. с карты района исчез починок Силе.

    (Информатор: Кедров, Н.В., уроженец починки Силе. 1930 г.р., Образование среднее специальное.)



    Мырк Ошмес

    В далекие времена, в 1872 г., две семьи: Заберовы и Лепиясовы со Среднего Утчана, побродив вдоль реки, подошли к ключу.

    Этот ключ был необыкновенный. Источник протекал на расстоянии километра, внезапно появлялся на поверхности, а затем снова исчезал. Он находился в глубине леса. Народ дали название ключу «Тупой ключ» (в переводе с удмуртского языка «Мырк Ошмес»). Людям, проходившим мимо, понравились эти места. Здесь они и основались. Вот такая легенда бытует о возникновении деревни Мырк Ошмес.

    Вокруг деревни было множество лугов, особенно журчащих источников.

    В 1928 г. в деревне создали машинное товарищество. В 1930 г. организовали колхоз им. Димитрова (вошло 8 дворов). В 1951 году колхоз вошел в состав колхоза им. Сталина (центр Вознесенское). Позднее жители деревни Мырк Ошмес присоединились к деревне Новый Утчан.

    В 1986 г. деревню покинули последние жители.



    Михайловка

    По рассказу бывшего жителя деревни Ильинское Черединова А.Ф., первые жители в данную деревню поселились со стороны Вятки. Две семьи: Черединова Ильи Васильевича и Сковородникова Михаила Ивановича появились в этих местах в годы отмены крепостного права. Кругом был лес, протекала река. Илья поселился с северной стороны реки, а Михаил - с другой стороны. Так, деревню в честь первых жителей с северной стороны назвали Ильинское, а деревню с другой стороны - Михайловка.

    Выселок был небольшой, из 10 домов. Жители деревни были русские. Фамилии жителей деревни: Овчинниковы, Яичкины. В 30-ые годы образовался колхоз. Первый колхоз назывался им. Жданова. Председателем работал Овчинников Яков. В 50-ые г.г. колхоз им. Жданова объединили с колхозом «Дуброво».

    В 1955 г. выселка не стало. Бывшие жители деревни Михайловки разъехались кто куда.



    Вознесенск

    Первые жители Вознесенска приехали из деревни Кушак Киршины и Колесниковы.

    Данную местность окружали дремучие темные леса. Деревню основали на возвышенной местности, так как кругом были болота. Водилось много диких зверей, особенно бурых медведей и волков. Когда расчищали местность, строители проживали в деревне Шаршада. Вокруг д. Вознесенск не было никаких деревень. Жители Щеглов в основном приехали из бывшего Уржумского уезда Вятской губернии. Скворцов - из Малмыжского уезда, Мырк - Ошмеса - из Среднего Утчана.

    Жители деревень занимались земледелием, охотой, ремеслом. В деревне было много кустарей, которые занимались кузнечным делом, столярным и плотничьим. В деревне грамотных было мало. Первым грамотным человеком был Яков Васильевич, который кое-как читал старые религиозные книги и умел расписываться. В деревне его ценили, как грамотного человека. Школа была организована в 1894 в частном доме. В 1904 году школа сгорела.

    В 1905 - 1906 годах учителем был Троцкий Дмитрий Иванович, который организовал политический кружок в деревне. В 1906 году Дмитрий Иванович был арестован за политическую пропаганду. При обыске у него нашли политическую литературу, прокламации. С 1902 года в деревне жил большевик Нагорных Ефим Спиридонович. После ареста руководителя революционного движения Дмитрия Ивановича Троцкого члены кружка ушли в подполье, а некоторые подались на производство. В эти годы в деревню был прислан стражник для наведения порядка. Деревню Вознесенск в те годы царское правительство считало неблагонадежной, революционно-настроенной.

    В годы столыпинской реакции началось расслоение населения. Зажиточная часть населения деревни скупала земли разорившихся крестьян за бесценок. В деревне назрело недовольство, особенно среди бедноты. В 1911 году была построена типовая школа Елабужским земством. Первой учительницей была Дулова Мария Михайловна. В годы первой империалистической войны основная рабочая сила деревни была мобилизована на войну. Начались недосевы, упадок сельского хозяйства. Выкачивали хлеб из деревни. Октябрьскую революцию народ встретил восторженно. Когда начали организовываться красногвардейские отряды, добровольцами были Нагорных П., Колесников. Они воевали в дивизии Азина.

    Колхоз в деревне Вознесенск был организован в 1930 году. Первым председателем колхоза стал Симонов Григорий Кирсанович, заместителем - Кочкин. Трактора появились на колхозных полях после организации Алнашской МТС. Раньше обрабатывали землю на лошадях.

    В годы Великой Отечественной войны, как и весь народ, население помогало государству. Многие жители деревни сражались на фронте, за заслуги были награждены орденами и медалями. Деревня Вознесенск исчезла в 1969 году.



    Калиновка

    Деревня Калиновка находилась в 2-х километрах от речки Тоймы ниже деревни Ятцазшур (починок Ятцаз)

    Настоящая деревня была основана выходцами деревни Становой Ятзась (так значится в документе). Становой - от слова «стан», далее чиновник по переписи написал Становой Ятцаз, а более древнее название Становой Ятзась. Основана была деревня выходцами - русскими из д. Старая Юмья.

    Но, подробно о деревне Калиновка. Первыми переселенцами и основателями этой деревушки были Бакаев Алексей Осипович и Ермилов Трофим Степанович. В 1924 году основались они неподалеку от речки Тоймы ниже починка Ятцаз. Места здесь были очень живописные: полноводная река Тойма была богата рыбой, вдоль речки тянулся овраг, а с правой стороны на пригорке находилась березовая роща, чуть пониже - лес, выше деревни и с левой стороны тянулись луга, под горой был родник.

    Алексей Осипович и Трофим Степанович любили труд, поэтому они расчистили столь живописное место, начали обрабатывать землю, естественно потом начали строиться. Была у них одна лошадка, если она уставала, то землю пахали и обрабатывали вручную. В первый же год земля щедро наградила новых переселенцев.

    Деревушка ими никак не была названа. Жили, трудились, семьей обзавелись. Стали к ним друзья с д. Ятцаз же проситься, на что Бакаев с Ермиловым ответили добром. Таким образом, в деревню переехали Ефим Максимович Городилов с сыном Андрианом и Михаилом. Далее появилась семья Шишовых и Копысовых Ивана Ивановича (Шишовы, вероятно, со стороны Котышака и Ильинска, а Копысовы - с деревни Куяново).

    За 4 года сельхозартель (так они сами называли ее) окрепла, земля была плодотворна, для скота приволье лугов были достаточно, налогом никто не обкладывал. Меж собой крестьяне жили дружно, труд свой делили по едокам. Надо сказать, что все вышеназванные жители были русскими. В 1928 году было уже 10 русских дворов. Они имели 7 коров, 9 лошадей, кузницу, 10 плугов конных, а старостой (сотник) был Бакаев Алексей Осипович. Он сам же выполнял работу кладовщика, бухгалтера, кузнеца.

    К тому времени деревня называлась Калиновкой. С каждым годом сельхозартель богатела, крестьяне жили в достатке, никого не раскулачивали. Кроме земледелия и животноводства здесь занимались еще садоводством, а в палисадниках домов благоухали цветы. Дома - пятистенки были построены добротно, все под железной крышей. Внутри они были разделены на комнаты, и каждая комната закрывалась разными дверями, окна были с наличниками с замысловатыми узорами, а у некоторых - ставни. На воротах крыша - ажурная, сеть из дерева, как у господ, что означало - жили здесь хозяева мастеровые. Всякий проходимец-переселенец не мог тут вселиться, как бы этого он не хотел, нужно было себя показать или же кто-то из живущих в деревне брал на себя как бы опекунство (нужна была рекомендация), да еще все это решалось на сходе.

    Любое экономически развитое хозяйство ищет сбыт продукции. Зерном кормили скотину, а сбыт животноводческой продукции надо было искать. Близлежащие деревни не занимались переработкой молока, так как Елабуга находилась в 50 километрах от деревни. В одном из сходов решено было купить сепаратор и маслобойку. Хотя крестьяне сельхозартели жили сытно и добротно, своих вложенных денег не хватало. Решили они тогда послать ходока своего, дабы просить часть казенных денег, чтобы купить оборудование по переработке молока, к самому Калинину М.И. в г. Москву. Одному Богу и им ведомо, как они шли и как «челом били» перед Калининым. Не только приобрели маслобойку и сепаратор, но и даже льномаслобойку. Взамен всему этому обещали дедушке Калинину назвать свою деревню сельхозартель Калиновкой. Вот так появилась еще одна деревушка в Алнашском районе и колхоз им. Калинина. Бессменным председателем колхоза был Алексей Осипович Бакаев.

    В 1950 годах колхозы стали укрупняться. К тому времени руководителем хозяйства уже работал Александр Матвеевич Замятин, тоже родом из д. Ятцаз. Льномаслобойка и сепаратор служили еще до 1955 года, так как работал сам хозяин А.О. Бакаев. За это время была построена животноводческая ферма на 70 голов. Однако в 1959 году здесь осталось 3 хозяйства, где проживало 11 человек, одним из которых был основатель деревни. В 1961 году он остался один с супругой. В 1963 году А.О.. Бакаев переехал в деревню Ятцазшур. Далее Алексей Осипович переехал в д. Старая Юмья . Умер у дочери Любови Алексеевны Черновой. Деревни Калиновки не осталось и следа, где распахано, а где заросло бурьяном и травой.

    Живы только березы на Калиновском кладбище. Под этими березами вечным сном спят Бакаевы, Городиловы, Ермиловы, Шишовы, Копысовы, Замятины, Платоновы.

    (Рукопись по истории Алнашского района: Ганькова, Л.Л.)



    Мочаловка

    Основали деревню выходцы из Уржума, (ныне Кировская область) 6 братьев. За войну с турками царь дал им землю. Они выкорчевывали лес, расчищали место для постройки домов. Так образовалась деревня Мочаловка. По сведению бывшего жителя данной деревни Кузнецова Виталия Трофимовича, деревня основана в 1885 году.

    В д. Мочаловка было 28 домов. В 1932 году образован колхоз «Буря». Председателем стал Кузнецов Виталий Тимофеевич. Он работал председателем около года.

    В деревне жили:



    1. Кузнецовы - 9 домов (Михаил, Егор, Иван, Иван, Павел, Виктор, Виталий, Тимофей)

    2. Моховы - 3 дома (братья: Алексей, Макар, Егор)

    3. Якимова - 5 домов (Алексей, Арсентий, Петр, Семен, Виталий)

    4. Шулаев - 1 дом

    5. Халявина- 5 домов (Иван, Игнатий, Максим, Никифор, Алексей)

    В деревне было 4 ключа, колодцев не было. В конце 1970-г.г. все разъехались. Деревни не стало. Сейчас там поля и луга. Только оставшиеся яблони говорят, что здесь когда-то стояла деревня Мочаловка.

    (Информатор: Кузнецов, В. Т. 1915 г.р. уроженец д. Мочаловка, проживает в д. Азаматово.)


    Башкировка

    Деревню образовали выходцы из Вятки . В деревне было 27 домов:


    1.Барановы - 4 дома; 2. Сыропятовы - 5 домов (Илья, Лаврентий, Афоня,

    Паня, Нестор); 3. Кузнецовы - 1 семья; 4. Шадрины (Яша, Паша) - 2 семьи;

    5. Шушпанов Лазарь; 6. Романовы - 1 семья; 7. Тощевиковы - 5 семей (Соня,

    Петр, Афанасий, Володя, Дмитрий); 8. Митрошины - 3 семьи (Арсентий,

    Миша).

    В 1931 году образовался колхоз «Пятилетка». Первым председателем был Шушпанов Лазарь Иванович. Работал в течение 9 лет. Затем Баранов Игнатий Петрович, затем Сыропятов Лаврентий Никифорович. В 1945-47 г.г. бригадиром работала Шушпанова (замужняя фамилия Халявина) Александра Лазаревна.

    В 1951 году 3 деревни Ключевка, Башкировка, Мочаловка, т. е. 3 колхоза «Буря», «Пятилетка» и «Решительный», объединились и создали колхоз «Решительный».

    В деревне было 4 ключа. В Башкировке берет начало речка Варзинка. Рядом 3 лога. Их названия произошли от деревень: Кузюмовский, Коренной, Чушлинский. В деревне было 10 колодцев. Она граничит с Татарией, за лесом деревня Красный Флаг.



    Примерно в 1941 году построили ветряную мельницу, которая была разобрана в 1993 году. Среди строителей мельницы был Шушпанов Лазарь Иванович.

    Последние жители уехали из деревни Башкировка в 1970-1973 г.г. Последний житель - Шадрин Александр Михайлович. Как и в Мочаловке, в Башкировке не осталось никаких следов, что когда- то здесь была деревня, сейчас там колхозное поле.

    (Информатор: Кузнецов, В. Т. 1915 г.р. уроженец д. Мочаловка, проживает в д. Азаматово.)



    Бадяргурт

    Деревня Бадяргурт была основана в 1929 г. удмуртами, выходцами с деревни Кучеряново и расположилась недалеко от деревни Шишкино. Со всех сторон ее окружал лес, где росли в основном дубы (дуб - в переводе на удмуртский язык - бадяр). Поэтому и назвали деревню -Бадяргурт.



    Первые жители выбрали возвышенное место, чтобы все кругом было видно. Поблизости не было рек. Колодцы были очень глубокие. Через некоторое время люди построили ветродвигатель для подачи воды на поверхность.

    К тому времени в деревне насчитывалось 14 домов.



    Первым жителем был Конюхов Николай Егорович. Позднее он уехал в д. Удм. Тоймобаш. В этой деревне Николай Егорович преподавал в школе. Конюхов Василий Николаевич (его старший сын) - доктор исторических наук. Он родился в д. Кучеряново. А второй - Конюхов Мефодий Николаевич - кандидат педагогических наук, родился уже в д. Бадяр. В деревне жили: Конюховы, Майковы, Мишкины, Григорьевы.

    Жители организовали колхоз «Бубнов», а после переименовали в «Венеру». Первым председателем был Конюхов Григорий Иванович. В колхозе разводили крупнорогатый скот, занимались птицеводством.

    Род Конюховых был известен не только в своей деревне. Конюхов Василий Гаврилович - окончил Карлыганскую центральную школу. Затем преподавал в деревнях : Асаново, Азаматово, Кучеряново. Позднее Василий Гаврилович работал председателем сельского совета, был репрессирован и выслан в Карелию. Его брат - Конюхов Евдоким Гаврилович — работал юристом в г. Казани.

    В 1960-е г.г. люди покидали место жительства. А в 1964 г. последний житель - Шишкин Михаил Филиппович, который переехал в деревню Казаково.

    (Информатор Шишкина, Е.В., бывшая жительница выс. Бадяр. 1928 г.р., образование начальное.)



    Высокая Гора.

    По рассказам писарей Каменева, Орлова, жителя д. Высокая Гора Косихина Андрея 1888 года рождения, деревня Высокая Гора основана в 1874 г. выходцами из деревни Ново - Орехово, Орловского уезда Вятской губернии и деревни Старая Чекалда нынешнего Агрызского района Татарии.



    В деревне было 33 двора. В 1921 г. деревня почти полностью сгорела. Рассказывают, что высокогорские мужики жестоко избили крындинского татарина, и он поджег деревню.

    В 1929 г. был организован колхоз «Красное Знамя». Первым председателем был избран Ананин Борис Игнатьевич. Деревня просуществовала до 1968 года. Уроженец деревни Черепанов Алексей Степанович был первым директором Голюшурминской МТС. Кроме русского языка свободно владел удмуртским и татарским языками. (Алнашские неперспективные деревни. [Текст] //Алнашский колхозник.- 3 февраля 1979 г.)

    Уроженец деревни Высокая Гора Владимир Черепанов - 1919 года рождения, лейтенант, командир танка, за проявление геройства при освобождении города Каунас был награжден орденом Боевого Красного Знамени. В другом бою сразу уничтожили два полевых орудия, один бронетранспортер, одну самоходную установку. В том бою (5 декабря 1944 г.) он погиб. Посмертно был награжден орденом Отечественной войны. После боя его и двух членов экипажа похоронили у дороги и на их могиле поставили башню их подбитого танка.

    После войны жители деревни Дырвенай Шауляйского района Литовской ССР, что в 200 км. от Вильнюса, башню танка установили на пьедестал.

    В годы ВОв погибло на фронте 15 чел. Количество погибших в 1-ую мировую войну и гражданскую войну не установлено.

    Мельников Яким из деревни Высокая Гора, арендатор водяной мельницы, при Николае II служил полицейским, раскулачен.

    Черепанова Николая из той же деревни как противника организации колхоза и нападки на бедноту отчислить из колхоза, а имущество забрать в колхоз.

    Черепанов Алексей Иванович, из той же деревни в царское время получил звание помощника станового пристава, в 1919 году участвовал в организации добровольной вооруженной дружины в Варзи - Ятчах против красных, после прихода красных скрывался. Оставить в середняках.

    В 1932 г. в деревне было 29 дворов, 106 жителей. В 1940 г. было 33 двора.

    (. Из материалов Центрального Государственного архива УАССР (Фонд Р - 424 опись I дело 65, 1930 г.)

    Из материалов Центрального Государственного архива УАССР (Фонд Р - 424 опись I дело 27. 1930 г.)

    Из материалов Центрального Государственного архива УАССР (Фонд, опись, дело 27. 1930 г.), Рукопись по истории Алнашского района: Ганькова, Л.Л. )



    Каменное

    Эти строки коснулись многих деревень. Многие населенные пункты сочли неперспективными. Жителям этих деревень, оплакивая, пришлось покинуть свои засиженные «гнезда». К числу таких деревень относится и д. Боголюбово. В последствии д. Боголюбово переименовали в д. Каменное.

    Первыми в этих местах поселились отец Балобанова Карпа с семьей, которые жили в д. Писеево у Чураковых. Это было где-то раньше 1870 года. Здесь стоял сплошной лес, но там не менее они облюбовали это живописное место. С северо-востока от холодных ветров и бурь защищали высокие горы, а севера и северо-запада - леса. Не было полноводной реки, но был небольшой родник, благодаря которому существовали два пруда, где водились упитанные караси, очевидно, поначалу были запущены. И вот по обе стороны этого пруда расположились две улицы. Одна улица - в сторону деревни Табарли, другая - в сторону д. Иваново (по 5-6 хозяйств). Кроме того, отдельно находились хозяйства Ворончихина Ивана Владимировича и Кропочева Василия. На той же стороне, почти рядом с прудом стоял конный двор. По другую сторону пруда, ближе к деревне Иваново (с этой деревней разделяла их только река Табарлинка и гора) располагалось около 53-57 хозяйств. Только отдельно стояли хозяйства Брызгалова Назара и Якова Степановича Ворончихина. Данные хозяйства и соединяли две улицы, по обе стороны друг против друга. Кроме того, за огородами, в сторону д. Иваново стоял учительский дом, неподалеку - школа и депо. Дети катались с учительской горы, так эту горку и назвали. Складские помещения; коровник, птичник и овчарник находились между деревнями Иваново и Каменное. В послевоенные годы на конце главной улицы, в сторону д. Иваново был выстроен клуб. А вдоль деревни, через определенное расстояние стояли общественные колодцы. В этих краях были благоприятные условия для кормления и содержания скота. Колхоз им. Ильича и по сегодняшний день содержит скот. Здесь же раскинулись 4 лога с густой травой, богатые лекарственными травами и клубникой.

    Как и все деревни, д. Боголюбово-Каменное не обошла стороной коллективизация. 1 января 1932 г. был образован колхоз «Большевик» Ивановского сельского Совета, Алнашского района, Вятской Автономной области Нижегородского края. Первым председателем стал Ворончихин Дорофей Ал. С 7 октября того же года данный колхоз входил в состав Горьковского края, с 7 декабря 1934 г. - в Кировский край и уже с 28 декабря этого же года - в УАССР. На основании Постановления Президиума ВЦИК от 1 июня 1937 г. переведен в состав вновь образованного Пычасского района УАССР. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.02.1941 г. д. Боголюбово переименовали в д. Каменное. Поводом для изменения названия деревни послужила антирелигиозная пропаганда. В разные годы председателями колхозов работали: Боголюбов Карп Иванович, Брызгалов Григорий Михайлович. По решению общего собрания колхозников в июле 1950 г., колхоз «Большевик» объединился с колхозами «Дружба» Ивановского сельсовета Пычасского района УАССР (д. Иваново), «Красный пахарь» этого же сельского Совета и района (д. В. Заболоцкое) в один колхоз им. Кирова. А 6 января 1951 г. вошел в состав колхоза им. Ильича, куда входили уже деревни: Нижний Сырьез, Шарыпово, Юмга, Эметаж, Писеево, Оркино, Горюново.

    Ивановский сельсовет образовался в 1922 г., куда входили селения: Иваново, Боголюбово, В. Заболоцкое, Шарыпово, Юмга, Эметаж. На 1.11.1929 г, Ивановсий сельсовет значился в Пычасском районе. В связи с ликвидацией района в 1963-1965 годы Писеевский сельсовет входил в состав Б. - Кибьинского сельсовета Можгинского района. В 1966 г., в связи с реорганизацией района, Писеевский сельсовет вновь входит в состав Алнашского района с населенными пунктами: Писеево, Оркино, Н. - Сырьез, Иваново, Каменное, Горюново. Председателями сельсовета были: Шмыков Николай Алексеевич, Головизнина Анна, Коробейников.

    В связи с расселением жителей в другие населенные пункты от 20.11.1986 г. д. Каменное из учетных данных исключена, по Указу ВПС УАССР.



    Население здесь проживало русскоязычное, со своими обрядами и обычаями. Умели и трудиться, и веселиться. Так, в 1936-37 годы председатель колхоза Балобанов, за достигнутые высокие результаты по откорму свиней, был награжден путевкой на ВДНХ, в Москву. Ездил он не один, а со своими поросятами. Хороших результатов добились по овцеводству и настригу шерсти. Так, овцевод, Костылева Юлия Николаевна была награждена грамотой Президиума Верховного Совыета УАССР. Среди механизаторов следует отметить тракториста Жихарева Петра Васильевича. Долгие годы на ответственных должностях работал Дубовцев Иван Васильевич (секретарь сельского Совета, потом - председатель ревизионной комиссии).

    По воспоминаниям Безруких Леонида Ивановича, 1928 года рождения, хозяйства д. Каменное стали исчезать еще до войны. Ушедших на войну мужчин из деревни насчитывалось всего - 13 чел., из них не вернулось - 8 чел.. В основном, население перебралось в г. Можгу. Это связано с тем, что в 1937 г. данная деревня стала входить в Пычасский район, а другая версия - это вражда между жителями д. Табарли, татарами. 1936 год был засушливый. И вот табарлинцы, приехав в д. Каменное у Микрюкова Михаила Андрияновича, из ямы, решили украсть картошку. Сам Михаил Андриянович в то время работал охранником. Заметив таких воров, он, как на пожар, поднял почти все население деревни. Часть татар успели скрыться, одного поймали и избили (тот умер). По этому делу состоялся суд. Судили 16 чел.: братьям Микрюковым и Зорину Дмитрию дали по 5 лет, Кропочеву Андрею и Брызгалову Андрею - по 3 года, остальным - по 1 году принудительных работ. Братья Микрюковы вернулись через 10 лет, Андрей тоже вернулся домой, других отправили на фронт.

    Не обошло стороной и раскулачивание. В 1929 г. Кудрявцев Федор содержал Гаранькину мельницу. Раскулачили, сослали в ссылку, а с тех мест он уже не вернулся. Затем эту мельницу содержал Волегжанин Николай.

    Особо знаменитых личностей в этой деревне нет, может быть потому, что рано покинули родные места. Если даже и есть, то уже где-то за пределами данной деревни. Как мне известно, первый среднее специальное образование получил Брызгалов Аркадий Григорьевич (закончил Асановский ветеринарный техникум).

    После завершения уборочных работ устраивали колхозный праздник (ближе к ноябрьским праздникам). Разбиваясь на 10 дворов, стряпали пельмени, варили вместе, веселились всей деревней.

    Безруких Леонид Иванович родился в 1928 г. в д. Каменное. 1-2 класса закончил в Ивановской школе. В 1937 г. переехали в г. Можгу. 3-4 кл. закончил в Можге. В 1942 г. снова возвратился в д. Каменное. Работал в колхозе. В 1948 г. Леонида Ивановича направили в школу ФЗО, а в 1949 г - закончил школу. После окончания по 1958 год работал на Урале мастером, руководил пленными немцами. Затем снова возвратился в родные места. С 1977 г. по 1981 г. работал в колхозе им. Ильича столяром, а с 1982 г. по 1991 г. ( до выхода на пенсию) -экспедитором этого же колхоза.
      1   2