• ЕСТЬ В РОССИИ ГОРОД … (литературное путешествие по Бобровскому краю)
  • Ведущий
  • Александр Николаевич Афанасьев
  • Антон Павлович Чехов и Лев Николаевич Толстой
  • Алексей Сергеевич Суворин
  • Матрена Федоровна Тимашова
  • Евгений Михайлович Левченко
  • «НАСЛЕДИЕ ДОБЛЕСТИ И СЛАВЫ»
  • ВИКТОРИНА Вопросы
  • Слово «флаг» происходит от греческого «флего», что означало
  • С принятием христианства флаги
  • Гимн в переводе с греческого означает «торжественная песнь».
  • «Есть город на карте России»



  • страница1/3
    Дата04.12.2017
    Размер4.75 Mb.

    «Городок старинный, с именем Бобров»


      1   2   3


    Отдел культуры администрации Бобровского

    муниципального района
    «ГОРОДОК старинный,

    с именем БОБРОВ»
    (краеведческие чтения)


    Бобров 2013




    ЕСТЬ В РОССИИ ГОРОД

    (литературное путешествие по Бобровскому краю)
    /звучит песня в исполнении М.Бернеса «С чего начинается Родина?»/
    Ведущий: Добрый день! Когда мы говорим о нашей большой Родине – России, мы в первую очередь думаем о родине малой, о тех местах, где появились на свет, где росли и учились. И каким бы маленьким на карте России это место не значилось, для нашего сердца оно считается самым главным.

    Для нас с вами это родной город Бобров.

    Как был основан наш город, мы узнаем, немного углубившись в историю основания города.
    Ведущий: Год 1677. Широкая долина реки Битюг. Под холмистым, изрезанным оврагами правым берегом стоит маленькая деревянная изба приехавших на рыбную ловлю воронежского жителя Никиты Полозова и его товарищей. Через семь лет на этом месте образуется уже небольшой поселок, владельцем которого станет Троицкий монастырь города Козлова. К 1698 году поселок вырос до 18 дворов, а в 1699г. по указу Перта I был уничтожен как незаконный.

    К 1701г. из северных губерний России сюда было переселено несколько семей дворцовых крестьян. Большинство переселенцев не вынесло тягот переезда, нового климата, эпидемий. И в 1704 году место будущего Боброва заселяют вновь. Переселенцы – выходцы из богатых древнерусскими градостроительными традициями Костромского, Суздальского, Владимирского уездов – новое поселение заложили уже не на берегу реки, а в верхней террасе – ровном участке. И к 1707 году здесь был выстроен «государев двор с бойницами и тремя башнями, вместо крепости». Статус города – поселение Бобровское получило в 1711году.

    Наша землячка – современница Людмила Кузнецова написала стихотворение, посвященное 300-летию Боброва.
    Чтец: стихотворение «Бобров»:
    Сияет ли высоко неба круг,

    Идут дожди иль зим столпотворение,

    На правом берегу реки Битюг

    Стоит Бобров – лет триста от рождения.


    Открытый поднебесью и ветрам,

    Часть русского былинного сказания,

    Основанный во времена Петра

    В глубинном черноземном мироздании.


    Здесь люди все открыты и щедры,

    Здесь каждый дом предание имеет.

    Берез сережки и рябин костры

    И вдалеке далеком душу греют.


    Расти, любимый город, процветай!

    Как колос, наливайся спелой силой.

    Родимое пятно, Бобровский край

    На карте солнцем вытканной России!


    Ведущий: Кто из вас не замирал в трепетном волнении, слушая песни и стихи о родном крае, в котором красота и величие природы неразрывно связаны с чувствами, переживаниями и судьбами людей.

    Через всю жизнь проносят люди любовь к родному краю, независимо от того, живут ли всю жизнь в родном краю, или находятся вдали от него.


    /Звучит песня о Боброве/
    Ведущий: Наш Бобровский край всегда отличался щедрым разнообразием талантов, в первую очередь литературных.

    Познакомимся с некоторыми из них.


    Андрей Порфирьевич Серебрянский

    Жил в первой половине 19 века. Родился в с.Козловка Бобровского уезда. В своих стихах воспевал богатство и красоту родных мест. Серебрянский получил образование в Воронежской семинарии. Организовал литературный кружок. Где познакомился и подружился с А.Кольцовым. Кольцов был многим обязан Андрею Серебрянскому, который был его первым критиком. Редактором его стихов, оказывал влияние на его литературную судьбу.


    Алексей Кольцов

    Алексей Кольцов, навещая друга Серебрянского и участвуя в ежегодных ярмарках, проходящих в Боброве, где он с отцом торговал скотом, не раз бывал в наших местах. В его стихах угадываются живописные уголки нашего края. Под некоторыми стихами он указывал место написания «12 июня Бобров».


    Александр Николаевич Афанасьев

    С нашим городом тесно связано имя собирателя русских народных сказок и легенд Александра Николаевича Афанасьева. Родился он в Богучарском уезде, но в конце 20-х


    годов 19 века переехал с отцом в Бобров, где прошли детство и юность будущего историка, литературоведа и фольклориста.
    Антон Павлович Чехов и

    Лев Николаевич Толстой

    Бобровский край имеет отношение к творчеству Антона Чехова и Льва Толстого. Чехов приезжал в Бобров, побывал в селах уезда во время голода в конце 19 века. Задумал написать очерки о голодной Воронежской деревне, но цензура запретила. После пребывания Л.Н.Толстого в с.Хреновое, на конном заводе, появился его рассказ «Холстомер», о трагической судьбе лошади. (Чехов тоже бывал на Хреновском конном заводе).


    Алексей Сергеевич Суворин

    Прославил наш край Алексей Сергеевич Суворин – книгоиздатель, журналист и писатель. Писателем он был незаурядным, однако до сих пор недооценен. Его литературные произведения, это сатирическая книга «Всякие», пьеса «Татьяна Репина», роман «В конце века любовь», а великолепным литературно-историческим произведением стал его «Дневник».

    Алексей Суворин дружил и встречался со многими общественными деятелями, писателями и в том числе с Антоном Павловичем Чеховым.

    Так в 1892 году Чехов приехал в наш город, встретился с Сувориным, чтобы вместе оказать помощь голодающим. Памятник знаменитому земляку А.Суворину вы всегда можете увидеть, проходя мимо училища культуры.

    И Антон Чехов, и Алексей Суворин и Александр Афанасьев, Андрей Серебрянский и другие не только прославили наш край, но и всю Росси
    /Звучит песня «Я люблю тебя, Россия»/
    Егор Исаев

    С Бобровским краем связано творчество современных литераторов. Среди поэтов Бобровского края по праву первым считается Егор Александрович Исаев, уроженец села Коршево. В конце войны он был призван в армию, стихи начал писать на фронте.

    Всенародную известность принесла Исаеву его дилогия «Суд памяти» и «Даль памяти». За заслуги в развитии литературы и общественную деятельность Егору Исаеву присуждена Ленинская премия и звание Героя Социалистического труда. В 1996 году ему присваивается звание почетного гражданина города Боброва. Наша Центральная районная библиотека носит имя Егора Исаева. В настоящее время поэт проживает в Москве. В 2011 году 2 мая Егору Исаеву исполнилось 85 лет. Несмотря на свой возраст, он бывает в родных местах, встречается с земляками.
    Чтец: стихотворение о Боброве.

    Весь ты в радуге-дуге,

    Мой Бобров на Битюге.

    Ты роднее всех, родной,

    В будний день и выходной,

    На восходе, на закате,

    На большой и малой карте,

    В новом доме и избе…

    Ты – во мне, а я – в тебе.

    Михаил Касаткин

    Наделила поэтическим даром Бобровская земля Михаила Ивановича Касаткина. Родился он в Азовке. Писать стихи он начал рано, уже в 1934 году публикуются его первые стихи. Михаил Касаткин – рядовой участник Великой Отечественной войны, неоднократно раненный, награжденный. До конца своих дней он остался человеком плененным, раненным войной. Тема войны одно из главных тем в его творчестве, также через все его творчество красной нитью проходит любовь к родной земле. «Деревня русская Азовка, мой край и моя судьба» – пишет он. В настоящее время Михаил Касаткин живет в Воронеже. С 2001 года является почетным гражданином города Боброва.


    Чтец: Звучит отрывок из стихотворения «За Битюгом».
    За Битюгом – лесные дали,

    Поля, и степи, и луга…

    Давным-давно меня там знали,

    К себе упорно приглашали

    Пастух бесплатный и слуга.
    За Битюгом простор кромсали…

    Туда в ту пору – власть груба –

    Крестьянский люд переселяли

    «На отруба».


    Под жарким солнцем – мыслей тленье…

    Степь. Спит убаюканный уют…

    Картины божьего творенья

    Пред взором свято предстают:

    Бескрайний надо мною полог.

    На глади вод – лучей пласты:

    Сомкнув уста, лесные дали

    Поникли в мареве фаты.


    Блистают там травинок слезы,

    Сверкает бисером роса.

    Грустят плакучие березы,

    Как в штиль на лодках паруса.


    За Битюгом редки селенья,

    Кой-где – сиротки-хутора,

    У дома каждого поленья

    И мошкарою детвора.



    Матрена Федоровна Тимашова

    В основе повести Ольги Кретовой «Хозяйка своей судьбы» – реальный образ нашей землячки, Героя Социалистического Труда Матрены Федоровны Тимашовой, первой женщины-трактористки. Матрена Федоровна была председателем колхоза села Шишовка, неоднократно депутатом Верховного Совета Советского Союза.


    Евгений Михайлович Левченко

    Еще одно имя современного писателя Евгения Михайловича Левченко. Родился он в соседнем Лискинском районе, но детство его прошло в Боброве. Отсюда он убежал на фронт. После войны (32 года) работал в разных уголках страны. Свои впечатления об увиденном он положил в основу своих книг. Некоторые из них написаны в Боброве, в доме его матери.



    Алексей Иванович Исаев

    Писатель А.И.Исаев уроженец Тульской области. Многие годы он преподавал в Хреновском лесном техникуме. В своих книгах «В старинном бору», «Дыхание бора», «Лес и судьбы» он учит бережному отношению к природе, воспевает неповторимую красоту Хреновского бора.


    Ведущий: Мы с вами говорим о литературных талантах, широко известных, а, сколько людей, увлеченных литературной деятельностью в настоящее время на Бобровской земле, мало известно.

    Они родились и живут в родном и любимом крае. Пишут стихи, рассказы, слагают песни, на которые их вдохновляют природа и люди. Часть из них печатается в районной газете «Звезда», в областных газетах, в журнале «Подъем». Но чаще они доступны лишь узкому кругу друзей.

    Широко известен среди земляков не только у нас, но и за пределами нашей области Дмитрий Попов.
    Дмитрий Попов

    Дмитрий Попов родился в 1943 году. Окончил 11 классов школы рабочей молодежи. Его стихи неоднократно печатались в районной газете «Звезда», в областных газетах, в коллективных сборниках, выходивших в Центрально- Черноземном книжном издательстве. В настоящее время вышло несколько сборников его стихов.

    Дмитрий Попов – член Союза журналистов России, член Союза писателей «Воинское содружество», дипломант Международной премии «Филантроп – 2010г».

    Все его творчество пронизано любовью к родному краю, к своей малой родине. Город Бобров, река Битюг, обелиски в память о защитниках нашего края, родная природа, церковь с колокольным звоном, печальные погосты, где покоятся родные и земляки – все это бесконечно дорого сердцу поэта.


    Здесь все мое: краюшка хлеба

    И сена пряные стога,

    И в облаках большое небо,

    И тишь степного Битюга.


    Чтец: Стихотворение Д.Попова «Городок на Битюге».
    Городок на Битюге,

    Улицы зеленые.

    С детских лет до седины

    Мы в тебя влюбленные.


    Кто приедет в гости к нам,

    Всем Бобров наш нравится:

    Ведь хорошими людьми

    Он недаром славится.


    А вокруг него поля

    Золотом колосятся,

    И сердечные слова

    Сами в песню просятся.


    Голубая гладь реки,

    В травах тропки узкие.

    До чего ж вы хороши,

    Дали прибитюжские!



    Ольга Веретенникова

    Ольга Веретенникова немало поездила по белому свету, но неодолимая тяга к родным местам заставила вернуться в наш Воронежский край. Поэзия Веретенниковой глубоко гражданственна и патриотична. Беззаветная любовь к малой родине – вот главный критерий ее творчества.


    Чтец: Стихотворение «Бобров».
    Есть в сердце Черноземья город

    В плену бушующих садов.

    В свои три века – свеж и молод

    С забавным именем Бобров.


    Квадраты четкие кварталов

    В тени каштановых аллей,

    Пленяет облик зданий старых

    Неповторимостью своей.


    С годами понимаю сердцем:

    Мой город мне всего милей.

    Он дорог промелькнувшим детством,

    Судьбою матери моей.


    Мы уезжаем торопливо,

    И долго нет от нас вестей.

    Он по-отцовски терпеливо

    Годами ждет своих детей.


    Пусть сотни городов на свете

    Нас манят красотой своей.

    Не сможем мы на всей планете

    Тебя, Бобров, найти родней.


    Надежда Савельева

    Родилась в 1964 году в с.Старая Ведуга Семилукского района Воронежской области. С 1985 года проживает в городе Боброве. Надежда окончила областное училище культуры. В свое время работала журналистом в районной газете «Звезда», довольно часто печаталась на ее страницах. Сейчас Надежда пишет редко, главным образом для себя. С ее добрыми, искренними стихами можно познакомиться в альманахе «Битюг», сборнике «Лебедушка, выпущенных в Боброве.


    Чтец: Стихотворение «Любимый городок».
    В объятьях садов, в развилке дорог

    Под небом лазорево-синим

    Живет наш Бобров, родной городок –

    Частица любимой России.


    Здесь словно, курорт, всех манит река

    И запах соснового бора.

    Ведь эта земля нам так дорога,

    Нет краше степного простора.


    Здесь сила и ширь пшеничных полей

    И трель соловья на рассвете.

    Что может для нас быть в жизни милей,

    Чем русские прелести эти?!


    Живи, мой Бобров, еще триста лет

    Ты в зной, непогоду и стужу.

    И пусть по весне черемухи цвет

    Волнует влюбленную душу.



    Сергей Соколов

    Сергей Соколов родился в Боброве. По профессии – военный моряк-подводник. Стихи начал писать довольно поздно. В настоящее время живет в Боброве, работает преподавателем. Сергей Владимирович – автор сборников стихов «Пятидесятая зима» и «Гусиная охота».


    Чтец: Стихотворение «Без этого мне никуда».
    Я сюда возвращаться не стану,

    Расставаясь, не выдавлю слез.

    Мне милей черноморских платанов

    Нежный шелк среднерусских берез.

    Море тоже не вдохновило.

    Да, красиво, какой разговор.


    Для души ж моей более милы

    Ширь полей и родимый простор.

    Дом у леса под шиферной крышей,

    Что там солнечные города!

    Этот родина. Родина! Слышишь?

    И без этого никуда.


    Чтец: Стихотворение «Мой Битюг».
    Река Битюг – моя, в том нет сомненья,

    Я вырос здесь, и рядом с ней мой дом.

    И каждый миг с дня моего рожденья

    В какой-то мере связан с Битюгом.

    Течет он плавно и неторопливо

    И в красоте своей неповторим.

    А сколько было тех, кто справедливо

    Битюг считали, как и я, своим.

    Бежит на юг, надев на нитку русла

    Леса, луга, деревни, города.

    И каждый день купает эти бусы

    Хрустальная битюжская вода.

    Красив Битюг. Красив зимой и летом.

    Я думаю, любой меня поймет.

    Своей считали реку мои деды

    И все, кто жил с ней рядом и живет.

    И знаю я, когда-нибудь на пляже,

    В своих сжимая удочку руках,

    Мне внук на ушко по секрету скажет,

    Что все-таки Битюг – его река.


    Любовь Павленко

    Любовь Валентиновна Павленко родилась в 1847 году в городе Боброве. Окончила школу и с 1964 года по 2003 год работала в сфере бытового обслуживания в Бобровском фотоателье. Стихи начала писать с 1990 года. В настоящее время пенсионерка, ветеран труда. Стихи ее посвящены любви к родному краю, близким, друзьям.


    Чтец: Стихотворение «Милая сторонушка».
    Милая сторонушка,

    Любимые края,

    Здесь нивы хлебородные,

    Зеленые поля.

    Леса и перелески,

    Озера и пруды,

    Здесь церкви златоглавые,

    Вишневые сады.

    Куда бы не уехала,

    Зовешь к себе ты вновь:

    Не угасает в сердце

    К земле родной любовь.

    Далекая сторонушка,

    Бесспорно, хороша,

    Но только к милой родине

    Лежит моя душа.


    Татьяна Подшибякина

    Татьяна Подшибякина – хреновская поэтесса, очень добрый и отзывчивый творческий человек. Она притягивает к себе людей себе подобных – творческих и интересных. Татьяна автор многочисленных сборников стихов. «Поэзия Татьяны захватывает своей искренностью, своей до боли пронзительной глубиной понимания человеческих чувств. Ее понимание жизни не оставляет равнодушным никого их читателей. В ее стихах нет ни одной буквы фальши, нет никакого приукрашивания событий. В них жизнь во всех ее проявлениях и открытая настежь душа, в которой предстоит еще много сделать для своих благородных читателей», - так написал Дмитрий Попов о Татьяне.


    Чтец: Стихотворение «Лебеди»
    По хрустальной глади Битюга,

    Появившись будто ниоткуда,

    Пара лебединая плыла,

    Словно сказка, неземное чудо.


    Вся сияла белизной река.

    Распускаясь, ивы зеленели.

    С неба, отражаясь, облака,

    Улыбаясь, на себя смотрели.


    Рассыпались блики на волнах,

    Весело друг друга догоняли.

    В утренних волнующих лучах

    Величаво лебеди блистали.
    В памяти прекрасных птиц чета

    С царственно склоненной головою

    Символом осталась навсегда

    Верности, надежности, покоя.


    Уважаемы наши гости! Вы познакомились лишь с некоторыми литературными талантами, прославившими Бобровский край.




    «НАСЛЕДИЕ ДОБЛЕСТИ И СЛАВЫ»

    литературно- конкурсная программа


    Берегите Россию –

    Нет России другой.

    Берегите ее тишину и покой,

    Это небо и солнце,

    Этот хлеб на столе,

    И родное оконце в позабытом селе…


    Берегите Россию,

    Без неё нам не жить,

    Берегите её,

    Чтобы вечно ей быть

    Нашей правдой и силой,

    Всею нашей судьбой,

    Берегите Россию –

    Нет России другой.


    ВЕДУЩИЙ (1): Независи­мость России — это итог напря­жённого труда наших предков, итог ратных подвигов тех, кто, не щадя своей жизни, отстаивал не­зыблемость границ страны, это современная летопись отваги на­ших земляков, противостоящих преступным попыткам раскола могучей державы.

    Наше госу­дарство называется Российская Федерация. Ребята, а чем отлича­ется одно государство от другого? (Языком, на котором разговарива­ет народ, своими символами, ис­торией, обычаями, традициями, географическим положением.)



    (Ребята отвечают.)
    ВЕДУЩИЙ (2): Каждая стра­на мира имеет символы, которые отражают историю народа. С XIX века складывается трие­динство символов — герб, флаг, гимн. Российскую государствен­ную символику ныне представля­ет двуглавый орёл, пришедший к нам из княжеской России; бе­ло-сине-красный флаг, утверж­дённый Петром I; гимн, музыка которого была написана ещё в советские времена и доработана в наши дни.

    ВЕДУЩИЙ (1): Символические знаки вошли в употребление с незапамятных времён. Существует мнение, что древнейшим прообразом герба были тотемические изображения животных – покровителей племени или народа в первобытном обществе. Об употреблении символических знаков писал ещё древнегреческий поэт Гомер. Знаки вырезались на перстнях, ставились на оружии, гончарных изделиях, монетах, медалях ещё в древнем мире. Уже в III тысячелетии до н.э. древнейшие жители Междуречья, шумеры, применяли в качестве государственного герба изображение орла с львиной головой. Историкам известны такие символы, как змея в Египте, орёл в Персии, лев в Армении, сова в Афинах.

    ВЕДУЩИЙ (2): В Средние века редкий день обходился без военных действий. Из общей массы воинов стали выделяться наиболее выдающиеся, прославившиеся доблестью и храбростью. В знак свершения воинских подвигов рыцари помещали на своей одеж­де и оружии особые символиче­ские изображения. Первоначаль­но значение этих символов рыца­ри выбирали произвольно, но ког­да эмблемы стали постоянными и начали передаваться по наслед­ству, то для употребления симво­лических изображений

    установи­лись особые правила, а сами изображения стали называться гербами, что в переводе с немец­кого означает «наследство».

    Так в Западной Европе появи­лись гербы дворянских родов. Постепенно стали появляться гербы государственные, отдель­ных городов и территорий, а так­же цехов.
    ВЕДУЩИЙ (1): Российский герб очень древний. Он появился более 500 лет назад, в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич. На протяжении многих веков этот герб являлся символом Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь и Российской Федерации.

    У нас очень красивый герб. На нём изображён золотой двуглавый орёл на фоне российского флага. Происхождение двуглавого орла как государственного символа остаётся загадкой. Начиная с XIX века и в России, и на Западе появилось множество версий об истоках и причинах его возникновения. Известно, что орёл – одна из наиболее распространённых древних эмблем победы. В мифах многих народов эта птица являлась символом верховных богов и их посланцев.
    ВЕДУЩИЙ (2): В России изображение орла на русском гербе неоднократно изменялось. Каждое новое правление вносило в герб что-то своё.

    Вот он перед вами, наш государственный герб, золотой двуглавый орёл, который является символом единения народов России, живущих как в Европе, так и в Азии.



    (Демонстрируется герб РФ). Короны над его головами означают не только суверенитет всех субъектов Федерации, но и союз трёх ветвей власти:

    законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства и его единства. А всадник, поражающий копьём дракона, – древний символ победы добра над злом, что означает готовность всего народа отстаивать и защищать свободу и независимость. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в чистоте православной веры, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории.



    Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах, является обязательным атрибутом государственных учреждений, военных форм, пограничных знаков, государственных наград.

    А сейчас, ребята, мы проведём с вами викторину и узнаем, насколько вы любознательны и сведущи в истории.


    ВИКТОРИНА

    Вопросы:

    1.Что такое эмблема? (Условное или символическое изображение, выражающее какое-либо понятие, идею).

    2.Что такое герб? (Эмблема государства, города, сословия, рода; изображается на флагах, монетах, печатях, документах и т.д.)

    3.Как называется раздел истории, изучающий гербы и их происхождение? (Геральдика).

    4.Какая птица изображалась на гербе Российской империи?

    (Двуглавый орёл).


    5.Какая эмблема изображалась на гербе СССР? (Серп и молот на фоне земного шара в лучах восходящего солнца).
    6.Что означает корона, скипетр, держава? (Корона, скипетр, держава – регалии, знаки царской, королевской, императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует).
    7.Что означают три короны над головами двуглавого орла в современном гербе России? (Три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная).
    ВЕДУЩИЙ (1): Помимо герба есть ещё один символ власти – флаг. Флагом называют прикреплённое к древку или шнуру полотнище, строго определенных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба или эмблемы. Флаги являются символами объединения власти, официальным отличительным знаком государства.

    Кроме государственных существуют также флаги коммерческие, военно-морские, королевские, президентские штандарты и другие. Но откуда появился этот государственный символ? Существует предположение, что первым флагом мог быть посох древнего пастуха, ведущего за собой стадо. Посох являлся символом власти египетских фараонов и христианских епископов.

    В Древней Индии и Китае флаги существовали не как отличительный символ государства, а как воинское знамя. К высокой жерди прикрепляли полотнище с надписью или символическим изображением. Такое знамя было хорошо видно издалека и служи­ло знаком для сбора воинов.

    Слово «флаг» происходит от греческого «флего», что означало «сжигать, озарять, греть». Флаг у русских дружин был с язычес­ких времён. На страницах лето­писей можно видеть красочные рисунки: воин держит длинный шест с куском яркой ткани с из­ображением языческого бога. С принятием христианства флаги стали изменяться.
    ВЕДУЩИЙ (2): История рус­ского триколора берёт своё на­чало 9 апреля 1667 года, когда по указу царя Алексея Михайлови­ча было велено прислать в Си­бирский приказ ткани красного, белого и синего цветов для изго­товления флагов и вымпелов, предназначенных для строяще­гося первого корабля «Орёл». Однако государственным бело-сине-красный флаг ещё не стал. Лишь 20 января 1705 года царь Пётр I указом утвердил бе­ло-сине-красный флаг, придав ему статус народного (нацио­нального). Под ним бороздили моря и океаны суда торгового флота.

    Выбор цветов для флага не был случайным. Это был полити­ческий шаг, выбор союзника: бе­лые, синие и красные цвета име­ли флаги Англии, Франции, Голландии, а чёрные и жёлтые — флаги Германии и Австрии.
    ВЕДУЩИЙ (1): Ни в одном законе Российской империи не было статей, устанавливающих цвета государственного флага, но начиная с XVIII века внутри страны и за рубежом националь­ными цветами России считали белый, синий и красный. Однако во второй половине XIX столетия под влиянием немецкого барона Бернгарда Кёне, занявшего дол­жность управляющего Гербовым отделением Департамента Геральдии Сената, был поднят во­прос о пересмотре государствен­ных цветов Российской империи.

    ВЕДУЩИЙ (2): Барон считал, что цвета флага должны соответ­ствовать цветам герба: чёрный — чёрному орлу, жёлтый (золо­той) — полю его расположения, белый — серебряным доспехам и серебряному (белому) копью святого Георгия Победоносца.

    В 1858 году император Алек­сандр II утвердил чёрно-жёлто-белый флаг. В Российской империи стали употреблять два флага. Бело-сине-красный счи­тался национальным, народным, он вывешивался на гражданских судах и жилых домах. Чёрно-жёлто-белый считался имперским и развевался над казёнными до­мами.

    Два флага создавали много неудобств. И в 1883 году импера­тор Александр III предписал украшать здания в торжествен­ных случаях бело-сине-красны­ми флагами.
    ВЕДУЩИЙ (1): Споры вокруг цветовой гаммы флагов продол­жались вплоть до 1914 года, до Первой мировой войны, когда чёрные и жёлтые цвета германского флага стали в России крайне непопулярны. Только тогда был сделан окончательный выбор в пользу бело-сине-красной расцветки.

    Историческая судьба после событий 19-21 августа 1991 года вернула России бело-сине-красный и Андреевский флаги. С нами осталось и красное Знамя Победы, ведь это наша история.

    ВЕДУЩИЙ (2): Ребята, а вы знаете, что символизируют белый, синий, красный цвета российского флага? (Ребята отвечают).

    Есть разные версии. По одной – это единство моря, земли и неба, по другой – содружество трёх славянских народов, а третья связана с тем, что цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, красный –


    героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый – это вера, синий – надежда, красный – любовь.

    ВИКТОРИНА

    Вопросы:

    1.Как называется наука, занимающаяся изучением флагов и знамён? (Вексиллология. Вексиллум – четырёхугольное полотнище с рисунками и надписями, прикреплённое к горизонтальному древку, которое в свою очередь крепится к длинному вертикальному древку; использовался в качестве флага в Древнем Риме. В отечественной литературе употребляются также понятия «знаменоведение» и «флаговедение»).

    2.Вспомните древнерусское название воинского знамени. (Стяг, хоругвь).

    3.Что такое штандарт? (Флаг главы государства. Поднимается над местом пребывания последнего: над дворцом, на корабле и т.д.).

    4.Что такое флаг? (Полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски; является официальным отличительным знаком государства) .

    5.Как называется первый русский военный корабль? («Орёл»).

    6.Отличительным знаком каких российских войск является Андреевский флаг? (Военно-морского флота).

    7.Кто создал Андреевский флаг? (Пётр I).


    ВЕДУЩИЙ (1): Гимны имеют глубокие исторические корни. Если герб и флаг – символы «внешние», то государственный гимн всегда с нами. Ведь если знать мелодию и слова, то его можно спеть в любое время. Когда-то в странах Древнего Востока – Египте, Вавилоне, Индии – гимны были частью религиозных ритуалов восхваления богов. Но в качестве государственного символа гимн в Европе широко распространяется лишь во второй половине XVIII века. Музыкальную основу таких гимнов составляли молитвенные мелодии, военные марши, народные мотивы.
    ВЕДУЩИЙ (2): Гимн в переводе с греческого означает «торжественная песнь». Существуют гимны государственные, военные, религиозные, в честь исторического события или героя.

    В Древнюю Русь богослужебные песни-гимны пришли вместе с крещением в конце X столетия. В XV-XVI веках в Европе стали создаваться торжественные песни, сопровождающие выход государей. Великая французская революция породила в 1879 году официальный гимн французской республики – «Марсельезу».

    В эпоху Петра I с появлением регулярной армии появилась и музыка. Каждый полк имел свой оркестр и свой марш. Наибольшую известность получил Преображенский марш, появившийся в Преображенском полку. Автор этого марша неизвестен. Но сам марш стал общим для всей русской армии. Его использовали и в дни побед, и в дни праздников. Он выполнял функции советского гимна на парадах, торжественных выходах царских особ, посольских приёмах и являлся главным маршем России до конца 1917 года.
    ВЕДУЩИЙ (1): В России долгое время не было своего официального гимна. Существовало много различных вариантов, которые в течение длительного времени претерпевали изменения.

    После Октябрьской революции, с января 1918 года по 1943 год, официальным гимном СССР являлся пролетарский «Интернационал». В ночь на 1 января 1944 года по радио впервые прозвучал гимн Советского Союза, музыку которого написал А.В.Александров, а слова – С.В.Михалков и Г.А.Эль-Регистан. После распада СССР в 1991 году гимном России стала «Патриотическая песня» М.И.Глинки. После десятилетнего перерыва музыка А.В.Александрова вновь стала звучать как гимн Российской Федерации. Слова нового текста написал также С.В.Михалков.


    ВЕДУЩИЙ (2): Государственные символы и есть те самые пространственно-временные координаты, с которыми сверяется величественный корабль державы и вся команда отважных его граждан, самоотверженно ведущая его в бескрайнем океане истории.

    Как к гербу, флагу и гимну России будем относиться мы, россияне, так к нему будут относиться и в других уголках планеты. Ибо герб, флаг и гимн России – это единство, что принадлежит нам всем от рождения, передаётся по наследству и является нашей гордостью.



    «Есть город на карте России»

    (краеведческий час)


    Ведущий: Гербы занимают в нашей жизни гораздо большее место, чем может показаться на первый взгляд. Нет ни одного современного государства без своего герба. Гербы имеют многие семьи (прежде всего старые дворянские). Есть свои символы, фирменные знаки (по существу подобие гербов) – у политических партий, университетов, спортивных и других союзов и т.д.

    В этом океане символов почетное место принадлежит городским гербам. Облик каждого города – многогранен. Его былое, разные подвиги земляков, творчество местных умельцев, заслуга ученых, мастеров культуры, спортсменов – все это горожане хотели бы воплотить в своем гербе. Но, увы, герб не может вместить все богатство, многоцветие и особенности истории и современной жизни. Требуется найти такой символ, который бы обобщенно, с предельной лаконичностью выразил главное, что отличает именно этот город.



    Ведущий: Город, расположенный в самом центре Воронежской области. Город, окруженный бескрайними степями, заливными пойменными лугами и густыми сосновыми лесами. Город, история которого насчитывает уже более трех веков.

    … Год 1677. Широкая долина Битюга. Под холмистым, изрезанным оврагами, правым берегом, стоит маленькая деревянная изба приехавших на рыбную ловлю Воронежского жителя Никиты Полозова со товарищами. Через семь лет на этом месте образуется уже небольшой поселок, владельцем которого станет Троицкий монастырь города Козлова.


    К 1698 году поселок вырос до 18 дворов, а в 1699 по Указу Петра I был уничтожен как незнакомый.

    В 1701 году из северных губерний России сюда было переселено несколько семей дворцовых крестьян. Большинство переселенцев не вынесло тягот переезда, нового климата, эпидемий…



    Ведущий: И в 1704 году место будущего Боброва заселяют вновь. Переселенцы – выходцы из богатых древнерусскими и градостроительными традициями Костромского, Суздальского, Владимирского уездов.

    Новое поселение заложили уже не на берегу реки, а на верхней террасе – ровном участке.

    К 1707 году здесь был выстроен «государев двор», с бойницами и тремя башнями вместо крепости». С запада от «государева двора» образовалась большая торговая площадь, на которой в 1735 году была выстроена, вместо деревянной, каменная Троицкая церковь. Вокруг площади формировалась жилая застройка, улицы которой тянулись вдоль основных въездных дорог; следуя рельефу, они вели к реке, образуя кварталы неправильной живописной формы.

    Ведущий: Статус города поселение Бобровское получило в 1711 году, но вскоре опять было переименовано в село с учреждением в нем Бобровского Волостного Битюцкого правления.

    Окончательно село было переименовано в город Бобров лишь в 1779 году – с образованием Воронежского наместничества.

    В 1781 году был утвержден герб уездного города Боброва:

    «в верхней части щита – герб Воронежский,

    в нижней части – бобр в серебряном поле, означающий имя сего города».
    Ведущий: Герб жаловал городу, прежде всего, король или император как хозяин страны. Давалась грамота на герб, в которой перечислялись городские привилегии: торговать, варить пиво, право на определенный цвет печати и т.д. И как только у города появлялся герб, он сразу же помещался на печати, а если город чеканил монету – на деньгах. Герб украшал городские ворота, ратушу и другие важные городские здания, в виде памятников, барельефов, а иногда и скульптур, располагался на улицах города, расцвечивал флаги. Отовсюду смотрел он на горожанина, пробуждая мысли о тепле родного дома, о любви семье и преданности тому месту, где он живет.

    О гербе слагались оды, писались стихи, возвеличивая герб, прославляли историю города и подвиги горожан.



    Ведущий: История свидетельствует, что к «производству» гербов допускался не великий живописец, ибо рисование гербов – особое искусство, не говоря уже об их составлении. Людей этих называли – герольдами. Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие принципы и правила их составления и распознавания. И в конечном счет создали науку «Гербоведение» или «Геральдика».

    В 1859 году составлен проект герба Боброва:

    «В серебряном щите червленый бобёр с золотыми глазами языком.

    В вольной части – герб Воронежской губернии.

    Щит увенчан серебряной стенчатой короной и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой».

    Ведущий: В 2001 году составлен другой проект:

    «В серебряном поле на зеленой выпуклой оконечности черный бобр», утвержденный решением Совета народных


    депутатов городского поселения город Бобров от 15 июня 2006г. № 6 (7). Герб внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 2377.

    Герб по латыни – «трава». В старину её считали вечной, как сама земля, отсюда произошло слово «герб» – вечный символ, переходящий из поколения в поколение.

    Историки считают, что слово «герб» родилось от близких по звучанию слов, которые в польском, старочешском и немецком языках означают наследство.

    Ведущий: Геральдический щит: во временах крестовых походов рыцарский щит был самым удобным местом для размещения знака-символа. Так родилась традиция: изображение щит стало основой для гербов не только личных, но и многих государственных.

    Ведущий: Постепенно установилось пять основных форм гербового щита:

    Варяжский (треугольный) –


    Итальянский (овальный) –


    Испанский (квадратный, –

    слегка закругленный снизу)

    Немецкий (сложной формы) –


    Французский – самый удобный для размещения на нем геральдических изображений. Это прямоугольник, основание которого составляет 8/9 от его высоты. Нижние углы щита – закруглены, а в середине основания – остроконечный выступ.

    Именно на таком щите изображены герб

    Российской Федерации и герб города Боброва –

    Ведущий: Геральдические цвета: любой герб бросается в глаза издалека благодаря ярким, насыщенным краскам. Полутона в геральдике не допускаются. Цветовая гамма в целом сохраняется в большинстве гербов и состоит из 5 цветов:

    Красный – храбрость, мужество, неустрашимость


    Синий – величие, красота, ясность
    Пурпурный – достоинство, сила, могущество (это цвет королевских и императорских мантий)
    Зеленый – надежда, изобилие, свобода
    Черный – осторожность, мудрость, постоянство
    и двух металлов: желтый – золото

    белый или серый – серебро

    Изображение герба помещают на различных материалах: металле, камне, листе бумаги. Не всегда есть возможность раскрасить такое изображение.

    Поэтому вместо желтого (золото) поле заполняют

    т



    очками
    К


    расный цвет обозначается вертикальными линиями




    Синий обозначается горизонтальными линиями




    Зеленый – косыми линиями с наклоном вправо




    Пурпурный – косыми линиями с наклоном влево


    Черный – пересекающимися вертикальными и

    г



    оризонтальными линиями




    Белый (серебро) – поле остается просто белым


    Ведущий: Украшения гербового щита должны указывать на значимость города и занятия его жителей. Короны в геральдическом творчестве применяются очень широко. Корона помещается под щитом городского герба. Обычно это были башенные короны. Так называют короны, которые образованы городскими стенами с зубцами или башнями.

    Таких зубцов изображают три, считая четвертого, заднего не видно. В гербах уездных городов – серебряная башенная корона. Эти башенные короны стали обязательной принадлежностью гербов городов лишь с 1857 года в силу Высочайшего повеления. Гербовый щит мог быть окружен дубовыми листами с Андреевской лентой – герб губернии.



    Ведущий: Александровская лента с двумя золотыми молотками использовалась для промышленных городов.

    Александровская лента с двумя золотыми колосьями – для городов, отличающихся земледелием и хлебной торговлей и т.д. Наряду с государственным гербом официальным символом государства является государственный флаг. Его описание и положение о нем устанавливается законодательными актами. Древнерусские стяги являлись для наших далеких предков реликвией и святыней не только потому, что на них помещались религиозные изображения, но и потому, что их освещали в храме.

    Собирая войско в поход, его снабжали не только вооружением и провиантом, но и знаками святого

    покровительства. Каждый воин нес на себе крест или панагию (нагрудная иконка) с изображением святых. А воинство в целом охранял стяг.

    Одним важнейшим из общих норм по отношению к долгам – является взаимное уважение.

    (Слово предоставляется директору городского краеведческого музея Степановой Е.Д.)
    Ведущий: Создание городских гербов и флагов – дело государственное. Они должны утверждаться городским советом. Вместе с тем, в создании герба и флага призвана принимать активное участие городская общественность. Обсуждение проектов предлагаемых герба и флага должны проходить в условиях самой широкой гласности. Это служит пропаганде прошлого и настоящего родного края, его добрых традиций, способствуя тем самым патриотическому воспитанию, любви к малой Родине, с которой начинается вся наша Россия.

    «Геральдика – увлекательная наука»,



    библиограф И.В.Морхова и учащиеся городских школ.